Дополнительная общеразвивающая программа "Цифровая компьютерная фотография"
методическая разработка на тему

Галкин Сергей Владимирович

Дополнительная образовательная программа «Цифровая фотография и компьютерные технологии» предназначена для обучения детей и молодежи фотографии и работе с фото редакторами на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnzapiska.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Введение

     Фотография (от греческого photos- свет и grapho- пишу)- теория и практика получения  обьектов, событий, процессов на светочувствительных фотографических материалах. Как отрасль одновременно и науки, и техники, и искусства она основана на способности света образовывать в светочувствительном слое фото материала скрытое фотографическое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращается в видимое - негативное или позитивное.

Фотография прочно заняла своё место в науке, технике, освоении космоса, геологии, криминалистике, медицине, общественной жизни. Она давно уже стала самостоятельным видом искусства, которое привлекает миллионы людей в мире.

    К сожалению фотографию принято считать делом простым и доступным для всеобщего понимания. Часто приходится слышать: «А что в ней хорошего?! У меня тоже есть фотоаппарат, и получаются хорошие карточки». Расхожее убеждение и заблуждение.

    Возьмём в руки любой иллюстрированный журнал. Перелистаем страницы. Великолепные цветные фотографии – портреты, архитектурные и пейзажные снимки, жанровые сцены. Какое это чудо – остановленное мгновение жизни! Между прочим, настоящая «машина времени», переносящая нас в прошлое. Посудите сами – вот цветок, который отцвёл годы назад. Вот дома, которые выглядят совсем иначе.

   Фотография – это мгновенный срез времени и самостоятельный вид искусства, достойный исторический документ и художественное произведение.

   Более чем полуторовековая история развития фототехники довела аналоговую фотографию до вершины технологического совершенства. Ещё 20 лет назад реальной альтернативы ей не было. Сейчас монополия традиционной фотографии основательно подорвана. «Электронные плёнки» цифровых фотоаппаратов по количеству регистрируемых деталей на единицу площади практически не уступают обычным фотоплёнкам. Таким образом, вопрос с «электронной плёнкой» можно считать фактически решенным. Аналоговая пока ещё даёт значительно более качественные результаты, чем цифровая фотография. Но разница в качестве очень быстро сокращается, и недалеко то время, когда цифровая фотография по качеству получаемых результатов сравняется с аналоговой.

   Цифровая фотография имеет целый ряд преимуществ перед аналоговой. В первую очередь, это быстрота получения результата. Его сразу можно увидеть и, при необходимости, повторить съёмку.

   Возможность сразу оценивать результат съёмки имеет очень большое значение в процессе обучении фотографии. Педагог сразу видит ошибки ученика и корректирует их. Поэтому эффективность такого обучения выше.

   Следующим преимуществом является возможность обработки цифровой фотографии с помощью компьютера. Современные программы для обработки фотографий позволяют очень быстро и качественно делать фотомонтажи, ретушировать и восстанавливать старые фотографии, применять разнообразные спецэффекты, которые недоступны аналоговой фотографии.

   Быстрота получения результата и широчайшие возможности для творчества делают цифровую фотографию всё более привлекательной не только для профессионалов, но и для огромной армии фотолюбителей.

Пояснительная записка.

Актуальность и отличительные особенности программы.

Дополнительная образовательная программа «Цифровая фотография и компьютерные технологии» предназначена для обучения детей и молодежи фотографии и работе с фото редакторами на компьютере.

Программа составлена в соответствии со спецификой требований к организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.       Образовательная программа предназначена для обучения детей 10-18 лет в течении 2 лет с педагогической нагрузкой: 1 год обучения-4 часа в неделю; 2 год обучения – 6 часов в неделю на одну группу. Продолжительность одного занятия – 2 урока по 40 минут с одним 10минутным перерывом или 3 урока по 40 минут с двумя 10минутнымиперерывами. Распределение времени занятий таково, что основная часть отводится практическим занятиям, а теоретическая дается в форме бесед, аудио – видео материалов, либо в игровой форме.

На занятиях первого года обучения, учащиеся овладевают основами фотографического ремесла, цифровой и компьютерной техники

Второй год обучения предусматривает углубление теоретических знаний и усложнение выполняемых практических заданий.

В ходе занятий используются индивидуальные, групповые формы работы, а также фронтальная работа со всей группой.

Цели и задачи программы.

Целью программы является становление профессионального мастерства фотографа с помощью современных цифровых технологий и развитие творческих способностей личности.

Задачи программы:

Целью программы является содействие становлению личности ребенка, его социализации в жизнь современного общества через развитие эстэтических, культурных и духовных ценностей, развитие интереса у детей и молодежи к занятиям фотографией.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  • обучать учащихся освоению цифровой и компьютерной техники;
  • сформировать умения и навыки для овладения основами фотографического ремесла;
  • развить творческие способности учащихся;
  • сформировать осознанное стремление к общественно-полезному труду;
  • воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность;
  • воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Ожидаемые результаты образовательного процесса.

Учащиеся по окончании обучения должны:

Знать:

  • устройство и основные характеристики цифровых фотоаппаратов;
  • правила технической эксплуатации и ухода за фотоаппаратурой;
  • основы экспонометрии;
  •  основы работы со студийным светом;
  • основные законы и правила композиции;
  • правила обращения с компьютерной техникой;
  • современные компьютерные программы для работы с фотоизображениями;
  • особенности подготовки фотоизображения для печати на фотопринтере;
  • основы создания электронных фотоальбомов и презентаций.

Уметь:

  • настраивать цифровую фотоаппаратуру для эффективного использования ее в разнообразных условиях съемки;                                                        
  • переносить информацию с цифрового фотоаппарата в компьютер, записывать       цифровые фотографии на СD диски;
  • грамотно пользоваться источниками искусственного света;
  • проводить фотосъемку различных жанров фотографии;
  • пользоваться сканером (сканирование фотографий и негативов);
  • пользоваться фотопринтером;
  • проводить техническую и художественную ретушь фотоизображений с помощью современных компьютерных технологий;
  • создавать цифровые фотоальбомы и презентации.

Итогом реализации образовательной программы является участие воспитанников в учрежденческих, районных, областных выставках.

Программа адаптированная, составлена на основе авторской Мусорина М.К. и носит вариативный характер.

Контроль за освоением программы и диагностика результатов образовательного процесса.

Контрольными точками проверки приобретенных знаний, умений и навыков в процессе освоения образовательной программы, являются: устный опрос, тестирование на компьютере, защита творческих проектов на выставках.

По каждой теме в программе дается теоретический материал и перечень практических работ. Программа построена с учетом таких дидактических принципов, как:

   -  учет возрастных особенностей школьников

   -  учет индивидуально-психологических особенностей школьников.

    -  от простого к сложному;

   -  доступности;

    -  последовательности;

    -  наглядности;

    -  использование различных методов обучения.

В ходе занятий используются индивидуальные, групповые формы работы, а так же фронтальная работа со всей группой.

Воспитательный аспект.

Задачи в воспитательной деятельности:

   -  Создание условий для развития патриотизма, воспитания уважения к истории и               культуре своего и других народов.

   -  Содействие в формировании социально-ориентированной личности подростка, способной адаптироваться в современных условиях.                                                              

-  Развивать потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении.

   -  Приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формировать осознанное стремление ребенка к дальнейшему духовному обогащению.                                                                                                                       -  Содействие личностному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в развивающемся обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Работа с родителями.

Работа с родителями проводится в течении всего учебного года:

      организационное родительское собрание;

       беседы по телефону;

       личные беседы;

       участие родителей в экскурсиях и учрежденческих мероприятиях совместно с

       учащимися;

       отчетное родительское собрание.

Развитие творческих способностей учащихся.

Способность фантазировать и творить в той или иной степени заложена практически в каждом человеке. Однако эти способности могут проявляться далеко не всегда. Для этого нужны особые условия. Огромное влияние на развитие творческих способностей оказывает окружающая человека среда, род его занятий и увлечений, характер организации деятельности.

В этом плане занятие фотографией, как любым видом искусства, создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности. В самой природе фотографии заложено проявление индивидуальных особенностей и творческих возможностей фотографа, будь то ребенок или опытный фотомастер.

Контрольные задания  и практические работы носят творческий характер. На теоретических занятиях, особенно при разборе фотографий, необходимо заострять внимание на интересных находках автора и вырабатывать у учащихся негативное отношение к любым элементам формализма и подражательства.

Учащимся создается оптимальное напряжение при обучении. Под этим понимается такое напряжение, когда трудности в обучении являются посильными и преодолимыми, а ситуации успеха испытываются чаще, чем неудачи. Переживание учащимся ситуации успеха в выбранном виде деятельности, особенно на первых порах, способствует формированию потребности в выполнении этой деятельности.

Для  активации творческого потенциала необходимо предметом работы сделать эмоции человека, т.е. каждый учащийся должен иметь возможность проживать, осознавать и выражать свои различные эмоциональные состояния. Фотографируя в одном и том же месте одно и то же, различные люди сделают совершенно различные фотографии, так как каждый из них видит и чувствует по-своему, что и отражается в фотографии.

Большую помощь педагогам в развитии творческих способностей учащихся оказывают современные компьютерные технологии:

   -  компьютер позволяет быстро просмотреть отснятый материал и оценить результат съемки;                                                                                                                                                                           -  легко преобразовать отснятый материал в соответствии со своими задумками;

   -  на основе отснятого материала создать фотоколлажи, что очень сложно, а часто и невозможно получать средствами традиционного фотопроцесса;                                       -  создавать творческие мультимедийные презентации из своих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"

Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности",  для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА" (2 года)

Образовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика» относится к техническому направлению в программе дополнительного образования детей и является частью общей программы дополн...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы техники фотографии и фотомастерства»

Основная цель программы – на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализаци...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» имеет техническую направленность и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного о...

Дополнительная общеразвивающая программа "Компьютерная графика"

Программа «Компьютерная графика»» имеет техническую направленность, разработана в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, сод...

Дополнительная общеразвивающая программа «Компьютерная графика»

Направленность:дополнительной и общеразвивающей программы «Компьютерная графика» техническая.Адресат программы:Программа адресована подросткам (мальчикам и девочкам). Программа рассчитана ...