Статья "Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и младших школьников"
статья по теме

Светлана Васильевна Гордеева

В статье раскрываются перспективы преподавания робототехники, начиная с младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и

младших школьников»

Автор: Гордеева Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования

             В наше время абсолютно невозможно представить полноценную  жизнь без роботов. Мы встречаем их везде. Это  использование их на предприятиях при производстве различной продукции начиная с космической  техники, закончить невозможно, настолько широко их применение.  Жизнь идет стремительно. Многое стало для нас обыденным и привычным, но чем дальше, тем более необходимым становится  появление новых роботов, которые и помогут людям  решать возникающие  задачи.  Невозможно представить  без роботов-пожарных тушение возгораний в жилых домах, торговых центрах, масштабных  лесных пожаров,  без роботов-спасателей  поисковые  и спасательные операции, в том числе на атомных объектах, на вредных производствах, при обезвреживании взрывоопасных предметов (борьба с  терроризмом). Широко начинают применяться роботы военными  в космосе, на земле, на воде и на море.

             Роботы теперь нередко используются  в повседневной жизни простых людей.  Актуальными  становятся   роботы,    выполняющие работу, тяжелую  не только  в  физическом, но и  в психологическом плане.  Это и уборщики, и  сиделки, и нянечки, и сторожа. Получая сигнал, они будут тщательно и спокойно исполнять свои функции, одновременно с этим оповещая хозяина о выполнении.    

              Для того, чтобы прогресс не стоял на месте, необходимо готовить  и  воспитывать  специалистов с «молодых ногтей». Поэтому, введение в образовательную среду  основ робототехники  приобретает все большую актуальность и важность в современном мире.

             Со временем ещё  больше будут востребованы специалисты  в современном производстве и промышленности, науке,  обладающие знаниями в этой области.

               Но недостаточно только подготовить специалиста, нам нужны личности, способные самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, рефлексировать  и на этой основе высказывать собственное мнение, давать  оценку.

              Робототехника в дополнительном образовании представляет учащимся технологии ХХI века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети  лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.                                 С использованием конструкторов LEGO они не только научатся собирать простых роботов, но и на практике освоят основы алгоритмизации и программирования.

              Детей на занятии лучше рассаживать по двое для выполнения очередного задания, так как собирая  конструкцию, они ещё и общаются, обсуждают её, затем  пытаются усовершенствовать или изменить.  Образовательный  конструктор  LEGO WeDo наиболее подходит дошколятам и младшим школьникам.  Ребята с удовольствием собирают сначала стандартные конструкции, изучают способы соединения деталек, а также видят получающийся результат. Программируют.  Все блоки размещены в палитре на мониторе компьютера («основные блоки», «блоки действия», «блоки датчиков» и т.д.) Программу нужно собрать  из этих блоков. Посредством USB-соединения конструкция подключается к компьютеру и начинает двигаться. Очень интересно и продуктивно получается, когда занятие превращается в небольшое соревнование. Кто лучше и быстрее соберет.  Или устроить футбольный матч. Одни команды собирают нападающих, другие вратарей, третьи болельщиков. Какие начинают кипеть страсти: «Гол!!!», «Штанга!!!»  

                  В таких условиях происходит активное общение детей между собой. Причем общение разноплановое.  Есть те, кто ругается, пытается доказать свою правоту, отнимает детальки и не дает собирать конструкцию своему напарнику. В результате обиды, слезы, никакого удовлетворения.  Или  дети, работающие дружно, увлеченно, обсуждающие сборку. Смотреть на этих одно удовольствие.  Когда начинаешь обсуждать поведение тех и других, видно,  что ребята задумываются над своим поведением, сравнивают. Это очень важно, так как в современном мире люди часто замыкаются, а увидев, что дружеские, доброжелательные  друг к другу отношения намного продуктивнее и приятнее, дети начинают относиться к своим товарищам с большим пониманием.  Выстроенные подобным образом занятия способствуют воспитанию у учащихся таких качеств как взаимовыручка, неравнодушие. Они начинают радоваться не только своим успехам, но и победам своих коллег.  Освоив стандартные конструкции, учащиеся переходят к нестандартным. Включается фантазия.

                Направление робототехника в рамках кружка имеет далекоидущие перспективы развития, так как при изучении её основ,  необходимо использовать знания ряда общеобразовательных предметов, таких  как  математика, физика, информационные технологии, окружающий мир в начальной школе. То есть робототехника встраивается в образовательное пространство школы. Изучение и понимание технологии, знание законов техники, позволит выпускнику школы соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.

               Организация коллективной формы работы, развитие навыков коллективного труда, таких как умение распределять обязанности, планировать свои действия в соответствии с общим замыслом или проектом, добиваться коллективного результата, анализировать ошибки и неудачи. Современный человек должен легко ориентироваться в постоянно меняющемся окружающем мире, адекватно воспринимать появление всего нового, быть  готовым к постоянному обучению и совершенствованию.

               Таким образом, робототехника помогает воспитывать будущих конструкторов, инженеров, умеющих работать в научных или производственных организациях  и  выполнять поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг дошкольников и младших школьников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Целью организации и проведения спортивного досуга в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является желание вести здоровый образ жизни, развитие умения элементарного самоконт...

Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку

Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...

Сценарий спектакля для дошкольников и младших школьников "Как Зайчонок тайны воды познавал".

В этом спектакле много интересных мизансцен с юмором и задоринкой, которые сочинили дети. А главный герой спектакля - Родничок поведет вас за собой в разные времена года! Посмотрев этот спектакл...

Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.

Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....

Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.

СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.       Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...

«Досуговые программы «Петербургской усадьбы» как возможность сочетания обучения, воспитания и релаксации дошкольников и младших школьников»

В данной статье приведены примеры досуговых программ, которые разработаны, апробированы и с успехом проводятся в образовательном учреждении как отвечающие современным требованиям....

Статья - "Природа как необходимое и доступное средство обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников на занятиях семейного клуба «Ладошка к ладошке»

В данной статье рассматриваются возможности сочетания игровой, театрализованной и трудовой деятельности на занятиях семейного клуба "Ладошка к ладошке" для развития, воспитания и образования...