Программа ЛОУ Телетеремок
методическая разработка на тему

Кузнецова Светлана Васильевна

тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт

Скачать:


Предварительный просмотр:


Планета Детства

комплексная программа оздоровительного лагеря дневного пребывания

для детей школьного возраста 6,5-16 лет

(организация и реализация)

Период реализации – 3 летняя смена 2013 года

Составитель:

Ермакович Елена Николаевна

Методист

г. Лесной

2013г.
^
Ура-а-а-а-а-а! Каникулы! Сколько радости в этих детских возгласах.

Ожидание летних каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых книгах, играх, прогулках, встречах с друзьями и отдыхе от обязательных занятий в школе. Это - новый образ жизни в детском коллективе, вне обычной атмосферы.

Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема, в решение которой неоценима помощь взрослых и, прежде всего педагогов.

Для того чтобы отдых детей сделать полноценным, была разработана программа организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей для лагеря с дневным пребыванием детей школьного возраста «Планета Детства», пронизанная единой темой заботы о человеке, и охране окружающей среды, которой посвящен 2013 год.

Традиционным остается основной состав педагогического коллектива лагеря из работников ДПЦ. ^ – это задачи, стоящие перед педагогическим коллективом лагеря на разных этапах его существования, над выявлением способностей детей, даже скрытых, и развивать их, формируя активную и ответственную жизненную гражданскую позицию школьников.

Данная программа составлена на 1 летнюю смену для разновозрастных отрядов, где будут отдыхать дети школьного возраста, где подростки будут являться старшими товарищами, помощниками и наставниками младшим, применяя метод соуправления.

Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной системе организации и планирования лагерной смены. Дети являются соучастниками содержания их отдыха.

Досуг, игры, тренинги будут побуждать детей к приобретению новых знаний по здоровьесберегающим технологиям и ответственному отношению к окружающей среде, к серьезным размышлениям и принятию здорового, активного образа жизни, к умениям и практическим навыкам самоуправления, к выстраиванию конструктивной коммуникативной линии поведения и социально-гражданской позиции.

Поэтому программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, развивающие мероприятия, которые позволят детям без значительных материальных затрат оздоровиться, обучиться – узнавая много нового, полноценно и интересно отдохнуть.

В рамках лагерной смены у педагогов появляется возможность управлять процессом неформальных взаимоотношений детей, корректируя отношение маленького человека к окружающей действительности и своему внутреннему миру. Ребёнок, уходя домой, продолжает жить жизнью лагеря: он получает задание к завтрашнему дню, информацию о том, что ждёт его завтра. В подготовке к новому дню можно подключить и родителей.

^ лагеря носит комплексный характер и


  • включает в себя:


- практически-ориентированную деятельность детей;

- физически и творчески соревновательную активность;

- творческую деятельность художественно-эстетического и познавательного содержания;


  • нацелена на:


- проведение оздоровительных мероприятий с детьми;

- решение социально-педагогических и нравственно-эстетических задач по воспитанию подрастающего поколения;

- профилактику чрезвычайных ситуаций и отклонений в развитии детей.

Актуальность. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей школьного возраста является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, физкультурно-спортивного развития, художественно-эстетического творчества, гражданско-патриотического, экологического и социального воспитания ребенка. Это система, способствующая развитию ребенка как социальной личности, его духовного, физического и творческого саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

Цель функционирования лагеря: организация детского отдыха и оздоровления в середине летних каникул, помощь семьям, нуждающимся в социальной поддержке.
^


  1. Организация ресурсного обеспечения смены, необходимого финансирования.

  2. Привлечение в лагерь детей-инвалидов, опекаемых детей, детей из приемных, малообеспеченных, многодетных, асоциальных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, школьников, состоящих на профилактическом учете в ТКДН и ЗП, ОПДН ОВД и на внутришкольном учете.

  3. Обеспечение соблюдения норм охраны здоровья, безопасности, санитарно-гигиенических и других действующих правил и норм пребывания детей в условиях городского лагеря с дневным пребыванием детей.

  4. Обеспечение эффективного управления функционированием лагеря.

Программа «Планета детства» опирается на следующие принципы:

1. Принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: один из важнейших принципов экологического образования.


  1. Принцип комплексности оздоровления и воспитания.


3. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

4. ^ результатом деятельности воспитательного характера в ОЗЛ является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

5. Принцип разновозрастности.

6. Принцип демократичности и добровольности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

7. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

8. ^ творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

9. Принцип сочетания защиты и социального развития детей
^
Приоритетной основой форм и методов реализации программы является гуманизация среды обитания детей в лагере, через призму заботы об окружающем мире, в т.ч. человека, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на социальную, творческую и физическую активность ребёнка, выводят его на уровень сотрудничества и соуправления, т.е. совместной организованной работы воспитателей, вожатых и детей.

В своей работе педагоги используют ^ 7-«О»: организация, образование, оздоровление, общение, оптимизм, одухотворенность, отдых.

Основная идея работы с детьми в лагере заключается в создании образов двух виртуальных «городов» (отрядов), озабоченных своим развитием для выживания их городов и окружающей природы, и проведении между «их жителями» различных состязаний по преодолению себя, для достижения следующего уровня своего развития и родного «города», что избавит их мир «Планету Детства» от вымирания.
^
Оздоровительная и санитарно-гигиеническая  одна из основополагающих направленностей программы. Фельдшер, который обеспечивают необходимые медицинские осмотры и медицинскую помощь, через беседы, лекции и инструкции ведёт санитарно-профилактическую работу. Проводится ежедневная витаминизация детей. Детям прививается соблюдение режима питания, правил поведения за столом, санитарно-гигиенических правил, здоровый образ жизни.

^ отвечает единой теме года в России, вызваной большой тревогой в мире за загрязнение окружающей среды, которое является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются неразумное, недальновидное отношение к природе. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения, необходимо экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие экологической культуры детей, осознанное отношение и ответственное личное поведение школьников к окружающей природе.

Образовательно-досуговая – отвечает детским запросам на проведение массовых мероприятий и коллективно-творческих дел. Формирует культуру проведения свободного времени.

Социально-педагогическая – необходима для повышения воспитательного эффекта программы, проявления навыков самоуправления, развития коммуникативных способностей и формирования культуры детей.

это целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают адекватно-позитивные основы решения проблем взаимодействия человека и общества.

Гражданско-патриотическая – школьники овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы.

Физкультурно-спортивная – формирует активный образ жизни детей, который предусматривает ежедневную зарядку, спортивные часы, проведение спортивных соревнований, турниров, спартакиады в противовес бесцельному и бездумному времяпровождению. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортзале. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в детском организме.

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

^ и характеристика управленческой структуры.

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания при муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский (подростковый) центр».


Сроки проведения лагеря – с 25.07. по 17.08.2013 года.

Заказчиком открытия лагеря при ДПЦ является МКУ «Управление образования» ГО «Город Лесной».
^

Количество смен летнего лагеря, их продолжительность. Программа рассчитана на 1 (третью) летнюю смену, продолжительностью –

21 день.


Адресность. Программа рассчитана на детский коллектив из числа школьников, обучающихся в объединениях ДПЦ, на категории детей-инвалидов, опекаемых, детей из приемных, малообеспеченных, многодетных, асоциальных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, школьников, состоящих на профилактическом учете.
^
Общая численность детей лагеря – 50 человек в возрасте 6,5-16 лет.

Планируемое число отрядов – 2.

Отряды формируются по принципу разновозрастности.
^
Программа реализуется на базе двух подростковых клубов ДПЦ, г. Лесной, Свердловской области – ПК № 2 «Буревестник» по адресу: ул. К-Маркса, 7, и ПК № 5, по адресу: ул. М-Сибиряка, 47.
^
Подготовительный этап (март-май):

- Разработка программы лагеря;

- Посещение совещаний, семинаров по подготовке к летнему отдыху детей, организуемых в районе и городе;

- Взаимодействие с заинтересованными организациями (договоры, заявки...);

- Методическое обеспечение лагеря;

- Подготовка организационно-управленческой документации.

^

- Подбор педагогических кадров; в основном сохраняется состав педагогов, работавших в предыдущие годы;

- Формирование штатного расписания работников лагеря;

- Подготовка вожатых из состава педагогов ДПЦ, студентов ВУЗов, учащихся 8–10-х классов, обучение их в Школе вожатых;

- Прием документов и запись детей в лагерь (по заявлению родителей);

- Формирование списков детей;

- Подготовка и проведение педсовета «Организация работы летнего лагеря дневного пребывания» (обсуждается тема и план работы, количественный);

- Методическое обеспечение лагеря;

- Материально-техническое обеспечение лагеря;

- Инструктивно-методическое совещание администрации и руководителей лагеря «Организация воспитательного процесса в лагере», (утверждается план и режим работы, штат и должностные обязанности работников лагеря);

- Медосмотр работников лагеря;

- Подготовка клубов ДПЦ к приему детей;

- Приемка клубов комиссией УО.

^

- Зачисление детей в лагерь;

- По содержанию программы;

- По режиму дня;

- По плану мероприятий программы;

- По отчетной документации.

Нормативно-правовое.


  1. Конвенция ООН о правах ребенка.

  2. Конституция РФ.

  3. ФЗ РФ «Об образовании».

  4. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российский Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ.

  5. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.1996г.№ 2-ФЗ.

  6. ТК РФ от 30.12.2001 г. № 197-Ф3.

  7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» на текущий календарный год.

  8. Приложение к письму департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки России от 26.10.2012г.№ 09-260 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей».

  9. Рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по организации оздоровительной кампании детей в 2013 году.

  10. Письмо ГИБДД УВД России «Перевозка детей автомобильным транспортом».

  11. Закон Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка».

  12. Закон Свердловской области от 15.06.2011 г. № 38–ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области».

  13. Постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2012 г. № 220-ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 годах».

Методические рекомендации по организации отдыха детей в каникулярное время. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Организация отдыха детей в каникулярное время». 2013г.

^

В организационном, содержательном и научно-методическом аспектах данная программа строится на основах преемственности и развития результатов предыдущих лет.


Организационно-методическое обеспечение программы:

- нормативно-правовая,

- организационно- методическая документация;

- комплект инструктивно - распорядительной и рекомендательной документации;

Начальник лагеря, старший вожатый и воспитатели обеспечивают руководство методической работой лагеря.

Организуется Совет соуправления лагеря, в который входят начальник лагеря, 3 вожатых и по 2 человека от отряда, всего 8 – 9 человек. Совет участвует в разработке и обслуживании дел лагеря. Руководит Советом начальник лагеря. В отрядах работой с детьми занимаются воспитатели и вожатый, из числа педагогов учреждения. К работе старшим вожатым привлекаются студенты вузов, учащиеся старших классов, прошедшие подготовку в школе вожатых.

Научно-методические основы лагерной смены:


  • методический комплекс для проведения занятий «Школа вожатых»;


- учебно-методический комплект: плакаты, конспекты занятий, мероприятий, конкурсов, соревнований и коллективных творческих дел, аудио и видео-материалы, список литературы.

- рекомендации педагогам и детям по наглядному оформлению лагеря и отрядных уголков (см. в Приложении).

В лагере работает фельдшер, обеспечивая методическое обеспечение санитарно-профилактической и просветительской работы.
^
Ежегодно лагерь комплектуется профессиональным педагогическим составом. Остается традиционным основной педагогический состав лагеря из работников ДПЦ (начальник лагеря, и по 2 воспитателя и вожатую – на 1 отряд), который, видит свою роль в том, чтобы формировать активную жизненную позицию школьников, развивать их коммуникативные и организаторские способности, который, в соответствии со штатным расписанием, участвует в реализации программы.

- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря.

- Воспитатели – организовывают работу отрядов.

- Вожатые – помощники воспитателей.

На должность старшего вожатого привлекаются студенты ВУЗов, учащиеся 8–10-х классов,

Организационная деятельность по комплектованию штата лагеря кадрами осуществляется директором учреждения совместно с начальником лагеря.


  • Материально-техническое.


Материально-техническая подготовка летнего лагеря:


  1. Оформление лагеря и отрядных мест;

  2. Формирование состава детей по отрядам;

  3. Проведение родительского собрания.


Материально-техническое оснащение, обеспечение программы.

Для работы лагеря предоставляется 1 этажи подростковых клубов № 2 и № 5. Каждый отряд имеет свою общую комнату (зал), туалет, умывальник, раздевалку. В наличии имеются:

- аптечка первой медицинской помощи;

- кулеры с питьевой водой;

- одноразовые стаканчики для питья;


  • методический комплекс для проведения занятий «Школа вожатых»;

  • канцелярские товары и принадлежности;

  • музыкальная, теле-видео-аудио-аппаратура;

  • учебные видеофильмы;

  • спортивный инвентарь;

  • игровой инвентарь;

  • видео-и аудиоаппаратура;

  • настольные и развивающие игры;

  • реквизит для конкурсных программ;

  • цветные футболки, кепки для конкурсных программ;

  • набор материалов для работы творческих мастерских

  • призовой фонд, грамоты, дипломы.

  • Финансовое.

Путевки в оздоровительный лагерь при ДПЦ на детей городского округа «Город Лесной» предоставляются МКУ «Управление образования» ГО «Город Лесной» бесплатно для всех категорий семей и детей. Путевки частично оплачиваются из городского бюджета, частично из областного.

^
В подготовительный период ведётся просветительская работа по организации лагеря и привлечению педагогических кадров и детей.

Педагогический коллектив лагеря знакомится с программой на летнюю смену. Информируется о процедуре прохождения мед.осмотра и инструктажей для педагогов и детей. Перед началом смены собирается родительское собрание, где родители знакомятся с режимом работы, с программой лагеря. Информируются о правилах техники безопасности и поведения детей в лагере, о режиме дня, о питании детей и форме их одежды.

В течение лагеря, в конце каждого дня подводятся итоги проведённых дел, выпускаются молнии, ведутся дневники отрядов и летописный дневник-фото-альбом жизни лагеря.
^
Классификационные параметры программы:

По направленному уровню применения: социально-педагогическая.

^ педагогика сотрудничества.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные

По концепции усвоения: развивающая.

По формированию социально-личностных качеств:

- СУМ (самоуправляющие механизмы личности),

- ДПС (действенно-практические способности),

- НЭК (нравственно-эстетические качества личности),

- СВС (социально-волевые способности).

^ клубная.

По типу управления деятельностью: детская организация

По походу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, социально-программирующие, творческие.

^ школьный возраст от 6, 5 – 16 лет.

Программа деятельности лагеря «Планета Детства».

Лагерь при ДПЦ работает не первый год. За это время сложилось немало традиций, которые легли в основание программы.

Цель программы – способствование гармоничному развитию личности детей и подростков через систему мероприятий и организацию благоприятных условий, направленных на оздоровление и проведение досуга детей школьного возраста во время летних каникул.

^ , преследуемые в программе, заключаются в развитии экологической культуры поведения детей школьного возраста в окружающей среде, формировании ответственного отношения к природе.

^


  1. Организовать и провести работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

  2. Реализовать в ходе смены формы воспитательной работы, позволяющие включать детей в творческую, спортивную, интеллектуальную, общественную деятельность;

  3. Развивать и применять творческие способности и физические возможности ребят, умения и навыки практически ориентированной деятельности;

  4. Формировать и закреплять у ребят социальные навыки общения и толерантности, позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром;

  5. Прививать навыки здорового образа жизни.

  6. Развивать патриотические чувства, любовь к родине, родному краю, своему городу, бережное отношение к природе.

  7. Формировать умение анализировать собственное поведение в природе, личную ответственность за состояние окружающей среды.


^ лагерь представляет собой «Планету Детства», на которой проводитсясюжетно-ролевая гейм-игра «Уровень Достижений», в форме путешествия ее жителей (школьников) по уровням преодоления жизненных сложностей:

«Герои путешествия – население (воспитатели, вожатые и дети отрядов)двух виртуальных «городов-государств» (отрядов) различных уровней жизни,озабоченных своим развитием для выживания их городов и окружающей природы, и проведении между «их жителями» различных состязаний по преодолению себя, для достижения следующего уровня своего развития и родного «города», что избавит их мир «Планету Детства» от вымирания и гибели.

^

На территории «Планеты Детства» действуют, одинаковые для обоих городов, Законы и Заповеди (см. в Приложении). Внутри городов дополнительно могут быть изданы свои, не противоречащие общим. Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь на «Планете Детства» безопасной и интересной, приносящей избавление от проблем, радость себе и другим».

^ разработано в комплексе задач:

- оздоровительных,

- образовательно-развивающих и

- воспитательных.

Направлено не только на профилактику здоровья, формирование экологической культуры, но еще на профилактику агрессивности у детей школьного возраста в совместной коллективной деятельности и проведении досуга, в обучении эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, построению позитивных отношений со сверстниками, принятию самостоятельных решений, осознанию негативных понятий и сопротивлению им.

Каждый ребенок в течение смены работает над своим “Я”: учится жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровее. Ребёнок не только учится видеть и понимать прекрасное, величие окружающего мира, но и создаёт красоту своими руками, передаёт ей выбранными средствами изобразительного искусства, художественного слова, музыки, танца. Испытывает себя на прочность, выявляя скрытые возможности и способности своего организма в спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
^
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и деятельностные методы:

- игровое массовое мероприятие;

- коллективное творческое дело;

- спортивное состязание;

- подвижная игра (коммуникативная, спортивная и познавательная);

- конкурс;

- тренинг;

- экскурсия, и др.;

- утренняя зарядка;

- оздоровительные процедуры;

- методы: погружения, мозгового штурма, создания инсталяций…….

^ Работа в рамках предложенных форм должна строиться с учетом психофизиологических особенностей школьников разных возрастов.
^

Психолого-педагогическое сопровождение детей в лагере.


Педагогический коллектив лагеря работает над развитием личности каждого ребенка. Вся работа строится на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря. Стиль общения воспитателя с ребенком в лагере изменяется: больше доверительности, сотрудничества, «поворот лицом» к интересам ребёнка, меньше поучительного тона. Дети должны видеть в педагогах старших друзей и уверенных в себе организаторов; взрослые не должны спускаться до панибратства и попустительства, а действовать педагогически грамотно.
^
Составление плана дает возможность детям на принципе соуправления вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

^ организационный, основной и заключительный периоды.


  • Организационный этап (1, 2, 3 дни смены):

  1. Знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и гигиеническими, инструктивными требованиями;

  2. Приучение детей воспитателями и вожатыми к доброжелательным, справедливым и толерантным взаимоотношениям друг с другом и со старшими;

  3. Осуществление диагностики интересов и ожиданий детей;

  4. Акцентирование внимания детей на возможностях самовоспитания, саморазвития, совершенствования, в ходе смены, своих творческих способностей и физических возможностей, проявления активности и лидерских качеств.

  • ^

  1. Реализация программы по развитию экологической культуры поведения детей школьного возраста в окружающей среде, формировании ответственного отношения к природе;

  2. Реализация программы по приобщению детей к истокам истории родины;

  3. Вовлечение детей в подготовку и проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня города.

  4. Работа по оздоровлению и физическому развитию школьников;

  5. Проведение мероприятий различной направленности воспитательного, развивающего и досугового плана;

  6. Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих привлекать родителей.

  • Итоговый этап (20–21 дни смены):

  1. Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и его самооценку;


2. Вручение дипломов, грамот; награждение детей, отрядов;

3. Реализация предоставленных в ходе смены возможностей самовоспитания, саморазвития, совершенствования своих творческих способностей и физических возможностей, проявления активности и лидерских качеств;

4. Формирование мотива ближайшего развития и реализации приобретенных знаний, умений и опыта детей: добиться большего в течение следующего года и активно проявлять себя в общественной деятельности.

^ Составленный план работы на смену предусматривает каждый день музыкальные, спортивные, библиотечные, игровые часы, экскурсионные и развивающиеся мероприятия. Проводятся любимые детьми ежегодные традиционные конкурсы, фестивали, интеллектуально-познавательные игры, спортивные соревнования и спартакиады различной направленности:


  • Оформление отрядных уголков, стенных газет;

  • Ярмарка идей и предложений; Конкурсы рисунков на асфальте.

  • Выставка работ из бросового материала, выставка поделок, рисунков.

  • Работа по патриотическому развитию детей

  • Коллективно-творческие дела, соревнования.

  • Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, мини конкурс-игра «Весёлые минутки»,

  • Конкурс танцевального мастерства. Концерты.

  • Коммуникативные игры на знакомство,

  • Игры на выявление лидеров, генераторов идей;

  • Игры на сплочение коллектива. Работа по привитию навыков самоуправления ;Работа по распределению обязанностей в отряде;

  • Закрепление ответственных по различным видам поручений;

  • Дежурство по игровым комнатам.

  • В плане предусмотрено посещение кинотеатра “Ретро”, городского парка культуры и отдыха, павильона аттракционов.

Календарный план работы

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием



Режим дня:

- 8.00.- 8.30. - прием детей;

- 8.30.- 8.45. - утренняя зарядка,

- 8.45.- 9.00. - прогулка до столовой;

- 9.00.- 9.30. - завтрак;

- 9.30.-10.00. - настольные игры;

- 10.00.-12.15. – мероприятия воспитательной программы смены,

- игры по интересам;

- 12.15.-12.30. – прогулка до столовой;

- 12.30.-13.00. – обед;

- 13.00.-14.20. – настольные игры, отрядные дела, игры на воздухе,

- спортивные и музыкальные часы, игры по интересам.

- 14.20.-14.30. – подведение итогов дня, уход детей домой.

^
Критерии эффективности программы:

Воспитательно-образовательные:

- охват программой детей (возрастные и социальные группы);

- количество мероприятий, социальных проектов, поделок, газет и т.д.

Социально-экономические:

- состояние здоровья детей;

- показатели социальной адаптации (активность, правонарушения и пр.);

- психологический комфорт школьников.

^ (в аспектах развития ребёнка, отряда, всего лагеря):

- Оздоровление детей. Развитие интереса к здоровому образу жизни.

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и различного социального уровня.

- Развитие и формирование навыков самостоятельности, ответственности за свои поступки, способности строить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми.

- Самореализация детей через участие в мероприятиях разного характера: патриотических, экологических, творческих, спортивных, интеллектуальных, художественно-эстетических.

- Рост социально-общественной активности, культурного развития, гражданско-патриотической позиции, развития физических, эстетических, волевых и нравственных качеств детей, ответственного отношения ребенка к своему здоровью и сохранению окружающей среды. Его можно проследить путем ежедневной оценки участия каждого ребёнка в массовых мероприятиях и коллективных делах лагеря, по результатом которой дети имеют возможность получить накопительные жетоны «Добринка», «Растинка» и «Общинка».

- В развитии отряда – высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач.

- Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей. 

- Успехи участников оцениваются по «^

На карте каждого города есть «Дерево достижений его жителей», на котором в начале смены нет ни плодов, ни листьев, ни цветов. Ими жители города будут награждаться за различные успехи во время игр. конкурсов и соревнований.

Успехи и Достижения заносятся на «Карту уровня Достижений» города-государства (отряда). Чем больше успехов, тем дерево зеленее, красивее и вкуснее.


  • Система коллективного поощрения участников лагеря:


- каждый день город зарабатывает за активность и творчество баллы.

Кроме того, со 2 уровня начинает действовать система стимулов и поощрений, жители «Планеты» включаются в ^ – природоохранная и созидательная деятельность в лагере.

- «Законы и Заповеди» принятые в лагере (см. в Приложении 5), соблюдаются сознательно.

- Критерии:


  1. Посещаемость детей;

  2. Занятость детей;

  3. Степень участия в мероприятиях;

  4. Инициативность;

  5. Качество и ответственность.

  • Максимальное количество баллов:


3 балла – “отлично”,

2 балла – “молодец”,

1 балл – “подтянись”, которые на кружках разного цвета (город сам выбирает себе цвет) остаются на «Карте уровня Достижений» до конца смены.

Совет планеты (города-государства) ежедневно подводит итоги работы каждого «города», следит за оформлением «Карты уровня Достижений».

В этой карте отражены результаты деятельности «жителей города» (отряда).

Ежедневно по итогам мероприятий выявляется победитель.

В конце смены по результатам набранных баллов на «Карте уровня Достижений»выявляется «город - победитель».


  • Система индивидуального оценивания деятельности участников лагеря.


Каждый житель планеты имеет возможность получить накопительные жетоны (емкостью – 1 балл) «Добринка», «Растинка» и «Общинка» за:

- участие в акциях, массовых мероприятиях и коллективных делах лагеря;

- успешное, активное участие в жизни “Планета «Детства” поощряется медалью“Лидер Страны Здоровья”;

- особые спортивные достижения награждаются грамотой “В здоровом теле - здоровый дух!”;

- хорошие показатели в интеллектуальной терапии отмечаются «Дипломом академии наук».

- Критерии:


  1. Посещаемость детей;

  2. Занятость детей;

  3. Степень участия в мероприятиях;

  4. Инициативность;

  5. Качество и ответственность.




  • Максимальное количество баллов:


3 балла – “отлично”,

2 балла – “молодец”,

1 балл – “подтянись”.

К окончанию лагерной смены каждый житель накапливает некоторое количество золотых звёздочек, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на момент закрытия лагеря по «Карте уровня Достижений»выявляется «Житель самого продвинутого Уровня». Его и самых активных награждают грамотами, дипломами и призами.

^ – наиболее активным, преодолевающим себя детям, набравшим наибольшее количество жетонов «Добринка», «Растинка» и «Общинка», вручаются грамоты за участие в социальных акциях, за победы в массовых конкурсах и соревнованиях; дипломы: о достижении «Продвинутого уровня развития», о присвоении звания«Человек планеты», «Лидер по натуре».

Заключение.

Постлагерный период 3 смены лагеря:


  1. Сбор отзывов детей и родителей о смене;

  2. Анализ работы лагеря руководством и педколлективом, цели и задачи будущей деятельности лагерной площадки;

  3. Составление отчета в УО, в т.ч. в виде презентации – на первый педсовет следующего учебного года.

Список литературы


  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: Питер, 2003. – 272с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).

  2. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.- 122с. З.Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы. 9 класс/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2007. -127с.

  3. Воспоминания о лагере (материал к Закрытию лагерной смены) - Н. Д. Семенова. МОУ СОШ №24. ГИМЦ г. Владимир, 2010

  4. Е.А.Гайдаенко г. Улан-Удэ, Республика Бурятия. «Дневник отрада в летнем оздоровительном лагере» //ПедСовет № 3, 2008.

  5. Кристофер Э., Смит Л. тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: ил. – (Серия «эффективный тренинг»).

  6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2007. - 208с. - (методическая библиотека).

  7. Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

  8. Разработки слушателей курса «Организация воспитательной работы в условиях детских временных коллективов» ВИМПиСР.

  9. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие \ пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2000 – 256 с.: ил.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие \ пер. с нем.; В 4-х томах. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с. 1 т.: ил.

  11. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н. Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000. – 96 с.



5. Сведения о составителе.
^

Ермакович Елена Николаевна, 19.10.1963 г.р.

Образование – высшее: РГППУ, 2001г., учитель права; СПК, 1998г., социальный педагог.

Педагогический стаж – с 1995 года.

Методист ДПЦ – с 01.09.2012 года.

Без категории.


Место работы: МБОУ ДОД «Детский (подростковый) центр». Адрес: 624200, г. Лесной, Свердловской области, ул. Белинского, 47, р.т. 8 (34342) 6-31-59.

Дом.адрес: 624205, г. Лесной, Свердловской области, ул. Юбилейная, 10-16, с.т. 9028768091.


  1. Приложения


Приложение 1.

Игра-анкета – «Вот я какой!»

игра прекрасно подходит для начала смены

Цели: дети могут представить себя небольшому кругу своих товарищей по отряду, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло (младшие отряды), то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «какое событие в твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «с какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?».

Материалы: каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты и ручка или карандаш.

Анкета «Вот я какой!»


  1. Меня зовут___________________________________________________

  2. Мне___________лет. У меня__________________глаза.

  3. У меня___________________________волосы.

  4. Я посещаю школу_________________, закончил _____________ класс

  5. Улица, на которой я живу, называется____________________________.

  6. Моя любимая еда - ____________________________________________.

  7. Мой любимый цвет - __________________________________________.

  8. Мое любимое животное - ______________________________________.

  9. Моя любимая книга - __________________________________________.

  10. Моя любимая телевизионная передача __________________________.

  11. Самый прекрасный фильм, который я видел - _____________________


_________________________________________________________________.


  1. Я люблю в себе_______________________________________________.

  2. Моя любимая игра - ___________________________________________.

  3. У меня _____ друзей, лучшего друга зовут________________________

  4. Я посещаю (кружок, секцию) ___________________________________

  5. Лучше всего я умею___________________________________________.

  6. Страна, в которую я бы хотел съездить - __________________________.

  7. Моих братьев и сестер зовут - ___________________________________


__________________________________________________________________


  1. Самая главная моя цель (мечта) _________________________________


__________________________________________________________________

Инструкция:

Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам.

Затем впишите в ней недостающие слова (10 минут).

А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали.

Сравните свои ответы с ответами других участников:

- «С кем из них у тебя больше всего общего?»,

- «На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?»,

- «Чьи ответы показались тебе самыми интересными?».

^

- (не) полная -

- многодетная –

- малообеспеченная (получающая гос.пособия)-

- родитель состоит на учете в службе занятости

- ребенок опекаемый, приемный

- ребенок-инвалид

- ребенок состоит на учете в ТКДН и ЗП

- ребенок состоит на учете в ОПДН ОВД

- ребенок состоит на внутри школьномучете

- ребенок получает пенсию по утере кормильца.

Приложение 2.

Дорогой друг!

Вот и закончилась лагерная смена.

Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами.

***

Погасли свечи, закончился день,

А с ними и смена…

Пора расставаться…

Все, что случилось, скрывается в тень.

Что ты о смене можешь сказать?

Нам бы хотелось очень узнать!

Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены:

1. Из ребят мне было интересно общаться с ____________________________.

2. Из взрослых мне было интересно работать с _________________________.

3. Самые запоминающиеся мероприятия это ___________________________

_________________________________________________________________.

4. Я участвовал в __________________________________________________.

5. А ещё хотел бы поучаствовать в ___________________________________.

6. Я научился_______________________, благодаря_____________________.

7. В этой смене мне не понравилось__________________________________.

8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? _________________________ Почему?_________________________________________________________.

9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?___________.

10. Я бы хотел изменить____________________________________________.

11. Если хочешь, ты можешь подписаться______________________________

Спасибо за то, что ответил на наши вопросы!

Нам было очень приятно с тобой работать.

До встречи!

Приложение 3.

Наглядное оформление планеты (лагеря), городов (отрядов)


  • Название лагеря, эмблема.

  • Дата открытия лагерной смены.

  • Стенд, отражающий жизнь лагеря:

  • Режим дня

  • План работы на смену;

  • План на день;

  • Календарь знаменательных дат;

  • «Календарь настроения»;

  • «Поздравляем!» (итоги конкурсов, спортивных соревнований и т.д.);

  • Отрядные уголки (городов);

  • «Это интересно»;

  • Информация о жизни детей в лагере для родителей.

  • Плакаты по ПДД, ППБ.

  • Уголок здоровья.

  • «Экран» санитарного состояния;

  • Спортивный инвентарь.

  • Технические средства.

  • Кружки, спортивные секции.

  • Планы в лагере (для воспитателей).

  • Линейки (ежедневно).

  • Результаты линеек

  • Результаты Достижений.



Приложение 4.

Карта-схема отражает ежедневный маршрут следования ее жителей. Название остановок соответствует основному виду деятельности учащихся в этот день. Смысл игры заключается в том, что дети начинают путешествие с Родника Дружбыи заканчивают, проходя все этапы.

Приложение 5.

Законы и Заповеди

лагеря «Планета Детства»

Законы:

* Закон поднятой руки

* Закон точного времени

* Закон доброты

* Закон порядочности

* Закон дружбы

* Закон безопасности

* Закон взаимовыручки

Заповеди:

* Помни: не зная прошлого, не построишь будущего

* Один за всех и все за одного

* Порядок, прежде всего

* Каждое дело вместе

* Всё делай творчески, а иначе зачем?

* Даже если трудно, доведи дело до конца

* Чистота – залог здоровья

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Приложение 6.

«^

спортивно-экологическая игра-путешествие

Цели и задачи занятия

Развитие интереса к природе, спорту, туризму;

проверка умений, знаний и навыков, полученных на занятиях в лагере.

^

Игра проводится на лесной, парковой поляне.

Игровые пункты (станции) празднично украшены.

На каждой станции, в зависимости от качества выполненных заданий, участники получают жетон: красный - при высоком качестве выполнения; синий - при небольших погрешностях; зеленый - при низких показателях.

Игра начинается с линейки, на которой участникам вручаются маршрутные листы.

^

На деревьях - гербарии, плакаты: «Лес - зеленый друг человека», «Мы друзья природы». Встречает ребят Старик-лесовик.

Ребята должны показать свои знания по экологии, прочитать сочинение или рассказ, ответить на вопросы Старика-лесовика:


  • Какую пользу приносит лес?

  • Как, не спиливая сосну, узнать возраст дерева? (По числу мутовок плюс два.)

  • Подумайте и ответьте, сколько времени живет хвоя сосны и хвоя ели. (Хвоя сосны - 2-3 года, ели 5-6 лет.)

  • Определите по листьям породы деревьев.

  • Определите по муравейнику стороны света. (Склон - с юга.)

  • Почему сосну называют «пионером леса»? (Сосна неприхотлива, легко выносит засуху и морозы.)

  • Древесину какого дерева и почему используют в производстве спичек? (Древесина осины, т. к. при сгорании она не дает копоти.)

  • Кого из мира насекомых считают главнейшими врагами леса? (Жук-короед, сосновый шелкопряд, усач.)

  • Каких птиц называют защитниками леса? (Дятел, синица, иволга, кукушка.)

  • Какую ягоду можно собирать осенью, весной и зимой? (Клюква.)


^

Каждую команду на этой станции встречает школьный врач или медсестра.

Команде показывают лекарственные растения: их необходимо назвать и рассказать, в каких случаях и какая часть растения применяется в медицинских целях, как правильно собирать и засушивать лекарственные растения.

Ребята должны ответить на предложенные вопросы:


  • Назовите лекарственное растение, сок которого останавливает кровотечение. (Сок пастушьей сумки.)

  • Листья какого растения лечат неврозы и порезы? (Листья подорожника.)

  • Какое лекарственное растение появляется ранней весной без листьев? (Мать-и-мачеха) и др.


Станция «Умелые руки»

На эту станцию ребята приходят с заранее приготовленным природным материалом (кора, шишка) и изготовляют различные поделки.

Станция «Спортивная»


  1. Ведение мяча на время между кеглями (выполняет капитан команды).

  2. Броски мяча в кольцо с линии штрафного броска.

  3. Стрельба из лука по воздушным шарам. (Обязательное соблюдение правил безопасности).


Станция «Туристская»


  1. Установить палатку на время.

  2. Отобрать снаряжение для похода из большого количества разнообразных вещей и предметов, правильно уложить его в рюкзак.

  3. Сложить и разжечь костер на время (за каждую лишнюю сожженную спичку прибавляется штрафное время).


^

Конкурсное исполнение песен о природе или спорте.

Станция «Цирковая»

1. Тропа альпинистов.

В руке участника ракетка, на ней шарик для настольного тенниса.

Задача для участников - встав на табуретку, подняться на стол, сойти с него без посторонней помощи, пройти по неустойчиво лежащему бревну.

На всем пути шарик ронять нельзя.

2. Попади.

Попадите одним из трех теннисных мячей в качающееся на веревке ведро.

Набросьте три мешочка с песком на табуретку с расстояния 3-4 шагов.

Бросьте теннисный мяч так, чтобы он рикошетом отскочил от пола и попал в ведро, стоящее на расстоянии от 4 до 6 метров (3 попытки).

3. Жонглеры.

Игрок с волейбольным мячом в руках наклоняется вперед и бросает мяч назад, вверх, между расставленными ногами. Затем разгибается, быстро поворачивается и ловит мяч.

Игрок с мячом в руках выполняет прыжок вверх, одновременно подбрасывая вверх волейбольный мяч. Повернувшись в воздухе на 360°, он должен поймать мяч и приземлиться, не выронив его из рук.

Игрок берет в каждую руку по теннисному мячу и проходит с ними 10 шагов, перебрасывая мячи с руки на руку.

^

На станции участники получают пять загадок, написанных на карточке, и в течение одной минуты отгадывают их. За 5 правильных ответов команда получает красный жетон, за 3-4 - синий, во всех других случаях - зеленый.

Примерные загадки и ответы на них:


  • Меня ждут - не дождутся, а как дождутся - разбегутся. Дождь.

  • Идет по соломе - не шуршит, идет по воде - не тонет, идет по огню - не горит. Тень.

  • Ест - не наедается, а попьет - сразу умрет. Огонь.

  • В маленьком амбаре держат сто пожаров. Спички.

  • С ногами - без рук; с сиденьем - без живота; со спиной - без головы. Стул.

  • Круглый, сверху кожа, снизу то же, а в середине нет ничего.

  • Стукнешь – откликается. Барабан.

  • Никого она не обижает, а все ее толкают. Дверь.

  • Сам не берет и ворам не дает. Пугало.

  • Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, а не лошадь. Осел.

  • Четверо братьев: и не сходятся и не расходятся, и не отстают и не догоняют. Колеса телеги

  • Тянется нитка, а в клубок не смотать. Дорога.

  • С бородою, а не старик; с рогами, а не бык; не конь, а брыкается; доят,


а не корова; с пухом, а не птица; лыко дерет, а лаптей не плетет. Коза.


  • Не вода, не суша, ногами не пройдешь, на лодке не проплывешь. Болото.



Приложение 7.

Ярмарка рекордов

конкурсная праздничная программа

С множеством рекордов славных

Мы на ярмарку пришли,

Все таланты и заслуги

На нее мы принесли!

Самый умный, самый смелый,

Самый рыжий, загорелый,

И прыгун, и Гулливер

Показали всем пример!

У кого длинней коса,

У кого синей глаза,

Сколько тезок есть на свете –

Показали наши дети!

^

Помочь детям раскрыть свои творческие способности, проявить инициативу, развить фантазию, показать неповторимость каждого человека.

^

В конкурсе участвуют все отряды. В каждом отряде выявляется победитель в отдельной номинации. Отбор рекордсменов проводится перед праздником.

Заключительная часть праздника проходит в актовом зале. На сцену приглашаются номинанты из каждого отряда и среди них члены жюри определяют победителя, рекордсмена, которые получают дипломы.

^

Ведущий:

На нашей ярмарке рекордов мы выявим самых уникальных среди наших ребят в разных номинациях. Они получат памятные дипломы, а их имена будут занесены в Лист рекордов смены.

^

Ведущий:

Сразу догадаться трудно,

Кто стоит перед тобой:

Майка, кеды, брюки-трубы-

То ли «girl», а вроде «boy».

Чтоб так гриву отрастить,

Терпеливым надо быть.

^

Ведущий:

Настоящая краса

Это длинная коса.

Чтоб росла еще длинней,

Дергай за косу сильней.

^

Конкурс для рыжеволосых детей.

Ведущий:

Самый яркий в мире,

Лишь один такой,

Он совсем не рыжий –

Просто золотой.

^

Ведущий:

Конкурс наш для загорелых,

Кто чернее всех из нас,

Как туземец – папуас!

Участникам предлагается исполнить африканский танец под музыку «Чунга – чанга».

^

Дети приглашаются на сцену. Им предлагается обвести след ноги фломастером на бумаге. Определяется победитель.

Ведущий:

Демонстрируй ноги гордо,

Ведь побил ты все рекорды.

Конкурс на самый большой шаг.

Дети приглашаются на сцену и от линии старта делают шаг.

Определяется победитель.

Конкурс «Дюймовочка».

Ведущий:

Эта крошка – с ноготок –

Всех заткнет за поясок!

Хоть весь лагерь обойдешь,

Меньше кнопки не найдешь.

^

Ведущий:

Встретим дружно рекордсмена,

Хоть он ростом и не вышел,

Но уверенно и смело

Держится средь коротышек.

Мальчикам предлагается проползти на животе под низко натянутой веревкой с колокольчиками так, чтобы колокольчик не зазвенел

^

Положить яблоко, не подпрыгивая, в высоко подвешенную корзину

Ведущий:

Не жираф, не великан – это просто мальчуган.

Ждет его сейчас успех – в лагере он выше всех.

Конкурс «Самое редкое имя».

Конкурс «Тезки».

Тезки хором запевают любую песню.

Побеждают те, Чье исполнение окажется дружней и звонче.

Ведущий:

Есть в отряде три Наташи,

Пять Марин, четыре Саши,

Их не путать – тяжкий труд,

Тезки там и тезки тут.

Конкурс «Слабо».

Каждый из участников должен показать что-то необычное.

Ведущий:

Конкурс «Слабо» - конкурс для всех,

В зале звучит радостный смех.

Каждый хорош,

И на других совсем не похож.

Ведущий:

Дорогие участники праздника! Конкурсная программа завершена. Прошу всех рекордсменов подняться на сцену под звуки марша «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Ребята, мы все такие разные, но сегодня мы все вместе, мы дружны и очень интересны друг другу. Давайте все вместе споем песню о дружбе.

Исполняется песня.

Приложение 8.

«Радуга здоровья»

материал к комплексной игре

На игре Мы побывали,

Много нового узнали:

Как собрать рюкзак в поход,

Как разбить палатку,

Как разжечь в лесу костер,

Дров набрать охапку.

Как от мошки избавляться,

От клеща уберегаться,

Как лечить укус пчелы,

Как умчаться от змеи.

Как цветы добро в нас будят,

О растениях своих,

Как животные нас любят

И за что мы любим их.

Как уметь владеть собой,

Чтоб дружили все с тобой.

Как здоровье сохранить,

Чтоб подольше всем нам жить!

К нам спортсмены и психолог,

И учитель, и биолог –

Все с беседами пришли,

Все для нас слова нашли.

Цель: коллективное творческое дело, направленное на выявление творческих способностей детей, сплочение коллектива через совместную деятельность.

Тип: КТД. Комплексная игра.

Форма: Состязание.

Краткое содержание: Команды состязаются в эрудиции, ловкости, остроумии, выполняя задания, оценку которых дает жюри, выбирая при этом только одну команду-победительницу. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность всем детям показать свои знания, умения, навыки, сплачивают коллектив детей и взрослых.

^ несколько специфических задач: формирование микро-групп, выделение лидеров, знакомство ребят с традициями и легендами нашего центра.

^ : Особо хочется отметить, что в формирование микрогрупп принимали активное участие педагоги-организаторы, которые работали с ними на протяжении всей смены. До начала коллективно-творческого дела необходимо провести социометрию, что позволит Вам выявить лидеров.

^ Старшие подростки и старшеклассники.

Количество участников: Несколько микрогрупп.

Игровое действие: На первом этапе набор в будущие микрогруппы проводят педагоги-организаторы, они выбирают себе в помощники двух детей (по одному мальчику и девочке) из числа зрителей. В число этих детей входят лидеры, выявленные по социометрии. Эта группа и получает первое задание. После его выполнения и оценки членами жюри, каждая группа выбирает из зрителей еще двух ребят. Так происходит до того момента, пока все зрители не разойдутся по рабочим группам. Важно отметить, что такой набор групп дает возможность педагогу-организатору не только формировать свою группу вместе с ее будущим лидером, но и проявить свои творческие способности, участвуя на равных в подготовке и выполнении заданий, полученных группой.

Ход конкурсной программы


  • КРАСНЫЙ: Проводится для команд из 3 человек.


Красный цвет - это первый из семи цветов радуги.

Основная цель этого конкурса - обратить внимание ребят на само слово «РАДУГА» и на цвет футболки педагога-организатора. Каждый конкурс открывает та команда, у которой цвет футболки педагога соответствует цвету конкурса. Итак, этот конкурс начинают красные. Задание: Сочинить четверостишие, в котором отразить цвет, закрепленный за данной командой. Например: команде, у педагога которой красная футболка - сочинить стихотворение со словами КРАСНЫЙ или его производными.


  • ОРАНЖЕВЫЙ: Проводится для 5 человек.


Начиная с команды ОРАНЖЕВЫХ, все группы по очереди называют плоды (Ягоды, овощи, фрукты) оранжевого цвета. Замешкавшаяся команда выбывает из конкурса. Группа, назвавшая последний плод оранжевого цвета.


  • ЖЕЛТЫЙ: проводится для команд из 7 человек.


Желтый цвет - цвет Солнца. Поэтому и задание этого конкурса вязано непосредственно с ним: сочинить легенду о солнечном зайчике. Либо перед началом конкурса, либо по его окончанию можно подарить ребятам песню "Солнечные зайчики" (см. приложение).


  • ЗЕЛЕНЫЙ: Проводится для команд из 9 человек.


Каждой группе необходимо сочинить сказку, в которой все действующие лица зеленого цвета. Например: Царевна-Лягушка, Змей Горыныч, Крокодил Гена и др.


  • ГОЛУБОЙ: Проводится для команд из 11 человек.


Этот конкурс можно назвать "У голубого экрана". Всем командам показывается лист ватмана, на котором произвольным образом написаны известные телепередачи. Например: Программа "Утро", Кинопанорама, "Любовь с первого взгляда", "Поле чудес", "Лотто Миллион", "Программа А", Музобоз, КВН, L-клуб и др. Задача играющих в том, чтобы посмотрев на этот лист 20 секунд, написать на своем листочке все запомнившиеся им телепередачи.


  • СИНИЙ: Проводится для команд из 13 человек.


Основная задача играющих - сделать рекламу известным предметам, цвет которых поменялся на синий. Например: Автомат Калашникова, противогаз, Телогрейка, кирзовые сапоги, огнетушитель, валенки, бронетранспортер и другие.


  • ФИОЛЕТОВЫЙ: Последний конкурс. Проводится для команд из 15 человек.


Этот цвет последний из семи цветов радуги.

Чтобы ещё раз обратить внимание на слово РАДУГА и сработать на сплочение коллектива, следует пояснить играющим, что все вновь образованные группы, несмотря на разные цвета (Красный, Оранжевый, Желтый, Зелёный, Голубой, Синий и Фиолетовый) образуют единое целое - центр "Радуга".

Задание: Сочинить кричалку со словом РАДУГА и, конечно, прокричать её всей командой. Например: "Раз дуга и два дуга - победила РАДУГА", "ЧТО Москва, что Кострома, лучше РАДУГИ нема!". Лучшие кричалки можно использовать в общелагерных делах, спортивных соревнованиях и т.п.

Рекомендации ведущим.

Количество участников в каждой группе и количество групп определяется спецификой Вашего центра, лагеря, его можно изменять в удобных для Вас пределах.

Например, если Вы проводите "Палитру" на отряд из 30 человек, то в каждом конкурсе лидер группы выбирает себе только одного помощника. К финалу конкурсной программы у Вас будут сформированы рабочие группы по 7 человек в каждой. Правда, в этом случае не набирается 7 разноцветных групп. Каждый раз надо решать индивидуально, что Вам в данный момент важнее: чтобы число групп совпадало с числом цветов в спектре, или чтобы в каждой группе было около семи человек.

И последнее, если у Вас нет возможности найти для каждой группы педагога-организатора, чтобы не потерялась идея многоцветности групп. Оденьте детей-лидеров в футболки цветов радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...