МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВОКАЛОМ
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №7

       

Работа над звуковедением и динамикой в вокальных произведениях

с учащимися детской музыкальной школы (10 – 16 лет) в классе сольного пения

                         

         

                                                      Методическое сообщение        

                                                                             преподавателя

                                                                            высшей квалификационной

                                                                             категории по классу вокала

                                                                             Ситдиковой Ольги                                                                                

                                                      Анатольевны

                        г. Набережные Челны

                                       

                                                                      О.А. Ситдикова

Работа над звуковедением и динамикой в вокальных произведениях

         Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

          О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских музыкальных школах на отделениях сольного пения, где учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

Ознакомление с вокальным произведением

          Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над звуковедением и динамикой, от которых зависят цельность, красота и яркость художественного образа.

          На этом этапе ведётся работа от большого к малому и от малого к большому. А это означает, что в начале работы над правильным звуковедением и над динамикой проводится осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст, а так же определение наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки, т.е. динамической кульминации. И, кроме этого, смысловой или по-другому логической кульминации, которая  заключена в поэтическом тексте,  не всегда совпадающей с динамической.  Затем проводится разбор произведения по частям: периодам, куплетам, предложениям и фразам, в которых также выявляется их динамическое и смысловое развитие.

 

          При начальном «черновом» исполнении произведения от начала до конца, уже чувствуя форму и, пытаясь показать динамическую и смысловую кульминации, «вырисовывается» образ, появляется понимание целостности произведения и его динамического развития.

 

          А далее следует кропотливая работа по небольшим частям, т.е. по предложениям и по фразам.

Вокальная работа

          Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением  звука, т. е.  над артикуляцией, над  дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и  объединяются в единое выражение – вокальная работа.

Звуковедение, динамика, певческое дыхание и

их взаимосвязь

         Звуковедение, динамика и певческое дыхание неразрывно связаны между собой и работа над ними ведётся одновременно.

          На этом следует остановиться отдельно.

Звуковедение и певческое дыхание

          ЗВУКОВЕДЕНИЕ — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники. (Из вокального словаря в Интернете)

          Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена, т.е. связное пение звуков. Навык пения на легато исключает такой недостаток пения как  скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть и целостность мелодии.

          Отрабатывание навыка кантиленного пения, т.е. способа звуковедения легато, проводится и при исполнении упражнений, и при работе над произведениями. Существуют и такие виды звуковедения или, по-другому, способы вокализации как нон-легато (не связно), маркато (подчёркнуто) и стаккато (отрывисто).

          Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей выдыхаемого воздуха,  который, прорываясь через голосовые складки, ведёт за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или предложения.

          Вдох (вдыхаемый воздух) перед этим берётся осознанно так, чтобы его хватило на определённую мелодическую фразу или предложение.

          Певческий вдох и певческий выдох отличаются от обычного дыхания. Вдох быстрый и активный, а выдох  длинный и плавный.

          Постепенный, ровный выдох при пении, т.е. постепенная плавная и ровная, без толчков и прерывистости подача выдыхаемого воздуха даёт ровность и плавность ведения звука на протяжении определённого мелодического отрезка.

          В зависимости от видов вокализации таких как нон-легато, маркато, стаккато, в ы д о х, оставаясь длительным, должен распределяться для исполнения коротких звуков, мелких длительностей так же ровно, чтобы не прерывать мелодического развития произведения толчками, другой силой звучания, если только это не требуется по замыслу композитора.

          При этом правильная артикуляция и высокая певческая позиция сообщают голосу вокалиста и исполняемой им вокальной партии красоту и яркость звучания.

Динамические оттенки и певческое дыхание

          Динамика – одно из важных выразтельных средств музыки, определяется содержанием и характером музыки.

          Динамические оттенки.  Мелодическое движение неразрывно связано со сменой степени громкости звучания. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.

          Динамика - от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука.

 (Эти три определения из Интернета)

          От силы подачи выдыхаемого воздуха зависит громкость звука.

          Сильная подача певческого выдоха даёт звуку и голосу певца громкое звучание.

          Сдержанная подача выдыхаемого воздуха при пении – более тихое звучание.

          Основными терминами динамики в музыке считаются  f и p и их оттенки mf,  mp,  ff , pp и другие. Кроме контрастных динамических оттенков f и p, используются и разнообразные плавные переходы громкости от громкого к тихому звучанию и от тихого к громкому.

          Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.

          Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.

          Смена степени громкости звучания при исполнении вокального произведения, т.е. применение динамических оттенков, придаёт любой музыке своеобразие и красоту.

Работа над звуковедением и динамикой в вокальном произведении

          Кропотливой работе над звуковедением, над динамикой, напрямую зависящих от певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и артикуляцией отводится значительное место при работе над вокальным произведением.

          Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени.

           Один наиболее результативный приём работы над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает в этом случае особого внимания – это выравнивание гласных. 

          Полезно петь вокальную партию произведения по фразам, по предложениям, только на гласных звуках, исключив произношение согласных. Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены.

          Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз, стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания (крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же  к осмыслению динамического развития мелодии, и к выполнению динамических оттенков.

          Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко, без утрирования.

          Таким же образом можно работать и над видами звуковедения  нон-легато, стаккато и другими.

          Одновременно с этой работой необходимо заботиться и следить за правильной высокой певческой позицией певца (пение на ощущении лёгкого зевка), за хорошей, правильной артикуляцией, за посылом звука в резонаторы.

          После такой работы по небольшим частям над звуковедением и динамическими оттенками нужно работать над произведением как над единым целым. Исполнять его полностью, стремясь показать динамическое развитие произведения со стремлением к главной эмоциональной кульминации и выполнять при этом все внутрифразовые кульминации. Следить за уже отработанным звуковедением и за требуемой по динамической нюансировке силой выдыхаемого воздуха, т.е. за продуманным и отработанным определённым выдохом.

          Выполняя всё вышеизложенное, будет получен желаемый результат исполнения:

           украшенное разнообразными динамическими оттенками и красивым звучанием голоса вокальное произведение.

          Работа над звуковедением и динамикой непременно предполагает постоянный контроль над использованием хорошего (опёртого), правильного певческого дыхания, т.е. активного вдоха и длительного, с разнообразной силой подачи выдоха.

Заключение

          Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность.

          Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.  

Список литературы

1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988  

3. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)



Предварительный просмотр:

                   Муниципальное образовательное учреждение

                               Детская школа искусств №7

Работа над звуковедением и динамикой

в вокальных произведениях

с учащимися класса сольного пения

                         

         

                                                      Методическое сообщение                    

                                                                             на  городском методическом                          

                                                                             объединении вокалистов                      

                                                                             преподавателя по классу вокала

                                                                             первой  квалификационной

                                                                             категории

                                                                             Ситдиковой Ольги                                                                                

                                                      Анатольевны

Набережные Челны

                                                                      О.А. Ситдикова

Работа над звуковедением и динамикой в вокальных произведениях

         Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

          О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских музыкальных школах на отделениях сольного пения. Учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

Ознакомление с вокальным произведением

          Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над звуковедением и динамикой, от которых зависят цельность, красота и яркость художественного образа.

          На этом этапе ведётся работа от большого к малому и от малого к большому. А это означает, что в начале работы над правильным звуковедением и над динамикой проводится осмысление формы, в которую композитор облёк поэтический текст, а так же определение наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки, т.е. динамической кульминации. И, кроме этого, смысловой или по-другому логической кульминации, которая  заключена в поэтическом тексте,  не всегда совпадающей с динамической.  Затем проводится разбор произведения по частям: периодам, куплетам, предложениям и фразам, в которых также выявляется их динамическое и смысловое развитие.

 

          При начальном «черновом» исполнении произведения от начала до конца, уже чувствуя форму и, пытаясь показать динамическую и смысловую кульминации, «вырисовывается» образ, появляется понимание целостности произведения и его динамического развития.

 

          А далее следует кропотливая работа по небольшим частям, т.е. по предложениям и по фразам.

Вокальная работа

          Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением  звука, т. е.  над артикуляцией, над  дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и  объединяются в единое выражение – вокальная работа.

Звуковедение, динамика, певческое дыхание и

их взаимосвязь

         Звуковедение, динамика и певческое дыхание неразрывно связаны между собой и работа над ними ведётся одновременно.

          На этом следует остановиться отдельно.

Звуковедение и певческое дыхание

          Звуковедение — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники. (Из вокального словаря в Интернете)

          Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена, т.е. связное пение звуков. Навык пения на легато исключает такой недостаток пения как  скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть и целостность мелодии.

          Отрабатывание навыка кантиленного пения, т.е. способа звуковедения легато, проводится и при исполнении упражнений, и при работе над произведениями. Существуют и такие виды звуковедения или, по-другому, способы вокализации как нон-легато (не связно), маркато (подчёркнуто) и стаккато (отрывисто).

          Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей выдыхаемого воздуха,  который, прорываясь через голосовые складки, ведёт за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или предложения.

          Вдох (вдыхаемый воздух) перед этим берётся осознанно так, чтобы его хватило на определённую мелодическую фразу или предложение.

          Певческий вдох и певческий выдох отличаются от обычного дыхания. Вдох быстрый и активный, а выдох  длинный и плавный.

          Постепенный, ровный выдох при пении, т.е. ровная, без толчков и прерывистости, подача выдыхаемого воздуха даёт ровность и плавность ведения звука на протяжении определённого мелодического отрезка.

          В зависимости от видов вокализации таких как нон-легато, маркато, стаккато, в ы д о х, оставаясь длительным, должен распределяться для исполнения коротких звуков, мелких длительностей так же ровно, чтобы не прерывать мелодического развития произведения толчками, другой силой звучания, если только это не требуется по замыслу композитора.

          При этом правильная артикуляция и высокая певческая позиция сообщают голосу вокалиста и исполняемой им вокальной партии красоту и яркость звучания.

Динамические оттенки и певческое дыхание

          Динамика – одно из важных выразтельных средств музыки, определяется содержанием и характером музыки.

          Динамические оттенки.  Мелодическое движение неразрывно связано со сменой степени громкости звучания. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.

          Динамика - от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука.

 (Эти три определения из Интернета)

        От силы подачи выдыхаемого воздуха зависит громкость звука.

         Сильная подача певческого выдоха даёт звуку и голосу певца громкое звучание.

         Сдержанная подача выдыхаемого воздуха при пении – более тихое звучание.

          Основными терминами динамики в музыке считаются  f и p и их оттенки mf,  mp,  ff , pp и другие. Кроме контрастных динамических оттенков f и p, используются и разнообразные плавные переходы громкости от громкого к тихому звучанию и от тихого к громкому.

          Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.

          Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.

          Смена степени громкости звучания при исполнении вокального произведения, т.е. применение динамических оттенков, придаёт любой музыке своеобразие и красоту.

Работа над звуковедением и динамикой в вокальном произведении

          Кропотливой работе над звуковедением, над динамикой, напрямую зависящих от певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и артикуляцией отводится значительное место при работе над вокальным произведением.

          Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени.

           Один наиболее результативный приём работы над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает в этом случае особого внимания – это выравнивание гласных. 

          Полезно петь вокальную партию произведения по фразам, по предложениям, только на гласных звуках, исключив произношение согласных. Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены.

          Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз, стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания (крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же  к осмыслению динамического развития мелодии, и к выполнению динамических оттенков.

          Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко, без утрирования.

          Таким же образом можно работать и над видами звуковедения  нон-легато, стаккато и другими.

          Одновременно с этой работой необходимо заботиться и следить за правильной высокой певческой позицией певца (пение на ощущении лёгкого зевка), за хорошей, правильной артикуляцией, за посылом звука в резонаторы.

          После такой работы по небольшим частям над звуковедением и динамическими оттенками нужно работать над произведением как над единым целым. Исполнять его полностью, стремясь показать динамическое развитие произведения со стремлением к главной эмоциональной кульминации и выполнять при этом все внутрифразовые кульминации. Следить за уже отработанным звуковедением и за требуемой по динамической нюансировке силой выдыхаемого воздуха, т.е. за продуманным и отработанным определённым выдохом.

          Выполняя всё вышеизложенное, будет получен желаемый результат исполнения:

           украшенное разнообразными динамическими оттенками и красивым звучанием голоса вокальное произведение.

          Работа над звуковедением и динамикой непременно предполагает постоянный контроль над использованием хорошего (опёртого), правильного певческого дыхания, т.е. активного вдоха и длительного, с разнообразной силой подачи выдоха.

Заключение

          Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность.

          Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.  

Список литературы

1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988  

3. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ВОКАЛОМ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ

Работа над вокалом в классе сольного пения, или по другому, вокальная работа – это кропотливый труд, ведущийся в процессе обучения пению и вокальному мастерству. Он включает в себя работу над приобретением вокально-технических навыков и над их усовершенствованием, над  приобретением исполнительских умений и навыков, и, посредством этого, над достижением художественного образа в исполняемых вокальных произведениях.

Вокальная работа - одна из важных частей всей учебной и воспитательной работы с детьми, обучающимися сольному пению в детских школах искусств, имеющая своею целью становление их как образованных, культурных, развитых личностей, соприкасающихся с искусством и имеющих возможность заниматься творчеством, овладевая вокальным мастерством.

Единой, всеми признанной методики планомерной, последовательной работы с голосовым аппаратом для постановки голоса,  для развития вокально-технических навыков, как известно, не существует. Но есть определённые критерии, характеризующие правильное, полноценное звучание голоса и высокохудожественное исполнение любого вокального произведения. К ним относятся: чистое интонирование, объёмный, культурный звук, тембровая окраска голоса, высокая певческая позиция, придающая голосу «полётность», использование резонаторов, подвижность и гибкость вокального аппарата, динамическая нюансировка исполняемых произведений, способствующая раскрытию художественного образа и воплощения замысла авторов. 

Поделюсь своими знаниями, своими методическими «находками» в работе с учащимися в классе сольного пения.

Коротко заострю внимание на этапах работы с учащимися детьми, начиная с их первоначального общения с педагогом.

Для первоклассников и второклассников создание психологического комфорта, непринуждённости, положительных эмоций от урока через доброжелательный тон преподавателя, через применение игровых форм исполнения песен - попевок, чистоговорок и скороговорок, через игровые формы работы над певческим дыханием; чередование подвижных и спокойных песен при работе над репертуаром.

Основное внимание в работе с младшими детьми уделяется освобождению нижней челюсти, активной артикуляции, чёткой дикции, правильной певческой позе, и, обязательно, проявлению эмоциональности (всё это необходимо, как основа, как «фундамент» будущей серьёзной вокальной работы).

Для среднего и старшего возраста пение вокальных упражнений на различные виды звуковедения, при этом отрабатывание приобретённых в начальных классах умений и навыков; упражнения на дыхание (без звука и на звуке); работа над репертуаром.

Добившись от учащихся младших классов свободы  и активности голосового аппарата, начинаю работу над формированием гласных звуков. При этом поясняя про ощущение «лёгкого зевка» и  чувства «маски», помогающих звуку обрести звонкость и полётность. Веду работу над активностью певческого вдоха и его задержкой с последующим пением на экономно используемом, удерживаемом воздухе, взятом при вдохе. В пении упражнений на легато, нон-легато, прошу учащихся помнить о последнем звуке упражнения, который должен быть допетым, а не брошенным без внимания, так как это помогает удерживать и опору голоса на дыхании, и не позволяет звуку «сползать» позиционно.

Когда у учащихся уже хорошо закрепляются эти основные навыки пения, перехожу к работе над оформлением звука и добиваюсь полноты, объёма голоса (в классах со второго по четвёртый).

Использую ряд методических игровых приёмов: игры «сова», «кукушка в чаще леса» (смотреть видео-приложение: фрагмент урока) и «передразни меня».

Суть игры «сова»: просьба к учащемуся изобразить голосом звуки, издаваемые совой. Во время игры, с каждым новым разом неоднократных звуковых изображений совы, предлагается придавать голосу определённый характерный оттенок. Вот несколько предлагаемых оттенков характера издаваемых звуков: «сова разговаривает и что-то рассказывает», «ругает кого-то», «восхищается, удивляясь чему-либо», «смеётся, хохочет», «поёт мелодию». В основе игры «сова» лежит гласный звук «у» (как голос взрослой совы – объёмный, упругий и активный). Предлагая изобразить возгласы совы с определённым характером звучания, гласный звук «у» должен иногда переходить в более широкие гласные: «о» и прикрытую «а».

Суть игры «кукушка»: просьба к учащемуся изобразить голосом кукушку, находящуюся далеко в лесу. Предварительно идёт пояснение, что согласный звук «к» чаще всего не прослушивается. Слышны, обычно, только гласные «у–у, у-у». Главное, в выполнении этой игры-упражнения, попытаться своим голосом выполнить эффект эха при воспроизведении каждого звука «у». Воспроизвести и послушать качество своего голоса – это, отчасти,  решение ещё одной педагогической задачи – развитие самоконтроля, развитие вокального слуха.

С помощью этих игр происходит активизация дыхания, и ненавязчиво, а естественно формируется академическая манера голосообразования. Игры в «сову» и «кукушку» требуется выполнять и в качестве домашнего задания.

Игра «передразни меня». Прибегаю к этому игровому приёму непосредственно в моменты работы над конкретным упражнением или песней. В данном моменте учитываю тот фактор, что ученикам свойственно невольное копирование манеры пения своего учителя. В процессе пения упражнений и при работе над песенным репертуаром, показывая практически и с теоретическими пояснениями то, как надо исполнить тот или иной мелодический оборот, вокальную партию песни, прошу «передразнить меня», спеть как бы моим голосом. Такую работу, и, описанные выше игры, провожу с учащимися первых - четвёртых классов.

В старших классах идёт более серьёзная работа. Что касается голоса, то усилия учащихся направляются на приобретение тембра и поиска и использования резонаторов звука. Применяю такой методический приём – «упражнение для одного звука»: на одной ноте пение звуков «м-м-м-у-у-у-о-о-о-а-а-а». При пении какого-либо упражнения, дойдя до верхних нот, чаще всего до нот ми, фа, фа-диез второй октавы, останавливаю внимание учащегося на звучании голоса, который в это время, чаще всего, звучит тускло и плоско. Прошу начать пение этой ноты снова, но закрытым звуком, таким образом, чтобы ощутить пронизывающий звон в голове и, в данный момент представить, что внутри головы пещера, и, в ней разносится эхо от любого звука собственного голоса  (позже сообщаю, что это головной резонатор). После этого следует постепенное опускание – расслабление нижней челюсти и, при этом, естественное раскрытие губ. Появляется приоткрытый звук. Нижнюю челюсть постепенно оттягивать вниз, не прерывая звука. Формируется гласная «у», плавно «перетекающая» в гласные «о» и «а».  Нижняя челюсть при этом уже опускается низко. Учащийся должен всё время держать в памяти звучание закрытого звука, который был взят первым. Это помогает удерживать позицию всех звуков упражнения и их резонирования. При пении гласных «у», «о», «а», следует просьба к учащемуся, представить себе пещеру и в области груди, куда также направляются, «льются» гласные звуки и там обретают своё эхо (грудной резонатор). Учащиеся, при работе над этим упражнением, должны прочувствовать и запомнить то, как звучит их голос, попадая в резонаторы, в головной и грудной, одновременно. Работая над этим упражнением, обязательно и настоятельно прошу ученика петь гласные на ощущении зевка так, чтобы услышать всю полноту, весь объём, все краски своего голоса, собственно, своего тембра. Полость рта и глотки сравниваю с воздушным шаром, который «надуваем звуком» так, как если бы надували обычным воздухом, постепенно и равномерно во все стороны, что так же помогает добиться объёма голоса, обретению его тембра.

Вокальная работа с учащимися ДМШ в классе сольного пения так же включает в себя работу над звуковедением и динамикой, работу над формой исполняемых вокальных произведений, а в них работу по поиску и выполнению кульминаций.

ЛИТЕРАТУРА

Емельянов В. Развитие голоса. Методическое пособие. Изд-во Санкт-Петербург, 2000.

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению, М.: Просвещение, 1987

Малышева Н.М. О пении, М.: "Сов. Композитор", 1988  

Википедия https://ru.wikiedia.org/wiki/%d0%9f%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения эстрадному вокалу " Сильный, чистый голос"

Предисловие.    Эта книга поможет тем, кто серьезно хочет заняться вокальным эстраднымискусством, расширить свои знания, изучить вокальный инструмент, которымобладает каждый из нас.Авто...

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...

Из опыта работы по вокалу

Технологии эстрадного вокала...

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....