Программа курса БДО «Шаг в науку» (Решение задач повышенной сложности по математике) 2017/2018
календарно-тематическое планирование на тему

Архиреева Людмила Вячеславовна

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bdo.docx149.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

« Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2016-2017 учебный год

Программа курса БДО «Шаг в науку»

(Решение задач повышенной сложности по математике)

Возрастная категория: 9 - 11 класс

учителя  математики

Архиреевой Людмилы Вячеславовны

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса БДО «Шаг в науку» (Решение задач повышенной сложности по математике) составлена на основе учебного пособия: Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.

Предназначена для обучающихся 9-11 классов. Рассчитана на 34 часа учебного времени. Срок реализации программы – 1 год.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития:
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  1. в метапредметном направлении:
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  1. в предметном направлении:
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов творческого, нестандартного мышления, характерных для математической деятельности.

Цель данного курса состоит в:

  1. Создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
  2. Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
  3. Предоставление ученику возможности реализовать свой интерес к математике и свои способности к решению нестандартных задач.

Задачи:

  1. Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.
  2. Обучение учащихся приёмам решения нестандартных, олимпиадных задач.
  1. Получение конкретных представлений о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
  2. Восприятие математики как важной части системы наук, культуры и общественной практики, понимание сути математизации наук и практики.
  3. Формирование мотивации и познавательного интереса учащихся.
  4. Создание условий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам.

  1. Общая характеристика курса «Шаг в науку» (решение задач повышенной сложности по математике)

Программа курса базируется на знаниях учащихся, полученных на уроках математики.

Содержание курса позволяет показать, как математические знания переходят из предмета изучения в средство обучения.

Тип курса – предметно-ориентированный, является дополнением к изучению учебного предмета «Математика».

Курс нацелен на создание адаптивной образовательной среды ученика для развития логического мышления, способствующей воспитанию у школьников активности и учебной самостоятельности. Курс способствует развитию у учащихся самостоятельности мышления и потребности к самообразованию и саморазвитию, стимулировать познавательный интерес.

В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций.

Курс разбит на 6 разделов, на изучение каждого из которых отводится несколько занятий, причем 2,3 из которых нацелены на самостоятельное решение задач, затем сравнение своих решений и результатов с приведенными в пособии, обсуждение и выбор оптимальных версий.

Обучающийся, закончивший курс, будет обладать более глубокими математическими знаниями и возможностями применения их для решения задач алгебраического, геометрического содержания, а также задач математического анализа, что, несомненно, повысит его шансы на успешную сдачу единого государственного экзамена по предмету «Математика», подготовит почву для осваивания математики на повышенном уровне на математических специальностях в ВУЗах и поможет в дальнейшем самоопределении.

Курс имеет линейную структуру.

Педагог выступает главным образом с позиции «информатора», «инструктора», «координатора» и «консультанта».

Технологии обучения: технология проблемного обучения, технология развития «критического» мышления, обучение в сотрудничестве, исследовательские методы в обучении, проектные методы в обучении.

Формы проведения занятий: Проблемный диалог, лекции, практикумы, защита проектов, презентация творческих работ, зачетные занятия по разделам.

Методы организации и осуществления деятельности учащихся: методы словесной передачи информации и слухового восприятия материала: беседа, лекция, сообщение ученика; методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение; методы передачи информации с помощью практической деятельности: решение задач, конспектирование, составление таблиц, схем. А так же индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисковый, исследовательский, творческий. Главная деятельность учащихся – исследовательская, которая способствует актуализации знаний и стимулирует познавательную активность. Велика доля самостоятельной работы. Методы контроля уровня достижений учащихся и коррекции: устный контроль (оценивание проектов и творческих работ, обучающихся), взаимопроверка, самопроверка, рефлексия деятельности и работа над ошибками.

Система оценивания: зачтено / не зачтено.

Критерии оценивания: «Зачтено» ставится в случае, если обучающимся правильно решено не менее 60% задач в течение всего курса. «Не зачтено» ставится в противном случае.

  1. Описание места курса в учебном плане
  • соответствии с учебным планом школы в 9-11 классах изучается курс «Шаг в науку» (решение задач повышенной сложности по математике), на изучение которого отводится всего 34 часа (1 час в неделю).

IV.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Программа курса позволяет добиваться следующих результатов освоения содержания курса:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  5. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении нестандартных задач;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  2. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  3. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  1. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения познавательных задач;
  2. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  3. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  4. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  5. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  6. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  7. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  8. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  9. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
  2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
  3. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  4. умения пользоваться изученными математическими формулами;
  5. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
  6. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Основное содержание курса

Курс разбит на 6 разделов:

  1.  Простая арифметика.

Отбрось лишнее. Эффект «плюс - минус один». Дополнение. Считай по частям. Включение – исключение. Одинаковые группы и умножение. Считай добавки. Арифметическая прогрессия. Умножение сумм и разностей.

2.        Уравнения и неравенства.

Обратный ход. Подсчёт двумя способами. Уравнения. Простейшие свойства неравенств. Неравенства с целыми числами. Неравенства с дробями.

3.        Делимость и остатки.

Разложение на множители. Признаки делимости. Чётность. Перебор по чётности. Десятичное разложение. Остатки. Действия с остатками. НОД и НОК. Делимость и алгебра.

4.        Дроби, доли, средние.

Сокращать или нет? Запись и значение дроби. Пересчёт в целые. Доля целого. Проценты. Средние. Смеси и переливания.

5.        Логика и перебор.

Можно или нельзя. Простой перебор. Логика. Полный перебор: составление списка. От противного. Сокращение перебора.

6.        Задачи на максимум и минимум.

Простейший пример. Принцип Дирихле. Жадный алгоритм. Неравенства: от противного и перебор. Оценка. Оценка + пример.


  1. Тематическое планирование

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Простая арифметика (6 ч)

Отбрось лишнее. Эффект «плюс - минус один». Дополнение. Считай по частям. Включение – исключение. Одинаковые группы и умножение. Считай добавки. Арифметическая прогрессия. Умножение сумм и разностей.


Учатся приёмам быстрых рациональных вычислений без калькулятора, осваивают умение разбираться в связях внутри задачи и подбирать правильный вычислительный приём для её решения

Уравнения и неравенства (6 ч)

Обратный ход. Подсчёт двумя способами. Уравнения. Простейшие свойства неравенств. Неравенства с целыми числами. Неравенства с дробями.


Решают готовые уравнения и неравенства, учатся записывать условия нестандартных задач в виде уравнений и неравенств и затем применять их для решения этих задач, применяют простейшие свойства неравенств к решению нестандартных задач

Делимость и остатки (7 ч)

Разложение на множители. Признаки делимости. Чётность. Перебор по чётности. Десятичное разложение. Остатки. Действия с остатками. НОД и НОК. Делимость и алгебра.

Решают различные нестандартные задачи, применяя правила разложения на множители, деления с остатком, признаки и свойства делимости

Дроби, доли, средние (5 ч)

Сокращать или нет? Запись и значение дроби. Пересчёт в целые. Доля целого. Проценты. Средние. Смеси и переливания.


Сокращают дроби, учатся отличать запись дроби от её значения, выполняют пересчёт в целых числах, находят долю целого, вычисляют проценты, средние, решают задачи на смеси и переливания

Логика и перебор (5 ч)

Можно или нельзя. Простой перебор. Логика. Полный перебор: составление списка. От противного. Сокращение перебора.


Осуществляют простой и полный перебор вариантов, отделяют нужные варианты от ненужных, делают логические умозаключения, строят логические цепочки, понимают суть рассуждения от противного и применяют этот метод для решения задач

Задачи на максимум и минимум (5 ч)

Простейший пример. Принцип Дирихле. Жадный алгоритм. Неравенства: от противного и перебор. Оценка. Оценка + пример.


Приводят конкретные примеры к задаче, выполняют оценку выполнимости того или иного условия, применяют принцип Дирихле для решения данных задач, строят сложные примеры с помощью простых шагов.


VI.        Список рекомендуемой литературы

1. Шаповалов, А.В., Ященко, И.В. «Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 с 6 класса.» - М.: МЦНМО, 2014.

2.Блинков, А.Д. Классические средние в арифметике и геометрии. М.: МЦНМО, 2012. (школьные математические кружки).

3.Вольфсон, Г.И. и др. ЕГЭ 2013. Математика. Задача С6. Арифметика и алгебра. М.: МЦНМО, 2013.

VII.        Планируемые результаты освоения курса

Наименование

Ученик научится

Ученик получит воз

планируемых

можность

результатов

Личностные

развивать:

- проявлять устойчивый познавательный

- критичность мышле-

интерес и становление смыслообразующей

ния, умение распозна-

функции познавательного мотива;

вать логически некор-

- развивать логическое и критическое

ректные высказывания,

мышление, культуру речи, способности к

отличать гипотезу от

умственному эксперименту;

факта;

- формировать у себя объективность, спо-

- представление о ма-

собность к преодолению мыслительных

тематической науке как

стереотипов, вытекающих из обыденного

сфере человеческой де-

опыта;

ятельности, об этапах ее

- воспитывать в себе качества личности,

развития, о ее значимо-

обеспечивающие социальную мобиль-

сти для развития циви-

ность, способность принимать самостоя-

лизации;

тельные решения;

- умение контролиро-

вать процесс и резуль-

тат учебной математи-

ческой деятельности;

- развивать способность

к эмоциональному вос-

приятию математиче-

ских объектов, задач,

решений, рассуждений;

- принимать участие в

школьных и внешколь-

ных математических

мероприятиях

Метапредметные

- излагать письменно свою мысль с соблю-

- развивать первона-

дением норм оформления текста по задан-

чальные представления

ным образцам;

об идеях и о методах

- готовить план выступления на основе за-

математики как об уни-

данных целей, целевой аудитории и жанра

версальном языке науки

выступления;

и техники, о средстве

- следовать заданной процедуре группово-

моделирования явлений

го обсуждения;

и процессов;

- фиксировать итоговый продукт (резуль-

- применять индуктив-

тат) коммуникации

ные и дедуктивные спо-

- из представленной учителем информации

собы рассуждений, ви-

выбирать ту, которая необходима для ре-

деть различные страте-

шения поставленной задачи;

гии решения задач

- искать ответы на вопросы, сформулиро-


ванные учителем в одном источнике,

предоставленном учителем;

- самостоятельно формулировать вопросы,

ответы на которые необходимо получить;

- пользоваться справочником, энциклопе-

дией, СМИ; ориентироваться в книге по

содержанию, а на сайте по ссылкам;

- оценивать найденную информацию со-

гласно критериям, предложенным учите-

лем;

- извлекать и систематизировать информа-

цию из 1-2 простых источников по двум и

более заданным критериям (основаниям);

- переводить информацию (простой ис-

точник) из графического представления

или формализованного (символьного)

представления в текстовое и наоборот;

- предварительный анализ текста задачи;

- перевод текста на знаково-символический

язык, с помощью вещественных или гра-

фических средств, приводящий к построе-

нию модели;

- составление алгоритмов;

- использовать предложенный алгоритм

действий;

- использовать предложенные ресурсы, для

выполнения алгоритма действий;

- высказываться по поводу выполненных

действий и полученного результата;

- составлять целое из частей;

- подведение под понятие, выведение след-

ствий;

- устанавливать причинно-следственные

связи с помощью учителя;

- построить логические цепи рассуждений

с помощью учителя;

- доказывать;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать с

помощью учителя

-ставить учебные задачи с помощью учи-

теля;

- использовать план учителя для решения

поставленной задачи или достижения цели;

- уметь использовать волевое стимулиро-

вание учения, преодолевать сиюминутные

отвлечения;

Предметные

- выполнять устно и письменно арифмети-

- углубить и развить

ческие действия над числами, находить в

представления о числах;

несложных случаях значения степеней с

- научиться использо-

целыми показателями; находить значения

вать приёмы, рациона-

числовых выражений;

лизирующие вычисле-

- решать нестандартные текстовые задачи,

ния, выбирая подходя-

данные в которых выражены дробями, ис-

щий для ситуации спо-


пользовать приобретенные знания и уме-ния в практической деятельности и повсе-дневной жизни;

  • решать уравнения и неравенства;

  • применять свойства числовых неравенств при доказательстве числовых неравенств

соб;

  • использовать матема-тические формулы, уви-деть примеры их при-менения для решения математических и прак-тических задач;

  • овладеть специальны-ми приёмами решения уравнений и неравенств;

  • уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных нестан-дартных задач из мате-матики, смежных пред-метов, практики

  • составлять математи-ческие модели реальных ситуаций


Календарно – тематическое планирование

Календарные

Тема занятия

Форма заня-

Задания для

п/п

сроки

тия

учащихся

план

факт

Простая арифметика. (6 ч)

1-3

Отбрось лишнее. Эффект «плюс-минус один».

Проблемный

Д1.1 –

Дополнение.

диалог, прак-

Д1.10, чет-

тикум

ные

4-6

Одинаковые группы и умножение. Считай до-

Проблемный

Д1.11 –

бавки. Последовательности.

диалог, прак-

Д1.20, чет-

тикум

ные

Уравнения и неравенства. (6 ч)

7-8

Обратный ход. Подсчет двумя способами.

Проблемный

Д2.1, Д2.3,

диалог, прак-

Д2.7, Д2.13,

тикум

Д2.14

9-10

Уравнения.

Проблемный

Д2.6, Д2.16

диалог, прак-

тикум

11-12

Простейшие свойства неравенств. Неравенства

Проблемный

Д2.8,

с целыми числами.

диалог, прак-

Д2.10,Д2.11,

тикум

Д2.20, Д2.21

Делимость и остатки. (7 ч)

13-14

Разложение на множители. Признаки делимо-

Проблемный

Д3.2, Д3.3,

сти.

диалог, прак-

Д3.5, Д3.15,

тикум

Д3.21

15-16

Перебор по четности. Десятичное разложение.

Проблемный

Д3.16,

диалог, прак-

Д3.18,

тикум

Д3.17,

Д3.19, Д3.26

17-18

Остатки. Действия с остатками.

Проблемный

Д3.6, Д3.9,

диалог, прак-

Д3.11,

тикум

Д3.13, Д3.8

19

НОД и НОК. Делимость и алгебра.

Проблемный

Д3.4, Д3.10,

диалог, прак-

Д3.12,

тикум

Д3.16, Д3.17

Доли, дроби, средние. (5 ч)

20-22

Запись и значение дроби. Пересчет в целые.

Проблемный

Д4.1, Д4.3,

Доля целого. Проценты.

диалог, прак-

Д4.4, Д4.11,

тикум

Д4.17

Средние. Смеси и переливания. Задачи о средних.

Проблемный

Д4.2, Д4.5,

23-24

диалог, прак-

Д4.9, Д4.13,

тикум

Д4.16

Логика и перебор. (5 ч)

25-26

Можно или нельзя. Простой перебор.

Проблемный

Д5.2, Д5.7,

диалог, прак-

Д5.13, Д5.8,

тикум

Д5.15

27-29

Логика. Полный перебор: составление списка.

Проблемный

Д5.1, Д5.12,

От противного. Сокращение перебора

диалог, прак-

Д5.4, Д5.14,

тикум

Д5.16


Задачи на максимум и минимум. (5 ч)

Простейший пример. Принцип Дирихле.

Лекция,

Д6.1, Д6.3,

30-31

практикум

Д6.16

Жадный алгоритм. Неравенства от противного

Проблемный

Д6.9, Д6.11,

32-33

и перебор.

диалог, прак-

Д6.6, Д6.12

тикум

34

Оценка. Оценка + пример.

Проблемный

Проекты

диалог, прак-

решений С6.

тикум, зачет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"...

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»

Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....

Решение задач повышенной сложности по математике

Рабочая программа внеурочной деятельности.Потребность в дополнительном математическом образовании есть всегда. В любом классе есть дети, интересующиеся математикой, выходящей за рамки школьной програм...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса.

Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" по математике для 10 класса....

Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"

Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...