мастер - класс "Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования"
методическая разработка на тему

Шмакова Оксана Александровна

Цель данного мастер - класса - развитиепрактических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание торческой атмосферы на занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования станция юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район

Мастер-класс

«Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»

Методист

Шмакова Оксана Александровна

г. Ейск

2017 год

Содержание

Пояснительная записка______________________________________3

  1. План мастер класса_____________________________________5
  2. Ход мастер – класса:____________________________________6

Вводный этап___________________________________________6

Основной этап___________________________________________7

Заключительный этап (рефлексия)__________________________9

Список используемой литературы _____________________________11

Пояснительная записка

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс, — учреждениях дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД).

Актуальность

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД. «Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Одно из определений понятия «игра» звучит так:

 Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная  на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Научиться правильно использовать игровые технологии на занятиях кружка удается с первой попытки не всем педагогам. Именно поэтому важно обмениваться опытом, делиться своими педагогическими находками.

Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».

Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные  программы, методики, технологии.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Основные задачи мастер-класса.

  •  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  •  повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание  творческой атмосферы на занятиях.

 Форма проведения: игровые  тренинги.

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Оборудование: карточки со словами

                                     План мастер-класса

  1. Вводный этап

-информационный блок – 3 мин.

-мотивационный блок (теоретическая часть) – 6 мин.

2. Основной  этап

- проблемный блок (практическая часть) – 27 мин.

  1. Заключительный этап

- рефлексивный блок  – 4 мин.

Продолжительность мастер – класса – 40 мин

Ход мастер-класса

  1. Вводный этап

Информационный блок  

(Перед началом  мастер-класса  раздают карточки со словами:    

  • моделировать ситуацию,
  • прятать,
  • прыгать,
  • считать,
  • передразнивать,
  • наблюдать)

 - Добрый день, дорогие друзья! Перед началом мастер-класса вы получили карточки со словами, я попрошу зачитать их вслух.

(Читают слова)

Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?

(Педагоги  в ходе общения приходят к мысли, что это игра)

Совершенно верно - это игра. Тема моего мастер-класса звучит так: «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования».

          Мотивационный блок

 Известный педагог Януш Корчак сказал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

         Мы часто сталкиваемся  с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу.  Игра,  становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.

Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.

Игра - вечная школа поведения. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная  на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Давайте рассмотрим детские игры,  которые копируют повседневные жизненные ситуации. (Сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери», «Поликлиника», «Школа», «Пожарная станция» и др)

Я хочу предложить  тренинги, с помощью которых вы сможете настроить детей на творческий лад и преодолеть психологическую инерцию. Такие тренинги рекомендуют включать в организационный момент занятия.

  1. Основной  этап

Тренинги:

Преображение предмета

Участникам мастер-класса предлагается преобразовать обычную линейку в разные предметы. Использование различных  уровней ассоциаций.

         Предметы не связанные логической цепью

Особый порядок предметов, которые не присутствуют в аудитории. Участникам предлагается выполнить упражнение в разных темпо-ритмах.

Передача «маски»  по кругу

           Все участники стоят в круге лицом друг к другу. Первый делает гримасу, фиксирует ее мышцами и затем «снимает» рукой и «бросает» партнеру. Тот в свою очередь обязан «поймать» эту гримасу и зафиксировать то же выражение на лице. Затем он меняет ее на новую гримасу и передает другому партнеру. Предложить  несколько уровней выразительности гримасы: начать с резкой, гротесковой мимики, затем переходить на меньшую выразительность и заканчивать упражнение минимальными выразительными средствами. Ловить не только пластику лица, но и подтекст, мотивацию выражения, темпо-ритм партнера, его пластику, добиваться включения всего тела в задание. Обсудить с учениками разницу воздействия на психику мимики резкой выразительности и мимики с минимумом выразительных средств. Сочетать высокий темпо-ритм и минимум выразительных средств.

Жесты  по кругу

Работа в круге. Один из участников посылает жест по кругу. Каждый из участников его повторяет. Важно, не прекращая упражнения, соблюдать точную очередность и темп передачи жестов, их энергетику.

Теперь более подробно рассмотрим представленные выше виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

Предлагаю вам разгадать ребусы (на карточках)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\моя аттестация\i.jpeg

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала как (например, заочное путешествие в Страну Мастеров, заочная экскурсия по достопримечательным местам английского королевства и т. п.), или заочное путешествие в Античную Грецию с целью знакомства с ее архитектурой и скульптурой, заочное путешествие по залам Русского музея, заочное путешествие в центры народных промыслов России и т. п.).

3. Сюжетные (ролевые) игры.    Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Так, на занятиях по английскому языку при изучении темы «Разговор в магазине» дети могут перевоплощаться в продавца и покупателя, темы «Поездка в транспорте» — в кондуктора и пассажира, темы «В больнице» — доктора и пациента, темы «В музее» — экскурсовода и посетителя, в «Театре» — актера и зрителя, билетера и зрителя и т. п.

Давайте поиграем!

Игра «Магазин» Участники игры – продавец и покупатель. Задание –приобрести необходимый вам товар, но не забудьте что продавец разговаривает на «тарабарском языке»

4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например, можно организовать игру «Олимпийские игры».

Участникам раздают чистые листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Задание – нарисовать эмблему своей команды. Кто выполнит задание быстрее, и творчески подойдет к этому заданию?

Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми»

Использование же дидактических игр на учебных занятиях в системе ДОД помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение,

  1. Заключительный этап

У индейцев, коренных жителей Америки, был метод слушания друг друга посредством говорящей палочки. Поскольку наше занятие начиналось с обычной линейки, то мы воспользуемся методом индейцев. И говорящей у нас будет линейка. Тому,  у кого она окажется в руках, предоставляется право говорить, а всем другим – слушать. Тот, кто не желает говорить, просто передает ее дальше.

(Линейка передается по кругу)

 Говорить мы будем вот о чем:

-Как вы восприняли наше занятие?

-Что вы чувствовали?

-С какими трудностями столкнулись, при выполнении задания?

-Вы узнали для себя что-либо новое и неожиданное?

Список используемой литературы

  1. Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002 г.
  3. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемного и  модульного обучения. – М.: Народное образование, 2002 г.
  4.  Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России.     2001 г.
  5.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г.
  6.  Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методамии результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования...

Мастер-класс «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»

  Применение на занятиях  игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у ...