Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».
методическая разработка (6, 7, 8 класс)

Вылегжанина Татьяна Андреевна

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.

Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_v_moey_zhizni.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения занятия

по дополнительной общеразвивающей программе «Зарница»

по теме «Герой в моей жизни».

Санкт-Петербург

2020


Цель и задачи.

Цель: Формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных ценностей.

Задачи:

Обучающие:

- Развитие представления о героизме;

- Освоение российских национальных базовых ценностей: гражданственность, патриотизм, социальная нравственность.

Воспитательные:

- Формирование у обучающихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к военно- историческому прошлому России;

- Формирование представлений о понятиях воинский и гражданский долг;

Развивающие:

- Развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление;

- Развитие опыта диалога и полилога, умение формулировать сложные категории;

- Развитие навыков интерпретации при работе текстами разного вида и формы.

Время – 2 часа.

Место проведения занятия: учебный класс.

Форма проведения занятия: интерактивное занятие с элементами проблемного обучения.

Учебно-материальное обеспечение:

-Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроетор.

-Доска для записи.

Характеристика целевой группы: Учащиеся 5-8 классов в количестве 15 человек, которые посещают занятия по программе «Зарница». Как и большинство из детей современного поколения выбирают к просмотру фильмы, основанные на комиксах про «супергероев».

Литература, методические пособия, наглядные материалы для самостоятельной работы для целевой группы по теме занятия:

  1. Э.А. Асадов «Неприметные герои»;
  2. Сайт «Герои нашего времени» (http://ruheroes.ru/osaite/)
  3. Статья в online-журнале «Psychologies»- «Героизм нашего времени».

        ХОД ЗАНЯТИЯ, РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.

  1. Вступительная часть: (20 мин.)

  1.  Педагог приветствует детей. Объявление темы занятия.

  1. Актуализация понятий: «герой, героизм, отвага, мужество, смелость».

Примеры вопросов:

  1. Каждый ли поступок можно назвать героическим?
  2. Какой поступок по вашему мнению можно назвать героическим?
  3. А какой можно совершить в повседневной жизни?

Афиширование детских ответов.

Примеры литературных фрагментов:

Прочтение фрагментов из стихотворения (дети читают понравившиеся им фрагменты, тексты выдаются на бумаге) Э.А. Асадова «Неприметные герои»,

Интерактивное обсуждение услышанных фрагментов. Поиск ключевых слов к понятию «герой» с записью их на доске.

  1. Основная часть: (50 мин.)
  1. Рассадка обучающихся в малые группы.
  2. Просмотр видеороликов на тему «Героизм в современной жизни», которые заранее нашли дети для данного занятия.
  3. Обсуждение видео. Необходимо дать задание группам: описание увиденного в видеороликах; обратная связь группе, подготовившей видео.
  4. Межгрупповое обсуждение с афишированием ответов на доске.

  1. Заключительная часть: (20 мин.)
  1. Задание внутри малых групп: основываясь на услышанном и увиденном сформулировать качества современного героя.
  2. При помощи online-сервиса визуализация качеств путем составления «облака тегов».
  3. Общая рефлексия в кругу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ (МЕРОПРИЯТИЯ)

  1. Ожидаемые результаты занятия:

Личностные результаты:

  • Воспитание на основе национальных базовых ценностей;
  • Повышение интереса к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, историческому прошлому страны.

Метапредметные результаты:

  • Умение общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности со сверстниками и педагогами, учитывать позиции другого;
  • Способность проводить анализ жизненных ситуаций, с выявлением различных ценностей и целей;
  • Получение опыта диалога и полилога;
  • Умение формулировать сложные категории;
  • Получение навыков интерпретации.

Предметные результаты:

  • Формирование понятий: «герой, героизм».

  1. Концепции, лежащие в основе подготовки и проведения занятия.

  • Личностно-ориентированное обучение. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С. Некоторые из принципов: целью обучения должно быть развитие личности; педагог является прежде всего координатором и советчиком в процессе обучения.
  • Культурно-историческая концепция. Концепция изучает человека в контексте истории страны. Согласно концепции Л. С. Выготского, развитой его учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия, к основным положениям можно отнести: «Главный механизм психики человека есть механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видом и форм деятельности», «Через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю».

  1. Какие (чьи) педагогические школы (направления) обусловили выбор данной концепции (теории)

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и «Рождение гражданина», рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир».

В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» определены функции, базовые компоненты, принципы воспитания:

  • воспитание свободной личности (гражданственность; ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);
  • воспитание гуманной личности (милосердие, альтруизм, терпимость, доброжелательность, готовность оказывать помощь близким и дальним);
  • воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни)
  • воспитание практической личности (трудолюбие, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, эстетический вкус, хорошие манеры,);
  • воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество).
  1. Основанием для подбора учебного материала для проведения занятия является обеспечение условий для выполнения целей военно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

  • учет младшего подросткового возраста обучающихся и их объем знаний в области обсуждаемого вопроса.
  • государственный заказ на военно-патриотическое воспитание (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015г. №1943).
  • потребность заниматься социально-значимой деятельностью, характерная для подросткового возраста, и желание включаться в деятельность различных сообществ;
  • фактологический материал относящийся к современному понятию о героизме изложенный на современном мультимедийном языке.

  1. Педагогические технологии, используемые в ходе проведения занятия.

Во время достижения поставленной цели занятия при взаимодействии педагога и обучающегося применяется воспитательная технология.

  • Интерактивное обучение. Преимуществом данной модели является активное вовлечение всех детей в образовательный процесс, возможность работать в малых группах.
  • Элементы проблемного обучения (на этапе занятия 1.1.,1.2.)

  1. Характеристика методов обучения, используемых в ходе занятия.

В ходе проведения данного занятия использовались традиционные методы обучения:

  • Словесные (внутригрупповая и межгрупповая дискуссия, рассказ, обсуждение фрагментов произведений и видеоматериала)
  • Наглядные (просмотр видеоматериала, декламация стихов)
  • ИКТ (облако тегов)

  1. Описание методики использования учебно-материальных средств проведения занятия.
  • Доска для записи. Используется для наглядного отображения ключевых моментов занятия, ответов детей.
  • Стикеры разных цветов для записи.
  • Мультимедиа проктор. При подготовке обучающиеся отбирали видеоролики с примерами героизма/антигероизма, которые в дальнейшем просматриваются на занятии.
  • Компьютер для занесения ответов детей в online-программу «облако тегов».
  • Рассадка (общий круг –малые группы, для создания диалогового пространства –общий круг для рефлексии.

  1. Стиль педагогического общения, реализуемый на занятии.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

  1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
  2. Общение на основе дружеского расположения.
  3. Общение-дистанция.
  4. Общение-устрашение.
  5. Общение-заигрывание.

В соответствии с классификацией Кан-Калика используется стиль общения на основе дружеского расположения.

Во время проведения занятия педагогом ставится задача способствованию «открытия» ребенка на общение. Это достигается путем установки личного контакта, нахождения в пластичной позе (открытая поза, руки немного согнуты в локтях, плавные движения), подача информации с позиции «Мы». Дружеское расположение - важнейший регулятор общения. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

Демонстрация расположенности к ребенку создает комфортную атмосферу на занятии. Умение задавать вопросы и выслушивать ответ является не только проявлением интереса к учащимся, но и в дальнейшем может способствовать своевременному оказанию необходимой помощи.

  1. Средства, используемые педагогом для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
  • Положительный эмоциональный фон в группе.
  • Во время взаимодействия в групповой работе происходит обмен мыслями, усилиями, информацией.
  • Использование демонстрационного материала, который активизирует интерес (фото, медиа-презентации, фрагменты фильмов, литературные произведения).
  • Проблемные вопросы.

  1.  Методика оценки эффективности занятия.

Оценка ответов на рефлексивные вопросы.

Примеры рефлексивных вопросов:

  • Сегодня я понял, что герой для меня…(оценка общего понимания)
  • Для нашей родины героизм это-…(связь героизма с судьбой страны)
  • В моей жизни я сталкивался с проявлениями героизма…(личностное отношение)

Анализ облака тегов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...

Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»

Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, ч...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Химия в моей будущей профессии»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...

Методическая разработка раздела «Исполнительское мастерство» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре»

В данной методической разработке раскрыты актуальность, новизна, цели и задачи, образовательные технологии, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения раздела "Исполнител...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ЗАРНИЦА»

Пояснительная запискаУчебный план обученияКалендарный учебный графикРабочая программаМетодическое обеспечение образовательнойЭлектронные образовательные ресурсы, используемые для реализации программы....