Открытое занятие:"Юрта-сувенир"
материал на тему

Хомушку Шончалай Айдын-ооловна

Открытое занятие на тему: "Юрта-сувенир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_yurta-suvenir.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества города Ак-Довурак

Открытое занятие

на тему: «Юрта-сувенир»

Педагог дополнительного образования

Хомушку Шончалай Айдын-ооловна

Открытое занятие

на тему: «Юрта - сувенир»

Цели: Дать детям первоначальное представление о жилище тувинского народа.

Задачи:

  1.  познакомить детей с составными частями юрты, ее особенностями при кочевании, обучить изготовлению игрушки-сувенира, научить применять полученные знания на практике самостоятельно;
  2.  расширять и закреплять знания детей о традициях, жизни и быте тувинского народа;
  3. воспитывать чувство симпатии и уважения к взрослому человеку,  любовь к Родине, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование и материал: силуэт юрты, вырезанный из белой бумаги; картинки с изображением юрты.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

- Здравствуйте, дети! Давайте, поздороваемся и познакомимся друг с другом.

- Я, Хомушку Шончалай Айдын-ооловна – педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДЮ, руководитель объединения «Начально-техническое моделирование».

- А теперь приступим к занятию. Вы готовы?

Беседа.

Сувенир -(фр.sjuvenir- воспоминание, память)- предмет, предназначенный напомнить о чем-то, например о посещении музея и  соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблемы города, изображение памятного места, объект культуры.

У каждого человека есть дом. У каждого народа    дом называется по-разному: у русских – это изба; у украинцев – это хата; у якутов – это чум. А что является основным жилищем тувинцев, вы узнаете, когда отгадаете загадку:                    

                                     В этом доме нет угла,

                                До того она кругла.

                                И такое вот жилище

                                Ты всегда в  степи отыщешь! (юрта)

Юрта  - это маленькая часть природы. Из природы наши предки и позаимствовали структуру юрты. Например, хараача – это солнце, ынаа -   солнечны лучи, хана – горы, шала  -   травы и зелень.

Войлочная часть юрты состоит из следующих частей:

Адаккы — хана даштындан ѳгнү долгандыр шывар кидис — войлочное покрытие вокруг юрты;

Хаяапча — ѳгнүң адаан долгандыр шывар чиңгежээк кидис — войлочное покрытие вокруг нижней части юрты;

Ɵреге — кыжын болгаш соок дүнелерде  хараачаны дуй тыртып алыр кидис — войлок, с помощью которого покрывают зимой или в холодные ночи верхнюю часть (хараача) юрты;

Кур — ѳгнүң адаккыларының даштындан ѳгнү долгандыр куржап алыр сарлык дүгүнден азы аът челинден эшкеш, тудуштур сырып каан чептер — войлочные пояса из шерсти яка или гривы коня для укрепления юрты изнутри и снаружи;

Базырык — дээвиирни долгандыр быжыглаар чеп — волосяной шнур для закрепления верхних и нижних частей юрты;

Ширтек — ак хой, хураган дүгүнден салган энчектен сырып тургаш кылган чадыг. Ɵгнүң ширтээ үш болур — дѳрнүң, чыышкын баарының болгаш орун баарының — ширтек,  сотканный из белой шерсти овцы, войлок для настила в юрте.        

        Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем.

У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – хараача.  Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно.

Практическая часть.

        - А сейчас давайте приступим к практической части нашего урока.

Рассматривание образца. Анализ образца. Для начала посмотрим презентацию по изготовлению сувенира. Ну, что попробуем? А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с клеем и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним.

- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

- Передавай ножницы кольцами вперёд.

- Работай ножницами только на своём рабочем месте.

-  Внимательно посмотрите на юрту. Каким орнаментом  она украшена?

 Давайте вспомним, как называются элементы тувинские национальные узоры.

-Вот из этих элементов мы будем составлять орнамент для украшения юрты. Но сначала мы разомнем пальчики.

Технологическая карта изготовления юрты-сувенира (презентация)

Физминутка «Юрта».

Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова.(Трясти кистями рук.)

Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится.(Присели.)

Анализ  работ обучающихся

 Какие красивые получились юрты! Тувинская юрта – это дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок.    Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем, и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай». Отсюда можно сделать вывод, что юрта – малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для тувинца – это исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.

Итоги занятия.

Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали на занятии? А как вы считаете,  достаточно ли одного занятия, чтобы научиться изготавливать сувениры красиво?  Ведь вы очень старались и замечательно справились со всем, что мы запланировали. Спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Презентация: "Юрта-сувенир"

Презентация открытого урока: "Юрта-сувенир"...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)...