Дипломная работа на тему: "Импровизация как стимул развития исполнительских навыков"
материал на тему

Сергеева Ольга Петровна

Развитие творческих способностей как один из факторов личностного развития подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон: 8 (800) 555-30-69

E-mail: www.razvitum.org

Дипломная работа

На тему:

«Импровизация как стимул развития исполнительских навыков»

Программа переподготовки: Педагогика дополнительного образования

Выполнила:

Сергеева Ольга Петровна

Педагог дополнительного образования

ГБОУДО ДТДиМ имени А.П.Гайдара.

(г. Москва)

САНКТ-ПЕТРЕБУРГ

2016 год


Содержание

Введение        2

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА        5

1.1 Подходы к определению понятия творчество        5

1.2 Творческие способности как основа творчества        8

1.3 Методы развития творческих способностей детей        12

1.4 Роль хореографии в развитии творческих способностей детей        14

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА        17

2.1 Импровизация как прием хореографического творчества        17

2.2 Импровизация педагога-хореографа в учебном процессе        20

2.3 Развитие импровизационных навыков исполнителей        23

2.4 Программа «Три шага»        25

Заключение        31

Список использованной литературы        34

Приложения        39


Введение

Творческая составляющая жизнедеятельности детей и подростков способствует эмоциональному, культурному развитию, становлению личности в целом. Такой вид искусства, как хореография воздействует на человека посредством взаимодействия музыки и пластики. Обладая силой эмоционального воздействия, танец воспитывает чувства человека, формирует его художественный вкус. Занятия хореографией оказывают влияние на физическое развитие ребенка, формирование силы воли, выносливости, приобщают к здоровому образу жизни и учат преодолению трудностей в процессе достижении результата.

Сегодня общество ставит перед школой проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и общества в целом. Поэтому необходимо уделять особое внимание творческой деятельности, которая является важной составляющей в системе эстетического воспитания детей. Следовательно, одним из направлений работы педагога дополнительного образования детей, становится развитие творческих способностей, самовыражение каждого участника образовательного процесса. Непременным условием достижения результатов является правильно выстроенный план работы с участниками танцевального коллектива на всех ее этапах и направлениях. Важное значение имеет профессиональная компетентность и личность хореографа-руководителя, его методы работы, знание основ возрастной психологии, педагогики, основ физиологии и анатомии. Одним из направлений деятельности преподавателя является развитие у детей навыков творческой импровизации, которые свидетельствуют о достижении определенного уровня «вхождения в искусство».

Актуальность исследования определяется тем, что развитие творческих способностей влияет на всестороннее развитие личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Объектом исследования является процесс преподавания хореографических дисциплин. Предметом дипломной работы является развитие исполнительского мастерства обучающихся посредством освоения импровизации.

Целью данной работы является определение значения импровизации в развитии исполнительских навыков участников творческих коллективов.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия детского творчества.
  2. Изучить психолого-педагогические условия, которые способствуют успешному развитию детского творчества.
  3. Проанализировать роль импровизации в развитии исполнительского потенциала.

В качестве гипотезы предположим, что импровизация способствует развитию исполнительского мастерства.

Для решения поставленных задач были использованы такие общенаучные и специальные методы исследования как анализ литературы, отечественной и зарубежной практики, эксперимент, обобщение и сравнение. В качестве источников информации была использована отечественная и иностранная литература, периодические издания и Интернет-ресурсы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Для наиболее полного понимания сущности исследуемой проблемы, в приложения вынесены специфические методические материалы. В первой главе рассматривается теоретическая основа творческой деятельности детей, методы развития творческих способностей, а также отдельно выделена роль хореографии в развитии способностей детей. Вторая глава посвящена применению импровизации для развития хореографических способностей детей, их гармоничного физического, психологического и культурного развития.

Предлагаемая методика включения импровизации в процесс обучения опробована в практической преподавательской деятельности автора.


ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Подходы к определению понятия творчество

Проблема творчества издавна волновало человечество и остается актуальной до нашего времени в силу своей гносеологической, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности. Рассматривая определения творчества различных авторов, можно выделить несколько направлений его рассмотрения.

Используя результаты философских работ, можно определить творчество как категорию философии, психологии и культуры, выражающую собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.[1] Данный подход позволяет рассматривать творчество как положительную созидательную активность, культивируемую обществом во имя утверждения общечеловеческих ценностей, взращивания человеческого в человеке, роста и сбережения культуры. Критериями творческого процесса и его результатами являются:

  1. принципиальная новизна (с позиций культуры);
  2. социальная значимость, оцениваемая как благо для человечества;
  3. совершенство исполнения.

Первый критерий выражает онтологию творчества (отношение творческого продукта к вещам того же класса в рамках данной культуры), второй- аксиологию творчества (место творения в системе социальных ценностей), третий - праксеологический и эстетический аспекты (степень совершенства вещи, мастерство исполнения). Таким образом, творчество - это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду; эта деятельность направлена на порождение принципиально, качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей.

Одно из самых распространенных определений творчества – его определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось»[2].

По мнению представителя современной теории познания Людмилы Владимировны Яценко, творчество - процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры[3]. Данный подход определяет в качестве движущихся сил творчества активность субъекта, расширяющая предустановленные границы деятельности и эвристическое стимулирование творческого процесса.

Последние годы термин «творчество» используется как обозначение некоторой гипотетической совокупности предметов психологического исследования. Ключевыми словами, относящимися к данной области, являются: одаренность, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, техническое изобретение, научное открытие, произведение искусства.

Рассмотренные подходы к раскрытию исследуемого вопроса, подтверждают многоаспектность исследуемого термина. Творчество может быть рассмотрено как продукт, результат деятельности так и сам процесс создания, так и методы подготовки к созданию результата. У всех этих подходов есть общая черта: главной особенностью творчества является создание чего-то нового, новый взгляд, новая интерпретация, особенно в искусстве хореографии, где личностный фактор в основном является определяющим для создания готового произведения. Это может быть и мысль, выраженная в отдельной танцевальной композиции, и даже в такой, небольшой по времени исполнения, учебной танцевальной комбинации заложена определенная идея.

Процесс творчества в хореографии имеет специфические признаки. Сочетание непредсказуемости практического результата с самостоятельностью мышления каждого участника творческого процесса, позволяет наиболее полно раскрыть навыки и способности человека. Качествами личности, включенной в хореографическое творчество, являются высокая интуитивность, уверенность в себе и в то же время желание создать что-то новое через выражение своего внутреннего и внешнего мира при помощи языка танца. Язык танца («танцевальная лексика», «хореографический текст») – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика, при помощи которых, в совокупности с другими выразительными средствами хореографии (пластика, пантомима, рисунок танца), импровизируя, можно создать новое творческое произведение[4]. При анализе данного определения необходимо обратить внимание на то, что для создания чего-либо нового, необходимо владеть определенным набором инструментов, то есть обладать достаточными знаниями, умениями и навыками для творческой деятельности в выбранной отрасли.

Объединяя рассмотренные выше подходы к определению творчества, можно установить, что творчество неразрывно связано с овладением специальными навыками в определенной области и развитием творческих способностей, которые и составляют его основу. Процесс творчества в хореографии является ярким примером необходимости параллельного развития способностей с обучением языку танца. Приобщение к миру хореографии, которое достигается путем освоения инструментария танца, способствует всестороннему развитию и самовыражению личности и позволяет применить имеющиеся у человека способности.

1.2 Творческие способности как основа творчества

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями. Процесс обучения должен быть построен с учетом индивидуальных особенностей ученика, в том числе врожденных и приобретенных способностей. Творческие возможности могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены ещё до поступления ребёнка в школу, что создаёт предпосылку для последующего творческого обучения и творческого развития. Дети, занимающиеся в творческих коллективах дополнительного образования, имеют равные условия для овладения навыками хореографического искусства. Однако все они достигают разных успехов в исполнительском мастерстве. Данный разрыв может быть объяснен различным уровнем развития способностей учащихся. Для более полного и четкого представления о природе и основных характерных чертах способностей обратимся к фундаментальным философским трудам.

Способности представляют собой психофизиологический феномен. С давних пор и до настоящего времени ведутся споры об их происхождении и сущности. Понятие «способности» ввел в качестве научной категории известный философ Платон, который еще в V веке до нашей эры упоминал их в свих трудах так: «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие - для вспомоществования, а иные -для земледелия и ремесленичества»[5]. Рассматривая предопределенность значительно сужает возможности творческой деятельности людей.  Данная точка зрения была превалирующей в научном обществе вплоть до второй половины XIX века. Это было связано с рассмотрением психологии индивидуальных различий в качестве особого научного направления и распространением психологического тестирования. В это время происходит раскрытие понятия «способности», отделение его от таких понятий как задатки и талант.

В настоящее время существует два подхода к определению сущности категории «способности». Общепсихологический подход рассматривает способности как любое проявление возможностей человека. В центре данной теории оказывается вопрос о способах наиболее эффективного развития различных возможностей людей. Представитель данного направления К. Д. Ушинский считал, что ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Следовательно, проблема способностей приобретает психолого-педагогический оттенок. В книге В. Н. Дружинина «Психология общих способностей» эта традиция находит свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность. Дело сводится не к тому, какого уровня может достигнуть человек в том или ином виде деятельности, а к тому, сколько он прольет пота, чтобы достичь одинакового со способными людьми результата. Следовательно, представители общепсихологического подхода считают, что каждый человек обладает неограниченными возможностями и при должном усердии имеет возможность превратить их в способности.

Второй подход к определению сущности способностей, наоборот, рассматривает способности в качестве индивидуальных особенностей личности. Представителем индивидуально-психологического направления является отечественный ученый Б.М. Теплов, точка зрения которого очень важная для понимания исследуемой категории. В его работах проводится четкое различие между многозадачными задатками, возможностями развития личности и способностями, для которых характерна индивидуальность. По его мнению, способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике[6]. Данное определение является широко распространенным, так как является наиболее узким и наиболее точными из всех определений. Уточняя и раскрывая его, в понятии «способности» можно обнаружить три идеи. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Человек - это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, которые можно классифицировать следующим образом[7]. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками и формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной сфере. Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Сложно найти такую деятельность, успех которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь способности исключает возможности выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. Способности могут взаимодействовать, оказывая влияние друг на друга, что позволяет добиваться успеха в достижении результата.

Общие и специальные высшие интеллектуальные способности основаны на использовании речи и логики. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности: умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Именно к таким способностям можно отнести творческие способности. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных и наоборот. Общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

1.3 Методы развития творческих способностей детей

Творческое начало заложено в каждом человеке и очень важно в детском возрасте обратить внимание на эти задатки и постараться их развить до уровня способностей. Перед родителями и взрослыми одной из задач становится умение «увидеть» в ребенке это творческое начало, направить в нужное русло, приложить усилия для развития творческих способностей ребенка. В процессе развития творческих способностей можно выделить несколько последовательных этапов[8].

На первом из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы. На данном этапе происходит необходимое для развития творческих способностей созревание необходимых для них органических структур и формирование на их основе функциональных органов. Этот период чаще всего относится к детям дошкольного возраста. На следующем этапе идет становление задатков небиологического плана. Основными характерными особенностями являются многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые включается ребенок в процессе жизнедеятельности. На данном этапе развитие способностей имеет комплексный и разносторонний характер. Если деятельность ребенка носит творческий характер, постоянно находится в движении, заставляет его размышлять в различных направлениях, то она постепенно становится привлекательным занятием. Заинтересованность ребенка при выполнении задания способствует развитию способностей. Чаще всего, такая деятельность связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей, потенциала для приложения усилий направленных на преодоление возникающих трудностей. Творческая деятельность, как правило, укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутого. Занятия по развития творческих способностей чаще всего проводятся в виде игры. Для дальнейшего исследования выделим требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей творческие способности ребенка.

 Во-первых, несомненно, наличие творческого характера деятельности. Создание ребенком чего-то нового является мощных механизмом удержания внимания и поддержания интереса к деятельности. Во-вторых, оптимальный уровень ее трудности для ее исполнителя. Ребенок должен видеть результат своего труда, приложения усилий. Тем не менее, если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. В-третьих, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Формирование интереса к определенной деятельности должно сопровождаться рассказом художественных произведений, детскими песнями или сюжетами известных мультипликационных фильмов. Преподаватель является активным участником творческого процесса, подает пример правильного поведения. Следует отметить, что занятия должны иметь видимый результат, достижение которого является сильной мотивацией для ребенка. Творчество для детей- это всегда сопряжение интереса, увлечения и страсти. Однако этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но и чрезмерностью игр. Необходимо сохранять баланс, поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для развития творческих способностей необходимо наличие общества, социально-культурной среды, включающей множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование ребенка и удовлетворение его потребностей. Наличие природных задатков к творческой исполнительской деятельности является необходимым, но недостаточным условием для развития способностей. Творческие способности могут проявиться только после начала обучения и освоения ребенком определенных навыков и знаний. Этому способствует участие в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности, а также наличия вокруг ребенка объективных и субъективных условий для развития творческого потенциала ребенка.

1.4 Роль хореографии в развитии творческих способностей детей

Как было отмечено ранее, для развития творческих способностей у детей необходимо выполнение трех условий: наличие творческого характера деятельности, достаточная сложность, мотивация и положительная эмоциональная отдача. Для детей характерная высокая двигательная активность, поэтому привлечение их к творческой деятельности, требующей усидчивости и аккуратности, имеет большую вероятность отказа ребенка от посещения занятий. В свою очередь занятия хореографией позволяют нагрузить основные группы мышц, организовать гармоничное физическое развитие ребенка. Двигательная активность под наблюдением преподавателя способствует укреплению физического, психологического и культурного здоровья.

Хореография среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения занимает свою нишу и обладает большими возможностями для полноценного эстетического воспитания ребенка, для его гармоничного физического развития. Большое количество детей осваивают различные направления хореографического искусства: классический танец, народно-сценический танец, бальный танец, историко-бытовой танец, современный танец[9]. Но все направления объединяет синкретичность хореографического искусства, что способствует гармоничному развитию творческих способностей детей. Так же хореографическое искусство включает в себя различные виды искусств: музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждое из них, изменяясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии и мышление танцевальными образами. В результате неисчерпаемой выразительности пластики человеческого тела, после определенного времени возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики. В поэтической условности хореографических образов, передача чувств посредством пластики и музыки является особенностью хореографического искусства.

В процессе занятий хореографией развивается музыкальность ребенка, это касается музыкального слуха и ритма. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г.П. Шипулин еще в 1928 году отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Психологи Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. При многократном исполнении упражнений и танцевальных движений развиваются исполнительские навыки, это касается формирования мышечной силы и ловкости, развития пластичности, грации, формирования правильной осанки[10].

Исполнение образных хореографических постановок под музыкальное сопровождение является источником эстетических впечатлений ребенка, это выливается в формирование художественного вкуса, расширение кругозора в процессе изучения образцов народного творчества. Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску, которая выражается в особых музыкальных интонациях, а также в пластических танцевальных движениях, которые у каждого народа приобретают особую неповторимость. Язык пластики в силу своей обще человечности доступен каждому в том “натуральном” виде, в каком его создает народ. С точки зрения воспитания исполнителя, в хореографии важное значение приобретает развитие актерского мастерства ребенка. Этот процесс очень индивидуален для каждого ребенка и результативность зависит не только от желания творческого самовыражения, но и от природных задатков каждого ребенка, его психических особенностей.

Каждый человек от природы наделен множеством задатков, небольшую часть которых можно при помощи усилий в определенной сфере развить до уровня способностей и даже таланта. Для того, чтобы развить способность её необходимо распознать как можно раньше. В детском возрасте занятия в творческих группах позволяют не только обнаружить способности ребенка, но и помогают гармоничному развитию личности. Одним из возможных направлений приложения детских задатков- хореографическое искусство, для которого характерно высокая подвижность, музыкальность, образность. Большое внимание во время занятий хореографией с детьми уделяется играм. Занятия хореографией помогает нормализовать двигательную активность, обеспечить не только физическое развитие, но и приобщение к миру музыки, театра, танца.

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

2.1 Импровизация как прием хореографического творчества

Хореография, пересекаясь с миром теологии, предполагает определенную серьезность. Обязательными компонентами является наличие идеального образца, по которому создан мир, наличие в нем послания, подлежащего пониманию и расшифровке. Обучение хореографии строится на осознании возможностей своего тела, познания души и возможности самовыражения. Одним из возможных способов хореографического творчества является импровизация, которая строится не только на усвоенных ребенком навыках, но и слиянии воедино музыки и состояния души.

Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств. Термин «импровизация» имеет множество определений, которые связаны между собой. Выделим основные из них. С одной стороны, импровизация рассматривается как соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Благодаря этому творческое произведение, созданное во время импровизации, никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции[11].

Представители другой точки зрения, рассматривают импровизацию как целую школу нового, иного структурного уровня. Вопреки распространенному заблуждению об отсутствии школы и техники, школа импровизации существует, но существует на ином структурном уровне. По уровню сложности импровизация не уступает современным направлениям хореографии, даже в какой-то мере является источником развития различных стилей танца. Появившиеся движения, обретая точность и четкость, могут быть включены в уже существующие стилистики. Ведь техника импровизации заключается в восприятии импульсов движения и внутренних сигналов, техника релаксации и особое чувствование партнера, осознание собственного тела, пространства и времени в качестве элементов, из которых рождается композиция[12]. Импровизация позволяет вступить в сотворчество с телом, признать равноправие сию минутных импульсов и изученного набора движений. В этом смысле современная импровизация восходит к древним культурам, в основе которых лежал принцип единства человека с Природой.

На самом деле, танец со времени первобытнообщинного строя имеет импровизационный характер в своей основе. Дикие племена, объединённые единой деятельностью, выражали в танце своё отношение к жизни, например, к предстоящей охоте или к её результату, изображая в танце животных, птиц, имитируя процесс охоты. Известная американская танцовщица Айседора Дункан, преподававшая на заре XX века "Свободный танец", писала: "Движения дикаря, жившего на свободе в теснейшей связи с природой, были непосредственны и прекрасны». "Прежде чем идти на сцену, - говорила А. Дункан, - я должна положить себе в душу какой-то мотор, он начинает внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться"[13]. Вместе с тем известно, что А. Дункан обладала большой общей культурой, чему способствовало ее постоянное общение с писателями, музыкантами, художниками своего времени.

Рассматривая современные подходы к определению понятия «импровизация», стоит отметить взгляды Андрея Гиршона, кандидата психологических наук, танцевально-двигательного терапевта, преподавателя импровизации, хореографа, ведущего и автора тренингов и мастер-классов по интегративной танцевально-двигательной терапии и интегральному танцу. В своих работах, он выделяет пять определений[14]. Рассмотрим каждое из них для наиболее полного понимания сущности и специфики импровизации в творческой деятельности.

Первоначально ознакомимся со словарным определением. Импровизация/Improvisation (от лат.improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) — метод творчества в некоторых видах искусства, предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя; они образуют органическое единство и осуществляются одновременно. Отличительной особенностью танца является неразрывность автора с творением и сиюминутное воплощение замысла.

Второй рассматриваемый Гришоном подход характерен больше для американского общества. Здесь импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее[15]. Для данного направления характерно признание воли случая. Танцор во время импровизации ищет равновесие между выбором и случаем, опираясь на естественные силы (гравитация, момент движения). Важно, что всегда есть предшествующий материал, словарь движений с возможностями расширения в каждый момент.

Третье определение дано с точки зрения российско-процессуального подхода. Импровизация - умение слышать свое тело, пространство и партнеров и отвечать на него. Важными составляющими импровизации являются активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние.

Четвертое определение рассказывает о европейско-интеллектуальном понимании термина. Для данного подхода характерная следующая логика: танцевальная импровизация  - форма мышления, а мышление это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать. Таким образом, импровизация - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать. Нетрудно заметить перенос внимания с эмоциональной составляющей танца на волевую и интеллектуальную. Именно это характерно для современного европейского танца в целом.

Последнее определение термина является результатом трудов самого Александра Гришона. По мнению автора, импровизация - возможность быть любым. Поскольку танец потенциально вовлекает всю целостность человека в процесс, то тотальность, честность и многообразие мира позволяют действительно быть не только разным, но и любым.

Таким образом, танцевальная импровизация- это, прежде всего, творческое выражение личного опыта исполнителя, желание и возможность создать что-то новое индивидуальное. Если хореография представляется техникой построения структуры из стандартных элементов, то импровизация предполагает поиск потенциальных возможностей, скрытых в пустом пространстве. Специфика хореографического искусства предполагает владение навыками импровизации каждым хореографом независимо от жанра и сферы применения профессиональных компетенций. Можно импровизировать в любом стиле движения и хореографии, что мы и наблюдаем в области хореографического искусства. В то же время существуют особенности практического использования навыками импровизации в работе педагога дополнительного образования детей.

2.2 Импровизация педагога-хореографа в учебном процессе

Импровизация педагога-хореографа носит индивидуальный характер и находит свое применение на каждом учебном занятии. Тем не менее, она решает несколько иные задачи, чем сольная импровизация, где исполнитель и сочинитель в одном лице с помощью хореографической пластики творчески самореализуется. Существующая система подготовки педагогов-хореографов предполагает освоение теоретического раздела (базового методического материала классического танца, народно-сценического танца, современных направлений и т.д) и формирование хореографических исполнительских навыков в данных направлениях. Само по себе обучение танцам - это сложный и творческий процесс. Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который не внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей. Казалось бы, существует определенный набор движений, характерный определенному танцу, но каким образом и в какой последовательности он будет предложен для изучения детям, все зависит от мастерства, творческого опыта, и даже одаренности хореографа в области композиции и постановки танца, где главным инструментом становится именно импровизация. Хочется сфокусировать внимание, что в данном разделе мы касаемся вопроса использования элементов импровизации педагогом, т.к. это является подготовительным этапом для успешного вовлечения в процесс импровизации детей. Каждое занятие требует преподавания и подачи знаний в определенном порядке, системе. В хореографии сложилась традиционная система «проучивания» танцевального материала:

1этап.Проучивание отдельных танцевальных элементов

2этап. Составление из элементов танцевальных движений

3этап. Из танцевальных движений, координирования движений ног, рук, корпуса и головы составление танцевальной комбинации.

4этап. Из танцевальных комбинаций составление танцевальной композиции (этюда, танца)

Изучение танцевального материала в выше изложенной последовательности соответствует соблюдению принципа доступности. Учитывая реальные возможности учащихся, организация четырехэтапного обучения позволяет выбрать наиболее эффективный уровень сложности изучаемого материала. И чрезмерная сложность, и неимоверное упрощение учебного материала приводит к падению интереса учащихся к занятиям, искусственно тормозится их творческое развитие. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опытом деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося. Данные положения экспериментально доказаны и теоретически обоснованы в дидактических системах В.В. Давыдова[16] и Л.В. Занкова[17].

Рассмотрим более подробно процесс работы с учащимися с применением импровизации в учебном процессе. Для возникновения потребности и возможности творческой импровизации каждого участника хореографического коллектива необходимо создать «базовую платформу», которая состоит из приобретенных исполнительских навыков, на основе которых у детей возникает возможность импровизации, как творческого процесса созидания нового. Чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды необходимо учитывать принцип связи обучения с практикой. Здесь мы можем рассматривать импровизацию как задачу практического применения навыков исполнительского мастерства. Эффективность обучения хореографии зависит и от наглядности обучения. На каждом уроке показ является ведущим обучающим приемом, позволяющим привлекать органы чувств детей к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, практически работать — через это вести к знанию. Обучение направлено на всестороннее развитие личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств. Включая в программу занятий задания на импровизацию, педагог способствует созданию условий развить собственную активность обучающихся, что способствует развитию творческого воображения, реализации творческого потенциала, закрепления изученного материала и совершенствования исполнительских навыков. Включение в программу занятия импровизации позволяет учащимся не только выражать себя посредством языка танца, но и дает возможность преподавателю оценить результаты своей работы и по возможности найти наиболее эффективную систему обучения.

2.3 Развитие импровизационных навыков исполнителей

Содержание творческой деятельности в области хореографического искусства обеспечивает решение задач по освоению детьми комплекса знаний, умений, навыков. Исполнительские навыки предполагают создание разносторонней базы движений, уверенной ориентации на сценической площадке. Развитие двигательных возможностей исполнителя, его пластики, уверенного координирования движений ног, рук, корпуса, позволяет раскрывать творческий потенциал ребенка. В начальный период обучения это происходит на репродуктивном уровне, однако включение игровой деятельности в занятие способствует включению в процесс обучения эмоциональной составляющей. Если в младшем возрасте основная цель преподавателя- обеспечить достаточную двигательную активность ребенка и помочь его гармоничному физическому и психологическому развитию, то по мере взросления, в программу занятий включаются задания, направленные на формирование культуры танца. Ритмичная музыка в сочетании с танцевальными движениями создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма. Занятия хореографией способствуют развитию музыкального слуха, пластики, свободы движения, творческого воображения. Положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям освоить движения и не просто исполнить их, но и придать им характерные особенности. Использование импровизации является эффективным инструментом вовлечения детей в хореографическое творчество, позволяя им быть индивидуальностью, проявлять свои чувства и эмоции.

Достижение определенного уровня владения танцевальными движениями, позволяет обращать внимание на другие важные для исполнителя качества. Многократное повторение движений учащимся способствует их индивидуальному окрасу: появляется выразительность движений. Исполнительская выразительность способствует постепенному развитию актерского мастерства, преодолению неуверенности в своих силах и возможностях, стеснительности.

Импровизация для ученика – это, в первую очередь, возможность выразить себя, используя полученные хореографические навыки. Импровизация движений является прорывом к свободе движений, выход за рамки. Поэтапное развитие способностей к танцевальной импровизации можно рассмотреть с точки зрения возникновения желания двигаться в соответствии с эмоциями, связанными с музыкальным образом. Как было сказано выше, это невозможно без освоения определенного набора танцевальных движений, понимания сущности и языка танца. Урок импровизации помогает раскрепощать и раскрывать творческую натуру ученика. Развивая ассоциативное мышление, позволяет воплощать задуманные образы через пластику тела. Урок импровизации- творческая лаборатория для учащихся, где они имеют возможность полностью реализовать свои желания. Это урок самостоятельности, свободы в мире танца, а задача преподавателя- раскрыть и развить творческую личность способом импровизационного урока (задания), помочь ребенку логически думать и свободно фантазировать. В этом направлении работа педагога-хореографа должна быть планомерной и последовательной.

На каждом занятии должно воспитывать внимание, умение концентрировать его в нужный момент, но и в то же время, формировать умение выразить себя, как индивидуальность. Упражнения по структурной импровизации и композиции являются простым и наглядным обучением взаимодействия исполнителей, движений, стилей. Задания направлены на развитие выражения при помощи хореографии присоединения, контраста, противоборства. Упражнения на групповую импровизацию способствуют развитию целостного понимания ситуации и определения своего места в ней. Многие упражнения направлены на сохранение определенного состояния при изменяющихся условиях.

Занятия импровизацией имеют два основополагающих принципа построения работы. Первый принцип используется, если целью задания является максимальное взаимодействие и достижение взаимопонимания с партнером, то они выполняются в парах. Контактная импровизация чаще всего применяется для учащихся средней школы. Второй принцип позволяет научить детей наиболее эффективно распределять пространство при исполнении выбранных ими движений. Пространственная импровизация выполняется в личном или по всему пространству танцевальной аудитории.

 Грани импровизации различны - от умения исполнять движение коллективно, до творческого самовыражения в момент импровизации под музыку. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать, как волевые проявления, так как ребенок действует сознательно, выполняя поставленные задачи. Радуясь музыке, ощущая свободу исполнения движений, ребенок эмоционально обогащается, что сказывается на формировании личности ребенка.

2.4 Программа «Три шага»

Так образно можно назвать последовательные этапы подведения исполнителя к моменту импровизации в создании хореографического образа.

Шаг первый. На первом этапе обучения хореографии, как правило, проводятся музыкально-ритмические занятия. Одним из методов музыкально-ритмического воспитания детей является игра. Это наиболее активная творческая деятельность, имеющая определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания. Во время игровой деятельности дети с интересом осваивают программный материал. Тематика и содержание игр разнообразны: игры с предметами, игры под пение, образные игры. Иногда игра может являться стимулом для поддержания интереса к исполнению учебных заданий. К играм, которые развивают самостоятельность мышления, музыкальность, внимание, реакцию, а также закрепляют музыкальные понятия «марш, пляска, вальс, полька», характер музыки, относятся такие как «Паровозик» (Прил.1), «Плетень» (Прил.2). Для организации активного участия каждого ребенка в игре, где требуется самостоятельно исполнять движения в характере музыкального аккомпанемента, как показывает опыт работы, вначале мы используем способности детей к подражанию. Ребенок осваивает различные движения (ранее проученные и новые), повторяя за педагогом, и постепенно начинает использовать их в самостоятельной исполнительской игровой деятельности. Использование «вовлекающего показа» помогает сориентировать детей, указать им на наличие у них движенческой базы, вдохновить их на творческое самовыражение. Первоначальное совместное исполнение движений педагогом и детьми способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Существует мнение, особенно в работе с дошкольниками, что показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения должны опережать музыку. Это обуславливают необходимостью определенного времени для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно должны совпасть со звучанием музыки, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Данное утверждение в хореографии неприменимо, т.к. требования к педагогу-хореографу прежде всего – это точность темпа движения и ритма музыки. Исполнение движений точно в соответствии с музыкальным сопровождением должно стать основой всего исполнительства, а в дальнейшем и исполнительского мастерства. Освоение детьми танцевальных движений происходит по-разному - у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее. Так же и в импровизации, необходимы такие качества как смелость, уверенность, желание показать свое мастерство и творческое начало. Опытный педагог контролирует процесс импровизации всех детей, отмечает похвалой тех, кто активен и справляется самостоятельно, и в то же время приходит на помощь тем, кто находится в затруднительном положении и предлагает повторить движения за ним. Именно так закладываются навыки импровизации и желание исполнить танцевальные движения как можно лучше. Опыт педагогов хореографии подтверждает, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте т.к дети готовы уже физически к занятиям танцами, и данный возраст характеризуется способностью к развитию творческого воображения.

Шаг второй. Необходимость развития внутреннего мира ребенка, его эмоциональности, творческого воображения, фантазии, его нравственных качеств, воли, без сомнения, влияет на исполнительскую культуру, делает ее одухотворенней и даже самые простые движения детей исполняемых самостоятельно являются содержательными. После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в самостоятельном выборе танцевальных движений и их исполнении под музыку необходимо уделить внимание развитию умения исполнять танцевальный движения в собственной композиции. Конечно, это еще нельзя назвать танцем или даже комбинированием движений, но выполнение заданий требует полной самостоятельности. В сложившейся практике к таким заданиям относится упражнение «Зеркало» (Прил.3) и игра «Незнайка» (Прил.4), выполнение которых возможно только после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и имеют некий исполнительский опыт. Исполнительский опыт – это сформированные движенческие навыки и умения. Такие приемы в хореографии как проучивание танцевального движения в раскладке, многократное повторение, позволяют добиться автоматизма исполнения, т.е. навыка. Наличие исполнительских навыков и умений позволяет подвести детей к самостоятельности и импровизации, выразительности исполнения движений, танцевальных композиций, доступных индивидуальным возможностям детей. Использование проученных танцевальных движений в самостоятельных сочетаниях говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти. Продолжается начатая на первом этапе работа по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. Необходимо развивать воображение, и это требует целенаправленной работы по развитию, как и любой другой психической функции человека. Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. Только религиозные и мистические представления о человеческой природе могли приписывать происхождение продуктов фантазии не нашему прежнему опыту, а какой-то посторонней, сверхъестественной силе[18]. Таким образом, участие в творческом хореографическом коллективе позволяет ребенку создать опыт, который и является источником для создания нового.

Шаг третий. Развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения происходит на следующем этапе обучения. Развитие способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные комбинации. Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии способности к импровизации концентрируется основная идея - владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода. Происходит это тоже постепенно и наиболее успешно, когда педагог подбирает образную, интересную для детей определенного возраста соответствующую музыку. А также тщательно подбирает комплекс заданий и упражнений, которые развивают фантазию и творческое воображение.

Третий этап предполагает занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Успешность и скорость освоения этого этапа зависит от возрастных особенностей, а также личностных качеств, природной одаренности и склонности к сочинительству. Одним их компонентов развития импровизационных навыков на данном этапе является осознанное освоение исполнителем сценического пространства, а также пространственного мышления. Композиционные перестроения являются компонентом композиции танца, которая состоит из рисунка танца (перемещение исполнителей по сценической площадке) и хореографического текста (движения, жесты, позы, мимика). Перемещение исполнителей в пространстве подразумевает наличие умения ориентироваться в пространстве. Предлагая задания на импровизацию, педагог знакомит детей с пластическими этюдами, которым ставится задача не просто комбинировать танцевальные движения, но и осваивать сценическое пространство (Прил.5). Основное требование к качеству движений – это их слитность с музыкой, выразительность, создание художественного образа. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться, но и побуждать к движению. Именно на этом этапе происходит наиболее видимая активизация деятельности по совершенствованию исполнительского мастерства т.к. есть наличие всех предпосылок для творческой самореализации. Этому должны способствовать и наработанная исполнительская база, музыкальность, воображение и фантазия, умение импровизировать.

На данном этапе и возникает потребность создать что-то новое, свое, а для этого необходимо совершенствовать навыки владения собственным телом, координирования движений. Кроме того, происходит осознание необходимости уделить внимание и актерскому мастерству, которое позволяет создать и донести до зрителя (участников коллектива) яркий хореографический образ. Суть игры актера в том, чтобы с помощью своего тела и всех своих внешних выразительных средств передать факты и события внутренней, духовной жизни. Для достижения этого нужно, чтобы внешние выразительные средства актера были пронизаны живой духовной силой. Это означает, что каждое физическое упражнение должно быть также и упражнением для развития души»[19].

Использование движений, пластики, музыки и передача эмоций в воображаемой ситуации – это путь к совершенствованию исполнительского мастерства, где результат тождественен приложенным в процессе импровизации усилиям. На данном этапе к исполнителю приходит необходимость осознания действий по совершенствованию движенческих навыков и расширению рамок своего исполнительского мастерства т.к. это дает уверенность в собственных творческих силах и создание личностного творческого потенциала.

Как показывает практика, реализация этого этапа весьма проблематична в рамках детского хореографического коллектива и в таких условиях возможна только при наличии старшего возрастного состава. Но получившие свое развитие с первой половины 80-х годов хореографические отделения школ искусств как раз являются базовыми учреждениями, где в процессе обучения искусству хореографии созданы все условия для достижения высокого уровня исполнительского мастерства. Это обусловлено наличием программ обучения, широким перечнем изучаемых дисциплин, достаточным для освоения материала количеством часов. К сожалению, в творческих коллективах системы дополнительного образования детей переход на третью ступень затруднен ввиду объективных причин. Тем не менее применение в качестве дополнительного задания, требующего использования импровизации, позволяет получить положительный эффект для психологического и физического развития детей.

        


Заключение

Научно-доказанный факт о важности понимания значения ощущений, преставлений и чувств, связанных с телом для гармоничного развития различных сторон жизни человека, ставит вопрос о необходимости привлечения детей к творческой деятельности. Одним из направлений развития творческих способностей детей является хореографическое искусство. Наиболее полно удовлетворяя двигательные потребности ребенка, хореография способствует правильному физическому, психологическому, социальному и культурному развитию. Продуктивность художественного и физического воспитания детей средствами танцевального движения и творческой работы обусловлена синтезирующим характером хореографии, объединяющей в себе музыку, театр и пластику движений. Одним из способов выражения личности учащегося является его импровизация. Включение в программу занятий заданий данного типа позволяет ученикам научиться использовать язык танца, слышать музыку, правильно использовать пространство, взаимодействовать с другими исполнителями и т.д.

Не вызывает сомнений, что все этапы творческого процесса взаимосвязаны друг с другом, последовательны во времени. Исследование механизма практической реализации творческого потенциала предусматривает наличие объективных и субъективных предпосылок, необходимых для организации процесса творческой деятельности в рамках развития импровизационных навыков детей и подростков в процессе занятий в творческом хореографическом коллективе. В данной работе удалось определить механизм формирования потребности в творческой импровизации и этапы ее реализации. Также выработали последовательность и поступательность шагов педагога в формировании умений и навыков импровизации у участников творческого хореографического коллектива. Поставленная в начале исследования цель достигнута. Проведенный анализ теоретических основ и практического опыта, позволяет сделать вывод о том, что импровизация является важным стимулом для развития исполнительских навыков учеников, занимающихся хореографией. Применение полученных знаний через призму собственного сознания, приобретение уверенности в себе и дополнительных исполнительских навыков является хорошей базой для развития хореографического мастерства.

Предложенная в данной работе методика преподавания импровизации для детей, занимающихся хореографией, была освоена автором на практике. Успешное освоение детьми программы «Три шага» прежде всего, помогает выявить одаренных детей в области хореографического искусства и стать для них стартовой площадкой для профессиональной ориентации в дальнейшем. В качестве подтверждения результативности выше изложенной программы хочется привести пример из моего опыта 25-летней педагогической работы в Марийском республиканском колледже культуры и искусств имени И.С. Палантая и Детской школы искусств №7 г. Йошкар-Олы. Из группы выпускников 1999 года 5 человек продолжили свое обучение в 2000 году в колледже культуры и искусств. За время обучения в школе все они отличались трудолюбием, творческой самобытностью, желанием самовыражения, и успешно справлялись с упражнениями на импровизацию предлагаемые им в учебном процессе. Все это имело свой результат и в достижении индивидуальных высот в исполнительском мастерстве. Учащиеся отличались высоким исполнительским мастерством, что подтверждено званиями лауреатов конкурса «Молодые таланты Республики Марий Эл» в возрастной группе учащихся детских школ искусств и в дальнейшем в возрастной группе студентов средних-специальных учреждений культуры. Приобретенные за время обучения в школе навыки и умения импровизации с успехом применялись и развивались в период их профессионального становления в рамках учебной дисциплины колледжа «Композиция и постановка танца», которая осваивалась студентами под моим руководством. И сегодня, после окончания университетов культуры успешно продолжают уже свою трудовую деятельность в области хореографического искусства: Евгений Садриев в Санкт-Петербурге, Рената Самигуллина в Самаре, Анна Кудрявцева в Нижнем Новгороде, Анна Щеклеина в Екатеринбурге, Светлана Севрюгина в Йошкар-Оле.

Хочется еще раз обратить ваше внимание на специфику хореографического искусства, где каждый педагог-хореограф самобытен и индивидуален в своей творческой деятельности. Необходимо расширять исполнительский опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил и умеет, тем значительнее и продуктивнее будет его импровизационная деятельность. Импровизация является непременным условием успешности и достижения результатов творческого труда не только в развитии исполнительских навыков каждого ребенка, но и в воспитании и формировании личностных качеств. И если педагогу удается расширить круг интересов детей, приобщая к творчеству в хореографии, то это способствует успешности становления личности в дальнейшем.


Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с
  2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. - М.: Прогресс, 1980. – 526с.
  3. Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. -М.: Рольф, 2001. - 272 с.
  4. Батищев Г. С. Философия творчества / Г.С. Батищев. - СПб.: РХГИ, 1998. – 454 с.
  5. Бекина С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет): Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина.- М.: Просвещение, 1983. - 288 с., нот.
  6. Бекина С.И.Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов / С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. -  М.:Просвещение, 1984.-288 с.,ил.,нот.
  7. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? /И.А. Бескова. – М.: ИФ РАН, 1993. – 198 с.
  8. Бескова И.А. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / И.А. Бескова, И. Т. Касавин. - М.: Мысль, 2010. - т. IV. - С. 18-20.
  9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д.: РГУ, 1983. – 191с.
  10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации /Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
  11. Валявский А. С. Как понять ребенка / А.С. Валявский. - СПб.: Диля, 2004. – 752 с.
  12. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1971. – 302 с.
  13. Вилар Ж. О театральной традиции / Ж.Вилар - М.: Издательство Иностранной литературы, 1956 – 154с.
  14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. – 96с.
  15. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.
  16. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов вузов / Т.В. Габай. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
  17. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Московского университета, 1985. — 45 с.
  18. Гефранова Н.О. О внутренней технике артиста балета / Н.О. Гефранова. -М.: Искусство, 1967.
  19. Грузенберг С. О. Гений и творчество / С.О. Грузенберг. - Л.: Издательство П.П. Сойкина, 1924. - 262
  20. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. – 288с.
  21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика. - 1986. – 240 с
  22. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - Спб.: Питер, 2007. – 249 с.
  23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - С.166.
  24. Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.      
  25. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего / А. Дункан. - М.: Книга, 2013. - 345с.
  26. Дышлевый П. С. Регуляция творческой деятельности (философско-методический анализ) / П.С. Дышлевый, Л.В. Яценко. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1986. - 211с.
  27. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков - М.: Просвещение. -  1990. – 424 с.
  28. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 ч.: учебно-методическое пособие / Т.Ф. Коренева. –М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1.- 112 с.: ноты
  29. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 ч. : учебно-методическое пособие / Т.Ф, Коренева. –М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.-104 с.: ноты.
  30. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. – 304 с.
  31. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2000. – 448 с.
  32. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. – 352 с.
  33. Линьков Н.П. Способности ваших детей / Н.П. Линькова, Е.А. Шумилин. - М.: «Просвещение», 1969г. – 216 с.
  34. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. – 126 с.
  35. Майданов А. С. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ / А.С. Майданов. - М.: Наука, 1983. – 207 с.
  36. Маркова А.К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  37. Метлов Н. А. Музыка – детям: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / Н.А. Метлов. - М., «Просвещение», 1985г. – 144 с. с нот. ил.
  38. Михайлова М.А. Поем, играем и танцуем дома и в саду: популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Горбина, М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
  39.   Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учебное пособие / Л.В. Митрохина. – Орел: ОГИИИК. – 2003. – С.16
  40. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  41. Нойнер Г. Резерв успеха – творчество / Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн // пер. с нем. И.И. Огородниковой. - М.: Педагогика, 1989. - 118 с.
  42. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Издательство «Наука», 1976. – 304 с.
  43. Пуртова Т. В. Учите детей танцевать: учеб. пособие для студ. средн. проф. обр. / А.Н. Беликов, О.В. Кветная, Т.В. Пуртова. – М.: «Владос», 2003г. – 256 с.
  44. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. – М.: Изд.гр. Прогресс Универс, 1998. - 480 с.
  45. Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества / Б.М. Рунин. – М.:Наука. – 1980. – С.45-57
  46. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. – 272 с.
  47. Степин В.С. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2001. Т. 1 — 744 с. /Т. 2 — 634 с. /Т. 3 — 692с. /Т. 4 — 736 с.
  48. Филатов С. В. От образности слова - к выразительному движению / С.В. Филатов. - М.: NB Магистр,1993. – 128 с.
  49. Франио Г. Методическое пособие по ритмике / И. Лифиц, Г.Франио. –М.: Музыка, 1987. – 118 с.
  50. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика: методическое пособие / А.Е. Чибрикова-Луговская. – М.: Дрофа, 1998. - 102 с.
  51. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности / В.Э. Чудновский. - М., «Знание». 1986г. – 79 с.
  52. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. Пособие / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. – 320 с.
  53. Штайнер Р. Антропология и педагогика Переводы из полного издания трудов Рудольфа Штейнера / Перевод с нем. Д.Виноградова. - М.: Парсифаль, 1997. – 128 с.
  54. Энгельмейер П. К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. - М.: Книжный дом "Либроком", 2010. - 208 с.
  55. Бескова И.А. Контактная импровизация – танец или мировоззрение/ И. А. Бескова, И. Т. Касавин Лидерс М.А. // Журнал практического психолога, №3, 2005, С.188-191.
  56. Мелик-Пашаев А. Трансформация детской игры в художественное творчество / Мелик-Пашаев А., Новлянская З. // Искусство в школе. – 1994. – №2. – С. 9-18
  57. Русалов В. М. Дифференциальная психология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека / В.М. Русалов. // Психологический журнал. - 1988. - Т.1. - №2. – С. 3-15
  58. Гришон А. 5 определений танцевальной импровизации [Электронный ресурс] // URL: http://ex.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/id-5-opredelenij-tancevalnoj-improvizacii.html (Дата обращения: 23.09.2016)
  59.   Новак С. Размышления о контактной импровизации [Электронный ресурс]// URL: http://old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/cintia.htm (Дата обращения: 23.09.2016)

Приложения

Приложение 1

ИГРА «ПАРОВОЗИК».

Цель игры:

1.Познакомить детей друг с другом.

2.Начинать движение на начало музыкального сопровождения.

3.Двигаться в соответствии с характером музыки (полька, плясовая, вальс, марш).

4. Первую часть игры пропевать первый куплет и припев песни.

Музыкальное сопровождение - «Голубой вагон» (только запев) - основная тема для движения паровозика и полька, вальс, марш, плясовая для 2-й части игры.

Описание.

1-я часть

Первоначально следует выучить слова песни:

Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее конечно впереди.

Припев: Скатертью, скатертью дальний путь стелется

                 И упирается, словно в небосклон,

                 Каждому, каждому в лучшее верится

                 Катится, катится голубой вагон.

Дети выстраиваются в колонну друг за другом (можно взяться за плечи, за пояс стоящего впереди, а возможно и положение рук, согнутых в локтях рядом с поясом, ладонь сжата в кулак). У первого в руках бубен - он паровозик, остальные вагоны. Начинаем шаги с высоким подниманием коленей вперед, одновременно ведущий ударяет в бубен на сильные доли такта (16 тактов). Траектория движения-  по танцевальному классу выбирается ведущим произвольно. Затем ведущий поднимает бубен вверх и звенит им, что является сигналом к остановке (исполняется 4 такта музыкального вступления).

2-я часть

Паровозик рассыпается под музыку, произвольно выбранную концертмейстером из заданных музыкальных произведений, дети танцуют произвольно, но согласуя свои движения с характером музыки (16 или 32 такта).  В процессе импровизации важно научить детей не сталкиваться друг с другом, если дети затрудняются в выборе движений, то преподаватель должен подать им пример. Примерно, на 14 или 30 такте преподаватель называет по имени того, кто будет ведущим паровозика. Предыдущий ведущий находит его, передает ему бубен. Новый ведущий поднимает бубен вверх и звенит им, все дети в произвольном порядке выстраивают колонну (исполняется 4 такта музыкального вступления). После освоения игры ведущий сам решает, кому передать бубен.  Далее игра продолжается.

В процессе игры дети запоминают имена друг друга, учатся быстро перестраиваться (здесь важно не допустить столкновений). Учатся слушать музыку и исполнять движения в соответствии с характером музыки. Прежде чем приступить к освоению данной игры, важно проработать движения, которые характерны исполнению под польку, вальс, марш, плясовую мелодию. Для этого необходима последовательность задание:

1. Прослушать музыкальное сопровождение.

2. Определить характер музыки.

3. Отразить его движениями рук, ног, корпуса, головы.


Приложение 2

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

Цель: Отмечать поклоном окончание музыкальных фраз, в свободной пляске использовать танцевальные движения, четко исполнять перестроения в шеренгу, правильно сплетая руки.

Описание. Дети стоят шеренгами вдоль 1-й, 3-й, 5-й, 7-й точек. Руки перед собой соединены друг с другом через одного («корзиночка»).

Фраза 1 (4 такта муз.раз. 2/4) 1-я шеренга исполняет 5 шагов вперед с носка, начиная с правой ноги, затем приставляет левую ногу в 3-ю позицию назад, исполняет поклон напротив стоящим (на 4 такт).

Фраза 2 (4 такта) 1-я шеренга отходит на место, исполняя 5 шагов с левой ноги назад и приставляя правую ногу в 3-ю позицию вперед, исполняет поклон.

Фразы 3-4 (8 тактов) Напротив стоящая шеренга повторяет шаги с поклонами. Далее движение повторяют 3-я и 7-я шеренги.

Исполняется плясовая мелодия.

Дети свободно пляшут по одному, продвигаясь по всему залу. С прекращением музыки бегут на свои места и строят «плетень». Выигрывает та шеренга, которая построилась быстрее. Именно она начинает движение снова.

В данной игре важно проработать одновременное начало движения и музыки, шаг с носка, четкое исполнение на «1-2» 3 такта шага с приставкой (четкое фиксирование 3-й позиции).

Важно контролировать процесс вовлечения всех детей в процесс импровизации, первоначально предлагая движения для повторения и далее предлагая им самостоятельный выбор движений.

Приложение 3

УПРАЖНЕНИЕ «Зеркало»

Исходное положение: дети стоят в паре напротив друг друга

Преподаватель дает задание: первые рисуют правой рукой любые узоры, а стоящие напротив повторяют за ними зеркально. Затем пары меняют роли. Первые исполняют движения головой и шеей, вторые повторяют.

         В данном задании дети должны освоить понятие «движение всех частей тела», поэтому задание дается на движение различных частей тела (корпус, руки, ноги, плечи, глаза, голова, шея).

Первоначально надо научить детей исполнению движений:

Голова – повороты, наклоны, круговые вращения, встряхивание, кивание, вытягивание вперед и назад, вправо и влево.

Плечи – поднимание, опускание, выдвижение вперед и назад, тряска.

Ноги – поднимание, сгибание, выпрямление, встряхивание, разведение в стороны и т.д.

Руки – круговые движения в разных суставах, встряхивание, хлопки, вытягивание и т.д.

Корпус – наклоны, вращения, повороты.

В дальнейшем дети импровизируют под музыку. Данное упражнение развивает не только умение импровизировать, но и от второго участника требуется внимательность и быстрая реакция и зеркальное отражение всех предлагаемых исполнителем движений.


Приложение 4

ИГРА «НЕЗНАЙКА»

Цель: развить творческое воображение и восприятие, реакцию, импровизацию, артистичность, танцевальность.

Выбирается водящий («Незнайка»). Он становится в 1 точке зала. Все остальные дети собираются в противоположной стороне в круг и решают кого же они будут изображать (возможно изображение «кого-либо»- зайки, лисички, волка; или какого-нибудь действия – «самолет летит», «ягоды собирают», прыгают на скакалке и т.п.). Педагог знакомит с выбором детей концертмейстера, После исполнения музыкального вступления, дети начинают изображать задание, продвигаясь к «Незнайке». «Незнайка» должен дождаться завершения музыкального периода и только тогда назвать тот образ, который дети изображают. Если угадано неверно, то дети продолжают свой танец, если правильно, то они убегают на свое место за определенную черту, где «Незнайка» их поймать уже не может. «Незнайка» же должен поймать кого-либо, соответственно они меняются местами. Или в другом варианте становятся рядом с «Незнайкой» и продолжают игру, выполняя функции водящего.

Так как правила очень просты и двигательная активность детей во время игры высокая, то здесь важно уметь концентрировать внимание детей на сочинение и исполнение интересных движений (после того как они расслабляются во время бега от «Незнайки», важно снова нацелить их на выполнение танцевальных движений, способствующих созданию образа или действия). При проучивании педагог должен встать перед детьми и изображая тот, или иной образ, попросить повторить за ним движения, комментируя, что (кого) бы хотелось изобразить данными движениями. Постепенно дети научатся играть самостоятельно. Ответственная роль в данной игре отводится концертмейстеру, т.к. от яркости, образности музыкального сопровождения зависит и создание танцевальных образов. Поэтому следует заранее подготовить музыкальный материал.


Приложение 5

Упражнение на освоение исполнителем сценической площадки

Задание 1. На 32 или 64 такта в зависимости от возможности исполнителя сочинить танцевальный этюд с использованием проученных на занятиях танцевальных движений (т.к. исполнители первоначально испытывают затруднение в выборе движений характерных заданной музыке, то желательно протанцевать с ними те движения, которые освоены в процессе учебных занятий и соответствуют темпоритму музыки).

Задание 2. Предложить исполнить этюд под музыку самостоятельно

Задание 3. Взять лист бумаги, карандаш. Определить  расположение сценической площадки (точку 1, где находится зритель).

Поставить карандаш на листок в точку выхода исполнителя на этюд. Прослушать музыкальное вступление. И далее под музыку не отрывая карандаша от бумаги прорисовать перемещение исполнителя (если в этюде танцевальная комбинация исполняется на месте, то фиксировать точку до тех пор пока исполнитель не начнет перемещение по другому рисунку).

Задание 4. Педагог анализирует каждый рисунок. Не стоит уделять внимание в данной работе на логичность и соответствие хореографического текста, т.к. не это главное. Главное понять необходимость равномерного размещения рисунка по всей сценической площадке.

Использование данного задания дает возможность увидеть как исполнитель выстраивает свое перемещение и как распределен рисунок по сценической площадке.


[1] Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? /И.А. Бескова. – М.: ИФ РАН, 1993. – С. 12.

[2] Пономарев Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Издательство «Наука», 1976. – С 35-36

[3] Степин В.С. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2001. – Т.4. – С.21-21.

[4] Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. – С. 82

[5] Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д.: РГУ, 1983. – С. 5.

[6] Теплов Б.М. Способности и одаренность: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика. - 1981. — С. 32.

[7] Батищев Г. С. Философия творчества / Г.С. Батищев. - СПб.: РХГИ, 1998. – С.15-17.

[8] Дышлевый П. С. Регуляция творческой деятельности (философско-методический анализ) / П.С. Дышлевый, Л.В. Яценко. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1986. – С.112-116.

[9] Энгельмейер П. К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. - М.: Книжный дом "Либроком", 2010. – С.126

[10] Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. -М.: Рольф, 2001. – С. 8-12.

[11] Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. -М.: Рольф, 2001. – С150-153.

[12] Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов ху-дожественного творчества / Б.М. Рунин. – М.:Наука. – 1980. – С.45-57

[13] Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего / А. Дункан. - М.: Книга, 2013. - 345с.

[14] Гришон А. 5 определений танцевальной импровизации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ex.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/id-5-opredelenij-tancevalnoj-improvizacii.html

[15] Новак С. Размышления о контактной импровизации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/cintia.htm

[16] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика. - 1986. – 240 с.

[17] Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков - М.: Просвещение. -  1990. – 424 с.

[18] Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. – 96с

[19] Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учебное пособие / Л.В. Митрохина. – Орел: ОГИИИК. – 2003. – С.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».

Тема: «Развитие аппликатурных навыков как способ формирования исполнительского мастерства».Цель урока : аппликатура- средство передачи художественного содержания произведения.Задачи: научить учащегося...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

Методическая разработка "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств"

Методическая разработка  "Система педагогической работы с применением современных методик и технологий развития музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу фортепиано в детско...

Учебные игры и конкурсы стали самыми востребованными формами работы российских педагогов на занятиях по развитию бытовых навыков обучающихся

Мониторинг использования инструментария формирования и развития бытовых навыков обучающихся позволил выявить самые востребованные формы работы на занятиях российских педагогов общеобразовательных орга...