Дополнительная образовательная программа «БОС - Дыхание. Уроки здоровья»
рабочая программа на тему

Никандрова Тамара Николаевна
Дополнительная образовательная программа «БОС-Дыхание. Уроки здоровья» составлена на основе авторской программы А.А. Сметанкина - ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи» города Санкт-Петербурга. Программа «БОС - Дыхание. Уроки здоровья» представляет образовательную область научно-технической и оздоровительной направленности. Новизна программы «БОС- Дыхание. Уроки здоровья» в том, что авторы программы на основе собственного опыта работы, своих разработок и публикаций, а так же изученной по данной теме литературы, предлагают практические методы и способы само - оздоровления, само - коррекции физического, психо - эмоционального состояния в условиях повседневной жизни. Актуальность программы связана с тем, что за последние десятилетия в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни воспитанников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности. Педагогическая целесообразность. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются занятия «БОС- Дыхание. Уроки здоровья». Программа «Бос- Дыхание. Уроки здоровья» предназначена для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни у воспитанников младшего школьного возраста. Цель программы: выработка у воспитанников навыка диафрагмально - релаксационного дыхания с максимальной ДАС (дыхательной аритмии сердца).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bos-dyhanie_uroki_zdorovya.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.Горького»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор средней школы №1   им. М.Горького

_____________А.Ю.Таратынов

Асбестовского городского округа

Дополнительная

образовательная программа

«БОС - Дыхание. Уроки здоровья»

                     

                             

Разработчик:

                             Никандрова                                                                                         

                                          Тамара Николаевна

                                                     педагог дополнительного

                              образования

                                  Асбест,  2015 год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Тематическое планирование
  3. Учебно – методическое обеспечение
  4. Материально – техническое обеспечение
  5. Календарно – тематическое планирование
  6. Система оценивания
  7. Контрольно – измерительные материалы

                                   

       

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «БОС-Дыхание. Уроки здоровья» составлена на основе авторской программы   А.А. Сметанкина - ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи» города Санкт-Петербурга.  

        Программа «БОС - Дыхание. Уроки здоровья» представляет образовательную область научно-технической и оздоровительной направленности.

 Новизна программы «БОС- Дыхание. Уроки здоровья» в том, что авторы программы на основе собственного опыта работы, своих разработок и публикаций, а так же изученной по данной теме литературы, предлагают практические методы и способы само - оздоровления, само - коррекции физического,  психо - эмоционального состояния в условиях повседневной жизни.

Актуальность программы связана с тем, что за последние десятилетия в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни воспитанников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.

Педагогическая целесообразность. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются занятия «БОС- Дыхание. Уроки здоровья». Программа «Бос- Дыхание. Уроки здоровья» предназначена  для  формирования  ценности здоровья и здорового образа жизни у воспитанников младшего школьного возраста.

Цель программы: выработка у воспитанников навыка диафрагмально - релаксационного дыхания с максимальной ДАС (дыхательной аритмии сердца).

           Основные задачи  программы:

-  изучить состояние работы органов  и системы  воспитанников (диагностика состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, формирование банка данных при осуществлении мониторинга);

- использовать резервные функции организма, способствовать стабилизации общего состояния каждого ребенка;

     -   обеспечить взаимодействие и слаженную работу физиологических систем организма, гармонию ребенка в отношениях с самим собой и с  окружающим миром;

     - профилактика заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой  систем (снятие психо-эмоционального напряжения; улучшение общего самочувствия – сна, работоспособности, настроения; развитие внимания, сосредоточенности, усидчивости, самоконтроля);

     -  оздоравливать детей  группы риска;

     - разъяснять специальные знания по сохранению и укреплению здоровья среди педагогов, родителей.

        Отличительные особенности. Здоровье сберегающая технология БОС является высокоэффективной, немедикоментозной, абсолютно безвредной методикой диагностики и восстановительного лечения, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозированно подбирать каждому ребёнку нагрузку и эффективно контролировать ее выполнение

Возраст детей. Набор в группы осуществляется на основании заявлений родителей воспитанников. Программа «БОС- Дыхание. Уроки здоровья» рассчитана на обучение детей 6,5-11 лет.

Сроки реализации программы. Нормативный срок освоения:  15 часов в год (1час в неделю) с использованием тренажера ПБС - БОС «Дыхание».

Формы и режим занятий.

Групповая, индивидуальная. В программе предусмотрено увеличение количества часов (от 16 до 18 часов). Дополнительные занятия направлены на закрепление у воспитанников полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные УУД- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные УУД - умения организовывать свою деятельность, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД - умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУД - умение общаться, взаимодействовать с людьми, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

         По окончании уроков здоровья  воспитанники должны:

знать

  • о дыхательной системе человека, газообмене;
  • способы дыхания по методу БОС,
  • показания и противопоказания к применению метода БОС;
  • способы расслабления;
  • технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • ТБ при работе с компьютером

уметь

  • расслабляться,
  • дышать диафрагмой (животом),
  • снижать пульс на выдохе,
  • снижать частоту дыхания,
  • использовать приобретенный навык дыхания без

                    сигналов обратной          связи,

  • заполнять дневники здоровья,
  • анализировать результаты, проведенного сеанса.

Содержание  изучаемого курса

1 класс

Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.

        Цель теоретических занятий:

-   формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.

        На этих  занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс  работы сердца и дыхательной системы.

        Цель теоретико-практических занятий:

-  закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;

-     формирование понятия здорового образа жизни.

        На этих занятиях формируется умение работать с  тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.

        Описание уроков.

        Теоретические уроки.

Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.

Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:

Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).

Теоретико – практические уроки:

Этап  2.    Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС  и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).  

Этап 3.  Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 теоретико - практического курса).

Этап 4.  Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для  формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 теоретико - практического курса).

Этап 5.  Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 теоретико - практического курса).

Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:

-  оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.

        Теоретические уроки – 3 ч

  1. «Путешествие в страну «Здоровейка»

 Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости  укрепления своего здоровья.

  1. «Путешествие в увлекательный мир дыхания»

Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство  с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

  1. «Правильное дыхание»

Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить  расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.

        Теоретико – практические уроки – 13/15 ч

  1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.

Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.

  1. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4ч.

Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.

  1. Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

        Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.

  1. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.

На  занятиях  закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.

Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.

2 класс

Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.

        Цель теоретических занятий:

-   формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.

        На этих  занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс  работы сердца и дыхательной системы.

        Цель теоретико-практических занятий:

-  закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;

-     формирование понятия здорового образа жизни.

        На этих занятиях формируется умение работать с  тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.

        Описание уроков.

        Теоретические уроки.

Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.

Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:

Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).

Теоретико–практические уроки:

Этап  2.    Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС  и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).  

Этап 3.  Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 (теоретико - практического курса).

Этап 4.  Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для  формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 (теоретико -практического курса).

Этап 5.  Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 9(теоретико -практического курса).

Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:

-  оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.

        Теоретические уроки – 3 ч

1. «Путешествие в страну «Здоровейка»

 Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости  укрепления своего здоровья.

2. «Путешествие в увлекательный мир дыхания»

Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство  с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

3.«Правильное дыхание»

Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить  расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.

Теоретико – практические уроки – 13/15 ч

4.Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.

Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.

5.Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.

6.Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.

7.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.

На  занятиях  закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.

Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.

3 класс

        Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.

        Цель теоретических занятий:

-   формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.

        На этих  занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс  работы сердца и дыхательной системы.

        Цель теоретико-практических занятий:

-  закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;

-     формирование понятия здорового образа жизни.

        На этих занятиях формируется умение работать с  тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.

        Описание уроков.

        Теоретические уроки.

Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.

Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:

Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).

Теоретико – практические уроки:

Этап  2.    Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС  и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).  

Этап 3.  Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 теоретико - практического курса).

Этап 4.  Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для  формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 теоретико - практического курса).

Этап 5.  Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 теоретико - практического курса).

Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:

-  оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.

        Теоретические уроки – 3 ч

1.«Путешествие в страну «Здоровейка»

 Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости  укрепления своего здоровья.

2.«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство  с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

3.«Правильное дыхание»

Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить  расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.

        Теоретико – практические уроки – 13/15 ч

4.Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.

Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.

5.Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.

6.Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.

7.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.

На  занятиях  закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.

Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.

4 класс

Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.

        Цель теоретических занятий:

-   формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.

        На этих  занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс  работы сердца и дыхательной системы.

        Цель теоретико-практических занятий:

-  закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;

-     формирование понятия здорового образа жизни.

        На этих занятиях формируется умение работать с  тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.

        Описание уроков.

        Теоретические уроки.

Обучение начинается с теоретических занятий (два занятия - №№1-2 теоретического курса), на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.

Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:

Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
применения прибора (не более одного занятия - занятие №3 теоретического курса).

Теоретико – практические уроки:

Этап  2.    Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения уроков БОС  и закрепления техники дыхания животом (два занятия - занятия №№1-2 теоретико - практического курса).  

Этап 3.  Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС

Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№3-6 теоретико - практического курса).

Этап 4.  Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных уроков предназначены для  формирования навыка предложенного типа дыхания (четыре занятия - занятия №№7-10 теоретико - практического курса).

Этап 5.  Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Группа состоит из шаблонов «11» и «12».Занятия, проводимые по этим шаблонам, направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажера (три занятия в первом полугодии /четыре занятия во втором полугодии - занятия №№ 11-13/14 теоретико - практического курса).

Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:

-  оценки периода отдыха растут, приближаясь и совпадая с оценками периода работы, что означает, что сформированным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.

        Теоретические уроки – 3 ч

1.«Путешествие в страну «Здоровейка»

 Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости  укрепления своего здоровья.

2.«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство  с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

3.«Правильное дыхание»

Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить  расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.

        Теоретико – практические уроки – 13/15 ч

1.Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания – 2 ч.

Для проведения уроков используются шаблоны «01» и «02» из группы «Подготовка». Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.

2.Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

Занятия проводятся по шаблонам «03», «04», «05», «06» из группы «Постановка дыхания». Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.

3.Формирование  навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС – 4 ч.

Для проведения этих занятий используются шаблоны «07», «08», «09» и «10» из группы «Формирование навыка». Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.

4.Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания – 3/4 ч.

На  занятиях  закрепления полученного навыка применяются шаблоны «11» и «12» из группы «Закрепление навыка». Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.

Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.

Тематическое планирование

1  класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теоретический курс.                                                                                       3

1

Путешествие в страну Здоровейка.

1

2

Путешествие в увлекательный мир дыхания.

1

3

Правильное дыхание.

1

Теоретико- практический курс                                                                   13/15

4

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

2

5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

6

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

7

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

3/5

Итого

16/18

2 класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теоретический курс.                                                                                       3

1

Путешествие в страну Здоровейка.

1

2

Путешествие в увлекательный мир дыхания.

1

3

Правильное дыхание.

1

Теоретико- практический курс                                                                   13/15

4

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

2

5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

6

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

7

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

3/5

Итого

16/18

3 класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теоретический курс.                                                                                       3

1

Путешествие в страну Здоровейка.

1

2

Путешествие в увлекательный мир дыхания.

1

3

Правильное дыхание.

1

Теоретико- практический курс                                                                   13/15

4

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

2

5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

6

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

7

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

3/5

Итого

16/18

4 класс

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Теоретический курс.                                                                                       3

1

Путешествие в страну Здоровейка.

1

2

Путешествие в увлекательный мир дыхания.

1

3

Правильное дыхание.

1

Теоретико- практический курс                                                                   13/15

4

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

2

5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

6

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

4

7

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

3/5

Итого

16/18

Учебно - методическое обеспечение

Дополнительная образовательная программа ориентирована на использование  кабинета «БОС – Здоровье» (класса – комплекта на 9 персональных компьютеров) для системы образования.

        Одним из наиболее широко применяемых методов является беседа. Она позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. В процессе межличностного общения в цепи « педагог-ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные  знания в творческом процессе.

        Для реализации дополнительной образовательной программы «БОС-Здоровье» применяются методические приёмы:

- игровой момент (для заинтересованности);

-рассказ, беседа;

-физминутка, гимнастика для глаз;

-индивидуальный подход;

-итог занятия (рефлексия).

        Основным видом занятий является практическая деятельность. Время  распределяется следующим образом:

-вводный инструктаж-10% учебного времени;

-сообщение познавательных сведений-20%;

-практическая работа- 40%;

-подведение итогов -20%;

-уборка рабочих мест-10%.

 Наглядные пособия:

  • рисунки детей на тему «  Что такое Здоровье?»;
  • плакат « Пирамида Здоровья".

Видеоматериалы:

  • «Есть такой школьный предмет – Здоровье»;
  • «Россия - подари себе здоровье»;
  • «Учитель здоровья»;
  • «Презентация кабинета «БОС – Здоровье»;
  • «Организация и методика проведения теоретических и практических занятий «БОС-Здоровье».

Мультимедийные презентации:

  • «Путешествие в страну Здоровейка»;
  • «Уроки Здоровья» для начальной школы.

Электронные образовательные ресурсы:

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Головина  А. Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003.
  2. Головина А.  Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003.
  3. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровья» под общей редакцией А.А.Сметанкина. НОУ «Институт биологической обратной связи». – СПб.: Питер. 2009. – 63с.
  4.  Сметанкин А. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003. – 160 с.

Учебная литература для учащихся:

  1. Сметанкин А. Будь здоров, малыш! – СПб.: Питер. 2008. – 28с.
  2. Сметанкин А. Открытый урок здоровья. Издательство «Питер». СПб.: 2011. – 160с.; ил. – (Серия «Исцели себя сам»)

Материально – техническое обеспечение

Экранно – звуковые пособия

  1. Программный комплекс «Дыхание 2. 0»;
  2. Программный комплекс  «Журнал 1.3.»;
  3. Презентации для теоретических занятий.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный компьютер (9 шт.);
  2. Прибор ПБС – БОС (9 шт.);
  3. Датчики  (9 шт.);
  4. Ремень (9 шт.);
  5. Наушники (9 шт.).

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тип урока

Тема урока

Количество часов

План

(дата)

Факт

(дата)

Теоретический курс

Вводный.

Теоретический

 Инструктаж по  правилам поведения детей в компьютерном классе.

«Путешествие в страну Здоровейка»

1

Теоретический

«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

1

Теоретический

«Путешествие в мир здоровья»

1

Теоретико-практический курс

Занятие №1

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №2

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №3

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №4

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №6

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №7

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №8

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №9

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №10

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №11

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

2/4

Занятие №12

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

1/1

Итого количество часов

16/18

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тип урока

Тема урока

Количество часов

План

(дата)

Факт

(дата)

Теоретический курс

Вводный.

Теоретический

 Инструктаж по  правилам поведения детей в компьютерном классе.

«Путешествие в страну Здоровейка»

1

Теоретический

«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

1

Теоретический

«Путешествие в мир здоровья»

1

Теоретико-практический курс

Занятие №1

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №2

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №3

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №4

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №6

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №7

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №8

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №9

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №10

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №11

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

2/4

Занятие №12

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

1/1

Итого количество часов

16/18

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тип урока

Тема урока

Количество часов

План

(дата)

Факт

(дата)

Теоретический курс

Вводный.

Теоретический

 Инструктаж по  правилам поведения детей в компьютерном классе.

«Путешествие в страну Здоровейка»

1

Теоретический

«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

1

Теоретический

«Путешествие в мир здоровья»

1

Теоретико-практический курс

Занятие №1

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №2

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №3

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №4

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №6

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №7

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №8

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №9

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №10

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №11

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

2/4

Занятие №12

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

1/1

Итого количество часов

16/18

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тип урока

Тема урока

Количество часов

План

(дата)

Факт

(дата)

Теоретический курс

Вводный.

Теоретический

 Инструктаж по  правилам поведения детей в компьютерном классе.

«Путешествие в страну Здоровейка»

1

Теоретический

«Путешествие в увлекательный мир дыхания»

1

Теоретический

«Путешествие в мир здоровья»

1

Теоретико-практический курс

Занятие №1

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №2

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

1

Занятие №3

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №4

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №6

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №7

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №8

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №9

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №10

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

1

Занятие №11

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

2/4

Занятие №12

Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

1/1

Итого количество часов

16/18

Система оценивания

      Контроль за приобретением и выработкой навыка диафрагмально-релаксационного дыхания осуществляется проведением и сравнением результатов входной и итоговой диагностики теоретико-практических уроков «БОС- Дыхание. Уроки здоровья». Сопоставляя данные начала года и конца, определяется динамика формирования навыка диафрагмально-релаксационного дыхания у воспитанников.

        Критерии выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС:

- увеличение ДАС ((дыхательной аритмии сердца);

- снижение числа дыханий (до 7-12 дыханий в минуту);

- снижение числа сердечных сокращений на выдохе;

- ровная стабильная пульсограмма;

- повышение оценки.

        На каждого воспитанника заполняется электронная и бумажная версия «Паспорта здоровья», где отслеживается динамика усвоения дыхательной  гимнастики, ДАС (дыхательной аритмии сердца) (Приложение 1).

    Программа «Дыхание 2.1» разработана таким образом, что после каждого проведенного занятия на тренажере «БОС-Дыхание» компьютер выводит результат на экран монитора в виде:

- оценки;

- среднего показателя величины ДАС за урок «БОС-Дыхание»;

- графика изменения пульса и частоты дыхания во время урока.

        Эти данные записываются в память компьютера под именем данного воспитанника. Завтра этот воспитанник снова придет заниматься, значит и следующий урок попадает в память на хранение.

     Оценка за здоровье  является необходимым атрибутом образовательного процесса. По окончании занятия «БОС-Дыхание» у воспитанника фиксируется среднее значение ДАС. Далее компьютерная программа, учитывая возраст и показатель ДАС ученика, выставляет оценку за здоровье (табл. 1).

Таблица 1. «Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья»( возраст от 4 до 20 лет).

ДАС (уд./мин.)

Оценка здоровья

(баллы)

>33

«5»

25-32

«4»

17-24

«3»

9-16

«2»

0-8

«1»

.

        Низкая оценка за занятие   не показатель плохих знаний ребенка, а показатель уровня его здоровья, который будет повышаться по мере проведения уроков «БОС-Здоровье»: ребенок пока не владеет навыком правильного дыхания и ему необходимо продолжить уроки «БОС-Здоровье».

   Повышение оценки за урок говорит о том, что ребенок начал овладевать навыком и что его здоровье стало укрепляться. Если оценка упорно не желает расти, значит, следует показать ребенка врачу для проведения широкого обследования и выяснения причин его нездоровья.

Требования к уровню усвоения планируемых результатов

        Основные характеристики диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС:

  1. Смещение активности дыхательных движений в область диафрагмы и мышц живота.
  2. Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей школьного возраста до 5 - 8 дыханий в минуту.
  3. Увеличение показателя ДАС преимущественно за счет понижения минимальных значений числа сердечных сокращений (приблизительно в 1,5-2 и более раза по сравнению с фоновыми) в каждом дыхательном цикле.
  4. Соответствие средних значений числа сердечных сокращений возрастной норме.
  5. Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении.
  6. Повышение или нормализация периферической температуры пальцев.
  7. Устранение избыточного психо-эмоционального и мышечного напряжения.
  8. Положительная динамика со стороны высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  9. Активизация волевых качеств личности воспитанника (активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости, работоспособности).
  10. Расширение резервных и адаптационных способностей организма. Улучшение вегетативных функций организма.

11.        Воспроизведение навыка  диафрагмально-релаксационного дыхания без биологической обратной связи (в периоды отдыха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для младших школьников "Уроки здоровья"

Содержание программы включает в себя ролевые и подвижные игры, различные игровые упражнения, элементы танцев, материалы для бесед о здоровье и гигиене младшего школьника, соревнования, КВН.Главной цел...

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"

Программа «Уроки здоровья» относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формировани...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

Дополнительная образовательная программа "В здоровом теле здоровый дух" для учащихся 8 классов

Программа "В здорово теле здоровый дух" представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.Программа кружка направлена на сохранение здоровья учащихся...