Главные вкладки

    «Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
    план-конспект занятия ( класс) по теме

    Дахно Жанна Михайловна

    В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).

    Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через песни, танцы и театрализацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

    Тема занятия «Зимние колядки»

    для  детей 7-8 лет

    Творческое объединение «Родничок»

    Программа дополнительного образования

     «Россыпь народной мудрости» (1 год обучения)

    Педагог дополнительного образования:

    Дахно Жанна Михайловна

    г.Кулебаки 2015г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Возраст детей 7-8 лет.

    Продолжительность занятия 40 минут.

    Группа детей 15 человек.

    В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).

    Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через песни, танцы и театрализацию.

    Краткое описание: 

             Занятие по программе «Россыпь народной мудрости» (1год обучения)  может использоваться во внеклассной работе при проведении народных праздников для детей любого возраста. Главная идея данного занятия –занятие-праздник: все варианты творческих заданий, выполняемых на уроке необходимы для дальнейшего применения их в сценарном ходе Колядок. С помощью чего дети не остаются пассивными наблюдателями за происходящим, а становятся непосредственными участниками праздничного действия. В данном занятии использование мультимедийного оборудования необходимо для отражения как визуального, так и деятельностного аспекта. Так как на занятии каждая группа выполняет своё задание автономно, есть необходимость познакомить каждую группу с результатами работы других групп, тем более  что все задания продуманы таким образом, что результаты их выполнения пригодятся для встречи колядовщиков.

    В современных условиях жизни основное время дети проводят  за компьютерными играми. Уходит из жизни детей  традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
              Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

    Цель: Приобщение  детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  её традициями.

    Задачи:

    I.обучающая:

    • знакомство детей с традициями празднования Святок на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни,хороводы).

    II. развивающая:

    • развитие фантазии, творческих и музыкальных способностей  учащихся через изучение русского народного фольклора;

    III. воспитывающая:

    • воспитание у учащихся уважения к традициям русского народа,  культуры празднования народных праздников.

    Предварительная работа:
    Беседы: «Рождество христово». 
    Разучивание колядок, стихов.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, шест со звездой, ленты, платки для девочек, русские народные костюмы, угощение, народные музыкальные инструменты, фонограммы народных песен, презентаии.

    Оформление зала: декорации русской избы: стол, накрытый льняной скатертью, скамейка, прялка, рушник, чугун, деревянная и

    глиняная посуда, самовар, баранки, сушки на верёвочке на самоваре, полотняные дорожки на полу, ширма – дом.

    Основные параметры занятия:

    -Тип занятия: закрепление ранее изученного материала;

    -Форма проведения занятия: сюжетная игра;

    -Форма организации работы: групповая;

    -Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.): объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический;

    -Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

    -Используемые технологии:

    -Наглядность: презентация – проверка пройденного материала, презентация по новой теме;

    -Инструменты и материалы: народные костюмы, атрибуты праздника и обряда (звезда, вертеп, мешок), музыкальное сопровождение – колядка, видео  - колядовщики.

    -Вид занятия:

    План проведения занятия:

    • Организационная часть – приветствие, сообщение темы (3-5 минут)
    • Повторение пройденного материала на прошлом занятии (7-10 минут)
    • Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут)
    • Заключительная часть – итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)

    Вопросы и задания:

            Вспомнить историю праздника Рождества Христова, разучить колядку и ритм её исполнения, научиться играть на народных музыкальных инструментах (дудка, ложки, трещётка, бубен) и попадать в ритм, проиграть встречу колядовщиков с хозяйкой.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент:

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif - слайд 1.

    - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

    -Выгляньте, детки, в окошко. Посмотрите, да скажите: какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный? ( Солнечный)

    -Какое настроение у вас вызывает такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы и у нас на душе было так же спокойно и тепло? Надо улыбнуться. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Наше занятие мы начинаем с хорошим настроением!

    2.Подготовительная часть:

    -Ребята, сегодня мы вспомним, о чём говорили на прошлом занятии, потом узнаем, как праздновали святки наши предки, и познакомимся с колядками.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Выполним задание и узнаем православный праздник, о котором мы уже говорили.

    -Нужно найти буквы, которым соответствуют эти фигуры.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif - щелчок на каждую букву

    .

    -Теперь вместе прочитаем: Рождество Христово! Правильно. Молодцы! И немного вспомним историю праздника.

    -А чтобы это было не сложно сделать – я вам дам подсказки. Посмотрите на экран:

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif - щелчок на каждую строчку

    -Дева Мария и Иосиф - кто это? чьи это родители?

    -город Вифлеем - о чём нам рассказывает название этого города?

    -пещера для загона скота - что в ней происходило? какое великое событие произошло здесь?

    -ясли или вертеп - кто в них лежал? кто в них родился?

    -Младенец Иисус Христос - кто это? обычный ли это младенец?

    -Ангелы - где они появились? в какой момент они пели песнопения? кто их увидел первыми?

    -пастухи,

    -мудрецы или волхвы,

    -звезда яркая – вифлеемская.

    3. Основная часть:

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Сегодня мы поговорим о том, как праздновали Рождество наши предки.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif- Люди украшают свои дома вечнозелеными елями, огнями свечей, поют радостные песни. Дарят друг другу рождественские подарки. На Руси Рождество с давних пор праздновали не один день. Начинается Рождество 7 января и продолжается 12 священных дней до Крещения Христа. Поэтому и называют эти дни Святками.

    -Народ веселится вовсю. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определённые обряды. В них также принимали участие и дети. Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На Рождество они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир. Они пели колядки – рождественские песни – и получали за это различные угощения.

     G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 1.Рождество Христово – ангел прилетел. (выключить 0;25)

    Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

    А об этом нам расскажет ............  

    -Ты нас будешь дарить –

    мы будем хвалить,

    а не будешь дарить –

    мы будем корить!

    Коляда, коляда!

    Подавай пирога!

    Всё угощение складывали в мех к мехоносу, а после окончания колядок собранную снедь съедали вместе, в кругу. Отсюда и ещё одно значение слова «коляда» - круговая еда.

    Мешок наполнялся, мехонос объявлял: «Хватит колядовать!». В последней избе устраивали посиделки. Что такое «посиделки»? Это отдых, веселье, пение песен, рассказы потешек и небылиц, танцы.

    -Так что же  такое святки?

    Расскажите нам, ребятки.
    (..........., ............, ............)

    -Праздник этот самый длинный.
    Он веселый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели.
    -От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощенье,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в святки.
    -Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.

     -А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 2. «Уж как шла коляда» (включить всю 0:40)

    Колядовщик 1.

    Коляда! Коляда!

    Ты подай пирога,

    Али хлеба ломтину,

    Али денег с полтину!

    Аль пшенички-сроднички.

     Колядовщик 2.

    Мы славить не умеем,

    просить, много не смеем!

     Открывайте сундучок,

    доставайте пятачок.

     Подайте конфеток,

    порадуйте деток!

    -Ребята, а вы слышали какая мелодия у колядки? И почти любую колядку можно спеть на этот мотив.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Давайте попробуем спеть вместе первую колядку. 

    Коляда! Коляда!

    Ты подай пирога,

    Али хлеба ломтину,

    Али денег с полтину!

    Аль пшенички-сроднички.

    -А теперь попробуем с русскими музыкальными инструментами.

    -Молодцы, ребята! Вот какая весёлая колядка у нас получилась!

     -Ну, а теперь мы приглашаем вас

      На игрища народные, да пляски хороводные!

    Хоровод

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Девочки-красавицы станцуют хоровод.

    В русских сарафанах,

    В платочках на плечах.

    Как павы выплывают,

    Узоры завивают.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 3. «Русский лирический хоровод» (выключить 0:38)

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-А мальчишки резвые пустятся в пляс.

    С бубнами, трещётками,

    Дудками, да ложками,

    Да в валенках вприсядку.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 4. «Светит месяц» (выключить 0:48)

    Игры

    -А хотите поиграть - свою удаль показать?

    «Моталки»
    На концах бечевок палки -
    Называются „моталки”.
    Посреди бечевок рыбка
    Ты мотай бечевку шибко.
    Тот, кто первый намотает,
    Тот и рыбку получает,
    Рыбку не простую,
    Рыбку золотую.

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\i.jpgПесня 5. «На игру «моталки» (включить – пока будем играть)

    игра «Золотые ворота»

    -А теперь игра другая-

    «Золотые ворота».

    На две команды поделитесь.

    Одна в круг становится.

    А другая - по кругу – поднимет вверх руки.

    -Вы ныряете туда-сюда,

    Пока не закончатся слова.

    А как закончатся слова – Опустятся ворота.

    -А кого поймают – тот пусть развлекает. (отдыхает).

    Золотые ворота пропускают не всегда,
    Первый раз прощается,
    Второй раз запрещается.
    Ну, а в третий раз не пропустим вас!

    (Тот, кто попался в ворота  танцуют под рус.нар. мелодии.)   

    Посиделки

    (Дети рассаживаются на стулья)

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Мы играли и устали, теперь сядем – отдохнём да подумаем.

    -Ребята, а знаете,  какие пословицы народ складывал про январь и про зиму? Вот послушайте:

    1.Январь – году начало, зиме – середина.

    -Объясните, пожалуйста, что это значит.

    2.Январь – батюшка год  начинает, зиму величает.

    -А ещё народ примечал, что по  явлениям природы в январе можно было определить погоду на весь оставшийся год.

    1.Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.

    2.Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.

    4.В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.

    -Люди и загадки любили на посиделках загадывать друг другу ради потехи.

    -Вот послушайте, ребятки.

    И отгадайте все загадки.

    Ушки на макушке.

    Слушайте внимательно,

    Я начну, а вам – закончить

    В рифму обязательно!

     

    Долго над землёй летало

    белоснежно одеяло.

    Солнце малость припекло –

     одеяло потекло,

    И ушло в колодцы рек.

    Одеяло это – …(снег).

     

    Холода, мороз, метели

    Закружили, завертели.

    В белых шапках все дома,

    Это к нам пришла …(зима).

     

    Едва повеяло зимой,

    Они всегда с тобой.

    Согреют две сестрицы,

    Зовут их …(рукавицы).

      

    Все кружатся, веселятся,

    Возле ёлочки резвятся.

    Ведь сегодня торжество.

    Что за праздник? (Рождество).

     

    4.Заключительная часть

    -Ребята, а какой праздник мы сегодня прославляли? (Рождество)

    -А какого числа отмечают Рождество?(7 января)

    -Как называется обряд прославления (колядки)

    -Как называются дни от Р.Х. до Крещения (святки)

    -А Святки уже закончились или ещё идут?

    G:\центр 14-15\1 кл\Святки - колядки\zima01.gif-Ребята, вчера был праздник Крещение Господне. Этим праздником и заканчиваются святки.

    Используемая методическая литература: 

    • Сазонов Сергей Владимирович. С Новым догом! Развлекательно-игровой мюзикл у елки.//  
        Чем развлечь гостей. – 2005г. -
      5. – С.24-28. (Автор из г. Курск).
       
    • Классные дела в начальной школе/ Под ред.Е. Н. Степанова,

    М.А. Александровой М ., 2004.

    • Журнал «Педсовет»  10. 1998, 10. 1999.
    • Белоусова Надежда, Ожогина Оксана. Говорят, под Новый год… Новогодняя игровая программа.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.46.
    • Зимин Михаил Вольдемарович. Колядочная история: Частушечный мини-спектакль.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.13

    Интернет-ресурсы:

    1.http://www.openclass.ru/node/106374

    Самоанализ:



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

    Тема занятия «Зимние колядки»

    для  детей 7-8 лет

    Творческое объединение «Родничок»

    Программа дополнительного образования

     «Россыпь народной мудрости» (1 год обучения)

    Педагог дополнительного образования:

    Дахно Жанна Михайловна

    г.Кулебаки 2015г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Возраст детей 7-8 лет.

    Продолжительность занятия 40 минут.

    Группа детей 15 человек.

    В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).

    Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через песни, танцы и театрализацию.

    Краткое описание: 

             Занятие по программе «Россыпь народной мудрости» (1год обучения)  может использоваться во внеклассной работе при проведении народных праздников для детей любого возраста. Главная идея данного занятия –занятие-праздник: все варианты творческих заданий, выполняемых на уроке необходимы для дальнейшего применения их в сценарном ходе Колядок. С помощью чего дети не остаются пассивными наблюдателями за происходящим, а становятся непосредственными участниками праздничного действия. В данном занятии использование мультимедийного оборудования необходимо для отражения как визуального, так и деятельностного аспекта. Так как на занятии каждая группа выполняет своё задание автономно, есть необходимость познакомить каждую группу с результатами работы других групп, тем более  что все задания продуманы таким образом, что результаты их выполнения пригодятся для встречи колядовщиков.

    В современных условиях жизни основное время дети проводят  за компьютерными играми. Уходит из жизни детей  традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать, и, в конечном счёте, освоить национальный характер самовыражения.
              Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

    Цель: Приобщение  детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  её традициями.

    Задачи:

    I.обучающая:

    • знакомство детей с традициями празднования Святок на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни,хороводы).

    II. развивающая:

    • развитие фантазии, творческих и музыкальных способностей  учащихся через изучение русского народного фольклора;

    III. воспитывающая:

    • воспитание у учащихся уважения к традициям русского народа,  культуры празднования народных праздников.

    Предварительная работа:
    Беседы: «Рождество христово». 
    Разучивание колядок, стихов.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, шест со звездой, ленты, платки для девочек, русские народные костюмы, угощение, народные музыкальные инструменты, фонограммы народных песен, презентаии.

    Оформление зала: декорации русской избы: стол, накрытый льняной скатертью, скамейка, прялка, рушник, чугун, деревянная и

    глиняная посуда, самовар, баранки, сушки на верёвочке на самоваре, полотняные дорожки на полу, ширма – дом.

    Основные параметры занятия:

    -Тип занятия: закрепление ранее изученного материала;

    -Форма проведения занятия: сюжетная игра;

    -Форма организации работы: групповая;

    -Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.): объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический;

    -Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,  познавательная, игровая.

    -Используемые технологии:

    -Наглядность: презентация – проверка пройденного материала, презентация по новой теме;

    -Инструменты и материалы: народные костюмы, атрибуты праздника и обряда (звезда, вертеп, мешок), музыкальное сопровождение – колядка, видео  - колядовщики.

    -Вид занятия:

    План проведения занятия:

    • Организационная часть – приветствие, сообщение темы (3-5 минут)
    • Повторение пройденного материала на прошлом занятии (7-10 минут)
    • Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут)
    • Заключительная часть – итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)

    Вопросы и задания:

            Вспомнить историю праздника Рождества Христова, разучить колядку и ритм её исполнения, научиться играть на народных музыкальных инструментах (дудка, ложки, трещётка, бубен) и попадать в ритм, проиграть встречу колядовщиков с хозяйкой.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент:

    - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

    -Дети, какой сегодня день хмурый, пасмурный или солнечный? ( Солнечный)

    -Какое настроение у вас вызывает такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы и у нас на душе было так же спокойно и тепло? Надо улыбнуться. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Наше занятие мы начинаем с хорошим настроением!

    2.Подготовительная часть:

    -Ребята, сегодня мы вспомним, о чём говорили на прошлом занятии, потом узнаем, как праздновали святки наши предки, и познакомимся с колядками.

    - О чём мы будем сегодня говорить? Чтобы это узнать, нам нужно выполнить задание:

    -На первой и второй строчке написано название праздника, о котором мы говорили на прошлом занятии и сегодня мы про него вспомним. Нужно найти буквы, которым соответствуют эти фигуры. Вы будете их находить, а я буду вписывать.

    .

    -Теперь вместе прочитаем: Рождество Христово! Правильно. Молодцы! И немного вспомним историю праздника.

    -А чтобы это было не сложно сделать – я вам дам подсказки. Посмотрите на экран:

    -Дева Мария и Иосиф - кто это? чьи это родители?,

    -город Вифлеем - о чём нам рассказывает название этого города?,

    -пещера для загона скота - что в ней происходило? какое великое событие произошло здесь?,

    -ясли или вертеп - кто в них лежал? кто в них родился?,

    -Младенец Иисус Христос - кто это? обычный ли это младенец?,

    -Ангелы - где они появились? в какой момент они пели песнопения? кто их увидел первыми?,

    -пастухи,

    -мудрецы или волхвы,

    -звезда яркая – вифлеемская.

    3. Основная часть:

    -Сегодня мы поговорим о том, как праздновали Рождество наши предки.

    - Люди украшают свои дома вечнозелеными елями, огнями свечей, поют радостные песни. Дарят друг другу рождественские подарки. На Руси Рождество с давних пор праздновали не один день. Начинается Рождество 7 января и продолжается 12 священных дней до Крещения Христа. Поэтому и называют эти дни Святками. С 7 по 19 января – святые вечера, посвященные колядованию.

    -Народ веселится вовсю. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определённые обряды. В них также принимали участие и дети. Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На Рождество они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир. Они пели колядки – рождественские песни – и получали за это различные угощения.

     (Вставить песню-колядку про рождение Христа.)

    Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

    А об этом нам расскажет ............  .............  расскажи, пожалуйста, об этом стихотворение:

    -Ты нас будешь дарить –

    мы будем хвалить,

    а не будешь дарить –

    мы будем корить!

    Коляда, коляда!

    Подавай пирога!

    Всё угощение складывали в мех к мехоносу, а после окончания колядок собранную снедь съедали вместе, в кругу. Отсюда и ещё одно значение слова «коляда» - круговая еда.

    Мешок наполнялся, мехонос объявлял: «Хватит колядовать!». В последней избе устраивали посиделки. Что такое «посиделки»? Это отдых, веселье, пение песен, рассказы потешек и небылиц, танцы.


    -Так что же  такое святки?
    ..........., ............, ............ расскажите нам, пожалуйста,  стихи
    -Праздник этот самый длинный.
    Он веселый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели.
    -От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощенье,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в святки.
    -Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.

             А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!

    (Песня колядка в записи) – объяснить детям как правильно нараспев нужно петь колядку и можно подыгрывать на инструментах, дать всем попробовать и пропеть часть хором.

    Колядовщик 1.

    Коляда! Коляда!

    Ты подай пирога,

    Али хлеба ломтину,

    Али денег с полтину!

    Аль пшенички-сроднички.

     Колядовщик 2.

    Мы славить не умеем,

    просить, много не смеем!

     Открывайте сундучок,

    доставайте пятачок.

     Подайте конфеток,

    порадуйте деток!

    (Учитель и ребята дарят детям-колядовщикам конфеты)

     

     -Ну, а теперь мы приглашаем вас

      На игрища народные, да пляски хороводные!

    Хоровод

    Девочки танцуют хоровод.

     А мальчики играют на инструментах, в валенках перепляс вприсядку.

    Игры

    А хотите поиграть - свою удаль показать?

    «Моталки»
    На концах бечевок палки -
    Называются „моталки”.
    Посреди бечевок рыбка
    Ты мотай бечевку шибко.
    Тот, кто первый намотает,
    Тот и рыбку получает,
    Рыбку не простую,
    Рыбку золотую.

    игра «Золотые ворота»

    Группа делится на две команды – одна встают, образуя круг, и поднимают руки вверх – ворота, а вторая команда  бегают через «ворота». Читается стишок, и на последних словах руки опускаются – ворота закрываются.

    Золотые ворота пропускают не всегда,
    Первый раз прощается,
    Второй раз запрещается.
    Ну, а в третий раз не пропустим вас!

    Тот, кто попался в ворота  танцуют под рус.нар. мелодии.   

    (Дети рассаживаются на стулья)

    -Мы играли и устали, теперь сядем – отдохнём да подумаем.

    -Ребята, а знаете,  какие пословицы народ складывал про январь и про зиму? Вот послушайте:

    1.Январь – году начало, зиме – середина.

    -Объясните, пожалуйста, что это значит.

    2.Январь – батюшка год  начинает, зиму величает.

    -А ещё народ примечал, что по  явлениям природы в январе можно было определить погоду на весь оставшийся год.

    1.Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.

    2.Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.

    4.В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.

    -Люди и загадки любили на посиделках загадывать друг другу ради потехи.

    Ушки на макушке.

    Слушайте внимательно,

    Я начну, а вам – закончить

    В рифму обязательно!

     

    Долго над землёй летало

    белоснежно одеяло.

    Солнце малость припекло –

     одеяло потекло,

    И ушло в колодцы рек.

    Одеяло это – …(снег).

     

    Холода, мороз, метели

    Закружили, завертели.

    В белых шапках все дома,

    Это к нам пришла …(зима).

     

    Едва повеяло зимой,

    Они всегда с тобой.

    Согреют две сестрицы,

    Зовут их …(рукавицы).

      

    Все кружатся, веселятся,

    Возле ёлочки резвятся.

    Ведь сегодня торжество.

    Что за праздник? (Рождество).

     

    4.Заключительная часть

    -Ребята, а какой праздник мы сегодня прославляли? (Рождество)

    -А какого числа отмечают Рождество?(7 января)

    -Как называется обряд прославления (колядки)

    -Как называются дни от Р.Х. до Крещения (святки)

    -А Святки уже закончились или ещё идут?

    -Ребята, вчера был праздник Крещение Господне. Этим праздником и заканчиваются святки.

    Используемая методическая литература: 

    • Сазонов Сергей Владимирович. С Новым догом! Развлекательно-игровой мюзикл у елки.//  
        Чем развлечь гостей. – 2005г. -
      5. – С.24-28. (Автор из г. Курск).
       
    • Классные дела в начальной школе/ Под ред.Е. Н. Степанова,

    М.А. Александровой М ., 2004.

    • Журнал «Педсовет»  10. 1998, 10. 1999.
    • Белоусова Надежда, Ожогина Оксана. Говорят, под Новый год… Новогодняя игровая программа.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.46.
    • Зимин Михаил Вольдемарович. Колядочная история: Частушечный мини-спектакль.// Чем развлечь гостей. – 2005г. - 5. – С.13

    Интернет-ресурсы:

    1.http://www.openclass.ru/node/106374

    Самоанализ:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Зимние колядки» Открытое занятие Программа дополнительного образования «Россыпь народной мудрости» Педагог дополнительного образования: Дахно Жанна Михайловна г .Кулебаки 2015 г.

    Слайд 2

    Расшифруй название праздника Р О Ж Д Е С Т В О Х Р И С Т О В О

    Слайд 3

    Дева Мария и Иосиф

    Слайд 4

    г ород Вифлеем

    Слайд 5

    Пещера для загона скота

    Слайд 6

    Ясли или вертеп Младенец Иисус Христос

    Слайд 7

    Ангелы

    Слайд 8

    Пастухи

    Слайд 9

    Мудрецы

    Слайд 10

    Вифлеемская звезда

    Слайд 11

    Рождество Христово

    Слайд 12

    7 января-19 января Святки От Рождества и до Крещения

    Слайд 13

    колядка Коляда! Коляда! Ты подай пирога, Али хлеба ломтину , Али денег с полтину! Аль пшенички-сроднички .

    Слайд 14

    хоровод

    Слайд 15

    Русский перепляс

    Слайд 16

    посиделки

    Слайд 17

    Спасибо за внимание! Закончились гуляния!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».

    Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....

    «Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

    Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

    План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Бисероплетение" по теме - земноводные (ящерица).

    Данное занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетение» для детей первого года обучения по теме «Объёмные изделия. Игрушки». Это восьмое занятие по э...

    Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юные лесоводы»

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного,...

    Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

    Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

    Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Умелые ручки»

    Направленность индивидуального учебного плана – художественная. Занятия по данному индивидуальному учебному плану  необходимы для того, чтобы ребенок смог раскрыть в них свои творческие спо...