Методическая разработка по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни Игра-квест "Территория здоровья"
методическая разработка (5 класс) на тему

Давыдова Светлана Викторовна

Данна методическая разработка будет полезна педагогам школы среднего звена, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kvest_territoriya_zdorovya.zip799.37 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.                      Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления, приобщаются к употреблению психоактивных веществ. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» или «группе риска» являлся прерогативой несовершеннолетних из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит практически каждый.      Чтобы предотвратить «страшные последствия» необходимо прививать подрастающему поколению «привычку» к здоровому образу жизни, вызывать и поддерживать интерес к спорту.

     Здоровый образ жизни складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Педагоги как носители культуры (в том числе и культуры здоровья) обеспечивают оптимальные психогигиенические условия обучения и воспитания.  Педагог способствует решению проблемы сохранения социального здоровья и профилактики социальных недугов (асоциального поведения несовершеннолетних). Следовательно, основной путь укрепления здоровья – создание благоприятных социально-педагогических условий. В работе с детьми многое зависит от педагога, а порой от сотрудничества нескольких педагогов: педагога дополнительного образования, педагога-библиотекаря, учителя физкультуры и др.

     Педагог дополнительного образования выполняет  следующие функции: образовательно-воспитательную – обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей; организаторскую – организует общественно-ценную деятельность учащихся, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ; организационно-коммуникативную – вовлечение  детей в мероприятия.  Педагоги дополнительного образования участвуют и привлекают детей и родителей к различным совместным мероприятиям, направленным в том числе и на пропаганду здорового образа жизни. Это и социальные проекты, различные беседы с детьми на занятиях, игры на свежем воздухе, родительские собрания.
    Педагог-библиотекарь школы, способствуя реализации комплексного подхода к эффективности здоровьесберегающей деятельности, участвует в организации физкультурно-оздоровительной деятельности: проводит книжные выставки, беседы и обзоры литературы, массовые мероприятия. Такая работа помогает учащимся изменить себя и свое отношение к физической культуре в лучшую сторону.
    Учитель физической культуры в сочетании с классической формой обучения проводит физкультурно-массовые и спортивные мероприятия – дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, с помощью которых достигается формирование физической культуры личности.
   Задачи взаимодействия учителей физической культуры, педагога-библиотекаря и  педагога дополнительного образования для профилактики асоциального поведения и пристрастия к пагубным привычкам  при проведении  мероприятий следующие:
– мотивация и потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;
– овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности;
– создание благоприятных условий для оптимизации двигательной активности;
– формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни;
– воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
 

     В настоящее время игры в формате квестов очень востребованы у обучающихся. Игра-квест «Территория здоровья» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия, а также на создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся и популяризации физической активности, что, несомненно, положительно влияет на формирование среди подрастающего поколения здорового образа жизни.

     

Пояснительная записка

     Данная методическая разработка может быть использована как самим педагогом, так и совместно с участием и социальным партнерством следующих педагогов: педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, учитель физкультуры и др.

Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, библиотекарям. Сценарий предназначен для учащихся 5-6 классов. В ходе игры учащиеся переходят от одного пункта к другому согласно маршрутному листу и на каждом этапе выполняют конкретное задание. Оценка за выполнение задания будет выставляться на маршрутных листах. Для проведения мероприятия необходимо подготовить  отдельные помещения (учебные кабинеты, спортивный зал, актовый зал и т.п.) и назначить ответственного педагога (судью) на каждом пункте игры-путешествия. Материал направлен на актуализацию темы здоровья, здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения учащихся, повышение уровня культуры заботы о здоровье.
Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения среди учащихся. 
Задачи: 
- формировать ответственность за состояние своего здоровья;
- развивать у детей внимательное отношение к своему здоровью, творческие способности, умение работать в коллективе;
- воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Форма: игра-путешествие (квест).
Оборудование: спортивный инвентарь; компьютер; мультивидеопроектор; экран; диск с мультфильмами; маршрутные листы; карточки с заданиями; необходимые средства домашней аптечки; альбомные листы; столы. 

Предварительная работа:
1)Формируются команды. Учащиеся придумывают название команд.
2)Команды изготавливают листовки на тему «Здоровый образ жизни».
3)Команды готовят инсценировки по правилам здорового образа жизни. 
Участники: учащиеся 5-6 классов (9 команд по 6-7 человек).

План подготовки и проведения игры:

  1. Подготовка маршрутного листа (Приложение 1) для прохождения этапов.
  2. Подготовка вопросов и ответов.
  3. Выбор организаторов квеста (3-5 человек), формирование команд игроков.
  4. Проведение инструктажа для участников квеста.
  5. Прохождение игровых площадок командами.
  6. Подведение итогов.
  7. Награждение.