Учимся говорить выразительено
методическая разработка по теме

Виниченко Людмила Николаевна

 Данны материал используется при проведении занятий по разделу  "Культура и техника речи" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_vyrazitelno.odt17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся говорить выразительно.

 Что значит говорить выразительно?

 «Выразительность»  -это  умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое важное, главное в своем высказывании; «выразительно говорить» — говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

 Следует помнить, что выразительно в речи то, что выделяется на общем фоне, что задевает за живое, будит внимание, вызывает интерес.

 Одним из главных средств выразительности речи является ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Одно и то же можно сказать разным тоном, выражая при этом самое разное отношение к произносимому и вызывая разное отношение слушателей к тому, о чем вы говорите.

 Тон бывавет:

  • убеждающий, уверенный,
  • приказывающий или просительный,
  • радостный или грустный,
  • суровый или ласковый. И др.

 Правильный выбор ТОНА часто помогает вашему собеседнику прислушаться к вашей просьбе, утверждению, приказу и т.п., а значит — правильно вас понять и оценить сказанное.

Интонировать, значит выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию. Правильное интонирование — первое условие выразительности звучащей речи.

Логическая пауза

Логическая пауза — это отделение не связанных по смыслу друг с другом слова паузами,они помогают верно передать мысль фразы.

 Заключенные между логическими паузами отдельные слова и словосочетания называются речевыми тактами.

Например: Скоро    (луна и звезды)  потонут в густом тумане.

1 такт           2 такт                3 такт

Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

Логические паузы обязывают произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово.

    В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает  разное значение.

 Паузы условно делятся на три группы:

1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///);

2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//);

3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/).

    Кроме логических пауз, обозначаемых черточками, существуют едва заметные, так называемые люфт-паузы, необходимую, чтобы перевести дыхание.

    Логическая пауза ставится в сложных распространенных предложениях главным образом тогда, когда нам для ясности фразы следует отделить одни отрезки речи от других.

Чаще всего при чтении пауза ставится между группой слов, относящихся к подлежащему, и группой слов, относящихся к сказуемому.

Знаки припинания

   Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (тонирование) в произнесении текста.

 Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости.

    Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций: точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации.

    В этих интонациях есть воздействие на слушателей, которое обязывает к определенной реакции: вопросительная интонация – к ответу, восклицательная– к сочувствию и одобрению, восхищению, протесту, двоеточие – к внимательному восприятию дальнейшей речи – это знак полузаконченной мысли, заставляющей ждать перечисления, разъяснения.

   В соответствии со знаками препинания, делайте паузы: «запятая» — незначительная пауза; «двоеточие» — длительная пауза перед пояснением; «тире» — достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлении; «точка с запятой» — длительная пауза в конце смыслового отрывка.

  Знаки препинания - не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной.

Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов.

Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов.   Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса.

ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ. 

1.Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

Например:     «Поля опустели;  обнажились леса».

2.Правило о новом понятии:

А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

Например:  «Вот дом,

который построил Джек,

а это пшеница,

которая в темном чулане хранится

в доме,

который построил Джек».

Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.

В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:     «Сверкнула молния», «прогремел гром».

3.Правило противопоставления.

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

Например:  «Я поеду к бабушке в деревню не в этом году, а в следующем » – этот год противопоставлен следующему;

«В наших жилах кровь, а не водица» –   «кровь» противопоставлена «водице»;

«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

Например:  «Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Например:  А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

     В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.

5 .Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например: «смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

Например: «Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».

7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.

Например: А) «я никогда этого не забуду»;

Б) « я тебе ничего не скажу».

    В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:  «Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».

    Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:  «Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».

   Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени. Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие – слабее, третьи – слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

 «Скелетирование» текста.

    Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз. Этот прием называется «скелетирование» текста.

Ударное слово является основным центром мысли.

    Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

    В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

    Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.

    Возьмем простую фразу «Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: «дай мне яблоко», «дай мне яблоко».

Основные принципы логического анализа текста.

1.        Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2.        В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3.        В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4.        Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5.        Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания.

Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".

Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...

"Учимся говорить!" (логопедический утренник для младших школьников)

 ЛЛогопедический утренник для младих школьников. Цели: коррекционные: закрепление в игровой форме умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимна...

Учим говорить особенного ребёнка (1часть)

Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...

Учим говорить особенного ребёнка (2часть)

Учим говорить особенного ребёнка (2часть)Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет...

Путешествие по страницам лесной книги (учимся говорить и писать выразительно)

Показатель возможности употребления средств худ. выразительности в речи, научить учащихся употреблять различные ср-ва худ. выразительности при создании творческих работ...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...