Разработка урока для 4-го класса на тему: "Рождество Христово. Традиции празднования
материал (5 класс) на тему

Шарапова Марина Александровна

В данной разработке урока по Основам православной культуры представлен материал для изучения урока в 4-м классе по теме - "Рождество Христово. Традиции празднования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_opk.docx22.32 КБ
Файл urok_po_opk.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 22 г. Краснодар

УРОК ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕМУ:

«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО». ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ

(из курса ОПК 4-й класс)

Учитель: Шарапова Марина Александровна

Краснодар, 2017 год

Тема урока: «Рождество Христово. Традиции празднования»

Цель урока: Ознакомление учащихся 4-го класса с духовно-нравственными особенностями традиций праздника Рождества Христова для Православного мира; пополнение и обобщение знаний учеников о празднике Рождества Христова в Православии

Задачи урока: 

─ познакомить учеников с историей возникновения праздника «Рождество Христово», обычаями, традициями русского народа, связанными с празднованием Рождества;

 ─ познакомить учеников с такими Евангельскими понятиями как: Ясли, Богомладенец, Вифлеемская звезда, Волхвы, ладан;

─ формирование у учеников учебной мотивации к урокам Православной культуры;

─ формирование учащихся духовного развития, уважения к ценностям отечественной культуры и патриотизма;

Оборудование: Учебник по ОПК – 4-й класс, интерактивная доска, ноутбук, раздаточные картинки, звездочка.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Приветствие:

Добрый день, дорогие ребята,

Давайте улыбнёмся друг другу глазами, и подарим друг другу хорошее настроение. Душа наша открыта и сердце наше бьётся ровно.

Сегодня у нас снова урок по Основам Православной культуры, и как вы уже знаете, уроки по ОПК не только для ума, но и для нашего сердца, для нашей души.

Послушайте сейчас стихотворение о душе, а пока вы его будете услышать, успокойтесь, настройтесь на наш урок, выбросите все лишние мысли из вашей головы:

В твоей душе полянка есть цветами!

Цветы в душе растить мы можем сами,

Но Божья благодать нужна для них,

Как солнце нужно для цветов земных.

Есть у цветов прекрасные названья –

Любовь, смиренье, кротость, состраданье,

Прощение, терпенье, доброта…

Жизнь на полянке праведна, чиста.

Цветы в твоей душе благоухают,

И между ними Ангелы гуляют.

Им хорошо тут, как в краю родном…

Мы светлый рай любовью создаём –

Любовью к Богу и любовью к людям.

Цветов в твоей душе пусть много будет.

2. Сообщение темы урока:

─ Сегодня наш с вами урок, ребята будет посвящён прошедшему великому празднику. А какому, я пока говорить не буду. Вы догадаетесь об этом сами.

Внимательно прослушайте следующее стихотворение и догадайтесь, о каком великом православном празднике сегодня пойдёт речь:

Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов.

Цветы там душистее, звезды крупнее,,

Светлей и нарядней весна,

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна.

В такой вот стране ароматною ночью,

При шёпоте лавров и роз,

Свершилось желанное чудо воочию:

Родился Младенец Христос.

И так, ребята, скажите, о каком празднике сегодня пойдёт речь? (Дети отвечают – Рождество Христово).

Правильно, это Рождество Христово. Это праздник, который обещает чудеса.

А тема нашего урока называется – «Рождество Христово – традиции празднования».

3. Изучение нового материала»

Знаете ли вы ребята, что русский народ – это православный народ, и он глубоко чтил, и продолжает чтить этот великий день.

─ Ребята, а что по-вашему, обозначает слово «Рождество»?

─ Когда у вас день рождения?

─ Сколько лет вам исполнилось?

─ Как вы отмечаете свой день рождения? Давайте вместе ответим на все эти вопросы. (Ответы детей).

─ А скажите пожалуйста, ребята, чей день рождения отмечают в Рождество?

─ Какого числа отмечается этот великий православный праздник?

Рождения ребёнка – это всегда большая и светлая радость для каждой семьи, для родных и близких, но рождество Иисуса Христа было самой великой благовестью, которую мы когда-либо слышали. Потому что Иисус родился во благо всех людей на земле, чтобы спасти их от власти врага человеческого.

─ Ребята, скажите, а как ещё называют Иисуса Христа? Спасителем).

Давайте с вами вспомним библейский рассказ о рождении Иисуса.

Рождество Христово – это праздника прихода Бога в телесном облик в земную жизнь. Произошло это событие в стране, где находится святой город Иерусалим. Местность в этом городе гористая. А по склонам этих гор жители города разводили множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.

В то время римский император – царь Ирод приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записываться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполненными и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом, а пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира и всего человечества. Младенец родился в полутёмном, холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда. Мария вспеленала родившегося Младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. (А теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей). Вдали от суеты в тихой пещере среди смирных животных уже явился Спаситель мира. В ночь Рождества Христова пастухи Вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира, и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много англов, которые славили Бого и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благословение». Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, о чём возвестил нам Господь!». Пастухи долго шли за звездой. Путеводная звезда или Вифлеемская (имеет восемь концов) указывала путь к месту рождения Христа. Звёзды, которыми украшают Рождественские Ёлки напоминают нам о Вифлеемской звезде. Они пришли в пещеру, и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что слышали от Ангелов. Пастухи принесли в дар Божьему Младенцу золото и ладан.

Золото – как царю, в виде дани.

Ладан – смола из коры ладанного дерева.

Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

А теперь, давайте послушаем стихотворение о Рождестве Христовом:

Давай простим друг другу мы обиды,

Давай посмотрим в неба высоту,

Оставим сердце для любви открытым,

Дождёмся Вифлеемскую Звезду.

Давай мы встретим Рождество Христово

В торжественной и доброй тишине,

И вслушаемся в каждое мы слово,

С которым Он идёт к тебе и мне.

Для христиан Рождество Христово является одним из самых радостных и важных праздников. Чтобы встретить его достойно, христиане к нему готовятся заранее. Они стараются сделать как можно больше добрых дел. Такое приготовление называется Постом. Последний день Поста называется Рождественским Сочельником. В сочельник за стол садились только с появлением первой звезды, потому что название «Сочельник» связано с обычаем православных христиан употреблять в пищу – Сочиво – сушеные хлебные зёрна, распаренные в воде, или попросту – кашу, сдобренную мёдом, можно украсить изюмом. Особенно торжественно празднуется Рождество в храме – в Доме Божьем. На Руси праздник начинался с  посещении всей семьёй красивой праздничной службы в храме. Она совершалась вечером и называлась Всенощной службой. Храм в этот день украшался ёлочками. На рождественскую службу Священники (люди, которые ведут службу в храме) надевают красивые одеяния – белоснежные Ризы. Зажигают все светильники – Лампады.

4. Физ. Минутка (3 мин).

Ребята, давайте с вами сейчас сделаем звёздочку. Возьмём картон жёлтого цвета, нарисуем звёздочку на обратной стороне, и вырежем звезду – символ нового года и Рождества Христова.

В невечерие Рождества Христова в сёлах и деревнях девушки и парни, собирались по несколько человек вместе, ходили по улицам от одного дома к другому и под окнами пели колядки. Колядка – это маленький рождественский стишок, рассказ о величайшем событии и прославлении главных Лиц той ночи, которая принесла самую Радостную, самую Главную весть – родился Спаситель Мира.  Давайте с вами вспомним колядки:

Ты, хозяин не томи, поскорее подари!

А как нынешний мороз не велит долго стоять,

Велит скоро подавать: либо из печи пироги,

Либо денег пятачок, либо щей горшок!

Полай тебе, Бог полный двор животов!

И в конюшню коней, в хлевушку телят, в избушку ребят

И в под печку котят!

У христианских народов вошло в обычай к этому празднику украшать ёлку. Считается, что она символизирует Древо Жизни, символ духовного света, простившего мир с пришествием Христа.

5. Итог урока:

Ребята, скажите, что вам понравилось на уроке?

Продолжите фразу – Сегодня на уроке я узнал (ла) ___________



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 22 г. Краснодар

УРОК ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕМУ:

«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО». ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ

(из курса ОПК 4-й класс)

Учитель: Шарапова Марина Александровна

Краснодар, 2017 год

Тема урока: «Рождество Христово. Традиции празднования»

Цель урока: Ознакомление учащихся 4-го класса с духовно-нравственными особенностями традиций праздника Рождества Христова для Православного мира; пополнение и обобщение знаний учеников о празднике Рождества Христова в Православии

Задачи урока: 

─ познакомить учеников с историей возникновения праздника «Рождество Христово», обычаями, традициями русского народа, связанными с празднованием Рождества;

 ─ познакомить учеников с такими Евангельскими понятиями как: Ясли, Богомладенец, Вифлеемская звезда, Волхвы, ладан;

─ формирование у учеников учебной мотивации к урокам Православной культуры;

─ формирование учащихся духовного развития, уважения к ценностям отечественной культуры и патриотизма;

Оборудование: Учебник по ОПК – 4-й класс, интерактивная доска, ноутбук, раздаточные картинки, звездочка.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Приветствие:

Добрый день, дорогие ребята,

Давайте улыбнёмся друг другу глазами, и подарим друг другу хорошее настроение. Душа наша открыта и сердце наше бьётся ровно.

Сегодня у нас снова урок по Основам Православной культуры, и как вы уже знаете, уроки по ОПК не только для ума, но и для нашего сердца, для нашей души.

Послушайте сейчас стихотворение о душе, а пока вы его будете услышать, успокойтесь, настройтесь на наш урок, выбросите все лишние мысли из вашей головы:

В твоей душе полянка есть цветами!

Цветы в душе растить мы можем сами,

Но Божья благодать нужна для них,

Как солнце нужно для цветов земных.

Есть у цветов прекрасные названья –

Любовь, смиренье, кротость, состраданье,

Прощение, терпенье, доброта…

Жизнь на полянке праведна, чиста.

Цветы в твоей душе благоухают,

И между ними Ангелы гуляют.

Им хорошо тут, как в краю родном…

Мы светлый рай любовью создаём –

Любовью к Богу и любовью к людям.

Цветов в твоей душе пусть много будет.

2. Сообщение темы урока:

─ Сегодня наш с вами урок, ребята будет посвящён прошедшему великому празднику. А какому, я пока говорить не буду. Вы догадаетесь об этом сами.

Внимательно прослушайте следующее стихотворение и догадайтесь, о каком великом православном празднике сегодня пойдёт речь:

Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов.

Цветы там душистее, звезды крупнее,,

Светлей и нарядней весна,

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна.

В такой вот стране ароматною ночью,

При шёпоте лавров и роз,

Свершилось желанное чудо воочию:

Родился Младенец Христос.

И так, ребята, скажите, о каком празднике сегодня пойдёт речь? (Дети отвечают – Рождество Христово).

Правильно, это Рождество Христово. Это праздник, который обещает чудеса.

А тема нашего урока называется – «Рождество Христово – традиции празднования».

3. Изучение нового материала»

Знаете ли вы ребята, что русский народ – это православный народ, и он глубоко чтил, и продолжает чтить этот великий день.

─ Ребята, а что по-вашему, обозначает слово «Рождество»?

─ Когда у вас день рождения?

─ Сколько лет вам исполнилось?

─ Как вы отмечаете свой день рождения? Давайте вместе ответим на все эти вопросы. (Ответы детей).

─ А скажите пожалуйста, ребята, чей день рождения отмечают в Рождество?

─ Какого числа отмечается этот великий православный праздник?

Рождения ребёнка – это всегда большая и светлая радость для каждой семьи, для родных и близких, но рождество Иисуса Христа было самой великой благовестью, которую мы когда-либо слышали. Потому что Иисус родился во благо всех людей на земле, чтобы спасти их от власти врага человеческого.

─ Ребята, скажите, а как ещё называют Иисуса Христа? Спасителем).

Давайте с вами вспомним библейский рассказ о рождении Иисуса.

Рождество Христово – это праздника прихода Бога в телесном облик в земную жизнь. Произошло это событие в стране, где находится святой город Иерусалим. Местность в этом городе гористая. А по склонам этих гор жители города разводили множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.

В то время римский император – царь Ирод приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записываться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполненными и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом, а пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира и всего человечества. Младенец родился в полутёмном, холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда. Мария вспеленала родившегося Младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. (А теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей). Вдали от суеты в тихой пещере среди смирных животных уже явился Спаситель мира. В ночь Рождества Христова пастухи Вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира, и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много англов, которые славили Бого и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благословение». Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, о чём возвестил нам Господь!». Пастухи долго шли за звездой. Путеводная звезда или Вифлеемская (имеет восемь концов) указывала путь к месту рождения Христа. Звёзды, которыми украшают Рождественские Ёлки напоминают нам о Вифлеемской звезде. Они пришли в пещеру, и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что слышали от Ангелов. Пастухи принесли в дар Божьему Младенцу золото и ладан.

Золото – как царю, в виде дани.

Ладан – смола из коры ладанного дерева.

Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

А теперь, давайте послушаем стихотворение о Рождестве Христовом:

Давай простим друг другу мы обиды,

Давай посмотрим в неба высоту,

Оставим сердце для любви открытым,

Дождёмся Вифлеемскую Звезду.

Давай мы встретим Рождество Христово

В торжественной и доброй тишине,

И вслушаемся в каждое мы слово,

С которым Он идёт к тебе и мне.

Для христиан Рождество Христово является одним из самых радостных и важных праздников. Чтобы встретить его достойно, христиане к нему готовятся заранее. Они стараются сделать как можно больше добрых дел. Такое приготовление называется Постом. Последний день Поста называется Рождественским Сочельником. В сочельник за стол садились только с появлением первой звезды, потому что название «Сочельник» связано с обычаем православных христиан употреблять в пищу – Сочиво – сушеные хлебные зёрна, распаренные в воде, или попросту – кашу, сдобренную мёдом, можно украсить изюмом. Особенно торжественно празднуется Рождество в храме – в Доме Божьем. На Руси праздник начинался с  посещении всей семьёй красивой праздничной службы в храме. Она совершалась вечером и называлась Всенощной службой. Храм в этот день украшался ёлочками. На рождественскую службу Священники (люди, которые ведут службу в храме) надевают красивые одеяния – белоснежные Ризы. Зажигают все светильники – Лампады.

4. Физ. Минутка (3 мин).

Ребята, давайте с вами сейчас сделаем звёздочку. Возьмём картон жёлтого цвета, нарисуем звёздочку на обратной стороне, и вырежем звезду – символ нового года и Рождества Христова.

В невечерие Рождества Христова в сёлах и деревнях девушки и парни, собирались по несколько человек вместе, ходили по улицам от одного дома к другому и под окнами пели колядки. Колядка – это маленький рождественский стишок, рассказ о величайшем событии и прославлении главных Лиц той ночи, которая принесла самую Радостную, самую Главную весть – родился Спаситель Мира.  Давайте с вами вспомним колядки:

Ты, хозяин не томи, поскорее подари!

А как нынешний мороз не велит долго стоять,

Велит скоро подавать: либо из печи пироги,

Либо денег пятачок, либо щей горшок!

Полай тебе, Бог полный двор животов!

И в конюшню коней, в хлевушку телят, в избушку ребят

И в под печку котят!

У христианских народов вошло в обычай к этому празднику украшать ёлку. Считается, что она символизирует Древо Жизни, символ духовного света, простившего мир с пришествием Христа.

5. Итог урока:

Ребята, скажите, что вам понравилось на уроке?

Продолжите фразу – Сегодня на уроке я узнал (ла) ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме " Рождество в Англии"

Урок на английском языке для учащихся 8 классов с играми, песнями, сценой рождения Иисуса Христа. Материал также можно мспользовать и во внеклассных мероприятиях...

Урок во 2 классе по теме "Рождество".

Урок во 2 классе по теме "Рождество"....

конспект открытого урока в 6 классе по теме "Рождество в Германии"

Данный материал предоставленн в помощь учителю провести открытый урок в 6 классе по теме "Рождество в Германии". Он содержит полную информацию о традициях празднования Рождества в Германии, содержит м...

Открытый урок для 8 класса по теме «Рождество» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс)

Открытый урок для 8 класса по теме «Рождество»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с традициями и и...

Урок музыки во 2 классе по теме "Рождество Христово"

История рождения Христа; колядки; традиция наряжать елку......

Методическая разработка урока по ИЗО 7 класс: «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла»

Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуман...

Разработка урока географии в 9 классе "Китай: население, культура, обычаи и традиции"

Урок географии для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Цель: Познакомить с населением, культурой, обычаями  и традициями Китая.Задачи: 1. Формировать представление о населении, культур...