"Организация досуговых мероприятий"
методическая разработка на тему

Материал семинара-практикума для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_organizatsiya_dosugovyh_meropriyatiy.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб профессионального общения

Семинар – практикум

«Эффективная организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной программы»

Форма проведения: семинар-практикум.

Время проведения:1 час.

Цель: формирование научно-методической и социально-педагогической готовности педагогов дополнительного образования к организации эффективного

Задачи: Изучение тематического словаря терминов

                Изучение  эффективного педагогического опыта по организации досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной программы

                Организация командной деятельности.

Материалы и оборудование: листы с заданиями, ручки, словари терминов, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска.

Ход семинара – практикума

Уважаемые, Коллеги!

Сегодня нам предстоит в Клубе педагогического общения выяснить, как организовать эффективную  досуговую  деятельность учащихся в процессе реализации дополнительной программы.

Педагогам предлагается разделиться на 2 группы и каждой группе:

1.Найти нормативный документ, который описывает трудовые функции педагога дополнительного образования

(Перед педагогами материалы  профессионального  стандарта педагога дополнительного образования).

Выдержки из проекта профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 08.09.2015 г.

Трудовая функция

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы

2. Перечислить необходимые умения, необходимые педагогу к данной трудовой функции.

(Работа с профессиональным стандартом).

Трудовые действия

Планирование подготовки досуговых мероприятий

Организация подготовки досуговых мероприятий

Проведение досуговых мероприятий

Необходимые умения

Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий

Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и(или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:

- привлекать учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся

- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей

- проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении

- использовать профориентационные возможности досуговой деятельности

Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий

Выполнять требования охраны труда

Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики

Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий

Необходимые знания

Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий

Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий

Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников

Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения

Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся)

Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) \

Требования охраны труда при проведении досуговых 'мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством

Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные

Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами

Изучение тематического словаря терминов:

В современной социально-культурной ситуации  досуг предстает как общественно осознанная необходимость.

Досуг в современном значении  употребляется как синоним свободного времени, предполагающий выбор человеком варианта досуговой деятельности с учетом склонностей и способностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Досуг имеет огромное социальное значение, так как используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

К досуговой деятельности относят: коллекционирование, спорт, туризм, музыка, посещения театров,  музеев, спортивных мероприятий,  экскурсии, путешествия, пешеходные прогулки, поездки, участие в спортивных состязаниях, играх, культурных мероприятиях…

Воспитательное мероприятие – это одна из форм организованного досуга, которая позволяет выработать у учащихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности.
  • формирует образ самого себя, ценностные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки.
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Воспитательное мероприятие - завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.

Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание.

Для успешного проведения нужно:

Знать существующие формы,

Уметь наполнять формы каждый раз нужным содержанием

Уметь анализировать результативность данного мероприятия.

Рассмотрим все части подробнее:

Подготовительная часть:

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать форму с учетом возрастных особенностей учащихся
  • Продумать оптимальную занятость учащихся в подготовке и проведении
  • Предусмотреть все необходимое  для успешного проведения
  • Правильно распределить время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей и других специалистов.

                                       

                                         Организационная часть:

  • Подбор тематического материала
  • Построение логического хода и завершенности в соответствии с целью мероприятия
  • Просчет продолжительности в соответствии  с возрастом участников, местом проведения

Рассмотрим основные характеристики Конкурсных программ:

  • В основе любой конкурсной лежит принцип соревновательности, состязательности.
  • Конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности.
  • Конкурсная программа: участники, задания, условия и критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.

                      Интеллектуально-познавательные программы отличаются:

  • Наличием специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры
  • Наличием специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
  • Наличием игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

Особенности ситуативно-ролевой игры:

  • 1 признак – вымышленная ситуация (описание места, времени, предметов игрового взаимодействия)
  • 2 признак – строго заданные роли (индивидуальные легенды)
  • 3 признак – правила-ограничения (законы) и правила – предписания игры.
  • 4 признак – борьба за обладание предметом игрового взаимодействия

Дайте ответ, почему педагогу необходимо продумывать формы мероприятий.

Педагогам предлагается  изучить материалы по ссылке: открытыйурок.рф>статьи  «Вредным привычкам скажем-  нет” и текстовые материалы: «Русский танец «Кадриль»,  «Волшебный мир музыки»,  «Наша сила в единстве», «По страницам С.Я. Маршака»  и определить,  применяемые  авторами  материалов современные технологии воспитания и с помощью карты анализа мероприятия оценить содержание, организацию предложенных мероприятий.

Итог: педагогу необходимо знать основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий и уметь их организовать.

Информация к размышлению: Подумайте, каких знаний и умений вы пока не имеете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация культурно-досуговых мероприятий.

Методика планирования и проведения культурно-досуговых мероприятий....

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

Методическая разработка "Организация досуговых мероприятий"

Разработка рассматривает какими способами можно организовать досуговое мероприятие для детей школьного возраста, какие существуют классификации и какие мероприятия в какой период наиболее интересны...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ по организации досуговых и воспитательных мероприятий по месту жительства, используя формы проведения массовых мероприятий.

В условиях крупных социально-экономических и политических, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм ор...

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...