Конспект занятия "Традиции здорового питания в русской культуре"
план-конспект по теме

Конспект занятия "Традиции здорового питания в русской культуре!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель:

Дети:

I.Организационный момент

Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем

Приветствие гостей

1. Введение темы занятия. Развитие слухового внимания и памяти

Послушайте стихи.

Белый, белый, будто творог,

Снег летит на белый город

- Какое слово повторяется чаще других? (2 класс)

- Найдите сравнительный оборот (6 класс)

Вспомните, сколько раз звучало слово «белый»

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Мы будем говорить о цветах и временах года.

Белый цвет – это зима.

Послушайте ещё стихи.

Белые шапки на белых берёзах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому снегу на лыжах бегу

- Сколько раз повторяется слово «белый»? (2 класс)

- Сколько раз повторяется слово «белый» в косвенных падежах с предлогами? С какими предлогами? (6 класс)

-Какой общий корень в словах, которые вы искали? (6 класс) -Какие слова вы запомнили? (2 класс)

Запишем слово «белый» на одной из сторон кубика

Это имя прилагательное

Повторяется чаще других слово «белый»

Сравнительный оборот «будто творог»

Слово «белый» звучало 3 раза

Предположения детей

Второй раз стихи читает ребёнок

Слово «белый» повторяется 2 раза

Слово «белый» в косвенных падежах повторяется 2 раза с предлогами «на» и «по»

Общий корень «бел»

Белый, белые, на белом, на белых, по белому

Выполняют

2. Работа по лексической теме «Зима» (погода)

Шестиклассник:  Добрый день, мои юные друзья!  

Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Работа с мультимедийной презентацией

Демонстрируются и обсуждаются (под руководством шестиклассников):

- основные признаки зимы

- зимние месяцы

- зимние праздники и забавы

- зимняя одежда, обувь

- зимние виды спорта

- правила безопасного поведения зимой

3. Работа над техникой речи

Повторите стихи

(учащимся 2 и 6 класса на автоматизацию звука «Л»)

1. Всё бело – бело – бело.

Столько снегу намело!

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

- Сколько раз повторялось слово «бело»?

Запишем слово «бело» на свободной стороне кубика. Это краткое имя прилагательное. Такие слова часто встречаются в стихах и в фольклорных текстах

2. Побелел и дом, и лес,

Поле, лавки и навес

- Какое вы услышали слово с корнем «бел»?

Запишем слово «побелел» на свободной стороне кубика. Это глагол

Учащиеся повторяют по памяти

Слово «бело» повторялось 3 раза

Выполняют

Слово «побелел»

Выполняют

4. Работа по грамматической теме

Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

                            Всё покрылось серебром (зимние месяцы)

- Найдите сложные слова. К какой части речи они относятся? (6 класс).

-Найдите ещё слово с корнем «бел» (2 класс)

Запишите:

Белокоса - …

Белолица - …

Запишем слово «белы» на той же стороне кубика, что и слово «бело». Это краткое имя прилагательное

Запишем слово «белокоса» на свободной стороне кубика. Это сложное слово, краткое имя прилагательное

Сложные слова «белокоса», «белолица». Это имена прилагательные.

Это слово «белы»

Предложения детей

Окончательный вариант записи:

«Белокоса, белолица – с белой косой и белым лицом» (разбор слов по составу)

Выполняют

Выполняют

5. Работа по лексической теме «Зима» (жизнь животных)

Шестиклассник:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Работа с мультимедийной презентацией

1. Проводятся (под управлением шестиклассников) игры

- «Это правда или нет?»

- «Чьи следы на снегу?»

- «Кто спрятался за деревом?»

«Снежный ком»

2. Второклассники: рассказывают о своём проекте «Как помочь птицам зимой»

.

6. Работа по грамматической теме

Животные зимой прячутся от хищников. В этом им помогает защитная окраска.

Поиграем в игру «Почему их так назвали?»

Заяц – Белохвостик

Зайчиха – Белоножка

К какой части речи относятся эти сложные слова? (6 класс)

Запишем слово «белохвостик» на свободной стороне кубика. Это сложное слово, имя существительное

У зайца белый хвост

У зайчихи белые ножки (разбор по составу)

Это имена существительные

Выполняют

7. Работа над техникой речи (инсценировка на автоматизацию «Л»)

Запишем слова «бел», «бела» на той же стороне кубика, где записаны краткие имена прилагательные «бело», «белы»

Отгадайте загадку; «Летом серенький, зимой беленький».

К какой части речи относится слово «беленький»? (6 класс)

Это полное имя прилагательное, с уменьшительно-ласкательным значением

Запишем слово «беленький» на свободной стороне кубика

         Сколько раз прозвучат слова с корнем «бел»?

(6 раз, «белка» не считается)

         Заяц: Белый снег, белый мел.

                     Белый заяц тоже бел      

         Белка: А вот белка не бела,

                   Белой даже не была      

Дальше между Белкой и Зайцем идёт диалог:

- Заяц белый, заяц белый.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал (слова автора):

- Я не бегал, а скакал!

Выполняют

Это заяц

Это имя прилагательное

Выполняют

8. Работа по лексической теме «Весна» (климат, потепление)

Рассказ шестиклассницы о весне под лирическую мелодию

9. Работа по грамматической теме. Словообразование по аналогии

Сейчас наступила весна. Ещё нет зелени, но всё уже растаяло, чернеет земля. Мы заполнили все грани кубика. Продолжим заполнение словами с корнем «черн».

О весне нам, прежде всего, возвещают птицы

Послушайте скороговорку. На какую грань поместим слова с этим корнем: «Летела ворона, черноклюва, черноголова»

«Расшифруйте» слова. Черноклюва – это значит …

                                           Черноголова – это значит …

А как образовать сложное слово-существительное? Поможет дразнилка: «Воронка – черноголовка».

Какое слово запишем?

Найдите грань кубика, на которую надо это слово записать.

Бросайте кубик. Какие слова с корнем «черн» вы должны ещё записать?

На ту грань, где сложные слова – краткие имена прилагательные

… у вороны чёрный клюв

… у вороны чёрная голова

Запишем слово «черноголовка»

Выполняют

Черны, черно, черна, чёрен, чёрненький, почернел, чёрный

10. Рефлексия

Ребята, что нового вы  открыли для себя сегодня?

Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников, старших товарищей  и учителей. Спасибо за занятие!

Высказываются все участники

Прощаются с гостями

-

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

с ЭЛЕМЕНТАМИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ и ГЕОГРАФИИ в РВГ (2а и 6а класса)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ»

Логопедическая тема: Развитие морфологического и морфемного анализа слов

Грамматическая тема: Развитие функции словообразования

Лексическая тема: Времена года

Цель: продолжать формировать знания, отражающие связь богатства русского языка и отдельных частей окружающего мира, как единое целое.

Задачи:1) развивать интерес к окружающему миру, слову, богатству русского языка на примерах межпредметных связей;

2) развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемым предметам, коммуникативность;

3) воспитывать толерантность, любовь к окружающему миру и родному языку, аккуратность, взаимопомощь, прививать навыки работы в разновозрастной группе.

4) Закрепить знания, полученные на занятиях

ТЕХНОЛОГИИ: урок на сцене, обучение в разновозрастных группах

Ивановская О.Г., Удальцова А.В.

Постановка лексических тем на логопедических занятиях со школьниками

Современные требования к логопедическим занятиям со школьниками предусматривают постановку не только логопедической, но и грамматической и лексической темы. Постановка грамматической темы «увязывает» логопедическое занятие с программным материалом по русскому языку. Лексическая тема позволяет осуществлять межпредметные связи.

Нарушения речи сегодня распространены не только среди учащихся начальной, но и среди учеников средней школы. При этом необходимо, чтобы логопедическое занятие было для учеников 5 – 6 класса интересным, иначе младшим подросткам быстро надоедает то, что их не увлекло.

Лексические темы логопедических занятий с младшими школьниками обычно касаются сезонных изменений в неживой природе, в жизни животных и людей. Поэтому мы считаем целесообразным проведение интегрированных занятий учителя-логопеда и учителя начальных классов, используя сведения курса «Ознакомление с окружающим миром».

Современная философия делит все науки на науки «о земле и ветре» и «науки о человеке». Если младшим школьникам интересны сведения «обо всём на свете», то младшие подростки концентрируют своё внимание на именно человеке. Их, прежде всего, интересует «кто я?», «какой я?».

Поэтому мы на своих интегрированных занятиях даём возможность подросткам высказаться, проявить себя, быть авторитетными консультантами для учеников младших классов. Очень перспективными для этого представляются технологии разновозрастных групп и уроки на сцене.

Предлагаем конспект интегрированного логопедического занятия с элементами природоведения и географии в РВГ 2 и 6 классов «Путешествие в страну слов».

Логопедическая тема: Развитие морфологического и морфемного анализа слов.

Грамматическая тема: Развитие функции словообразования.

Лексическая тема: Времена года

Цель: продолжать формировать знания, отражающие связь богатства русского языка и отдельных частей окружающего мира, как единое целое.

Задачи: развивать интерес к окружающему миру, слову, богатству русского языка на примерах межпредметных связей; развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемым предметам, коммуникативность; воспитывать толерантность, любовь к окружающему миру и родному языку, аккуратность, взаимопомощь, прививать навыки работы в разновозрастной группе; закрепить знания, полученные на занятиях.

Технологии: урок на сцене, обучение в разновозрастных группах.



Предварительный просмотр:

Удальцова Александра Владимировна, учитель начальных классов и географии ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка

Ивановская Ольга Геннадиевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка

Внеурочное занятие с учащимися 7 и 4 классов

«Традиции здорового питания в русской культуре»

Цель: Показать, что всё в мире взаимосвязано

Задачи: 1. Достижение учащимися предметных результатов

- ознакомиться с гастрономическими пристрастиями русского народа;

- узнать о влиянии различных продуктов, входящих в состав национальных блюд, на здоровье человека;

- развивать практические навыки здорового питания;

- вырабатывать культуру и толерантность  по отношению к  национальным традициям и их отражению в русском фольклоре;

- развивать технику речи;

- развивать связную речь.

2. Достижение учащимися метапредметных результатов

Регулятивные УУД

- определять цели и задачи занятия;

- использовать различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться

Познавательные УУД

- развивать внимание, память;

- учиться делать выводы;

- уточнять знания о растениях наших полей и огородов;

- уточнять знания о взаимосвязи и взаимозависимости всего живого;

- тренироваться в выражении знаний в устной форме

Коммуникативные УУД

- обсуждать полученную информацию, взаимодействовать в коллективе

- учиться выражать свою и принимать чужую позицию

Личностные УУД

- осознавать неполноту собственных знаний

- реализовывать навыки самооценки, самомоконтроля

- осознавать ценность окружающей природы, близких людей 

Технологии: ИКТ, коммуникативное обучение, технология разновозрастных групп, игровые технологии, театрализация

Аннотация:

Формирование основ культуры питания предполагает знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней.   И это не просто дань уважения истории. Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности. Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. Обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания, близкий и понятный ребенку.

Занятие проводится в рамках изучения семиклассниками раздела программы по географии  «Страноведение». Четвероклассники заслушивают выступления семиклассников и сами практикуются в чистой речи и в умении составлять связные высказывания.  


Этапы занятия

Планируемые результаты

(на уровне умений)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводный этап. Формулировка темы занятия

Предметные результаты:

строить связные высказывания

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

определять цели и задачи занятия

Познавательные УУД

развивать внимание; делать выводы

Коммуникативные УУД

учиться выражать свою и принимать чужую позицию

Личностные УУД

осознавать неполноту собственных знаний

Проводит вступительную беседу

Подводит учащихся к формулировке темы занятия

 

Рассматривают российскую символику. Делают вывод о теме занятия

Этап открытия нового знания

(основной этап)

Предметные результаты:

- ознакомиться с гастрономическими  пристрастиями русского народа;

- узнать о влиянии продуктов национальных блюд, на здоровье человека;

- развивать практические навыки здорового питания;

- вырабатывать культуру и толерантность  к  традициям и их отражению в русском фольклоре;

- развивать технику речи;

- развивать связную речь.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- использовать различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться

Познавательные УУД

- развивать внимание, память;

- учиться делать выводы;

- уточнять знания о растениях наших полей и огородов;

- уточнять знания о взаимосвязи и взаимозависимости всего живого;

- тренироваться в выражении знаний в устной форме

Коммуникативные УУД

- обсуждать полученную информацию, взаимодействовать в коллективе

- учиться выражать свою и принимать чужую позицию

Личностные УУД

- осознавать неполноту собственных знаний

Руководит последовательностью выступлений учащихся

Семиклассники рассказывают, используя презентацию:

- о злаках

- о квашеных (кислых) продуктах

- о рыбе

- о мясе

- о мучных блюдах

Четвероклассники:

- танцуют

- инсценируют

- поют

- изображают жестами

Этап рефлексии

Предметные результаты:

- строить связные высказывания

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- использовать различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться

Коммуникативные УУД

- уметь принимать чужую точку зрения и отстаивать свою

Личностные УУД

- реализовывать навыки самооценки и самоконтроля

1. Оценивает работу учащихся на занятии

2. Диагностирует развитие у них универсальных учебных действий

3. Предлагает учащимся высказать своё отношение к занятию

1.  Выполняют диагностическое задание «Четыре сферы»

2. Оценивают важность знаний, полученных на занятии, определяют, что не вышло, выражают личное впечатление от своей и чужой работы, указывают на затруднения


Ход занятия:

Вступительная беседа учителя: Во всех странах мира существует своя национальная кухня. Это связано с природными условиями, а, значит, с экологией каждой конкретной страны. Национальная кухня так же связана с традициями народа, а, значит, с его культурой. 

Человек всеяден. Он способен извлекать питательные вещества из разнообразнейших источников — растительных, животных и всевозможных сочетаний тех и других.

Брилья-Саварен, французский исследователь и писатель сказал: «Судьба наций зависит от того, как они питаются». Может быть, в этих словах и  имеется преувеличение, но от того, чем и как мы питаемся, зависит наше здоровье.

Догадайтесь, какую национальную кухню мы сегодня рассмотрим (русскую). Мы  попробуем понять её особенности и оценить её преимущества для тех, кто живёт в наших краях.

Первый семиклассник:

Совсем ещё недавно наш рацион был другим. Летописные источники сообщают нам о том, что обычный домашний русский стол не отличался большим разнообразием кушаний, но блюда были вкусными и сытными. Из тех же былин дошли к потомкам рассказы о необыкновенной смелости и силе русских богатырей. Откуда же русские богатыри черпали свою неиссякаемую силу?

Питание древних славян, которые являлись народом земледельческим, состояло, в первую очередь, из растительной пищи (зерновые культуры, позже овощи) и продуктов собирательства (грибы, ягоды).  Во вторую очередь, из рыбных, молочных продуктов и только в последнюю очередь – из мясных блюд.

Среди злаков русские больше всего сеяли овса – он являлся пищей и для людей, и для лошадей. Другой повсеместно распространенной культурой была рожь. Сеяли и пшеницу. Она урождалась, если зима была мягкая. Если же зима выдавалась суровая, довольствовались урожаем ржи. Любим нашими соотечественниками был ячмень. Из пшеницы делали пшеничную крупу, позже – и манку, из ячменя – ячневую крупу, позже – и перловку. Сеяли и просо, получая из него пшено. Из гречихи вырабатывали гречку. Выбор каш вообще был богат чрезвычайно. Благодаря кашам наши предки выдерживали посты.

В Древней Руси кашей называли не только крупяное блюдо, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов, иногда в сочетании с крупой или мукой, например, рыбные каши. Мы до сих пор можем сказать: «На улице сегодня снежная каша».

Инсценировка четвероклассниками русской народной песни «А мы просо сеяли»  (диалог двух групп поющих):

- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?

- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить,
Ходим ладом, выкупить, выкупить?

- А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ходим ладом, сто рублей, сто рублей.

Второй семиклассник:

Из ржаной и овсяной муки делали кисели. Овсяный кисель упомянут в летописи начала XII в. В отличие от современных жидких киселей из ягод, мучные кисели были густыми. Поэтому в народных сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Современная поговорка «молочные реки, кисельные берега» - о богатой, щедрой земле

Вопрос к четвероклассникам: В какой сказке говорится про это?

Четвероклассники: В сказке «Гуси-лебеди»

Вопрос к четвероклассникам: Какие русские сказки, в названии которых упоминаются продукты питания, вы знаете?

Четвероклассники: «Репка», «Колобок» (что это такое?), «Бобовое зернышко», «Каша из топора», «Вершки и корешки» (что это такое?)

В Киевской Руси, главное место в повседневном питании занимал хлеб, особенно ржаной из кислого (дрожжевого) теста, разнообразные  каши, дополняемые рыбой, молоком, овощами, грибами, лесными ягодами, медом, травами, реже мясом.

По традиции сложилось, что русским людям по душе блюда кислыеквашеная (кислая) капуста, квас, ржаной хлеб и пр.

Особенно много сохранилось русских пословиц про квас. Например:

Попей кваску, разгони тоску.

Квас — вырви глаз.

Пей квасок, остуди голосок.

Наш квас не про вас.

Часом с квасом, порой с водой.

Хлеб да квас и хватит с нас.

Квас да картошка, уже — окрошка.

Инсценировка четвероклассников:

Ведущий: Отгадайте загадку:

Комковато, ноздревато,

И мягко, и ломко,

И всех милей. Что это?

Участники инсценировки (хором): Хлеб!

Ведущий: Правильно! Ведь мы знаем пословицы о хлебе:

1-й участник: Хлеб всему голова

2-й участник: Не красна изба углами, а красна пирогами

1-й участник:

Мы варили суп-суп (трем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп (отряхиваем ладони)

Получилась каша (разводим руки в стороны)

Участники инсценировки (хором): То-то горе наше! (хватаемся за голову и качаем ей из стороны в сторону)

2-й участник:

Замесили тесто (постукиваем кулачками друг о друга)

А оно ни с места (замираем по стойке смирно)

Замесили на дрожжах (снова постукиваем)

Участники инсценировки (хором): Не удержишь на вожжах! («дергаем вожжи» на себя)

Третий семиклассник:

Рыба раньше была гораздо более распространена, сейчас еда из рыбы встречаются все реже.

Все учащиеся показывают жестами и поют:

А вот речка, а вот речка,                        

А вот речка и волны на реке                    3 раза

А вот лодка, а вот лодка,                        

А вот лодка на речке и волны на реке                        3 раза

А вот рыбак, а вот рыбак,                                        

А вот рыбак в лодке на речке и волны на реке                          3 раза

А вот рука, а вот рука,                                                        

А вот рука у рыбака в лодке на речке и волны на реке                            3 раза

А вот удочка, а вот удочка                                                          

А вот удочка в руке у рыбака в лодке на речке и волны на реке                    3 раза

А вот рыба, а вот рыба,                                                                              

А вот рыба на удочке в руке у рыбака в лодке на речке и волны на реке                                  3 р

Четвёртый семиклассник:

В рацион русского человека входит много первых блюд: супов (грибных, рыбных), щей, борщей, окрошек, солянок. Русская кулинария отличается блюдами из субпродуктов (студни,  печень, почки, язык).

Характерные русские пряности – укроп, петрушка, горчица, хрен, лук, чеснок. Про них почему-то сохранились скороговорки. Например:

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп.

У Лаврушки в супчике петрушка.

Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом.

Лук, как и капуста, привлекает русского человека большим количеством «одёжек», столь необходимых снежной зимой. Вот загадки про лук и капусту:

Сидит дед, во сто шуб одет

Сто одежек, все без застежек

Мы с вами видим, что у нашего народа свои гастрономические привычки. Люди ели то, что могли вырастить или добыть в своих краях, и желудкам приходилось приспосабливаться к быту хозяев. За столетие набор ферментов, участвующих в переваривании пищи, у нашего народа стал отличаться от того, каким обладают соседи. В северных районах, которые характерны для нашей страны,  нужны энергоемкие блюда.

Вопрос к четвероклассникам: Наши предки любили пошутить и придумывали потешки-перевертыши. Например, такую:

Лошадь ела сало, а мужик – овес.

Лошадь села в сани, а мужик повёз

Что тут перепутано?

Учащиеся: Лошади для хорошей работоспособности надо есть овес, а русскому человеку – мясные продукты и жиры.

Да, для жителей северных краёв характерно употребление большего количества пищи животного происхождения, до 35% жиров против 25 % в рационе южанина

Мясные продукты наши предки получали в результате животноводства, а также охоты.

Пантомима учащихся четвёртого класса:

Ведущий (читает потешку); Участники (демонстрируют пантомиму):

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывают по одному пальцу на вытянутой руке)

Вышел (жест от себя) зайчик («уши» на макушке указательными пальцами) погулять (жест на уровне груди влево – вправо)

Вдруг (схватились за головы) охотник (руки, направленные вперед сложенными ладонями, одна ладонь немного выступает) выбегает («бежать» кистями у груди)

Прямо (показать пальцем вперед) в зайчика («уши» на макушке указательными пальцами) стреляет (руки, направленные вперед сложенными ладонями, одна ладонь немного выступает)

Пиф-паф (от предыдущего жеста – одна ладонь скользит по другой взад – вперед) ой-ой-ой (схватились за головы, качаем) убегает («бежать» кистями у груди) зайчик («уши» на макушке указательными пальцами) мой (показываем указательными пальцами обеих рук на себя)

Пантомима повторяется в ускоренном темпе, к участию привлекаются все желающие

Пятый семиклассник:

Русская кулинария славится мучными блюдами: блинами, пирогами с разнообразными начинками. Как мы уже видели, русскому человеку нужно потреблять много животных жиров, чтобы выдерживать суровый северный климат. Вот цитата из рассказа А.П. Чехова «Глупый француз»:

«Как, однако, много подают в  русских  ресторанах!  - подумал француз, глядя, как  сосед поливает свои блины горячим маслом.  - Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?»

Среднестатистические данные говорят о том, что рацион русского человека испытывает дефицит витаминов, а также многих макро- и микроэлементов и имеет в достатке (а порой и в переизбытке) сахара, жиров и углеводов.  Издавна особенности питания русского человека связаны с привычкой вкусно и сытно покушать, что не всегда приносит пользу нашему организму. Все хорошо в меру. Вот как показывает это И.А. Крылов в басне «Демьянова уха»:

"Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай".-

"Соседушка, я сыт по горло".- "Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай

«Демьянова уха» – басня-анекдот, забавная житейская ситуация про чересчур гостеприимного Демьяна и деликатного Фоку, который боится обидеть хозяина отказом. Выражение «демьянова уха» стало крылатым и высмеивает назойливое гостеприимство. И как бы вкусно ни было, не надо переедать

Заключительная беседа учителя:

Питание человека должно быть рациональным, сбалансированным, т.е. соответствовать физиологическим потребностям организма с учетом условий труда, климатических особенностей местности, возраста, массы тела, пола и состояния здоровья человека. Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития.

Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов. Сделайте свой выбор

Итоговое задание «Четыре сферы»

 Подросткам: Из того, что вы узнали на занятии, сделайте выводы:

Что вы будете делать для своего здоровья, для красоты своего лица и тела? (рационально питаться, учитывая особенности климата, избегать однообразной и вредной пищи)

Что вы будете делать для своей работы, карьеры? (учитывать нагрузки, составляя ежедневный рацион, не пропускать приемы пищи в течение дня – чтобы успешно развиваться, надо быть здоровым)

Что вы будете делать для своей семьи, друзей? (поддерживать традиции гостеприимства, учиться готовить традиционные блюда)

Что вы будете делать для своей страны, человечества? (беречь экологию, изучать и передавать своим детям русскую культуру – национальную кухню, столь же древнюю, как и фольклор, ее воспевающий – песни, потешки, сказки, пословицы, скороговорки, загадки) 

Младшим школьникам: Соедините по порядку эпизоды сказки «Гуси-лебеди», и вы узнаете, кто будет ответствен за завтрашний день (получается буква «Я»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Пирамида здорового питания. Способы приготовления пищи»

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья. Задачи: • образовательные - ознакомить учащихся с...

Традиции здорового питания в русской литературе».

открытое снеклассное мероприятие "Традиции здорового питания в русской литературе"...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

Конспект урока "Здоровое питание" 7 класс

Конспект урока "Здоровое питание" 7 класс...

Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии,...

Конспект интегрированного урока "Серебряный век русской культуры"

Материал интегрированного урока для 9 класса (литература, история, изобразительное искусство)...

Конспект урока "Здоровое питание", 10 класс, Spotlight/

Конспект урока по английскому языку для 10 класса с применением ИКТ....