Нити судьбы – полотно жизни (Улон нюжаос)
проект (8 класс) по теме

Малых Светлана  Николаевна

Каждая удмуртская женщина от рождения получает в свои чуткие и нежные руки нить судьбы. Эту нить каждая из нас на протяжении всех своих дней сплетает в узоры, из которых получается полотно судьбы самой женщины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл niti_sudby_2.docx30.3 КБ
Файл etapy_raboty.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Каждая удмуртская женщина от рождения получает в свои чуткие и нежные руки нить судьбы. Эту нить каждая из нас на протяжении всех своих дней сплетает в узоры, из которых получается полотно судьбы самой женщины.

Удмуртское ткачество – с древнейших времен не только исконно женское занятие с целью создания материала для одежды, но и важный творческий акт. В народной традиции удмуртов ткачество сравнивалось с актом сотворения мира, символизировало жизненный путь, судьбу человека.

Переплетение нитей было символом соединения всех уровней существования для поддержания гармонии во Вселенной.

Поэтому к процессу тканья относились серьезно. Выбирались «подходящие» дни календаря, определенные недели, время суток. Арняе выль уж уг куто – «В пятницу (удмурт арня) новое дело не начинают». Ткачихе требовалось сосредоточиться, ее нельзя было отвлекать от мотания основы, дабы не запутать нити судьбы; перед началом работы запрещалось разговаривать, чтобы мысли не путались; ткачихе следовало тщательно расчесать волосы, чтобы не сбиться в работе. К ней относились как к создательнице судьбы, носительнице традиции, шифрующей и передающей знания через орнаменты. Ткачихи ассоциировались с богиней судьбы Му Кылчин.

Сотканная холстина, простая или изузоренная в соответствии с традицией, сопровождала человека от рождения и до смерти: повитуха, принимая младенца и пеленая его изначально в отцовскую рубаху, получала от роженицы полотенце за услуги, при трудных родах роженицу подпоясывали полотенцем, а его концы повязывали на шею мужа и заставляли его каяться в изменах; во время свадебной церемонии полотенцем «связывали» молодых, украшали рушниками избу, одаривали новую родню; во время похорон - завешивали ткаными холстами окна (позднее и зеркала), несли гроб, использовали в поминальных обрядах. 

Обоснование актуальности выбранной темы, заключается в том, что культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек. 

Проблема: традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов - замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо.

Идея творческого проекта родилась не случайным образом. Основой моего творчества является любовь к природе, красоте женщины, женскому природному началу и удмуртскому народу. 

Целью моего творческого проекта является выявление связи тканного полотна с судьбой удмуртской женщины и создание живописной работы в технике гуаши на тему «Улон нюжаос», что в переводе на русский язык означает «Нити судьбы – полотно жизни».

Исходя из названной цели. Были определенны следующие задачи: 

- рассмотреть изменения в костюме северной удмуртки с ее возрас

  том и положением в обществе;

- выявление символической значимости нити/холста в мифологиче

  ском контексте;

        - изучить мифологические образы, связанные с женским началом;

 

Этапы работы:

  • Изучение темы;
  • Сбор информации по теме проекта;
  • Разработка набросков и эскизных вариантов;
  • Создание теоретической части творческого проекта;
  • Воплощение проекта в материале.

Разработка набросков и эскизных вариантов  (Слайд  )

Прежде чем приступить к заключительному варианту работы я сделала массу эскизов.

Наброски людей, костюмов, а моделью женщины стала моя мама.

После завершения эскизов и утверждения окончательного варианта с помощью копировальной бумаги перевела эскизы на холст, который предварительно покрыла цветовой растяжкой и продолжила работу в материале.

Все три работы связаны красочным полотном, на котором происходят основные события из жизни каждой удмуртской женщины: свадьба, рождение детей и старость. 

Сюжет первой работы - свадьба (сюан), на которую приглашает нас молодая девушка, сидящая за ткацким станком. Она начинает ткать свою судьбу, держа в руках челнок с нитью жизни. Девушка с надеждой смотрит в будущее, вплетая вместе с нитью  свои желания, посулы, мечты.

«Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»

Челнок двигается – жизнь-полотно ткется. И девушка уже в свадебном наряде стоит со своим женихом в центре композиции, вокруг суетятся родственники, стол ждет своих гостей. Она – жена…

Но полотно - жизни, выходящее из под ее рук, словно птица, неумолимо летит вперед.

Челнок двигается – жизнь-полотно ткется.

Сюжет второй работы материнство. Она сильная, крепкая, красивая, любящая мать, создавшая уютный дом с белыми занавесками и цветами на подоконнике, ткаными дорожками на полу.

Время быстротечно. Нить - судьбы летит, вплетаясь в полотно. И вроде бы только сегодня отшумела ее свадьба, а уже подрастает сын, рождается долгожданная дочь. И вновь, окутав в полотенце, принимает судьба новую ткачиху своей судьбы, поместив челнок в ее маленькой ладошке.

Челнок двигается – жизнь-полотно ткется.

Третий сюжет – это итог ее жизненного пути, ее большая и крепкая семья. Данная композиция выполнена в более темных тонах, в ежедневных семейных заботах и тяжелом труде мать и не заметила, как выросла ее маленькая дочь, которая готова поймать птицу и начать ткать свое полотно жизни.

Челнок двигается – жизнь-полотно ткется.

Цветовая гамма всех трех работ очень сдержанная, как облик моего края с его лугами, полями и лесами. Переливы оттенков зеленого отражают нелегкую судьба удмуртской женщины.

Заключение

В своей работе я стремилась создать национальный образ в современной интерпретации, передать неповторимый колорит северных удмуртов. И, конечно, привлечь внимание к культуре своего народа, через судьбу удмуртской женщины.

Поскольку мой творческий проект содержит региональный компонент, то он может быть использован в различных целях. Например, как интерьерное панно, в качестве украшения зала или холла. А так же участвовать в региональных выставках.

Теоретическая значимость данного исследования по этой теме, пополнила и обогатила запас моих познаний в сфере этнической национальной культуры. Так, я узнала, что в зависимости от возраста, общественного положения костюм северной удмуртки претерпевал достаточно сильные изменения, которые я отразила в своей работе. Каждая удмуртская женщина ассоциировалось с великой богиней судьбы Му Кылчин, в руках которой челнок с нитью-судьбы.  Полотно созданное ею – это полотно судьбы самой женщины. Полученные знания, безусловно, пригодятся в дальнейшей моей жизни и творчестве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нити судьбы – полотно жизни ( Улон нюжаос )

Слайд 3

Разработка набросков и эскизных вариантов

Слайд 4

Предварительный рисунок

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Литература Л. А. Молчановой « Удмуртский народный костюм (история и символика) » (2006). С.Х. Лебедева Удмуртская народная одежда, Ижевск 2008 Куликов К.И. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства, 2001 Климов К.М. Традиционное декоративное искусство удмуртов, Ижевск 1994 Традиционная вышивка удмуртского народа, 2003 Орнаменты, стили, мотивы, Ижевск, 2004 Косарева И.А. Из интернета: http://www.rukukla.ru/article/where/udmurt/udmu2.htm http :// finno - ugry . ru / educres / educenter _ udsu / museum / painter _ gallery http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Семейные_обряды_удмуртов file:///C:/Users/acer/Downloads/ Диссертация . pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа - любовь, судьба и жизнь моя! (приложение №5 к самоанализу)

Я расскажу всем о том,как плодотворно в РДО «Надежда» мы живём. Школа – любовь, судьба и жизнь мояУчу  своих детей любить солнце и Землю,Друзей и врагов, родителей и самих себя.Не боят...

Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."

Презентация к классному часу "Сломанные судьбы...Прерванные жизни..."...

Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...

Открытый урок по литературе в 11 классе "Нить судьбы. Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака"

Открытый урок по литературе в 11 классе "Нить судьбы. Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака"...

Статья в газету "Её судьбы непростое полотно"

Камагина Анастасия Карповна - ветеран педагогического труда. Отметила в декабре 2018 года 95-летие. О начале её педагогической деятельности и выспитании шестерых внуков, которые были оставлены на её п...

Исследовательская работа «Судьбы его простое полотно»

Актуальность моего исследования в том, что  оно посвящено человеку, внесшему  посильный вклад в борьбу с общим врагом-фашизмом. Это мой прадедушка, Тимох Хатит, который совершил, на м...

Открытый урок «Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Время и судьба в жизни героев». Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы Лицея № 387 им. Н.В. Белоусова, С-Пб.

В своей методической разработке «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи"» автор обращается к одному из самых известных рассказов гениального русского писа...