Конспект занятия по популяризации применения световозвращающих элементов
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Адиатова Ольга Николаевна

Тема: «Светоотражающий значок – фликер, помощник на дороге».

 

Цель:  профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование осознания необходимости выполнять требования Правил дорожного движения; популяризация использования световозвращающих элементов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей№14»

XI муниципальный конкурс  «Школа дорожных наук»

Номинация: Конспект занятия по популяризации применения световозвращающих элементов

Адиатова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

г.Нижнекамск - 2017

Тема: «Светоотражающий значок – фликер, помощник на дороге».

Цель:  профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование осознания необходимости выполнять требования Правил дорожного движения; популяризация использования световозвращающих элементов.

Задачи:

Обучающие:

- обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.

-познакомить с новым термином - «фликер», ввести понятие «световозвращатель»;

-обозначить роль и значение «фликера» в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток.

Развивающие:

- способствовать формированию безопасного поведения на улице и дороге;

-развивать навыки ношения светоотражающих элементов, правила расположения их на одежде;

-развивать коммуникативные способности, навыки самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучению ПДД, уверенность в своих возможностях, осознание

-необходимости использовать светоотражатели на одежде и ранце.

Материалы и оборудование: различные виды светоотражательных материалов, ножницы, проектор.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Актуализация опорных знаний.

II. Основная часть:

1. Объяснение необходимости использования световозвращающих элементов.

2.  Беседа - рассуждение с учениками.

3.Изготовление светоотражающих элементов

III. Заключение:

Просмотр видеофильма.

Актуализация опорных знаний (вступительное слово учителя):

Ребята, мы с вами  ходим  в школу, занимаемся в две смены, и нам приходится ходить в тёмное время суток.

Давайте сегодня, мы с вами, проведем   необычное занятие  под названием «Светоотражающий значок – фликер, помощник на дороге». Как же наш друг фликер оградит  нас от неприятностей на дороге? И для чего он нам нужен? Затем все вместе изготовим и наклеим на одежду различные световозвращающие элементы по вашему желанию.

III Основная часть

  1. Объяснение необходимости использования световозвращающих элементов

Учитель: А сейчас немного информации.

Самое большое количество ДТП происходит в тёмное время суток. В это время водителям сложно вовремя увидеть человека, вышедшего на проезжую часть. Неблагоприятные погодные условия и неосвещённые участки улиц ещё больше усугубляют ситуацию. Но защититься пешеходам помогут светоотражающие элементы на их одежде.

В вечернее и ночное время на плохо освещённых участках дорог водитель намного раньше и с довольно большого расстояния заметит пешехода, у которого присутствует хотя бы один светоотражающий элемент на верхней одежде. Это доказанный факт. Результаты исследований показали, что реакция и действия водителей практически на 90% зависят от своевременно получаемой ими зрительной информации.

В нашей стране и во многих других зарубежных странах действует закон о светоотражающих элементах для пешеходов. С 1 июля 2015 г. вступили в силу дополнения и небольшие поправки, внесённые в уже работающий закон о светоотражающих элементах на одежде. Согласно установленному ныне положению, в тёмное время суток светоотражающие наклейки или нашивки на одежде должны быть у всех пешеходов, как переходящих улицу, так и движущихся вдоль обочины дорог и трасс. Замеченный без отражателей на одежде пешеход получит предупреждение либо штраф. А в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие, часть вины такому пешеходу придётся взять на себя.

Да, все очень серьезно, ведь от этого зависит наша жизнь и здоровье!

2.  Беседа - рассуждение с учениками.

Давайте мы поговорим о безопасности на дороге, о правилах дорожного движения.

 -Вы уже знаете, как правильно вести себя на улице, давайте вспомним простые правила пешехода. Как правильно переходить дорогу?

Ответы детей:

-Переходи улицу только по пешеходному переходу;

-Переходить улицу только на зелёный сигнал светофора;

-Чтобы перейти улицу, сначала посмотри налево, а потом – направо;

-Никогда не играй на проезжей части.

Учитель: А как пешеход обязан двигаться по краю проезжей части за городом?

Ответ ученика:

- Навстречу движения транспортных средств.

Учитель:

- Хорошо, все правильно. Но, помните ребята, Правила дорожного движения необходимо не только знать, но и соблюдать!

Учитель:

Вы наверно обращали внимание, что днём мы хорошо видим все дорожные знаки, а когда на улице стемнело, мы их можем увидеть только в свете фар, они от света вспыхивают. Как вы думаете, почему?

Ответы учеников:

Это происходит от того, что на знаки нанесены мелкие стеклянные шарики. Первые светоотражательные элементы подсказала природа. Много лет назад один внимательный пешеход заметил, что кора берёзы отражает свет, даже лунный. Берёзы стали высаживать по обочинам дорог. Люди задумались над тем как обезопасить пешеходов и придумали различные светоотражательные элементы. И теперь пешеходам в темноте помогают светоотражательные элементы или фликеры-это маленькие значки или наклейки. Существуют правило для того, чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток. А вы знаете это правило?

Ответы учеников:

 -На одежде каждого пешехода в тёмное время суток должны быть светоотражающие элементы - фликеры.

Вечером и ночью, в дождь или в туман улицы и дворы плохо освещаются, и водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них. Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо, а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент всегда будет виден. Формы светоотражающих элементов различны.

Есть много людей, которые работают на улице ночью, в темноте. Для того чтобы быть заметнее для водителей, они носят специальную одежду. Для рабочих нашивают светоотражающие полоски на комбинезоны, инспектора ГИБДД носят желтые жилетки.

 На этой одежде есть специальные рисунки, которые ярко светятся в лучах автомобильных фар. Такие рисунки есть на одежде полицейских, дорожников, всех людей, кто работает в тёмное время суток на улицах и дорогах. Это сделано для безопасности. Существует множество разновидностей светоотражателей. Спецодежду с крупными светоотражающими полосами можно беспроблемно приобрести в магазине. Но для повседневного ношения она, конечно же, не годится. Поэтому светоотражающую ленту можно самому нашить на свою верхнюю одежду.

Наличие светоотражателей на одежде теперь полагается по закону

На проезжей части водитель, как правило, замечает пешехода на расстоянии 25-30 метров, и даже если он ехал со скоростью в 45-50 км/ч, его тормозной путь всё равно превысит эту длину. Потому ограничение скорости движения не стало панацеей от ДТП, тем более что в городах проблему усугубляет интенсивный свет фар от встречных машин, неправильное уличное освещение.

Глаз человека в тёмное время, увы, может воспринять всего 5% того, что он без труда различает днём. Это и является причиной подавляющего большинства дорожных аварий, происходящих на дорогах нашей (и не только нашей) страны в сумерки и ночью. Водитель слишком поздно замечает перебегающего проезжую часть человека. Но когда на одежде присутствуют хоть какие-либо светоотражающие элементы (полосы либо шевроны), пешеход становится  буквально в 3 раза заметнее водителю, что даёт ему возможность своевременно среагировать.

-Думать о безопасности должны и маленькие пешеходы, и их родители. Специально для детей придумали вот такие фликеры, они отражают свет автомобильных фар и защитят вас в темноте на улице. В переводе с английского языка слово «ФЛИКЕР» переводится как вспышка, означает светоотражатель или световозвращатель. Как же они работают? Свет фар от них отражается и возвращается назад к водителю и водители могут увидеть пешеходов издалека. Но пешеходы все равно должны быть внимательными.

Ребята, фликеры бывают разными, это могут быть и браслеты, и значки, и брелки-подвески, термонаклейки, которые крепятся при помощи утюга. Фликеры тоже нужно использовать правильно. На одном пешеходе их должно быть 3-4 штуки сразу, так заметнее. Фликеры должны быть со всех сторон, пришивают такие отражатели прямо на зимнюю одежду!

Цветовая гамма и дизайн, представляющие современный светоотражающий элемент, очень разнообразны. Нашитые на верхнюю одежду ребёнка, они не только не портят её внешнего вида, но и значительно его улучшают. Особенно модными и находящимися на волне большой популярности считаются фликеры. Светоотражатели можно прикреплять также на коляски, санки, велосипеды и скейтборды. Здесь действует то же правило, что и при «экипировке» световозвращающими элементами одежды: они должны быть видны со всех сторон. Если используете клеящиеся ленты, то обклеить необходимо все поверхности - бока и «спинку» санок, раму и багажник велосипеда. Ролики тоже надо снабдить «светляками». Кроме того, фликеры отлично светятся и вы будете модными и красивыми! Это светящиеся в темноте значки и наклейки с разными весёлыми картинками, которые очень нравятся детям. Замечательно, если светящиеся элементы присутствуют на новой купленной одежде, но если таковых на ней не имеется, то вполне реально приобрести и пришить их собственноручно. Чем мы с вами сейчас и займемся.

Для вас, ребята, я приготовила различные материалы из которых вы сами изготовите для себя фликеры – значки для вашей безопасности.

3.Изготовление светоотражающих элементов

Ребята необычайно увлеклись этим занятием, им особенно пришлось по вкусу, что плёнка самоклеящаяся, и её можно легко прикреплять на верхнюю одежду. Взрослые активно помогали учащимся, весело общались и давали советы. Дети с огромным удовольствием сочетали цвета и придумывали формы для фликеров. Девочки больше отдавали предпочтение сердечкам и цветам, а мальчишки - весёлым смайликам. Но и тем, и другим очень понравилось изготавливать светоотражающие элементы своими руками.

Учитель: Ребята, вы очень старались сделать себе красивые и веселые наклейки на одежду, а мы вам в этом помогли. Теперь вы будете ходить с забавными смайликами, машинками, снежинками, листочками и т. д. на верхней одежде, соблюдая правила дорожного движения.

Фликеров не бывает слишком много: пусть на ребёнке будет их как можно больше. Потому что на самых аварийноопасных участках, к которым также относятся и перекрестки, свойство светоототражателя сделает маленького пешехода заметным для водителей, движущихся и в одном с ним, и во встречном направлении.

Можно использовать светоотражающую ленту

Эта деталь пришивается на рукава курток и другой верхней одежды в виде нарукавных повязок. Выбирая места для их расположения, нужно учитывать, чтобы кроме эстетического зрительного восприятия они ничем не перекрывались при движении ребёнка. Чаще всего ленту носят в виде вертикальных и горизонтальных полос, и справа, и слева. Кроме этого, при достаточном её количестве светящиеся полосы можно пришить вдоль всех имеющихся краёв одежды. Фантазия на любой вкус.

 Светоотражающуюся ленту можно крепить на головные уборы, вдоль нижних наружных краёв брюк, на перчатки и рукавицы, на спинку верхней одежды и прочие её части.

Светоотражающие элементы призваны сделать пешеходов более заметными на дороге и пасмурным днём, и ночью. В решении этой проблемы задействованы современные технологии, при помощи которых производятся светоотражающие элементы. На дороге человек находится в движении, и потому свет от фар освещает его под разными углами. Специальный состав светоотражательного элемента отсвечивает лучи в обратном направлении, что и создаёт эффект яркого и слегка переливающегося сияния.

На сегодняшний день использование светоотражающих элементов, изначально придуманных и созданных для видимости в темноте дорожных знаков, работает также и на благо пешеходов, благодаря чему сохраняет ещё большее число людских жизней.

III. Заключение:

Учитель: А сейчас, ребята, давайте посмотрим видеофильм!

Просмотр видеофильма (по правилам дорожного движения).

Учитель: Ребята, я надеюсь, вы поняли, что световозвращающие элементы просто жизненно необходимы. И все вы будете их обязательно носить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия на тему: «Применение базовых элементов хип-хопа в детской танцевальной практике»

В данном материале можно найти план-конспект занятия для занятий по хип-хопу для начинающих....

Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»

Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса...

Конспект занятия по плаванию с использованием элементов аквааэробики

Конспект занятия по плаванию с использованием элементов аквааэробики...

Конспект занятия «Подарки и сувениры с элементами тестопластики ко дню Святого Валентина» (1-ый год, 2-ой обучения)

Основная цель занятия: формирование личности с высоким уровнем интеллекта и культуры, что особенно важно в современном мире. Задачи:Образовательная:научить технике лепки из соленого теста.о...

Конспект занятия по спортивной акробатике "Обучение элементу переворот через локти в шпагат".

Цель  занятия: способствовать обучению элементам кувырка (группировке, перекатам, вперед и назад).Образовательные (предметные) задачи: обучить элементу переворот через локти в шпагат, совершенств...

Конспект занятия: «Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. ТБ при работе"

Конспект занятия:  «Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. ТБ при работе"Цели занятия:Образовательная:- дать первоначальные знания о приспособлениях для сверлении д...

Конспект занятия «Базовые движения и обязательные элементы аэробной композиции».

Цель занятия: Совершенствование базовых шагов и элементов танцевальной композиции.Тип занятия: закрепление пройденного материала, комплексное.Задачи:Обучающие:1.Закрепить знания о техни...