Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по настольному теннису
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему

Иголкин  Сергей Александрович

Программа по настольному теннису для групп СОГ в ДЮСШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_programmy.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

           Содержание

Пояснительная записка

2

1

Методическая часть учебной  программы

4

1.1

Нормативная часть

4

1.2

Организационно-методические указания

5

1.3

Учебный план

7

1.4

Программа обучения для спортивно-оздоровительных групп

9

2

Программный материал для практических занятий

10

2.1

Общая физическая подготовка

10

2.2

Специальная физическая подготовка

10

2.3.

Техническая и тактическая подготовка

12

2.4.

Интегральная подготовка, соревнования

12

3

Теоретическая подготовка

13

4

Инструкторская и судейская практика

16

5

Психологическая подготовка

16

6

Воспитательная работа

17

7

Педагогический  контроль и оценка уровня подготовленности

19

Литература

23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

История.

Настольный теннис — увлекательная, бесконечно многообразная, доступная любому возрасту игра. Сведения о развитии настольного тенниса очень противоречивы. До сих пор остается загадкой, кто же является подлинным родоначальником игры. Одни считают, что игра с ракеткой и мячом зародилась в Англии, другие настаивают, что появлением этой игры мы обязаны Японии или Китаю. Однако японские и китайские историки это не подтверждают. В 16-ом веке в Англии и Франции была популярна игра в мяч с перьями (позднее резиновый), но без определенных правил.

Существует предположение о происхождении названия игры ”теннис” — связано оно с тем, что в игре участвовали 10 игроков (ten — десять), по 5 на каждой стороне площадки. Игра на воздухе. Вскоре теннис с открытого воздуха перешел в помещение. Принято считать, что своим рождением настольный теннис обязан неустойчивой английской погоде. На мокрых лужайках трудно было играть, вот и появилась игра для гостиных. Вначале играли на полу. Позднее играли на двух столах, расположенных на расстоянии друг от друга. Спустя какое-то время столы сдвинули, а между ними натянули сетку. Получился полноценный теннисный стол

В 1891 г. англичанин Чарльз Бейкстер подал заявку на изобретение и получил патент на игру, получившую название “пинг-понг”. Это название произошло от характерного звука пробкового мяча, ударяющегося о стол и ракетку. Мощный толчок в развитии настольный теннис получил в 1894 г. благодаря изобретению английского инженера Джеймса Гибса. Он ввел в игру целлулоидный мяч, легкий и упругий, что позволило в три раза уменьшить вес ракетки. Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой. Затем фанеру стали покрывать слоем пробки, чтобы улучшить отскок мяча. Для оклеивания игровой поверхности применяли пергамент, кожу, велюр и др. материалы.

В 1903 г. на ракетку стали наклеивать резину, что значительно повлияло на развитие техники игры. А помог этому простой случай. Участник лондонского турнира мистер Гуд возвращался домой после очередных игр. От усталости болела голова, Гуд зашел в аптеку за лекарствами и обратил внимание на резиновую прокладку для сдачи мелочи. Тут и родилась идея. Купив у аптекаря резину, Гуд принялся за реконструкцию ракетки: снял пробку и с обеих сторон наклеил резину. На следующий день Гуд выиграл турнир, победив всех соперников. Так постепенно совершенствовались инвентарь и техника игры.

В России настольный теннис появился в конце 19 в.

Еще в 1860 г. в Петербурге открылся клуб “Крикет и лаун-теннис”. В конце 90-х пинг-понг стал очень популярен в частных домах Москвы, Петербурга, Одессы, Ялты. В феврале 1948 г. Комитет по делам Физкультуры и Спорта утвердил новые правила соревнований в соответствии с международными. С этого времени в нашей стране игра стала именоваться настольным теннисом. В 1954 г. советские спортсмены вступили в Международную федерацию настольного тенниса и стали участвовать в чемпионатах Европы и мира.

В процессе обучения и тренировки в ДЮСШ  предусматривается решение основных целей программы:  

  • Содействие гармоничному развитию, разносторонней подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
  • Привлечение детей к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие  их личности, ведение здорового образа   жизни;
  • Привитие учащимся интереса к занятиям настольным теннисом;
  • Обеспечение разносторонней физической подготовленности будущих теннисистов, всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации для пополнения сборной команды района и области;
  • Подготовка из числа занимающихся инструкторов - общественников и судей по спорту;
  • Оказание помощи ООУ в организации внеклассной работы.

С учетом этих задач разработана данная программа. Она составлена на основе типовой государственной программы для ДЮСШ по настольному теннису, регламентирующей работу спортивных школ с учётом многолетнего передового опыта работы по подготовке квалифицированных спортсменов.

Условия позволяют осуществлять подготовку юных спортсменов в спортивно-оздоровительных группах (далее СОГ). Работа по данной программе предполагает обучение в СОГ переменного состава до 1 года обучения (36 учебных недель)

Комплектование в СОГ:

Переменный состав до 1 года обучения – возраст для зачисления 6-18 лет, наполняемость  -  минимальное количество 15-20 человек;

Учебная нагрузка в СОГ-3 часа в неделю.

Образовательные задачи программы:

  • Знакомство с историей развития физкультуры и настольного тенниса, спорта в России, историей Олимпиад;
  • Углубление знаний о строении и функциях организма человека и животных, влиянии физических упражнений на организм;
  • Привитие навыков гигиены, закаливания, режима спортсмена;
  • Обучение понятиям и навыкам врачебного контроля, самоконтроля, первой помощи, спортивного массажа;
  • Обучение основам спортивной тренировки, основам методики тренировки.    

Воспитательные задачи программы:

  • Воспитание патриотизма и любви к малой Родине;
  • Формирование у учащихся моральных и волевых качеств;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Формирование сознательного отношения к занятиям спортом.

Развивающие задачи программы:

  • Развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей;
  • Развитие функциональных возможностей организма, укрепление здоровья;
  • Развитие жизненно необходимых умений и навыков;
  • Изучение основ техники и тактики настольного тенниса.

     Задачи спортивно – оздоровительного этапа подготовки:

  • Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим  занятиям настольным теннисом;
  • Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья;
  • Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.

Необходимым условием выполнения программы является кадровое и  материально-техническое обеспечение, средства восстановления, медицинское обеспечение, оснащение современным оборудованием и инвентарем, приобретение спортивной формы, обуви и инвентаря индивидуального пользования.

1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ.

1.1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по настольному теннису разработана на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки, а так же действующих нормативно-правовых документов, определяющих порядок деятельности Детско-юношеской спортивной школы (далее ДЮСШ).

При ее разработке использован передовой опыт обучения и тренировки российских и зарубежных школьников, результаты научных исследований, практические рекомендации спортивной медицины, теории  физического воспитания, спортивной педагогики, физиологии, гигиены и психологии.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.

Программа обеспечивает последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья занимающихся, гармоничного развития всех органов и систем организма, воспитание сознательной заинтересованности занятиями спортом, обеспечение всесторонней общей и специальной подготовки, овладения техникой  и тактикой  настольного тенниса, развития общих и специальных физических качеств, создания необходимости предпосылок для высокого уровня спортивного совершенствования и достижения спортивных результатов.

Спортивно-оздоровительный этап охватывает всех желающих заниматься настольным теннисом и решает задачу укрепления здоровья, физического развития и разностороннюю физическую подготовку,  овладение двигательными действиями, основ спортивной техники настольного тенниса.

Образовательная программа является основным документом ДЮСШ при проведении учебно-тренировочных занятий, однако, она не рассматривается, как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса. Различные региональные, климатические условия, наличие материально-технической базы, оборудования, инвентаря могут служить основанием для корректировки рекомендуемой программы.

1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Эффективность многолетнего процесса подготовки учащихся в ДЮСШ в значительной степени зависит от знания тренерами возрастных особенностей детей и подростков и их учета при построении учебно-тренировочной работы. Согласно физиологической периодизации, все дети школьного возраста делятся на три возрастные группы: 6-10 лет младший школьный возраст; 11-14 лет средний школьный возраст, или подростковый; 15-17 лет старший школьный возраст, или начало юношеского возраста.

Каждой возрастной группе свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно-равномерным развитием опорно-двигательного аппарата детей. Длина тела увеличивается больше, чем масса тела.  Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен. В нервной системе преобладает процесс возбуждения, высокая потребность в движении.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела подростков. Наступает процесс полового созревания, высокий темп развития дыхательной системы, центрально-нервной системы, сердечнососудистая система демонстрирует морфологическую и функциональную незрелость. Учебно-тренировочный процесс все более индивидуализируется, средства, используемые в занятиях, по форме и содержанию приближаются к игровой деятельности.

С учетом указанных особенностей занятия должны отличаться разнообразием средств, методов и организационных форм. При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнении работы на развитие физических качеств, обучении техники и тактики следует учитывать периоды полового созревания и сенситивные (благоприятные)  фазы развития того или иного физического качества (таблица №1).

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Ростовые показатели и физические качества

Возраст, лет

6-7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17-18

Рост

+

+

+

+

Вес

+

+

+

+

Быстрота

+

+

+

+

+

+

+

+

Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

+

+

+

Сила

+

+

+

+

Выносливость (аэробные возможности)

+

+

+

+

+

Анаэробные возможности (гликолитические)

+

+

+

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

+

+

Координационные способности

+

+

+

+

Равновесие

+

+

+

+

+

+

Чередование тренировочной нагрузки и отдыха – одно из главных условий рациональной организации занятий в ДЮСШ.

Также в работе тренер должен учитывать методы воспитания морально-волевых качеств: убеждения, разъяснения, поощрения, группового взаимодействия, самовнушения, приучения к повышенной трудности занятий и ситуационной тренировки и другие.

Учебно-тематический план.

Тематическое планирование представлено учебными планами по конному спорту с разбивкой количества часов и практические занятия, которые включают темы: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, интегральная подготовка и участие в соревнованиях, контрольные испытания, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, уход за спортивным инвентарем и оборудованием.

Содержание  дополнительной образовательной программы.

Содержание дополнительной программы включает в себя учебно-методическое пособие по настольному теннису. В пособии раскрываются вопросы истории, теории и методики. В содержание программы входит также годовое планирование по настольному теннису, где указан весь проходимый материал по теории и практике.

Материально- техническое обеспечение

Для проведения занятий по настольному теннису используются: столы для настольного тенниса, сетки, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса, а также инвентарь и оборудование для ОФП.

1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

 

На основании нормативной части программы в ДЮСШ разрабатывается учебный план, план график на учебный год многолетней подготовки учащихся с учетом имеющихся условий.

Примерный учебный план для ДЮСШ отделения настольного тенниса представлен в таблице № 1. При его разработке учитывали режим учебно-тренировочной работы в неделю для различных учебных групп с расчетом на 36  недель занятий непосредственно в условиях ДЮСШ.

Таблица № 1

Учебный план учебно-тренировочных занятий настольным теннисом

Содержание занятий

Спортивно-оздоровительные группы

переменный состав

36 уч.н.

постоянный состав

52 уч.н.

1 год

1 год

2 год

3 год

1 ч

3 ч

6 ч

6 ч

6 ч

6 ч

1.Теоретическая подготовка

 

 4

2.Общая физическая подготовка

 

 31

3.Специальная физическая подготовка

 

 30

4.Техническая

 

 20

5.Тактическая

 

6.Интегральная подготовка, соревнования

 

7.Экзамены, контрольные испытания (приёмные, переводные)

 

 4

8.Медицинское обследование

 

 2

9.Восстановительные мероприятия

 

 

10.Инструкторская и судейская практика

 

 4

Итого часов

0

108

0

0

0

0

По индивидуальному плану на период отпуска тренера-преподавателя или нахождение учащегося в спортивно-оздоровительном лагере

 

 

Всего часов

0

108

0

0

0

0

Ожидаемые результаты.

1. Освоение детьми преподаваемого предмета: сохранение и укрепление здоровья; освоение разнообразных умений и навыков; практические достижения учащихся и участие в различных соревнованиях; усвоение основных элементов в избранном виде спорта; самостоятельная работа учащихся, самосовершенствование.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом: сохранность контингента занимающихся; дальнейшее вовлечение в систематические занятия всех желающих детей, подростков и молодежи; активность детей в учебном процессе; количество детей, выбравших дело или профессию, связанную с физической культурой и спортом.

3. Детские достижения: удовлетворённость учащихся от собственных  достижений; объективность самооценки; повышение спортивного мастерства, результаты участия в различных соревнованиях, разряды и награды.

4. Нравственное развитие личности: доброжелательная атмосфера в коллективе, дружба, отсутствие актов насилия и гуманное отношение друг к другу; традиции школы и общая деятельность коллектива; приобщение к культурным ценностям.

Спортсмен должен уметь: составлять режим дня и руководствоваться им, закалять свой организм, провести разминку перед занятием по настольному теннису, подготовить место для занятий, профессионально обращаться с ракеткой, играть со спарринг-партнером через сетку, соблюдать технику безопасности на занятиях, выполнять основные технические и тактические игровые приёмы.

Спортсмен должен знать: гигиенические требования к обучающимся, режим дня спортсмена, естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний, историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры,  направления ударов в настольном теннисе (диагональ и прямая),   основные технические и тактические игровые приёмы, технику безопасности при выполнении игровых упражнений, правила соревнований; методы самоконтроля; основы методики спортивной тренировки.

1.4. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.

Для спортивно-оздоровительных групп переменного состава (ознакомительно - подготовительный этап)

Теоретическая  подготовка.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико–тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний.

Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации. Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся.

       Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением абсолютных показателей.

     Для этого применяются:

-комплексы  общеразвивающих  упражнений, направленных на развитие гибкости, координационных способностей, выносливости.

-спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости и быстроты.

- эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, координации и быстроты.

Специальная физическая подготовка.

Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.

Для освоения ударных движений, передвижений используются имитационные упражнения. Применяются тренажеры и робот.

2. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

2.1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса: одновременные и попеременные, синхронные и асинхронные движения в плечевых, локтевых и запястных суставах, упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи и др.), сгибание и разгибание рук в упоре сидя сзади, в наклонном упоре, в упоре лёжа; подтягивание в висе прямым и обратным хватом; упражнения для рук с сопротивлением партнёра.

          Упражнения для развития мышц туловища: наклоны вперёд, назад, в стороны, круговые движения туловища, повороты; поднимание прямых и согнутых ног в положении лёжа на спине, из положения виса поднимание прямых и согнутых ног; седы из положения лёжа на спине; различные парные упражнения с сопротивлением партнёра.

         Упражнения для развития мышц ног: приседания на двух ногах, на одной с дополнительной опорой, поднимание на носки, ходьба с перекатом с пятки на носок, ходьба на носках, на пятках; бег с высоким подниманием бедра; различные упражнения со скакалкой; ходьба и бег приставными шагами правым и левым боком.

Упражнения из других видов спорта.

АКРОБАТИКА. Кувырки вперёд, назад, в сторону. Стойка на лопатках, на голове и на руках у стены. Мостик из положения лёжа и наклоном назад. Опорные прыжки через козла и коня. Упражнения на бревне на равновесие. На перекладине: висы, подтягивания, упоры, соскоки.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА. Ходьба и бег на разные дистанции от 30до 1000метров по лёгкоатлетической дорожке. Бег по пересечённой местности от 1 до 5 км. Прыжки в длину с места и с разбега. Метание гранаты, толкание ядра.

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ. Ходьба на лыжах по равнине и пересечённой местности на короткие и длинные дистанции.    

Спортивные и подвижные игры.

Волейбол,  баскетбол, футбол. Эстафеты с преодолением препятствий, прыжками, передачей и метанием мяча. Подвижные игры на быстроту реакции, координацию, внимание.

2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

1) Имитационные передвижения: прыжки, шаги и выпады по сигналу

2) Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу

3) Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой:

        Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок;

                Подбивание  мяча  различными  сторонами  на  месте  и  во  время ходьбы;

        Удары слева и справа у тренировочной стенки;

        Имитационные удары ракеткой по мячу слева и справа;

        Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе;

        Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками;

        

        Игра в “крутиловку;

        Игра одного против двоих и троих;

        Эстафетный бег с ведением мяча ударами ракеткой вверх;

        Специальные упражнения для пальцев;

        Эстафеты с элементами настольного тенниса.

Практические занятия. Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание пальцев, охватывающих ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять руку, контролировать правильность хвата. Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева. Групповое изучение слева и справа в шеренге без ракетки и с ракеткой. Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены.

Ознакомление с основными видами вращения мяча.

Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом  слева  с  вращением  мяча  вверх,  справа  с  вращением  мяча  вверх, ударом слева “подрезкой», мяча вниз, справа “подрезкой” мяча вниз.

Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча, прием подачи “подставками”, слева без вращения мяча, “накат” слева против

“подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки” с вращением мяча вниз, “накат” справа против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки” с вращением мяча вниз, “накат” слева против несильного “наката” С вращением мяча вверх, то же справа.

2.3. ТЕХНИКА И ТАКТИКА НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА.

Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция.

Виды  ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. Подача в настольном теннисе.

Взаимосвязь техники и тактики игры. Тактика одиночных встреч. Планирование тактических действий. Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор темпа игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника.

Техника и тактика парных встреч. Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах. Значение начальной расстановки игроков.  Особенности  тактических  приемов  в  парных  играх. Согласованность действий партнеров при проведении всех применяемых приемов. Тактика игроков в смешанных парных играх. Важность подбора партнеров для парных игр.

2.4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СОРЕВНОВАНИЯ.

Каждая из сторон подготовленности спортсмена (техническая, тактическая, физическая, психическая) формируются вследствие применения узконаправленных средств и методов. Поэтому необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение различных сторон подготовленности, качеств и способностей спортсмена – интегральная подготовка.

Интегральная подготовка - направлена на обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовленности спортсмена в успешной соревновательной деятельности.

Цель интегральной подготовки – обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовки, определяющий успех соревновательной деятельности.

Задачи интегральной подготовки: приобретение и совершенствование спортивного мастерства; комплексное совершенствование всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической); комплексная реализация всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важнейших факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. 

Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный успех» и др. наиболее широким среди данных понятий является «спортивный результат». Спортивный результат – специфический интегральный продукт соревновательной деятельности.

Спортивный результат – показатель реализации спортивных возможностей спортсмена или спортивной команды в соревновательной деятельности, оцениваемый по установленным в спорте критериям.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают: соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня; специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяют разнообразные методические приемы: облегчение условий за счет применения моделирующих устройств, уменьшение количества игроков на площадке и др.; усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, проведение соревнований с более сильным противником и др.

Методы интегральной подготовки: игровой; соревновательный; сопряженных воздействий; контрольный.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Приобретение необходимых теоретических знаний позволяет юным спортсменам правильно оценивать социальную значимость настольного тенниса , понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознанно относиться к занятиям и выполнению заданий тренера, проявлять самостоятельность и творчество на тренировках и соревнованиях.

Теоретический раздел программы определяет минимум знаний, которыми должны обладать учащиеся по истории и организации физической культуры и спорта, вопросам теории спортивной тренировки, гигиены, физиологии, спортивной медицины, психологии, педагогики.

Учебный материал по теоретической подготовке распределен на весь период обучения. Теоретическую подготовку необходимо планировать и проводить в соответствии с содержанием практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы.

Тема № 1. Физическая культура и спорт в России, обзор развития настольного тенниса.

Понятие о физической культуре. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания. Ее значение для укрепления здоровья, всестороннего развития людей и подготовки их к труду и защите Родины.

Физическая культура в системе образования. Внеклассная, внешкольная работа коллектива физической культуры, спортивной секции, детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.

Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта и повышения спортивного мастерства спортсменов. Почётные спортивные звания и спортивные разряды. Совершенствование Единой Российской спортивной классификации, повышение разрядных нормативов и требований – следствие неуклонного роста достижений спортсменов, улучшения методов обучения и тренировки. Разрядные нормы требования по настольному теннису.

          Характеристика настольного тенниса. Оздоровительное, прикладное и воспитательное значение настольного тенниса.

          Краткий обзор истории возникновения и развития настольного тенниса в России. Состояние настольного тенниса  в России и пути его дальнейшего развития. Достижения Российских теннисистов на международных соревнованиях.

        

Тема № 2. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена, оказание первой помощи.

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, её значение, основные задачи и требования, гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом. Общий режим. Режим питания и питьевой режим во время тренировки и соревнований. Значение белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов в питании спортсменов. Калорийность и усвоение пищи. Примерные суточные пищевые нормы занимающихся конным спортом. Гигиена сна.

          Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня купание). Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) в целях закаливания организма. Требования к закаливанию организма. Требования к закаливанию организма спортсмена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и мест занятий: воздух, температура, влажность, освещение и вентиляция помещений.

          Понятие о заразных заболеваниях. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культуры и спортом. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики (предупреждение заболеваний). Вред курения и употребления спиртных напитков.

          Понятие о спортивных травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм  и их  профилактика в настольном теннисе. Первая доврачебная помощь.

          Ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи конечностей. Кровотечение и их остановка.

          Повреждения костей: ушибы, переломы (закрытые и открытые). Оказание первой медицинской помощи.

          Действие низкой температуры: озноб, обморожение, общее замерзание. Тепловой и солнечный удар. Оказание помощи.

          Оказание первой помощи при обмороке и шоке. Практическая отработка способов остановки кровотечения, перевозок. Наложение первичной шины, приёмы искусственного дыхания. Транспортировка и перевязка пострадавших.

Тема № 3. Основы техники и тактики игры в настольный теннис.

Обучение и тренировка – единый педагогический процесс. Основные задачи обучения и тренировки. Правильная хватка ракетки и способы игры. Исходная стойка теннисиста при подаче и основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Краткие сведения о  современных  тенденциях  в  развитии  техники  игры.  Тактика  игры  с разными противниками. Основные тактические варианты игры. Тактика игры с разными противниками. Основные тактические варианты игры.

Тема № 4. Психологическая подготовка, морально-волевая подготовка.

Характеристика морально-волевых качеств: добросовестное отношение к труду, бережное отношение к государственной и общественной собственности, трудолюбие, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности в достижении поставленной цели, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь и выручку, высокая сознательность, организованность, дисциплина, уважение к товарищам, патриотизм.

          Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства. Основные методы развития волевых качеств. Совершенствование моральных и волевых качеств спортсменов.

          Роль и значение психологической готовности спортсменов при занятиях и участии в соревнованиях по настольному теннису. Преодоление отрицательных эмоций перед стартом в ходе соревнований.

          Особенности проявления волевых качеств у спортсменов и их связь с эмоциональной устойчивостью.

          Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от темперамента и психологических особенностей спортсмена. Участие в соревнованиях – необходимое условие совершенствования спортивного мастерства и укрепления моральных и волевых качеств спортсмена.

          Психологическая характеристика настольного тенниса. Психологическая подготовка теннисиста. Влияние окружающей среды на психику спортсмена в процессе тренировки и соревнований.

4. ИНСТРУКТОРСКАЯ  И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Первые  шаги в решении этих задач целесообразно начинать в  спортивно оздоровительных группах и продолжать активную инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.   Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. Задачи, решаемые в этом разделе подготовки, постоянно изменяются с повышением возраста, стажа и уровня спортивной квалификации:

     1.Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее на занятиях.

     2.Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении. Уметь провести разминку в группе.

     3.Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в ДЮСШ.

     4.Изучение основных правил игры, систем проведения соревнований. Ведение протокола соревнований.

     5. Участвовать в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи.       Судейство одиночных и парных соревнований в роли ведущего и старшего судьи.

Развитие судейских навыков и приобретение опыта судейства на соревнованиях начинается с конца первого года обучения в школе и систематически продолжается в процессе занятий.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Социально-психологические особенности спортсменов и тренеров.

Отличительной чертой спортивного коллектива является относительно большая длительность и непрерывность общения и взаимодействия между собой спортсменов. Это создает тренеру благоприятные возможности для целенаправленного воздействия на морально-психологический климат спортивной группы, способствующей высокому уровню сплоченности и работоспособности спортсменов на различных этапах подготовки к соревнованиям. Положительная морально-психологическая атмосфера в спортивной группе зависит от социально-психологических особенностей спортсменов и тренеров, отражающихся в их духовном облике.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки является:

-привитие устойчивого интереса к занятиям спортом.

-формирование установки на тренировочную деятельность.

-формирование волевых качеств у учащихся.

-совершенствование эмоциональных свойств личности.

-развитие коммуникативных свойств личности.

-развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей. Оценка эффективности психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем  педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс, планирование воспитательной работы и психологической подготовки юного спортсмена.

6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в ДЮСШ.

Основные задачи воспитания: приобщение учащихся к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, российского спорта, своего вида спорта, формирование потребности в их приумножении;  преданность  идеалам Отечества (развитие таких качеств личности у спортсменов,  как умение самоотверженно вести спортивную борьбу в любых условиях за выполнение поставленной задачи в конкретном соревновании); формирование убежденности в необходимости спортивной дисциплины, выполнения требований тренера; развитие потребности в здоровом образе жизни, готовности и способности переносить большие физические и психические нагрузки.

Важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена, а также ряд факторов: семья, школа, коллектив педагогов.

Главной задачей в занятиях является воспитание чувства коллективизма, дисциплинированности, трудолюбия, высоких моральных качеств, преданности России. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Важнейшей фигурой во всей воспитательной работе является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых дней занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое использование указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия.

В процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого является: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин. Примерный перечень  мероприятий по воспитательной работе:

a) нравственное просвещение, празднование знаменательных дат, событий коллектива, чествование.

1. Основные события в стране, мире, причастность к ним спортсменов. Спортивная хроника. 2. Беседы, лекции на общественно-политические, нравственные темы. 3. Общие собрания: знаменательные даты; итого учебного года; беседы о единстве трудового, ратного и спортивного подвига. 4. Собрания команды перед выездом на ответственные соревнования. Торжественное объявление состава. 5. Посещение исторических мест (экскурсии дома и на выезде).  6. Посвящение новичков в члены спортивного коллектива. 7. Встречи с Героями России, трудовыми коллективами, воинами Российской Армии. 8. Торжественное чествование победителей соревнований и отличников учебы. 9. Торжественное вручение наград, грамот, значков и т.д. 10. Вручение переходящих кубков «Мужества», «Благородства» и т.д. 11. Вручение переходящих призов «За лучшую технику».

б) наглядная агитация, стенная печать, средства массовой информации.

1. Стенды, отражающие спортивную и общественную жизнь страны, школы, коллектива, хроника спортивной жизни.  2. Фотогалерея ведущих спортсменов по конному спорту страны, мира, лучших спортсменов и отличников учебы школы. 3. «Молнии» (поздравления, порицания). 4. Информационные заметки, статьи о работе коллектива, спортивных и учебных успехах спортсменов, групп и т.д.

в) практические мероприятия по воспитанию актива; мир увлечений учащихся.

1. Походы по местам боевой славы. 2. Туристические групповые походы спортивно-оздоровительной и агитационной направленности. 3. Участие в организации и проведении традиционных соревнований. 4. Организация учебы и инструкторской практики учащихся. 5. Организация учебы и практики по спорту.

г) культурно-развлекательные, познавательные мероприятия, диспуты, обсуждения литературных произведений, статей.

1. Обсуждение книг серий: «Спорт и личность», «ЖЗЛ» и т.д. 2. Коллективные посещения театров, кино с последующим обсуждением. 3. Посещения достопримечательных мест (во время поездок в др.города), экскурсии.

7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

Контрольно-диагностические средства: для оценки и контроля состояния физической, технической, тактической подготовки, занимающихся используются контрольно-переводные  нормативы, разработанные на основе программы по настольному теннису для ДЮСШ. Для оценки подготовленности и сравнения роста достигнутых результатов учащиеся участвуют в соревнованиях.

Предварительный контроль:

-выявление двигательных, интеллектуальных способностей, (посредством тестов, опроса)

-оценка начального функционального состояния (контрольные нормативы)

-оценка психологической устойчивости, волевых качеств (упражнения соревновательного характера, наблюдения).

Текущий контроль:

-сопоставление фактического результата тренировочного процесса с ожидаемым;

-выявление пробелов и недостатков в освоении программы;

-произведение корректировки обучения с учётом индивидуальных качеств учащихся;

- регулярные тренировки;

-участие в соревнованиях в течение года.

Итоговый контроль:

-выполнение контрольных нормативов.

Ожидаемые результаты:

-сознательное отношение детей к занятиям спортом, регулярное посещение тренировок;

-профилактика «влияния улицы», хулиганства и вредных привычек;

- привыкание детей к здоровому образу жизни;

-развитие функциональных возможностей организма, укрепления здоровья;

-воспитание морально-волевых качеств;

-достижение спортивных результатов, выполнение разрядов.

Педагогический и врачебный контроль.

В спортивно-оздоровительных группах основными задачами  медицинского обследования является  контроль  за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача.

В начале и в конце года учащиеся проходят медицинские обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры.

Медицинское обследование включает: анамнез; обследование у врачей специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога (для девушек); врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографические исследования;  клинический анализ крови и мочи.

Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей спортсмена, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям организма.

Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности учащихся,  ДЮСШ  рекомендует комплекс контрольных упражнений по специальной физической и технико-тактической подготовленности  представлен  в таблице № 3.

Педагогический контроль включает также и показатели  тренировочной и  соревновательной   деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей.         

Тестирование по ОФП учащихся осуществляется два раза в год: в начале и в конце учебного года. Перед тестированием проводится разминка.

Критерии оценки работы в спортивно-оздоровительных группах.

Стабильность состава учащихся. Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся. Уровень освоения основ техники в конном спорте. Освоение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных программой. Освоение теоретического раздела программы.

КОНТРОЛЬНО-ПРИЕМНЫЕ и ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

ОФП

юноши

вид

Бег с высокого старта (с)

Бег (с)

Прыжок в длину с места (см)

Подтягивание на перекладине (раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

лет

м*

3

4

5

м*

3

4

5

3

4

5

п*

3

4

5

3

4

5

6-8

30

6,8

6,3

6,0

1000

б/у

б/у

б/у

112

115

118

н

7

9

11

9

12

15

9

30

6,3

5,9

5,6

1000

6,00

5,30

5,00

115

130

160

н

8

10

12

10

13

16

10

30

6,3

5,9

5,6

1000

6,00

5,30

5,00

115

130

160

н

8

10

12

10

13

16

11

60

10,8

10,3

9,8

1000

5,00

4,30

4,10

155

170

190

в

6

8

9

11

15

20

12

60

10,8

10,3

9,8

1000

5,00

4,30

4,10

155

170

190

в

6

8

9

11

15

20

13

60

10,8

10,3

9,8

1000

5,00

4,30

4,10

155

170

190

в

6

8

9

11

15

20

14

60

10,0

9,2

8,5

2000

10,15

9,45

9,00

175

190

210

в

7

9

11

15

20

25

15

60

10,0

9,2

8,5

2000

10,15

9,45

9,00

175

190

210

в

7

9

11

15

20

25

16

100

15,0

14,2

13,8

3000

14,30

13,50

13,00

190

210

230

в

9

11

14

22

27

32

17

100

15,0

14,2

13,8

3000

14,30

13,50

13,00

190

210

230

в

9

11

14

22

27

32

18-24

100

14,0

13,7

13,3

3000

13,50

13,20

12,25

210

235

245

в

11

13

16

27

31

35

девушки

вид

Бег с высокого старта (с)

Бег (с)

Прыжок в длину с места (см)

Подтягивание на перекладине (раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

лет

м*

3

4

5

м*

3

4

5

3

4

5

п*

3

4

5

3

4

5

6-8

30

7,00

6,50

6,10

1000

б/у

б/у

б/у

110

113

116

н

6

8

10

8

11

13

9

30

6,8

6,3

5,9

1000

7,00

6,30

6,00

115

125

150

н

7

9

11

9

12

14

10

30

6,8

6,3

5,9

1000

7,00

6,30

6,00

115

125

150

н

7

9

11

9

12

14

11

60

11,2

10,4

10,0

500

3,00

2,20

2,15

155

160

170

н

9

11

17

7

8

14

12

60

11,2

10,4

10,0

500

3,00

2,20

2,15

155

160

170

н

9

11

17

7

8

14

13

60

11,2

10,4

10,0

500

3,00

2,20

2,15

155

160

170

н

9

11

17

7

8

14

14

60

10,8

10,2

9,4

2000

11,40

11,10

10,30

155

165

180

н

11

19

22

10

15

20

15

60

10,8

10,2

9,4

2000

11,40

11,10

10,30

155

165

180

н

11

19

22

10

15

20

16

100

18,0

16,5

15,7

2000

11,00

10,30

10,00

155

170

185

н

17

22

26

10

15

20

17

100

18,0

16,5

15,7

2000

11,00

10,30

10,00

155

170

185

н

17

22

26

10

15

20

18-24

100

16,9

16,3

15,5

2000

11,00

10,25

9,40

165

180

195

н

21

25

30

13

18

23

СФП

1 года обучения

6

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки в мин.

3 и >

2-3

отлично  

хорошо

7

Выполнение подачи из 20

17-20

13-16

отлично  

хорошо

8

Прием подачи слева из 20

17-20

13-16

отлично  

хорошо

9

Прием подачи справа из 20

17-20

13-16

отлично  

хорошо

10

Удержание мяча на ракетке мин

3 и >

2-3

отлично  

хорошо

        

ЛИТЕРАТУРА.

1. Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Матыцин О.В. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2009г.

2. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982г.

3. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1979г.

4. Г.В. Барчукова, В.М.М.Богушас, О.В.Матыцин. Теория и методика настольного тенниса. М.Akademia, 2006г.

5. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис.

Диссертация, РГАФК, М.: 160с.,2000г.

6. О.В. Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном. РГАФК, М.:,1995г

7. «Краткая спортивная энциклопедия. Настольный теннис»  Э.Я.Фримерман Издательство «Олимпия Пресс», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по теннису

Особенности данной программы  таковы: на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме применяются упражнения общей физической подготовленности, направленные на укрепление зд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ."

Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Настольный теннис»...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»

Программа «Настольный теннис» рассчитана на три года обучения, относится к физкультурно – спортивной направленности. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых пом...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Настольный теннис" 2021

Спортивная игра «Настольный теннис» выделяется своей популярностью в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, простотой подготовки материально-технической базы и,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» Уровень — базовый 2021-2022 уч.год 74 часа

Общеразвивающая программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню.При разработке программы за основу были приняты типовые программа ...