Исследовательский проект «Культурное наследие Подольска и Подольского региона »
проект (5 класс) на тему

Латифова Зульфия Велиметовна

Культурное наследие  – это многовековой  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnoe_nasledie_podolska.docx58.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 22»

Исследовательский проект

«Культурное наследие Подольска и Подольского региона »

Выполнил: Ванифатьев Даниил

                         

                                                                       Руководитель: Салманова Зульфия Велиметовна

Подольск 2017

Оглавление

Введение………………………………………………………….

I.Этапы реализации проекта:

Разработка плана действий и сбор информации

  1. История основания и развития города Подольска и Подольского района ……………………………………………………………………….
  2.  Архитектурное наследие города Подольска и Подольского района.
  3.  Литературное наследие города Подольска и Подольского района.
  4. Культурное наследие Подольска и Подольского региона

Заключение………………………………………………………..

  1. Список использованной литературы…………………………….
  2. Приложение………………………………………………………..

Введение

Культурное наследие  – это многовековой  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.

Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер.

Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не иметь детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повседневному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания.  Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей  родине, гордости за нее – необходимо всегда.

Объектом данного исследования является изучение Культурного наследия Подольска и Подольского региона.

  1. Предметом исследования архитектурного , литературного и культурного наследие Подольска и Подольского региона
  2. Цель данной работы состоит в изучении, сохранении и продолжении традиции Подольска и Подольского региона. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- изучить культурное наследие нашей малой родины;

- формировать умения и навыки декоративно-прикладного искусства;

-приобрести навыки исполнения русской народной песни;

- проявить интерес к народному творчеству.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что уход из жизни народных умельцев грозит исчезновению народных традиций. Поэтому возникает необходимость в изучении, сохранении и продолжении народных традиций нашей малой родины.

Работу над данным проектом я начинала с изучения народных песен в моей семье. Затем мне стало интересно, с какими людьми я проживаю рядом, какие  они исполняют песни, какие традиции продолжают жить на территории нашей малой родины.

  1. История основания и развития города Подольска и Подольского района.


Ещё в эпоху мезолита (7-5 тысячелетие до н.э.) территорию Подольска и Подольского района заселяли древние люди-кроманьонцы.
Первое поселение было найдено в Дубровицах на месте слияния Десны и Пахры.
В ходе раскопок на левом берегу Пахры были найдены глиняные и первые железные изделия, которые датируются 8-5 веком до нашей эры. Среди городищ железного века выделяется финно-угорское городище Кузнечики, которое занимало мыс, впадающий в Петрицу, приток Мочи. Здесь были найдены остатки дома, очагов, керамические изделия.
В 9 - 10 веках на территории Подольского района произошло расселение славянских племён, которые стали соседствовать с местными финно-уграми. Находки археологов на территории города доказывают, что в 10-14 веках в этой местности проживали племена вятичей.
Первое письменное упоминание о местных жителях относится к 1627—1628 годам. Первоначально на территории города располагалось село Подол, вотчина московского Данилова монастыря, вплоть до 1764 года и входило в состав Московского уезда Молоцкого стана. Село насчитывало 41 крестьянский двор, в нем была деревянная церковь Воскресения Христова и обширный церковный двор с хозяйственными постройками. Подол находился на юго-западном крымском тракте, и поэтому к 18 веку там открыли почтовый стан. Подол разрастался и процветал.
Городом Подольском село стало в 1781 году, по указу Екатерины II, на основании реформы «Об учреждении губернских уездов». Тогда же местным дворянским созывом был утвержден герб города: две перекрещенные золотые кирки на лазурном поле в верхней части, и святой Георгий, протыкающий копьем змея. В Подольске был уже каменный храм, отстроенный на месте сгоревшей деревянной церкви, 108 дворов и 856жителей. Город располагался на обоих берегах Пахры. Он был поделен на 20 кварталов. На высоком берегу были дома дворян, купцов, духовенства и ремесленников. Крестьяне и беднота селились на противоположном берегу. Во время половодья Пахра затопляла крестьянские дворы. Берега были соединены плавучим мостом, заменившим в 1764 году паромную переправу. Следы старинной планировки сохранились на правом берегу Пахры, вдоль центральной планировочной оси московской дороги.
В 1796 году, по указу императора Павла I, Подольск стал заштатным городом, а почтовый стан был переведён в село Молоди. Почтовая станция была открыта только в 1801 году, а в 1802 году, по указу Александра I, Подольск снова стал центром уезда.
В сентябре 1812 года город недолгое время был занят французскими войсками, которые нанесли ему ощутимый ущерб. Немалую роль Подольск сыграл в Отечественной войне 1812 года. Именно на подольской земле было остановлено наступлении французской армии. Местные жители, организовав партизанские отряды, уничтожили несколько десятков тысяч солдат Наполеона. В память об этих событиях в городе был возведён Троицкий собор и открыт памятник «Героям Отечественной войны 1812 года».
Расцвет общественной жизни в Подольске относится ко времени генерал-губернаторства в Москве графа А. А. Закревского, у которого близ Подольска было имение — село Ивановское (в настоящий момент находится в черте города). К этому времени относится расцвет в городе каменного зодчества, появляется городской парк.
Развитию города способствовало проложенное в 1844—1847 государственное Варшавское шоссе. В 1866 году в Подольск пришла Московско-Курская железная дорога, которая дала толчок развитию местной промышленности. К середине 19 века площадь города составила 106 га.
В первой половиневека Подольск оставался городом купцов и мещан, поэтому ключевую роль продолжала играть торговля. Но во второй половине 19 века в Подольске
началось бурное развитие промышленности.
Сегодня Подольск — один из важнейших экономических и культурных центров Подмосковья. Подольск — город высокотехнологичного производства и науки, здесь выпускают оборудование для тепловых и атомных станций, аккумуляторы, микропровода. С 1992 года в Подольске действует торгово – промышленная палата и активно развивается малый бизнес.



2. Архитектурное наследие города Подольска и Подольского района.


В VII – XIX веках в России было два типа поселений – это город и деревня. Дворяне, освобожденные указом Петра III в 1762 году от обязательной государственной службы удалялись в деревню в родовые имения.
В состав усадьбы входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и парк, который чаще всего носил ландшафтный характер. В нем устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты. В крупных усадьбах нередко строилась церковь.
Усадьбы играли особую роль. В них сосредотачивались великолепные библиотеки, картинные галереи с собранием полотен крупнейших зарубежных и отечественных художников. В штате усадьбы были почти всегда домашние художники, нередко кончавшие курс у известных столичных мастеров. Во многих усадьбах устраивался свой театр.
Особенностями усадеб Подольска и Подольского района является их близость к Москве. В усадьбы приезжали представители царствовавших династий, бывали в гостях. Имели свои усадьбы богатые дворяне, помещики и купцы. Там творили великие русские поэты, писатели, художники, актеры и музыканты. Всего на территории Подольского района сохранилось 32 поместья. В настоящее время в некоторых усадьбах устроены музеи ипроводятся творческие вечера.
В селе Александрово (Щапово) находилась вотчина бояр Морозовых. В 1627 году боярин Василий Петрович Морозов пожаловал свою вотчину в приданное своей дочери Марии, выданной за князя Андрея Васильевича Голицына.
В течение столетий село неоднократно меняло своих владельцев. Последним владельцем села Александрово был И. В. Щапов, чьим именем сейчас назван поселок. Благодаря тому, что в усадьбе по завещанию И. В. Щапова в 1903 году была открыта государственная сельскохозяйственная школа, усадьба после революции не была разрушена и в ней сохранились многие памятники архитектуры. Это церковь Успения Богородицы, главный дом со вторым деревянным этажом, служебные здания, в том числе дом управляющего, конюшня с каретным сараем, ледник, кузница, здания трех школ начала 20 века – церковноприходской, кружевной и сельскохозяйственной. Сохранился пейзажный липовый парк с прудами, мостики через овраг 18 – 20 вв. В здании бывшей сельскохозяйственной школы открыты Муниципальный музей истории усадьбы Щапово и Щаповский органный зал.
Поселения на месте Поливанова известны с 12 в. Э то было родовое гнездо дворян Поливановых, ведущих свое происхождение от Кочевы, выехавшего из Орды к великому князю Дмитрию Донскому. В середине 17 столетия Поливаново перешло в собственность бояр Салтыковых. Петр Михайлович Салтыков в 1660-х гг. построил каменную церковь. В 1757 г. Граф Кирилл Григорьевич Разумовский выкупил имение. При нем сложился ныне существующий архитектурный ансамбль в стиле классицизма, который был создан архитектором Василием Ивановичем Баженовым. Сохранились двухэтажный главный дом с башнями по углам; церковь Благовещения Богородицы 1777-1779 гг.; двухэтажный перестроенный флигель рубежа 18 – 19 вв.» дом церковного притча первой половины 19 в.; фрагментылипового парка 18 в.
В начале 19 в. Усадьбой владела С. О. Апраксина, с 1809 г. – генерал-фельдмаршал И. В. Гудович, затем – генерал А. И. Гудович, в середине столетия – Э. И. Дохтурова, потом – дворянка Ю. С. Давыдова, с 1871 г. Усадьбу занимала учительская школа, а после – учительская семинария. Преподавателем словесности в учительской семинарии был писатель Григорий Дьяченко.
Главный усадебный дом с 1946 г. Занимала костнотуберкулезная больница, а с 60-х годов разместился филиал Московской психоневрологической больницы им. Н. А. Алексеева.
Усадьба Дубровицы была основана во второй четверти 17 в. Боярином И. В. Морозовым, который в 1656 году передал свою землю дочери Аксинье в качестве приданного, когда она вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. В 1680-х годах «боярский двор» Дубровицы был отстроен заново. А в конце 17 в. Здесь началось большое строительство. «Дядька» Петра I – Борис Алексеевич Голицын неожиданно подвергся опале и уехал в Дубровицы. В 1690 г. Князь заложил в Дубровицах храм Знамения Пресвятой Богородицы. На освещении храма в 1704 г. Присутствовал Петр I с сыном. Это уникальное сооружение в стиле барокко представляет в плане равноконечный крест с закругленными концами. Каждый конец разделен на три грани. Нижнюю часть завершает восьмерик с ажурной короной и крестом.
Высота здания с куполом – 42 метра, высота купола – 4,5 метра, высота креста – 4,6 метра. В храме четыре торжественных выхода, объединенных низкой круговой ходовой террасой. В четырех входящих углах цоколя на специальных постаментах установлены фигуры евангелистов. Около западных дверей центрального входа в храм помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1714 году храм перешел во владение к старшему сыну Алексею, азатем его вдове и сыну С. А. Голицыну. При князе С. А. Голицыне был выстроен каменный усадебный дворец в стиле барокко, который многократно перестраивался. Главный дом вначале был двухэтажным. В ансамбль усадьбы четыре флигеля (сохранились три), конный двор, служебные постройки и обширный французский парк. Флигели держали чугунную решетку, замыкая дворец в кольцо.
С 1781 г. Усадьба принадлежала Г. А. Потёмкину. В 1787 году императрица Екатерина II выкупила у Потёмкина понравившуюся усадьбу и подарила её своему новому фавориту – А. М. Дмитриеву-Мамонову. При нём были значительно перестроены главный дом и флигели, был росписан великолепный Гербовый зал. Со стороны реки Десны к зданию пристроили террасу – полуротонду с десятью колоннами. У центрального входа во дворец был разбит цветник.
В 1864 году усадьба Дубровицы вернулась к князьям Голицыным. Сергей Михайлович Голицын осуществил реконструкцию. Была разобрана часть стен, перестроена оранжерея, в парке появился деревянный Кукольный домик – для игр дочери, у центрального входа во дворец установлен фонтан. Часть усадьбы была отдана под дачи, куда приезжали летом отдыхать состоятельные москвичи. С. М. Голицын еще до революции 1917 года покинул усадьбу.
В 1919 году в Дубровицах был создан Музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года, когда усадьбу передали детскому дому. В 1932 году здесь разместился сельскохозяйственный техникум. В 1961 году в Дубровицы был переведен Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства. С 1966 по 1990 годы Министерство культуры СССР вело реставрационные работы, планируя использовать Дубровицкий храм как музей культового зодчества. В 1990 г. Церковь Знамения была возвращена прихожанам и теперь здесь проводятся службы.
Усадьба Ивановское. Сельцо Ивановское на рекеПахре упоминается в писцовых книгах с 1627 года. С середины 17 в. сельцо Ивановское принадлежало семье окольничего
И. И. Головина. При нем Ивановское стало селом и в нём началось строительство деревянной церкви Вознесения. Тогда всё поместье состояло из вотчинного двора, господского деревянного дома с такой же церковью и нескольких крестьянских изб.
В конце 18 в. Ивановское переходит во владение графа Федора Андреевича Толстого, тайного советника, сенатора, двоюродного деда Л. Н. Толстого. При графе Толстом в Ивановском строится двухэтажный усадебный дом с двумя одноэтажными флигелями. На одной линии с усадебным домом строится померанцевая оранжерея с залом для театральных представлений. Усадебный дом и оранжерея соединяются одноэтажным переходом. За домом располагался ландшафтный парк, который тянулся вдоль берега реки Пахры. В стороне от усадебного дома располагались парковый павильон, конный двор и другие хозяйственные постройки.
В 1818 году дочь графа Толстого Аграфена Фёдоровна была выдана замуж за генерала Арсения Андреевича Закревского и имение перешло во владение Закревских. Находясь в отставке с 1831 по 1848 гг. А. А. Закревский занимается переустройством имения. Усадебный дом становится трехэтажным, к нему пристраиваются двухэтажные боковые крылья, флигели получают второй этаж и соединяются переходами с главным домом. В восточном крыле здания устраивается домовая церковь, а помещение театра переносится в западный переход. У входа в парадный двор сооружаются пропилеи в стиле ампир и каменная ограда с металлической решеткой.
Хозяйкой дома и душой общества была Аграфена Федоровна Закревская, чей образ запечатлён в поэзии Пушкина, Баратынского. При А. А. Закревской усадьба славилась роскошными балами и театральными представлениями.
В третьей четверти 19в. имением владела графиня С. В. Келлер-Бобринская, которая в уплату долгов вынуждена была передать его московским купцам Бахрушиным. В Ивановском любила отдыхать многочисленная семья Бахрушиных. В усадебном театре устраивались любительские спектакли, капустники, приезжал в гости великий русский писатель В. Борисов - Мусатов.
С 1917 года в Ивановском размещались различные партийные и советские органы. С 1920 года в здание бывшей усадьбы стали вселять семьи рабочих прибывших из Петрограда и Латвии в город Подольск. Интерьер здания перегораживали, устраивали общие кухни, образовывались обычные коммунальные квартиры. В таком качестве усадьба просуществовала до начала 80-х годов, когда городские власти приняли решение о выселении жильцов.
В восстановлении усадьбы "Ивановское" большую роль сыграли директор Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе Алексей Арсентьевич Долгий и директор Профессионального училища №27 Борис Алексеевич Папиров.
В 1987 году на территории усадьбы был открыт Музей профессионально-технического образования РСФСР. В настоящее время это "Федеральный музей профессионального образования".
В музее находится уникальное собрание материалов по истории отечественного профессионального образования, обучения ремеслам, народно - художественным промыслам, проводятся научные конференции, семинары, всероссийские слёты музеев и патриотических объединений профессионального образования, разнообразные культурно-массовые мероприятия - детские и молодежные конкурсы, олимпиады и смотры. Ежегодно в усадьбе "Ивановское" проводятся Пушкинские праздники и Дни славянской письменности и культуры, культурная программа "Масленичный разгуляй". В Каминном и театральном залах проходят концертные вечера с участием высокопрофессиональных исполнителей итворческих коллективов Москвы и Подмосковья. В музее работает лекционный зал и научная библиотека. Федеральный музей профессионального образования является членом Союза музеев России.
В западном крыле дворца разместился Подольский краеведческий музей.
Остафьево.
Усадьба Остафьево в нынешнем ее виде была построена на рубеже XVIII и XIX веков князем Андреем Ивановичем Вяземским (1754-1807 гг.).
В Остафьеве жил и работал над «Историей государства Российского» писатель и историк Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери А.И.Вяземского Екатерине Андреевне.
Самый известный из владельцев усадьбы, Петр Андреевич Вяземский (1792-1878гг.), прекрасный поэт и литературный критик, всю долгую жизнь помнил Остафьево. С усадьбой связаны его первые детские впечатления. В гостях у П. А. Вяземского в Остафьево неоднократно бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич.
С июня 1861 г. усадьбой по доверенности отца управлял, а с 1865 г. - владел сын П.А.Вяземского Павел Петрович, поддерживавший в нетронутом виде мемориальные комнаты своего отца, Пушкина и Карамзина. Он также обставил в средневековом вкусе Готический зал, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит Пушкинскому музею в Москве.
В 1898 г. Остафьево приобрел граф С. Д. Шереметев, женатый на внучке П.А.Вяземского Екатерине Павловне. Он обустроил липовую аллею «Русский Парнас», в 1911-13 гг. установил в парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, П. А. и П. П. Вяземским. В конце XIX века было предпринято издание Остафьевского архива с бесценными сведениями о жизни литературной России пушкинского времени.
После революции усадьбаподверглась национализации. До 1930 г. действовала как музей, хранителем которого был правнук П.А.Вяземского граф Павел Сергеевич Шереметев (1871-1943), затем Остафьево было отдано под пионерский лагерь, в 1950-е гг. переоборудовано под дом отдыха Совета Министров СССР.
В 1988 г. Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ музей-усадьба Остафьево «Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. В усадьбе ведутся реставрационные работы, которые предполагается полностью закончить в 2015 году к празднованию 250-летия со дня рождения Н. М. Карамзина.


                                    3. Литературное наследие


ЛЬВОВА Надежда  Григорьевна (1891-1913; урожд. Полторацкая). Родилась в
Подольске. Гимназию окончила в Москве, Первые стихотворные опыты относятся к 1910 г., первые публикации - к 1911 г., публиковалась в журналах "Русская мысль", "Женское дело", "Новая жизнь".
Первый стихотворный сборник Н. Львовой "Старая сказка" подготовлен к
печати издательством "Альциона" в 1913 г. Развернутое предисловие к сборнику
в апреле этого года написал В. Брюсов. "Как для артиста сцены, материалом
для поэта служат не только слова, но и он сам. И поэт, больше чем кто-либо
другой, должен стремиться и учиться быть самим собой и понимать самого
себя..." - такие качества, по мнению Брюсова, свойственны поэзии Н. Львовой.
В первом номере журнала "Русская мысль" за 1914 г. А. Ахматова также
высказала свое одобрение новому поэтическому таланту. Но оно уже не застало
в живых Н. Львову. В состоянии глубокой депрессии поэтесса покончила с
собой.
Второе издание сборника "Старая сказка" с добавлениемнепубликовавшихся стихов издательство "Альциона" выпустило в 1914 г., почтив
тем память рано оборвавшейся жизни.
Тексты печатаются по изд.: Львова Н. Старая сказка. 2-е изд. М., 1914.

"Не только пред тобою - и предо мной она...". Эпиграфом послужила
начальная строка стихотворения "Женщинам" В. Брюсова.
"Твой шлем покатился, и меч твой разбит...". Эпиграфом послужила
заключительная строка стихотворения "Бой" В. Брюсова.
Мне хочется плакать под плач оркестра.
Печален и строг мой профиль.
Я нынче чья-то траурная невеста…
Возьмите, я не буду пить кофе.
Мы празднуем мою близкую смерть.
Факелом вспыхнула на шляпе эгретка.
Вы улыбнётесь… О, случайный! Поверьте,
Я — только поэтка.
Слышите, как шагает по столикам Ночь?..
Её или Ваши на губах поцелуи?
Запахом дышат сладко-порочным
Над нами склонённые туи.
Радужные брызги хрусталя —
Осколки моего недавнего бреда.
Скрипка застыла на жалобном la…
Нет и не будет рассвета!
                           

  ***
Ты проходишь мимо, обманувший,
Обманувший, не желая лгать...
В этот вечер, сумрачный и душный,
Вспоминая наш восторг минувший,
Я тебя не в силах проклинать.
Может быть, и я лгала невольно:
Все мы лжем в объятьях темноты.
Все мы лжем улыбкой богомольной,
Цепью ласк мы давим слишком больно
Нашей грезы хрупкие цветы.
Так простимся нежно, без упреков,
Будем ждать и верить: впереди
Много разгадаем мы намеков,
Много новых вспыхнет нам востоков,
Много солнц зажжетсянам... Прости!
                           Осень 1913 года
Геннадий Карпунин
В этом доме большом окна смотрят на север,
В этом доме отчаянный, странный народ,
В этом доме живут, позабытые всеми,
Те, кто даже удачи от жизни не ждет.
Здесь не знают тепла. И не знают причины
Почему в ночь-полночь, когда тихо вокруг,
Ни с того ни с сего вдруг ножом перочинным
Иль столовым ножом полоснет друга друг.
Здесь за окнами мреть, слякоть, дождь, непогода…
На линялых обоях подтеки и кровь.
Зелье пьют до утра, до бесчинства и рвоты,
Заминаясь любовью, забыв про любовь.
Здесь все дышит бедой, алкоголем и смрадом.
Здесь изгои, которых не терпит земля.
Но здесь каждый король. И всегда, как награда,
Им разбитый диван: ложе для короля!


                                ***
Кто сказал, что я ростом не вышел,
Что я немощен телом и хил?!
Я бываю на голову выше,
Когда пью и читаю стихи.
Мне под силу любая эпоха,
Лес валить или пни корчевать, -
Всё равно.… До последнего вздоха
Отслужу тебе, Родина - мать.
Воспою руки, долы и веси,
Отголоски глухих деревень,
Где мужик под разбойные песни
Вынимал для удачи кистень;
Где бунты с топорами и плахи,
От пожарищ дымилась земля,
За несчастных молились монахи:
«Спаси, Господи, люди твоя».
И доныне пожарищем пахнет,
Раздувает отмщенья пожар,
Чтобы каждый из нас – не в мечтах, нет –
Бил, как встарь, неразумных хазар;
Чтобы каждый – в Москве ли, в Париже –
Русским заговорил языком…
Пусть твердят, что я ростом не вышел,
Значит, выше я в чём-то другом
Анатолий Кузенков
Павшие слушают нас
Приникают тени павших
Ночью лунною к подъездам,
Приникают к окнам нашим –
Ловят звуки: кто же есть там?
Кто с заботою какою
В этот час пред ними встанет?
Кто окно своё откроет,
Доброй памятью поманит?
И, найдя детей и внуков,
Вдруг прижмутся тихо тени,
Отдаваясь только слуху,
С грустью нежной кнашим стенам.
Что им слышно? Наши речи?
Наши вздохи? Песни наши?
… Как, порой, по-человечьи,
Видя счастье, тени пляшут!
***
Дышать стало нелегко
На земле народам –
Придавила каблуком
Статуя Свободы.
***
Песнь сердца
Надо мною: тик-тик-тик…
И в груди моей: тук-тук…
Улетает жизни миг
И рождает новый звук.

Сердца стук и стук часов
Слились так неумолимо,
Что молить уже готов:
Пробеги ты, время, мимо!

Я из звуков не сложил
Песни той, хорошей,
Разве только звоном жил –
Близких огорошил.
А в ответ мне горячо
Сердца стук. Вот – треснет…
Впрочем, что я? Я - о чём?
Это ж тоже – песня.
Стихия Соколовская.
Тихое, лиричное, обращенное к «камерным» чувствам каждого, всем понятное и близкое творчество подольского художника Манукяна Хачика Саркисовича посвящено нашему городу. 21 сентября исполняется 90 лет со дня его рождения.
Родился Х. Манукян в Армении в городе Кировокане в 1922 году в семье военнослужащего. Окончил десять классов и музыкальную школу по классу скрипки с отличием. В 1939 году на конкурсе юных художников Армении занял первое место. Манукян испытал все трудности, выпавшие на долю его поколения - воевал, был в фашистском плену. После войны Подольск стал его второй родиной. В 1947 году Хачик Саркисович вступил в Подольскую организацию художников и работал там до последних дней своей жизни, в 1973 году был принят в члены Союза художников СССР. Художник принимал участие в различных выставках, несколько его картин находятся за рубежом.
Именно в пейзаже Манукян сумел выразить свое личное отношение к миру и представление о прекрасном. Тема Подольска была особенно близка художнику. В нашем городе он прожил более двадцати лет. Он своеобразный поэт городского пейзажа. Мы видим Подольск в золоте последнего осеннего тепла, в дождливый вечер, летом и зимой. Манукяновский Подольск является чем-то вроде грани между напряженно живущим современным городом и тихим районным городком, окруженным покоем природы. Таким был наш город в 60-е и 70-е годы.
Портреты Манукяна, как и его пейзажи, заставляют думать и переживать. В портретном жанре он отдавал предпочтение натурам беспокойным, ищущим, духовно богатым.
Много внимания уделял художник тематической картине, работал в жанре натюрморта, а также занимался оформлением спектаклей народного театра города Климовска.

  1. Культурное наследие Подольска и Подольского региона

Храмы и церкви.
На территории города расположено несколько православных церквей, среди которых выделяются Собор Троицы Живоначальной (также известный в народе как Свято-Троицкий собор или Троицкий собор) и церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме).
Наиболее известной из них является Троицкий собор, построенный в 1819—1832 годах в честь победы в Отечественной войне 1812 года[90] и представляющий собой пятикупольный собор в стиле ампир с трёхнефной трапезной и трёхъярусной колокольней.[91][92] Среди храмов южного Подмосковья Троицкий собор единственный имеет пятиглавое завершение.[90] Архитектором собора является Осип Иванович Бове, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года.[93] Троицкий собор создавался в качестве композиционного центра городскойзастройки, поэтому для его строительства был выбран высокий холм над рекой Пахрой. Троицкий собор имеет свои святыни: это Иерусалимская икона Божией Матери, почитаемая подольчанами за избавление в 1866 году города от холеры, два мощевика с частицами мощей 140 святых, икона новомучеников Подольских. В годы советской власти Троицкий собор был единственным действующим городским собором Московской области.
Одной из старейших церквей Подольска является церковь Воскресения Словущего (или просто Воскресенская церковь) на Красной улице, которая упоминается ещё в писцовых книгах 1627—1628 года, когда на территории современного города располагалось село Подол, являвшееся вотчиной московского Данилова монастыря.[21] Первая церковь была деревянной, что стало причиной пожара в 1722 году. В 1728 году в Синодальный Казённый приказ было направлено обращение о строительстве каменного храма. Но после получения разрешения возведение храма затянулось на 40 лет.[94] В конце XVIII века Воскресенская церковь стала соборным храмом города, а соборный настоятель — благочинным церквей Подольского округа Московской епархии.[95] Однако после постройки Троицкого собора храм стал городской кладбищенской церковью. В середине XIX века церковь была отремонтирована, был восстановлен самостоятельный приход.[95] Но с установлением советской власти была проведена конфискация церковного имущества, а в марте 1929 года Воскресенская церковь была закрыта. Даже существовали планы по перепланировке православного храма под краеведческий музей с устройством революционного отдела в главном алтаре церкви.[94] Впоследствии церковь была значительно разрушена (в том числе, уничтожена колокольня), и она была превращена в мастерскую по изготовлению надгробных памятников. На прилегающем кладбище, где были захоронены умершие от эпидемии холеры 1848 года и закрытом в 1924 году, былпостроен индустриальный техникум, а также установлена спортивная и детская площадки. Впоследствии церковь использовалась и под другие хозяйственные цели.[21] Первая божественная литургия состоялась только в 1995 году. В период с 1995 по 1999 года Воскресенская церковь была фактически возрождена.
Усадьбы
Одной из известных достопримечательностей города является бывшая усадьба Ивановское, в которой в настоящее время располагается краеведческий музей и музей профессионального образования России. Впервые Ивановское как вотчинное владение упоминается в писцовых книгах 1627 года.[96] В конце XVII века усадьба принадлежала окольничему Ивану Ивановичу Головину и его наследникам, во второй половине XVIII века — фельдмаршалу Михаилу Федотовичу Каменскому. В конце XVIII века Ивановское перешло во владение сенатору, двоюродному деду Льва Николаевича Толстого, графу Фёдору Андреевичу Толстому. Именно по его заказу был создан художественный комплекс усадьбы.[97] Композиционная ось усадьбы проходит по подъездной аллее, через центр усадебного дворца и далее по террасам к реке Пахре. В центре ансамбля — трёхэтажный корпус. Корпуса-крылья вытянуты вдоль Пахры, вперёд вытянуты боковые флигели. Недалеко от парадного въезда расположен парковый павильон. В линию с главным домом было выстроено двухэтажное здание театра, в стороне от которого находился хозяйственный двор.[97] После смерти Фёдора Толстого имение перешло к графу, генерал-губернатору Финляндии (1823), Москвы (1848—1859) Арсению Андреевичу Закревскому, который провёл реконструкцию Ивановского: были надстроены переходы, соединяющие центральную часть корпуса с крыльями, в восточном крыле расположилась церковь, была установлена ограда с каменными воротами.[97] Впоследствии Ивановское было владением графини Аграфены Фёдоровны Закревской, графини Софьи Васильевны Келлер и семьиБахрушиных, которые в 1916 году безвозмездно передали имение Московскому городскому самоуправлению для устройства лечебно-воспитательного заведения для детей-сирот.
Земли, на которых в настоящее время расположена бывшая усадьба Плещеево, известны ещё с XIV века, когда они принадлежали черниговскому князю Фёдору Бяконту. Его младший сын, Александр, бывший боярином Дмитрия Донского за свою широкоплечую фигуру получил прозвище Плещей, став родоначальником знаменитого рода Плещеевых (отсюда и название усадьбы).[98] В XVII веке эти земли перешли боярам Морозовым, а в дальнейшем — Василию Петровичу Поспелову (в честь него крестьяне назвали имение Плещеево Поспеловым или Поспелковым). Со второй половины XVII века Плещеево-Поспелово принадлежало статскому советнику Александру Ивановичу Перепечину.[98] В начале XIX века Плещеево перешло к князю Александру Александровичу Черкасскому, который в 1820 году заказал у архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина проект своей усадьбы. В результате был построен кирпичный главный дом в стиле классицизма и первый этаж людского флигеля (второй этаж был позднее возведён архитектором Дмитрием Андреевичем Корицким). Впоследствии имение было собственностью семьи Лазаровых, а затем фон Мекк. По их приглашению в 1884 и 1885 годах в Плещеево гостил российский композитор Пётр Ильич Чайковский[99], который написал здесь «Концертную фантазию».[100] В 1908 году владельцы передали усадьбу цементному заводу. В 1919 году в имении располагалась детская трудовая колония, с 1925 года — туберкулёзный диспансер, в годы Великой Отечественной войны — Подольская женская школа снайперов.
Примечательны также дом-музей В. И. Ленина (семья Ульяновых некоторое время проживала в Подольске, и Ленин не раз посещал город).
Городские скульптуры
В городе расположено множество памятников, памятных знаков, мемориальных досок.Наиболее известными из них являются:
Памятник Ленину. Скульптор — З. И. Азгур, архитектор — Л. П. Земсков.[101] Установлен на центральной площади города, названной в его честь, 29 октября 1958 года. Вождь Октябрьской социалистической революции побывал в городе в июле 1900 года. Ранее, в мае 1898 года, в Подольске поселилась семья Ульяновых. В город шли письма Ленина, который в то время находился в ссылке в Сибири, с поручениями по изданию его трудов, по связи с революционным подпольем. В дни, проведённые в Подольске, Ленин продумал сложные вопросы транспортировки первой общерусской нелегальной марксистской газеты из-за границы в Россию, намечены нелегальные явки и адреса (всё то, что обеспечило выход в свет «Искры»).[102]
Памятник Курсантам Подольских военных училищ, которые вместе с частями 43-й армии сдержали натиск немецко-фашистских войск и помогли выиграть время для подтягивания резервов к Москве. Авторы: скульпторы — Ю. Рычков и А. Мямлин, архитекторы — Л. Земсков и Л. Скорб.[103] Открыт 7 мая 1975 года на пересечении улицы Кирова, Парковой улицы и Архивного проезда. На памятнике из нержавеющей стали изображены трое курсантов (двое из них держат автоматы, третий — держит левую руку поднятой), в верхней части — звезда, сзади памятника — схема боевых действий подольских курсантов. Справа от памятника расположена сопроводительная надпись: «Мужеству, стойкости, бессмертному подвигу подольских курсантов посвящается», слева на земляном бруствере — длинноствольная пушка.
Архитектурно-скульптурный ансамбль на Площади 50-летия Октября, посвящённый Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Авторы — Ю. Любимов и Л. Земсков. Установлен в ноябре 1971 года.[104] На большой бетонной плите высечены советские солдаты, рвущиеся в бой с гранами и автоматами, а также слова: «Героям-подольчанам, жизнью своей защитившимРодину, честь и свободу». В 2010 году ансамбль был реконструирован: справа от плиты с высеченными советскими солдатами и стеллы был открыт мемориальный комплекс ратным и трудовым подвигам подольчан в годы Великой Отечественной войны. Вечный огонь был размещён перед реконструированной стеллой. Кроме того, в состав комплекса вошёл памятник землякам, погибшим при выполнении интернационального долга в Афганистане и боевых задач в Чечне (скульптор — заслуженный художник России А.А.Рожников, архитектор М.В.Тихомиров)[105]. Одновременно после обращения совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов в администрацию города было принято решение именовать площадь «Площадью Славы»
Памятник-обелиск гренадерам Милорадовича, павшим на Подольской земле в 1812 году. Открыт 2 октября 1912 года к 100-летию Отечественной войны 1812 года. В годы советской власти был переделан в памятник Карлу Марксу, но в 1995 году был восстановлен.[104] Расположен на Соборной площади перед Троицким собором между улицами Большой Зелёновской, Февральской и Революционным проспектом. Увенчан Александровским гербом. На памятнике табличка: «22 сентября 1812 года. Русские под начальством Генерала Милорадовича, сражаясь весь день между с. Вороновым и Тарутиным с корпусом Мюрата, преградили французам путь к лагерю русской армии во главе Кутузовым».
Памятник Виктору Васильевичу Талалихину. Скульптор — З. И. Азгур, архитектор — Л. П. Земсков. Открыт 9 мая 1960 года на средства, заработанные комсомольцами. Расположен в Центральном городском парке им. В. В. Талалихина. Памятник представляет собой бюст героя на гранитном постаменте. На постаменте — надпись «Виктору Талилихину» и металлическая доска с его с биографией и описанием подвига.
Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову. Скульптор — Удалова С. М., архитекторы — Любарская О. Г.,Кудрина С. В. Открыт в 1995 году. Расположен в микрорайоне Кутузово на пересечении улиц Сосновая и Бородинская. Представляет собой 22-метровую композицию, на вершине которой скульптура Архангела Михаила из нержавеющей стали.[107]
Памятник Екатерине II. Скульптор — Рожников А. А., архитектор — Тихомиров М. В. Открыт 14 сентября 2008 года. Расположен в Екатерининском сквере недалеко от Вокзальной площади. На памятнике запечатлена императрица в момент подписания Указа от 5 октября 1781 года, где значится запись: «…всемилостивейше повелеваем переименовать городомъ экономическое село Подолъ…»
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Автор: Виктор Михайлович Михайлов. Открыт 6 июня 1999 года и установлен к 200-летию со дня рождения поэта. Расположен в сквере справа от здания Администрации Подольска (предлагались и другие места для установки: имение Ивановское, сквер перед ДК Лепсе, площадь-сквер у старого городского комитета). Памятник представляет собой бюст поэта из красно-коричневого гранита, который стоит на колонне из чёрного гранита. Расположение рук поэта близкое к портрету Кипренского, при этом правая рука положена на плечо, а левая — на бюст. На постаменте надпись: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы».
Бронзовая скульптура «Правосудие». Автор — Д. В. Кукколос. Установлена 23 декабря 2005 года на территории нового здания Подольского городского суда. Подольская богиня правосудия имеет классические атрибуты (весы, меч, повязка на глазах), а также держит в правой руке щит с изображением герба России.

Учреждения культуры

В городе действует краеведческий музей, историко-мемориальный заповедник «Подолье», музей профтехобразования России, выставочный зал, 9 домов культуры (наиболее крупные — ДК им. Лепсе, ДК «Октябрь», ДК им. Карла Маркса), киноконцертный зал.
Подольский краеведческий музей былоткрыт 11 июня 1971 года и в настоящее время располагается в западном флигеле усадьбы «Ивановское». Экспозиция музея посвящена истории города Подольска и его окрестностей. Экспозиционно-выставочная площадь составляет 150 м², среднее количество посетителей в год — 35,5 тысяч человек. В структуре музея также имеется архив, научная библиотека и экспертная группа.
Особый интерес представляет Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье», открытый 7 ноября 1937 года и располагающийся в доме учительницы В. П. Кедровой, где в 1900 году жили родные В. И. Ленина. Основу музея составляет дом-музей Ленина, кроме того, постоянная экспозиция также посвящена истории, культуре и быту Подольска XIX—XX веков. Экспозиционно-выставочная площадь составляет 300 м², парковая — 13,1 га, среднее количество посетителей в год — 1700 человек. В структуре музея имеется научная библиотека и экспертная группа.
В городе имеется разветвлённая библиотечная система, которая включает в себя 16 библиотек. Важнейшие из них — Центральная городская библиотека, расположенная на улице Свердлова и имеющая 13 филиалов, и Центральная городская детская библиотека, расположенная на Революционном проспекте. В последние годы во многих из них были проведены капитальные ремонты, организованы компьютеризированные рабочие места для читателей, создаётся локальная сеть для организации единого информационного пространства. В 2007 году услугами муниципальных библиотек воспользовались более 40 тысяч читателей, а общий библиотечный фонд составил более 500 тысяч экземпляров книг. В 1886 году в Подольске была издана первая брайлевская книга на русском языке.
С 27 июня 1977 года в городе существует Подольский выставочный зал, в котором одновременно размещается не менее четырёх экспозиций. Постоянная экспозиция посвящена Великой Отечественной войне.Экспозиционно-выставочная площадь составляет 1100 м², среднее количество посетителей в год — 22 667 человек.[115] На территории бывшего завода фруктовых вод в настоящее время ведется строительство социально-культурного центра с размещением в нём городской картинной галереи (сдача — в 2010 году).
Крупнейшим учреждением культуры Подольска является Дворец культуры «Октябрь», построенный в 1975 году.[117] Решение о строительстве было принято руководством Подольского электромеханического завода ещё в 1960-х годах, так как прежний рабочий клуб не расп олагал достаточными площадями для того, чтобы вместить все коллективы художественной самодеятельности. В 1998 году ДК стал муниципальным учреждением культуры. В настоящее время в «Октябре» располагается театрально-концертный зал на 850 человек, большой спортивный, танцевальный зал, хореографический класс, регулярно проводятся концерты, спектакли, праздники. Творческий коллектив включает в себя фольклорный ансамбль «Истоки», ансамбль народного танца «Пульс времени», музыкальная студия «Радуга» и другие.
В 2008 году на базе ведущих театральных коллективов был создан Подольский драматический театр.[121] В городе также имеется два кинотеатра: «Родина» и «Каро Фильм», ставший в 2003 году первым в Подмосковье многозальным кинотеатром.
В Подольске расположен Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.


Спорт.
В городе расположены спортивные сооружения — ледовый дворец спорта «Витязь», дворец «Спорт-сервис», спортивные клубы «ДК Октябрь» и «Космос». Конноспортивные комплексы «Фаворит» и «Престиж».
Наиболее известной спортивной трибуной города является ледовый дворец «Витязь», построенный в 2000 году и рассчитанный на 5500 человек.[126] Основное здание комплекса включает в себя арену с искусственным ледовым покрытием, ресторан, кафе-бар для журналистов, 5 кафе быстрого обслуживания. К основномузданию примыкает крытый теннисный корт. Кроме спортивных мероприятий в комплексе проводятся различные концерты, массовые мероприятия, съёмки телепередач. В этих целях ледовая площадка преобразуется в концертную сцену и партер (вместимость партера и трибун — 6800 человек).[127] Изначально ледовый дворец «Витязь» был домашней ареной для одноимённой хоккейной команды, выступающей в чемпионате России. Однако в 2003 году она переехала в город Чехов. С 2008 по 2009 год ледовый дворец был домашней ареной хоккейного клуба «Рысь», основанного в 2008 году и выступавшего в Высшей Лиге. В настоящее время «Витязь» является ареной хоккейного клуба ПХК «Крылья Советов».
13 сентября 2008 года после реконструкции был открыт стадион «Труд», представляющий собой двухтрибунный комплекс на 13 тысяч зрителей с футбольным полем и беговыми дорожками. Старый стадион, вмещавший 22 500 зрителей, был самым большим в Московской области. Кроме того, он был единственным в Московской области, где «ночевал» Олимпийский огонь 1980 года: летом того года в городе прошла эстафета огня.[129] В городе долгое время сохранялись редчайшие старые советские фонарные столбы-торшеры с олимпийскими кольцами. Последние были демонтированы в 2000х годах при реконструкции Аллеи Спасателей и сквера на ул. Стекольникова.[130] Под двумя трибунами нового стадиона расположены шесть спортивных залов. Под восточной — для единоборств, хореографии и общей физической подготовки. Под западной трибуной — игровой, для шейпинга и кардиозал. Под одной из трибун также расположилась гостиница на 84 места.[128] Стадион «Труд» должен стать домашней ареной для футбольного клуба «Витязь», выступающего в первенстве России по футболу.
В 2007 году была открыта теннисная академия для подготовки спортсменов для большого тенниса. Академия расположена рядом с ледовым дворцом «Витязь» ивключает в себя 4 крытых и 5 открытых кортов, тренажёрный зал и гостиничный комплекс.[132] В октябре 2007 году академия принимала Кубок губернатора Московской области по теннису.
В городе построены современные базы для подготовки лыжной сборной России. Ведётся подготовка спортсменов по настольному теннису, боксу, дзюдо, греко-римской борьбе, хоккею, волейболу.

Заключение

Работа над данным проектом показала необходимость активного изучения, сохранения и продолжения традиции нашей малой родины.

В ходе реализации данного проекта  я не только изучил народные традиции Г.о Подольска и Подольского региона но и продолжаю их:

  • исполняю русские народные песни;
  • вышиваю гладью и крестиком;
  • вяжу на спицах и крючком.

Данная работа предусмотрена на протяжении нескольких недель . Сбор русского народного материала будет продолжен нами и дальше. Мы принимаем  активное участие по данной теме на школьных  семинарах.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществима только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо.

Список использованной литературы

  1. Подольские  предания //Подольский  край в истории русской культуры. – Подольск: СГПИ, 1973.
  2. Народное поэтическое творчество во внеклассной работе: Учебное пособие (в соавторстве с В.С. Кошелевой) // Подольск: СГПИ, 1978 (52 стр.).
  3. Фольклор и народная эстетика. – Подольск: СГПИ, 1989.
  4. Фольклор одного села. Методические рекомендации по фольклорной практике. – Подольск: СГПИ, 1991.
  5. Исторические песни в записях В.Н. Добровольского //Подольский край в истории русской письменности и культуры. – Подольск : СГПИ, 1994.
  6. Родительская обрядность //Край Подольский, 1994. - № 7-8.
  7. Народное творчество в Подольском крае – Москва, 1998.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Культурное наследие коми народа"

Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....

Исследовательский проект «Культурное наследие Подольска и Подольского региона »

Культурное наследие  – это многовековой  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственны...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

Список произведений для учащихся 5-8 классов, рекомендуемых к прочтению в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»

Список произведений для учащихся 5-8 классов, рекомендуемых к прочтению в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»...

Исследовательский проект « КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Культурное наследие  – это многовековой  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственны...

Проекты "Культурный норматив школьника". "Культурная суббота"

Проекты "Культурный марафон школьника",  " Культурная суббота"...

Исследовательская работа «Наше наследие»

Исследовательская работа«Наше наследие»...