Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по теннису
рабочая программа на тему
Особенности данной программы таковы: на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме применяются упражнения общей физической подготовленности, направленные на укрепление здоровья и закаливания организма учащихся, обеспечение разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие общей выносливости, ловкости, развитие быстроты, гибкости и подвижности в суставах, способствующие более успешному формированию и закреплению двигательных навыков, а также изучение истории развития спорта на Белгородчине, знакомство с выдающимися спортсменами (заочное, очное), ветеранами спорта, прославившими родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kitmanov.docx | 87.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 составлена дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Теннис».
В основу программы положена модифицированная программа для детско-юношеских спортивных школ «Теннис», составленная на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ Олимпийского резерва (Советский спорт, 2009 год. Авторы: И.В. Всеволодов, к.п.н., профессор В.А. Голенко, д.п.н., заслуженный тренер России В.А. Горелов, заслуженный тренер России О.И. Жихарева, к.п.н., доц. А.П. Скородумова, д.п.н., профессор, заслуженный тренер России) . Изменения внесены творческой группой в составе: методиста МБУДО ДООСЦ Паршиной Л.В., Китмановым Д.В., педагогом дополнительного образования в рамках физкультурно-спортивной направленности.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих таковы: на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме применяются упражнения общей физической подготовленности, направленные на укрепление здоровья и закаливания организма учащихся. Обеспечение разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие общей выносливости, ловкости, развитие быстроты, гибкости и подвижности в суставах, способствующие более успешному формированию и закреплению двигательных навыков.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность состоит в рациональном сочетании тренировочных средств разной направленности; в правильном сочетании нагрузки и отдыха, как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе; в ведении специальных восстановительных микроциклов и профилактических разгрузок; в выборе оптимальных интервалов и видов отдыха.
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к занятиям теннисом.
Задачи:
1. Улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся.
2. Воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями.
3. Обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям.
4. Формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для достижения высоких результатов в теннисе.
5. Обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и турнирах.
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации программы - 4 года
Режим занятий: учебно-тренировочные занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин.) с перерывом 10 минут.
Формы проведения занятий: групповые занятия, индивидуальные, соревнования различного уровня, теоретические занятия (лекции, беседы).
Ожидаемые результаты и способы их проверки: В конце учебного года учащиеся должны знать и выполнять правила поведения и ТБ в спортивном зале, на спортивной площадке, во время соревнований, личной и общественной гигиены; последовательность выполнения общеразвивающих и специальных упражнений, владеть следующими универсальными компетенциями:
Личностная - (отношение с другими детьми, постановлением целей, задач и их решение, обращение с информацией, уровень саморегуляции).
Ориентация на результат и эффективность - (стремление совершенствоваться, достигать лучших результатов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу).
Коммуникативная – (видеть потребности других людей, вникать в их суть, получать и давать обратную связь, способность разрешать конфликты, понимать природу отношения других к самому себе).
Когнитивные - (умение отыскивать ,обрабатывать информацию, анализировать проблемы, способность и желание обучаться).
Саморегуляция и личная эффективность - (адекватная самооценка, самоконтроль в стрессовых ситуациях, гибкость, способность уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению, способность видеть и понимать разные точки зрения).
Способы определения результативности программы: отслеживание уровня физического развития учащихся проводится в форме сдачи вводных нормативов в начале года (сентябрь) и в форме сдачи контрольных нормативов в конце учебного года (май) с целью выявления уровня физической подготовленности учащихся спортивно-оздоровительной группы в результате реализации программы «Теннис».
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, тестирование.
Для организации работы с учащимися спортивно-оздоровительных групп используются методы тренировки:
- игровой;
- групповой;
- повторный;
- равномерный;
- круговой;
- контрольный.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы :
Тестирование общей физической и технической подготовленности осуществляется два раза в год, в начале и в конце учебного года.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
1 год | 2 год | 3 год | |||
1. | Водное занятие. Техника безопасности | 2 | 2 | 2 | |
2. | Теоретическая подготовка | 8 | 22 | 22 | Тестирование |
3. | Общефизическая подготовка | 118 | 100 | 90 | Сдача норм ГТО, контрольно-переводные нормативы |
4. | Тактико-техническая подготовка | 84 | 84 | 88 | Правильность выполнения ударов |
5. | Соревновательная деятельность | 0 | 4 | 6 | Соревнования |
6. | Контрольные испытания | 4 | 4 | 4 | Контрольно-переводные нормативы |
7. | Психологическая подготовка | - | - | 4 | |
Всего: | 216 | 216 | 216 | ||
8. | Летняя оздоровительная работа (организация работы в летний период профильного отряда на базе МАОУ «Гимназия №6») (план работы) | 36 | 36 | 36 |
Учебно-тематический план (первый год обучения)
Содержание программного материала | Кол-во часов | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
Теоретические занятия Вводное занятие. Т/без. | 2 | 1 | 1 | ||||||||
Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | |||||||||
Состояние и развитие тенниса в мире и России. История развития тенниса на Белгородчине. | 1 2 | 2 | 1 | ||||||||
Воспитание нравственных и волевых качеств теннисиста | 1 | 1 | |||||||||
Гигиена, закаливание, питание и режим теннисиста | 1 | 1 | |||||||||
Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, массаж | 1 | 1 | |||||||||
Инвентарь и правила соревнований | 1 | 1 | |||||||||
ВСЕГО: | 8 | ||||||||||
Практические занятия | |||||||||||
Физическая подготовка | 120 | 13 | 13 | 13 | 14 | 14 | 14 | 13 | 13 | 13 |
Технико-тактическая подготовка | 84 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 9 | 9 | 10 |
Контрольно-переводные нормативы | 4 | 2 | 2 | |||||||
ВСЕГО: | 216 час. |
Содержание программы
Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт в России
ФК и спорт – составная часть культуры, одно из средств воспитания и укрепления здоровья, всестороннего развития граждан.
2. Состояние и развитие тенниса в мире и в России. История развития тенниса на Белгородчине.
История мирового тенниса «Большой шлем». Открытые чемпионаты Австралии, Франции, Великобритании, США. Олимпийские игры. Кубок Кремля. Кубок Дэвиса. Кубок Федерации.
История тенниса России. Первый Всероссийский турнир и его победители. Создание международной Федерации тенниса. Федерация тенниса России.
Российский теннисный тур: соревнования любительские и профессиональные. Заочное путешествие по спортивным кортам Белгородчины.
3. Воспитание нравственных и волевых качеств
Формирование мотивации занятий теннисом. Нравственные качества теннисистов. Спортивная этика в быту, на тренировки и спортивной арене. Специальная психическая подготовка теннисистов.
4. Гигиена, закаливание, питание и режим теннисиста
Закаливание и профилактика. Основы рационального питания. Режим дня.
5. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, массаж Оценка физического развития и полового созревания у детей. В процессе занятия теннисом по показателям ЧСС. Основы техники массажа.
6. Инвентарь и правила соревнований
Ракетка, теннисные мячи, обувь, экипировка теннисиста. Площадка, ее размеры и оборудование.
Розыгрыш очка. Подача и прием подачи. Проигрыш очка. Переигрывание очка. Счет в гейме, сете, матче. Судейство матча и судейская терминология.
Общая физическая подготовка
Средства общей физической подготовки:
- разминочный бег;
- бег на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, с изменением направления, с высоким подниманием бедра, с «захлестом» голени назад, «спиной», «боком», приставными шагами, «зигзагом» с касанием предметов и без, челночный бег, рывки вперед, в стороны, назад из стартового положения, ускорения на различные дистанции;
- прыжковые упражнения: «многоскоки», выпрыгивания, прыжки на одной ноге;
- специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, бег с «захлестом» голени назад, бег «спиной», «боком», бег приставными шагами, бег «зигзагом» с касанием предметов и без, челночный бег, с изменением направления и способа передвижения, рывки вперед, в стороны, назад из стартового положения, ускорения на различные дистанции.
- упражнения без предметов для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса: сгибание, разгибание, отведение, приведение рук; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в стороны, повороты головы и туловища;
- общеразвивающие упражнения: на месте с предметами и без предметов, в движении, с партнером;
- на развитие физических качеств: ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость;
- спортивные игры: «Броски набивными мячами», «Прыжки на месте, в сторону», «Ускорение на различные дистанции» и др.
- подвижные игры: «Борьба за мяч», «Кто вперед», «Самый ловкий», «Кто больше осалит», салки, баскетбол теннисным мячом.
Техническая подготовка
- Приступая к овладению техникой игры, следует предствлять, что под «техникой игры» понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективные решения пяти принципиальных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре:
- - основные хватки ракетки;
- - оптимальный по величине и форме замах;
- - качественный подход к мячу;
- - своевременный момент удара ракеткой по мячу;
- - контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при окончании удара.
- Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и совершенствовании техники выполнения двигательного действия.
Технико-тактическая подготовка
Технико - тактическая подготовка осуществляется в тренировочных занятиях, контрольных играх и во время соревнований.
На тактику в игре влияет три факта:
- личные возможности;
- возможности соперника;
- внешние условия, в которых проводятся соревнования.
Учебно-тематический план (второй год обучения)
Содержание программного материала | Кол-во часов | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Теоретические занятия Вводное занятие. Т/без. | 2 | 1 | 1 | |||||||
Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | ||||||||
Состояние и развитие тенниса в мире и России. Знакомство с выдающимися теннисистами Белгородского края. | 1 2 | 1 | 2 | |||||||
Воспитание нравственных и волевых качеств теннисиста | 2 | 2 | ||||||||
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | 2 | 2 | ||||||||
Гигиена, закаливание, питание и режим теннисиста | 2 | 2 | ||||||||
Профилактика травматизма в теннисе | 2 | 1 | 1 | |||||||
Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, массаж | 2 | 2 | ||||||||
Основы технико-тактических действий теннисиста | 2 | 2 | ||||||||
Физические качества и физическая подготовка | 2 | 2 | ||||||||
Инвентарь и правила соревнований | 2 | 1 | 1 | |||||||
Структура и контроль тренировки | 2 | 2 | ||||||||
ВСЕГО: | 22 | |||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Физическая подготовка | 100 | 11 | 11 | 11 | 12 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
Технико-тактическая подготовка | 84 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 |
Контрольно-переводные испытания (кол-во в год) | 4 | 2 | 2 | |||||||
Соревновательная практика | 6 | 6 | ||||||||
ВСЕГО: | 216 |
Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт в России
ФК и спорт – составная часть культуры, одно из средств воспитания и укрепления здоровья, всестороннего развития граждан.
2. Состояние и развитие тенниса в мире и в России
История мирового тенниса «Большой шлем». Открытые чемпионаты Австралии, Франции, Великобритании, США. Олимпийские игры. Кубок Кремля. Кубок Дэвиса. Кубок Федерации.
История тенниса России. Первый Всероссийский турнир и его победители. Создание международной Федерации тенниса. Федерация тенниса России.
Российский теннисный тур: соревнования любительские и профессиональные. Заочное знакомство с лучшими теннисистами Белгородчины.
3. Воспитание нравственных и волевых качеств
Формирование мотивации занятий теннисом. Нравственные качества теннисистов. Спортивная этика в быту, на тренировки и спортивной арене. Специальная психическая подготовка теннисистов.
4. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Костно-связочный аппарат. Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека.
5. Гигиена, закаливание, питание и режим теннисиста
Закаливание и профилактика. Основы рационального питания. Режим дня.
6. Профилактика травматизма в теннисе
Средства и методы профилактики травм и опорно-двигательного аппарат в теннисе. Оказание первой медицинской помощи. Техника безопасности.
7. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, массаж Оценка физического развития и полового созревания у детей. В процессе занятия теннисом по показателям ЧСС. Основы техники массажа.
8. Основы технико-тактических действий теннисиста
Школа мяча и ракетки. Хватки ракетки: универсальная, восточная, полузападная.
9. Физические качества и физическая подготовка
Сенситивный периоды. Развитие физических качеств: координационные способности, сила, быстрота, гибкость, выносливость.
10. Инвентарь и правила соревнований
Мячи. Обувь. Экипировка теннисиста. Площадка, ее размеры и оборудование. Счет в гейме, сете, матче.
11. Структура и контроль тренировки
Тренировочное занятие. Тренировочный день. МЦ. МзЦ. МаЦ. Виды контроля: оперативный, текущий, этапный.
Общая физическая подготовка
Средства общей физической подготовки:
- разминочный бег;
- бег на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, с изменением направления, с высоким подниманием бедра, с «захлестом» голени назад, «спиной», «боком», приставными шагами, «зигзагом» с касанием предметов и без, челночный бег, рывки вперед, в стороны, назад из стартового положения, ускорения на различные дистанции;
- прыжковые упражнения: «многоскоки», выпрыгивания, прыжки на одной ноге;
- специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, бег с «захлестом» голени назад, бег «спиной», «боком», бег приставными шагами, бег «зигзагом» с касанием предметов и без, челночный бег, с изменением направления и способа передвижения, рывки вперед, в стороны, назад из стартового положения, ускорения на различные дистанции;
- упражнения без предметов для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса: сгибание, разгибание, отведение, приведение рук; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в стороны, повороты головы и туловища;
- общеразвивающие упражнения: на месте с предметами и без предметов, в движении, с партнером;
- на развитие физических качеств: ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость;
- спортивные игры: «Броски набивными мячами», «Прыжки на месте, в сторону», «Ускорение на различные дистанции» и др.
- подвижные игры: «Борьба за мяч», «Кто вперед», «Самый ловкий», «Кто больше осалит», салки, баскетбол теннисным мячом.
Техническая подготовка
- Приступая к овладению техникой игры, следует представлять, что под «техникой игры» понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективные решения пяти принципиальных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре:
- - основные хватки ракетки;
- - оптимальный по величине и форме замах;
- - качественный подход к мячу;
- - своевременный момент удара ракеткой по мячу;
- - контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при окончании удара.
- Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и совершенствовании техники выполнения двигательного действия.
Технико-тактическая подготовка
Технико - тактическая подготовка осуществляется в тренировочных занятиях, контрольных играх и во время соревнований.
На тактику в игре влияет три факта:
- личные возможности;
- возможности соперника;
- внешние условия, в которых проводятся соревнования.
Учебно-тематический план (третий год обучения)
Содержание программного материала | Кол-во часов | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Теоретические занятия Вводное занятие. Т/без. | 2 | 1 | 1 | |||||||
Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | ||||||||
Состояние и развитие тенниса в мире и России. Спортивная история успеха. | 1 2 | 1 | 2 | |||||||
Воспитание нравственных и волевых качеств теннисиста | 2 | 2 | ||||||||
Влияние физических упражнений на организм спортсмена | 2 | 2 | ||||||||
Гигиена, закаливание, питание и режим теннисиста | 1 | 1 | ||||||||
Профилактика травматизма в теннисе | 1 | 1 | ||||||||
Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, массаж | 2 | 1 | 1 | |||||||
Основы технико-тактических действий теннисиста | 2 | 2 | ||||||||
Физические качества и физическая подготовка | 2 | 2 | ||||||||
Подготовка к матчу | 1 | 1 | ||||||||
Инвентарь и правила соревнований | 2 | 2 | ||||||||
Анализ соревновательной деятельности | 1 | 1 | ||||||||
Структура и контроль тренировки | 2 | 2 | ||||||||
ВСЕГО: | 22 | |||||||||
Практические занятия | ||||||||||
Физическая подготовка | 90 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Технико-тактическая подготовка | 88 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 |
Психологическая подготовка | ||||||||||
Контрольно-переводные испытания (кол-во в год) | 4 | 2 | 2 | |||||||
Соревновательная деятельность | 8 | 4 | 4 | |||||||
Психологическая подготовка | 4 | 2 | 2 | |||||||
ВСЕГО: | 216 |
Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт в России
ФК и спорт – составная часть культуры, одно из средств воспитания и укрепления здоровья, всестороннего развития граждан.
2. Состояние и развитие тенниса в мире и в России
История мирового тенниса «Большой шлем». Открытые чемпионаты Австралии, Франции, Великобритании, США. Олимпийские игры. Кубок Кремля. Кубок Дэвиса. Кубок Федерации.
История тенниса России. Первый Всероссийский турнир и его победители. Создание международной Федерации тенниса. Федерация тенниса России.
Российский теннисный тур: соревнования любительские и профессиональные. Спортивная история успеха (спортивные достижения спортсменов-теннисистов Губкинской территории.
- Воспитание нравственных и волевых качеств
Формирование мотивации занятий теннисом. Нравственные качества теннисистов. Спортивная этика в быту, на тренировки и спортивной арене. Специальная психическая подготовка теннисистов.
4. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Костно-связочный аппарат. Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека.
5. Гигиена, закаливание, питание и режим теннисиста
Закаливание и профилактика. Основы рационального питания. Режим дня.
6. Профилактика травматизма в теннисе
Средства и методы профилактики травм и опорно-двигательного аппарат в теннисе. Оказание первой медицинской помощи. Техника безопасности.
7. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, массаж
Оценка физического развития и полового созревания у детей. В процессе занятия теннисом по показателям ЧСС. Основы техники массажа.
8. Основы технико-тактических действий теннисиста
Школа мяча и ракетки. Хватки ракетки: универсальная, восточная, полузападная.
9. Физические качества и физическая подготовка
Сенситивный периоды. Развитие физических качеств: координационные способности, сила, быстрота, гибкость, выносливость.
10. Подготовка к матчу
Введение в тактику игры. Выбор стиля игры. Эффективность игровых действий соперника.
11. Инвентарь и правила соревнований
Мячи. Обувь. Экипировка теннисиста. Площадка, ее размеры и оборудование. Счет в гейме, сете, матче.
12. Анализ соревновательной деятельности
Внутренняя сторона нагрузки соревновательного матча. Объем – сумма пульса во время матча. Внешняя сторона нагрузки соревновательного матча. Интенсивность-темп игры в матчах на различных типах покрытий.
13. Структура и контроль тренировки
Тренировочное занятие. Тренировочный день. МЦ. МзЦ. МаЦ. Виды контроля: оперативный, текущий, этапный.
Общая физическая подготовка
Средства общей физической подготовки:
- разминочный бег;
- бег на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, с изменением направления, с высоким подниманием бедра, с «захлестом» голени назад, «спиной», «боком», приставными шагами, «зигзагом» с касанием предметов и без, челночный бег, рывки вперед, в стороны, назад из стартового положения, ускорения на различные дистанции;
- прыжковые упражнения: «многоскоки», выпрыгивания, прыжки на одной ноге;
- специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, бег с «захлестом» голени назад, бег «спиной», «боком», бег приставными шагами, бег «зигзагом» с касанием предметов и без, челночный бег, с изменением направления и способа передвижения, рывки вперед, в стороны, назад из стартового положения, ускорения на различные дистанции;
- упражнения без предметов для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса: сгибание, разгибание, отведение, приведение рук; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в стороны, повороты головы и туловища;
- общеразвивающие упражнения: на месте с предметами и без предметов, в движении, с партнером;
- на развитие физических качеств: ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость;
- спортивные игры: «Броски набивными мячами», «Прыжки на месте, в сторону», «Ускорение на различные дистанции» и др.
- подвижные игры: «Борьба за мяч», «Кто вперед», «Самый ловкий», «Кто больше осалит», салки, баскетбол теннисным мячом;
Техническая подготовка
- Приступая к овладению техникой игры, следует предствлять, что под «техникой игры» понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективные решения пяти принципиальных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре:
- - основные хватки ракетки;
- - оптимальный по величине и форме замах;
- - качественный подход к мячу;
- - своевременный момент удара ракеткой по мячу;
- - контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при окончании удара.
- Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и совершенствовании техники выполнения двигательного действия.
- Технико-тактическая подготовка
Технико - тактическая подготовка осуществляется в тренировочных занятиях, контрольных играх и во время соревнований.
На тактику в игре влияет три факта:
- личные возможности;
- возможности соперника;
- внешние условия, в которых проводятся соревнования.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Теннис»
Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры. Необходимо учесть множество факторов, которые могут в той или иной мере влиять на качество учебного процесса.
В процессе овладения техникой тенниса можно условно выделить три этапа:
- первоначального овладения техникой;
- углубленного разучивания;
- закрепления и дальнейшего совершенствования техники тенниса.
Первый этап начинается с созданием общего представления о технике игры в теннис путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. Обучение начинается с ведущего звена техники. Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Сначала движения демонстрируют. Педагог использует показ упражнения, сопровождая его пояснениями, требуя точности в выполнении элементов техники.
Необходимо с самого начала создать правильное представление о технике. Все то, что изучается в начале, закрепляется особенно прочно и впоследствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания.
Основные задачи второго этапа - владение техникой упражнения в совершенстве. Эффективность обучения во многом будет зависеть от оптимального подбора методов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения упражнения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, помогающую правильно понять детали техники. Все это должно сопровождаться подробными объяснениями, анализами техники, разбором допущенных ошибок. Такой подход позволяет более углубленно понять технику изучаемых движений.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:
- Общеразвивающие упражнения с учетом особенностей данного вида. Этими упражнениями создается база для овладения техникой тенниса.
- Подводящие упражнения (СПУ) - обычно представляют собой элемент, часть или связку нескольких движений технических действий в теннисе.
- Имитационные - подражающие тому, что требуется в том или ином виде технических действий в теннисе.
Задачи третьего этапа - упрочить, закрепить двигательный навык, обеспечить эффективность применения. Устраняются скованность, лишние сопутствующие движения, ошибки в технике.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать учащемуся на ошибку, показать правильное исполнение. При совершенствовании навыка необходимо повысить его устойчивость, точность, скорость, экономичность движений. Это приводит к их постепенной автоматизации, которая не исключает роли создания, контроля за протеканием движений.
При классификации типов направленности определяется направленность дидактических задач;
- разучивание нового материала (обучающие);
- закрепление разучиваемого материала (закрепляющее);
- совершенствование разучиваемого материала (тренировочный);
- смешанные;
- контрольные.
Чем младше группы, тем больше занятий обучающих и закрепляющих, и чем старше - тем больше тренировок.
При проведении тренировок педагог дополнительного образования должен:
- избегать однообразия в манере ведения занятий;
- использовать одобрение, поощрение, замечание, порицание, соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;
- индивидуально исправлять ошибки;
- формировать у учащихся умение самостоятельно проводить тренировки.
В зале делается больше акцента на обучение, а на воздухе чаще применяют упражнения для развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Педагог должен обеспечить высокую двигательную активность учащихся, дать необходимую физическую нагрузку с учетом их подготовленности, соблюдая требования техники безопасности. Надо четко знать, что учащиеся могут и что еще не в силах. Не следует к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на тренировках при формировании навыков
Методика проведения занятий предусматривает как практическую (являющуюся основой, необходимой для закрепления полученных знаний и совершенствования практических умений), так и теоретическую подачу материала. Используются словесные методы (рассказ, беседа, заочные путешествия) с показом слайдов, видео соответствующего теме содержания.
Важный момент в реализации программы - живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Использование дидактических игр и дидактического материала позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог - ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и группа в целом включается в диалог, совместный поиск решений поставленной проблемы. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания, умения, навыки в творческом процессе.
В процессе обучения используются технологические карты, схемы, иллюстрации с подробным и поэтапным объяснением изучаемого материала, что благоприятствует лучшему усвоению материала. В начале занятий проводятся тематические беседы, посвященные родному краю, определенным датам и праздникам, а также историческим событиям, происходившим на белгородской земле.
При подведении итогов творческой деятельности детей используется метод поощрения.
Учебно – воспитательный процесс направлен на создание условий для формирования математических знаний детей. Важнейшей предпосылкой для решения простейших математических упражнений является правильная организация обстановки, при которой у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Важный момент в реализации программы занимает сотрудничество с родителями воспитанников: проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, методические рекомендаций.
Методические пособия:
- Шориков Е.А. Психологические этюды, Москва, изд-во «ТЦ Сфера», 2004.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 20 октября 2011 года «Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, Тамбов 2011
- Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященные 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года «Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, Тамбов 2012
Условия реализации программы:
- Теннисные корты - 4
- Спортивный зал
- Теннисные ракетки - 30
- Мячи теннисные – 1000
- технические средства обучения:
- компьютер (ноутбук-1)
- учебно-наглядные пособия: иллюстрации, фото, газеты, буклеты
- материал для портфолио учащихся
- Спортивный инвентарь для физкультминуток (скакалки, кегли, мячи)
Список использованной литературы
1. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
2. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
3. Голенко В.А., Скородумова А.П. Азбука тенниса: Учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Дедалус, 2003.
4. Лоэр Дж. Книга для родителей, чьи дети занимаются теннисом. Спб.: СЭНТЭ, 2002.
6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: АСТ Астрель, 2002.
7. Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. М.: Pro-Press, 1994.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Теннис»
Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня общей физической подготовленности
1. Бег 30 метров (20 метров у детей 6-7 лет). Регистрируется время бега с момента начала движения до момента пересечения финишной линии, тест выполняется 2 раза. Учитывается этот результат.
2. Прыжок в длину с места толчком двух ног. Теннисист выполняет 3 раза прыжок в длину от исходной линии, измеряется расстояние от исходной линии до пятки, ближайшей к линии. Учитывается лучший результат.
3. Прыжок вверх с места толчком двух ног. Наклеить на стену сантиметровую ленту, предложить встать к ней боком, вытянув вверх руку. Зафиксировать точку на ленте, до которой он дотягивается, затем спортсмен должен выпрыгнуть как можно выше и коснуться на ленте самой высшей точки. Высчитывается разница между вторым и первым касанием, прыжки повторять 3 раза. Учитывается лучший результат.
4. Метание набивного мяча. Метание выполняется движением подачи 3 раза, вес мяча – 1 кг (у детей 6 лет – теннисный мяч). В зачет идет лучший результат.
5. «Челнок». Максимально быстро пробежать 6 раз (дети 6-7 лет 4 раза), 8 метровый отрезок в направлении вправо – влево попеременно вдоль задней линии. Тест выполняется 1 раз.
Оценка физической подготовленности (мальчики)
Тест | Возраст | Оценка | |||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Бег 20 м (с) | 4,3 | 3,9 | отл. | ||||||||
4,6 | 4,2 | хор. | |||||||||
4,9 | 4,5 | уд. | |||||||||
Бег 30 м (с) | 5,3 | 5,1 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 4,5 | 4,35 | 4,2 | отл. | ||
5,6 | 5,4 | 5,1 | 5,0 | 4,9 | 4,6 | 4,45 | 4,3 | хор. | |||
5,9 | 5,7 | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 4,7 | 4,55 | 4,4 | уд. | |||
Прыжок вверх (см) | 26 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 54 | отл. |
22 | 26 | 29 | 32 | 35 | 38 | 41 | 44 | 47 | 50 | хор. | |
18 | 22 | 25 | 28 | 31 | 34 | 37 | 40 | 43 | 46 | уд. | |
Прыжок в длину (см) | 135 | 155 | 175 | 185 | 195 | 205 | 215 | 225 | 235 | 245 | отл. |
120 | 140 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 220 | 230 | хор. | |
105 | 125 | 145 | 155 | 165 | 175 | 185 | 195 | 205 | 215 | уд. | |
Бросок теннисного мяча движением подачи (м) | 14 | отл. | |||||||||
11 | хор. | ||||||||||
8 | уд. | ||||||||||
Бросок мяча (1 кг) движением подачи (м) | 6 | 7 | 8 | 10 | 13 | 15 | 18 | 21 | 24,5 | отл. | |
5 | 6 | 7 | 9 | 11,5 | 13,5 | 16 | 19 | 22,5 | хор. | ||
4 | 5 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 17 | 20,5 | уд. | ||
«Челнок» (4*8) (с) | 11,0 | 10,0 | отл. | ||||||||
13,0 | 11,5 | хор. | |||||||||
15,0 | 13,0 | уд. | |||||||||
«Челнок» (6*8) (с) | 15,1 | 14,6 | 14,1 | 13,6 | 13,1 | 12,9 | 12,7 | 12,5 | отл. | ||
15,5 | 15,0 | 14,5 | 14,0 | 13,5 | 13,3 | 13,1 | 12,9 | хор. | |||
15,9 | 15,4 | 14,9 | 14,4 | 13,9 | 13,7 | 13,5 | 13,3 | уд. |
Оценка физической подготовленности (девочки)
Тест | Возраст | Оценка | |||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Бег 20 м (с) | 4,5 | 4,1 | отл. | ||||||||
4,8 | 4,4 | хор. | |||||||||
5,1 | 4,7 | уд. | |||||||||
Бег 30 м (с) | 5,4 | 5,2 | 5,0 | 4,8 | 4,7 | 4,65 | 4,6 | 4,55 | отл. | ||
5,7 | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,0 | 4,95 | 4,9 | 4,85 | хор. | |||
6,0 | 5,8 | 5,6 | 5,4 | 5,3 | 5,25 | 5,2 | 5,15 | уд. | |||
Прыжок вверх (см) | 23 | 27 | 31 | 35 | 37 | 39 | 41 | 43 | 45 | 47 | отл. |
19 | 23 | 27 | 31 | 33 | 35 | 37 | 39 | 41 | 43 | хор. | |
15 | 19 | 23 | 27 | 29 | 31 | 33 | 35 | 37 | 39 | уд. | |
Прыжок в длину (см) | 130 | 150 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 215 | 220 | 225 | отл. |
115 | 135 | 155 | 165 | 175 | 185 | 195 | 200 | 205 | 210 | хор. | |
100 | 120 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 185 | 190 | 195 | уд. | |
Бросок теннисного мяча движением подачи (м) | 12 | отл. | |||||||||
10 | хор. | ||||||||||
8 | уд. | ||||||||||
Бросок мяча (1 кг) движением подачи (м) | 5 | 7 | 8 | 9,5 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | отл. | |
4 | 6 | 7 | 8,5 | 9,5 | 10,5 | 13 | 15 | 17 | хор. | ||
3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 13 | 15 | уд. | ||
«Челнок» (4*8) (с) | 11,0 | 10,0 | отл. | ||||||||
13,0 | 11,5 | хор. | |||||||||
15,0 | 13,0 | уд. | |||||||||
«Челнок» (6*8) (с) | 15,3 | 14,8 | 14,3 | 13,8 | 13,3 | 13,1 | 12,9 | 12,7 | отл. | ||
15,7 | 15,2 | 14,7 | 14,2 | 13,7 | 13,5 | 13,3 | 13,1 | хор. | |||
16,1 | 15,6 | 15,1 | 14,6 | 14,1 | 13,9 | 13,7 | 13,5 | уд. |
Примечание: спортсмен переводится в следующую группу обучения при выполнении не менее 70 % тестов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по настольному теннису
Программа по настольному теннису для групп СОГ в ДЮСШ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ."
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Настольный теннис»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Программа «Настольный теннис» рассчитана на три года обучения, относится к физкультурно – спортивной направленности. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых пом...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Настольный теннис" 2021
Спортивная игра «Настольный теннис» выделяется своей популярностью в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, простотой подготовки материально-технической базы и,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» Уровень — базовый 2021-2022 уч.год 74 часа
Общеразвивающая программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню.При разработке программы за основу были приняты типовые программа ...