"Безопасность"
план-конспект занятия по обж (7, 8, 9 класс) по теме

Харизова Юлия Олеговна

Открытое занятие по безопасному поведению в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bezopasnost.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Человек должен быть красив не только снаружи, но и изнутри. А внутренняя красота - это не только здоровье и забота о собственной безопасности, не менее важно нравственное наполнение. Имея нравственное наполнение, человек всегда будет заботиться о своём здоровье и физическом благополучии:

  1. необходимо знать общие правила безопасного поведения и использовать их в определенных жизненных ситуациях;
  2. развивать нравственную составляющую, свойственную любой личности.

Таким образом, из определённых нами задач, мы ставим перед собой следующую цель: систематизировать алгоритм своих действий, проанализировав возникшую ситуацию.

Например: ситуация в развлекательном клубе «Хромая лошадь».

О чём необходимо помнить при посещении массовых мероприятий?

  1. Необходимо ознакомиться с планом эвакуации на случай ЧС.
  2. О правилах поведения в конфликтных ситуациях.
  3. О правилах безопасности в местах массового скопления народа.

Взаимоотношения людей определяются не только правилами этикета, но и основными правилами безопасного поведения.

Девушки в силу ряда причин становятся первыми жертвами преступников, уличных грабителей и хулиганов. Поэтому подготовленные рекомендации касаются скорее их, но и юноши должны знать, какие опасности подстерегают их подруг, чтобы вовремя предупредить или предотвратить возможное преступление.

  • Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
  • Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
  • Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
  • Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
  • Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
  • Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённой наклонности.
  • Нельзя садиться в машину к незнакомым или мало знакомым людям.
  • Идти домой следует по людным, освещённым улицам.
  • Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
  • Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лаком для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем и т.д.).

(какие ещё рекомендации Вы можете добавить?)

Чтобы избежать насилия в отношении себя, очень важно регулярно проигрывать в уме различные ситуации, находя выход из них с наименьшими потерями для себя. Вместе с тем также всегда следует помнить о недопустимости превышения необходимой обороны.

Предлагаю Вам проанализировать несколько сюжетных ситуаций, найти правильный выход. На работу Вам даётся 5 минут. (Приложение 1).

Состояние психического напряжения - это комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуациям происходят физиологические и психические сдвиги. В экстремальных ситуациях, возникших внезапно (нападение, отказ двигателя самолета, авария и т. п.), происходит экстренная энергетическая мобилизация организма. В зависимости от остроты ситуации и индивидуальной подготовленности к ее преодолению психическая деятельность индивида может быть дезорганизована (возникает "сужение сознания") или предельно мобилизована на достижение адаптивного результата. Психическое состояние человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.
Неспособность распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них - причина многих несчастных случаев. Опасная ситуация - это обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. В ряде случаев грозящую человеку опасность можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия.

Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида.

Неадекватность поведения в экстремальных ситуациях обусловлена, как правило, завышенной самоуверенностью, необоснованной самонадеянностью или неуверенностью в себе, незнанием системы оптимальных способов поведения в отдельных опасных ситуациях, неспособностью предвидеть последствия своих неправильных действий. Предвидеть – избегать – при необходимости правильно действовать - таковы составляющие личной безопасности. Умный человек ищет выход из опасной ситуации, мудрый – стремится не попадать в нее.

В экстремальной ситуации у многих людей происходит "сужение сознания", которое повышает импульсивную (часто неадекватную обстоятельствам) активность, снижается логичность и критичность мышления, неадекватно отражаются обстоятельства угрожающей ситуации. Чувство тревоги переходит в страх и даже ужас, возникает физическая слабость, неподвижность или хаотичность движений. В условиях толпы может возникнуть массовый аффект - паника, быстро распространяющаяся по механизму психического заражения. Обилие эмоций блокирует видение реальных возможностей разумного поведения. И нередко люди получают тяжелые травмы и даже гибнут в условиях, когда спасение было объективно возможным.

Адаптивное поведение при столкновении с угрозой физического насилия:
1) избегать мгновенного реагирования ответными насильственными действиями;

2) любыми средствами отсрочить агрессивные действия нападающего;

3) если угроза физического нападения становится реальной, оценить как можно больше внешних данных нападающих, обратив внимание на их рост, особенности телосложения, цвет волос, особенности прически и формы лица (форму лба, носа, губ, подбородка, ушей), цвет глаз, особые приметы и одежду (к особым приметам относятся как разнообразные физические особенности (шрамы, родинки и т. п.), так и функциональные (особенности голоса, манера говорить, жестикуляция);

4) демонстрировать нападающему свое спокойствие и уверенность в себе;
5) вступать в спокойный диалог, выяснять цели нападающего (нападение на улице осуществляется, как правило, с целью грабежа);

6) в случае физического превосходства нападающего с целью грабежа и невозможности получения помощи со стороны без сожаления расставаться с требуемыми вещами;

7) проявлять крайнюю агрессивность и даже жестокость, если есть шансы на победу; наносить сильные и частые удары по наиболее уязвимым и болевым местам нападающего (вискам, переносице, гортани, подбородку, ключице, сонной артерии, низу живота, коленям, голени, подъемам стопы, основанию черепа, верхнему шейному позвонку);

8) громко кричать, совершать любые действия, на которые могут откликнуться жильцы соседних домов;

9) говорить с нападающим или главарем шайки на их языке и их тоном;

 10) отвлекать внимание нападающих всеми возможными средствами, изыскивать возможность бегства.

При угрозе нападения в помещении:

1) исключить всякую возможность несанкционированного проникновения в ваше помещение; не открывать двери незнакомым лицам;

2) если преступник проник в помещение и угрожает нападением, выслушать все его требования;

3) при невозможности сопротивления выдайте преступнику все, что он требует, хорошо запомнив его внешность и особые приметы; держитесь уверенно и не подобострастно;

4) ни при каких условиях не давайте преступникам спиртного: ваше положение после этого только ухудшится (можно предлагать пищу);

5) не подыгрывайте преступникам (они распознают фальшивость вашего поведения), но и ничем не раздражайте их;

6) при возможности оказать физическое сопротивление действуйте очень быстро, энергично, грубо и жестоко, желательно перед этим отвлечь внимание преступника.

По новому уголовному законодательству обороняющийся не обязан обращаться к кому-либо за помощью, если он сам в состоянии пресечь агрессию; при наличии угрозы тяжкого насилия защищающийся может нанести любой вред нападающему на него бандиту. Но чтобы не доказывать на суде, была ли угроза тяжкого насилия, лучше по возможности избежать схватки. Никогда не пользуйтесь запрещенным для хранения оружием. Не добивайте поверженного преступника – это превышение необходимой обороны.

Общие рекомендации по безопасности поведения:

1) откажитесь от ночных передвижений;

2) избегайте прогулок в малолюдных местах; в парках и лесопарках отдыхайте на скамейках, расположенных в открытых пространствах (вдали от кустов и деревьев, расположенных с тыльной стороны);

3) не демонстрируйте ценные вещи и драгоценности;

4) не садитесь в пустой вагон электрички, в пустом салоне автобуса или троллейбуса садитесь ближе к водителю;

5) не выделяйтесь своей одеждой;

6) изменяйте маршруты движения, не заводите привычных мест посещения;

7) держите деньги и документы во внутреннем кармане;

8) не носите ключи вместе с документами и бумагами, по которым можно определить ваш адрес;

9) если из затормозившей машины с вами начинают вести разговор, не подходите к машине ближе, чем на расстояние вытянутой руки;

10) идя по проезжей части дороги, держите сумку с противоположной от дороги стороны;

11) если вам кажется, что вас преследуют, перейдите на другую сторону улицы, переждите у освещенного здания;

12) заранее намечайте возможные маршруты бегства в наиболее подозрительных местах;

13) при реальном преследовании громко кричите, разбейте ближайшее окно жилого дома, толкните стоящую поблизости легковую автомашину (возможно срабатывание звуковой сигнализации);

14) избегайте столкновения с группой хулиганов, не отвечайте на их провокационные действия;

15) если вас окружили подозрительные люди, подбросьте малоценную вещь и, воспользовавшись минутным замешательством злоумышленников, убегайте;

16) если на вас замахнулись для нанесения удара, не закрывайте лицо руками, сместите голову или нагнитесь; резко нагнитесь, если вам хотят нанести удар ножом в живот;

17) при нападении защищайтесь всеми средствами, наносите резкие удары любыми предметами, громко кричите;

18) не оставляйте записок в дверях;

19) не открывайте дверь незнакомым лицам, при появлении служебных лиц узнайте номер их служебного телефона и фамилию, справьтесь по телефону об этих лицах;

20) расставайтесь с любой вещью, если возникает угроза вашей жизни и здоровью;

21) не оставляйте признаков вашего долгого отсутствия (накопления газет в почтовом ящике и т. п.);

22) зашторивайте окна в темное время суток;

23) не входите в квартиру, обнаружив свою дверь открытой; вызывайте милицию от соседей;

24) не говорите по автоответчику, что вас нет дома, скажите, что в данный момент вы не можете снять трубку;

25) рядом с телефонным аппаратом постоянно держите перечень телефонов милиции и всех тех, кто может оказать вам экстренную помощь;

26) уходя из дома в вечернее время, оставляйте включенными свет и радио, поставьте перед шторой манекен или бюст классика;

27) при нападении пользуйтесь газовым пистолетом или дезодорантом с надписью "Опасно для глаз".

Защита женщины от насилия:

1) иметь при себе газовый баллончик или свисток, лак для волос;

2) не пользоваться частным автотранспортом;

3) обходить группы подростков и молодых людей;

4) не входить в лифт с незнакомым мужчиной;

5) при реальной угрозе насилия не терять самообладания, вступать в диалог с насильником, громко кричать, звать на помощь, сопротивляться;

6) усыпить бдительность насильника, пригласив его к себе домой (при возможности освободиться от него по дороге);

7) при обхвате сзади резко ударить головой в лицо напавшего, каблуком по его голени или локтем - в солнечное сплетение. Помнить, что в схватке сила воли важнее, чем физическая сила;

8) заявлять в милицию обо всех правонарушениях, угрозах, шантаже и вымогательстве.

Существует такое понятие как виктимность. Виктимность (от лат. victima - жертва) - достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, "не опасными" для других личностей. Проще говоря, склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.

Она жестко взаимосвязана с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т. п.

Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является, так называемый, "стокгольмский синдром", который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить).

Личностная виктимность достаточно часто проявляется в форме откровенно провокационного поведения потенциальных жертв, при этом часто ни в коей мере не осознающих того факта, что их поведенческая активность практически впрямую подталкивает партнера или партнеров по взаимодействию к насилию. Подобное поведение особенно в экстремальных или попросту неординарных ситуациях является стимулом агрессии, прежде всего со стороны авторитарных личностей.

Также выделяют еще один вид под названием «комплекс жертвы», который заключается в полном самоотречении человека в служении окружающим и одновременном проявлении агрессии к этим людям. Подверженный комплексу жертвы человек не видит иного способа получения любви и внимания окружающих кроме самозабвенной заботы о них (что проистекает из чувства вины), но в то же время склонен винить их в своем "жертвенном" положении.

Свойства каждой человеческой личности позволяют оценить вероятность того, что эта личность может стать жертвой преступления, - чем больше вероятность, тем выше виктимность этого человека. Виктимность зависит от личностных характеристик, социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации.

Величина виктимности может изменяться. Её рост называется виктимизацией, снижение - девиктимизацией.

Усилению личностной виктимности и дополнительной травматизации могут способствовать жестокое отношение к ребенку в школе со стороны учителей и (или) сверстников, вовлечение его в асоциальные неформальные группировки, уличное насилие и т. п.

Приложение 1

АКС № 1

Описание ситуации.

Несовершеннолетняя «К» возвращалась поздно вечером домой из кинотеатра. На безлюдной улице к ней пристали пьяные мужчины, пытались увезти с собой на автомашине, закрывали ей рот рукой (вопрос-задание, что можно сделать в этой ситуации?);

Продолжение описания ситуации.

Спасаясь от преследователей, не имея возможности позвать на помощь, она разбила ногой витрину магазина. Сработала сигнализация, и прибывшие работники вневедомственной охраны задержали преступников. В данном случае, имущественный ущерб был причинён не нападавшим, как при необходимой обороне, а владельцу магазина, который не был причастен к возникшей ситуации. Фактически «К» умышленно повредила чужое имущество (ст. 149 УК РФ).

Вопрос и задание.

- Как расценить действия девушки?

- Есть ли состав преступления в её действиях?

- Подобное причинение вреда является ли преступлением?

- Что включает в себя понятие «крайняя необходимость»?

Ответ: в связи с крайней необходимостью в действиях девушки отсутствует состав преступления. Понятие «крайняя необходимость» означает, что причинение вреда является единственным способом предотвратить более серьёзное преступление. В ст. 14 УК РФ говориться, что подобное причинение вреда не является преступлением, если грозящую опасность нельзя устранить другим способом.

АКС № 2

Пьяный «А» пришёл к своей знакомой девушке «С». Вызвал её во двор, где стал избивать. Та позвала на помощь. На крик вышел сосед «В», потребовал прекратить избиение. Тогда «А» бросился с кулаками на «В». В ходе возникшей драки оба упали на землю. При этом у «А» из кармана выпал нож, и «В», схватив его, нанёс «А» два удара, причинив одну непроникающую рану брюшной полости и проникающее ранение живота, повлекшее смерть «А».

Вопрос и задание.

- Как в данной ситуации действовал «В»?

- Правомерны ли были его действия? Объясните, почему вы так считаете.

- Какие факторы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты?

- Всегда ли тот фактор, что оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся, может свидетельствовать об изменении характера посягательства?

Ответ: явно выраженный характер опасности, недвусмысленные угрозы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты вплоть до лишения жизни нападающего. В то же время могут создаться такие сложные ситуации, когда оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся. Сам по себе этот факт ещё не свидетельствует о прекращении состояния необходимой обороны. Однако с учётом конкретных обстоятельств утрата нападавшим оружия может свидетельствовать об изменении характера посягательства.

В данном случаи «В», защищая «С», действовал в состоянии необходимой обороны, однако превысил её пределы: после того, как нож перешел в руки защищающегося, «А» не пытался продолжать нападение и уже не представлял большой опасности.

Приложение 2

На доске записывается: "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!". Обсудить, почему необходимо остановиться: "Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность, не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие". Также обсуждается смысл шага "Подумай!". Инструкция к нему: "Подумай, в чем заключается опасность, прими решение как ее избежать или уменьшить". Аналогичная работа с шагом "Действуй!". Инструкция: "Приняв решение, сразу приступай к его выполнению".

Разыгрывание ситуаций с игрушками.

1. Незнакомый взрослый уговаривает девочку или мальчика пойти с ним, предлагает что-то интересное: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет», «У меня живет попугайчик и хочет с тобой подружиться». Как вы поступите?

Ответы детей.

Учитель. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если разговор состоится, то отвечать вежливо, кратко, всем видом показывать, что человек тебе не интересен и ты спешишь.

2. Молодой человек приятной наружности приветливо приглашает прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножечко покатаемся, и даже мама не узнает».

Затем идет обсуждение ответов и выбираются наиболее удачные.

3. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, возьми конфетку». 

Обсуждение ответов.

4. Ребенок потерялся. Что он должен делать?

-·Везде бегать и искать маму.

-·Стоять на месте, где потерялся.

-·Обратиться к милиционеру за помощью.

-·Пойти с незнакомой тетей.

-·Попросить прохожего позвонить в милицию.

-·Обратиться к продавцу.

(Обсудить все варианты и выбрать самые верные.)

5. Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой. Что нужно делать? (Кричать надо так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!»)

– Что делать, если тебя хотят взять на руки? (Нужно принять позу, когда тебя трудно поднять (сесть на землю и поднять руки кверху или стараться увернуться, убежать).)

– Если тебя хотят затащить в машину? (Кричать: «Помогите, меня увозят чужие люди».)

– Если тебя смогли похитить, наберись терпения, не зли своим поведением злоумышленников, жди: тебя обязательно вызволят из беды.

Учитель. А теперь давайте сформулируем правила поведения на улице.

-·Не ходи в безлюдном месте.

-·Не играй вблизи машин, в которых сидят люди.

-·Не гуляй до темноты.

-·Не вступай в разговор с чужими людьми.

-·Кричи громко о помощи.

-·Умей проявить смелость и находчивость в случае, если тебя пытаются украсть.

Приложение 3

Упражнение «Учимся расслабляться»

В случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе расслабиться с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерб интересам общения.

Прием № 1.

Сядьте поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделать по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитать про себя до семи, а выдыхая – до девяти. Можно и без счета. А теперь откройте глаза и расскажите, что чувствовали, выполняя это упражнение.

Прием № 2.

Этот способ расслабления называется «Волшебное слово». Когда мы волнуемся, можем произнести про себя это «волшебное слово», и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада» и любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Какие «волшебные слова» подобрал каждый из вас и что вы при этом почувствовали.

Прием № 3.

Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»

Памятки для родителей и детей  по безопасности  в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»    Актуальность и просто жизненная не...