«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
план-конспект занятия ( класс) по теме

Дахно Жанна Михайловна

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).

Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через песни, танцы и театрализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

Тема занятия «Зимние колядки»

для  детей 7-8 лет

Творческое объединение «Родничок»

Программа дополнительного образования

 «Россыпь народной мудрости» (1 год обучения)

Педагог дополнительного образования:

Дахно Жанна Михайловна

г.Кулебаки 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст детей 7-8 лет.

Продолжительность занятия 40 минут.

Группа детей 15 человек.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).

Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через песни, танцы и театрализацию.

Краткое описание: 

         Занятие по программе «Россыпь народной мудрости» (1год обучения)  может использоваться во внеклассной работе при проведении народных праздников для детей любого возраста. Главная идея данного занятия –занятие-праздник: все варианты творческих заданий, выполняемых на уроке необходимы для дальнейшего применения их в сценарном ходе Колядок. С помощью чего дети не остаются пассивными наблюдателями за происходящим, а становятся непосредственными участниками праздничного действия. В данном занятии использование мультимедийного оборудования необходимо для отражения как визуального, так и деятельностного аспекта. Так как на занятии каждая группа выполняет своё задание автономно, есть необходимость познакомить каждую группу с результатами работы других групп, тем более  что все задания продуманы таким образом, что результаты их выполнения пригодятся для встречи колядовщиков.

В современных условиях жизни основное время дети проводят  за компьютерными играми. Уходит из жизни детей  традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
          Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

Цель: Приобщение  детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  её традициями.

Задачи:

I.обучающая:

  • знакомство детей с традициями празднования Святок на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни,хороводы).

II. развивающая:

  • развитие фантазии, творческих и музыкальных способностей  учащихся через изучение русского народного фольклора;

III. воспитывающая:

  • воспитание у учащихся уважения к традициям русского народа,  культуры празднования народных праздников.

Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово». 
Разучивание колядок, стихов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, шест со звездой, ленты, платки для девочек, русские народные костюмы, угощение, народные музыкальные инструменты, фонограммы народных песен, презентаии.

Оформление зала: декорации русской избы: стол, накрытый льняной скатертью, скамейка, прялка, рушник, чугун, деревянная и

глиняная посуда, самовар, баранки, сушки на верёвочке на самоваре, полотняные дорожки на полу, ширма – дом.

Основные параметры занятия:

-Тип занятия: закрепление ранее изученного материала;

-Форма проведения занятия: сюжетная игра;

-Форма организации работы: групповая;

-Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.): объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический;

-Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

-Используемые технологии:

-Наглядность: презентация – проверка пройденного материала, презентация по новой теме;

-Инструменты и материалы: народные костюмы, атрибуты праздника и обряда (звезда, вертеп, мешок), музыкальное сопровождение – колядка, видео  - колядовщики.

-Вид занятия:

План проведения занятия:

  • Организационная часть – приветствие, сообщение темы (3-5 минут)
  • Повторение пройденного материала на прошлом занятии (7-10 минут)
  • Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут)
  • Заключительная часть – итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)

Вопросы и задания:

        Вспомнить историю праздника Рождества Христова, разучить колядку и ритм её исполнения, научиться играть на народных музыкальных инструментах (дудка, ложки, трещётка, бубен) и попадать в ритм, проиграть встречу колядовщиков с хозяйкой.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif - слайд 1.

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

-Выгляньте, детки, в окошко. Посмотрите, да скажите: какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный? ( Солнечный)

-Какое настроение у вас вызывает такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы и у нас на душе было так же спокойно и тепло? Надо улыбнуться. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Наше занятие мы начинаем с хорошим настроением!

2.Подготовительная часть:

-Ребята, сегодня мы вспомним, о чём говорили на прошлом занятии, потом узнаем, как праздновали святки наши предки, и познакомимся с колядками.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Выполним задание и узнаем православный праздник, о котором мы уже говорили.

-Нужно найти буквы, которым соответствуют эти фигуры.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif - щелчок на каждую букву

.

-Теперь вместе прочитаем: Рождество Христово! Правильно. Молодцы! И немного вспомним историю праздника.

-А чтобы это было не сложно сделать – я вам дам подсказки. Посмотрите на экран:

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif - щелчок на каждую строчку

-Дева Мария и Иосиф - кто это? чьи это родители?

-город Вифлеем - о чём нам рассказывает название этого города?

-пещера для загона скота - что в ней происходило? какое великое событие произошло здесь?

-ясли или вертеп - кто в них лежал? кто в них родился?

-Младенец Иисус Христос - кто это? обычный ли это младенец?

-Ангелы - где они появились? в какой момент они пели песнопения? кто их увидел первыми?

-пастухи,

-мудрецы или волхвы,

-звезда яркая – вифлеемская.

3. Основная часть:

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Сегодня мы поговорим о том, как праздновали Рождество наши предки.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif- Люди украшают свои дома вечнозелеными елями, огнями свечей, поют радостные песни. Дарят друг другу рождественские подарки. На Руси Рождество с давних пор праздновали не один день. Начинается Рождество 7 января и продолжается 12 священных дней до Крещения Христа. Поэтому и называют эти дни Святками.

-Народ веселится вовсю. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определённые обряды. В них также принимали участие и дети. Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На Рождество они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир. Они пели колядки – рождественские песни – и получали за это различные угощения.

 G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 1.Рождество Христово – ангел прилетел. (выключить 0;25)

Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

А об этом нам расскажет ............  

-Ты нас будешь дарить –

мы будем хвалить,

а не будешь дарить –

мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Всё угощение складывали в мех к мехоносу, а после окончания колядок собранную снедь съедали вместе, в кругу. Отсюда и ещё одно значение слова «коляда» - круговая еда.

Мешок наполнялся, мехонос объявлял: «Хватит колядовать!». В последней избе устраивали посиделки. Что такое «посиделки»? Это отдых, веселье, пение песен, рассказы потешек и небылиц, танцы.

-Так что же  такое святки?

Расскажите нам, ребятки.
(..........., ............, ............)

-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
-Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

 -А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 2. «Уж как шла коляда» (включить всю 0:40)

Колядовщик 1.

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Али хлеба ломтину,

Али денег с полтину!

Аль пшенички-сроднички.

 Колядовщик 2.

Мы славить не умеем,

просить, много не смеем!

 Открывайте сундучок,

доставайте пятачок.

 Подайте конфеток,

порадуйте деток!

-Ребята, а вы слышали какая мелодия у колядки? И почти любую колядку можно спеть на этот мотив.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Давайте попробуем спеть вместе первую колядку. 

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Али хлеба ломтину,

Али денег с полтину!

Аль пшенички-сроднички.

-А теперь попробуем с русскими музыкальными инструментами.

-Молодцы, ребята! Вот какая весёлая колядка у нас получилась!

 -Ну, а теперь мы приглашаем вас

  На игрища народные, да пляски хороводные!

Хоровод

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Девочки-красавицы станцуют хоровод.

В русских сарафанах,

В платочках на плечах.

Как павы выплывают,

Узоры завивают.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 3. «Русский лирический хоровод» (выключить 0:38)

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-А мальчишки резвые пустятся в пляс.

С бубнами, трещётками,

Дудками, да ложками,

Да в валенках вприсядку.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 4. «Светит месяц» (выключить 0:48)

Игры

-А хотите поиграть - свою удаль показать?

«Моталки»
На концах бечевок палки -
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 5. «На игру «моталки» (включить – пока будем играть)

игра «Золотые ворота»

-А теперь игра другая-

«Золотые ворота».

На две команды поделитесь.

Одна в круг становится.

А другая - по кругу – поднимет вверх руки.

-Вы ныряете туда-сюда,

Пока не закончатся слова.

А как закончатся слова – Опустятся ворота.

-А кого поймают – тот пусть развлекает. (отдыхает).

Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
Ну, а в третий раз не пропустим вас!

(Тот, кто попался в ворота  танцуют под рус.нар. мелодии.)   

Посиделки

(Дети рассаживаются на стулья)

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Мы играли и устали, теперь сядем – отдохнём да подумаем.

-Ребята, а знаете,  какие пословицы народ складывал про январь и про зиму? Вот послушайте:

1.Январь – году начало, зиме – середина.

-Объясните, пожалуйста, что это значит.

2.Январь – батюшка год  начинает, зиму величает.

-А ещё народ примечал, что по  явлениям природы в январе можно было определить погоду на весь оставшийся год.

1.Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.

2.Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.

4.В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.

-Люди и загадки любили на посиделках загадывать друг другу ради потехи.

-Вот послушайте, ребятки.

И отгадайте все загадки.

Ушки на макушке.

Слушайте внимательно,

Я начну, а вам – закончить

В рифму обязательно!

 

Долго над землёй летало

белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло –

 одеяло потекло,

И ушло в колодцы рек.

Одеяло это – …(снег).

 

Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома,

Это к нам пришла …(зима).

 

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрицы,

Зовут их …(рукавицы).

  

Все кружатся, веселятся,

Возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество.

Что за праздник? (Рождество).

 

4.Заключительная часть

-Ребята, а какой праздник мы сегодня прославляли? (Рождество)

-А какого числа отмечают Рождество?(7 января)

-Как называется обряд прославления (колядки)

-Как называются дни от Р.Х. до Крещения (святки)

-А Святки уже закончились или ещё идут?

G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Ребята, вчера был праздник Крещение Господне. Этим праздником и заканчиваются святки.

Используемая методическая литература: 

  • Сазонов Сергей Владимирович. С Новым догом! Развлекательно-игровой мюзикл у елки.//  
      Чем развлечь гостей. – 2005г. -
    5. – С.24-28. (Автор из г. Курск).
     
  • Классные дела в начальной школе/ Под ред.Е. Н. Степанова,

М.А. Александровой М ., 2004.

  • Журнал «Педсовет»  10. 1998, 10. 1999.
  • Белоусова Надежда, Ожогина Оксана. Говорят, под Новый год… Новогодняя игровая программа.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.46.
  • Зимин Михаил Вольдемарович. Колядочная история: Частушечный мини-спектакль.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.13

Интернет-ресурсы:

1.http://www.openclass.ru/node/106374

Самоанализ:



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

Тема занятия «Зимние колядки»

для  детей 7-8 лет

Творческое объединение «Родничок»

Программа дополнительного образования

 «Россыпь народной мудрости» (1 год обучения)

Педагог дополнительного образования:

Дахно Жанна Михайловна

г.Кулебаки 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возраст детей 7-8 лет.

Продолжительность занятия 40 минут.

Группа детей 15 человек.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).

Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через песни, танцы и театрализацию.

Краткое описание: 

         Занятие по программе «Россыпь народной мудрости» (1год обучения)  может использоваться во внеклассной работе при проведении народных праздников для детей любого возраста. Главная идея данного занятия –занятие-праздник: все варианты творческих заданий, выполняемых на уроке необходимы для дальнейшего применения их в сценарном ходе Колядок. С помощью чего дети не остаются пассивными наблюдателями за происходящим, а становятся непосредственными участниками праздничного действия. В данном занятии использование мультимедийного оборудования необходимо для отражения как визуального, так и деятельностного аспекта. Так как на занятии каждая группа выполняет своё задание автономно, есть необходимость познакомить каждую группу с результатами работы других групп, тем более  что все задания продуманы таким образом, что результаты их выполнения пригодятся для встречи колядовщиков.

В современных условиях жизни основное время дети проводят  за компьютерными играми. Уходит из жизни детей  традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
          Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

Цель: Приобщение  детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  её традициями.

Задачи:

I.обучающая:

  • знакомство детей с традициями празднования Святок на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни,хороводы).

II. развивающая:

  • развитие фантазии, творческих и музыкальных способностей  учащихся через изучение русского народного фольклора;

III. воспитывающая:

  • воспитание у учащихся уважения к традициям русского народа,  культуры празднования народных праздников.

Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово». 
Разучивание колядок, стихов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, шест со звездой, ленты, платки для девочек, русские народные костюмы, угощение, народные музыкальные инструменты, фонограммы народных песен, презентаии.

Оформление зала: декорации русской избы: стол, накрытый льняной скатертью, скамейка, прялка, рушник, чугун, деревянная и

глиняная посуда, самовар, баранки, сушки на верёвочке на самоваре, полотняные дорожки на полу, ширма – дом.

Основные параметры занятия:

-Тип занятия: закрепление ранее изученного материала;

-Форма проведения занятия: сюжетная игра;

-Форма организации работы: групповая;

-Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.): объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический;

-Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

-Используемые технологии:

-Наглядность: презентация – проверка пройденного материала, презентация по новой теме;

-Инструменты и материалы: народные костюмы, атрибуты праздника и обряда (звезда, вертеп, мешок), музыкальное сопровождение – колядка, видео  - колядовщики.

-Вид занятия:

План проведения занятия:

  • Организационная часть – приветствие, сообщение темы (3-5 минут)
  • Повторение пройденного материала на прошлом занятии (7-10 минут)
  • Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут)
  • Заключительная часть – итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)

Вопросы и задания:

        Вспомнить историю праздника Рождества Христова, разучить колядку и ритм её исполнения, научиться играть на народных музыкальных инструментах (дудка, ложки, трещётка, бубен) и попадать в ритм, проиграть встречу колядовщиков с хозяйкой.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

-Дети, какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный? ( Солнечный)

-Какое настроение у вас вызывает такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы и у нас на душе было так же спокойно и тепло? Надо улыбнуться. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Наше занятие мы начинаем с хорошим настроением!

2.Подготовительная часть:

-Ребята, сегодня мы вспомним, о чём говорили на прошлом занятии, потом узнаем, как праздновали святки наши предки, и познакомимся с колядками.

- О чём мы будем сегодня говорить? Чтобы это узнать, нам нужно выполнить задание:

-На первой и второй строчке написано название праздника, о котором мы говорили на прошлом занятии и сегодня мы про него вспомним. Нужно найти буквы, которым соответствуют эти фигуры. Вы будете их находить, а я буду вписывать.

.

-Теперь вместе прочитаем: Рождество Христово! Правильно. Молодцы! И немного вспомним историю праздника.

-А чтобы это было не сложно сделать – я вам дам подсказки. Посмотрите на экран:

-Дева Мария и Иосиф - кто это? чьи это родители?,

-город Вифлеем - о чём нам рассказывает название этого города?,

-пещера для загона скота - что в ней происходило? какое великое событие произошло здесь?,

-ясли или вертеп - кто в них лежал? кто в них родился?,

-Младенец Иисус Христос - кто это? обычный ли это младенец?,

-Ангелы - где они появились? в какой момент они пели песнопения? кто их увидел первыми?,

-пастухи,

-мудрецы или волхвы,

-звезда яркая – вифлеемская.

3. Основная часть:

-Сегодня мы поговорим о том, как праздновали Рождество наши предки.

- Люди украшают свои дома вечнозелеными елями, огнями свечей, поют радостные песни. Дарят друг другу рождественские подарки. На Руси Рождество с давних пор праздновали не один день. Начинается Рождество 7 января и продолжается 12 священных дней до Крещения Христа. Поэтому и называют эти дни Святками. С 7 по 19 января – святые вечера, посвященные колядованию.

-Народ веселится вовсю. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определённые обряды. В них также принимали участие и дети. Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На Рождество они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир. Они пели колядки – рождественские песни – и получали за это различные угощения.

 (Вставить песню-колядку про рождение Христа.)

Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

А об этом нам расскажет ............  .............  расскажи, пожалуйста, об этом стихотворение:

-Ты нас будешь дарить –

мы будем хвалить,

а не будешь дарить –

мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Всё угощение складывали в мех к мехоносу, а после окончания колядок собранную снедь съедали вместе, в кругу. Отсюда и ещё одно значение слова «коляда» - круговая еда.

Мешок наполнялся, мехонос объявлял: «Хватит колядовать!». В последней избе устраивали посиделки. Что такое «посиделки»? Это отдых, веселье, пение песен, рассказы потешек и небылиц, танцы.


-Так что же  такое святки?
..........., ............, ............ расскажите нам, пожалуйста,  стихи
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
-Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

         А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!

(Песня колядка в записи) – объяснить детям как правильно нараспев нужно петь колядку и можно подыгрывать на инструментах, дать всем попробовать и пропеть часть хором.

Колядовщик 1.

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Али хлеба ломтину,

Али денег с полтину!

Аль пшенички-сроднички.

 Колядовщик 2.

Мы славить не умеем,

просить, много не смеем!

 Открывайте сундучок,

доставайте пятачок.

 Подайте конфеток,

порадуйте деток!

(Учитель и ребята дарят детям-колядовщикам конфеты)

 

 -Ну, а теперь мы приглашаем вас

  На игрища народные, да пляски хороводные!

Хоровод

Девочки танцуют хоровод.

 А мальчики играют на инструментах, в валенках перепляс вприсядку.

Игры

А хотите поиграть - свою удаль показать?

«Моталки»
На концах бечевок палки -
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.

игра «Золотые ворота»

Группа делится на две команды – одна встают, образуя круг, и поднимают руки вверх – ворота, а вторая команда  бегают через «ворота». Читается стишок, и на последних словах руки опускаются – ворота закрываются.

Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
Ну, а в третий раз не пропустим вас!

Тот, кто попался в ворота  танцуют под рус.нар. мелодии.   

(Дети рассаживаются на стулья)

-Мы играли и устали, теперь сядем – отдохнём да подумаем.

-Ребята, а знаете,  какие пословицы народ складывал про январь и про зиму? Вот послушайте:

1.Январь – году начало, зиме – середина.

-Объясните, пожалуйста, что это значит.

2.Январь – батюшка год  начинает, зиму величает.

-А ещё народ примечал, что по  явлениям природы в январе можно было определить погоду на весь оставшийся год.

1.Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.

2.Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.

4.В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.

-Люди и загадки любили на посиделках загадывать друг другу ради потехи.

Ушки на макушке.

Слушайте внимательно,

Я начну, а вам – закончить

В рифму обязательно!

 

Долго над землёй летало

белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло –

 одеяло потекло,

И ушло в колодцы рек.

Одеяло это – …(снег).

 

Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома,

Это к нам пришла …(зима).

 

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрицы,

Зовут их …(рукавицы).

  

Все кружатся, веселятся,

Возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество.

Что за праздник? (Рождество).

 

4.Заключительная часть

-Ребята, а какой праздник мы сегодня прославляли? (Рождество)

-А какого числа отмечают Рождество?(7 января)

-Как называется обряд прославления (колядки)

-Как называются дни от Р.Х. до Крещения (святки)

-А Святки уже закончились или ещё идут?

-Ребята, вчера был праздник Крещение Господне. Этим праздником и заканчиваются святки.

Используемая методическая литература: 

  • Сазонов Сергей Владимирович. С Новым догом! Развлекательно-игровой мюзикл у елки.//  
      Чем развлечь гостей. – 2005г. -
    5. – С.24-28. (Автор из г. Курск).
     
  • Классные дела в начальной школе/ Под ред.Е. Н. Степанова,

М.А. Александровой М ., 2004.

  • Журнал «Педсовет»  10. 1998, 10. 1999.
  • Белоусова Надежда, Ожогина Оксана. Говорят, под Новый год… Новогодняя игровая программа.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.46.
  • Зимин Михаил Вольдемарович. Колядочная история: Частушечный мини-спектакль.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.13

Интернет-ресурсы:

1.http://www.openclass.ru/node/106374

Самоанализ:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Зимние колядки» Открытое занятие Программа дополнительного образования «Россыпь народной мудрости» Педагог дополнительного образования: Дахно Жанна Михайловна г .Кулебаки 2015 г.

Слайд 2

Расшифруй название праздника Р О Ж Д Е С Т В О Х Р И С Т О В О

Слайд 3

Дева Мария и Иосиф

Слайд 4

г ород Вифлеем

Слайд 5

Пещера для загона скота

Слайд 6

Ясли или вертеп Младенец Иисус Христос

Слайд 7

Ангелы

Слайд 8

Пастухи

Слайд 9

Мудрецы

Слайд 10

Вифлеемская звезда

Слайд 11

Рождество Христово

Слайд 12

7 января-19 января Святки От Рождества и до Крещения

Слайд 13

колядка Коляда! Коляда! Ты подай пирога, Али хлеба ломтину , Али денег с полтину! Аль пшенички-сроднички .

Слайд 14

хоровод

Слайд 15

Русский перепляс

Слайд 16

посиделки

Слайд 17

Спасибо за внимание! Закончились гуляния!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юные лесоводы»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного,...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Умелые ручки»

Направленность индивидуального учебного плана – художественная. Занятия по данному индивидуальному учебному плану  необходимы для того, чтобы ребенок смог раскрыть в них свои творческие спо...

Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность

Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...