Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования
методическая разработка на тему

Гатина Светлана Вячеславовна

Методический материал  представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Гатина

Пгт Алексеевское, МБУ ДО ЦДТ

Алексеевского муниципального

района  Республики Татарстан,

педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ

Введение.

Дополнительное образование детей неотъемлемая часть  системы образования, предоставляет детям дополнительные условия для развития их  интересов и способностей.  Расширяет рамки занятий, стимулирует развитие творческих и познавательных активностей детей, помогает им «найти себя».

Нетрадиционное занятие – одна из  форм  организации обучения и воспитания детей. Эффективность нетрадиционных форм обучения  и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни,  реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, потому,  что нужно проявить не только свои знания, но  и смекалку и творчество. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы воспитанников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.   А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Моя работа  представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов артпедагогики. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно- творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Целью работы (слайд 2) является изучение  нетрадиционных  техник  рисования  и внедрение их в образовательный процесс.

Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками я поставила  следующие  задачи:

 1.  Изучить литературу по заданной теме.   

 2.  Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

3.   Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4.  Провести  мастер-класс.

5.  Систематизировать   собранный материал.

Объектом исследования являются рисунки, а предметом - техника рисования.

Гипотеза: Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.

Основная часть.

Современные ученые, психологи, педагоги   Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Г. И. Щукина придавали большое значение развитию художественно- творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Проанализировав авторские разработки [Т.С. Комаровой, С.В.Погодиной  «Шаг в искусство»], различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Я работаю с детьми 3-7 лет  уже 16 лет  по программе «Семицветик», которую разработала сама.

Образовательная программа « Семицветик» направлена на формирование у детей художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, сенсорно-моторных функций, развитие у детей любви к прекрасному, обогащение их духовного мира, создание условий для воспитания творческой, самостоятельной личности ребенка. Реализуя данную программу, стремлюсь  не только научить своих воспитанников техническим навыкам рисования и понимания красоты, но и открыть им широкое поле для реализации фантазии, детской непосредственности, способности делать маленькие открытия.

Свою работу строила на следующих принципах:

 От простого к сложному, где предусматриваю  переход от простых занятий к сложным. Использую  принцип наглядности,  так как у  детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.  Так же очень важен  принцип индивидуализации, стараюсь  вовлечь  каждого ребенка в воспитательный процесс.  Активно использую принцип интегрированного подхода,  работаю  в  сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.  При подготовке к занятиям  учитываю  важность  связи  обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.   А так же слежу  за тем, чтобы весь материал был  доступный для понимания детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Сравнивая свой рисунок с действительностью и не увидев схожести, у ребенка пропадает желание рисовать.

Наблюдая  за эффективностью применения различных техник рисования в своей работе,  сделала   вывод, что   необходимо  использовать  такие  техники,  которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

В настоящее время  с приходом  ФГОС  ДО, интенсивно внедряю  в  работу инновационные технологии, главной целью которых является подготовка ребенка к жизни в постоянно  меняющемся  мире.

Сущность такого обучения состоит в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности детей и их реализацию. Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе.  В общении с детьми придерживаюсь  положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!»

В своей практике использую  нетрадиционные  методы рисования,  такие как: рисование тычком, печатками, пробками, крышками.  Для «тычков» использует ватные палочки в технике « паунтализм», когда  изображение состоит из мелких точек, рисунок приобретает мозаичный вид. Эффективно использую ватные палочки в декоративном рисовании (ровные круги, одинаковые по форме ягоды). Очень нравится детям рисовать мятой бумагой (кроны деревьев, лес в дали, ёжик). Со старшими детьми использую шаблоны-печатки из паралона.  Например (слайд 3): из паралона вырезаются формы тела птицы, дети закрашивают паралон краской нужного цвета (желтый) и делают отпечаток, а затем подрисовывают голову, крыло, хвост, получается птичка-синичка .  С помощью таких отпечатков  рисуем  деревья.  Например (слайд4),    чтобы нарисовать березу, я даю детям прямоугольные паралоновые отпечатки, они их покрывают белой краской, добавляют черно-коричневые штрихи, затем прикладывают к листу бумаги и у них получается уже готовый ствол березы, они дорисовывают ветки и листья.  В этом возрасте детям очень трудно изображать правильно деревья, а этот прием позволяет с точностью изобразить  ствол дерева,  и ребенок видит результат, у него появляется желание творить.  

Когда начинается осень, в ходе прогулок с детьми,  собираем  упавшие листья деревьев различные по форме, размерам и цвету.  Затем эти листья используем на занятиях.  Дети на листья наносят  гуашь, после чего окрашенной частью кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, в итоге  получаются  аккуратные отпечатки  (слайд 5).
Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. 
Когда изображение наполнится отпечатками листьев, с помощью кисти дорисовываются стволы деревьев, а отпечатавшиеся прожилки будут напоминать веточки в цветной кроне.
Так же применяю в своей работе  ватные диски [по методике С.В. Погодиной],   (слайд 6).  На влажный лист бумаги положить половинку ватного диска и обильно покрыть его краской. Ватные диски позволяют передать форму самых разных предметов, объектов, а краска – прикрепить диск к листу бумаги без клея. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие
 познания и эстетического восприятия. А эта техника позволяет детям точно передать форму предмета.  С помощью дисков дети рисуют овощи, фрукты, животных, цветы.

Все эти приемы вызывают интерес к рисованию, развивает у детей фантазию, воображение, творчество.

Чтобы снять  эмоциональное напряжение использую в своей работе  технику рисования песком.

Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, это ощущение свободы, безопасности и самовыражения.

С малышами мы рисуем песком на стекле (берется рамка со стеклом, сверху тонким слоем насыпать песок). Какое удовольствие получают дети, проводя пальчиками по песку (слайд 7).

Со старшими детьми создаем «насыпные» картины. Для этого окрашиваю манку в разные цвета гуашью  (песок я заменила манкой, в целях безопасности).

Выбираем любую картину для раскрашивания, наклеиваем на плотный картон, крупные детали промазываем клеем ПВА, засыпаем песком и прижимаем пальчиками, остатки песка стряхиваем на лист, затем ссыпаем в банку.  Последовательно заполняем всю поверхность песком и оставляем на просушку.

Провожу упражнения на снятие напряжения.

«Представь, что  мы в «песочной стране», там идет песочный дождь». Показываю, как сыпется песок из кулачка на ладонь.

Ребенок закрывает глаза, сыпет песок на ладошку, затем на пальцы и угадывает, на какой палец сыпался песок. Такие упражнения успокаивают детей, особенно гиппер-активных.

У малышей игры с песком развивают мелкую моторику рук, у старших улучшается работа мозга, и как, следствие память, воображение.

Активно  в своей работе использую  эксперименты с красками. Детям очень нравятся такие занятия.  Например, рисование на молоке (слайд 8).

Налейте в тарелку молока. Наберите на кисть  краску и капайте ею на поверхность белой жидкости в произвольном порядке. Теперь ребенок может  сотворить разноцветные узоры, растягивая и закручивая их, как ему захочется. Этот узор можно перенести на бумагу. Приложите лист бумаги  к поверхности молока на пару секунд. Просушите лист. И вот,  перед вами  рельеф какой-то неизведанной далекой планеты или карта еще неизученной части земного шара.  Можно придумать вместе с ребенком названия всех островов, море и рек. И  у вас получится настоящая карта, где на побережье Шоколадной реки, втекающей в Солнечное море, расположился остров Курносиков. Можно придумать историю космической планеты.

Работа осуществляется в соответствии с фазами творческого процесса. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 Часто провожу мастер-классы для младших  школьников  на оздоровительных летних площадках. Такие занятия очень нравятся ребятам (слайд 9).

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой,  регулярно организуются выставки детских работ. Провожу  консультации, мастер-классы,  на которых  показываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками  (слайд 10).

Значимым оказалось включение родителей воспитанников в образовательный процесс. Они открыли для себя  разные техники, рисовали сами, продолжали работу с малышами дома. Родителям было интересно узнавать внутренний мир ребенка через рисунки. Часто они приносили рисунки, выполненные дома, рассказывали о своих находках, открытиях и впечатлениях. Родители видели, как ребенок испытывает удовольствие, радость, занимаясь художественной деятельностью. И чем больше дети ею занимаются, тем больше им хочется это делать, им интересен не результат, а сам процесс.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

 - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

 - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

 - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являются:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

• музыкальное сопровождение и т. п.

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу.  Вместе с ними  я как бы учусь воспринимать мир по-новому: более полно, ярко, эмоционально и готовиться мне к этим встречам нужно более тщательно. Продумывать не только тему, наглядность и технику исполнения,  но и интонацию, мимику, жестикуляцию.

  Дети много участвуют в районных, республиканских  конкурсах   и занимают призовые места.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.

Вывод.

 Таким образом, занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, является увлекательным процессом, позволяющим даже неуверенному в себе человеку почувствовать себя художником. Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая гипотеза.

Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данная техника может использоваться на занятиях  рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы

Литература:

1. И.А.Лыкова. Изобразительная  деятельность в д/с  (младшая, средняя, подготовительная группы) ТЦ сфера М. 2009г.

2. С.В. Погодина.  Шаг в искусство.  Методические рекомендации по реализации программы. // Москва . «ВАКО»

3. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

4. Т.Г.Казакова.  Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.

5. Т.С.Комарова. Обучение дошкольников технике рисования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования» Гатина С.В. педагог дополнительного образования Высшей категории МБУ ДО ЦДТ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 2

Цель работы : изучение нетрадиционных техник рисования и внедрение их в образовательный процесс. Объектом исследования являются рисунки, а предметом - техника рисования. Гипотеза исследования: Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.

Слайд 3

Рисование птички штампами

Слайд 4

Рисование с помощью штампов

Слайд 5

Штамповка листочками

Слайд 6

Рисование с помощью ватных дисков и салфеток

Слайд 7

Рисование песком

Слайд 8

Рисование на молоке

Слайд 9

Мастер-класс для школьников

Слайд 10

Мастер-класс для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования

     Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным ...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

«Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...