«Дополнительное образование: от спроса до признания».
статья на тему

Молчанова Юлия Андреевна

Анализ динамики развития учреждения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dopolnitelnoe_obrazovanie_-_ot_sprosa_do_priznaniya.docx238.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Дополнительное образование: от спроса до признания».

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества г. Талдома

методист

Молчанова Юлия Андреевна

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, является учреждение дополнительного образования детей. Здесь обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Вместе с тем дополнительное образование  все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.

Отсюда следует, что в современных условиях от умения своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию, зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком и его семьёй: направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Такой подход требует от дополнительного образования (ДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии обучающихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

На современном этапе развития системы ДО сформировались следующие его функции:

- социальная

- психологическая

- образовательная

1. Социальная функция - направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса - удовлетворение потребности  познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;

д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

2. Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в ДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для педагогов, родителей и детей.

3. Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская театральная студия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

По самой образовательной специфике учебно-воспитательный процесс в дополнительном образовании должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают: образовательные  программы; обучающиеся; педагоги дополнительного образования; руководители (управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа; родители, в смысле изменения их установок и отношений к функциям дополнительного образования в обучении их детей; образовательная среда; социальная макросреда (район, окружающий социум); и само учреждение дополнительного образования как объект саморазвития.

В целом для дополнительного образования характерна разнородность контингента обучающихся по таким индивидуально-психологическим различиям:  явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

В зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых и т.п. возможностей  определяется спектр предлагаемого предметного содержания дополнительного образования.

Организация и содержание образовательной  деятельности МУ ДО ДДТ г. Талдома строится на педагогически обоснованном выборе дополнительных образовательных программ по направлениям:

- художественно-эстетическое,

-социально-педагогическое,

-физкультурно-спортивное,

-военно-патриотическое,

-эколого-биологическое.

Проведенный анализ возрастных показателей обучающихся за период с 2011-2012 учебного по настоящее время, выявил,  что наибольший интерес к образовательным услугам, предоставляемым в Доме детского творчества проявляют дошкольники, дети младшего и среднего школьного возраста. Показатели заинтересованности детей старшего школьного возраста стабильно низкие, причем направлены в сторону дальнейшего снижения.

Таблица 1 - Динамика обучающихся по возрасту

Возраст

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2014-2015

уч.г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Дошкольный,

младший школьный

272

20

465

39

506

39

475

38

Средний

795

59

487

41

501

39

560

45

Старший

283

21

255

20

277

22

210

17

Всего детей

1350

1207

1284

1245

Возьмем текущий 2014-2015 учебный год.

  1. В ДДТ

всего детей - 1245
непосредственно на базе ДДТ - 353
по району – 892

2) Непосредственно на базе ДДТ

по возрастам
дошкольный, младший школьный возраст - 245
средний - 71
старший  – 37

Наиболее многочисленными являются  художественно – эстетическое и социально-педагогическое направления.

Таблица 2 – Распределение по направлениям

Анализ динамики обучающихся по гендерным различиям показал, что Дом детского творчества более привлекателен для девочек. Причем процентное отношение девочек к мальчикам растет.

Таблица 3 - Динамика обучающихся по гендерным различиям.

Пол ребенка

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

мальчики

621

46

540

45

525

41

девочки

729

54

667

55

759

59

Всего детей

1350

1207

1284

Для мальчиков наиболее интересны занятия в спортивных объединениях, также пользуется популярность объединения театральной направленности и ЮИД.

Большей популярностью у девочек пользуются объединения художественного и декоративно – прикладного направления, танцевальные, хореографические и вокальные объединения.

Анализируя и обобщая работу Дома детского творчества за последние года, можно уверенно сказать что, мы стараемся двигаться в ногу со временем, удовлетворять возникающие потребности и своевременно реагировать на спрос со стороны наших непосредственных потребителей – детей.

Здесь важной фигурой выступает – педагог, ведь именно он должен чувствовать ребенка, выявлять его наклонности и желания. Поэтому педагогу доп.обр. нужно всегда быть в курсе новинок и веяний, ведь только так можно заинтересовать современного ребенка.

Например, если раньше детей интересовало вязание, шитье. Из бисера плели колье и броши. Рисовали красками и карандашами на обычном листе бумаги, при этом картинки подбирали из книг и журналов.

Если лепка – то пластилин, если аппликация – то цветная бумага. Выбор почти всегда однозначный.

А сейчас многое изменилось, многое кануло в лета и стало просто не актуально. Одежда поражает своими фасонами и расцветкой, поэтому дети просто не понимают – зачем учиться шить или вязать?  Когда можно пойти и купить готовую одежду  в магазине, не приложив к этому никаких усилий. Совсем другое дело, если сделать такой подарок своими руками, который стоит дорого или вообще не продается.

Если клеить из бумаги или плести из бисера, так ребята хотят чтобы получилось что то креативное. Чем необычнее используется для этого материал, тем больше у детей заинтересованности.

Если рисовать, то восковыми карандашами, маслом, пастелью.

Раньше увлекательно было делать поделки из сухоцветов – теперь с удовольствием лепят из соленого теста объемные фигурки и делают красивые панно.

Детям теперь интересен декупаж, батик, папье маше, модульное оригами, торцевание, терро, картины из скорлупы, спилов  и многое другое новое, необычное. Поэтому педагогу так важно быть в курсе появляющихся новых материалов, техник и направлений.

Так же нужно брать во внимание и другие факторы – повысился % обучающихся мальчиков или девочек – сделали уклон на интересы соответствующего пола; идет динамика повышения количества детей той или иной  возрастной категории – преобразовываем тематический план с учетом способностей и потребностей данного возраста.

А уж если ваше объединение стремительно теряет популярность и количество детей уменьшается год от года, то пора как можно скорее  задуматься о кардинальных изменениях, а возможно и о смене направления образовательной деятельности.

Данные контрастные примеры построены на анализе динамики развития нашего Дома детского творчества, и конечно же, они отражают радикальные изменения. Но суть такова, что интересы детей меняются с течением времени, и мы должны это  тонко чувствовать и своевременно реагировать. Ведь, в конечном счете, цель одна – сформировать в ребенке  гармоничную и разносторонне развитую личность, а успех в данном случае напрямую зависит от нас с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Приказ Об итогах окружного этапа Xlфестиваля художественного творчества педагогов дополнительного образования «Признание»

Об итогах окружного этапафестиваля художественноготворчества педагогов дополнительногообразования «Признание»...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...