Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».
методическая разработка (6, 7, 8 класс)
Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.
Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_v_moey_zhizni.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проведения занятия
по дополнительной общеразвивающей программе «Зарница»
по теме «Герой в моей жизни».
Санкт-Петербург
2020
Цель и задачи.
Цель: Формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных ценностей.
Задачи:
Обучающие:
- Развитие представления о героизме;
- Освоение российских национальных базовых ценностей: гражданственность, патриотизм, социальная нравственность.
Воспитательные:
- Формирование у обучающихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к военно- историческому прошлому России;
- Формирование представлений о понятиях воинский и гражданский долг;
Развивающие:
- Развитие познавательных процессов: память, внимание, мышление;
- Развитие опыта диалога и полилога, умение формулировать сложные категории;
- Развитие навыков интерпретации при работе текстами разного вида и формы.
Время – 2 часа.
Место проведения занятия: учебный класс.
Форма проведения занятия: интерактивное занятие с элементами проблемного обучения.
Учебно-материальное обеспечение:
-Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроетор.
-Доска для записи.
Характеристика целевой группы: Учащиеся 5-8 классов в количестве 15 человек, которые посещают занятия по программе «Зарница». Как и большинство из детей современного поколения выбирают к просмотру фильмы, основанные на комиксах про «супергероев».
Литература, методические пособия, наглядные материалы для самостоятельной работы для целевой группы по теме занятия:
- Э.А. Асадов «Неприметные герои»;
- Сайт «Герои нашего времени» (http://ruheroes.ru/osaite/)
- Статья в online-журнале «Psychologies»- «Героизм нашего времени».
ХОД ЗАНЯТИЯ, РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.
- Вступительная часть: (20 мин.)
- Педагог приветствует детей. Объявление темы занятия.
- Актуализация понятий: «герой, героизм, отвага, мужество, смелость».
Примеры вопросов:
- Каждый ли поступок можно назвать героическим?
- Какой поступок по вашему мнению можно назвать героическим?
- А какой можно совершить в повседневной жизни?
Афиширование детских ответов.
Примеры литературных фрагментов:
Прочтение фрагментов из стихотворения (дети читают понравившиеся им фрагменты, тексты выдаются на бумаге) Э.А. Асадова «Неприметные герои»,
Интерактивное обсуждение услышанных фрагментов. Поиск ключевых слов к понятию «герой» с записью их на доске.
- Основная часть: (50 мин.)
- Рассадка обучающихся в малые группы.
- Просмотр видеороликов на тему «Героизм в современной жизни», которые заранее нашли дети для данного занятия.
- Обсуждение видео. Необходимо дать задание группам: описание увиденного в видеороликах; обратная связь группе, подготовившей видео.
- Межгрупповое обсуждение с афишированием ответов на доске.
- Заключительная часть: (20 мин.)
- Задание внутри малых групп: основываясь на услышанном и увиденном сформулировать качества современного героя.
- При помощи online-сервиса визуализация качеств путем составления «облака тегов».
- Общая рефлексия в кругу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ (МЕРОПРИЯТИЯ)
- Ожидаемые результаты занятия:
Личностные результаты:
- Воспитание на основе национальных базовых ценностей;
- Повышение интереса к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, историческому прошлому страны.
Метапредметные результаты:
- Умение общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности со сверстниками и педагогами, учитывать позиции другого;
- Способность проводить анализ жизненных ситуаций, с выявлением различных ценностей и целей;
- Получение опыта диалога и полилога;
- Умение формулировать сложные категории;
- Получение навыков интерпретации.
Предметные результаты:
- Формирование понятий: «герой, героизм».
- Концепции, лежащие в основе подготовки и проведения занятия.
- Личностно-ориентированное обучение. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С. Некоторые из принципов: целью обучения должно быть развитие личности; педагог является прежде всего координатором и советчиком в процессе обучения.
- Культурно-историческая концепция. Концепция изучает человека в контексте истории страны. Согласно концепции Л. С. Выготского, развитой его учениками А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия, к основным положениям можно отнести: «Главный механизм психики человека есть механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видом и форм деятельности», «Через организацию внешней деятельности можно и должно организовывать деятельность внутреннюю».
- Какие (чьи) педагогические школы (направления) обусловили выбор данной концепции (теории)
Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и «Рождение гражданина», рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир».
В концепции Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» определены функции, базовые компоненты, принципы воспитания:
- воспитание свободной личности (гражданственность; ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);
- воспитание гуманной личности (милосердие, альтруизм, терпимость, доброжелательность, готовность оказывать помощь близким и дальним);
- воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни)
- воспитание практической личности (трудолюбие, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, эстетический вкус, хорошие манеры,);
- воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество).
- Основанием для подбора учебного материала для проведения занятия является обеспечение условий для выполнения целей военно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
- учет младшего подросткового возраста обучающихся и их объем знаний в области обсуждаемого вопроса.
- государственный заказ на военно-патриотическое воспитание (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015г. №1943).
- потребность заниматься социально-значимой деятельностью, характерная для подросткового возраста, и желание включаться в деятельность различных сообществ;
- фактологический материал относящийся к современному понятию о героизме изложенный на современном мультимедийном языке.
- Педагогические технологии, используемые в ходе проведения занятия.
Во время достижения поставленной цели занятия при взаимодействии педагога и обучающегося применяется воспитательная технология.
- Интерактивное обучение. Преимуществом данной модели является активное вовлечение всех детей в образовательный процесс, возможность работать в малых группах.
- Элементы проблемного обучения (на этапе занятия 1.1.,1.2.)
- Характеристика методов обучения, используемых в ходе занятия.
В ходе проведения данного занятия использовались традиционные методы обучения:
- Словесные (внутригрупповая и межгрупповая дискуссия, рассказ, обсуждение фрагментов произведений и видеоматериала)
- Наглядные (просмотр видеоматериала, декламация стихов)
- ИКТ (облако тегов)
- Описание методики использования учебно-материальных средств проведения занятия.
- Доска для записи. Используется для наглядного отображения ключевых моментов занятия, ответов детей.
- Стикеры разных цветов для записи.
- Мультимедиа проктор. При подготовке обучающиеся отбирали видеоролики с примерами героизма/антигероизма, которые в дальнейшем просматриваются на занятии.
- Компьютер для занесения ответов детей в online-программу «облако тегов».
- Рассадка (общий круг –малые группы, для создания диалогового пространства –общий круг для рефлексии.
- Стиль педагогического общения, реализуемый на занятии.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
- Общение на основе дружеского расположения.
- Общение-дистанция.
- Общение-устрашение.
- Общение-заигрывание.
В соответствии с классификацией Кан-Калика используется стиль общения на основе дружеского расположения.
Во время проведения занятия педагогом ставится задача способствованию «открытия» ребенка на общение. Это достигается путем установки личного контакта, нахождения в пластичной позе (открытая поза, руки немного согнуты в локтях, плавные движения), подача информации с позиции «Мы». Дружеское расположение - важнейший регулятор общения. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Демонстрация расположенности к ребенку создает комфортную атмосферу на занятии. Умение задавать вопросы и выслушивать ответ является не только проявлением интереса к учащимся, но и в дальнейшем может способствовать своевременному оказанию необходимой помощи.
- Средства, используемые педагогом для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- Положительный эмоциональный фон в группе.
- Во время взаимодействия в групповой работе происходит обмен мыслями, усилиями, информацией.
- Использование демонстрационного материала, который активизирует интерес (фото, медиа-презентации, фрагменты фильмов, литературные произведения).
- Проблемные вопросы.
- Методика оценки эффективности занятия.
Оценка ответов на рефлексивные вопросы.
Примеры рефлексивных вопросов:
- Сегодня я понял, что герой для меня…(оценка общего понимания)
- Для нашей родины героизм это-…(связь героизма с судьбой страны)
- В моей жизни я сталкивался с проявлениями героизма…(личностное отношение)
Анализ облака тегов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....
«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси, с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...
Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»
Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, ч...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Химия в моей будущей профессии»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...
Методическая разработка раздела «Исполнительское мастерство» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре»
В данной методической разработке раскрыты актуальность, новизна, цели и задачи, образовательные технологии, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения раздела "Исполнител...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ЗАРНИЦА»
Пояснительная запискаУчебный план обученияКалендарный учебный графикРабочая программаМетодическое обеспечение образовательнойЭлектронные образовательные ресурсы, используемые для реализации программы....
Методическая разработка открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Технология и Космос
Обучающиеся итогу занятия соберут ракету в программе Тинкер Кад....