Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
план-конспект занятия по теме

Вступление перед открытым занятием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtuplenie.doc26 КБ
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок, появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Дети, находящиеся в Домах ребенка чаще поступают из неблагополучных семей. Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития, различные родовые травмы и тяжелые заболевания в раннем возрасте, а также недостаток общения с взрослыми могут привести к нарушениям интеллектуального и речевого развития. У детей данной группы отмечается патологическое развитие речи: позднее появление предречевых вокализаций (гуканья, гуления, лепета), а в дальнейшем не происходит увеличения активного словаря, к двум годам не формируется фразовая речь.

При патологическом развитие речи и психических процессов необходимо коррекционное воздействие.

Для умственного воспитания и развитие речи большое значение имеют коррекционно-развивающие игры.

Занятие  с использованием коррекционно-развивающей игры разработано для детей младшей группы. Эти дети, как правило, не обладают специальными знаниями, у них не сформированы основы коммуникативного общения.

Проблемы социального общения возникают, как правило, у неговорящих детей, у которых имеется сложная структура дефекта: это дети с детским церебральным параличом (ДЦП), со сложной степенью умственной отсталостью (УО) и т.д.

У детей нарушается система межличностных отношений. У таких детей необходимо формировать предпосылки общения, как социальную потребность, которая без целенаправленной работы не формируется. Поэтому необходимо создать систему коррекционно-развивающих игр и упражнений, которые доказали свое положительное воздействие.

Коррекционные занятия в Домах ребенка включают пять основных направлений:

  1. работа по развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  2. зрительных и слуховых ориентировок;
  3. сенсорных эталонов;
  4. развитию предпосылок речи;
  5. формированию фразовой речи.

Все коррекционно-развивающие игры подготовлены с учетом индивидуальных особенностей малышей. Каждое занятие регламентировано по времени, чтобы дети не потеряли интерес. На таких занятиях от ребенка требуется сосредоточения, внимания, усидчивости, работоспособности.

Следует отметить, что любое обучающее занятие или игра способствуют развитию целенаправленного внимания, т.к. оно содержит задачи и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Удачно подобранные коррекционно-развивающие игры способствуют успешному взаимодействию с ребенком.

Целью коррекционно-развивающих занятий является формирование языковой системы, стимуляции речевой деятельности, развитие коммуникативных функций, психических процессов и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.

Занятия с применением коррекционно-развивающих игр помогают развитию активного и пассивного словаря, накоплению словарного запаса, а также  развитию артикуляционной и мелкой моторики, сенсорных представлений и всех психических функций.

Коррекционно-развивающие игры, направленные на развитие детей систематизированы. С помощью таких игр ребенок познает свойства предметов, у него воспитывается усидчивость, интерес, формируется внимание, речевая активность, речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие. Дети учатся понимать инструкции и вопросы, отвечать на них, что дает возможность преодоление дефектов речи.



Предварительный просмотр:

Открытое занятие

для детей младшей дошкольной группы

«Домашние животные»

Цели:

  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто как кричит?
  • Развитие зрительно- слуховое внимание.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Учить детей различать звукоподражания  с опорой на зрительное восприятия (предметные картинки).
  • Учить различать и запоминать цепочку звукоподражаний.

     Игра: « Кто сначала - кто потом? »

  • Расширение, обогащение словарного запаса через рассказывание стихов, чтение  «книжек- малышек».
  • Учить понимать действия через игровые задания - (кошка, собака и др. идет, лежит, лакает, умывается, играет.).
  • Отработка ритмичности, соотнесение с движением.
  • Развитие мелкой моторики через пальчиковые упражнения.
  • Закрепить понятия о 4 основных цветах.

Оборудование: 

  • Игрушки – кошка, собака, корова, коза.
  • Предметные картинки с изображением  домашних животных.

Речевой материал: 

Стихи,  « Книжки – малышки».

Ход занятия

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте, дети!

Сегодня в гости к нам пришла кошка.

(С помощью сюрпризного момента из-за ширмы (мешочка, коробочки) детям предъявляется знакомая игрушка (кошка).

  1. Развитие  звукоподражаний  голосам животных.

Взрослый, совершая игровые действия с кошкой, называет ее ласково кошечкой, киской, сопровождает словами: «В гости к нам пришла кошечка. Она с вами здоровается: «Мяу – мяу». Как киска здоровается? Взрослый побуждает детей  к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражаний.

Игра: « Кто позвал?»

Вместе с кошечкой к нам в гости пришла собачка (ав – ав); игрушки располагаются  по правую и левую сторону от детей и по очереди  зовут малышей, ребенок поворачивается к той игрушке , которая его позвала .

  • Звукоподражание с опорой на зрительное восприятия

(предметные картинки).

Перед детьми выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы малышам: «Кто это?», «Как кричит?»

Затем взрослый,  скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» – кошка, «му» – корова, « ме»- коза, «ав-ав» - собака  и другие.

  • Различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Игра: « Кто сначала – кто потом?»

Животные играют с малышами. Сначала лает собака: «ав-ав», потом мяукает кошка « мяу-мяу» и т.д.

Ребенок воспроизводит последовательность звукоподражаний с опорой на картинки. Затем без них.

Игра: « Кто молчал?»

Игра: « Кто пришел?»

После того как ребенок воспроизводил цепочку  звукоподражаний предлагается ребенку новая картинка. Найди нового гостя и вспомни, как он кричит.

  1. Понимание действий через игровые задания  по   картинкам.

Кто это? Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания и звукокомплекса, воспроизводящего  структуру слова.

Покажи где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.)

Угости кошечку, которая идет  (играет, идет и т.п.) Побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или « На, киса».

Что делает кошка? Покажи.

                Взрослый показывает соответствующую картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям.

 Спрячь кошечку, которая идет (лежит, умывается).

Найди кошечку, которая играет. Дай ей один шарик (кубик, палочку).

Покажи  кошечку, которая умывается. Дай ей два шарика (кубика, палочки).

  1. Развитие мелкой моторики через пальчиковые упражнения.

Покажи где собачка кушает (образец  звукоподражания « ам»)

Дай собаке косточку.

Как собака ест косточку? « ам»

« Собачка побежала» - пальчики побежали по столу.

Стихотворный текст:

  • «Говорит собачка: «ам» кошке мясо не отдам: «ам- ам- ам».  (Пальчиковые упражнения выполняются из положения: ладонь раскрыта, четыре пальца прижаты друг к другу, а большой палец отведен вперед. Произносится слово «ам», ребенок соединяет большой палец с остальными четырьмя).

- А это кто?  Корова.

- Проведи коровку к собачке в гости (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении от собачки к коровке, кошке и наоборот).

  • « Ой, бычок, ты бычок,

Золотистый бочок.

Не бодайся, не мычи.

Ты иди, не топочи, « му-му»

Молока кому?»

  • « Сидит на окошке маленькая кошка «Мяу-мяу».

  • «Вот собачка Жучка.

Хвостик закорючка.

С детками играет,

Очень громко лает».

  1. Закрепление понятий о 4 основных цветах.

Игра: « Подари».

Подари кошке - желтый  цветочек.

Собаке - синий цветочек.

Коровке - красный цветочек.

Козочке -  зеленый цветочек.

У кого желтый цветочек?

У кого синий цветочек?

У кого красный цветочек?

У кого зеленый цветочек?

Дай такого же цвета как у меня.

Закрепить понятие «такой  же».

  1. Развитие речевого дыхания.

Игра: « Ветерок»

« Очень жаркий день – денечек,

Дунь – подунь,  наш  ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь подунь, наш ветерок!»

Дети дуют на цветочки, подаренные животным. Дети делают продолжительный ротовой выдох.

Упражнение « Тихий ветерок»

« Тише дуй, ветерок.

Тише дуй на наш садок!

Контролировать силу воздушной струи.

  1. Развитие общей моторики.

Речь с движением: « Вот уснул наш пес Барбос…»

  1. Итог: 

Кто к нам в гости приходил? Кто как кричит? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по РЭМП. Лексическая тема недели «Дикие и домашние животные».

В занятии представлены математические, коррекционно-развивающие и речевые игры и упражнения, которые позволяют не только познакомить детей с новым материалом и закрепить его, но и повторить ранее изуч...

Открытое занятие внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка", тема "Домашние животные", 2 класс

Занятие по внеурочной деятельности в рамках реализации СФГОС НОО в игровой форме закрепляет знания детей о домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8433349","attributes":{"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

P { margin-bottom: 0.21cm; } Задачи:Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенце...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Домашние животные и их детеныши"

Обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах....