Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по музыке на тему

Сергеева Наталья Владимировна

Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) школа

              МКОУ С(К)Ш

         

                    Методическая разработка по теме:

« Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ»        

                                           

        

                         

                                              Подготовила: Сергеева Н.В.

                        Учитель музыки, первой категории

                               

        

                    2015г

        

                                    Пояснительная записка

         

      Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно – компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.      

     Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

     Среди проблем можно назвать:

- непроизвольность движений;

- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

- речевые нарушения или отсутствие речи;

- замкнутость, неактивность детей;

- неустойчивое внимание и память у детей

     Особенность работы с такими детьми состоит:

- В стимуляции элементарной активности у ребёнка;

- В развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний.

     Главное и самое важное на занятиях – это атмосфера, возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить.

     Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдётся своё решение – музыкотерапия.

    Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.    

     Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

- помогает ускорить процесс терапии, так как внутреннее переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

        

- косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

    У детей с ограниченными возможностями круг представления о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность – которое проявляется как в музыкально – ритмических движениях, так в подпевании и пении.

    Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций можно использовать в своей работе следующие виды музыкально – двигательной терапии:

психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

логоритмические упражнения – вариант двигательной терапии, речедвигательных и музыкально – речевых игр, объединённых одним общим сюжетом и игровой формой.

     Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре.

     Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения:

 - игры на развитие внимания;

 - игры на развитие памяти;

 - игры на преодоление двигательного автоматизма;

 - подвижные игры;

 - игры, способствующие успокоению и организации;

 - игры, на выражение различных эмоций.

Все эти игры сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Логоритмические занятия.

Занятия строятся согласно определённой последовательности:

- ритмическая разминка;

- упражнение на развитие внимания;

- упражнение, регулирующее мышечный тонус;

- упражнение на развитие чувства темпа и ритма;

- упражнение для развития координации слова с движением;

- слушание;

- пение;

- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

- упражнение для развития речевых и мимических движений.

    Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность. Решаются и задачи познавательной сферы:  дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, заметна положительная динимика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания.

    Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Появляется песенный материал, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать её – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

     Но самое главное, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребёнка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально – личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

                                           Литература

1. Екжанова Е.А., Стребелёва Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа. – М. Просвещение, 2003г.

2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии (Под ред. Е.А. Медведевой. – М. Издательский центр «Академия», 2002г.

3. Скрыпник И. Логоритмические занятия. Дошкольное воспитание. – 1996г. - № 5 – 9.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М. Просвещение, 1990г.