УСПЕШНЫЙ СТАРТ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
статья (9 класс) на тему

Лунина Людмила Сергеевна

В статье анализируется современная система профориентации, ее влияние на рынок труда среди несовершеннолетних школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Людмила Сергеевна Лунина  

педагог – психолог

УСПЕШНЫЙ СТАРТ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Открытая (сменная) общеобразовательная школа

«Когда человек не знает,  к какой пристани он держит путь,

                              для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один – отрежь.

Выбор профессии, - каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем!

Возможно, это самое сложное для молодого человека — сделать шаг, который во многом определит его дальнейшую судьбу, — необходимо выбрать профессию.
       А, что значит выбрать профессию? Подготовка человека к профессиональной деятельности всегда являлась важной социально-педагогической задачей государства и образовательного учреждения, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большое влияние на образ жизни, тип мышления, нравственные качества и поведение человека. [1].

Проблема выбора профессии была, есть и будет актуальной во все времена. Для нашего  отдаленного нефтяного моногородка эта проблема не является исключением.  

Социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт — практически все зависит от нефтяной отрасли. Электричество, газ, бензин, отопление — оттуда. Парадигма существования города проста — здесь работает градообразующее предприятие ОАО «Томскнефть» ВНК,  которое определяет финансовую базу, рынок труда, сферу занятости и уровень жизни населения города.

Американские урбанисты считают, что надо делать привлекательным для проживания сам моногород. Тогда в него потянутся так называемые креативные профессионалы, а за ними и бизнес с инвестициями. Но тезис «не важно, что ты работаешь на «Боинг», важно, что ты живешь в Сиэтле» на томском cевере будет звучать скорее как «не важно, что ты живешь в Стрежевом, важно, что ты работаешь в «Томскнефти». И с этим в данном случае не приходится спорить, поскольку «Томскнефть» — основной работодатель в Стрежевом.[2]

Молодежь нашего города видит только одно пойти учиться в нефтяную отрасль, чтобы  продолжить династию  нефтяника.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа (МКОУ ОСОШ) занимает особое место в системе образования  города Стрежевого. Особенность такого положения обусловлена высокой степенью неоднородности учащихся и высокой степенью обновляемости контингента школьников (до 60% ежегодно).

Наша школа в городе выполняет важную стратегическую задачу – социализация молодежи и подростков средствами образования, именно здесь с максимальной полнотой обеспечиваются права граждан на выбор  формы, способа образования и темпа образовательной деятельности, обеспечивая  конституционные права граждан на образование в масштабах недоступных для других школ.

Миссия открытой школы – «Обучение всех и каждого!», то есть создание условий для всех (с различным уровнем подготовки различными способностями) – это освоение государственного образовательного стандарта,  и создание условий каждому для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей.

Деятельность школы направлена на подготовку выпускников, способных нести личную ответственность за собственное благополучие и за благополучие общества.

Оказание учащимся информационной и психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения, дальнейшего пути продолжения образования, а также будущей профессии – является одной из задач общеобразовательной школы.[3]

Педагогическое сопровождение школьников в их самоопределении – сложная, полифункциональная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов образовательного процесса, создать определенную систему их взаимоотношений. [4].

Какова же общая логика полноценной профориетационной помощи самоопределяющемуся подростку, с учетом его недостаточного жизненного опыта и все возрастающей тревожности по поводу будущего после окончания школы?

           Одна из наиболее важных  проблем нашей школы – является привлечение несовершеннолетней молодежи к социальной практике через временное трудоустройство, как в летний период, так и во внеурочное время,  уделяя при этом большое внимание подросткам «группы риска».  В данном направлении школа тесно сотрудничает с городскими структурами профилактики:

-  Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП);

-  Подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН);

- Городским центром занятости населения г. Стрежевой;

- Администрацией управления образования городского округа Стрежевой;

- Центром экологического воспитания детей (ЦЭВД);

- Центром дополнительного образования детей (ЦДОД) и др. предприятиями города.

Данная система взаимодействия помогает МКОУ ОСОШ решать проблему возрастных особенностей подросткового возраста, так как подростков «группы риска» легко спровоцировать на асоциальную деятельность.  Считаем, что большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации и трудоустройству этой части молодежи путем вовлечения её в социальные проекты.

Новая система образования внесла свои коррективы и в профориентационное направление школы, делая его более доступным для  обучающихся подростков.

Одно из направлений - это сетевое взаимодействие МКОУ ОСОШ с ЦДОД и Учебным центром «Томскнефти», данное направление помогает подросткам во внеурочное время в течение года получить допрофессиональное образование, приобретенная профессия в данных учреждениях, это своего рода профессиональное начало подростка.

С  2013-2014 учебного года подростки могут обучаться в рамках дистанционного образования. Для учащихся разработаны занятия профориентационного направления, которые также помогут молодому человеку сделать свой определенный выбор профессии.

Обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения организовано не только в рамках специально отведенных для этого часов и профконсультаций. Каждый учитель – предметник, классный руководитель и психолог при проведении самых разных своих занятий – мероприятий затрагивает те или иные аспекты профессионального и жизненного выбора подростка.

 Как отмечал известный психолог А.Г. Асмолов, главная задача школы – не передача знаний, а формирование у школьника смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться. [5].

Профориетационная работа в МКОУ ОСОШ городского округа Стрежевой, в силу специфики школы организована с 9 класса. В  школе разрабатывается индивидуальная профилактическая программа сопровождения в рамках профессионального самоопределении подростков.

Элективные курсы по профориентации «Проблема выбора профессии», позволяют актуализировать процессы профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

В школе проводятся беседы, классные часы, ролевые игры, тренинги, профпросвещение и профессиографические экскурсии.

Посещение дня открытых дверей культурно – досуговых организаций города, ярмарки учебных мест  предоставленной Городской службой занятости - данное направление работы помогает  подростку определиться с дальнейшим высшим образовательным учреждением, а также профессионально самоопределиться с выбором будущей профессии.  

Сформированность профессионального самосознания позволяет выпускнику нашей школы иметь обоснованное профнамерение, которое характеризуется положительным отношением к будущей сфере профессиональной деятельности, стремлением получить соответствующее образование в конкретном учебном заведении.
       Умение принимать решения в ситуации неопределённости и осуществлять осознанный выбор — необходимые условия становления личности
. На этапе выбора своего профессионального пути молодежь впервые оказывается в ситуации принятия ответственного решения, влияющего на их будущее. Создавая проект своих будущих действий, человек меняет свою жизнь. При этом построение проекта будущего происходит в процессе познания себя, понимания своих целей, возможностей, склонностей. Умение видеть свою жизнь в перспективе, определять направления своей деятельности, предвидеть последствия принятых решений способствует формированию у школьников активности, целеустремлённости и ответственности.

Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев, а своеобразный творческий процесс развития личности.  [6].

Литература 

  1.  Чистякова С.Н Педагогическое  сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
  2. Владислав Михайлов expert.ru/siberia/2011/06/gorod-ostrov-v-okeane-nefti
  3. Ссылка на сайт http://strjotschool.edu.tomsk.ru
  4. Чистякова С.Н Педагогическое  сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.; Воронеж, 1996. – С.161.
  2. Чистякова С.Н Педагогическое  сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"До свидания любимая школа! Уходим во взрослую жизнь" Сценарий выпускного вечера.

Цель:- создать торжественную обстановку, празничное настроение учащимся- воспитывать уважение к педагогам, родителям, работникам школы...

Школьная линейка "Успешный старт" - 1 сентября

В роли ведущих выступают магистры образования, в план проведения включено выступление гостей и администрации школы, первоклассников и старшеклассников. Линейка заканчивается традициционной школьной ре...

Веселые старты со взрослыми

Классный час в форме веселых стартов проводится с участием родителей. тема посвящена истории Олимпийских Игр....

Старт во взрослую жизнь

Старт во взрослую жизнь...

Модифицированная программа элективного курса для учащихся 11 класса «Успешный старт во взрослую жизнь»

Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.автор афоризма (цитаты) неизвестен Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокоте...

Профориентационная программа "Успешный старт во взрослую жизнь"

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни....

Взрослая жизнь – взрослая ответственность

В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...