Методическая работа на тему: "Работа над этюдами"
методическая разработка на тему

СВАТОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Методический и исполнительский анализ сборника "Избранные этюды" К. Черни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над этюдами29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Введение_____________________________________________________стр.2

2.Основная часть _______________________________________________стр.3

2.1. Роль К.Черни в мировой музыкальной педагогике_______________стр.3

2.2. Основные принципы работы над «Избранными этюдами» К.Черни под редакцией Г.Гермера_______________________стр.7

2.3. . Содержание и структура сборника. Методический и исполнительский анализ сборника «Избранные этюды» К.Черни под редакцией Г.Гермера _ _____________________________________________________________стр.7

3.Заключение_________________________________________________стр.15

4.Список использованной литературы_____________________________стр.16

1Введение.

   Работа над музыкальным произведением является основной обучения игре на фортепиано, и, кроме того, представляет собой целостный единый и сложный процесс, который включает в себя множество задач. Речь идет о проблеме звучания и фразировки, ритма, педализации, аппликатуры, в целом – о выразительности  исполнения, исполнительской технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для воплощения художественного образа. Всё это немыслимо  вне соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с развитием техники. С первых лет обучения игре на фортепиано необходимо уделять внимание систематической работе над этюдами. Доказано временем, что этюды К. Черни- самый лучший и незаменимый музыкальный материал для развития технических навыков юных пианистов, для укрепления технической базы обучающихся: подвижности пальцев ,длительной выдержки при исполнении музыкальных произведений, для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности учащихся.

   Кроме этого, этюды Черни являются ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Именно поэтому невозможно переоценить значение исполнения этюдов Черни на протяжении всего обучения в музыкальной школе. Изучение и исполнение этюдов К. Черни является неотъемлимой частью процесса обучения юных пианистов, начиная с начального периода обучения в ДМШ до завершающего.

   Актуальность методической работы - в раскрытии важнейшей области музыкальной педагогики, связанной с развитием технических, двигательных навыков обучающихся на примере этюдов К.Черни, чаще всего используемых в музыкальных школах на занятиях в классе «фортепиано».

   Данная работа выявляет основные технические задачи ,стоящие перед обучающимся в классе фортепиано при изучении этюдов , показывает особую роль этюдов Черни среди инструктивных сочинений других композиторов и выделяет принципы школы Черни как основополагающие для использования в работе с обучающимися.

   В методической работе раскрываются особенности строения «Избранных этюдов» К Черни под ред.Г.Гермера, виды техники , используемые композитором, технические задачи и способы преодоления двигательных проблем.

2.Цель методической работы:

   Систематизировать и обобщить имеющиеся исследования в области музыкальной педагогики и исполнительства, связанные с применением этюдов К.Черни в педагогической практике, методические рекомендации выдающихся музыкантов и собственный многолетний опыт работы преподавателем фортепиано с целью повышения собственного профессионального уровня в деле достижения большего исполнительского и технического мастерства обучающихся при исполнении ими этюдов и музыкальных произведений из репертуара детских музыкальных школ.

3.Задачи методической работы:

-выявить значимости этюдов К.Черни, и в частности, «Избранных этюдов» под редакцией Г.Гермера в мировой фортепианной педагогике, рассмотреть важную роль педагогического наследия К.Черни ;

-систематизировать формы, методы и приемы работы преподавателя при решении технических задач и проблем, возникающих в процессе изучения обучающимися этюдов К.Черни;

-рассмотреть структуру строения сборника «Избранные этюды»К.Черни под редакцией Г.Гермера , провести методический и исполнительский анализ этюдов.

Роль К.Черни в мировой музыкальной педагогике .

  Нет более популярного имени в музыкальном педагогическом мире, чем имя К. Черни. Он сопутствует пианисту всю жизнь. И когда молодой музыкант делает первые шаги, и когда совершенствует свое мастерство.

   Карл Черни – великий австрийский композитор (1791 – 1857), по национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля Черни. Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Черни как педагога, оказал М. Клементи. Как пианиста – Гуммель.

  Он стоял особняком в венской фортепианно-исполнительской школе, его можно назвать музыкантом-универсалом; в одном лице объединились пианист, педагог, композитор.  

  Карл Черни  с детства (начиная с 1801 года) обучался у великого Бетховена фортепианной игре. Разучивал все его произведения тотчас по их появлении, и многие из них – под собственным руководством мастера, а позднее, вплоть до последних дней Бетховена, наслаждался дружеским и поучительным общением с ним. Он был одним из немногих выдающихся учеников Бетховена. Общение с великим композитором, у которого Черни проучился около трех лет, оказало огромное воздействие на его творческое мышление, художественное мировоззрение, исполнительские принципы.

     Из огромного творческого наследия К. Черни (мессы, оратории, фортепианные, оркестровые и камерные сочинения) долговечными оказались только его этюды. С 15-ти лет Черни был популярен как педагог, и равного ему в Вене не было в вопросах развития игры на фортепиано. Лист, Делер, Тальберг и др. были его учениками. Среди них, конечно, особое место принадлежит Листу. Причем К. Черни был единственным и настоящим учителем Листа.

   В этой триаде: Бетховен – Черни – Лист, Черни сыграл важную связующую роль, восприняв и творчески переработав классическую технику Бетховена, с одной стороны, а с другой, - передал молодому Листу свои фундаментальные технические достижения. Лист же, в свою очередь, поднял черниевскую технику на исключительно высокую ступень виртуозности. Памятуя заветы Черни, Лист, в своей педагогической работе, рекомендовал самую тщательную работу над «фундаментальными формулами». Лист считал необходимым, чтобы в процессе исполнения техническая сторона не волновала пианиста. Уже в то время Лист понимал, что «такая работа способствует автоматизации движений и разгрузке сознания в процессе исполнения технических подробностей».

       То, что понятие «техника» не является для Черни синонимом беглости, видно из методических трудов Черни, из его сочинений, охватывающих буквально все стороны фортепианного исполнительства. Он оставил нам в наследство действительно «Геркулесов труд», по меткому выражению Г. Нейгауза, где систематизирована вся фундаментальная техника классического механизма XIX века:

«48 этюдов в форме прелюдий и каденций» ор. 161

«Школа беглости», ор. 299

«Школа стаккато и легато», ор. 335

«Школа украшений, форшлагов, мордентов и трелей», ор. 355

«40 ежедневных этюдов», ор. 337

«Школа для левой руки», ор. 399

«Подготовительная школа развития пальцев», ор. 636

«Школа развития пальцев», ор. 740

«Школа развития высшей ступени виртуозности», ор. 834

«Школа виртуоза», ор. 365

     Школа Черни блестяще демонстрирует все основные дидактические принципы: посильность, постепенность, систематичность. Каждая школа и каждый этюд в ней имеет точную целевую задачу. Основные принципы остаются ведущими везде:

1.    Гармонии – ясные и прозрачные, как правило, меняются на широких расстояниях.

2.    Движение мелодических фигураций очень плавное.

3.    Развитие музыкального материала, как правило, очень логично и рационально. Избегается все, что затрудняет понимание.

4.    Музыкальная форма классически простая.

     Этюды Черни легко читаются с листа и даже транспонируются. Занимаясь этюдами систематически, пианист как бы предвидит, предвосхищает, предчувствует дальнейшее развитие и, с удовольствием, находит этому подтверждение. А это, в свою очередь, помогает осваивать основы техники легко и быстро, чувствовать себя в этом материале и эмоционально, и физически комфортно и удобно.Этюды Черни рассматриваются иногда как своего рода «полуфабрикаты», пианистические «формулы», овладение которыми открывают путь к фортепианным произведениям многих великих композиторов.

  И еще одно стоит отнести к заслугам Черни, как пианиста и педагога – он со всей серьезностью обратил внимание на такой фактор, стилистическая чистота и определенность интерпретаций различных произведений. Но взгляд на этюды Черни как на материал только инструктивный, несостоятелен, как и, вообще, разделение репертуара на инструктивный и художественный. Это не значит, что в фортепианной литературе нет этюдов чисто инструктивного характера. Но этюды Черни (несмотря на обширную техническую информацию) – это не только технические упражнения, но и законченные музыкальные миниатюры. Его этюды дают возможность овладеть основными штрихами, динамическими градациями, филировкой звука. Для Черни как педагога не составляло большого труда работать на уроке с различными вариантами, показать или тут же сочинить к данному виду техники и, кроме того, побуждать ученика к собственным не только техническим, но и композиторским поискам. Таковы были прочные традиции воспитания исполнителя того времени. Как правило, музыканты XVIII и XIX веков должны были не только учить и исполнять чужие сочинения, но свободно читать с листа, транспонировать, импровизировать по генерал-басу и др. Элементарная теория и гармония изучались чисто практически. Помимо практической гармонии, начинающий музыкант обучался и приемам мелодического варьирования. Не случайно И.С. Бах вписал таблицу расшифровки украшений на первую страницу клавирной книжки своего сына, рассчитывая на ранее закрепление этих приемов вплоть до автоматизма. Также основательно развивались и навыки транспонирования. Этому учили с детства, используя в качестве материала несложные пьесы и этюды. Сочинения Черни-прекрасный материал для развития навыка транспонирования у юных пианистов.

Этюды Черни – это развитие и укрепление технической базы: большей подвижности, длительной выдержки. Этюды нуждаются в индивидуальной трактовке. Без участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Этюды – незаменимый материал для развития музыкального мышления, воспитание самостоятельности учащихся, ключом к пониманию многих музыкальных стилей. Некоторые этюды являются самостоятельным художественным произведением.

2.2..Основные принципы работы над «Избранными этюдами» К.Черни под редакцией Г.Гермера.

Избранные этюды» К. Черни под редакцией Г. Гермера, рассчитаны на период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов и являются важным звено в его фундаментальной школе последовательного овладения техническими навыками, От самых простейших,элементарных формул,заключенных в этюдах под редакцией Г.Гермера, Черни ведет юных исполнителей к задачам высшей виртуозной трудности в этюдах ор.299,740. Пожалуй, нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного изложения, которому Черни не уделили бы в большей или меньшей степени внимания.

Процесс работы над этюдом, как и над произведением любого жанра, начинается с определения художественного содержания. Правильной передаче образа, эмоционального строя произведения способствуют многие средства выразительности, в том числе качество звука В работе над этюдом следует уделять внимание звуковым задачам. Если пренебречь – учащиеся перестают его выполнять с тем вниманием и осознанностью, которые так необходимы.

В понятие «работа на звуком» входит и артикуляция. Запас артикуляционных приемов учащихся музыкальных школ относительно беден и однообразен, тогда как окраска звучаний legato, non legato, staccato требует разнообразия и гибкости.

Этюды Черни позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того, насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация – пальцевую ровность. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Можно выделить четыре способа движений:

  • пальцами (всегда);
  • кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;
  • локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;
  • плечом – для аккордов.

   Преподаватель должен привить учащимся навыки управления работой мышц, включая нужную группу мышц, пользоваться большим или меньшим весом руки. При подборе этюдов необходимо придерживаться определенной последовательности в развитии технических навыков.

  Этюды К. Черни под редакцией Г. Гермера, сочинения 261, 821, 599 и 139 рассчитаны на период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося. Рекомендуется играть этюд наизусть (фрагменты или каждой рукой отдельно); свободное владение текстом позволит лучше контролировать разного рода технические действия. После выучивания наизусть, полезно поработать над каждой рукой отдельно, добиваясь рациональности в движениях. Очень важно значение аккомпанемента, это основа ритмического и гармонического строения этюдов. Партии аккомпанемента имеют огромное значение для реализации художественного замысла произведения. Именно на этом этапе работы над техническим произведением с помощью педагога подбираются необходимые приемы звукоизвлечения, распределяются мышечные усилия, по-возможности, устраняющие непроизводительную затрату нервной и мышечной энергии, анализируется аппликатура. («Заучивайте аппликатуру, как таблицу умножения» Натан Перельман)

   На первой стадии работы над этюдами должно быть стремление в область техники. Каждый игровой прием должен быть обоснованным выражением музыкальной задачи. Исключительно важной для развития предпосылок виртуозности является работа над организацией движений. Все движения должны быть подчинены цели, заключающейся в определенном качестве выразительного звучания. Важной предпосылкой является отбор целесообразных движений, помогающих достижению свободной, уверенной техники. Прежде всего, слуховое впечатление учащегося и преподавателя, которые должны стремиться к достижению художественной цели. Контролируя и проверяя те или иные движения, пропуская все через слуховой контроль, учащиеся добиваются автоматизма исполнительных навыков, которые облегчают исполнительский процесс, освобождают играющего от детального контроля над техникой и позволяют переключать внимание на задачи художественного плана.

   При работе над этюдами для воспитания двигательно-игровых навыков со слуховым восприятием следует исключить лишние движения, утяжеленность и неуклюжесть.

   Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где сосредоточены наиболее технические трудности.

   Работа над ними должна начинаться на первом этапе. Не каждый этюд требует доведения до максимальной художественной и технической законченности. Эту работу целесообразно проводить над этюдами, в которых ярче раскрывается образная сфера, когда этюд предполагает концертность. Педагог должен помнить о последовательности в работе. Многообразие задач в области динамических красок не нужно ставить перед учеником, пока еще не решены задачи ровности, точности и ясности звучания, пока не найдено удобство движений. Никакая работа над звуковой красочностью не заменит работы над техникой. Часто с помощью динамического разнообразия, выразительности красок и педали учащиеся пытаются скрыть свою техническую несостоятельность. Такая работа, разумеется, пользы не приносит.

  2.3. «Избранные этюды» К.Черни под редакцией Г.Гермера. Содержание и структура сборника. Методический и исполнительский анализ этюдов.

   «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Г. Гермера - один из самых популярных сборников этюдов Черни .  Первое, что нужно отметить - это классический порядок: постепенно усложняющиеся «технические формулы», музыкальная форма, тональный и гармонический планы. В этих этюдах – пьесах Черни мастерски обобщил все основные виды техники. Но ничуть не менее значима и работа Г. Гермера по систематизации этого материала. Им досконально были изучены около десяти опусов этюдов Черни, к сожалению, у нас совершенно неизвестных, и приведены в стройную систему на основе ранее существующей методики обучения. В этом сборнике две части. Часть первая – 50 маленьких этюдов, выбранных из опусов: 261, 821, 599, 139. Часть вторая – 32 этюда, выбранных из опусов: 829, 849, 335, 636. Большинство этюдов (около двадцати) – одночастные. Двухчастных – тридцать, двухчастных с репризой – шесть и трехчастных – три. Простота формирования этюдов под стать их размерам.

   Первые десять этюдов укладываются в две строчки нотного текста, затем трехстрочные №10, 11, 12, 13, 14, 15 и только с № 20 идут этюды объемом в целую страницу.     Тональный план этюдов также очень простой. Большинство этюдов написано в До мажоре,  Соль мажоре, Ре мажоре, Ля мажоре, Фа мажоре, Си мажоре.

    Гаммообразные этюды занимают достаточно большое место, но все – таки не ведущее. Хорошо разработаны и систематизированы разделы мелкой техники № 8, 10, трели № 11, 24, группетто № 12, репетиции №27, 34, короткое арпеджио в разных комбинациях № 23, 31, 35, 38. Достаточно разнообразна ритмическая организация материала: триоли № 20, 28, 33, квинтоли № 12, пунктирный ритм № 19, 30.

     Во второй части заметно усложняются виды техники: гаммообразные пассажи даются в разных  интервалах (терция, децима), включены не только короткие арпеджио, но и длинные № 19, 20, ломанные октавы № 21 и хроматические гаммы № 18 и т.д. Заметно расширяется и тональный диапазон, хотя тональности с малым количеством знаков все – таки преобладают. Редактируя этюды Черни, Г. Гермер расположил их по принципу парной систематизации для левой и правой руки, то есть партия правой руки в этюде № 1 полностью совпадает с партией левой руки в этюде № 2.

Этюд №1.  Гармоническое сопровождение предельно простое. Это типично классическая формула: тоническая терция и Д7. Надо добиться естественного падения руки на доминантовый аккорд и такого же естественного снятия с тонической терции. Полезно поиграть фигурации шестнадцатых двумя руками одновременно. Это подготовит партию левой руки в этюде № 2, и синхронное проигрывание в этом упражнении «подтянет» левую руку, так как часто наблюдается ее отставание от правой руки.

   Еще более полезно поиграть эти два этюда в транспозиции: в Соль мажоре, Ре мажоре, Ля мажоре, причем, и с аккомпанементом и двумя руками синхронно. К тому же именно проигрывание этюдов в этих тональностях подготавливает работу над последующими этюдами № 9, 21, 24, 25, 26, 28, 29.

   Этюды № 3 и № 4 также являются «парными». Методика работы над ними такая же, как и над первыми двумя этюдами. Но в них появляется новая задача: артикуляционная. В музыкальной линии правой руки нужно слышать движение мелодических звуков к небольшим вершинкам в каждом такте. Первый, второй и третий пальцы должны прикасаться к клавишам более плотно. Мелодическую линию надо поиграть отдельно, достаточно глубоким звуком, так как перемежающийся штрих, разное произношение звуков в пределах одной руки представляет определенные трудности для достижения ровности и выразительности основной темы этюдов.

   Необходимо отработать боковые свободные движения ладонью. При этом нужно следить, чтобы вес руки не падал на 5 палец-он должен играть облегченным звуком, почти не отрываясь от клавиш.

   Этюды № 9, 13, 18 надо проходить одновременно, так как каждый из них по-своему уточняет, конкретизирует и развивает двигательные принципы, заложенные в этюде № 3. Только после этого следует перейти к этюдам с разложенными терциями № 5, 6, 7, 8, 10.

     Этюды № 5 и 6 опять проходятся как «парные» для левой и правой руки, затем нужно соединить обе руки в синхронном движении.  Затем полезно поиграть перемежающиеся упражнения в «собранных» и «разложенных» терциях. Такие упражнения хорошо «тонизируют» мышцы рук, а смена широкого расположения интервалов тесным и попеременно тренируемое то «сомкнутое», то «раскрытое» положение ладони развивают гибкость и эластичность в овладении интервалом терции. В связи с этим «для разрядки» необходимо проиграть этюд № 7 в Фа мажоре, в какой-то степени «отвлечься» на гаммообразных пассажах и после этого непосредственно перейти к терцовому этюду № 8.

   Этюд № 8.  Поскольку к  этюду №8 проделана достаточно детальная подготовительная работа, рекомендуется попробовать сыграть его сразу. Но сосредоточенный слуховой контроль должен иметь в том случае первостепенное значение. Это не значит, что во всех других случаях он не нужен. Но при усложнении «технических формул» (как в этом случае), слуховая мобилизация должна быть особенно интенсивной. Прежде всего, слуховое внимание должно быть направлено на фиксирование «синхронного» звучания двух нот. При свободной кисти рука должна опираться на кончики пальцев. Если в пальцах нет ощущения «синхронности», то следует поиграть отдельно, послушать (а может быть, и спеть) каждый из голосов. Причем следует помнить, что легато в терциях достигается с трудом. Поэтому надо стремиться ,в первую очередь, к легато в верхнем голосе.

   Для достижения синхронного звучания двух голосов полезно поучить терции разными приемами: распределить верхний и нижний голоса для правой и левой рук; играть одновременно оба голоса: верхний голос – легато, нижний – стаккато, верхний – форте, нижний пиано и наоборот; включить в работу ритмические способы.

  Техническая сложность заключается также в том, что в данном этюде одновременно противопоставляются два штриха: легато – в левой руке и нон легато – в правой. И слуховой контроль в работе над штрихами должен быть достаточно активным.

     Почти все этюды Черни написаны в гомофонном складе. Он редко прибегает к полифонии, встречаются только полифонические элементы, выдержанные звуки. В сборнике Черни – Гермера таких этюдов несколько № 11, 19, 22.

    Этюды № 11 и № 22.  В них слуховая реакция должна быть нацелена на «длинные» ноты. Не случайно К.Черни выписал нижний голос половинными длительностями.

   Необходимо вслушиваться в них, так как на их фоне должны звучать голоса, изложенные разнообразно артикуляционно и динамически. Вес левой руки будет приходиться на пятый палец на протяжении всего этюда ,нельзя допускать переноса тяжести руки на первый палец, чтобы не потерять звуковую ровность в среднем голосе.  Та же задача стоит и в этюде №12.

   В этюде №11 можно применить ритмический вариант разучивания шестнадцатых:в группе из четырех шестнадцатых один звук играть длиннее,три остальных -быстро.При игре двумя руками важно поддерживать синхронность,точное совпадение звуков по долям.Тот же ритимический вариант применим и в этюде №12. Кроме синхронности этот прием помогает выработать скорость исполнения.

   Этюд № 19.Этот этюд еще более полезен. Написан в полифонической манере. В этом двухголосии полезно услышать диалог и провести его красивым легато в спокойном темпе (Moderato). Пунктирный ритм-основной в этюде. Техническая задача и её основная трудность – вести линию голосов, изложенных в пунктирном ритме, без дробления на отдельные мотивы; важно слышать длинную восходящую линию, подъем к мелодической вершине.

   Каждому голосу необходимо придать свою окраску: верхний голос играть активнее, отчетливо интонируя каждый пунктирный мотив. Он имеет более драматичный характер. Нижний голос звучит как бы издали, вторит верхнему. Этюд звучит словно драматичный диалог .

   Во времена Черни трели как виду украшений придавали особо важное значение. Считалось, что работа над трелью значительно активизирует пальцы, воспитывает пальцевую вибрационную легкость, то есть формирует качества, необходимые для успешного овладения, фактически, любым видом техники.

  Существует много подготовительных упражнений к исполнению трели, рекомендуется наиболее распространенное: триоли с акцентами.

     Форшлаги в этюдах № 33, 37 (перечеркнутые) должны исполняться почти с главной нотой одновременно, очень коротко и быстро. Репетиции представлены двумя этюдами № 27 и 34.

     В отличие от трели, репетиции играются вертикальным вибрационным движением. Сплошная репетиция – прием утомительный и даже опасный. Чтобы избежать утомления, Черни выводит репетиционную структуру вверх или вниз с обязательной паузой и «сплошные» репетиции применяет только в этюде № 34.

     Несмотря на то, что в сборнике Черни под редакцией Гермера представлены все основные технические формулы, все – таки одним из самых распространенных (можно сказать, «цементирующих») видов техники являются гаммы и гаммообразные пассажи. Основная масса этюдов этого сборника построена именно на этом виде техники № 1, 2, 7, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 34, 41, 42, 43, 45, 48, 50.

     Черни считал, что гаммы – фундамент техники. И как ни традиционно звучит постулат в наше время, тем не менее он не устаревает. Спустя почти 200 лет, современные музыканты говорят то же самое. Так, по словам А. Гольденвейзера, «музыкант – педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить эти пассажи каждый раз как частный случай.

   А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными». Игра гамм не только формирует технику и двигает ее вперед, но и развивает музыкально – теоретические представления и свободную ориентацию на клавиатуре.

     Ученик должен твердо знать стандартную аппликатуру гам, сложившуюся в первой половине XIX столетия. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает аппликатурную точность игры. А для воспитания точности существует давний позиционно-аппликатурный способ. Так первые пять гамм с единой аппликатурой надо разделить на две позиции: в одной участвуют три пальца (1, 2, 3), а во второй – четыре (1, 2, 3, 4). Затем для ориентации на клавиатуре свободным движением руки необходимо поиграть от звука «до» во всех октавах только первую позицию, а затем от звука «фа» - вторую позицию, причем играть их следует и вверх, и вниз.

   Затем идет стадия объединения: обе позиции играются последовательно, с подъёмом руки второй позиции. Основная трудность при соединении позиций заключается в подкладывании первого пальца.

     Параллельно с разучиванием гамм следует работать над аккордами.

   Этюд №30. Аккорды исполняются с помощью «перелетов» правой руки из одной позиции в другую. Без ощущения свободной руки ,начиная от плеча, этюд просто невозможно правильно сыграть. Скованность руки может привести к перенапряжению кисти руки, к потере устремленности мелодической линии к верхним звукам.

   Практически во всех аккордах главным звуком, несущим мелодическую основу, является верхний. Для исполнения верхних звуков используются пятый и четвертый пальцы. Крепкий, но чуткий в выполнении музыкальных задач пятый палец-основа для правильного исполнения мелодии, изложенной аккордами. Полезно поучить отдельно линию верхнего голоса аккордов.При этом необходимо точно соблюдать аппликатуру, которая используется в них. После этого этапа работы следует снова вернуться к разучиванию аккордовой линии в целом.

  Работа над техникой юного пианиста включает и работу над различного вида арпеджио, элементы которых содержатся в следующих этюдах № 1, 2, 3, 4, 9, 15, 20, а полностью в № 23, 31, 35, 38, 44.

     Целесообразно перед этюдами поиграть арпеджио сначала по три звука.

     После усвоения этого вида арпеджио можно переходить к коротким арпеджио трезвучий по четыре звука, играя их триолями, чтобы избежать акцента на первом звуке каждого звена.

   Перед исполнением коротких арпеджио по три и по четыре звука следует поупражняться без клавиатуры. Чтобы кисть слегка и мягко повышалась при движении от первого к пятому пальцу, учитывая позиционное распределение. Этот вид арпеджио требует исполнения боковых движений кисти в сочетании с плавным движением всей руки.

   Полезно также играть ломанные арпеджио «с обратным направлением фигур».

  Арпеджио, как и гаммы, следует играть «стандартной» аппликатурой. Полезно также уметь играть арпеджио, начинающиеся с черной клавиши, аппликатурой арпеджио, начинающегося с белой клавиши.    

   При исполнении длинных арпеджио важно тщательно следить за единством позиционной линии и особое внимание следует уделить плавному подкладыванию первого пальца, так как в арпеджио оно еще труднее, чем в гаммах. Если в медленном темпе помочь подкладыванию небольшое отведение запястья по направлению движения, то в быстром темпе нецелесообразно добиваться такой же связанности при подкладывании первого пальца и следует использовать плавный перенос руки. И в том, и в другом случае важно обращать внимание на то, чтобы при опускании первого пальца на клавишу не возникало напряжения и акцента.

     Для учащихся с маленькой рукой арпеджио трудны также растяжением, часто вызывающим напряжением. Для предотвращения этого следует обратить внимание на то, чтобы рука находилась, по возможности, в свободно «собранном» состоянии. И, конечно, важно следить за первым и пятым пальцами, которые больше, чем другие, имеют тенденцию к часто возникающим напряжению и зажиму.

О проблеме первого пальца говорят многие выдающиеся пианисты – Лист, Таузиг, Лешетицкий, Есипова. А.И. Гофман даже считает, что приступать к гаммам нельзя до тех пор, пока не выработано хорошее пальцевое туше и не закончена полностью подготовка к действиям большого пальца, играющим весьма важную роль в гаммах и арпеджио.

  Таузиг считает, что гаммы формируют и дисциплинируют слух. Об этом же говорят Лешетицкий и Есипова: гаммы полезны не только для обязательной ориентации на клавиатуре, но и для освоения интервалов, а также развития тонального слуха.

  Но закончить это рассуждение хотелось замечательным высказыванием И. Гофмана: «Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, толь их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре. И таким образом учащийся, который стремиться подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах – этого я не представляю.    

   Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми». Это наставление И. Гофмана полностью относится и к этюдам.

Заключение.

   Эпиграф Карла Черни «Каково употребление, такова и польза» можно предпослать любому сборнику его этюдов. В них нет сухих упражнений, лишенных художественного смысла. Этюды Черни – это, прежде всего, очень хорошая музыка. Правильно понятая художественная задача дает возможность найти правильный путь к решению технических проблем, заключенных в данном произведении.

   В понятие «виртуозное исполнение» у Черни входит не одна лишь беглость и ловкость пальцев, а еще и владение разными приемами артикуляции, разнообразными динамическими красками.

     Этюды Черни просты и непритязательны, но, вместе с тем, они мелодичны, образны и даже элегантны. Именно такими видела этюды Черни великая русская пианистка Анна Есипова, когда в своей поездке по Америке, исчерпав, по словам Майкапара, в ряде концертов свой репертуар чисто художественных произведений, она дала серию концертов, посвященных истории этюда. Этюды Черни были исполнены ею не только виртуозно, но высокохудожественно и элегантно. Это один из тех случаев, когда художественные задачи заставляют и на технические проблемы смотреть другими глазами.

    По привычке мы употребляем доставшиеся от старой школы понятие «техника». В давние времена педагогика заботилась, главным образом, о количественном накоплении двигательных средств пианиста, используя для этого всевозможные аппараты и малопривлекательные упражнения за фортепиано. В наше время техническое воспитание рассматривается как часть общего мастерства пианиста. Для нас сила, беглость, ловкость – не абстрактные качества, а важнейшие компоненты художественного исполнения.

Список используемой литературы

1.    Гольденвейзер А. Мастер советской пианистической школы. Сборник статей. /М., 1966.С 65-67/

2.    Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. /М., 1961.С.112-115/

3.    Майкапар С. Годы учения. /Л., 1938.С.85-89/

4.    Мартинсен К. К методике фортепианного обучения. Выдающиеся пианисты – педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. /Л., 1966.С.285-288/

5.   Нейгауз Г.»Об искусстве фортепианной игры»/М. «Музыка» 1987.С.112-115/

6. Николаев А. Педагогические и исполнительские принципы. /М., 1979.С.177-179,204-207./

7. Терентьева Н. «Карл Черни и его этюды» /Санкт-Петербург «Композитор» – 1999 .С.67-69/

8. Крюкова В. «Музыкальная педагогика» / Ростов-на-Дону., «Феникс» 2002.С.67-68/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

Методическая работа на тему:"Работа над звуком в фортепианном классе"

В данной работе приводятся основные приемы работы над фортепианном звуком....

Методическая работа на тему: «Работа инструктора- методиста с родителями в «Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва»»

Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, к...

Методическая работа на тему: "Работа над гаммами"

Особенности работы над гаммами в младших классах по специальности фортепиано...

Методическая работа на тему: "Работа над полифонией"

Методическая работа на тему: "Работа над полифонией"...

Методическая работа на тему: "Работа над пьесой кантиленного характера в средних классах музыкальной школы"

Пьеса - это одно из самых любимых произведений, которые составляют школьный репертуар....

Методическая работа на тему Работа над пьесой кантиленного характера в средних классах музыкальной школы

Пьесы малой Формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строятся процесс воспитания ученика - пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкал...