Дорогами мастерства (с изменениями)
рабочая программа на тему
программа дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
УТВЕРЖДАЮ Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» ______________ С.А. Вечкитова «___» _____________ 201_г. |
«ДОРОГАМИ МАСТЕРСТВА»
программа дополнительного образования детей с ограниченными физическими и умственными возможностями
(с изменениями)
2017
Содержание
Разделы Стр.
Пояснительная записка 3
Условия реализации Программы 4
Критерии развития 7
Сводный тематический план 8
- Обработка древесины и древесных материалов 9
- Выжигание по дереву 11
- Работа с природным и бросовым материалом 13
- Работа с бумагой и картоном 14
Список литературы 16
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Дорогами мастерства» содержит учебный и диагностический материал для детей, детей отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в возрасте от 6-7 до 18 лет. Она является измененным и дополненным вариантом программы «Мастер» и является комбинированной - составлена на основе авторских программ: «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида», «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида», программы «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву», учебника для учащихся 5-9 классов «Технология обработки древесины». Программа циклична. Цикл расчитан на 4 года. Программа «Дорогами мастерства» также как и предшествующая программа «Мастер» решает задачи профессионального самоопределения, предпрофессиональной подготовки и способствует социальной адаптации и интеграции в общество, расширяет возможности детей в самореализации, открывает перспективу дополнительного заработка.
Необходимость в новой программе возникла по нескольким причинам:
- Короткий курс реализации программы «Мастер».
- Недостаточная информативность диагностики развития детей.
- Узконаправленность программы «Мастер»
- Негибкость программы «Мастер»
Все эти проблемы решает новая программа. Основная идея программы заключается в том, что через трудовое обучение, через трудности, а точнее – через их преодоление, возможно, помочь ребенку, а также ребенку с отклонениями в развитии, с физическими недостатками стать социально благополучным человеком.
Цель программы: развитие способностей детей и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, посредством ручного труда.
Задачи программы:
- Раскрыть и развить индивидуальные и творческие способности детей.
- Воспитать положительные качества детей (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.).
- Воспитать уважение к человеку и его профессии.
- Сообщить знания по видам труда.
- Сформировать умения: организационные, технологические, умение ориентироваться в задании, контролировать свою работу, ориентироваться в пространстве.
- Развить моторику и высшие психические функции.
Условия реализации программы.
Основные направления содержания деятельности
В содержании программы учтены принципы последовательности (от простого к сложному), цикличности (для изготовления последующих объектов труда нужны знания и умения, предыдущих тем), наглядности (используются образцы, рисунки, фотографии, технологические карты), доступности, прочности, связь с предметами общеобразовательного курса (труд, черчение, история, музыка…). Темы и содержание программы перекликаются с темами занятий и других специалистов: инструктора по труду, воспитателя, логопеда, медиков, др.; что позволяет получить более высокий положительный результат.
Задачи обучающих занятий соответствуют индивидуальным особенностям детей. Основным критерием в усвоении знаний и умений является прочность, т.к. это рождает уверенность в своих силах и способностях к продуктивной трудовой деятельности. После освоения тем ребятам предлагаются вопросы, задания.
В связи с тем, что дети-инвалиды имеют определенные особенности в развитии, у них, по сравнению со здоровыми детьми, заниженная самооценка и быстрее, чем у здоровых детей наступает утомляемость. Поэтому на занятиях с детьми данной категории нужно обращать внимание на важность и значимость, как самой трудовой деятельности, так и ее продуктов; создавать ситуации успеха; включать игровые и занимательные моменты. Для обеспечения теоретической части тем используются объяснение, иллюстрация, демонстрация. Трудовые умения и навыки дети получают при выполнении практических заданий, при решении элементарных технологических задач. Например: предлагается самостоятельно найти способ извлечения обработанной волочением детали из оправки. Основная доля знаний, получаемая с опорой на программу, имеет прикладной характер, поэтому, для закрепления, ребенок выполняет то или иное изделие как можно более самостоятельно. Опорой в работе служат – образец изделия, технологическая карта, иллюстрации, натуральные объекты, модели, жизненный опыт, совет преподавателя. В организации реабилитационно-абилитационного процесса предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в парах. Перед работой в парах руководитель объясняет, что на этом занятии один из двух – исполнитель, а другой – помощник. На другом занятии подобного вида роли меняются. Кроме оценки качества продукта труда эффективность процесса оценивается на основании устного опроса, контрольных заданий, тестов, карточек-заданий, повседневных наблюдений. Большое внимание уделяется правильной организации рабочего места и труда. Организовывать труд по изготовлению поделок предлагается по алгоритму:
- Изучить объект труда (конструкцию, размеры, назначение.)
- Спланировать технологический процесс.
- Приготовить инструменты и материалы.
- Организовать рабочее место.
- Произвести разметку.
- Изготовить детали, контроль.
- Произвести сборку, контроль, отделку изделия.
В результате у детей формируется достаточно полный и точный образ конечного и промежуточного результатов работы; формируются контрольно-измерительные умения, привычка к выполнению контрольных действий, общетрудовых умений. Все это облегчает дальнейшую работу педагога, давая возможность перейти подросткам от развернутой помощи к инструктажу. Наиболее успешные работы участвуют в выставках, выставляются на благотворительных аукционах, используются в качестве подарков для родных и близких.
Для оценки развития детей разработана таблица, в которой каждый критерий оценивается по 4-ех уровневой шкале (таблица 1). Дети, занимающиеся по программе и не имеющие ограничений возможности здоровья, диагностируются также по таблице 1, но начиная со 2 уровня.
Материал в Программе также распределен по уровням, с учетом возрастных и психофизических особенностей детей. Предусмотрены следующие виды труда:
- Обработка древесины и древесных материалов:
Объекты труда:
- модели
- игрушки
- сувениры, предметы утилитарного характера (карандашницы, шкатулки, фоторамки, приспособления, др.)
- Выжигание по дереву.
- Работа с бумагой и картоном.
Техники:
- аппликация
- оригами
- конструирование
- Работа с природным и бросовым материалом
Разработан перечень знаний и умений, которыми должны овладеть дети в процессе реализации программы. Темы представляют из себя модули-минициклы, которые ребенок выбирает в последовательности, соответствующей его интересам и возможностям здоровья.
Таблица 1
Критерии развития.
№ | Критерии | Уровни | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Организационные умения. (оценка способности организовать свой труд, свое рабочее место) | не знает порядка организации рабочего места, не организует его | знает порядок организации рабочего места, но не организует его | знает порядок организации рабочего места, но организует его не на всех этапах работы | знает порядок организации рабочего места, организует его на всех этапах работы |
2 | Технологические умения (оценка способности правильно и самостоятельно выполнять операции) | самостоятельно выполняет только действия | самостоятельно выполняет отдельные операции с ошибками | самостоятельно выполняет отдельные операции без ошибок | самостоятельно выполняет ряд операций |
3 | Владение теоретическим материалом (оценка полноты знаний по программе) | не знает теоретический материал | часто нужны наводящие вопросы | знания близки к соответствующему уровню программы | знания соответствуют уровню программы |
4 | Способность планировать свою деятельность (оценка полноты осознанности предстоящей деятельности, речи) | не может планировать работу | планирует ближайшие операции (инструменты) с помощью педагога | планирует ближайшие операции самостоятельно | планирует самостоятельно ряд операций |
5 | Способность дать отчет о проделанной работе (оценка памяти и речи) | не может рассказать о проделанной работе | может рассказать о проделанной работе, отвечая односложными фразами на наводящие вопросы | может самостоятельно рассказать о проделанной работе, отвечая односложными фразами | может самостоятельно, развернуто рассказать о проделанной работе |
6 | Способность анализировать объект труда (оценка степени понимания особенностей объекта труда) | не выделяет характерные признаки объекта труда: вид материала, цвет, форму, взаиморасположение деталей, главную деталь, способ и харатер соединений (на гвоздях, неподвижное), назначение деталей и изделия; не может сравнить с натуральным объектом | осознает и выделяет характерные признаки объекта труда частично с помощью педагога | осознает и выделяет характерные признаки объекта труда самостоятельно, но не в полной мере | осознает и выделяет характерные признаки объекта труда самостоятельно и в полной мере |
Сводный тематический план.
Темы | Примерное количество занятий по уровням обучения | |||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | |
Обработка древесины и древесных материалов. | 10 | 10 | 10 | 10 |
Выжигание по дереву. | 10 | 10 | 10 | 10 |
Работа с природным и бросовым материалами. | 10 | 10 | 10 | 10 |
Работа с бумагой и картоном. | 10 | 10 | 10 | 10 |
- Обработка древесины и древесных материалов
1 уровень
- Правила поведения в мастерской. Инструменты.
- Деталь и изделие.
- Правила пользования инструментами.
- Соединение деталей.
- Отделка деревянных изделий красками.
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
2 уровень
- Правила пользования инструментами.
- Материалы.
- Соединение деталей.
- Технологические алгоритмы.
- Отделка изделий.
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
3 уровень
- Породы древесины.
- Правила пользования инструментами.
- Выпиливание.
- Элементы бруска.
- Технологическая карта.
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
4 уровень
- Породы и пороки древесины.
- Правила пользования инструментами.
- Листовые материалы.
- Столярные соединения.
- Чертеж.
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
- Выжигание по дереву
1 уровень
- Выжигание по дереву – вид декоративно-прикладного творчества. Копирование рисунка.
- Выжигатель.
- Выжигание рисунка.
Должны знать: | Должны уметь: |
| 1. Копировать рисунок 2. Выжигать по контуру |
2 уровень
- Стилизация в изобразительном творчестве.
- Способы копирование рисунка.
- Контурное и другие техники выжигание по дереву. Раскрашивание.
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
3 уровень
- Приборы для выжигания.
- Материалы для выжигания
- Регулирование температуры пера и его подача
Должны знать: | Должны уметь: |
|
|
4 уровень
- Трансформатор: назначение и работа.
- Правила электробезопасности
- Напряжение, сила тока, температура
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Виды неисправностей выжигателя 2. Внешний вид и назначение трансформатора 3. Зависимость температуры пера выжигателя от силы тока 4. Опасные и безопасные значения напряжения | 1. Правильно вытаскивать вилку из розетки 2. Определять степень неисправности выжигателя – подлежит ремонту или нет |
- Работа с природным и бросовым материалами
1 уровень
- Природные материалы в прикладном творчестве
- Искусственные и природные материалы
- Способы соединения деталей. Виды клеев
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Природные материалы: шишки, скорлупа, кора, трава, листья, ветки; отличие от искусственных материалов 3. Искусственные материалы: пластмасса, пробка, металл, нитки 4. Название и использование клеев: канцелярского, ПВА, термоклея | 1. соединять детали на клей и круглую палочку (мягкие) |
2 уровень
- Нож канцелярский
- Виды стамесок
3. Виды красок, их выбор
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Название, назначение, строение канцелярского ножа 2. Правила безопасного пользования канцелярским ножом 3. Название, назначение, отличительные особенности стамесок прямых и полукруглых 4. Отличительные свойства красок: гуашь, акварель, акриловые | 1. Строгать канцелярским ножом канцелярским ножом, резать листовые материалы 2. Резать стамесками планки, листовой материал, пробку и др. мягкий материал 3. Выбирать вид красок, окрашивать |
3 уровень
- Понятие о пропорции
- Декорирование.
- Грунтование: назначение, составы, технология
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Понятия – пропорция, декор, декорирование, узор, орнамент 2. назначение грунтования, виды грунтовок | 1. Выбирать заготовки и изготавливать детали исходя из пропорций объекта 2. Пользоваться декоративным контуром 3. Определять необходимость материала в грунтовании 4. Грунтовать поверхность |
4 уровень
1. Стилизация объемных объектов живой и неживой природы
- Виды проволоки. Использование проволоки в декоративно-прикладном творчестве.
- Инструменты для работы с проволокой, операции.
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Понятие – стилизация 2. Виды проволоки 3. Название, назначение инструментов: кусачки, пассатижы, плоскогубцы, круглогубцы | 1. Стилизовать несложные объекты природы 2. Работать с проволкой (выполнять операции): выпрямлять, размечать, отрезать, гнуть, скручивать |
- Работа с бумагой и картоном
1 уровень
- Бумага и картон. Ножницы.
- Обработка бумаги, картона. Рицовка.
- Соединение деталей из бумаги и картона.
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Виды бумаги и картона: бархатная, гофрированная (ый), цветная (ой), поделочный 2. Элементы листа: углы, кромки, стороны 3. Назначение рицовки | 1. Отличать бумагу от картона, называть вид бумаги и картона 2. Безопасно пользоваться ножницами 3. Выполнять операции:
|
2 уровень
- Производство бумаги. Оригами.
- Вырезание по ломаным и изогнутым линиям. Трафарет, шаблон
- Симметричное вырезание.
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Происхождение бумаги 2. Отличительные признаки техники «Оригами» 3. Отличие ломаных линий от изогнутых 4. Отличие шаблона от трафарета, их назначение 5. Понятие - «симметрия», «экономная разметка» | 1. Работать по схемем в технике «Оригами» 2. Размечать экономно с помощью шаблона и (или) трафарета, в т.ч. прямоугольник и квадрат от угла 3. Вырезать по дуге, по ломаной линии 4. Определять, размечать и вырезать симметричные объекты (детали) |
- уровень
- Геометрические фигуры
- Круг и окружность. Разметка циркулем.
- Разметка прямоугольника
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, трапеция, овал 2. Отличие окружности от круга 3. Понятия: центр, радиус, диаметр | 1. Размечать окружность с помощью циркуля 2. Вырезать круг и другие геометрические фигуры 3. размечать прямоугольник
|
- уровень
- Деление окружности, элементы круга
- Разметка овала.
- Развертки. Простые геометрические тела.
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда, сегмент, сектор 2. Геометрические тела: куб, шар, пирамида, конус, призма, тор 3. Определение развертки 4. Элементы развертки: линия сгиба, клапаны |
|
Список литературы:
- Григорьев М.А. Мастер – столяр (Практическое пособие для столяра – любителя) – М.: Цитадель, 1999 г.
- Корчинова О.В. Детское прикладное творчество – Р.н.-Д.: Феникс, 2005 г.
- Марченко А.В. Технология 5 – 11 класс (программно – методические материалы) – М.: Дрофа, 2001 г.
- Крабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 класс – М.:Просвещение, 2001 г.
- Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению– М.: Просвещение, 1991 г.
- Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Л.А., Васенков Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5- 9 класс./ Воронковой В.В.,– М.: Владос, 2001 г.
- Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Л.А., Васенков Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 1 – 4 класс./ Воронковой В.В.,– М.: Просвещение, 2008 г.
- Матвееф В.Ф. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида, 5 -9 класс – М.: Просвещение, 2004 г.
- Боровых В.П. Технология. 5 – 9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Миронец Е. (перевод с англ.) Сделай сам (книга для мальчиков) – М.: АСТ. Астрель, 2001 г.
- Рыженко В.И. Художественные работы по дереву. - М.: РИПОЛ, 2004 г.
- Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - М.: Культура и традиции, 2001 г.
- Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000 г.
- Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М.: Просвещение, 1985 г.
- Шепелев А.М. столярные работы в сельском доме. - М.: Россельхозиздат, 1987 г.
- Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. - М.: Народное творчество, 2002 г.
- Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - Л.: Лениздат, 1991 г.
- Бибикова И.М. К наследию русских древоделов. - М.: Истоки, 1994 г.
- Абросимова А.А. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. - М.: Высшая школа, 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-197330-1362397400.jpg)
Презентация "Изменение климата - внеси свои изменения"
В школе проведена презентация проектов «Изменение климата – внеси свои изменения». Учащимся 6, 7, 8, 10 классов были даны темы для проектов...
Изменения текста статьи 7 в Законе «Об образовании» в связи с изменением понятия и структуры ФГОС
Изменения текста статьи 7 по состоянию на 30 ноября 2007 г и 01.12.2007г. в Законе «Об образовании» в связи с изменением понятия и структуры ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-502927-1413994679.jpg)
Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-72755-1416346714.jpg)
Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.
Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-797929-1466057272.jpg)
Программа "Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства" НВ Дорогая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа «Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства» рассчитана на 144 часа д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-635848-1475775919.jpg)
Дорогами мастерства
Программа дополнительного образования несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями...