Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одарённых детей.
методическая разработка на тему

Нехаева Валентина Ивановна

В работе отражены  основы,раскрывающие сущность и содержание педагогической поддержки в воспитании одарённых детей на примере хореографического коллектива "Росток". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx940.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Созвездие»

городского округа Власиха Московской области

«Методика и техника педагогической поддержки

 в воспитании одарённых детей»

                                                 Автор: педагог дополнительного образования

Нехаева  Валентина Ивановна

                                                    г. о. Власиха

2016 г.

п/п

Названия разделов

        Стр.        Стр.        

1.

Содержание

1

        2.

Введение

2-6

3.

Одарённый  ребёнок – каков он?

6-8

3.1.

Принципы, условия  и направления работы с одарёнными детьми в УДОД.

8-10

4.

Модель развития и поддержки творческой одарённости детей.

10-12

5.

Комплексная модель работы с категорией детей, проявляющих способности.

12-14

6.

Работа с одарёнными детьми в хореографическом коллективе «Росток».

14

6.1.

Результативность деятельности хореографического коллектива «Росток».

15-18

6.2.

Условия успешной реализации обучения.

19-21

7.

Особенности  работы с одарёнными детьми  в УДОД.

22-24

7.1.

Показатели эффективности работы с одарёнными детьми.

24

7.2.

Проблемы диагностики и развития одарённых и талантливых детей.

25

7.3.

Методики диагностики одарённости.

26-38

7.4.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с  хореографической  одарённостью (образец).

38-43

7.5.

План работы с одарёнными детьми (образец).

43-47

7.6.

Управление развитием системы педагогической поддержки в воспитании одарённых детей.

48

8.

Заключение.

49

9.

Список используемой литературы.

49- 50

10

Приложения.

51-61

2.ВВЕДЕНИЕ

В  каждом  человеке  солнце,

Только  дайте  ему  светиться.            

                                    Сократ

                                 Поэт, художник, музыкант

                                   Такими сразу не родятся,

                         В любом из нас зарыт талант-

                     Лишь стоит только покопаться.

                                                Э. Сервус

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ, раск-рывающих сущность и содержание педагогической поддержки в воспитании одарённых детей (на примере хореографического коллектива «Росток»)

Достижение поставленной цели предопределяет решение следующих основных задач:

  • изучить сущность и содержание педагогической поддержки в воспитании одарённых детей, ее ключевые элементы, функции и уровни;
  • раскрыть содержание педагогической поддержки в воспитании одарённых детей;
  • изучить проблему работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении дополнительного образования детей;
  •  классифицировать формы педагогической поддержки в воспитании одарённых детей;
  • разработать систему управления развитием творческих способностей детей через преобразование традиционной методической службы в МОУДОД.

Объект исследования: педагогическая поддержка в воспитании одарённых детей  в образовательном  учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: управление развитием творческих способностей детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей.

  Актуальность темы  заключается в том, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне образовательных учреждений и семьи стоит очень серьезно и насущно. 

Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.                                                

«Принцип гуманитарной педагогики –

обучение во имя развития личности школьника,

укрепление гуманных, нравственных отношений,

бережное внимание к внутреннему миру

ребенка, его интересам, потребностям,

обогащение душевного и духовного потенциала».

Ш.А. Амонашвили

      Проблема развития творчества имеет долгую и  спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и учёных. Различные его стороны отражаются в понятиях: «творческое на-чало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность».

В философском понимании феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития.  

   Закон «Об образовании» определил дополнительное образование как один из самоценных и социально значимых видов образования детей. Система дополнительного образования приобретает всё большее значение при обучении и воспитании ребёнка. 11 ноября 2010 года на заседании Президиума правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г., которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Одним из пунктов данной программы обозначено развитие системы поддержки талантливых детей, развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят.

 В документах  Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" отмечено: « модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». Во втором разделе документа поднимается очень важный вопрос касающийся, как я думаю, не только школы, а прежде всего учреждений дополнительного образования детей о   развитии системы поддержки талантливых детей.

     « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.     Необходимо раз-вивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. ….. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформи-ровавшихся талантливых детей.» Очень хотелось бы увидеть воплощение этих мыслей в деятельности современных учреждений дополнительного образования детей.  

Чем вызвано столь серьезное внимание к проблемам поиска и выращивания одаренных детей? Не оскудела ли земля наша на таланты? Судите сами.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Развитие ребенка протекает успешно тогда, когда возникает гармония двух различных процессов – социализации и инди-видуализации.

Главный постулат – воспитание есть не что иное, как помощь ученику в его саморазвитии. Под педагогической поддержкой понимается превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем.

Два вида цели воспитания – цель как идеал и реальная цель.

Идеальная цель – формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

Реальная цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъектные условия (желания индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

3.Одаренный  ребёнок  – каков он?

       Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы формирования  - проблема, требующая специальных исследований. Несмотря на это уже сейчас можно выделить особенности, характеризующие одаренных детей, и наметить пути развития одаренности в детском возрасте.

  • ОДАРЕННОСТЬ  мы  понимаем,  прежде всего, как высокий уровень развития способностей ребенка, одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    СПОСОБНОСТИ – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью, это такие психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют – развиваются и проявляются  – в деятельности.
  • ЗАДАТКИ способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
  • ТАЛАНТ -  выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.
  • ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Существуют разные виды способностей (их выделяют в соответствии с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются): общие (влияют на успешность во многих видах деятельности) и специальные (существенны для отдельных видов деятельности).

На разных возрастных этапах одаренность проявляется по – своему. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование художественных способностей. Основная задача образовательной работы с детьми как раз и состоит в том чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей.

Главная задача педагога – обнаружить и развивать то, что заложено в ребенке, а не обучать его, «отливая» определенную форму.

 Итак, одаренные дети:

  •  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  •  испытывают радость от умственного труда;
  • для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

Всех одаренных детей можно условно подразделить на три категории:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте);
  • дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
  •  учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

    Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. 

3.1. Принципы, условия  и направления  работы с одарёнными детьми  в учреждениях дополнительного образования детей.

Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей может строиться  на следующих принципах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возмож-ностей;
  •  принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  •  принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей;
  • принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли педагога;
  • принципе  ориентации на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • принципе свободного самоопределения с последующей самореа-лизацией.

Условиями развития и поддержки творческой одаренности следует считать:

1. Требования к педагогу:

а) безусловное понимание и уважение личности ребенка, где основными 

принципами  являются: «Не навреди» и «Помоги мне  это сделать  самому»;

б)        совершенствование педагогической компетентности (профессиональ-ной  и личностной)  через  работу: «Школы повышения педагогического мастерства».

  1. Учет психофизиологических особенностей детей через психодиагностику (тестирование по видам одаренности).
  2. Педагогическая и социальная поддержка детей:

а)        подбор детей в творческие группы;

б) предоставление возможностей для развития творческих способ-
ностей и личностных характеристик;

в) социальная адаптация детей, психологическая поддержка, профессиона-льная ориентация;

г) сотрудничество и партнерство с родителями;

д) отслеживание дальнейшего творчества выпускников.

Практика показывает, что требования к уровню образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием - оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, где педагоги, в отличие от школьных учителей, не получают готовых стандартизированных курсов, они имеют свободу выбора действий. Педагоги дополнительного образования живут в режиме поиска, им открыта дорога для творчества, они сами разрабатывают сценарии, занятия, они сами конструируют дополнительные образовательные программы.

Ценность этих программ в том, что они не транслируются по типу единого государственного стандарта, а предлагают детям выбор образовательного маршрута, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Дополнительные образовательные программы  педагогов  дополнительного образования ориентируют детей на гуманистические ценности: свободу и творчество, человеческую уникальность и индивидуальность. Здесь все программы идут «за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу. Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей, она просто становится невостребованной.

Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования детей является развитие творческой одаренности  обучающихся  через:

  • мотивацию обучающихся  на исследовательский, творческий труд;
  • построение индивидуальных маршрутов образования обучающихся;
  • формирование социального успеха (участие в конкурсах,   выс-тавках,  конференциях и т. д.);
  • формирование навыков психологической защиты в условиях резко меняющегося социума и умение преодолевать трудности;
  • апробацию модели сотворчества «педагог - воспитанник - родитель»;
  • развитие профессионализма педагогического коллектива.  

 Работу с одарёнными детьми важно вести в тесной связи общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, что можно проиллюстрировать следующей схемой: (приложение № 1).

4. Модель развития и поддержки творческой одаренности детей

Если представить модель развития и поддержки творческой одаренности детей графически, то мы увидим следующее: 4 уровня: Я ищу, Я хочу, Я могу, Я буду (приложение №2 – схема 1). 

 Участниками образовательного  процесса, являются  педагоги, учащиеся, родители. Таким образом, попадая в образовательное пространство, ребенок находится на одном из представленных уровней. Каждый уровень характеризуется определенным набором личностных качеств и потребностей. Развитие одаренности зависит от образовательной среды, в которую попадает ребенок, и создания определенных условий. Поэтому, смысл деятельности УДОД - в развитии и поддержке творческой одаренности каждого ребенка.

Рассмотрим уровень «Я ищу»   (приложение № 2  схема 2).                                                               

     Когда потребностью личности ребенка является удовлетворение интереса и любопытства, создаются условия многопрофильного обучения.       С момента прихода учащегося в ЦДТ начинается его психолого-педагогическое сопровождение, которое заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Также, в самом начале обучения, диагностируются способности и личностные качества ребенка, изучается стартовый потенциал развития личности. Используется диф-ференцированный подход. Применяется индивидуальное, мелкогрупповое или групповое обучение.

Естественно, что говорить об одаренности не имеет смысла без родительской поддержки, сочетающейся с хорошим преподаванием. Поэтому, создаются все условия для сотрудничества и налаживания партнерских отношений с родителями. На этом уровне учащимся предоставляется свобода выбора, они могут свободно посещать то одно, то другое учебное объединение по желанию. Эти условия характерны для любого уровня, а при дальнейшем развитии ребенка, с изменением потребностей личности, расширяется педагогический арсенал.

Рассмотрим уровень «Я хочу» (приложение № 2 схема 3).

Для учащегося характерна мотивация и увлеченность определенным видом деятельности, у него ярко выражена познавательная потребность и любознательность. На этом уровне проектируется индивидуальный маршрут развития учащегося: подбирается индивидуальная образовательная программа, происходит выбор уровней и форм обучения, а также форм представления результатов. Здесь апробируется модель сотворчества «педагог – родитель - учащийся» через совместные занятия, итоговые  мероприятия,  походы,  клубы  выходного дня, конференции.

Рассмотрим уровень «Я могу»  (приложение № 2 схема 4). 

Учащемуся  присущи потребность в самореализации, достижениях в индивидуальном маршруте, характерны готовность к принятию решений, движение к себе лучшему.   На  данном этапе можно проводить диагностику и мониторинг результативности обучения (выявлять уровни развития личностных характеристик, рассматривать  количественные и качест-венные показатели эффективности образовательного процесса). Вести профориентационную работу, выбору по всем профилям. На этом уровне используются авторские педагогические технологии, представляющие собой интеграцию элементов современных технологий.

Рассмотрим заключительный уровень «Я буду»  (приложение № 2 . схема 5).

Личность ребенка характеризуется верой в себя и свои способности, ценностным, личностным и профессиональным самоопределением, ответственностью за принятие решений, умением анализировать свою деятельность и проектировать свой образовательный маршрут. Для достижения этого результата, используется креативно-поисковый вид деятельности, который заключается в организации исследовательской и проектной деятельности, участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях по профилю.

5.Комплексная модель работы с категорией детей, проявляющих способности.

Существует мнение, что в наиболее полном объеме удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные запросы подрастающего человека, развивать его творческие способности могут только учреждения дополнительного образования с их гибкой системой и средствами обучения. Обеспечить такую образовательную структуру, которая максимально удовлетворяла  бы потребностям каждого ребенка, с учетом его возможностей и склонностей, только общеобразовательным учреждениям, в отрыве от учреждений дополнительного образования детей, - является весьма затруднительной задачей современной системы образования.

Основываясь на этих устоявшихся аргументах, необходимо спроектировать  комплексную модель работы с категорией детей, проявляющих способности в той или иной области деятельности: познавательной, художественной, социальной, разработать программу опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие творческой индивидуальности детей в системе дополнительного образования детей».

 На первом этапе «От увлечения - к творчеству»  прежде всего необходима разработка модели развития и поддержки творческой индивидуальности обучающегося.

Цель в такой модели  может быть сформулирована следующим образом: оказание практической помощи в самореализации творческой индивидуальности  обучающихся.

Она достигается посредством решения ключевых задач: создания условий для творческой деятельности; разработки индивидуальных маршрутов и персонифицированных программ; реализации развивающих и формирующих личность методик.

Формами работы являются индивидуальные занятия, творческие работы, социальные проекты, мастер-классы, творческие мастерские.

Специфика всей деятельности зависит от различных видов проявления детской творческой индивидуальности, поэтому, ее составляющими являются: практическая, художественная, психомоторная, коммуникативная, социальная и интеллектуальная направленности.

Особое место в работе должно отводиться условиям проявления творческой индивидуальности. Их можно  разделить на три вида: творческая среда, творческий процесс, творческая личность. Все три составляющие очень взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Следующая составляющая модели развития и поддержки творческой индивидуальности - ступени творческого роста  обучающихся

(приложение № 3  схема 1, схема 2 ).

  Первая ступень - «Поиск», характеризуется проектированием личности ребенка, его мотивационно-потребностной сферой. Вторая ступень, «Вдохновение», включает в себя формирование устойчивых  учебно-познавательных интересов, творческой активности и креативности. На третьей ступени - «Творчество», осуществляется социально-признаваемая эксклюзивная деятельность ребенка. Самая значимая в процессе творческого роста - четвертая ступень, «Мастерство», которая предполагает утверждение себя как личности в выбранном виде деятельности, профессиональном самоопределении. Важна фиксация результатов деятельности обучающихся, которую предлагается вести в следующих формах: персональные (авторские) выставки, авторские коллекции, достижения на конкурсах и фестивалях, наградной материал, портфолио.Описание: Описание: Картинка 356 из 1517Описание: Описание: Картинка 356 из 1517Описание: Описание: Картинка 356 из 1517Описание: Описание: Картинка 356 из 1517

6. Работа с одарёнными обучающимися в хореографическом коллективе.

  Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития в хореографии – 3-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей и педагога-хореографа - поддержать эти стремления ребенка.

 В процессе профессиональной деятельности проводятся разнообразные мероприятия по работе с одарёнными детьми:

  • выявление способных воспитанников при помощи тестирования;
  • диагностика детей с помощью психологических тестов:

  - разовые обследования;

  - долговременные обследования;

  - тренинговые выявления и развитие одарённости  (учебно-игровые методы);

  • работа по специализированному плану. Применение методики «Карта одарённости.

6.1.Результативность деятельности  хореографического коллектива «Росток»

Одарённость подтверждается высокими результатами коллектива. За последние пять лет обучающиеся в хореографическом коллективе «Росток» достигли определённых успехов, что можно проследить на следующих диаграммах (приложение № 4 диаграмма 1,2,3,4).

Данные результативности представлены в таблице 1.

Название конкурса

Результативность

Место проведения

Дата участия

           Конкурсы и фестивали муниципального уровня за 2012-2016г.

II конкурс хореографического искусства «Волшебный мир танца» в рамках II открытого муниципального фестиваля детского и молодёжного творчества «Созвездие»

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом I степени

ДК г.о. Власиха

2012 г.

III конкурс хореографического искусства «Волшебный мир танца» в рамках

 IIIоткрытого муниципального фестиваля детского и молодёжного творчества «Созвездие»

Диплом I степени

Диплом I степени

ДК г.о. Власиха

2013 г.

            Конкурсы и фестивали регионального уровня за 2012-2016 г.

XVоткрытый фестиваль-конкурс детского и молодёжного творчества «Серебряный олень»

Лауреат III степени

г. Одинцово

2012 г.

Фестиваль искусств «Ступени», посвящённый 200 –летию победы в Отечественной войне 1812 года районного конкурса хореографических коллективов «Бал Терпсихоры»

Диплом III степени

Диплом II степени

с.Захарово

Одинцовский р-он

2012 г.

XVI открытый фестиваль-конкурс детского и молодёжного творчества «Серебряный олень»

Лауреат II степени

 г.Одинцово

2013 г.

XVII открытый фестиваль-конкурс детского и молодёжного творчества «Серебряный олень»

Лауреат II степени Лауреат III степени

Лауреат III степени

г.Одинцово

2014 г.

XVIII открытый фестиваль-конкурс детского и молодёжного творчества «Серебряный олень»

Лауреат III степени

г.Одинцово

2015 г.

XIX открытый фестиваль-конкурс детского и молодёжного творчества «Серебряный олень»

Лауреат I степени Лауреат III степени

Лауреат III степени

г.Одинцово

2016 г.

                Конкурсы и фестивали федерального уровня за 2012-2016 г.

XVII областной фестиваль детского и молодёжного творчества «Круг друзей»

Лауреат I степени

г.о. Власиха

2012 г.

Фестиваль-конкурс хореографического искусства «Галерея танца»

Диплом лауреата II степени

Диплом лауреата II степени

 Диплом лауреата II степени

Диплом лауреата I степени

Диплом лауреата I степени

Диплом лауреата I степени

 Диплом лауреата I степени

Диплом лауреата I степени

Диплом лауреата I степени

г. Москва

2012 г.

XIII городской фестиваль «Красота. Мода. Музыка.»

Диплом участника

г. Москва

2012г.

Областной конкурс народного танца в рамках фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии».

Свидетельство участника

г. Москва

2012 г.

XIV городской фестиваль «Красота. Мода. Музыка».

Диплом победителя

Диплом участника

г. Москва

2013 г.

Областной конкурс «Весёлая детвора» в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»

Свидетельство участника

г. Москва

2013 г.

XVIII областной фестиваль детского и молодёжного творчества «Круг друзей»

Лауреат I степени

г.о. Власиха

2013 г.

Областной фестиваль детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»

Диплом II степени

г. Москва

2014 г.

XIX областной фестиваль детского и молодёжного творчества «Круг друзей»

Лауреат I степени Лауреат I степени

г.о. Власиха

2014 г.

XX областной фестиваль детского и молодёжного творчества «Круг друзей»

Лауреат I степени

г.о. Власиха

2015 г.

Областной конкурс тематической хореографической композиции фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии»

Свидетельство участника

г. Москва

2015 г.

XXI областной фестиваль детского и молодёжного творчества «Круг друзей»

Лауреат I степени

Лауреат I степени

г.о. Власиха

2016 г.

        Конкурсы и фестивали Всероссийского уровня за 2012-2016 г.

Всероссийский фестиваль искусств третьего тысячелетия «Новый век»

Дипломант Iстепени

г. Москва

2012 г.

Всероссийский фестиваль искусств третьего тысячелетия «Новый век»

Дипломант II степени

г. Москва

2014 г.

Открытый Всероссийский конкурс

 хореографических коллективов «Встреча друзей»

Лауреат I степени

Лауреат III степени

г. Москва

2015 г.

Всероссийский фестиваль искусств третьего тысячелетия «Новый век»

Лауреат I степени

Лауреат II степени

г. Москва

2015 г.

Всероссийский фестиваль искусств третьего тысячелетия «Новый век»

Лауреат I степени

Лауреат II степени

г. Москва

2016 г.

                Конкурсы и фестивали Международного уровня за 2012-2016 г.

Ассамблея современного искусства IX Международного фестиваль - конкурса «Улыбка мира»

Лауреат I степени

Дипломант

г. Одинцово МО

2012 г.

90-ый юбилейный Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам»

Лауреат I степени

Лауреат III степени

г. Москва

2012 г.

110-ый Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам»

Лауреат II степени

Лауреат II степени

Лауреат III степени

г. Москва

2014 г.

Ассамблея современного искусства XI Международного фестиваль - конкурса «Улыбка мира»

Лауреат II степени

Дипломант

Дипломант

Диплом участника

Диплом «Победитель конкурса «Балетмейстерских работ»

г. Одинцово МО

2014 г.

IV Международный фестиваль-конкурс «Зимняя сюита»

Лауреат I степени

Лауреат III степени

г. Санкт-Петербург

2015 г.

VI Международный конкурс-фестиваль детско-юношеского и молодёжного творчества

«Виктория»

Лауреат III степени

Дипломант        

г.Казань

2015 г.

Ассамблея современного искусства XII Международного фестиваль - конкурса «Улыбка мира»

Лауреат III степени

Дипломант        

Диплом участника

г. Одинцово МО

2015 г.

Международный конкурс хореографии «Встреча друзей»

Лауреат I степени

Лауреат III степени

Лауреат III степени

г. Москва

2015 г.

II Международный конкурс-фестиваль музыкально-художественного творчества

«Открытые страницы. Вологда»

Лауреат I степени

Лауреат I степени

г. Вологда

2016 г.

V Международный конкурс-фестиваль музыкально-художественного творчества «Славянские

встречи»

Лауреат II степени

Лауреат II степени

г. Минск

Республика Беларусь

2016 г.

X Международный конкурс хореографии

«Встреча друзей»

Лауреат I степени

Лауреат II степени

Лауреат III степени

г. Москва

2016 г.

Обучающиеся хореографического коллектива «Росток», лауреаты именных стипендий:

2007 год

Специальная стипендия главы Одинцовского муниципального района

Суева Елена

Радионенко Кристина

            Савенко Елена

            Павловский Роман

2008 год

Специальная стипендия главы Одинцовского муниципального района

           Овсянников Юлий

2009 год

Лауреат именной стипендии Губернатора Московской области

             Овсянников Юлий

2010 год

Именная стипендия главы городского округа Власиха Московской области

             Овсянников Юлий

2011 год

 Именная стипендия главы городского округа Власиха Московской области

             Егорова Оксана

             Аманатова Валерия

             Алябьева Наталья

2012 год

  Лауреат именной стипендии Губернатора Московской области

          Овсянников Юлий

Именная стипендия главы городского округа Власиха Московской области

          Чистохвалова  Ксения

           Скопич  Анастасия

           Земцова  Виктория

           Балукова  Марина

2013 год

Именная стипендия главы городского округа Власиха Московской области

            Михайлова Дарья        

2014 год

Именная стипендия главы городского округа Власиха Московской области

          Овсянников Юлий

           Бурилина Мария

          Узбекова Аделина

2015 год ( за период 2014-2015 уч. год)

Именная стипендия главы городского округа Власиха Московской области

            Архипова Екатерина

             Моргунова Ева

6.2.Условия успешной реализации обучения  

Условиями успешности реализации всего обучения  являются:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение, включающее в себя психодиагностику и анализ, учет психологических особенностей детей с повышенным уровнем мотивации к творческой деятельности.

Основными задачами психолого-педагогической поддержки в условиях УДОД можно считать:

  • помощь в адаптации;
  • раскрытие потенциальных ресурсов и возможностей каждого;
  • поддержка в жизненном самоопределении;
  • расширение кругозора;
  • повышение социальной активности.
  1. Создание «ситуации успеха», которая предполагает безусловное понимание и уважение личности ребенка.
  2. Практико-ориентированный характер образовательного процесса.
  3. Профессионализм и компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми.

Учет психолого-педагогических особенностей осуществляется посредством психодиагностики и анализа.

Так, в целом, выглядит содержание модели развития и поддержки творческой индивидуальности обучающихся. При наполнении всех составляющих блоков данной модели получаем педагогическую и психологическую технологии работы с одаренными детьми. Эти технологии способствуют достижению качественного результата деятельности - раскрытия творческой индивидуальности конкретного ребенка.

Педагог должен помочь родителям выявить творческие способности своего ребенка, посоветовать, как их лучше развивать. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в кружке для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.

    Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся у него детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей, отстающих в своем развитии или имеющих отклонения в развитии. Нельзя ребенку отказывать, если он очень хочет чему-либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимы как личности. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интел-лектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок, подросток по-настоящему ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда, подросток поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим - так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.

Педагог дополнительного образования сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки. Он должен быть в курсе новых рекомендаций психологов, знать психологические упражнения и методики по преодолению различных комплексов у детей, их неуверенности в своих силах, апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего разноуровневого обучения, вести мониторинг творческого развития ребенка.

Творческая работа ребенка не имеет общечеловеческой ценности и новизны. Она часто слишком проста, еще не достигла профессионального уровня, где-то не очень аккуратна и наивна с точки зрения взрослого. Но субъективная ценность этой детской работы огромна. Поэтому, педагог и родители должны уважать труд ребенка, бережно к нему относиться и обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе. Новые идеи и находки необходимо отмечать и поощрять. Полученный положительный творческий результат радует ребенка, помогает его самоутверждению, ему легче общаться со сверстниками.

Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия и найти индивидуальный подход к каждому. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи. Анализ детской  работы в конце занятий - очень важный этап для творческого развития ребенка, и здесь педагогу надо индивидуально подойти к оценке вложенного труда каждого ученика. Кого-то надо похвалить, а кого-то немного и пожурить, если в этот раз он не очень постарался. Очень важно найти тактичный подход, чтобы не обидеть ребенка, а вызвать в нем стремление сделать следующую работу намного лучше.

Одинаковых детей нет, даже в одной семье дети совершенно разные, поэтому и подходить к ним надо по-разному. В кружковые объединения приходят дети разного возраста, разные по характеру и типам нервной системы, из разных семей и, конечно, педагог не может подходить ко всем детям одинаково. Необходимо научить ребенка проводить самоанализ и самооценку своей работы. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний, умений, стараний, аккуратности и вложенного в свою работу труда. Научившись анализировать свои ошибки, он сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой, которую легко исправить. А мы, педагоги, должны помочь в этом ребенку, используя все свои знания, опыт, душевные силы и, конечно, любовь, чтобы из маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими учениками.

7. Особенности работы с одаренными детьми в учреждении дополни-тельного образования детей

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения, создание благоприятных условий для развития талантливых детей через оптимальную структуру дополнительного образования.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через — проведение  педагогических  советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации; — подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно-методическую работу по данному направлению (с пос-ледующим обсуждением и обменом опытом);
  • выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических резуль-татов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём: — обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  •  длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
  • формирование банка данных “Развитие”;
  • разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Критерии отбора одарённых детей

Это: реальные достижения, оценки окружающих, самооценки, психоло-гические данные, склонность ребёнка к тому или иному виду творчества.

 Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей -  талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема  «нераскрытости»  детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Именно учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для  обучающихся, но и для педагога.

   При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности. Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интел-лектуального потенциала людей.

Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

1.Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)

2.Формирование внутренней мотивации.

3.Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отно-шениях”.

4.Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.

5.Рефлексия.

6.Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.

7.Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не срав-нивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психо-логический климат.

8.Интегративный подход.

7.1.Показатели эффективности работы с одарёнными детьми

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями;
  • создание банка данных одаренных детей в объединении;
  • создание банка методического обеспечения поддержки одаренных   детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме, как основа развития их задатков, способностей, дарования;
  •    удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся.

7.2.Проблемы диагностики и развития одаренных и талантливых детей.
       Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности. Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена.

  • Во-первых, феномен "снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом.     
  •  Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.).
  • В-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.

 Очень важная проблема - выявление одаренных детей.

  • Во-первых, потому что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной.    
  • Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.  
  • В- третьих, одаренные дети, попадая в коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

       В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ""белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются.                                                                                             

7.3.Методики диагностики одарённости

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Методика «интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности.

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблемы.

3. Продуктивность или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
 6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память – способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворены, если, не достигнут максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
 3. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрасту подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений; это очень важно в любой творческой деятельности. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

 6. Широта интересов. Разнообразные и причем относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное  в самых разных ситуациях  невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом и психологической защитой. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Инструкция:
Как оценивать? Для оценки воспользуемся методом
полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое  и  противоположное свойство  личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более  ярко  выражено и чаще  проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Выставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

Методика «Карта одарённости»

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

  1. первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;
  1. второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
    Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция:
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ + ) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойства  личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмом и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. Д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен  увлечься, уйти  «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. Д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.
74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

–интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

–творческая (2-й столбец листа ответов);

– академическая (3-й столбец листа ответов);

– художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

– музыкальная (5-й столбец листа ответов);

– литературная (6-й столбец листа ответов);

– артистическая (7-й столбец листа ответов);

– техническая (8-й столбец листа ответов);

– лидерская (9-й столбец листа ответов);

– спортивная (10-й столбец листа ответов).  

Лист  ответов

                                                                                                                   
1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57


58


59


60


61


62


63


64


65


66


67


68


69


70


71


72


73


74


75


76


77


78


79


80

Тест для родителей.

Уважаемые родители!

   Попробуйте использовать тест, определяющий одаренность и направленность ребенка в какой – то области деятельности. На предлагаемые вопросы необходимо ответить утвердительно («да» - 1 очко) или отрицательно («нет» - 0 очков). Затем очки складываются. Ответ определяется по шкале результата:

1.Случается ли ребенку находить необычное применение  какому – либо предмету?

2.Меняет ли он свои наклонности?

3.Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4.Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5.Любит ли фантастические картинки?

6.Сочиняет ли рассказы и стихи?

7.Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9.Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считает ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Бывал ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли Ваш ребенок, будучи еще маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус Вашему  вкусу?

18. Есть ли у него собственный мир. Недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изображает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразительный, способен иметь свою собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков: ребенок не всегда проявляет свои способности, он находчив и сообразителен  лишь когда чем – то заинтересован.

От 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний.

От 4  до 8 очков: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

7.4. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с хореографической одаренностью

    Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец – это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых – искусство, развивающее художественное воображение, ассоциа-тивную память, творческие способности. Хореография является допол-нительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.

Цель: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях ЦДТ.

Задачи:

  1. Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную «Я - концепцию», потребность в само-развитии, а также проявление потенциальной одаренности, в т.ч. хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности (в т.ч. выпускниками студии) и т.д.
  2. Развитие хореографических и акробатических знаний, умений и навыков в процессе освоения индивидуальной программы «Танец: путь к себе» в сочетании с образовательной программой дополнительного образования «Движение есть жизнь».
  3. Профилактика типичных проблем одаренных детей (проблем в общении (конфликтность, «звездная болезнь» и т.д.), проблем заниженной (завышенной) самооценки и др.)
  4. Психолого-педагогическое информирование и вовлечение в совместную деятельность родителей воспитанников.
  5. Материально- техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение воспитательного пространства студии.
  6. Организация возможности презентации промежуточных результатов.

Хореографическую одаренность (как и любую другую) нельзя напрямую связывать с достижениями личности, в силу того, что ярко проявленная одаренность в детские годы не всегда обеспечивает высокие достижения в дальнейшей (в т.ч. профессиональной) деятельности человека. Однако судят о детской одаренности всё же по достижениям.

Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической одарен-ностью может быть описан следующими признаками:

  • переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности;
  • ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований;
  • Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем;
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Быстрое восприятие, хорошая память, экстравертность, ярко выраженное своеобразие сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. могут служить лишь основанием для предположения о хореографической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Инструментальный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения примером, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появле-ние неожиданных на первый взгляд идей и решений.

 Для поведения одаренного в хореографии ребенка характерно:

1) Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»

3) Особый тип организации хореографических и культурологических знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый танец в системе разнообразных связей; склонность отыскивать и формулировать общие алгоритмы построения танца. Ребенок с развитой хореографической одаренностью сразу схватывает и усваивает информацию о танце и отдельных движениях, требует информацию о способах действия и условиях их использования, откликается на метафоры как способ обработки информации.

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

  Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. Определить явную одаренность возможно только в ходе длительного применения комплекса методик, что все равно может привести к неточным выводам, поэтому лучше расширить число включаемых в таковую группу, чем суживать их круг.

Ускоренное психофизическое развитие и раннее обнаружение хореографических дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.

Исходя из системности одаренности вообще, для развития хореографической одаренности нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одаренных детей (или помогать их решать). Речь идет об отчуждении сверстниками и иных формах социальной дезадаптации, а также проблемах, связанных с само-оценкой. Продуманное сочетание индивидуальной работы одаренного ребенка с коллективной формой данной деятельности, а также общением, досугом в кругу единомышленников (+ активная поддержка родных) – может быть эффективным компонентом психолого-педагогической поддержки.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Для психолого-педагогической поддержки детей с хореографической одаренностью наряду с программой для коллектива воспитанников необходима реализация индивидуальных образовательных маршрутов (вариантов их сочетания и с программой коллектива студии), а также совместная деятельность педагога дополнительного образования, психолога, родителей, всех воспитанников студии.

Модель работы с одаренными детьми

  • Выявление одаренных детей.
  • Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации.
  • Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (индивидуальная карта, тестирование, наблюдение, практические задания).
  • Консультация для родителей по вопросам развития одаренности ребенка.
  • Демонстрация творческих достижений воспитанников.
  • Поощрение одаренных детей.
  • Поддержка высокой самооценки ребенка.
  • Формирование системы самообучения одаренного ребенка.
  • Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми.
  • Создание и оформление картотеки литературы по работе с одаренными детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для воспитанников «Ростка» рассчитан на 6 лет и состоит из 3-х этапов:

1 этап – становление – срок обучения 1 год.

2 этап – развитие – срок обучения 3 года.

3 этап – профессиональное самосовершенствование 2 года.

7.5. План работы с одаренными детьми

Цель: способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.

Задачи:  

  1. Провести целенаправленную диагностику обучающихся с целью выявления талантов и способностей;
  2. Создать  банк данных одаренных детей и методических приемов  работы с ними;
  3.  С целью улучшения работы с одарёнными детьми, принимать активное участие в работе семинаров, конференций, круглых столов;
  4. Организовать внеурочную деятельность обучающихся (конкурсы, интеллектуальные игры);
  5. Развивать навыки исследовательской деятельности.

Направления программы «Одаренные дети» 

  • разработка творческих заданий для мотивированных детей;
  • недели  хореографического мастерства;
  • неделя танца;
  • интеллектуальный марафон для обучающихся ЦДТ;
  • летняя интеллектуальная смена.

Стратегия работы с одаренными детьми 

1 этап – подготовительный 

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в ЦДТ

Задачи: 

  • Изучение нормативной базы.
  • Планирование работы с одаренными обучающимися.
  • Распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

Диагностика 

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  • творческое мышление;
  • уровень самооценки;
  • толерантность;
  • предпочтительные виды деятельности;
  • доминирование правого или левого полушария;
  • сила интуиции;
  • Вы лидер?
  • Вы считаете себя гением?
  • Что вам нравится (карта интересов)?
  • Диагностика задатков и склонностей личности;
  • Поведенческие характеристики одаренных детей.

II этап – аналитический 

Цель: Выявление форм и методов организации  работы с одаренными детьми.

1 ступень (1- год обучения) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

2 ступень (2 год обучения) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.).

3 ступень. (3 год обучения) - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика); - самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

III этап - организационно -деятельностный

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

Работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.

Задача: Организовать работу, направив её на создание условий для развития и саморазвития обучающихся.

Работа педагога с одарёнными детьми. 

Содержание работы

Сроки

Прогнозируемый результат

1.

Проведение диагностики обучающихся с целью выявления талантов и способностей;

Систематически

Выявление и поддер-жка одарённых детей.

2.

Разработка плана работы с одарёнными детьми

Сентябрь

План

3.

Работа над проблемой «Культура умственного труда»

Систематически

Семинары, совещания, список литературы.

6.

Выступления обучающихся на концертах, конкурсах, фестивалях

В течение года

Выявление и поддержка одарённых детей.

7.

Работа с обучающимися, име-ющими результаты на  «отлично»

Систематически

Выявление и поддержка одарённых детей

8.

Проведение  недели танца.

По плану

Выявление и поддержка одарённых детей

План работы с одарёнными детьми 

Направление работы

Мероприятие

Сроки

Координационное направление

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

октябрь

Исследовательское направление

Проведение диагностики признаков ода-рённости у учащихся

сентябрь-октябрь

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»

сентябрь

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы

в течение года

Создание банка образовательных прог-рамм и методических материалов для работы с одарёнными детьми

в течение года

Методическое направление

Использование инновационных техноло-гий

в течение года

Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

в течение года

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.

в течение года

Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

сентябрь-октябрь

Инновационное направление

Проведение предметных недель

в течение года

Семинар «Психолого-педагогические ос-новы и особенности работы с одарёнными детьми»

март

Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми»

апрель

Организация работы дополнительных занятий с обучающимися.

в течение года

Проведение:

  • интеллектуальных игр,
  • конкурса исследовательских работ учащихся,
  • родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

Март

Проведение конкурса творческих работ обучающихся.

в течение года

Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня

в течение года

Организация участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня

в течение года

Консультирование родителей, воспиты-вающих одарённых детей

по запросу родителей

7.6. Управление развитием системы педагогической поддержки в воспитании одарённых детей.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки испол-нения

Исполнители

1

Разработка системы мониторинга педаго-гической поддержки в воспитании одарённых детей.  

2013 – 2014г.

Администрация центра детского творчества.

2

Рассмотрение и внесение дополнений в образовательные программы на педа-гогическом совете.

Весь период

Директор центра детского творчества.

3

Заседание методического объединения педа-гогов дополнительного образования «Резуль-тативность достижений одарённых и талантливых детей»

1 раз в квартал


Методист

4

Педагогический совет: «О ходе реализации системы педагогической поддержки в воспи-тании одарённых детей».

ежегодно

Директор, администра-ция ЦДТ.

5

Совершенствование Устава МОУДОД  ЦДТ «Созвездие»

Весь период

Директор ЦДТ

6

Организация социально-психологической помощи одарённым детям.

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

7

Организация и проведение «круглых столов», конференций, консультаций для родителей МОУДОД  ЦДТ «Созвездие»

По мере необходи-мости

Директор
Зам. директора по УВР

8

Обработка данных. Подготовка и форму-лировка выводов на основе результатов. Распространение опыта работы.

1 раз в квартал

Методист

 

 8.Заключение

Будущее - гораздо  ближе к  нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А мы знаем, что талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск, воспитание и поддержка особо одаренных, талантливых детей – одна из главных наших задач, ведь талантливые люди – главное богатство общества.

9.Список используемой литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», интернет-ресурс-http://mon.gov.ru/dok.akt/6591 

2.Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45

3.Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116

4.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

5.Кулемзина А.В. Детская одаренность,   психолого - педагогическое исследование. Томск. 1999

6.Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.

7.Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.

8.Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 13

                                         

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 Приложение № 1.Описание: Описание: Картинка 416 из 2601

Приложение № 2

 Модель развития и поддержки творческой одаренности детей

Схема 1

Образовательный процесс

РЕБЁНОК

Приложение № 2       Уровень   «Я ищу»

Схема 2

Образовательный  процесс                                  Потребности личности

                                                                           

Приложение № 2    Уровень  «Я хочу»

схема 3

Образовательный процесс                                           Потребности личности

Приложение № 2        Уровень «Я могу»

 схема 4

Образовательный процесс                                 Потребности личности

Приложение № 2         Уровень «Я буду»

Схема 5

Образовательный процесс                                       Потребность личности

Приложение № 3

Схема 1

Составляющая модели развития и поддержки творческой индивидуальности - ступени творческого роста  обучающихся

Приложение № 3  

Схема 2

Приложение № 4                                                                              Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей...

Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"

Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...

Опыт реализации проекта "Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей в МБОУ «Гимназия им. Горького»

Статья рассказывает об опыте работы МБОУ "Гимназия им.ГОрького" с одаренными детьми....

Практика и технология воспитания одарённых детей

Описание собственного опыта работы....