Календарно- тематический план для занятий по скульптуре в ДХШ
календарно-тематическое планирование

Яковлева Елена Ольгердовна

Материал по поурочному планированию. Для илюстрирования заданийиспользованы материалы сети интернет и работы моих учеников.

обновление программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skulptura.docx1.78 МБ
Файл skulptura.docx848.73 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон

Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65

E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_______Р.И.Широкова

приказ № ______ от

«___» ____      __ 2018г

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УМР

_______Е.Д.Шулакова

«___» ______ 2018г

РАССМОТРЕНО:

На заседании

педсовета №

 «___» ______ 2018г

Предметная область

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Рабочая программа учебного предмета

Скульптура

(2 класс)

Программа составлена на основе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

Предмет «Скульптура»

В.00.В.01.

Преподаватель:

Яковлева Елена Ольгердовна

г. Десногорск

2018-2019

     

Структура рабочей программы учебного предмета «Скульптура»:

1. Пояснительная записка

-Цели и задачи учебного предмета

-Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

-Форма проведения учебных аудиторных занятий

-Методы обучения

2. Содержание учебного предмета

-Календарно-тематический план

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки;

5.Методическое обеспечение учебного процесса

6. Список рекомендуемой литературы

1.Пояснительная записка

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Скульптура – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различается круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости – барельеф и горельеф). Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).

Скульптор должен обладать рядом специальных способностей: чувствовать глубину формы и целостно воспринимать форму, чувствовать отношение масс, пропорции и пластику.

Скульптурная композиция есть составление целого из отдельных частей, умение их совместить должное, быть присуще скульптору. Помимо специфических особенностей, скульптор должен обладать общими, широкими задатками, необходимыми в любом художественном творчестве: образным видением, т.е. способностью схватывать индивидуальное и типическое при восприятии объектов окружающего мира, должен обладать «цепким восприятием».

Данная программа по скульптуре опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на достижения всей русской реалистической школы в области методики обучения скульптуре, учитывает приемы и методы работы педагогического коллектива художественной школы в современной социально-экономической и культурно-исторической ситуации и основывается на программу, разработанную Паскаль Е.В.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна данной программы заключается в сбалансированности академических работ по скульптуре и выполнении творческих заданий.

Актуальность.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в разных скульптурных материалах, а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений обучающихся, что предполагает вариативность выполнения некоторых заданий.

Программные задания располагаются в методической последовательности от простого к сложному. Учебные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы.

Педагогическая целесообразность.

При определении педагогической целесообразности в основу программы были положены следующие компоненты:

креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности обучающихся (обученность, готовность учеников к творческому освоению мира, развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности)

когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами мировой и российской культур)

Цель и задачи.

Цель – способствовать самовыражению и развитию личности посредством скульптуры.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

Образовательные задачи:

  • дать теоретические знания по курсу «Скульптура»;
  • обучить лепке предметов с натуры;
  • обучить изображать трехмерную форму;
  • обучить последовательности работы над рельефом;
  • обучить последовательности работы над тематической композицией по памяти и представлению;
  • обучить стилизации природных форм и предметов;
  • научить применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Воспитательные задачи:

  • воспитать на основе приобщения к искусству неотчужденное, бескорыстное отношение к миру, чувство красоты;
  • воспитать потребность в постоянном развитии себя как творческой личности;
  • способствовать формированию творческой индивидуальности;
  • способствовать приобщению к наследию отечественного и мирового искусства;
  • снимать нервно-психические перегрузки учащихся;

Развивающие задачи:

  • развить пространственные представления, художественное и ассоциативное мышление;
  • развить потребность в общении с искусством;
  • развить художественный вкус;
  • выявить и развить индивидуальный почерк.

Данная программа предназначена для обучающихся 1, 2 классов в возрасте от 10 до 17 лет, прошедших конкурсный отбор по итогам вступительных испытаний, независимо от пола ребенка. По этой программе могут обучаться как новички, так и дети, прошедшие подготовку на подготовительном отделении.

Срок реализации программы – 2 года.

Максимальная нагрузка по скульптуре в неделю составляет 2 учебных часа, 33 учебные недели в год, согласно типовым учебным планам. Общее количество часов по скульптуре за полный курс составляет 132 учебных часа.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в группах по 5 - 10 человек. Урок является основной формой в учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с перерывом 10 минут. Сопутствующими формами являются беседа, рассказ, выход на натурные зарисовки, посещение выставок, мастерских художников, мастер-классы. Обучающимся для занятий предлагается скульптурный станок, рассчитанный на рост ребенка, табурет для принадлежностей. Для проведения занятий по скульптуре имеется натурный фонд (натурная утварь, чучела птиц и мелких животных, драпировки, гипсовые геометрические тела и розетки). Материалом для работы в основном являются глина и пластилин. В пластилине часть работ, связанных с лепкой фигур животных и человека, предполагается лепить на каркасе.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В первом классе обучающиеся знакомятся с основными навыками работы с пластилином. К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • передавать пропорции, общую форму, особенности простых предметов;
  • поэтапно работать над рельефом с натуры;
  • выполнять поисковые эскизы для тематических композиций;
  • передавать пластическую форму животного;
  • выполнять наброски фигуры человека без проработки мелких форм.

К концу второго года обучающиеся должны знать и уметь:

  • выполнять подготовку опорной плоскости и проволочного каркаса;
  • выполнять рельеф с детальной проработкой;
  • передавать пластику складок ткани;
  • выполнять этюды с натуры и по представлению на каркасе;
  • выполнять двух фигурные композиции: пропорции, движение, взаимодействие, проработка мелких форм.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета.

Виды учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

Класс (год обучения)

1

2

полугодия

1

2

год

1

2

год

Аудиторные занятия

32

34

66

32

34

66

132

Самостоятельная работа

16

17

33

16

17

33

66

Максимальная учебная нагрузка

48

51

99

48

51

99

198

Вид промежуточной аттестации

Зачёт по итогам каждого задания

Зачёт по

 итогам каждого задания.

Отчётная выставка

Зачёт по

 итогам каждого задания.

Зачёт по

 итогам каждого задания.

Отчётная выставка

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Скульптура» рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью до 15 человек).

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках рабочей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Содержание учебного предмета

Цель года:

  • научить детей грамотно работать с натуры;
  • закрепить по этапность работы;
  • научить изготавливать каркас для модели.

Задачи года:

  • углубление знаний и умений в лепке рельефа (совмещение объема и пространства);
  • знакомство с пластической анатомией и пропорциями фигуры человека;
  • закрепление знаний по композиции в скульптурном изображении;
  • знакомство с творчеством смоленских скульпторов;
  • лепка на каркасе фигур животных и человека.

К концу второго года обучающиеся должны знать и уметь:

  • выполнять подготовку опорной плоскости и проволочного каркаса;
  • выполнять рельеф с детальной проработкой;
  • передавать пластику складок ткани;
  • выполнять этюды с натуры и по представлению на каркасе;
  • выполнять двух фигурные композиции: пропорции, движение, взаимодействие, проработка мелких форм.

Тематический план по скульптуре для 2 класса

п/п

       

Наименование тем и содержание занятий

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Первое полугодие. Первая четверть. 16 часов.

1

Лепка с натуры гипсового орнамента

урок

9

3

4

2

Лепка с натуры драпировки с круглыми складками.

урок

6

2

4

3

Рельеф многопланового натюрморта (3-4 плана, 3-4 предмета)

урок

6

2

4

4

Лепка с натуры фигуры человека в одежде (на каркасе).

урок

6

2

4

Вторая четверть. 16 часов.

5

Эмоции в пластике. Упражнение.

урок

3

1

2

6

Одно фигурная рельефная композиция «Защитники Родины»

урок

6

2

4

7

Композиция с животными «В зоопарке у зверей…».

урок

9

3

6

8

Скульптурный этюд головы человека с натуры.

урок

6

2

4

Второе полугодие. Третья четверть. 20 часов.

9

Портрет сказочного персонажа.

урок

9

3

6

10

Двух фигурная жанровая композиция («Труд», «Человек и животное, «Игра»).

урок

9

3

6

11

Декоративная лепка «Пряничный домик».

урок

3

1

2

12

Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка».

урок

9

3

6

Четвертая четверть. 14 часов.

13

Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка». Завершение.

урок

3

1

2

14

Этюд монументальной скульптуры «Память».

урок

6

2

4

15

Многофигурная жанровая композиция «История моей Родины».

урок

12

4

8

Итого за год 66 учебных часов.

Содержание занятий по скульптуре для 2 класса (второй год обучения).

  1. Лепка с натуры гипсового орнамента.

Задача: предельно точно передать модель, ее размеры, соблюдать симметрию. Следовать в работе принципу: от общего к частному и затем от частного к общему. Активная работа и дисциплина внимания, развитие глазомера. Объект постановки: гипсовый орнамент «Розетка».

        1 урок. Набивка щита глиной, подготовка фона и разметка основных объемов с соблюдением симметрии и пропорций. Работа без циркуля (все промеры — на глаз). Прокладка формы в полный объем. Высота рельефа диктуется моделью.

        2 урок. Работа над уточнением формы орнамента, движением масс. Внимание — на динамичность и развитие формы и глубины рельефа. Проработка деталей. Завершение работы.

Практическая работа: лепка гипсового орнамента «Розетка».

Материал: глина.

        .

  1. Лепка с натуры драпировки с круглыми складками.

Задача: познакомить учащихся с лепкой ткани, особенностями мягкого материала, принимающего произвольную форму. Внимание — на активную передачу формы.Картинки по запросу план по скульптуре для дхш

Объект постановки: драпировка (холст), висящая на стене.

1 урок. Подготовка щита, фона, прорисовка, прокладка формы с учетом направления и распределения массы складок. 

2 урок. Выявление сгиба складки, ее наиболее напряженной точки; внимание на передачу мягкой фактуры ткани; завершение работы.

Практическая работа: лепка рельефа «Драпировка»

Материал: глина. Размер: 30-50 см.

        

  1. Рельеф многопланового натюрморта (3-4 плана, 3-4 предмета).

Задача: заострить внимание на композиционной целостности постановки, соответствии масштаба модели и выполняемого натюрморта, размещении предметов на плинте (трехмерность, весомость, круговой обзор работы).

Объекты постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие по форме геометрическим телам.

1 урок. Прокладка плинта, размещение на нем объемов, передача их характерной формы, выявление композиционной взаимосвязи. Проверка масштабных соотношений модели и натюрморта. Проверка соотношений масс.

2 урок. Проработка деталей. Сосредоточение внимания на целостности композиционного решения.

Практическая работа: выполнение рельефа в материале.

Материал: глина.

        

  1. Лепка с натуры фигуры человека в одежде (на каркасе).http://repinka-tgl.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80.-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-025.jpg

        Задача: развивать наблюдательность, умение найти тему композиции в жизни. Внимание — на ритмический и пространственный строй композиции, ее целостность и выразительность. Дать первое представление о каркасе и требования к нему

Работа по наблюдению, по памяти.

        1 — 2 уроки. Построение несложного каркаса (если необходимо). Выявление нем движения и пропорциональных отношений фигур. Прокладка объема, выявление весовых отношений движения, определение пропорций, характера изображаемого. Выражение настроения и пространственной взаимосвязи двух фигур.

        3 урок. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции и выразительности силуэта. Внимание на целостность изображения, не перегруженность ее деталями.

        Практическая работа: выполнение этюда фигуры человека.

 Материал: глина, пластилин. Размер: высота 20-25 см.

  1. Эмоции в пластике. Упражнение.

Задача: с помощью пластики передать эмоциональное напряжённое состояние. Условность скульптуры. Равновесие и асимметрия объёмов. http://rybinsk-artschool.ru/assets/images/studentworks/sculpture/t/pic0001.jpg

Практическая работа: выполнение упражнения в форме скульптурного этюда.

 Материал: глина, пластилин. Размер: высота 20-25 см.

  1. Одно фигурная рельефная композиция «Защитники Родины»

Задача: развить у учащихся умение выбирать в большой теме конкретный сюжет, использовать вспомогательный документальный материал. Передать в работе характер события, эпохи, пластически организовать объемно-пространственную композицию. Цельность и образная выразительность композиции; соответствие выразительных средств теме композиции и виду скульптуры. Композиция в объеме на историческую тему.

Более конкретно тема композиции может быть сформулирована учителем (например, «Куликовская битва», «Восстание декабристов» и т.д.).

1 урок. Беседа об особенностях выразительных средств в зависимости от вида скульптуры (малых форм, станковой, монументальной).

2 урок. Прокладка композиции в заданном размере. Распределение основных масс в пространстве, их взаимосвязь, круговой обзор.

3 урок. Уточнение ритмического строя и силуэта композиции, движения, пропорций.

4 урок. Работа над образным строем композиции. Отбор и уточнение деталей. Достижение пластической цельности работы.

Материал: глина, пластилин. Высота: 25-30 см.

Практическая работа: выполнение композиции в материале.

Материалы и наглядные пособия: пластилин, подставка для каркаса, проволока. Фотографии, книги о воинах, подвигах. Репродукции работ художников.

  1. Композиция с животными «В зоопарке у зверей…».

Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животные». Задача: самостоятельно выбрать объект и выполнить подготовительную работу. Образно передать эмоциональное впечатление от живой модели.

        Практическая работа: 1 урок.  В случае необходимости — изготовление каркаса. Прокладка объема, передача движения, определение пропорций. Уточнение размещения масс в пространстве, характера модели. Внимание на выразительность силуэта и круговой обзор. C:\Users\strIder\Desktop\cat_dog_01.jpg

2 -3 урок. Уточнение строения животного. Уточнение соотношения деталей и их проработка.  Обобщение и завершение работы.

        Материал: пластилин. Размер: 12-15 см.

        

  1. Скульптурный этюд головы человека с натуры.

Этюд с натуры — гипсовый слепок античной головы. Задача: сформировать представление о конструкциях и принципах построения головы и шеи (ось объемов, симметрия построения, лицевой угол). Распределение основных масс.

Подготовка каркаса для лепки головы (с учетом его особенностей); прокладка основных масс: концентрация внимания на возможно более точной постановке осей головы и шеи, определение лицевого угла.

Уточнение движения, соотношений основных масс и объемов головы и шеи; сосредоточение внимания на соотношении масс затылочной и лицевой частей головы.

 Уточнение членений головы, ее пропорций, массы и формы деталей.

Проработка деталей головы, внимание на их пластическую взаимосвязь с конструкцией головы. Проверка силуэта и цельности работы.

Практическая работа: Этюд с натуры античной головы.

 Материал: глина или пластилин.

  1. Портрет сказочного персонажа.http://dhsh7.muzkult.ru/img/upload/927/image_image_95664.jpg

Работа по памяти, по представлению. Задача: сформировать понятие о декоративной скульптуре, возможностях применения цвета, о различных способах обработки поверхности, т.е. о возможностях фактуры. На основе полученных знаний создать декоративную композицию на заданную тему с включением 2-3 фигур. Передать равновесие масс, движение, выразительности композиции, силуэта, настроения. Работа должна быть рассчитана на круговой обзор.

        1 урок. Объяснение темы, показ лучших композиций из методического фонда. Беседа о декоративной скульптуре, декоративной форме, выразительных возможностях фактуры и цвета в скульптуре. Уточнение темы для каждого учащегося. Работа над эскизом в маленьком размере, в пластилине. На первом уроке можно предложить сделать 2-3 эскиза и отобрать наиболее интересные для дальнейшей работы.

        2 урок. Начало работы над наиболее удачным вариантом, композиции. Прокладка работы в общих массах, определение их динамического равновесия.

        3 урок. Уточнение движения, пропорций, положения фигур в пространстве, их взаимосвязи и передачи настроения.

        4 урок. Работа над выразительностью образов композиции, уточнение силуэта и отбор наиболее существенных деталей при круговом обзоре композиции.

        5-6 урок. Обобщение и завершение работы. При работе из глины возможна раскраска, обжиг.

        Практическая работа: Этюд сказочного персонажа 

Материал: пластилин или керамическая глина. Размер: по выбору учащихся, но не более 25 см.

        

  1.  Двух фигурная жанровая композиция («Труд», «Человек и животное, «Игра»).

Эскизы двухфигурной композиции по наблюдению на тему, предложенную педагогом («Животное в движении», «Человек и животное», жанровая сцена, композиция на тему труда и т.д.). Задача: развивать наблюдательность, умение найти тему композиции в жизни. Внимание — на ритмический и пространственный строй композиции, ее целостность и выразительностьhttp://dhsh7.muzkult.ru/img/upload/927/image_image_95671.jpg

        Работа по наблюдению, по памяти.

        1 — 2 уроки. Построение несложного каркаса (если необходимо). Выявление нем движения и пропорциональных отношений фигур. Прокладка объема, выявление весовых отношений движения, определение пропорций, характера изображаемого. Выражение настроения и пространственной взаимосвязи двух фигур.

        3 урок. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции и выразительности силуэта. Внимание на целостность композиции, не перегруженность ее деталями.

Практическая работа: выполнение композиции в материале.

Материал: глина, пластилин. Размер: высота 20-25 см.

  1. Декоративная лепка «Пряничный домик».

Свободная композиция в рельефе (орнаментальная). Работа по представлению. Задача: понять ритм, движение композиции, согласованность формы, в которую необходимо закомпоновать рельеф, и непосредственно, его орнаментальный строй. Декоративность решения.C:\Users\strIder\Desktop\big-skulptura-14.jpg

Практическая работа:

1 урок. Беседа о композиции рельефа, его видах. Роль рельефа в декоре здания. Декоративная решетка как одно -или двухсторонний рельеф, ее роль в архитектуре. Эскиз в карандаше. Набивка плинта. Прокладка. Выявление ритма, движения композиции, ее согласованности с формой плинта.

2 урок. Разборка формы рельефа, уточнение планов. Проверка цельности композиции, согласованности деталей. Завершение работы.

Материал: бумага, карандаш, пластилин, керамическая глина.

Размер: по указанию учителя.

  1.  – 13. Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка».

Задача: ритмичное движение композиции, согласованность форм, их орнаментальный строй. Декоративность решения, тщательный отбор деталей

  1. Развитие образного мышления.http://www.art-4.ru/userfiles/Image/Skulptura/4uv-skazka.jpg
  2. Знакомство с приемами стилизации в глине.
  3. Создание образа.
  4. Лепка из пласта.

Практическая работа: выполнение композиции в материале.

Материалы и наглядные пособия: глина, подставка, ножи, стеки. Фотографии декоративный в малой пластике.

  1. Этюд монументальной скульптуры «Память».

1. Знакомство с творчеством смоленских скульпторов.

2. Беседа об истории Смоленщины, ее героях.

3. Выполнение эскиза композиции

4. Лепка двух фигурной композиции на каркасе.

 Материалы и наглядные пособия: фотографии работ из журналов и газет. Книги по истории смоленского края, сказки, былины, песни.

  1. Многофигурная жанровая композиция «История моей Родины».

Итоговая композиция на свободную тему (возможна работа в объеме или рельефе, не более трех фигур). Задача: работа, завершающая обучение в детской художественной школе по предмету «Скульптура», должна закрепить знания по скульптуре, полученные во время обучения.C:\Users\strIder\Desktop\big-skulptura-7.jpg

Темы композиции «Спорт», «Труд», историческая, военная, жанровая, декоративная композиция — и для объемной композиции — по согласованию с учителем.

Вариант задания для работы в объеме. Тема, размер и жанр — по согласованию с учителем.

Просмотр, выполненных дома эскизов. Отбор наиболее интересного варианта.

 Прокладка основных масс в большом размере, поиск композиционного, пластического и образного строя работы.

 Уточнение положения масс в пространстве, ритма движения, взаимосвязи фигур, их характера.

 Выявление наиболее существенных деталей, проверка выразительности силуэта и цельности композиции при круговом обзоре.

Материал: по выбору. Размер: по выбору учащегося и согласованию с учителем.

  • Вариант задания для работы в рельефе: тема, размер, и жанр композиции — по согласованию с учителем.

 Просмотр эскизов, выполненных дома. Отбор наиболее интересного варианта.

Набивка фона и рисунок на фоне в задуманном размере. Прокладка основных масс по рисунку.

 Пластическая и ритмическая разработка рельефа; распределение масс и планов; соотношение фона и объемов; выявление глубины рельефа.

 Отбор и уточнение деталей, усиливающих выразительность композиции. Внимание — не ее цельность. 

Материал: глина. Размер: по выбору учащегося и с согласованием с учителем.

Практическая работа: выполнение композиции в материале 

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Основными критериями оценки работ учащихся по итогам 1 класса являются:

  • умение передавать пропорции, общую форму, особенности простых предметов;
  • умение поэтапно работать над рельефом с натуры;
  • начальное умение выполнять поисковые эскизы для тематических композиций;
  • умение передавать пластическую форму животного;
  • начальное умение выполнять наброски фигуры человека без проработки мелких форм.

Основными критериями оценки работ учащихся по итогам 2 класса являются:

  • умение выполнять подготовку опорной плоскости и проволочного каркаса;
  • умение выполнять поисковые эскизы для тематических композиций;
  • умение выполнять рельеф с детальной проработкой;
  • начальное умение передавать пластику складок ткани;
  • умение выполнять этюды с натуры и по представлению на каркасе;

начальное умение выполнять двух — фигурные композиции: пропорции, движение, взаимодействие, проработка мелких форм

  • оценки в конце выполнения каждой работы;
  • контрольная работа в конце года
  • просмотры, участие в выставках-конкурсах.

Критерии оценки.

Оценка «5» ставится при наличии первых пяти пунктов критериев. Оценка «4» ставится при наличии 1-4 пунктов критериев. Оценка «3» ставится при наличии любых 3-х пунктов критериев. Оценка «2» ставится при невыполнении 5 пунктов критериев. При невыполнении работы ставится

«не аттестован».

Возможности для продолжения образования.

Обучающиеся, получившие образование по данной программе, могут продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю.

Методическое обеспечение.

Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые образовательные технологии

Занятия по скульптуре, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций и т.д.

Занятия начинаются с ознакомления учащихся со скульптурной мастерской, с ее оборудованием, инструментами, правилами приготовления и хранения материалов /глины, пластилина и т.д./

Работа с натуры проводится на протяжении всех 2-х лет обучения. Задача: развитие глазомера, соблюдение пропорций, организация объёмов по осям, передача характера изображаемого объекта, развитие внимания и наблюдательности.

Композиционная работа на уроках скульптуры очень важна. Она способствует развитию фантазии, умению сосредоточиться на выборе важного композиционного сюжета, умело использовать получаемые знания и навыки. Задания на свободную тему предусмотрены для того, чтобы выявить у детей способность самостоятельно мыслить образами.

Декоративные работы нужны для углубления приобретённых общих знаний и совершенствования навыков в скульптуре. Начать надо с объяснения термина «декоративность», «стилизация», рассказать о практическом применении этого вида искусства.

Работа по памяти и представлению призвана развивать зрительную память и способность к самостоятельному решению задуманного образа. Воспроизведение объектов по памяти и представлению органично входят в процесс создания композиции и являются важными моментами творческой деятельности ребенка.

Материалы и наглядные пособия:

  • таблицы по пластической анатомии птиц, животных и человека;
  • гипсовые рельефы разной сложности;
  • чучела птиц и животных;
  • гвозди, проволока, молоток, плоскогубцы.

Условия реализации примерной программы учебного предмета.

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета класс скульптуры и подсобное помещение для пластилина и глины.

- оборудование учебного кабинета: станки скульптурные, ванна для глины, стеллаж для работ учащихся, подиум для натуры, отвес, циркуль.

  1. Информационное обеспечение обучения.
  2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

 1. Боголюбов Н. С. «Скульптура на занятиях в  школьном        » М., Просвещение, 1986г.

  1. Ерменская В. В. «Основы понимания скульптуры» М., Искусство, 1984г.
  2. «История искусства для детей. Скульптура» М., РОСМЭН, 2002г.
  3. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах» М., 1980г.
  4. Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В., Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., Просвещение, 1986г.
  5. Лантери Э. «Лепка» М., Академия художеств, 1963г.

   7.  Одноралов Н. В. «Скульптура и скульптурные материалы» М.,   Изобразительное искусство, 1982г.

8.  Танк В. «Анатомия животных для художников» М., Издателство АСТ» 2004г.

Дополнительные источники:

  1. Государственный русский музей. Скульптура. 18-нач.20 века. Каталог.
  2. Светлов И. Е. «О советской скульптуре 1960-980» М., Советский художник» 1984г.
  3. «Школа изобразительного искусства», вып.5, М., Изобразительное искусство, 1994г.
  4. Шмидт И. М. «Беседы о скульптуре» М., Искусство, 1963

Календарно-тематический план по скульптуре для 2А и 2Б класса на 2018\19 учебный год.

п\п

Наименование темы

Содержание занятия.

Кол-во часов

Дата.

Первое полугодие. Первая четверть. 16 часов.

1

Лепка с натуры гипсового орнамента

Правила построения рельефной розетки.

2

7.09

6.09

2

14.09

13.09

2

Лепка с натуры драпировки с круглыми складками.

Формирование складок.

2

21.09

20.09

2

28.09

27.09

3

Рельеф многопланового натюрморта (3-4 плана, 3-4 предмета)

Многоплановость рельефа. Способы передачи.

2

5.10

4.10

2

12.09

11.09

4

Лепка с натуры фигуры человека в одежде (на каркасе).

Повторение пропорций фигуры человека. Объёмная моделировка.

2

19.10

18.10

2

26.10

25.10

Вторая четверть. 16 часов.

5

Эмоции в пластике. Упражнение.

Быстрые скульптурные этюды на передачу эмоций с помощью пластических средств.

2

9.11

8.11

6

Одно фигурная рельефная композиция «Защитники Родины»

Передать в работе характер события, эпохи, пластически организовать объемно-пространственную композицию.

2

16.11

15.11

2

23.11

22.11

7

Композиция с животными «В зоопарке у зверей…».

Образно передать эмоциональное впечатление от живой модели.

2

30.11

29.11

2

7.12

6.12

8

Скульптурный этюд головы человека с натуры.

Построение головы человека.

2

14.12

13.12

2

21.12

20.12

2

28.12

27.12

Второе полугодие. Третья четверть. Во 2а - 20 часов, во 2в - 22.

9

Портрет сказочного персонажа.

Понятие о декоративной скульптуре, возможностях применения цвета, о возможностях фактуры

2

11.01

10.01

2

18.01

17.01

2

24.01

23.01

10

Двух фигурная жанровая композиция («Труд», «Человек и животное, «Игра»).

Ритмическая и пространственная организация композиции, ее целостность и выразительность

2

31.01

30.01

2

7.02

6.02

2

15.02

14.02

11

Декоративная лепка «Пряничный домик».

Приёмы стилизации и орнаментализации скульптуры.

2

22.02

21.02

28.02

12

Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка».

Создание декоративного рельефа.

2

1.03

7.03

2

15.03

14.03

2

22.03

21.03

Четвертая четверть. 12 часов.

13

Орнаментальная композиция в рельефе «Сказка». Завершение.

Декоративная рельефная скульптура.

2

5.04

4.04

14

Эскиз монументальной скульптуры «Память».

Эмоциональность и лаконичность в скульптуре.

2

12.04

11.04

2

19.04

18.04

15

Многофигурная жанровая композиция «История моей Родины».

Итоговая композиция на свободную тему (возможна работа в объеме или рельефе, не более трех фигур).

2

26.04

25.04

2

17.05

16.05

2

24.05

23.05

Итого за год во 2а учебных часов – 64, во 2в - 66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план 5 класс

План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...

Календарно-тематический план группы №1 занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие»

Календарно-тематический план группы №1    занятий творческого объединения «Мастерица» на 2015-16 учебный год по программе «Увлекательное рукоделие»  2,3, 4,...

Календарно – тематический план проведения занятий по программе «Постановка танцевальных номеров»

Образовательно-методический комплекс к программе "Постановка танцевальных номеров"...

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы. 3-4 класс.

Календарно-тематический план коррекционных занятийпо формированию эмоционально-волевой сферы (3-4 класс)...