Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»
рабочая программа

Абрамова Светлана Николаевна

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma_yoga.docx188.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

 «Центр детского творчества»

Титульник-_1_

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Детская Хатха-йога»

(начальный уровень)

физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся - 7-17 лет

Срок реализации программы - 5 месяцев

Авторы-разработчики:

Севостьянова А.А.  

педагог дополнительного образования;

Абрамова С.Н. –

 методист спортивно-массового отдела  

год разработки программы – 2023

г. Нижневартовск 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) физкультурно-спортивной направленности разработана с учетом: Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 с изменениями, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №10 от 24.03.2021;  Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.; Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (раздел V),  утвержденных приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 12.08.2022 № 10-П-1692 (вступивших в силу с 1 сентября 2022 года); муниципальных правовых актов

Актуальность программы состоит в том, что на сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения заставляет задуматься не только врачей и родителей, но и учителей и преподавателей образовательных учреждений. Согласно статистическим данным, среди детей младшего школьного возраста зарегистрированы заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, дыхательной системы, обмена веществ и др. Становится очевидным тот факт, что система физического оздоровления молодого поколения довольно устарела и требует качественного и оперативного изменения. Наряду со спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта сейчас все популярнее становится восточное направление занятий, таких как: цигун, ушу, пилатес, йога, различные виды восточных единоборств и т.д. Одной из наиболее продуктивных оздоровительных систем является йога, которая зарекомендовала себя во многих учебных заведениях мира как рациональная и разумная система самосовершенствования и саморегуляции организма на физическом и психическом уровнях.

Новизна данной программы состоит в том, что в ней заложены четыре линии или четыре аспекта.

Физиологический аспект - гибкость, подвижность и прямая осанка - это основные требования для сбалансированного развития тела;

Эмоциональный/поведенческий аспект – нормализация поведения гиперактивного ребенка, уравновешивание эмоциональной сферы. Детям - интровертам, «закрытым», замкнутым, имеющим трудности в контакте со сверстниками занятия помогут открыться миру, раскрыть свои творческие способности;

Ментальный аспект - сюда входит способность концентрироваться, запоминать, рассуждать, сознательный, подсознательный и бессознательный ум, а также систематическая стимуляция обоих полушарий головного мозга;

Творческий аспект - данный аспект подразумевает воображение, визуализацию, вокализацию и развитие личных качеств (при использовании намерения (санкальпы) в йога нидре).

Занятия для обучающихся проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего по программе -  18 часов.

Форма занятий – групповая. Группы формируются в зависимости от уровня подготовки обучающихся, могут быть разновозрастными. Наполняемость группы 8 – 15 человек.

Зачисление в группы производится на добровольной основе при наличии медицинского допуска без учета физических способностей обучающихся.

Форма обучения – очная. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки (карантина) или актированных дней занятия могут проводиться в дистанционном формате.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является достижение общего оздоровительного эффекта, обеспечение эмоционального благополучия для детей

Задачи:

  • Формирование правильной осанки;
  • Развитие гибкости, эластичности позвоночника, подвижности суставов, силы мышц;
  • Развитие воображения, координации движений;
  • Воспитать в детях уверенность в своих силах, желание вести здоровый образ жизни.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел /Тема

Количество часов

5 месяцев обучения

теория

практика

всего

1

Комплекс упражнений Хатха-йоги

4

4

2

Дыхательная гимнастика

1

1

2

3

Комплекс упражнений по профилактике органов пищеварения

2

2

4

Игры на сплоченность коллектива

2

2

5

Комплекс упражнений по профилактике и оздоровлению ОДА

3

3

6

Основы медитации для детей

1

2

3

7

Итоговое занятие

2

2

Итого по программе:           

2

16

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Комплекс упражнений Хатха-йоги

Теория: рекомендации по выполнению упражнений.

Практика: выполнение асан.

Раздел 2. Дыхательная гимнастика.

Теория: углубление знаний о типах дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, реберное, диафрагмальное, брюшное. Полное дыхание: в полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудной и брюшной (диафрагмальный) компоненты. При полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Отличие общих и специальных упражнений. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы, применяются как при заболеваниях органов дыхания, так и при других соматических заболеваниях. Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата.

Практика: Выполнение общих и специальных упражнений.

Раздел 3. Общий комплекс упражнений по профилактике заболеваний органов пищеварения.

Теория: Значение упражнений в системе профилактики заболеваний органов пищеварения.

Практика: Выполнение упражнений по профилактике заболеваний органов пищеварения.

Раздел 4. Игры на сплоченность коллектива

Теория: Знакомство с различными играми и их правилами.

Практика: Игровой процесс, с соблюдением травмобезопасности.

Раздел 5. Комплекс упражнений по профилактике и оздоровлению ОДА.

Теория: Знакомство с физиологическими особенностями опорно-двигательного аппарата.

Противопоказания для выполнения упражнений

Практика: Выполнение комплекса упражнений по профилактике заболеваний и оздоровлению органов опорно-двигательного аппарата

Раздел 6. Основы медитации для детей

Теория: Понятие о стрессоустойчивости и способах управления эмоциями. Практика: Выполнение упражнений на успокоение (аффирмации, визуализация, дыхание)

Тема 6.2 Понятие о детской медитации. Способы медитации

Теория: Понятие о детской медитации. Виды детской медитации. Значение музыкального

сопровождения.

Практика: Проведение сеанса медитации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

По окончании реализации программы:

Предметные (Образовательные):

  • Знать понятие, что такое «йога»;
  • Уметь выполнять общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки;
  • Уметь концентрировать внимание.

Метапредметные:

  • Научиться прислушиваться к самому себе;
  • Кругозор детей станет шире;
  • Обладать навыками самостоятельного выполнения асан.

Личностные

  • Быть активным и эмоционально развитым;
  • Воспитание желания заниматься, трудолюбие и умение слушать.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационные:

        Для успешной реализации программы «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) формируются постоянные учебные группы.  На основании заявлений родителей о приёме детей в детские объединения     и   медицинских справок происходит зачисление в группы. Занятия проводятся в групповой форме. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на 5 месяцев обучения. Занятия ведутся один раз в неделю по 1 часу. Оптимальная наполняемость одной учебной группы не должна превышать 15 человек. В процессе обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитываются их физиологические и психолого-педагогические особенности.

Кадровое обеспечение:

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования имеющий высшее или средне-специальное образование в соответствии с профилем деятельности или прошедший специальную переподготовку, требований к квалификационной категории и стажу работы нет.

Материально-техническое обеспечение:

  • спортивный зал;
  • гимнастические коврики для йоги;
  • аудио-звуковая, видео аппаратура;
  • блоки для йоги;

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

На протяжении всего процесса обучения ведется текущая проверка освоения обучающимися программного материала. Для отслеживания используются следующие методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение (каждое занятие);
  • самоконтроль (каждое занятие);
  •  зачет, взаимозачет, опрос, выполнение обучающимися диагностических заданий (1 раз в месяц один из видов контроля).

Формы подведения итогов реализации программы:

  • открытый урок.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Организация образовательного процесса.

Работа по программе «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) представляет собой комплексный курс занятий по физическому воспитанию, развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата.

Асаны, используемые в программе, учитывают физиологические параметры детей, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей. Асаны–позы йоги, это положение тела, которое удобно и устойчиво, изображающие позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны направлены на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.

Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Асаны всегда следует выполнять после разогрева и дыхательной практики.
  2. Практика Хатха-йога должна строиться в строгой последовательности: сначала асаны, выполняемые из положения лежа, затем - сидя.
  3. Перед началом выполнения асан необходимо провести динамический разогрев. Это подготовит организм к статической нагрузке.
  4. При разучивании комплекса Хатха-йоги необходим четкий показ педагогом.
  5. Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка, занятия должны проходить в спортивной форме не стесняя движения, босиком.

Занятие по программе «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) состоит из трёх частей:

Подготовительная часть (разминка): разные виды ходьбы и бега, разогревание суставов и мышц, подготовка организма к практике.

  • На первых занятиях при проведении дыхательной практики с детьми основная нагрузка ложится на разминку, с дальнейшим постепенным добавлением динамики дыхания. В каждом последующем комплексе добавляются новые пранаямы, которые можно делать стоя, сидя и лежа.

Основная часть (аэробная):

  • Практика асан

Заключительная часть: расслабление, дыхание, медитация (асана Шавасана).

  • Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка.
  • Желательно проводить занятия на свежем воздухе, но условия крайнего севера не позволяют это сделать в зимнее время, но в теплое время года данные занятия необходимо вынести на свежий воздух.

Методы используемые в реализации программы:

  1. Игровой метод. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

  2. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животными растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

  3. Словесный метод. Это беседа о средствах оздоровления, объяснение методики исполнения движений, оценка.

  4. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного движения.

  5. Наглядный метод (выразительный показ под счет, с музыкой).

  6. Метод контроля (индивидуальный, тестирование).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильинская О.В., Казак О.Б. Детская йога.  М.: Эксмо, 2011. -208с.
  2. Бинь Чжун «Китайская рефлексотерапия. Точки здоровья и красоты».
  3. В. Осипова. «Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.
  4. Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019 г.
  5. Латохина Л.И. « Хатха-йога для детей», М., Просвещение. 1993г.
  6. М.Н. Щетинин «Дошкольное воспитание и развитие. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие», Москва, 2008 г.
  7. Т.А. Иванова. «Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста» — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.

Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Сроки проведения занятия

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов

Форма контроля

Место проведения

всего

теория

практика

месяц

неделя

1.

Январь

Февраль

 

1-4

Комплекс упражнений Хатха-йоги

Практическое занятие

4

-

4

Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

2.

Февраль

1-4

Дыхательная гимнастика

Учебные занятия, практическое занятие

2

1

1

Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

3.

Март

 

1-4

Общий комплекс упражнений по профилактике органов пищеварения

Практическое занятие

2

-

2

Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

4.

Март

1-4

Игры на сплоченность коллектива

Практическое занятие

2

-

2

Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

5.

Апрель

1-4

Комплекс упражнений по профилактике и оздоровлению ОДА

Практическое занятие

3

-

3

Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

6.

Апрель

Май

1-4

Основы медитации для детей

Учебные занятия, практическое занятие

3

1

2

Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

7.

Май

1-4

Итоговое занятие

Практическое занятие

2

-

2

Анализ процесса практической деятельности

Спортивный зал

ИТОГО

18

2

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"

Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества.  Это   одно    из...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период "Поиграй-ка"

 В  ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Поиграй-ка» у учащихся формируются основные понятия о игре, ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период"Мастерилка"

   В  ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Мастерилка» у учащихся формируются основные понятия о...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»

Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...