Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
материал

Смирнова Анна Владимировна

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imperiya_nastolnyh_igr.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное Бюджетное  Учреждение

 Детский оздоровительный центр «Юность Урала»

Филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка»

игровая студия

«Империя настольных игр»

игровые занятия

для детей 8-16 лет

Составитель: Смирнова Анна Владимировна

Воспитатель  ОО центра «Уралочка»

Верх – Нейвинский

2018 год

Пояснительная записка

 Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. 

Л.С.Выготский

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное  значение в жизни ребёнка, тоже, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего, в игре….»

Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр. Нужно помнить, что дети играют не потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что по средствам игры они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы поведения людей в социуме.

Актуальность: Все виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения. Недостаток реального общения между детьми делает совместные игры и практику общения детей в игре весьма актуальной в настоящее время. Настоящее реальное общение полезнее виртуального, доказать это и научить этому  большая педагогическая задача настоящего времени. Настольные совместные игры – это одно из решений этой проблемы.

Игра полифункциональна. Одна и та же игра способна удовлетворить многие социальные потребности детей.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика, и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра  активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок – очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Она имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Ребенок познает себя, свои возможности,  людей, которые его окружают, учится оценивать и моделировать собственное общение со сверстниками, старшими товарищами, воспитателями, что так немаловажно с наше время, когда дети проводят много времени в интернет и компьютерном пространстве

Именно через игру формируются эстетические потребности и вкусы ребенка, дается возможность самореализации и самоактулизации. Именно в игре личность развивается свободно, стремительно, гармонично. Играть любят все: и взрослые, и дети.

Игра оказывает влияние и на развитие психических свойств и качеств личности. Она оказывает влияние на все стороны психического развития: самообладание, умение преодолевать эмоциональные срывы и управлять собой, подавлять нетерпение, притормозить сиюминутную реакцию, вырабатывая у себя выдержку и терпение, трезвый, бесстрастный анализ сложившихся обстоятельств.

Можно сказать, что влияние игр на психическое и физическое развитие очень велико, они помогают снимать психологические барьеры, улучшить взаимоотношения,  общение детей, дают уверенность в своих силах.

Новизна: Новизна данной программы заключается в том, что набор игр для детей варьируется в зависимости от категории приезжающих детей. Воспитатель оставляет за собой право на составление плана игр, в зависимости от интересов и возраста детей, возможна и интерграция игр разных направлений и разработка новых, все зависит от категории детей и их потребностей. В итоге работы по данной программе каждый ребенок сможет познакомится с правилами разных настольных игр, попробовать разные стратегии игр, проявить себя в понравившихся играх и испытать себя в роли создателя своей собственной игры, основываясь на знаниях об настольных играх.

Цель программы – создание благоприятных условий для развития личности ребенка посредством дидактических и настольных игр.

Задачи программы:

Образовательные:

● Ознакомление с разнообразием настольных и дидактических игр;

● Знакомство с историей создания игр;

● Знакомство с правилами разных видов игр;

Развивающие:

● Развитие интереса к настольным играм  в компании;

● Развитие вкуса, изобретательности и творческих способностей детей;

● Систематическое и целенаправленное развитие внимания, логического мышления, воображения, мелкой и крупной моторики и речи детей;

● Развитие ассоциативного мышления;

Воспитательные:

● Формирование навыков сотрудничества детей;

● Воспитание культуры общения;

● Развитие видов детской деятельности (коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской);

● Создание благоприятных условий для самовыражения ребенка;

● Развитие эмоциональной сферы детей;

● Развитие самостоятельности;

Особенности программы:

Данная программа реализуется в оздоровительно-образовательном центре «Уралочка», который круглогодично принимает на оздоровление детей, воспитанников учреждений воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Время пребывания детей на смене 21 день. Количество проведенных занятий за смену 10.  Возрастная категория детей от 6 до 14 лет.

Доступность работы по программе  и  игровые формы обучения позволяют нам ориентироваться и на категорию детей с ОВЗ.

Мобильность педагога в рамках этой программы позволит  познакомить детей с выбранными играми,  которые пожелают дети. Педагог в данном случае выступает в роли проводника и организатора, накапливая столь драгоценный опыт.

 Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программа представлена двумя разделами:

Теоретический (образовательный). Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказов, дискуссий, мультимедийных занятий; с просмотром иллюстративного материала об истории и правилах игр.

Практический (отработка стратегий игр на практике).  Представляет собой: реализацию стратегии игры, поиск замысла будущей собственной игры, которая должна соответствовать интересам ребенка; написание правил игры;

Методическое обеспечение

Педагогом создаются условия для формирования интереса к естественнонаучным, историческим техническим знаниям путем использования следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

- Словесные методы: рассказ, беседа, сказка;

- Работа с литературой (журналы, энциклопедии, учебные пособия);

- Методы практической работы: упражнения, рассматривание, обсуждение, экспериментирование и практическая работа;

- Метод игры: соревнования, викторины, конкурсы, познавательные, развивающие и настольные игры;

- Наглядный метод обучения - наглядные материалы (картинки, рисунки, фотографии), демонстрационные материалы;

- Проектные методы – проектирование и моделирование изделий.

Дети должны знать и уметь:

● Различать основные  виды настольных игр;

● Иметь  представление о правилах игр;

● Уметь выстраивать выигрышную стратегию игры;

●Уметь выразить  свое отношение к игре;

● Знать в основных чертах специфику разных видов игр;

● Представлять, как создать собственную настольную игру;

● Знать, какие существуют этапы  работы над созданием игры;

● Уметь анализировать свой результат;

Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются входной, текущий и итоговый контроли. Осуществляется контроль следующим образом.

Входной контроль проводится в начале заезда. Отслеживается уровень подготовленности воспитанников. Проводится в форме собеседования, игр  и  творческих заданий  с целью выявления уровня творческих способностей, умений и предпочтений детей. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий.

Итоговый контроль проводится в конце заезда. Цель его проведения - определение уровня усвоения программы каждым ребенком. Формы проведения: опрос, итоговый показ готового игрового проекта, итоговая выставка детских игр (в коллективе), общая отчетная выставка в учреждении.

Результаты первоначального, текущего и итогового контроля отмечаются в журнале Воспитателя  в разделах  «Анализ дня» и «Аналитический отчет воспитателя»

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

● анкеты;

● опросы;

● творческие задания;

● участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности.

Обеспечение программы

Внутренние ресурсы:

● Все участники оздоровительно-образовательного процесса;

● Оздоровительно-образовательный  центр «Уралочка».

Технические ресурсы:

● Наборы настольных игр, соответствующие возрасту детей;

● Столы и стулья для детей;

● Художественные и иные материалы для создания собственной настольной игры (бумага, картон, краски, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, клей, ножницы, мелки, сыпучие материалы, ткани, бусины, пуговицы, природные материалы, проволока и другие).

● Учебная, методическая, научная литература.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

всего

теорет

практ

1. Вводное занятие.

1

0.5

0.5

2. Знакомство с детскими играми на шахматной доске

1

0.5

0.5

3. Знакомство с русскими настольными играми

1

0.5

0.5

4. Знакомство с играми на листке бумаге

1

0.5

0.5

5. Знакомство с детскими карточными играми

1

0.5

0.5

6. Знакомство с современными настольными играми

2

1

1

7. Создание собственной настольной игры

4

1

3

Итого

10

4

6

Содержание занятий

1 занятие: Вводное занятие.

Знакомство с играми. Вводный инструктаж на рабочем месте.

2 занятие: Знакомство с детскими играми на шахматной доске  

Беседа об истории игр и истории о шахматной доске. Знакомство с разнообразием игр и их правилами: «Уголки», «Шашки», «Шахматы», «Кошки-Мышки», «Магараджа».

Практическая работа: Игровая практика, отработка стратегий игр.

3 занятие: Знакомство с русскими настольными играми

Беседа об истории игр. Знакомство с разнообразием русских настольных игр: «Бирюльки», «Русское лото», «Домино».

Практическая работа: Игровая практика, отработка стратегий игр.

4 занятие. Знакомство с играми на листке бумаге

Рассказ об истории происхождения рисованных игр. Знакомство с разнообразием игр на листе бумаге: «Виселица», «Морской бой», «Футбол», «Балда», «Чепуха», «Танчики», «Гонки», «Гольф». Гадания на листочке бумаге: «Сердечное гадание», «Гадание на рисунках», «Гадание на числах»,

«Гадание на буквах», «Гадание на именах»

Практическая работа: Игровая практика, отработка стратегий игр.

5 занятие. Знакомство с детскими карточными играми

Знакомство с историей карт. Знакомство с разнообразием карточных игр: «Цыганка», «Пьяница»,  «Уно»,  «Мокрая курица»,  «Акулина»,  «Осел», «Верю-не верю!»,  «Бонжур, мадам!»,  «Сто одно»,  «Покер». Гадание на картах: «Пасьянс на желание», «Пасьянс на короля», «Пасьянс на даму».

Практическая работа: Игровая практика, отработка стратегий игр.

6 занятие. Знакомство с современными настольными играми

Знакомство с историей создания игр. Современные настольные игры: «Дженга», «Монополия», «Мафия», «Имаджинариум», «Бум», «Данетки».

Практическая работа: Игровая практика, отработка стратегий игр.

7 занятие. Создание собственной настольный игры.

Презентация творческого проекта.

Практическая работа: Изготовление собственной настольной игры. Представление творческого проекта.

Использованная литература:

1. Интернет источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/znachenie-igry-v-zhizni-detej © МаПаПаМа.ру

2. Интернет источник: http://fb.ru/article/154178/kak-igrat-v-monopoliyu-monopoliya-igra-pravila

3. Интернет источник: http://brjunetka.ru/kak-pravilno-igrat-v-mafiyu/#ixzz4uKSSj24h dominoplay.ru

4. Интеренет источик: © http://grimuar.ru/gadanie/gadanie-na-bumage-ruchkoy.html

5. Интернет источник: © http://grimuar.ru/gadanie/gadanie-na-bumage-ruchkoy.html

6. Интернет источник: http://brjunetka.ru/prostyie-i-ponyatnyie-pravila-igryi-v-poker/#ixzz4uKM4HlgK


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"

Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества.  Это   одно    из...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период "Поиграй-ка"

 В  ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Поиграй-ка» у учащихся формируются основные понятия о игре, ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период"Мастерилка"

   В  ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Мастерилка» у учащихся формируются основные понятия о...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»

Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»...