Открытое занятие:"Юрта-сувенир"
материал на тему
Открытое занятие на тему: "Юрта-сувенир"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества города Ак-Довурак
Открытое занятие
на тему: «Юрта-сувенир»
Педагог дополнительного образования
Хомушку Шончалай Айдын-ооловна
Открытое занятие
на тему: «Юрта - сувенир»
Цели: Дать детям первоначальное представление о жилище тувинского народа.
Задачи:
- познакомить детей с составными частями юрты, ее особенностями при кочевании, обучить изготовлению игрушки-сувенира, научить применять полученные знания на практике самостоятельно;
- расширять и закреплять знания детей о традициях, жизни и быте тувинского народа;
- воспитывать чувство симпатии и уважения к взрослому человеку, любовь к Родине, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование и материал: силуэт юрты, вырезанный из белой бумаги; картинки с изображением юрты.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
- Здравствуйте, дети! Давайте, поздороваемся и познакомимся друг с другом.
- Я, Хомушку Шончалай Айдын-ооловна – педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДЮ, руководитель объединения «Начально-техническое моделирование».
- А теперь приступим к занятию. Вы готовы?
Беседа.
Сувенир -(фр.sjuvenir- воспоминание, память)- предмет, предназначенный напомнить о чем-то, например о посещении музея и соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблемы города, изображение памятного места, объект культуры.
У каждого человека есть дом. У каждого народа дом называется по-разному: у русских – это изба; у украинцев – это хата; у якутов – это чум. А что является основным жилищем тувинцев, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
В этом доме нет угла,
До того она кругла.
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь! (юрта)
Юрта - это маленькая часть природы. Из природы наши предки и позаимствовали структуру юрты. Например, хараача – это солнце, ынаа - солнечны лучи, хана – горы, шала - травы и зелень.
Войлочная часть юрты состоит из следующих частей:
Адаккы — хана даштындан ѳгнү долгандыр шывар кидис — войлочное покрытие вокруг юрты;
Хаяапча — ѳгнүң адаан долгандыр шывар чиңгежээк кидис — войлочное покрытие вокруг нижней части юрты;
Ɵреге — кыжын болгаш соок дүнелерде хараачаны дуй тыртып алыр кидис — войлок, с помощью которого покрывают зимой или в холодные ночи верхнюю часть (хараача) юрты;
Кур — ѳгнүң адаккыларының даштындан ѳгнү долгандыр куржап алыр сарлык дүгүнден азы аът челинден эшкеш, тудуштур сырып каан чептер — войлочные пояса из шерсти яка или гривы коня для укрепления юрты изнутри и снаружи;
Базырык — дээвиирни долгандыр быжыглаар чеп — волосяной шнур для закрепления верхних и нижних частей юрты;
Ширтек — ак хой, хураган дүгүнден салган энчектен сырып тургаш кылган чадыг. Ɵгнүң ширтээ үш болур — дѳрнүң, чыышкын баарының болгаш орун баарының — ширтек, сотканный из белой шерсти овцы, войлок для настила в юрте.
Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем.
У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – хараача. Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно.
Практическая часть.
- А сейчас давайте приступим к практической части нашего урока.
Рассматривание образца. Анализ образца. Для начала посмотрим презентацию по изготовлению сувенира. Ну, что попробуем? А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с клеем и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Передавай ножницы кольцами вперёд.
- Работай ножницами только на своём рабочем месте.
- Внимательно посмотрите на юрту. Каким орнаментом она украшена?
Давайте вспомним, как называются элементы тувинские национальные узоры.
-Вот из этих элементов мы будем составлять орнамент для украшения юрты. Но сначала мы разомнем пальчики.
Технологическая карта изготовления юрты-сувенира (презентация)
Физминутка «Юрта».
Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова.(Трясти кистями рук.)
Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится.(Присели.)
Анализ работ обучающихся
Какие красивые получились юрты! Тувинская юрта – это дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок. Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем, и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай». Отсюда можно сделать вывод, что юрта – малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для тувинца – это исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.
Итоги занятия.
Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали на занятии? А как вы считаете, достаточно ли одного занятия, чтобы научиться изготавливать сувениры красиво? Ведь вы очень старались и замечательно справились со всем, что мы запланировали. Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...

2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...

2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого занятия от МС ОО)
Совершенствование методов обучения...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)...

