Главные вкладки

    Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
    творческая работа учащихся (9 класс) на тему

    Грачева Октябрина Анатольевна

    Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние человека. Не зря многие предпочитают проводить по возможности свои выходные и отпуска на побережье моря, берегу реки или озера. В городах пруды и фонтаны являются излюбленными местами встреч жителей и проведения мероприятий. 

    Одним из наиболее крупных российских объектов охраны считается «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», он был включен в список ЮНЕСКО в 1990 году и стал первым в России объектом охраны.

    ЮНЕСКО специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

    Актуальность темы

    - "Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России" обусловлена возникшим у меня интересом к истории создания парка фонтанов в Петергофе и его роли в развитии культуры нашей страны.

    Объект:

    - Процесс создания парка фонтанов в Петергофе.

    Предметом исследования является:

    - Роль строительства парка фонтанов Петергофа в развитии культуры.

    Цель:

    - заключается в определении роли создания парка фонтанов Петергофа в развитии культуры России.

    Задачи:

    - рассмотреть историю создания парка фонтанов в Петергофе;

    - изучить историю его развития;

    - проанализировать деятельность Петергофского парка фонтанов и установить его роль в культуре;

    - провести опрос одноклассников.

    Гипотеза исследования:

    - заключается в том, что Петергофский парк фонтанов представляют больший интерес для потенциальных потребителей культурных услуг и играет значительную роль в развитии культуры России.

    Методы исследования:

    - практическая часть, опрос.

    Основные понятия рассматриваемые в работе:

    - фонтан (итал. fontana, от лат. fons — источник), 1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.). 2) Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды.

    - каскад - искусственный или небольшой естественный водопад, низвергающейся несколькими уступами;

    - культура – это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В нашем случае мы рассматриваем культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории

    - культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_office_word.docx40.99 КБ
    PDF icon petergof-zhemchuzhina_rossii.pdf1.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Бухоловская СОШ»

    Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО»

    «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

    Выполнили:

    Клюенкова Ирина

    Старшинова Елена, учащиеся 9 класса

    МБОУ «Бухоловская СОШ»

    Грачева Октябрина Анатольевна

    учитель истории

    2018

    Оглавление

    1.  Введение…………………………………………………………………………3
    2. История Петергофского парка………………………………………………….5
    3. Фонтаны Петергофа……………………………………………………………..8

    3.1.Большой каскад………………………………………………………………..8

    3.2.Террасные фонтаны…………………………………………………………..9

    3.3.Фонтаны «Чаши»……………………………………………………………10

    3.4.Каскад «Шахматная гора»………………………………………………….10

    3.5.Фонтан «Сноп»……………………………………………………………..10

    3.6.Фонтан «Пирамида»……………………………………………………….11

    3.7.Фонтан «Адам и Ева»………………………………………………………11

    4. Заключение…………………………………………………………………….12

    5. Список используемой литературы…………………………………………...14

    1. Введение

    Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние человека. Не зря многие предпочитают проводить по возможности свои выходные и отпуска на побережье моря, берегу реки или озера. В городах пруды и фонтаны являются излюбленными местами встреч жителей и проведения мероприятий. 

    Одним из наиболее крупных российских объектов охраны считается «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», он был включен в список ЮНЕСКО в 1990 году и стал первым в России объектом охраны.

    ЮНЕСКО специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

    Актуальность темы 

    - "Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России" обусловлена возникшим у меня интересом к истории создания парка фонтанов в Петергофе и его роли в развитии культуры нашей страны.

    Объект:

    - Процесс создания парка фонтанов в Петергофе.

    Предметом исследования является:

    - Роль строительства парка фонтанов Петергофа в развитии культуры.

    Цель:

    - заключается в определении роли создания парка фонтанов Петергофа в развитии культуры России.

    Задачи:

    - рассмотреть историю создания парка фонтанов в Петергофе;

    изучить историю его развития;

    проанализировать деятельность Петергофского парка фонтанов и установить его роль в культуре;

    - провести опрос одноклассников.

    Гипотеза исследования:

    - заключается в том, что Петергофский парк фонтанов представляют больший интерес для потенциальных потребителей культурных услуг и играет значительную роль в развитии культуры России.

    Методы исследования:

    - практическая часть, опрос.

    Основные понятия рассматриваемые в работе:

    - фонтан (итал. fontana, от лат. fons — источник), 1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.). 2) Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды.

    - каскад - искусственный или небольшой естественный водопад, низвергающейся несколькими уступами;

    - культура – это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В нашем случае мы рассматриваем культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории

    - культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

    1. История Петергофского парка.

    В 1714 году у Петру I пришла в голову идея сотворить нечто более шикарное, чем Версаль. Если верить планам и разработкам, оставшимся с тех времен, то можно сказать, что разработчиком и оформителем являлся сам Петр. Идея создания летней резиденции (место для отдыха) выражала идею торжества России над поверженной Швецией.

    Местность для постройки загородной резиденции русских императоров, а ныне всемирно известной «столицы фонтанов» - Петергофа было выбрано на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт- Петербурга. Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами, которые позволили бы осуществить мечту Петра и создать парковый ансамбль, состоящий из множества фонтанов. Первым ведущим исполнителем замыслов Петра I был архитектор И.-Ф. Браунштейн, а создание водопроводящей системы для фонтанов было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал. Канал – одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней более десяти его собственноручных набросков, еще большее число чертежей с петровскими надписями, Канал начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат. Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, наглядно демонстрируя неразрывную географическую и художественную связь приморской резиденции с водным пространством. По каналу из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны.

    Иное дело – Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Канал делит его на две части, условно именуемые «западная» и «восточная». В восточной находятся дворец Монплезир, каскад «Шахматная гора», фонтаны «Пирамида», фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад «Золотая гора», Менажерные фонтаны и клоши. Вода в этих фонтанах с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.

    Открытие загородной резиденции состоялось 15 августа 1723 года. Оно было официально отмечено первым большим праздником. Петр сам показывал достопримечательности резиденции «господам чужестранным министрам», Стоя на балконе, Петр сказал французскому послу Компредону: «У вас в Версале нет такого чудного вида, как здесь, где с одной стороны открывается море с Кронштадтом, а с другой виден Петербург».

    Расчет Петра I был в том, чтобы удивить, поразить величием парка, созданного на севере, среди болот, и ему это удалось. Петергофские фонтаны изумили всех своей красотой и воспринимались как одно из чудес искусства. Это точно подметил А. Бенуа, он сказал: "Фонтаны в Версале - изящное украшение, без которого можно обойтись. Петергоф - резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное".

    Но противники нововведений Петра, после его отъезда в Москву в 1725, обрекли город и новостройку на полную разруху. Вторую жизнь он обрел уже только в 1730 году, наследница Петра первого, Анна Иоанновна взялась за строительство с новыми силами. В течение десяти лет кипели работы. Был призван лучший зодчий страны – М. Г. Земцов, который восстановил красоту Петергофа.

    Очень тяжелое время настало с началом Великой Отечественной Войны. В сентябре 1941 года, город стал добычей немецких захватчиков. Здесь они провели более двух лет. За это время они нанесли фонтанам и зданиям большой урон. Они разворовали коллекции, уничтожили сады, взорвали несколько зданий и перекопали всю местность, пытаясь окопаться в этом месте.

    После войны тысячи петербуржцев были направлены на работы по восстановлению Петергофа. Уже в 1945 был снова открыт Нижний парк, а через год были восстановлены фонтановые системы в центре парка. Это стало возможным благодаря сохранившимся чертежам, а его зеленые насаждения – по старинным садовым описям и довоенным фотографиям.


    1. Фонтаны Петергофа

    Как же выглядят Петергофский парк фонтанов сегодня.

    3.1. Большой каскад.

    Большой каскад – самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского фонтана и одно из выдающихся сооружений мира.

    Идея завершить морской парадный въезд в царскую резиденцию Нагорным дворцом и каскадом с гротами у его подножия принадлежала Петру I. Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине и составляя с ним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года. Решение каскада просто и лаконично. Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота. Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом. Поверх Большого грота – терраса, скованная фасадами Малого грота. Он завершается мраморной балюстрадой, на которой расположены восемь мраморных ваз. Перед входом в Большой грот на нижней террасе устроен фонтан "Корзина". Из туфового кольца бьют наклонные струи, переплетающиеся подобно прутьям ажурной корзины, из которой поднимаются девять мощных вертикальных струй, словно стебли фантастических хрустальных цветов. Движение воды в каскаде начинается потоками из двух маскаронов "Нептун" и "Вакх", расположенных на стене Малого грота, продолжается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки, – Неву и Волхов.

    В художественном облике каскада ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения – в аллегорической форме прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.

    Первоначально весь декор состоял из свинцовых золоченых скульптур, которые к концу XVIII века потеряли былую красоту. Их заменили бронзовыми, среди которых – копии работ мастеров античности и Ренессанса, а также 15 оригинальных произведений лучших отечественных скульпторов того времени: М. И. Козловского, И.П. Прокофьева, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, Ф. И. Шубина, Ж. Д. Рашетта. Новые скульптуры заняли свои места к 1806 году. На сегодняшний момент декоративное убранство каскада включает в себя 37 бронзовых золоченых статуй, 16 ваз, 29 барельефов, гермы, кронштейны, маскароны, бюсты, дельфины, львы, лягушки – всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора, составляющих роскошный внешний облик Большого каскада. Он формировался на протяжении полутора веков, но эти изменения не нарушили его целостности и первоначального замысла как крупнейшего триумфального памятника своего времени.

    В годы Великой Отечественной войны Большой каскад был превращен в груду руин. Не успевая вывезти все скульптурные богатства из Петергофа до начала немецкой оккупации, часть их зарыли или спрятали в тайниках на территории парка. Похищенные фашистскими войсками четыре статуи ("Самсон", "Нева", "Волхов", "Тритоны") пришлось создавать заново. К 1956 году титанические усилия реставраторов вернули великолепный фантан к жизни.

    Особенно красив Большой каскад – жемчужина "резиденции царя морей"– во время праздников, когда он становится сценической площадкой для костюмированных представлений.

    3.2 Террасные фонтаны.

    С обеих сторон от Большого каскада расположены небольшие, врезанные в склон беломраморные четырехступенчатые каскады. Их по пять с каждой стороны, и находятся они на равном расстоянии друг от друга по всей ширине партеров. На верхних стенках каскадов поблескивают золотом чередующиеся маскароны, тритоны и нимфы. Вода, льющаяся из них, поступает от фонтанов, расположенных выше на уступе. Каждому каскаду соответствует фонтан с круглым мраморным бассейном и невысокой вертикальной струей.

    3.3. Фонтаны «Чаши».

    У подножия террасных фонтанов посреди Больших цветников находятся два значительных по размерам фонтана, называемых «Чашами». Устройством западного фонтана занимались итальянцы, братья Баратини. Парный к нему восточный фонтан сооружен французом Суалемом. По этой причине фонтаны стали именоваться соответственно Итальянским и Французским. В 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера мастера Петергофской гранильной фабрики выполнили из каррарского мрамора чаши, заменившие старые деревянные.

    3.4. Каскад «Шахматная гора».

    К площади, где стоят Римские фонтаны, устремляет свои воды один из каскадов Нижнего парка - «Шахматная гора». Снизу и наверху ее – входы в гроты. Вход в верхний грот охраняют три дракона. Из их раскрытых пастей изливаются потоки воды, стекающие по четырем огромным наклонным ступеням. Склоны каскада выложены туфом, а по бокам, вдоль деревянных лестниц стоят десять мраморных статуй античных богов работы итальянских скульпторов. Проект каскада был разработан Н. Микетти и в 1739 году завершен М. Земцовым. Сначала каскад назывался Драконовой горой. Но к середине XVIII века ступени его расписали «под шахматы», и с тех пор за ним утвердилось современное название.

    3.5. Фонтан «Сноп».

    В восточной части Нижнего парка находится Монплезир – любимое детище Петра I. Из высокой тумбы, по конфигурации напоминающей связку колосьев, взмывает мощная струя воды. Ее окружают еще два яруса из 24-х наклонных струй.

    3.6. Фонтан «Пирамида».

    В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее виднеется фонтан, особенно поражающий своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает некое триумфальное сооружение. В 1717 году Петр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трехгранного обелиска. В 1721 году он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н.Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» – так назвали фонтан, – была пущена.

    3.7.Фонтаны «Адам» и «Ева».

    По сторонам Морского канала в глубине парка стоят два одинаковых по декору фонтана. Пересечение аллей образует возле них своеобразные площади, от которых расходятся восемь лучей. Именно здесь находятся старейшие фонтаны Петергофа: «Адам» – в восточной части парка, «Ева» – в западной. Их скульптуры представляют собой вольные копии с известных произведений А. Рицци. Они были заказаны Дж. Бонацца в 1717 году и установлены в восьмигранных бассейнах в окружении 16 бьющих ввысь струй.

    Сегодня петергофский ансамбль насчитывает более 150 действующих фонтанов и три каскада. Ежегодно «столицу фонтанов» посещают сотни тысяч туристов со всего света, чтобы насладиться зрелищем незабываемого чуда, каким во все времена воспринимался Петергоф.

    1. Заключение

    На этом наша маленькая экскурсия по Петергофскому парку фонтанов заканчивается. Но говорить о них и рассматривать можно бесконечно.

    Работники парка говорят, что для того, чтобы обойти все дорожки и аллеи (а это около 40-ка километров), посмотреть все достопримечательности, заглянуть в каждый уголок, нужно потратить около десяти дней! Да ещё и этого будет мало!

    Петергофские фонтаны и сады вдохновляли А.Пушкина и М.Лермонтова, многих и многих других замечательных поэтов. Музыка великих композиторов П. Чайковского Н. Глинки и Д. Шостаковича, впервые прозвучавшая в Петергофе, до сих пор покоряет людей во всем мире. Грандиозная система дворцово-парковых ансамблей формировалась в течение двух веков. Она стала настоящей и единственной в своем роде наглядной художественной энциклопедией архитектуры, декоративного и садово-паркового искусства. Посещая такие места можно познать ценность, уникальность родной территории и ощутить ее частью нашей огромной страны, почувствовать атмосферу эпохи.

    Подводя итог работы, хочется отметить, что роль строительства Петергофского парка фонтанов в развитии культуры России огромна и значительна. Она выражена в первую очередь в:

    -  появлении нового вида искусства в России, которое именуется как

    «Садово – парковое искусство». Данный вид искусства отражает взаимосвязь природы, человека, культуры и истории.

    - появлении в русском языке таких новых слов, как «Фонтан» и «Каскад».

    Также надо отметь, что Петергофский парк в целом несет выражение исторических событий, творческих созидательных возможностей русского народа.

    Отличительной особенностью петергофских фонтанов является то, что ни в одном из них для выброса воды не используются насосы

    Сегодня Петродворец — всемирно известный город-музей под открытым небом. Здесь открыты для обозрения 10 музеев и три парка (Верхний, Нижний и Александрия). В Верхнем саду и Нижнем парке работают три каскада и 173 фонтана. Обычно торжественное открытие фонтанов проходит в конце мая, а церемония закрытия в сентябре.

    В 1990 г. город и его дворцово-парковые фонтаны были включены в список культурного наследия ЮНЕСКО. В 1997 г. государственный музей-заповедник «Петергоф» был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

    Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась. Фонтаны Петергофа действительно шедевр культурного наследия нашей страны и представляют собой уникальную ценность не только для россиян, но и для жителей других стран. Мы должны гордиться им и беречь его для потомков.

    1. Список используемой литературы
    1. Е. Анисимов, Л. Бардовская   «Императрица Елизавета Петровна.

        300-летию со дня рождения».  Издательство «Абрис», Санкт-Петербург, 2010.

    1. Вирджиния Роундинг   «Екатерина Великая»; пер. с англ. Издательство «Астрель»,  Москва, 2010.
    2. Википедия. Свободная энциклопедия.
    3.   Официальный сайт. Петергоф Государственный музей – заповедник.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

    Презентацию можно использовать для 8-9 класса...

    Интегрированный учебный проект: «Развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций на примере христианского праздника- Православная Пасха»

    Данный проект является творческим и направлен на:-развитие и возрождение духовных, нравственных и культурных ценностей и традиций-применения технологических знаний в самостоятельной практической...

    Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.

    Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

    Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Объекты культурного наследия ЮНЕСКО"

    Календарнотематическое планирование по учебной дисциплине "Объекты культурного наследия ЮНЕСКО" для студентов ГБОУ СПО СО "Свердлвский областной педагогический колледж" обучающихся по специальности "Т...

    Проект «Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей подрастаю-щего поколения средствами музыкального репертуара».

    Занятия вокалом занимают особое место в музыкальном воспитании детей и принадлежат к основным видам музыкального исполнительства. Они являются одним из средств разносто-роннего развития обучающихс...

    Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»

    Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО» проведено в 8 классе в рамках недели методического мастерства ассоциированных школ ЮНЕСКО...

    Роль К.Г. Оросина в становлении олонхо шедевром нематериального наследия человечества.

    Презентация о жизни и творчестве К.Г.Оросина и о его роли в становлении олонхо шедевром нематериального наследия человечества...