Модифицированная (адаптированная) общеразвивающая программа клуба "Менеджмент"
рабочая программа на тему

Шомбул Аржана Дондуповна

Здравствуйте! Мои публикации вам будут интересны и полезны. С уважением Шомбул А.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс перехода к системе рыночных отношений дал импульс для развития интереса к экономическим знаниям и потребности в них у всех слоев населения, стремления определить возможности своего участия в рыночных структурах. При этом начальные проявления такого интереса можно отметить уже у старших  школьников.  

          Социально-экономическое образование учащихся в широком смысле рассматривается как процесс и результат усвоения основных социальных и экономических знаний и умений, формирования определенных качеств личности, отвечающих принципам экономически целесообразного поведения и деятельности. Социально-экономическое образование предполагает участие в учебных и реальных ситуациях, где обучающиеся вступают в социальные отношения, свойственные экономически современного производства или частного дела. Вырабатываются навыки руководствоваться в своей деятельности не только личными, но и общественными интересами, обеспечивающими, например, повышение эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, осознание ответственности за свои решения.  

        Насколько реальна необходимость дополнительного общего экономического образования и возможность его введения на второй ступени обучения зависит от многих факторов:

 - прежде всего, это определяется ближайшим социумом и уровнем сформированности ценностно-смысловой и потребностной сфер личности;

- потребностью в простых экономических знаниях для более полноценного пользования интернет – возможностями на различных учебных сайтах, которыми школьники пользуются нередко самостоятельно;

- стратегия и ориентация на успешную социализацию школьников, формирование гражданской грамотности и самостоятельности не может рассматриваться без экономического компонента в содержании образования.

Направленность программы «Менеджмента»:

1. по содержанию является социально-экономической;

2. по функциональному предназначению — учебно-познавательной;

3. по форме организации — групповой;

4. по времени реализации — двухгодичной.

Образовательная программа дополнительного образования  «Менеджмент» разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752), письмом Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

        Программа разработана на основе методической пособии по экономике для 7-8 классов, составленные по учебнику И.В. Липсица, пособие «Менеджмент в вопросах и ответах» автор А.А. Огарков, «Маркетинг личности: формула жизненного успеха» автор В.Е. Новаторов.  

Направленность программы социально-экономическая, направлена на:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • овладение умением подходить к событиям общественной жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
  • создание условий для экономического, управленческого и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающихся, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуру;
  • интеллектуальное и познавательное развития личности обучающихся;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие учителя дополнительного образования с семьей.

Новизна программы состоит в том, что впервые неотложной стала задача создать динамичный вариант непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий по времени, а прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как ответственность, порядочность, компетентность.

Эффективным для (социально-экономического) развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время одной из ведущих функций программы является социально-экономическое образование. Социально-экономическое образование, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип образования, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего образования человека. Социально-экономическое образование рассматривается как систематическое целенаправленное воздействие на личность в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных управленческих качеств, а главное – образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества. Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами экономического образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность экономического образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов социально-экономической направленности, развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических предметов, формирующих у обучающихся способности к личному самоопределению и самореализации.

Педагогическая целесообразность образовательной программы “Менеджмента” определена тем, что ориентирует обучающегося на приобщение каждого ученика к социально-экономической направленности, применение полученных знаний, умений и навыков экономики и менеджмента в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание условий для развития обучающегося.

Благодаря систематическому экономическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую управленческую и экономическую направленность, а развитие управленческих и экономических способностей помогает более тонкому восприятию экономического образования – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению экономики и менеджмента.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании  учащегося на углубление знаний по основам экономики и ее прикладным аспектам, на изучение видов предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях экономического характера.

Цель: социально-экономическое образование учащихся, формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности.

 Задачи:

Обучающие:

Формирование у учащихся представления об экономике как сфера деятельности человека;

Формировать навыки по менеджменту и маркетингу;

Формировать полученные знания к учебно-исследовательской работе.

 Развивающие:

Развить экономическое мышление, потребности в получении экономических знаний;

Развить способности по менеджменту и маркетингу;

Развить познавательную активность, самостоятельность и инициативность;

         Воспитательные:

Воспитать ответственность за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

Воспитать гражданскую ответственность;

Применение приобретенные знания для ориентации в выборе профессии.

Отличительные особенности программы «Менеджмента»:

Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких управленческих качеств, как оперативность, ответственность, компетентность, коммуникабельность, на развитие деловых сфер: менеджмента, маркетинга, экономики, регионального рынка труда. Развивается также и познавательный интерес. Экономика и менеджмент как учебные предметы отводятся большая роль в социализации учащихся. Поэтому при изучении программы важно решать такие задачи, как развитие экономического мышления учащихся, раскрытие механизмов эффективного учения, технологии саморазвития, создание условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.

При этом следует учитывать, что программа дополнительного образования обучающихся должны быть направлены на:

  • создание условий для развития обучающихся;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения.

Возраст учащихся. Дополнительная общеразвивающая программа «Менеджмент» предназначена для учащихся 5-8 классов  — от 10 до 14лет, проявляющих склонность к занятиям экономического цикла. Состав учебной группы постоянный в течение года. Особенности набора учащихся – свободный.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Менеджмент» 2 года.

1 год обучения предполагает освоение основы экономики; изучить материалы теоретических и практических заданий, которые целенаправленно способствуют профессиональной ориентации и овладению элементарными умениями в экономической сфере.

2 год обучения – изучает основы менеджмента и маркетинг; формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.  

Формы занятий по данной программе занимают теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форма занятий - творческая деятельность учащихся.

Режим занятий: режим занятий в неделю: первый год обучения: 3 часа 1 раз в неделю; второй год обучения: 3 часа 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия:2 мин. – организационный момент; 35мин. – занятие; 3 мин. – динамическая пауза.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат

Объекты контроля:

— знания, умения, навыки.

Формы подведения итогов: тестирование.

По окончанию 1-го года обучения «Экономика»:

Обучающийся будет знать: смысл основных теоретических и практических знаний основы экономики.

Обучающейся будет уметь: приводить примеры по основам экономики; описывать: предмет  экономики, функции экономики, цели экономики.

Обучающийся будет владеть: навыками работы с источниками экономической информации с использованием учебников и современных средств коммуникации; освоением типичных экономических ролей через участие в обучающих занятиях и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

По окончанию 2-го года обучения  «Менеджмент и маркетинг»:

Обучающийся будет знать: смысл основных теоретических и практических знаний менеджмента и маркетинга; основные маркетинговые функции и функции менеджмента.

Обучающийся будет уметь: приводить примеры по менеджменту и маркетингу; описывать: предмет  менеджмента и маркетинга, функции и цели менеджмента и маркетинга; основные виды маркетинга, маркетинговую систему,  основные вопросы менеджмента.

Обучающийся будет владеть: навыками осмысления маркетинговой информации, маркетингового анализа общественных явлений и событий; практическими навыками в работе на рынке труда.

Учебно-тематический план

дисциплины «Экономика»

1 год обучения

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Раздел. Наши семьи

30

10

20

1.1

Введение. Что такое семья?

3

1

2

1.2

Обязанности членов семьи

3

1

2

1.3

Моя семья отдыхает

3

1

2

1.4

Слова «хочу» и «надо»

3

1

2

1.5

«Хочу» - «надо» - делаю выбор

3

1

2

1.6

Откуда берутся товары и услуги

3

1

2

1.7

Откуда берутся товары и услуги

3

1

2

1.8

Профессии людей

3

1

2

1.9

Профессии людей

3

1

2

1.10

Что мы знаем о наших семьях?

3

1

2

2

Раздел. Потребности и возможности

57

19

38

2.1

Наука «Экономика»

3

1

2

2.2

Потребности людей

3

1

2

2.3

Путешествие на «необитаемый» остров

3

1

2

2.4

Ограниченность

3

1

2

2.5

Выбор

3

1

2

2.6

Что мы знаем о науке экономике

3

1

2

2.7

Проверь себя

3

1

2

2.8

Путешествие в страну Натурального хозяйства

3

1

2

2.9

Товарное хозяйство

3

1

2

2.10

Обмен

3

1

2

2.11

Проверь себя

3

1

2

2.12

Микрорайон

3

1

2

2.13

Кондитерская фабрика

3

1

2

2.14

Индивидуальное и конвейерное производство

3

1

2

2.15

Упаковка

3

1

2

2.16

Общественные услуги

3

1

2

2.17

Дерево решений

3

1

2

2.18

Наш город (игра)

3

1

2

2.19

Проверь себя

3

1

2

3

Раздел. Деньги. История развития денег

21

7

14

3.1

Что могут деньги и для чего они нужны

3

1

2

3.2

История денежной единицы России

3

1

2

3.3

История денежной единицы России

3

1

2

3.4

Что мы знаем о деньгах?

3

1

2

3.5

Богатство

3

1

2

3.6

Заработная плата, или как король министров нанимал

3

1

2

3.7

Проверь себя

3

1

2

Всего часов:

108

36

72

Содержание дисциплины

«Экономика»

1 год обучения

1. Раздел. Наши семьи.

1.1. Тема. Введение. Что такое семья (3ч)

Знакомство с предметом. Понятие экономика. Семья. Члены семьи. Виды семей.

Практика: раскрасить портрет гнома Экономики. Работа по картинке.

1.2. Тема. Обязанности членов семьи (3ч)

Понятия «зависимость членов семьи друг от друга» и «домашняя работа»; как члены семьи живут и работают вместе.

Практика: написать сочинение «Семья».

1.3. Тема. Моя семья отдыхает (3ч)

Понятие отдых, что значит отдыхать.

Практика: игра «Пикник», творческая практическая работа.

1.4. Тема. Слова «хочу» и «надо» (3ч).

Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Различия между хочу и надо.

Практика: Игра «Путешествие». Игра «Хочу» и «надо»

1.5. Тема. «Хочу» - «Надо» - делаю выбор (3ч).

Представление о различных возможностях, которые могут быть представлены, о необходимости выбора жизни каждого человека. Выбор. Цена выбора.

Практика: игра «Поле чудес», «Выбор».

1.6. Тема. Откуда берутся товары и услуги (3ч)

Понятия товар, услуга. Различие товара и услуг.

Практика: игра «Товар – услуга».

1.7. Тема. Откуда берутся товары и услуги (3ч)

Понятие план. Ориентироваться по плану-схеме.

Практика: упражнение «птицы», работа с планом и по заданию.

1.8. Тема. Профессии людей (3ч)

Понятия работа, профессия.

Практика: игровое упражнение «хлоп – присядь», игра «найди ошибку».

1.9. Тема. Профессии людей (3ч)

Значимость профессий для общества.

Практика: викторина «Угадайте профессию», задание «О профессиях».

1.10. Тема. Что мы знаем о наших семьях?(3ч)

Сущность экономических концепций. Семья. Профессия.

Практика: задания с рисунками.

2. Раздел. Потребности и возможности.

2.1. Тема. Наука «Экономика» (3ч)

Значение слово «Экономика».

Практика: игра «семья», «роли», «обязанности», «очаг», «вещи».

2.2. Тема. Потребности людей (3ч)

Потребности. Желания. Виды потребностей.

Практика: задания по рисункам.

2.3. Тема. Путешествие на необитаемый остров (3ч)

Факторы, влияющие на потребности.

Практика: игра «Путешествие».

2.4. Тема. Ограниченность (3ч)

Ограниченность. Ресурсы. Природные ресурсы. Экономические ресурсы.

Практика: игровое упражнение «хлоп – присесть», решение задач.

2.5. Тема. Выбор (3ч).

Выбор. Цена выбора.

Практика: задания, решение задач.

2.6. Тема. Что мы знаем о науке экономике? (3ч)

Основы экономической науки. Ресурсы.

Практика: разгадать кроссворд, викторина «отгадай загадки», задания.

2.7. Занятие. Проверь себя (3ч).

Самостоятельная работа. Задания. Решение задач.

2.8. Тема. Путешествие в страну натурального хозяйства (3ч).

Натуральное хозяйство.

Практика: задания, решение задач.

2.9. Тема. Товарное хозяйство (3ч).

Товарное хозяйство. Взаимовыгодность добровольного обмена. Разделение труда. Специализация. Специалист.

Практика: игра «Обмен».

2.10. Тема. Обмен (3ч)

Бартер. Варианты равноценного обмена.

Практика: отгадать кроссворд, задания, игра «Обмен».

2.11. Занятие. Проверь себя (3ч)

Блиц-игра. Самостоятельная игра в группах.

2.12. Тема. Микрорайон (3ч).

Микрорайон. Общество.

Практика: творческая работа, задания.

2.13. Кондитерская фабрика (3ч).

Производство. Брак. Качество.

Практика: творческая работа.

2.14. Индивидуальное и конвейерное производство (3ч).

Индивидуальное и конвейерное производство.

Практика: задания.

2.15. Тема. Упаковка (3ч).

Упаковка. Требования к упаковке. Экспертиза.

Практика: творческая работа «реклама».

2.16. Тема. Общественные услуги (3ч).

Общественные услуги. Правительство. Налоги.

Практика: игра «День зарплаты».

2.17. Тема. Дерево решений (3ч).

Аренда. Процедура принятия решений. Индивидуальное и коллективное решения.

Практика: игра «дерево решений».

2.18. Занятие. Проверь себя (3ч).

Проверить знания учащихся по изученным темам.

2.19. Тема. Наш город (3ч).

Наш город.

Практика: игра «Горка».

3. Раздел. Деньги. История развития денег

3.1. Тема. Что могут деньги и для чего они нужны? (3ч).

Обмен товара на деньги – продажа; обмен денег на товар – покупка. Свойства и функции денег.

Практика: игра «жила была денежка».

3.2. Тема. История денежной единицы России (3ч).

Товарные деньги. Меховые деньги. Металлические деньги. Рубль. Копейка.

Практика: игра «деньги».

3.3. Тема. История денежной единицы (3ч).

История развития денег. Валюта.

Практика: игра «Старинные деньги», игра «Валюта».

3.4. Тема. Что мы знаем о деньгах (3ч).

Свойства и функции денег. Повторение изученного материала.

Практика: работа в группах, блиц-игра, задания.

3.5. Тема. Богатство (3ч).

Богатство. Имущество. Природные богатства. Доход.

Практика: кроссворд, задания.

3.6. Тема. Заработная плата, или как король министров нанимал (3ч).

Роль заработной платы как основного источника доходов семьи. Экономика.

Практика: игра «Кастинг».

3.7. Занятие. Проверь себя (3ч).

Проверить знание учащихся по изученным темам.

Практика: игра, ситуации, тесты, задания.

Учебно-тематический план

дисциплины «Менеджмент»

2 год обучения

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Система менеджмента на предприятии

12

1.1

Сущность менеджмента

3

1

2

1.2

Функции менеджмента

3

1

2

1.3

Типы, моделей и организаций менеджмента

3

1

2

1.4

Развитие взглядов на менеджмент

3

1

2

2

Понятие об организации

9

2.1

Сущность организации

3

1

2

2.2

Позиция управления внутри организации

3

1

2

2.3

Менеджмент и внешнее окружение. Жизненный цикл организации.

3

1

2

3

Структура организации

15

3.1

Типы организации по взаимодействию с внешней средой.

3

1

2

3.2

Типы организаций по взаимодействию с подразделениями.

3

1

2

3.3

Типы организаций по взаимодействию с человеком.

3

1

2

3.4

Новое в типах организаций.

3

1

2

3.5

Деловая игра

3

-

3

4

Управленческий труд и менеджер.

9

4.1

Структура и система управления организаций.

3

1

2

4.2

Классификация управленческих работников.

3

1

2

4.3

Менеджер и предприниматель. Деятельность менеджера.

3

1

2

5

Миссия и цели организации

3

1

2

6

Стратегия фирмы

3

1

2

7

Проверь себя.

3

1

2

Всего:

Содержание дисциплины

«Менеджмент»

2 год обучения

 1. Система менеджмента на предприятии (12часов).

    1.1. Сущность менеджмента (3 ч).

Понятие. Организация. Менеджмент. Менеджмент как вид деятельности людей. Менеджмент как процесс. Менеджмент как аппарат управления. Менеджмент как категория людей. Менеджмент как наука и искусство.

Практическая часть. Опросник «Экономические качества». Тесты.

    1.2. Функции менеджмента (3ч).

Понятие управление. Классификация функций управления. Стадии управления. Функция управления.

Практическая часть. Деловая игра «Должностные обязанности».

    1.3. Типы моделей и организаций менеджмента .(3ч).

Характеристика основных типов организаций. Американская модель. Японская модель. Маркетинговая модель.

Практическая часть. Работа с экономическими энциклопедиями и словарями.

    1.4. Развитие взглядов на менеджмент (3ч).

Пять управленческих революций. Школы менеджмента.

Практическая часть. Работа с карточками. Ситуации. Задачи.

 2. Понятие об организации (9 часов).

    2.1. Сущность организации (3ч).

Понятие организация. Организация как институт. Организация как процесс. Связи организации менеджмента.

Практическая часть. Опросник «Организационные умения». Тесты.

    2.2. Позиция управления внутри организации (3ч).

Структура организации. Внутриорганизационные процессы. Управление: производством, маркетингом, финансами, персоналом, эккаутингом.

Практическая часть. Ситуации. Задания. Схемы.

    2.3. Менеджмент и внешнее окружение. Жизненный цикл организации  

           (3ч).

Общее внешнее окружение. Деловое окружение. Механистический тип управления. Органический тип управления. Стадии развития организации: возникновение, становление, рост, ликвидация.

Практическая часть. Деловая игра «Моя фирма»

3. Структура организации (15часов).

   3.1. Типы организации по взаимодействию с внешней средой (3ч).

Уровни взаимодействия. Характеристика организационной системы. Характеристика. Условия.

Практическая часть. Опросник. Тесты. Таблицы. Схемы.

   3.2. Типы организаций по взаимодействию с подразделениями (3ч).

Традиционная организация. Функциональная организация. Линейно-функциональная организация. Дивизионная организация. Матричная организация.  

Практическая часть. Составление проекта.

   3.3. Типы организаций по взаимодействию с человеком (3ч).

Руководитель организации. Характеристики корпоративной и индивидуалисткой организации.  

Практическая часть. Работа с проектом.

  3.4. Новое в типах организации (3ч).

Факторы, определяющие уровень информированности. Эндократическая организация. Партисипативная организация. Предпринимательская организация.

Практическая часть. Защита проекта.

3.5. Деловая игра «Вариант» (3ч)

 4. Управленческий труд и менеджер (9часов).

    4.1. Структура и система управления организаций (3ч).

Основная цель управления. Цель, предмет, средство, характеристика, продукт управленческого труда.

Практическая часть. Работа с заданиями. Ситуации. Тесты.

    4.2. Классификация управленческих работников (3ч).

Виды разделения труда: функциональное, иерархическое, технологическое, профессиональное, квалификационная, должностное. Руководители. Специалисты. Служащие.

Практическая часть. Опросник. Тесты.

   4.3.Менеджер и предприниматель. Деятельность менеджера (3ч).

Значение менеджера. Классические менеджеры. Менеджеры-совладельцы. Менеджеры-бизнесмены. Уровни менеджмента: низший, средний, высший. Базовые операции менеджера. Профессиональные требования к менеджеру.

Практическая часть. Деловая игра «Карьера».

 5. Миссия и цели организации (3ч).

Понятие миссия. Миссия организации. Цели организации. Классификация целей. Требования к целям. Установление целей.

Практическая часть. Составление реферата.

 6. Стратегия фирмы (3ч).

Понятие стратегия. Типы стратегии фирмы. Выработка стратегии фирмы. Выполнение стратегии фирмы.

Практическая часть. Работа с рефератами.

7.  Проверь себя.  (3ч).

Вопросы по пройденным темам дисциплины.

Практическая часть. Защита реферата.

Учебно-тематический план дисциплины

«Маркетинг»

2 год обучения

Наименование тем

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1

Основы маркетинга

3

1

2

2

Исследование товарных рынков

3

1

2

3

Товар и товарная политика

3

1

2

4

Товародвижение и сбыт

3

1

2

5

Конкуренция, и ее виды

3

1

2

6

Система маркетинговых коммуникаций

3

1

2

7

Ценовая политика в маркетинге

3

1

2

8

Биржевая деятельность и маркетинг торгово-посреднических услуг

3

1

2

9

Организационная структура маркетинговых служб

3

1

2

10

Проверь себя.

3

1

2

Всего часов:

30

10

20

Содержание дисциплины

«Маркетинг»

 2 год обучения

    1. Основы маркетинга (3ч).

Исторические аспекты развития маркетинга. Основные определения, встречающиеся в маркетинге. Сущность и принципы маркетинга. Цели и функции маркетинга. Роль маркетинга в деятельности промышленного предприятия. Планирование маркетинга.

    2. Исследование товарных рынков (3ч).

Комплексное изучение товарного рынка. Система маркетинговой информации. Система анализа маркетинговой информации. Определение проблемы. Сегментация товарных рынков.

   3. Товар и товарная политика (3ч).

Понятие товара. Виды жизненных циклов товара. Торговая марка.

Практическая часть. Работа с заданиями и ситуациями.

   4. Товародвижение и сбыт (3ч).

Товародвижение в маркетинге. Цели стимулирования. Роль стимулирования. Роль стимулирования в жизненном цикле товара. Функции товародвижения. Прямые и косвенные каналы товародвижения. Виды посредников. Оптовая торговля. Розничная торговля.

Практическая часть. Работа с карточками. Ситуации. Задачи.

   5. Конкуренция, и ее виды (3ч).

Понятие и виды конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Конкурентные рынки.

Практическая часть. Деловая игра «Маркетинг в бизнесе».

   6. Система маркетинговых коммуникаций (3ч).

Реклама. Рекламодатель. Рекламораспространитель. Потребители рекламы. Прямая реклама. Реклама в прессе. Специальная печатная реклама. Экранная реклама. Наружная реклама. Реклама на транспорте.

Практическая часть. Мозговая атака «Реклама – лицо бизнеса».

   7. Ценовая политика в маркетинге (3ч).

Понятие ценовой политики. Этапы разработки ценовой стратегии. Виды цен в практике внешней торговли. Система скидки. Базисное условие поставки. Политика и назначения цен при производстве и реализации нового изделия.

Практическая часть. Опросник. Тесты. Таблицы. Схемы

   8. Биржевая деятельность и маркетинг торгово-посреднических услуг (3ч).

Понятие биржа. Биржевые сделки. Понятие контракт. Условие контракта.

Практическая часть. Заполнение договоров и контрактов. Игра «Мой бизнес – удачная сделка».

   9. Организационная структура маркетинговых служб (3ч).

Понятие маркетинговых служб. Основные типы маркетинговых служб. Структура служб маркетинга.

Практическая часть. Содержание и расчет проекта. Защита проекта.

10. Проверь себя (3ч).

Вопросы по пройденным темам дисциплины.

Учебно-тематический план дисциплины

 «Экономика»

2 год обучения

Наименование тем

Кол-во ч.

Теория

Практика

1

Рынок труда

3

1

2

2

Социальные проблемы труда

3

1

2

3

Экономические проблемы безработицы

3

1

2

4

Экономический рост

3

1

2

5

Цикличность развития рыночной экономики

3

1

2

6

Фискальная политика

3

1

2

7

Монетарная политика

3

1

2

8

Проверь себя

3

1

2

Всего часов:

24

8

16

Содержание дисциплины

«Экономика»

2 год обучения

    1. Рынок труда (3ч).

Понятия «рынок труда», «производный спрос», «ставка заработной платы», формы заработной платы, главные факторы оплаты труда.

Практическая часть. Задания  навыки в работе рынка труда.

    2. Социальные проблемы труда (3ч).

Понятия «профсоюз» (воздействие профсоюзов на заработную плату); «единая тарифная сетка»; «прожиточный минимум»; основные механизмы оформления торговых операций «трудовой контракт», «коллективный договор», «генеральное соглашение».

Практическая часть. Деловая игра «Социальные проблемы нашего города»

   3. Экономические проблемы безработицы (3ч).

Понятие «безработица». Уровень безработицы «рабочая сила». Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Виды безработицы. Фрикционная. Структурная. Циклическая. Частичная. Сезонная. Институциональная. Скрытая. Регулирование занятости и безработицы государством.

Практическая часть. Сообщение и доклады по теме урока «Экономические проблемы безработицы».

   4. Экономический рост (3ч).

Понятие «экономический рост», его характеристики, виды и динамика развития. Производительность труда. Капиталовооруженность труда. Экстенсивный рост. Всесторонняя интенсификация.

Практическая часть. Блицопрос.

  5. Цикличность развития рыночной экономики (3ч).

Понятие «экономический цикл», его фазы, концепции экономических циклов, виды кризисов, основные причины кризисов, особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления.

Практическая часть. Задания по карточкам.  Игра «Кризис есть кризис».

  6. Фискальная политика (3ч).

Понятия «налоги» и «налогообложение», «фискальная политика», ее виды и свойства.

  7. Монетарная политика (3ч).

Понятия «монетарная политика», «финансовый рынок», «кредит», «кредитные отношения», формы кредита, «ценная бумага», виды ценных бумаг, «кредитные системы».

8. Проверь себя (3ч).

Вопросы по пройденным темам дисциплины.

Список литературы

  1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2004. – 352с.
  2. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208с.
  3. Школа юного экономиста. Разработка занятий для школьников /авт.-сост.М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 312с.
  4. Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И. В. Липсица /авт.-сост. Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207с.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.
  6. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006 – 176с.
  7. Деньги / В.О. Никишин. – М.: РОСМЭН, 2014. – 96с.  (Детская энциклопедия РОСМЭН).
  8. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006, 240с.
  9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 320с.
  10. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник /Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 288с.
  11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295с. – (Высшее образование).
  12. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2008, - 176с.
  13. Менеджмент в вопросах и ответах. /Авт. А.А. Огарков – Волгоград: Учитель , 2004. – 66с.
  14. Маркетинг личности: формула жизненного успеха: цикл бесед для подростков /авт.-сост. В.Е. Новаторов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 303с.: ил.
  15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Дело, 2007. – 448с.

Методическое обеспечение программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Формы подведения итогов

Дидактический материал, техническое оснащение

1

Менеджмент

Лекция, беседа,

деловая игра,

практическое занятие.

тестирование

Таблицы, схемы,  фотографии, дидактические карточки, специальная литература, раздаточный материал.  Книги,

учебные пособия,

журналы,

диски, компьютер.

2

Экономика

Лекция, беседа, деловая игра, практическое занятие.

тестирование

Таблицы, схемы,  фотографии, дидактические карточки, специальная литература, раздаточный материал

Книги,

учебные пособия,

журналы,

диски, компьютер.

3

Маркетинг

Лекция, беседа, игра, защита проекта.

тестирование

Таблицы, схемы,  фотографии, дидактические карточки, специальная литература, раздаточный материал. Книги,

учебные пособия,

журналы,

диски, компьютер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Традиционные украшения тувинских женщин Цель: изучить традиционные украшения тувинских женщин. Задачи: рассмотреть особенности украшений тувинских женщин (серьги «сырга», кольца «билзек», «чавага»; - рассмотреть переход тувинских женщин из одной социально-возрастной группы в другую; - провести анкетирование среди учащихся.

Слайд 2

Новизна Украшение тувинских женщин - это один из компонентов материальной и духовной культуры народа, свидетельствующий о развитии традиций. Украшения изготавливались на высокохудожественном уровне в раннежелезном веке. Об этом свидетельствуют материалы из курганов Аржана: гривны, серьги.

Слайд 3

Актуальность Современные тувинские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение тувинских украшений часто вводятся элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни.

Слайд 4

Практическая значимость В настоящее время традиционные украшения используются в национальных праздниках Наадым, Шагаа, куда-дой. Украшения можно увидеть в музеях, магазинах и домах. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения как, чавага. А национальные серьги «дээрбек» и билзек « олчей удазыны » тувинские женщины носят с удовольствием.

Слайд 5

В 1-2 года девочкам прокалывали мочки уха иголкой, предварительно подержав ее на огне. В образовавшееся отверстие вставляли палочки от кирпичного зеленого чая, которые всплывали на поверхность во время приготовления напитка. Порой в отверстие вставляли собственный волосок девочки, что якобы способствовало быстрому заживлению ранки. Маленькие, кольцеобразной формы сережки девочка начинала носить с 5-7 лет, но иногда и с 3 лет. Сережки изготавливались местным кузнецами из меди, серебра или сплава серебра с каким-либо белым металлом. Подобные украшения девочка носила до брачного возраста, после чего серьги менялись. Начиная с 3 - 4 лет девочкам одевали колечки «билзек». Кольца имели незатейливую форму – обыкновенный ободок, их носили на безымянном пальце или мизинце. По достижении 14 – 15 лет они заменялись на усложненный вариант – кольцо с «глазком» (красный коралл) – « шуру карактыг билзек».

Слайд 6

До 14 – 16 лет девушка носила серьги простой кольцеобразной формы (диаметром 1,5 см) – «дээрбек сырга», затем начинали носить серьги усложненной формы: с дужкой для вдевания в мочку уха – «дозу дээрбек» рисунок серьги, напоминающий по форме «восьмерку», «треугольник», «круг» и др.) В 50-55 лет женские украшения, описанные выше, меняли на более скромные, простые, кольцеобразной формы серьги – «дээрбек», кольца билзек». Накосные украшения не надевали. В этом возрасте женщины раздаривали свои украшения дочерям или молодым родственницам.

Слайд 7

Результаты анкетирования Знаете ли, вы, раньше носили украшения тувинские женщины? Ответы: да – 15 , нет – 5, незнаю – 0. Назовите виды украшений? Ответы: билзек – 15, сырга – 5, чавага – 5. В каких национальных праздниках на сегодняшний день тувинские женщины носят украшения? Ответы: Шагаа – 15, Наадым – 3, Куда-дой – 2. С какого возраста носили девочки сережки «сырга»? Ответы: с 3 лет – 15, с 1-2 года – 4, с 5 лет – 1. С какого возраста носили девочки колечки «билзек»? Ответы: с 4-5 лет – 15, с 3-4лет – 2, с 6-7 лет – 3.

Слайд 8

Вывод Таким образом, на данной работе традиционные украшения тувинских женщин прослеживается четкое разделение в их ношении, зависящее от положения женщины в обществе, ее возраста. Эта зависимость была замечена в свое время исследователем Центральной Азии Г.Е. Грумм-Гржимайло: «Качество, количество и вид украшений, которыми пользовалась женщина, зависели от ее семейного и имущественного положения и возраста».

Слайд 9

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( пояснительная записка)

Программа по социальной адаптации детей для педагогов, логопедов, психологов и музыкальных руководителей....

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно-тематическое планирование)

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социальная адаптация детей с ОВЗ" ( календарно- тематическое планирование)...

"Модифицированная (адаптированная) развивающая программа «Из первых уст»"

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМААДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕУРЕНГОЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «РОВЕСНИК»...

Модифицированная (адаптированная) развивающая программа «Визаж»

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМААДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕУРЕНГОЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «РОВЕСНИК»   СОГЛАСОВАНОна методическом советеспеци...

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС" художественной направленности.

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС"художественной направленности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ."

Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» (для детей с ОВЗ) художественно-эстетической направленности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ВОЛШЕБНЫЙ МИР» (для детей с ОВЗ)художественно-эстетической направленности...