Методическая работа: "Основные приемы игры на гитаре"
методическая разработка на тему

Солотин Игорь Николаевич

Основы гитарной техники – это в первую очередь овладение основными приемами игры на гитаре. Приемы игры на гитаре очень разнообразны. Чем большим количеством приемов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_osnovnye_priemy_igry_na_gitare.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С. В. Рахманинова

Детская музыкальная школа им. С. М. Старикова.

Методическая работа

Основные приемы игры на  гитаре

                                                                 

Автор составитель

Преподаватель

Отделения русских народных

Инструментов

И.Н. Солотин

Основы гитарной техники – это в первую очередь овладение основными приемами игры на гитаре. Приемы игры на гитаре очень разнообразны. Чем большим количеством приемов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Гитара – щипковый инструмент и длительность ее звука лимитирована, т. к. после щипка колебания струны начинают затухать, а затем полностью прекращаются. Если струна прижата, то ее звучание моментально глушится, как только прижимающий ее палец приподнимается. Отсюда понятна необходимость постоянного внимания гитариста к действиям пальцев левой руки. Каждый палец может занимать по отношению к струнам активное или пассивное отношение. Оно является активным, если палец прижимает струну к грифу и пассивен, если он не производит нажима. При активной позиции палец воздействуя на струну, придает звуку чистоту, длительность и силу звучания. Пассивное положение способствует устойчивости кисти и облегчает смену позиции. Небольшое расстояние, отделяющее струну от грифа, позволяет пальцам, сила которых в результате упражнений увеличилась прижимать струну к грифу незначительным усилием.

По окончании длительности звука палец, который прижимал струну, уменьшает свое усилие, возвращая мышцам их естественную гибкость. Принимая пассивное положение, палец получает возможность перехода с одной струны на другую или с одного лада на другой. Эластичность пальцев при пассивной позиции способствует их беглости и позволяет им точно и быстро занимать соответствующее место для извлечения требуемых звуков до того, как угаснет звучание предыдущих. Эта различная работа пальцев левой руки, которая может быть выполнена только при внимательной игре, в процессе длительной тренировки становиться инстинктивной. Когда кисть переходит из одной позиции в другую, она не должна слишком удаляться от грифа, пальцы в новой позиции располагаются таким образом, чтобы одним движением занять соответствующие лады. Линия, образуемая суставами оснований пальцев должна постоянно сохранять параллельное положение по отношению к грифу и струнам при любом движении кисти.

Для того,  чтобы пальцы могли свободно действовать на любом участке грифа, необходимо приучить левую руку плавно переходить с одной позиции на другую посредством естественного движения локтевого сустава, сохраняя при этом перпендикулярное положение кисти по отношению к грифу. При восходящем движении большой палец скользит по обратной стороне грифа таким образом, чтобы способствовать свободной постановке пальцев на лады. При нисходящем движении большой палец, слегка отделяясь от шейки грифа ставится на соответствующее место в новой позиции, с тем чтобы нейтрализовать давление других пальцев.

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то играть музыкальные произведения включающие кантилену (певучесть звука) исполнять довольно сложно. Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются приемы легато , вибрато, глиссандо и тремоло.

Легато - это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо сыграть связано соединяются лигой.

Легато может быть восходящее, нисходящее, смешанное.

Ничто так не развивает силу и самостоятельность пальцев левой руки, как упражнения на легато, при условии, если над ними работают усидчиво и внимательно. Это своего рода гимнастика для развития гибкости суставов, эластичности и силы мышцы руки и пальцев.

В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов,  благодаря которому, облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность.

Легато - восходящее, нисходящее, смешанное.

 Восходящее легато – палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук, затем палец левой руки с силой опускается на соответствующий лад,  извлекая, таким образом, второй звук.

Нисходящее легато - требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой палец левой руки, прижимающий струну должен с силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук.

Смешанное легато - используются оба приема.

Глиссандо, портаменто  – прием, при котором один или несколько пальцев левой руки прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой, исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Так же для того чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приемом вибрато, этот прием получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки. Этот прием увеличивает длительность звучания и придает ему мягкость и певучесть, напоминающий человеческий голос.

Прием баррэ (большое и малое). Трудность взятия приема баррэ в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.

Прием флажолет. Название приема связано с тем, что извлекаемый с его помощью звук напоминает тембр флейты.

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а коснуться ее над 12, 7, 5 ладами, то получится мягкий, воздушный звук. Это натуральный флажолет.

Искусственный флажолет октавный - звучит на октаву выше для этого необходимо - прижать струну, а указательным пальцем правой руки касаться на 12 ладов выше от места ее прижатия.

Пиццикато – (итальянское – « щипать») - извлечение звуков заглушенных у подставки ребром ладони большим пальцем. Этот прием дает характерный приглушенный тембр. Для отработки пиццикато полезно играть хроматические,  мажорные и миниатюрные гаммы в 1 позиции.

Расгеадо – (испанское - перебирание струн). Это удар по струнам пальцами правой руки, часто используется не только в народной испанской и цыганской музыке, но и часто композиторами в классической гитарной музыке.

Существуют различные виды расгеадо:

  1. Фризэ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем с мизинца поочередно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам  с внешней стороной ногтя.
  2. Индекс – удар по струнам указательным пальцем правой руки.
  3. Пус – удар по струнам большим пальцем.

Тамбурин – прием игры на гитаре, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (народный ударный инструмент). Правая рука, основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.

Тремоло – самый сложный и красивый прием. Используется в старших классах и то довольно редко. Это имитация непрерывно льющейся мелодии путем частого повторения одной и той же ноты. Равномерность удара должна быть одинаковой во всех пальцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика тренинга некоторых приемов игры на гитаре фламенко (на примере техники расгеадо).

Рассмотрена методика тренинга технического приема расгеадо....

Методическая работа - основной вид образовательной деятельности

    Методическая работа   - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическим кабинетом, ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...