Дорогами мастерства (с изменениями)
рабочая программа на тему

Забродин Владислав Сергеевич

программа дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_dorogami_masterstva_na_4_urovnya_2.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

______________ С.А. Вечкитова

«___» _____________ 201_г.

«ДОРОГАМИ МАСТЕРСТВА»

программа дополнительного образования детей с ограниченными физическими и умственными возможностями

(с изменениями)

 

2017


           Содержание

                                                                                                                                 

Разделы                                                                                                                   Стр.

 Пояснительная записка                                                                         3

 Условия реализации Программы                                                                 4

 Критерии развития                                                                                                   7

 Сводный тематический план                                                                                   8

  1.  Обработка древесины и древесных материалов                                                    9                                        
  2.  Выжигание по дереву                                                                                              11                                                
  3.  Работа с природным и бросовым материалом                                                      13                                                                                      
  4.  Работа с бумагой и картоном                                                                                  14

Список литературы                                                                                                   16                                                                                          


           Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Дорогами мастерства» содержит учебный и диагностический материал для детей, детей отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в возрасте от 6-7  до 18 лет. Она  является измененным и дополненным вариантом программы «Мастер» и является комбинированной -  составлена на основе авторских программ: «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида», «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида», программы «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву», учебника для учащихся 5-9 классов «Технология обработки древесины».   Программа циклична. Цикл расчитан на 4 года. Программа «Дорогами мастерства» также как и предшествующая программа «Мастер» решает задачи профессионального самоопределения, предпрофессиональной подготовки и способствует  социальной адаптации и интеграции в общество,  расширяет  возможности детей в самореализации, открывает перспективу дополнительного заработка.  

Необходимость в новой программе возникла по нескольким причинам:

  • Короткий курс реализации программы «Мастер».
  • Недостаточная информативность диагностики развития детей.
  • Узконаправленность программы «Мастер»
  • Негибкость программы «Мастер»

Все эти проблемы решает новая программа. Основная идея программы заключается в том, что через трудовое обучение, через трудности, а точнее – через их преодоление, возможно, помочь ребенку, а также ребенку с отклонениями в развитии, с физическими недостатками стать социально благополучным человеком.

Цель программы: развитие способностей детей и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, посредством ручного труда.

Задачи программы:

  • Раскрыть и развить индивидуальные и творческие способности детей.
  • Воспитать положительные качества детей (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.).
  • Воспитать уважение к человеку и его профессии.
  • Сообщить знания по видам труда.
  • Сформировать умения: организационные, технологические, умение ориентироваться в задании, контролировать свою работу, ориентироваться в пространстве.
  • Развить моторику и высшие психические функции.

Условия реализации программы.

Основные направления содержания деятельности

В содержании программы учтены принципы последовательности (от простого к сложному), цикличности (для изготовления последующих объектов труда нужны знания и умения, предыдущих тем), наглядности (используются образцы, рисунки, фотографии, технологические карты), доступности, прочности, связь с предметами общеобразовательного курса (труд, черчение, история, музыка…). Темы и содержание программы перекликаются с темами занятий и других специалистов: инструктора по труду, воспитателя, логопеда, медиков, др.; что позволяет получить более высокий положительный результат.

Задачи обучающих занятий соответствуют индивидуальным особенностям детей. Основным критерием в усвоении знаний и умений является прочность, т.к. это рождает уверенность в своих силах и способностях к продуктивной трудовой деятельности. После освоения тем ребятам предлагаются вопросы, задания.

В связи с тем, что дети-инвалиды имеют определенные особенности в развитии, у них, по сравнению со здоровыми детьми, заниженная самооценка и быстрее, чем у здоровых детей наступает утомляемость. Поэтому на занятиях с детьми данной категории нужно обращать внимание на важность и значимость, как самой трудовой деятельности, так и ее продуктов; создавать ситуации успеха; включать игровые и занимательные моменты. Для обеспечения теоретической части тем используются объяснение, иллюстрация, демонстрация. Трудовые умения и навыки дети получают при выполнении практических заданий, при решении элементарных технологических задач. Например: предлагается самостоятельно найти способ извлечения обработанной волочением детали из оправки. Основная доля знаний, получаемая с опорой на программу, имеет прикладной характер, поэтому, для закрепления, ребенок выполняет то или иное изделие как можно более самостоятельно. Опорой в работе служат – образец изделия, технологическая карта, иллюстрации, натуральные объекты, модели, жизненный опыт, совет преподавателя. В организации реабилитационно-абилитационного процесса предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в парах. Перед работой в парах руководитель объясняет, что на этом занятии один из двух – исполнитель, а другой – помощник. На другом занятии подобного вида  роли меняются. Кроме оценки качества продукта труда эффективность процесса оценивается на основании устного опроса, контрольных заданий, тестов, карточек-заданий, повседневных наблюдений. Большое внимание уделяется правильной организации рабочего места и труда. Организовывать труд по изготовлению поделок предлагается по алгоритму:

  1. Изучить объект труда (конструкцию, размеры, назначение.)
  2. Спланировать технологический процесс.
  3. Приготовить инструменты и материалы.
  4. Организовать рабочее место.
  5. Произвести разметку.
  6. Изготовить детали, контроль.
  7. Произвести сборку, контроль, отделку изделия.

В результате у детей формируется достаточно полный и точный образ конечного и промежуточного результатов работы; формируются контрольно-измерительные умения, привычка к выполнению контрольных действий, общетрудовых умений. Все это облегчает дальнейшую работу педагога, давая возможность перейти подросткам от развернутой помощи к  инструктажу. Наиболее успешные работы  участвуют в выставках, выставляются на благотворительных аукционах, используются  в качестве подарков для родных и близких.

Для оценки развития детей разработана таблица, в которой каждый критерий оценивается по 4-ех уровневой шкале (таблица 1). Дети, занимающиеся по программе и не имеющие ограничений возможности здоровья, диагностируются также по таблице 1, но начиная со 2 уровня.

Материал в Программе также распределен по уровням, с учетом возрастных и психофизических особенностей детей. Предусмотрены следующие виды труда:

  • Обработка древесины и древесных материалов:

Объекты труда:

-    модели

-    игрушки

- сувениры, предметы утилитарного характера (карандашницы, шкатулки, фоторамки, приспособления, др.)

  • Выжигание по дереву.
  • Работа с бумагой и картоном.

Техники:

- аппликация

- оригами

- конструирование

  • Работа с природным и бросовым материалом

Разработан перечень знаний и умений, которыми должны овладеть дети в процессе реализации программы. Темы представляют из себя модули-минициклы, которые ребенок выбирает в последовательности, соответствующей его интересам и возможностям здоровья.

Таблица 1

Критерии развития.

Критерии

Уровни

1

2

3

4

1

Организационные умения.

 (оценка способности организовать свой труд, свое рабочее место)

не знает порядка организации рабочего места, не организует его

знает порядок организации рабочего места, но не организует его

знает порядок организации рабочего места, но организует его не на всех этапах работы

знает порядок организации рабочего места, организует его на всех этапах работы

2

Технологические умения

(оценка способности правильно и самостоятельно выполнять операции)

самостоятельно выполняет только действия

самостоятельно выполняет отдельные операции с ошибками

самостоятельно выполняет отдельные операции без ошибок

самостоятельно выполняет ряд операций

3

Владение теоретическим материалом (оценка полноты знаний по программе)

не знает теоретический материал

часто нужны наводящие вопросы

знания близки к соответствующему уровню программы

знания соответствуют уровню программы

4

Способность планировать свою деятельность

(оценка полноты осознанности предстоящей деятельности, речи)

не может планировать работу

планирует ближайшие операции (инструменты) с помощью педагога

планирует ближайшие операции самостоятельно

планирует самостоятельно ряд операций

5

Способность дать отчет о проделанной работе

(оценка памяти и речи)

не может рассказать о проделанной работе

может рассказать о проделанной работе, отвечая односложными фразами на наводящие вопросы

может самостоятельно рассказать о проделанной работе, отвечая односложными фразами

может самостоятельно, развернуто рассказать о проделанной работе

6

Способность анализировать объект труда

(оценка степени понимания особенностей объекта труда)  

не выделяет характерные признаки объекта труда: вид материала, цвет, форму, взаиморасположение деталей, главную деталь, способ и харатер соединений (на гвоздях, неподвижное), назначение деталей и изделия;

не может сравнить с натуральным объектом

осознает и выделяет характерные признаки объекта труда частично с помощью педагога

осознает и выделяет характерные признаки объекта труда самостоятельно, но не в полной мере

осознает и выделяет характерные признаки объекта труда самостоятельно и в полной мере

Сводный тематический план.

Темы

Примерное количество занятий по уровням обучения

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Обработка древесины и древесных материалов.

10

10

10

10

Выжигание по дереву.

10

10

10

10

Работа с природным и бросовым материалами.

10

10

10

10

Работа с бумагой и картоном.

10

10

10

10

  1. Обработка древесины и древесных материалов

1 уровень        

  1. Правила поведения в мастерской. Инструменты.
  2. Деталь и изделие.
  3. Правила пользования инструментами.
  4. Соединение деталей.
  5. Отделка деревянных изделий красками.

Должны знать:

Должны уметь: 

  1. Правила поведения в мастерской
  2. Название, назначение, месторасположение, правила пользования  инструментами:
  • щеткой, совком
  • карандашом, линейкой, угольником столярным
  • пилой, шлифовальным бруском
  • молотком
  • шилом, дрелью
  • кистью
  1. Понятия: инструмент, материал, приспособление, операция, деталь, изделие
  2. Название, назначение, правила пользования  тисами
  1. Организовывать рабочее место, приводить его в порядок после работы
  2. Соединять детали с помощью клея, забивать гвозди
  3. Пилить в тисах; зачищать торцы коротких и длинных деталей
  4. Размечать длину деталей с помощью линейки или размерной палочки
  5. Сверлить
  6. Окрашивать детали

2 уровень

  1. Правила пользования инструментами.
  2. Материалы.
  3. Соединение деталей.
  4. Технологические алгоритмы.
  5. Отделка изделий.

Должны знать:

Должны уметь: 

  1. Название материалов: брусок, доска, гвоздь, клей
  2. Название материалоотходов: опилки, стружки
  3. Название, назначение, месторасположение, правила пользования  инструментами:
  • лобзиком
  • клещами
  1. Строение: молотка, шила, угольника столярного
  2. Название, назначение приспособлений: стусло, тисы
  3. Алгоритмы действий при соединении деталей на гвоздях, при сверлении, при изготовлении детали
  4. Основные части модели грузовика
  1. Организовывать рабочее место, приводить его в порядок после работы
  2. Соединять детали с помощью гвоздей, клея, круглых палочек
  3. Вытаскивать гвозди
  4. Пилить в стусле, в тисах; зачищать торцы коротких и длинных деталей
  5. Размечать длину деталей с помощью линейки и угольника
  6. Обводить шаблон

3 уровень

  1. Породы древесины.
  2. Правила пользования инструментами.
  3. Выпиливание.
  4. Элементы бруска.
  5. Технологическая карта.

Должны знать:

Должны уметь: 

  1. Название, назначение, месторасположение, правила пользования  инструментами:
  • стамеской, киянкой
  1. Название пиломатериалов: брусок, доска, рейка, планка
  2. Строение инструментов: пилы, дрели, лобзика
  3. Название, назначение приспособлений: упорной доски, струбцины
  4. Основные части модели самолета
  5. Породы древесины
  6. Элементы бруска
  1. Выбирать или выравнивать торец перед разметкой
  2. Размечать экономно с помощью  шаблона
  3. Правильно подбирать длину гвоздей для соединения деталей, определять направление соединения деталей
  4. Сверлить на заданную глубину
  5. Выпиливать, производить смену пилки лобзика
  6. Снимать фаски
  7. Работать по технологической карте

4 уровень

  1. Породы и пороки древесины.
  2. Правила пользования инструментами.
  3. Листовые материалы.
  4. Столярные соединения.
  5. Чертеж.

Должны знать:

Должны уметь: 

  1. Строение рубанка
  2. Виды сверл
  3. Породы древесины: сосна, ель, кедр, береза, осина
  4. Пороки пиломатериалов: сучок, гниль, трещины, деформации, обзол
  5. Линии чертежа
  1. Определять породу дерева в пиломатериале
  2. Строгать рубанком, настраивать глубину строгания, оценивать прямолинейность кромок
  3. Резать прямой стамеской по кромкам
  4.  Выполнять соединения: врезкой, в полдерева
  5. Контролировать прямоугольность рамки
  6. Читать чертеж, работать по чертежу

  1. Выжигание по дереву

1 уровень

  1. Выжигание по дереву – вид декоративно-прикладного творчества. Копирование рисунка.
  2. Выжигатель.
  3. Выжигание рисунка.

Должны знать:        

Должны уметь: 

  1. Назначение техники – выжигание
  2. Отличие выжигания от других техник изобразительного творчества
  3. Отличительные особенности копировальной бумаги
  4. Технологию копирования рисунка
  5. Основные части выжигателя
  6. Правила безопасного пользования выжигателем

1. Копировать рисунок

2. Выжигать по контуру

2 уровень

  1. Стилизация в изобразительном творчестве.
  2. Способы копирование рисунка.
  3. Контурное и другие техники выжигание по дереву. Раскрашивание.

Должны знать:

Должны уметь: 

  1. Понятие – стилизация, контур
  2. Способы копирования: на окне, с помощью кальки и копировальной бумаги
  3. Отличительные признаки контурного, графического выжигания и в технике академического рисунка
  1. Стилизовать несложные объекты природы
  2. Копировать на окне, с помощью кальки
  3. Раскрашивать, штриховать

3 уровень

  1. Приборы для выжигания.
  2. Материалы для выжигания
  3. Регулирование температуры пера и его подача

Должны знать:

Должны уметь: 

  1. Особенности выжигателей различных модификаций, правила пользования ими
  2. Техники выжигания
  3. Основные ошибки в выжигании по дереву, их причины
  4. Планы в изображении
  1. Выбирать режим выжигания: нагрев пера, усилия нажатия на перо, угол наклона ручки выжигателя, скорость подачи пера

4 уровень

  1. Трансформатор: назначение и работа.
  2. Правила электробезопасности
  3. Напряжение, сила тока, температура

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Виды неисправностей выжигателя

2.  Внешний вид и назначение трансформатора

3. Зависимость температуры пера выжигателя от силы тока

4. Опасные и безопасные значения напряжения

  1. Правильно вытаскивать вилку из розетки

 2.  Определять степень неисправности выжигателя – подлежит ремонту или нет

  1. Работа с природным и бросовым материалами

1 уровень

  1. Природные материалы в прикладном творчестве
  2. Искусственные и природные материалы
  3. Способы соединения деталей. Виды клеев

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Природные материалы: шишки, скорлупа, кора, трава, листья, ветки; отличие от искусственных материалов

3. Искусственные материалы: пластмасса, пробка, металл, нитки

4. Название и использование клеев: канцелярского, ПВА, термоклея

  1. соединять детали на клей и круглую палочку (мягкие)

2 уровень

  1. Нож канцелярский
  2. Виды стамесок

 3. Виды красок, их выбор

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Название, назначение, строение канцелярского ножа

2. Правила безопасного пользования канцелярским ножом

3. Название, назначение, отличительные особенности  стамесок прямых и полукруглых

4. Отличительные свойства красок: гуашь, акварель, акриловые

  1. Строгать канцелярским ножом канцелярским ножом, резать листовые материалы

  2. Резать стамесками планки, листовой материал, пробку и др. мягкий материал

3. Выбирать вид красок, окрашивать

3  уровень

  1. Понятие о пропорции
  2. Декорирование.
  3. Грунтование: назначение, составы, технология

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Понятия – пропорция, декор, декорирование, узор, орнамент

2. назначение грунтования, виды грунтовок

  1. Выбирать заготовки и изготавливать детали исходя из пропорций объекта

 2.  Пользоваться декоративным контуром

 3. Определять необходимость материала в грунтовании

 4. Грунтовать поверхность

4  уровень

1. Стилизация объемных объектов живой и неживой природы

  1. Виды проволоки. Использование проволоки в декоративно-прикладном творчестве.
  2. Инструменты для работы с проволокой, операции.

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Понятие – стилизация

2. Виды проволоки

3. Название, назначение инструментов: кусачки, пассатижы, плоскогубцы, круглогубцы

  1. Стилизовать несложные объекты природы

  2. Работать с проволкой (выполнять операции): выпрямлять, размечать, отрезать, гнуть, скручивать  

  1. Работа с бумагой и картоном

1 уровень

  1. Бумага и картон. Ножницы.
  2. Обработка бумаги, картона. Рицовка.
  3. Соединение деталей из бумаги и картона.

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Виды бумаги и картона: бархатная, гофрированная (ый), цветная (ой), поделочный

2. Элементы листа: углы, кромки, стороны

3. Назначение рицовки

  1. Отличать бумагу от картона, называть

   вид бумаги и картона

  2. Безопасно пользоваться ножницами

  3. Выполнять операции:

  • откладывать отрезки, соединять точки по линейке
  • делать рицовку  
  • сгибать, складывать пополам
  • разрыватьбумагу по сгибу, по линейке, резать по прямой линии
  • склеивать детали

2 уровень

  1. Производство бумаги. Оригами.
  2. Вырезание по ломаным и изогнутым линиям. Трафарет, шаблон
  3. Симметричное вырезание.

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Происхождение бумаги

2. Отличительные признаки техники «Оригами»

3. Отличие ломаных линий от изогнутых

4. Отличие шаблона от трафарета, их назначение

5. Понятие - «симметрия», «экономная разметка»

  1. Работать по схемем в технике «Оригами»

2. Размечать экономно с помощью шаблона и (или) трафарета, в т.ч. прямоугольник и квадрат от угла

3. Вырезать по дуге, по ломаной линии

4. Определять, размечать и вырезать симметричные  объекты (детали)

  1.  уровень
  1. Геометрические фигуры
  2. Круг и окружность. Разметка циркулем.
  3. Разметка прямоугольника

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, трапеция, овал

2. Отличие окружности от круга

3. Понятия: центр, радиус, диаметр

  1. Размечать окружность с помощью циркуля

2. Вырезать круг и другие геометрические фигуры

3. размечать прямоугольник

  • на листе правильной прямоугольной формы
  • на листе, неимеющим правильной формы

  1.  уровень
  1. Деление окружности, элементы круга
  2. Разметка овала.
  3. Развертки. Простые геометрические тела.

        

Должны знать:

Должны уметь: 

1.  Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда, сегмент, сектор

2. Геометрические тела: куб, шар, пирамида, конус, призма, тор

3. Определение развертки

4. Элементы развертки: линия сгиба, клапаны

  1. Делить окружность на 3, 6, 12 частей
  2. Размечать овал, пятиугольник
  3. Изготавливать развертку куба

Список литературы:

  1. Григорьев М.А. Мастер – столяр (Практическое пособие для столяра – любителя) – М.: Цитадель, 1999 г.
  2. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество – Р.н.-Д.: Феникс, 2005 г.
  3. Марченко А.В. Технология 5 – 11 класс (программно – методические материалы) – М.: Дрофа, 2001 г.
  4. Крабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 класс – М.:Просвещение, 2001 г.
  5. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению– М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Л.А., Васенков Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5- 9 класс./ Воронковой В.В.,– М.: Владос, 2001 г.
  7. Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Л.А., Васенков Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 1 – 4 класс./ Воронковой В.В.,– М.: Просвещение, 2008 г.
  8. Матвееф В.Ф. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида, 5 -9 класс – М.: Просвещение, 2004 г.
  9. Боровых В.П. Технология. 5 – 9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. -  Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Миронец Е. (перевод с англ.) Сделай сам (книга для мальчиков) – М.: АСТ. Астрель, 2001 г.
  11. Рыженко В.И. Художественные работы по дереву. - М.: РИПОЛ, 2004 г.
  12. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. -  М.: Культура и традиции, 2001 г.
  13. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. -  М.: Лукоморье, 2000 г.
  14. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -  М.: Просвещение, 1985 г.
  15. Шепелев А.М. столярные работы в сельском доме. -  М.: Россельхозиздат, 1987 г.
  16. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. -  М.: Народное творчество, 2002 г.
  17. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. -  Л.: Лениздат, 1991 г.
  18. Бибикова И.М. К наследию русских древоделов. -  М.: Истоки, 1994 г.
  19. Абросимова А.А. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. -  М.: Высшая школа, 1978 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Изменение климата - внеси свои изменения"

В школе проведена презентация проектов «Изменение климата – внеси свои изменения». Учащимся 6, 7, 8, 10 классов были даны темы для проектов...

Изменения текста статьи 7 в Законе «Об образовании» в связи с изменением понятия и структуры ФГОС

Изменения   текста  статьи 7 по состоянию на 30 ноября  2007 г и 01.12.2007г.  в Законе «Об образовании»  в связи с изменением понятия и структуры ФГОС...

Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...

Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...

Программа "Обучение техникам эффективной самопрезентации и основам ораторского мастерства" НВ Дорогая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа «Обучение  техникам  эффективной  самопрезентации и  основам  ораторского мастерства»   рассчитана  на 144 часа д...

Дорогами мастерства

Программа дополнительного образования несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями...