ИКТ в деятельности педагога.
материал по теме

Деришева Елена Юрьевна

МО "Использование ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования. 28.01.2013 г." В данном материале представлены рекомендации при оформлении  презентации к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования.

Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, когда одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

В настоящее время все большее распространение получает термин "визуальное мышление", которое определяется как человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися все доступнее школьному учителю техническими возможностями компьютера сочетания различных форм представления информации.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций в учебном процессе на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Написание презентации к уроку или занятию  всегда большая, кропотливая, но и весьма полезная работа. Полезная потому, что позволяет заново классифицировать учебный материал, вскрыть "узкие" в методическом смысле места. Весь материал, отобранный и подготовленный автором, наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все недостатки проявляются достаточно рельефно. В результате учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

Конструирование урока или занятия с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Однако для того,  чтобы презентация достигала учебных целей, кроме традиционных методических требований, при создании и использовании презентации в учебном процессе необходимо соблюдать ряд специфических (относящихся именно к электронному продукту) правил ее построения и оформления. Опыт достаточно широкого использования электронных презентаций в современном образовательном процессе показывает, что далеко не всегда выполняются даже самые важные из них.

Оптимальный объем

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).

В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально  12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей. Это особенно быстро и непосредственно проявляется у младших школьников.

Требования к оформлению презентаций

Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями, не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных) и достигала учебных целей, необходимо соблюдать ряд правил ее оформления.

В оформлении презентаций выделяют два блока правил, описывающих

  • Представление информации
  • Оформление слайдов

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к организации и оформлению данных блоков.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Следует выделить наиболее общие требования к средствам, формам и способам представления содержания учебного материала в электронной презентации. Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

  Представление информации

Объем и форма представления информации:

Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала.

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5-2 минуты урока.

Для достижения наибольшей эффективности ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.

Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.

В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.

Рекомендуется минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

В таблицах рекомендуется использовать минимум строк и столбцов

Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок

При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах)

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока

Расположение информационных блоков на слайде

Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.

Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5).

Рекомендуется объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы.

Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА» пгт . Новоаганск Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для учебного занятия Материал к педагогическому совету «ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования» 28.01.13 педагог д.о Деришева Е.Ю

Слайд 2

Цели и задачи Цель -Улучшение качества презентационных материалов в работе педагога дополнительного образования Задачи -Предложить рекомендации по подготовке презентаций - Предложить типовые структуры и стили презентаций.

Слайд 3

Рекомендации Состав презентации Титульный слайд тема занятия, число имя преподавателя название программы логотип учреждения Заключительный слайд домашнее задание информация об использованной и дополнительной литературе и информационных материалах

Слайд 4

Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей , которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательные информации не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрацией)

Слайд 5

Использование цвета: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов. Один цвет – для фона, один цвет- для заголовка, один цвет- для текста. Для фона и текста используются контрастные цвета.

Слайд 6

Шрифт Плакатные шрифты (напр. Arial, Verdana, Tahoma и т.п ) Размер шрифта - 36-44 –для заголовка и 22-36-для основного текста. Не следует смешивать разные типы шрифтов в одной презентации Текст Тщательная проверка орфографии и пунктуации. Выровнять текст, буквицы, маркеры списков. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных.

Слайд 7

Анимационные эффекты: Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами. Они не должны отвлекать внимание от содержания текста.

Слайд 8

Рекомендации Состав презентации Один слайд на 1.5-2 минуты занятия. Не перегружать текстом. Не более 2-3 рисунков на слайд. Минимум строк и столбцов в таблицах. Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должна превышать 8-10. Общее количество слайдов на 1 занятие-12-15. для учащихся начальных классов 4-6 и 7-8. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то. О чем идет речь на занятии. С одной стороны не должна становиться главной частью занятия, а с другой, не должна полностью дублировать материал занятия.

Слайд 9

Структура презентации Введение (цель изучения темы, краткая характеристика содержания). Содержание (подразделы). Ключевые понятия. Учебный материал. Вопросы и задания для самопроверки. Заключение. Рекомендуемая литература. Дополнительный материал для углубленного изучения.

Слайд 10

Используемые материалы и литература: 1. Башлаков А.И, Башлаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем, -М.: Информационно-издательский дом « Филинъ » 2003.-616 с. 2. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы (Сан ПиН 2.4.2.1178-02) 3. http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/3cd/3cdd757d8a1ae9a725ed9c0cddb27b34.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...