Психологические аспекты волнения обучающихся на концертных выступлениях
учебно-методический материал по теме

Размышление о профессии музыканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Методический материал

Тема: «Психологические аспекты волнения обучающихся на концертных выступлениях»

 

Подготовила:

Львова Т. В.

педагог

дополнительного

 образования.

г. Старая Русса

2018 г.

    В истории музыкального исполнительства сценическое  волнение всегда было предметом исследовании педагогов, исполнителей и психологов, т.к. сценическое волнение, невозможность  преодолеть панический страх перед публичным выступлением вынуждает многих талантливых музыкантов отказаться от концертной деятельности. В детском возрасте формируются качества, которые в дальнейшем создают музыканта - исполнителя, как личность. Первое выступление маленького музыканта перед слушателями производит очень яркое эмоциональное впечатление. Дети в раннем возрасте отличаются повешенной эмоциональной  возбудимостью и впечатлительностью. Поэтому неудачное  выступление и чувство огорчения запечатлевается в памяти ребёнка и в будущем приводит к появлению излишнего волнения, зачастую, к паническому страху перед концертом. Чтобы преодолеть негативные последствия волнения на сцене, а именно скованность движений, потеря управления памятью, частые остановки (ошибки) в игре, нужно понять природу волнения, как психологического процесса. Ещё  З. Фрейд говорил о том, что  «Страх является сигналом опасности».1.Страх – это чувство, которое рассматривается  перед чем-то неопределённым. Психика человека такова, что она лучше функционирует тогда, когда  представление об опасности происходит осознанью. Невозможно избавится от страха, но  надо учиться управлять этим чувством. Чтобы взволнованность перед выступлением стало естественным процессом и даже благотворным – способствовало артистическому подъёму. Педагогам необходимо учитывать  степень готовности исполнителя, чтобы устранить причины неуверенности, которые  могут  привести  к  потере  самообладания на сцене. Частой причиной этого бывает завышенные  представления о возможностях  исполнителя. Завышенные сложности репертуара ведут к неуверенности и потере исполнительской свободы и, как, следствие-неудачное концертное выступление. Редкие выступления, т.е. отсутствие сценического опыта, тоже могут сказываться на качестве исполнения, потому что исполнитель забывает ощущения собственного состояния на сцене. Существуют так же  индивидуальные особенности, которые нужно педагогу изучить и учитывать при подготовке своих учеников к концертному выступленью. У кого- то волнение может сопровождаться учащенным биением сердца и дыхания, движения рук  становятся быть лихорадочными, хаотичными- возникает потеря ориентации на клавиатуре, руки становятся влажными, холодными, как  следствие – «грязные, смазанные» пассажи. У других учеников психологическое  стрессовая ситуация приводит к пробелам в памяти  или не ритмичной игре. Причиной неудачного выступления может быть физическое переутомление, отсутствие режима отдыха в предконцертной подготовке. Исходя из анализа  индивидуального психологического состояния и исполнительских  возможностей ученика – нужно выбирать способы адаптации и поведения музыканта на сцене, снижению до минимума волнения.

1Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб., 1999

Традиционный  подход заключается в том, что нужно репетировать, закреплять  ощущение, представление, когда ты играешь произведение на концерте. Нужно создать близкое подобие концертной обстановки. А потом делать после концертный анализ выступления. Слуховой контроль музыки во время исполнения способствует воспитанию навыков сценического самообладания.Чем больше исполнитель будет выступать, тем меньше будет «неприятных сюрпризов» на сцене. Каждый музыкант понимает, что как бы хорошо не было выучено произведение, всё равно может в друг появиться ошибка, порой в неожиданных местах. Снижает риск появления подобных случайных ошибок работа над совершенствованием мастерства. Полезно также проигрывания в разных темпах, даже в очень медленном темпе включив максимальную концентрацию внимания. Многие педагоги не прилагают достаточных усилий для развития музыкальной памяти ученика, считая этот дар даётся от природы и им можно только воспользоваться но ученики, обладающие хорошей  от природы памятью (быстро запоминающие музыкальное произведение) оказываются беспомощными при публичном выступлении, потому что как правило, опираются только на мускульно –двигательную память. Память того, кто быстро запоминает, может оказаться менее точной и ценной. Задача педагога помочь детям неосознанную природную память превратить в осознанный процесс управления памятью. Известный психолог Б. М. Теплов утверждал, что основными компонентами музыкальной памяти являются двигательные моменты и слуховые представления. Все остальные виды памяти он относил к вспомогательным, считая, что они тоже по = своему у сына. В начале работы пьесу надо рассмотреть как целостное произведение, затем перейти к отделке усталей. Очень полезно расчленять пьесу на мелкие эпизоды. В процессе заучивание наизусть движение пальцев должны стать автоматическими (подсознательными). Играя не глядя на клавиатуру, можно ясно представить звук, который  должен последовать и руки, подчиняясь привычке находят нужное положение. Чтобы помочь ученику избавиться от мышечного напряжения, нужно выбирать индивидуальный путь работы. Один из таких путей – временно отказаться от выразительности исполнения чтобы усилить чувство контроля за движениями. Не стоит ученику давать в последние минуты перед выходом на сцену какие = то рекомендации, чтобы не нарушать его собственный психологический настрой. Не стоит выхватывать перед выходом на сцену отдельные эпизоды и лихорадочно проигрывать их. Лишняя суетность не способствует качеству исполнения. Важно научиться не придавать значение. Мелким случайным ошибкам в виде смазанности пассаже или зацепания  на той клавиши, нужно сохранять спокойствие и продолжать  дальше, не нарушая целостности произведения. Не стоит ученику перед выступлением говорить, что не надо волноваться это не приносит пользы, а наоборот концентрация внимание на волнении. Перед выходом  на сцену нужно думать о музыке, даже мысленно пропевать  её, представлять  себя уже играющим. В момент игры уметь абстрагироваться от всего внешнего, сосредоточиться на исполнительских задачах. Полная отдача музыкальному образу, желание выразить эмоции в реальном звучании помогут преодолеть страх.

Список использованной  литературы

1. Акимов Ю. Т. «Сборник литодических статей, М., Сов. ком-р. Вот. 4 1978.

2. Баренбойм  А. А. Муз. Педагогика и исполнительство . Л., 1974.

3. Вытотский Л. С. Психология искуства СПб., 2009.

4. Станиславский К. С. Работа актера над собст, М., 2002

5.Теплов  В.М. Психологтя музыкальных способностей. М-Л., 1947

6. Фрейд  З. Введение в психоанализ. СПб., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Музыкальная педагогика призвана разрабатывать  прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Эта область искусства находится в постоянном развитии. Одной из проблем  является формирование эмоционально-волевых к...

Психологические аспекты подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА (ОГЭ)

В данной статье рассматривается психологический аспект в системе подготовки обучающихся к ГИА и трудности, возникающие при реализации образовательного процесса как у учащимися, так и у других участник...

Доклад«взаимосвязь психологических состояний игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного ...

Методическое сообщение "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении".

В работе раскрывается взаимосвязь темперамента человека и волнения на концертных выступлениях....

Открытый урок на тему:«Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»

Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а так...