Главные вкладки

    Нити судьбы – полотно жизни (Улон нюжаос)
    проект (8 класс) по теме

    Каждая удмуртская женщина от рождения получает в свои чуткие и нежные руки нить судьбы. Эту нить каждая из нас на протяжении всех своих дней сплетает в узоры, из которых получается полотно судьбы самой женщины. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл niti_sudby_2.docx30.3 КБ
    Файл etapy_raboty.pptx1.03 МБ

    Предварительный просмотр:

    Введение.

    Каждая удмуртская женщина от рождения получает в свои чуткие и нежные руки нить судьбы. Эту нить каждая из нас на протяжении всех своих дней сплетает в узоры, из которых получается полотно судьбы самой женщины.

    Удмуртское ткачество – с древнейших времен не только исконно женское занятие с целью создания материала для одежды, но и важный творческий акт. В народной традиции удмуртов ткачество сравнивалось с актом сотворения мира, символизировало жизненный путь, судьбу человека.

    Переплетение нитей было символом соединения всех уровней существования для поддержания гармонии во Вселенной.

    Поэтому к процессу тканья относились серьезно. Выбирались «подходящие» дни календаря, определенные недели, время суток. Арняе выль уж уг куто – «В пятницу (удмурт арня) новое дело не начинают». Ткачихе требовалось сосредоточиться, ее нельзя было отвлекать от мотания основы, дабы не запутать нити судьбы; перед началом работы запрещалось разговаривать, чтобы мысли не путались; ткачихе следовало тщательно расчесать волосы, чтобы не сбиться в работе. К ней относились как к создательнице судьбы, носительнице традиции, шифрующей и передающей знания через орнаменты. Ткачихи ассоциировались с богиней судьбы Му Кылчин.

    Сотканная холстина, простая или изузоренная в соответствии с традицией, сопровождала человека от рождения и до смерти: повитуха, принимая младенца и пеленая его изначально в отцовскую рубаху, получала от роженицы полотенце за услуги, при трудных родах роженицу подпоясывали полотенцем, а его концы повязывали на шею мужа и заставляли его каяться в изменах; во время свадебной церемонии полотенцем «связывали» молодых, украшали рушниками избу, одаривали новую родню; во время похорон - завешивали ткаными холстами окна (позднее и зеркала), несли гроб, использовали в поминальных обрядах. 

    Обоснование актуальности выбранной темы, заключается в том, что культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек. 

    Проблема: традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов - замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо.

    Идея творческого проекта родилась не случайным образом. Основой моего творчества является любовь к природе, красоте женщины, женскому природному началу и удмуртскому народу. 

    Целью моего творческого проекта является выявление связи тканного полотна с судьбой удмуртской женщины и создание живописной работы в технике гуаши на тему «Улон нюжаос», что в переводе на русский язык означает «Нити судьбы – полотно жизни».

    Исходя из названной цели. Были определенны следующие задачи: 

    - рассмотреть изменения в костюме северной удмуртки с ее возрас

      том и положением в обществе;

    - выявление символической значимости нити/холста в мифологиче

      ском контексте;

            - изучить мифологические образы, связанные с женским началом;

     

    Этапы работы:

    • Изучение темы;
    • Сбор информации по теме проекта;
    • Разработка набросков и эскизных вариантов;
    • Создание теоретической части творческого проекта;
    • Воплощение проекта в материале.

    Разработка набросков и эскизных вариантов  (Слайд  )

    Прежде чем приступить к заключительному варианту работы я сделала массу эскизов.

    Наброски людей, костюмов, а моделью женщины стала моя мама.

    После завершения эскизов и утверждения окончательного варианта с помощью копировальной бумаги перевела эскизы на холст, который предварительно покрыла цветовой растяжкой и продолжила работу в материале.

    Все три работы связаны красочным полотном, на котором происходят основные события из жизни каждой удмуртской женщины: свадьба, рождение детей и старость. 

    Сюжет первой работы - свадьба (сюан), на которую приглашает нас молодая девушка, сидящая за ткацким станком. Она начинает ткать свою судьбу, держа в руках челнок с нитью жизни. Девушка с надеждой смотрит в будущее, вплетая вместе с нитью  свои желания, посулы, мечты.

    «Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»

    Челнок двигается – жизнь-полотно ткется. И девушка уже в свадебном наряде стоит со своим женихом в центре композиции, вокруг суетятся родственники, стол ждет своих гостей. Она – жена…

    Но полотно - жизни, выходящее из под ее рук, словно птица, неумолимо летит вперед.

    Челнок двигается – жизнь-полотно ткется.

    Сюжет второй работы материнство. Она сильная, крепкая, красивая, любящая мать, создавшая уютный дом с белыми занавесками и цветами на подоконнике, ткаными дорожками на полу.

    Время быстротечно. Нить - судьбы летит, вплетаясь в полотно. И вроде бы только сегодня отшумела ее свадьба, а уже подрастает сын, рождается долгожданная дочь. И вновь, окутав в полотенце, принимает судьба новую ткачиху своей судьбы, поместив челнок в ее маленькой ладошке.

    Челнок двигается – жизнь-полотно ткется.

    Третий сюжет – это итог ее жизненного пути, ее большая и крепкая семья. Данная композиция выполнена в более темных тонах, в ежедневных семейных заботах и тяжелом труде мать и не заметила, как выросла ее маленькая дочь, которая готова поймать птицу и начать ткать свое полотно жизни.

    Челнок двигается – жизнь-полотно ткется.

    Цветовая гамма всех трех работ очень сдержанная, как облик моего края с его лугами, полями и лесами. Переливы оттенков зеленого отражают нелегкую судьба удмуртской женщины.

    Заключение

    В своей работе я стремилась создать национальный образ в современной интерпретации, передать неповторимый колорит северных удмуртов. И, конечно, привлечь внимание к культуре своего народа, через судьбу удмуртской женщины.

    Поскольку мой творческий проект содержит региональный компонент, то он может быть использован в различных целях. Например, как интерьерное панно, в качестве украшения зала или холла. А так же участвовать в региональных выставках.

    Теоретическая значимость данного исследования по этой теме, пополнила и обогатила запас моих познаний в сфере этнической национальной культуры. Так, я узнала, что в зависимости от возраста, общественного положения костюм северной удмуртки претерпевал достаточно сильные изменения, которые я отразила в своей работе. Каждая удмуртская женщина ассоциировалось с великой богиней судьбы Му Кылчин, в руках которой челнок с нитью-судьбы.  Полотно созданное ею – это полотно судьбы самой женщины. Полученные знания, безусловно, пригодятся в дальнейшей моей жизни и творчестве.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Нити судьбы – полотно жизни ( Улон нюжаос )

    Слайд 3

    Разработка набросков и эскизных вариантов

    Слайд 4

    Предварительный рисунок

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!

    Слайд 13

    Литература Л. А. Молчановой « Удмуртский народный костюм (история и символика) » (2006). С.Х. Лебедева Удмуртская народная одежда, Ижевск 2008 Куликов К.И. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства, 2001 Климов К.М. Традиционное декоративное искусство удмуртов, Ижевск 1994 Традиционная вышивка удмуртского народа, 2003 Орнаменты, стили, мотивы, Ижевск, 2004 Косарева И.А. Из интернета: http://www.rukukla.ru/article/where/udmurt/udmu2.htm http :// finno - ugry . ru / educres / educenter _ udsu / museum / painter _ gallery http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Семейные_обряды_удмуртов file:///C:/Users/acer/Downloads/ Диссертация . pdf


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школа - любовь, судьба и жизнь моя! (приложение №5 к самоанализу)

    Я расскажу всем о том,как плодотворно в РДО «Надежда» мы живём. Школа – любовь, судьба и жизнь мояУчу  своих детей любить солнце и Землю,Друзей и врагов, родителей и самих себя.Не боят...

    Презентация "Судьбы оборванная нить..." к Дню памяти жертв ДТП

    Презентация для проведения в школе акции "День памяти жертв ДТП"...

    Урок по теме: "Дружба по жизни как тонкая нить, старайся её и беречь, и крепить"

    Урок русского языка в 11 классе по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ...

    Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."

    Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."...

    Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

    Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...

    Открытый урок по литературе в 11 классе "Нить судьбы. Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака"

    Открытый урок по литературе в 11 классе "Нить судьбы. Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака"...

    Статья в газету "Её судьбы непростое полотно"

    Камагина Анастасия Карповна - ветеран педагогического труда. Отметила в декабре 2018 года 95-летие. О начале её педагогической деятельности и выспитании шестерых внуков, которые были оставлены на её п...