Доклад«взаимосвязь психологических состояний игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»
учебно-методический материал по музыке

Зайцева Лариса Николаевна
 

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько не повторенных индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zaytsevoy_l.n.docx27.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЯ НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ»

преподавателя МОУДО ДМХШ «им. Г. Струве»

 фортепианного отделения Зайцевой Л. Н.

г.Железногорск 2015г.

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько не повторенных индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая, представляет интерес, является проблема взаимосвязи психологических состояний и игровых движений.

Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное, дезорганизовывающее, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечное напряжения. Как следствие - ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и закрепление нового навыка. Для успешного протекания формирования игровых движений, сохранение основных их характеристик, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность, увлеченность, уверенность.

Основные причины возникновения психических состояний следующее:

  1. предшествующее состояние:

- состояние страха вызывает состояние неуверенности;

- состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и т.д.

Иными словами, если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил увлеченно, то есть уметь создать атмосферу (психическое состояние), способствующее появлению вдохновения.

  1. Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники, со всеми его последствиями. Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создать установку на обычное исполнение.
  2. Физическое состояние – болезнь, усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безразличия. В таких состояниях правильней будет прекратить занятие.
  3. Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение цели значительно мобилизует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.
  4. Психические состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это так же следует учитывать в педагогической практике - перед выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.

Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых движений значительно способствует активизации таких умственных психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою очередь, активизирует поиск необходимых образных ассоциаций, определяющих игровое движение, способствует осуществлению контроля целесообразности движений. В состоянии увлеченности, при эмоциональном подъеме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:

  1.  Полностью подчиняясь объекту творчества, исполнитель часто не отдает себе отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;
  2.  В процессе исполнения контролируются не отдельные игровые движения, а целостные психические состояния, накопленные и закрепленные в процессе формирования игровых движений.

 Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность, в другом – дезорганизуют ее. Состояние стресса, связанное с физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на стрессовую ситуацию могут быть различными. Они во многом определяются психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию возбуждения – движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными. Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в процессе формирования игрового навыка, уделяя особое внимание экономии движений, регуляций мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность. Движения становятся вялыми, теряют определенность, выразительность.

 Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические состояния- состояния утомления, апатии, при которых продолжать работу над формированием движений нельзя, это приведет к отрицательному результату.

Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо исполнителю в работе над произведением.

  1.  Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась некая готовность организма, расположенность к данному виду деятельности, т.е. «настрой» на работу.
  2.  Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам «включается» в работу, т.е. формируется условный рефлекс, активизируются психические и умственные эмоциональные процессы. Таким образом, сокращается процесс «вхождения» в работу.
  3.  Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное переключение с одного вида деятельности на другой (это может быть работа над разными техниками). При этом начатое желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.
  4. Чередование труда и отдыха.

Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранить активное физическое и психическое состояние, которые способствуют процессу формирования игровых движений.

Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении.

Список используемой литературы:

1.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика- XXI, 1998.

2.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

3.Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1990.

4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988. 5.Пилипенко И. Взаимосвязь психологических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления. / Музыкальная педагогика.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

6.Психология под редакцией Дубровиной И.В. – М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к концертным выступлениям

План:Воспитание профессиональных артистических навыков общения с публикой.Зависимость эстрадного волнения от психологических особенностей учащихся.Четыре типа темперамента (сангвинический, холерически...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

Методическое сообщение "Подготовка ученика к концертному выступлению"

Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает два зачёта в первом и втором полугодиях. Следовательно, ученик должен выступить с подго...

«Подготовка учащихся к концертным выступлениям»

План:1.     Воспитание профессиональных артистических навыков общение с публикой.2.     Зависимость эстрадного волнения от психологических особенностей учащихся...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Эта область искусства находится в постоянном развитии. Одной из проблем  является формирование эмоционально-волевых к...

Методическое сообщение "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении".

В работе раскрывается взаимосвязь темперамента человека и волнения на концертных выступлениях....