Открытый урок "Народная кукла - игрушка, оберег".
план-конспект по теме

Данишвар Оксана Викторовна

Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству. Для детей младшего школьного возраста. На изучение данной темы отводится 2 занятия.  

Представленный материал будет интересен педагогам декоративно-прикладного творчества и учителям технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Народная кукла - игрушка, оберег"19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству

Тема: Народная кукла – игрушка, оберег

Цель: знакомство учащихся с русскими народными традициями на примере истории традиционной народной куклы.

Задачи:

  • Обучающие:

- ознакомить учащихся с народным календарём, с народной куклой и её предназначением;

- научить простейшему способу изготовления народной куклы.

  • Развивающая:

- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления.

  • Воспитывающая:

- воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство ответственности.

Оборудование и оснащение:

Материалы: лоскутки ткани,  нитки,  синтепон.

Инструменты: ножницы.

Наглядные пособия:

образцы изделий: народные куклы;

иллюстрации кукол из журналов и книг;

технологические схемы;

выкройки куклы.

Ход занятия

1 этап. Организация начала занятия.

Старославянские названия месяцев отличается от существующих сейчас названий. Так, месяц декабрь  по-старославянски  назывался «студень», от слова «стужа», или «грудень» - от слова «груда». «Снег и лёд смерзаются, грудой лежат» - говорили в старину. А с 12 декабря (по новому стилю – 25 декабря) по народному календарю начинался обряд славления солнца. В народе этот день известен как Спиридон Солнцеворот. В одной из поговорок говорится: «На Спиридона Солнцеворота день на воробьиный шаг прибавляется». Вам понятно значение этой поговорки? (День идёт на прибыль). В этот день наши далёкие предки скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весной красною вернись!». Для многих обрядов изготавливались специальные куклы.  

Тема  занятия: «Народная кукла – игрушка, оберег». 

2 этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности

Для чего нужны куклы?  (играть, коллекционировать, ставить спектакли и т.д.) В настоящее время кукла выполняет функцию игрушки.

Игрушка в словаре Даля толкуется, как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям».  Народная кукла, которая пришла к нам из древних времён,  служила не только для игры. Для чего же ещё она была предназначена?  

Игра «Слова-перевертыши» (необходимо так поменять буквы местами, чтобы получилось слово. Дается набор букв: дяобр, бореге, аигр. Дети составляют слова: обряд, оберег, игра).

Работа с таблицей. 

Народные куклы

 (по предназначению)

                    обрядовые                      куклы-обереги                  игровые

 Беседа. Для чего нужны куклы-обереги и обрядовые куклы? Что означает слово «оберег», «обряд»? Оберег – от слова оберегать, охранять, защищать. Обряд – совокупность действий установленных обычаем или ритуалом, в котором воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

3 этап. Объяснение нового материала.

Народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.

Это можно объяснить тем, что в древние времена люди были очень суеверны и верили, что злые духи могут нанести вред человеку. Куклам приписывали различные волшебные  свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Некоторые из них уничтожались во время совершения обряда, а другие, например, куклы-талисманы, бережно хранились в сундуках, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундучка волшебные куколки, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери и бабушки. Но уже  с 5 лет такую потешку могла делать любая девочка.   Тряпичные куклы были в каждом доме, в некоторых семьях их насчитывалось до ста штук.

Куклы сопровождали человека  с рождения до смерти. Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать, чтобы его успокоить и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая:

                            Сонница-бессонница,

                            не играй  моим дитятком,

                            а играй этой куколкой

(показ иллюстрации куклы Бессонницы).

Эту куклу звали Бессонница.

Ещё одна кукла, которая сопровождала ребёнка с самого детства это Вепсская кукла. Имя произошло от создавшего её народа Вепсы. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшивают между собой. Её делают из старых вещей матери. До рождения ребёнка она лежала в колыбельке, чтобы согреть её, а после рождения - висела над колыбелью и охраняла малыша от сглаза. Когда ребёнок подрастал, он играл с ней.

 Кукла Зерновушка (крупеничка). Куклу «Зерновушку» делала хозяйка дома после сбора урожая, набивая мешочек различными зёрнами, для того чтобы в доме было сытно и богато.

Многие куклы предназначались для участия в различных обрядах, которые сопровождали праздники на Руси, некоторые из них дошли до наших дней. (Обряд сжигания «Костромы» на масленицу, обряд «Коляда» на Рождество). Для каждого обряда делали куклу. Эти куклы делали из соломы.  Для изготовления некоторых кукол использовали бересту.

При всем отличии кукол друг от друга у них есть нечто общее. У всех нет лица. Народные куклы делали безликими. По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать лицо, то в неё может вселиться душа. Однако, в некоторых куклах допускалось обозначать глаза и рот нитками, крестиками или чёрточками.

 При изготовлении обрядовых кукол  недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. А чтобы обойтись без иглы, при изготовлении их сворачивали методом скрутки. Поэтому все куклы, изготовленные таким методом,  называются куклы-закрутки. 

4 этап. Усвоение новых знаний.

Работа в парах. Определить по иллюстрациям, какие куклы являются народными, объяснить свой выбор.

Игра «Ромашка», в ходе которой дети выбирают лепесток,  отвечают  на вопрос, написанный на этом лепестке. В середине ромашки написано слово «Святки». Педагог объясняет, что на этом занятии им предстоит изготовить  куклу, которую раньше делали  во время святок.  

Святки – святые вечера, которые празднуются в течение 2-х недель. Начиная с 7 января Рождества Христова до 19 января Крещения. На Руси наши предки их праздновали с 25 декабря по 6 января.

Каждый год на Святках вывешивали над печкой куклу «12 лихорадок» (лихоманок). Чтобы изгнать все хвори из дома, ранним утром в Святую неделю, под присмотром самой старшей женщины в семье изготавливали 12 новых кукол, которые будут оберегать жилище весь год до следующих Святок. Оберег состоит из 12 одинаковых кукол, которые изготовлены из 12 лоскутов ткани разных цветов. Каждая из 12 кукол имеет своё имя: Авея, Агнея, Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Пушлея, Храпуша, Трясея, Ленея. Их имена ассоциируются с человеческими недугами. Считалось, что все человеческие недуги уйдут в этих кукол и человек не будет ими страдать.

5 этап. Закрепление знаний.

Инструктаж.

Изготовление куклы-оберега по старинной технологии - без шитья иглой, методом скрутки. Педагог раздаёт схемы и  рассказывает порядок изготовления куклы.

6 этап. Контроль знаний.

Опрос в форме игры «Передай другому».  Первый игрок задает вопрос по теме занятия и передает мяч другому игроку. Игрок, получивший мяч, должен ответить и задать вопрос следующему учащемуся.

7 этап. Подведение итогов.

Педагог подводит итоги занятия: спрашивает детей, что понравилось на занятии, что было трудно сделать или запомнить, обобщает, делает выводы, оценивает результаты каждого ребёнка, просит детей оценить изготовленные куклы.                                          

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Народная обрядовая игрушка-оберег Зайчик на пальчик»

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не...

Рукотворные игрушки обереги (куклы)

Мастер-класс для учащихся. Изготовление обереговых кукол, история о куклах оберегах....

презентация "Кукла-мотанка (оберег)" мастер-класс

мастер-класс изготовления куклы-мотанки (оберега)...

Мастер-класс по теме "Коми кукла-скрутка" (оберег) "Окно радости".

21.01.2016 года  в музее школы прошел мастер-класс  по теме "Коми кукла-скрутка" (оберег) "Окно радости"  для обучающихся 5-го класса....

Открытый урок «Кукла - оберег».

Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель: •познакомить с куклой-оберегом;Задачи:•научить изготовлять куклу-оберег;•разви...

Методическая разработка занятия игрушка-оберег "Аист - птица счастья"

Методическая разработка занятияпедагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»Терещенко Елены Агвановны, руководителя кружка ...

Методическая разработка по изготовлению русской народной игрушки-оберега «Кубышка-травница»

Данная методическая разработка предназначена для детей и взрослых кто любит рукодельничать. Обучая детей в кружковом объединении, я применяю различные техники пошива мягких игрушек в процессе изготовл...