Статья "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"
статья на тему

Ефремова Марина Александровна

В данной работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности ,умения и навыки , необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пианиста – концертмейстера с хоровым коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob.rab_.konts_.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

Концертмейстер:

Ефремова М.А.

Статья

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Оглавление

1.Оглавление

2.Введение

3.Основная часть

  • Творческо-исполнительская работа
  • Педагогические свойства концертмейстера
  • Организаторская работа
  • Психологические качества концертмейстера

4.Заключение

5.Список использованной литературы

Введение

В данной работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности ,умения и навыки , необходимые концертмейстеру, а также специфические особенности работы пианиста – концертмейстера с хоровым коллективом.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижёра, а также ,при необходимости , помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Деятельность концертмейстера хорового коллектива включает в себя различные функции:

Разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические, организационные и психологические функции.

Актуальность состоит в том, что творческое  взаимодействие хорового и вокального коллектива и концертмейстера является основой для развития музыкальной культуры ,формирования яркого профессионального и высокохудожественного исполнения музыкального материала на занятиях и концертных выступлениях. Правильная подача концертмейстером музыкального материала, его заинтересованность в разучивании конкретного произведения  ,помогают выявить у ребёнка скрытые творческие возможности , развить интерес к хоровому искусству.

Цель: изучить и обобщить имеющиеся научные исследования , методические рекомендации практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера , для того чтобы укрепить собственные  профессиональные позиции в качестве  концертмейстера.

Задачи:

1.Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.

2. Выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях работы с хоровыми коллективами и вокалистами.

3.Приобщить детей совместно с преподавателем к миру музыки, выработка навыков хорового пения, развитие общей музыкальности обучающихся.

4. Раскрыть специфику психологических качеств, необходимых для творческо–исполнительской работы.

Основная часть

Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего он должен хорошо владеть фортепиано- как в техническом, так и в музыкальном плане. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью хорошим музыкальным слухом, воображением,умением охватить образную сущность и форму музыкального произведения ,артистизмом ,способностью образно ,вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Творческо-исполнительская работа

Работа концертмейстера с хоровыми коллективами значительно отличается от работы с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности. Хор как природный музыкальный инструмент, способен на разные оттенки звука ,от нежного «пианиссимо» до мощного «фортиссимо» ,оставаясь вместе с тем верным своей певческой природе .Профессиональный концертмейстер ,аккомпанируя хору всегда должен помнить о голосовой ,певческой природе хорового звука .Концертмейстер в процессе работы должен овладеть навыками общения с детскими хоровыми коллективами .Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать тон хору ,понимать такие приёмы как цепное дыхание ,активная дикция и др.. Один из главных факторов – концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами дирижёра во время исполнения, поэтому он обязан знать основы дирижёрской техники ( понятие  «ауфтакта», «точки» , «снятие звука»,жесты ,изображающие штрихи и оттенки ,дирижёрские сетки,соответствующие простым и сложным размерам). В целом это

называется способностью концертмейстера понимать дирижёрские жесты и намерения.

а) Работа с фортепианной фактурой

 В репертуар хоровых коллективов входят как классические произведения ,написанные для хора в сопровождении фортепиано ,так и различные переложения ,отрывки из опер ,песни из кинофильмов , народная музыка.

Концертмейстер должен уметь отредактировать для себя неудобный аккомпанемент. Сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы – цифровки, сделать гармонизацию мелодии. Например, в куплетных песнях нередко требуется варьирование фактуры ; и для достижения оптимального звукового баланса приходится играть при  работе с группами

более прозрачный аккомпанемент , сохраняя гармоническую основу .а на сводных репетициях давать более плотную фактуру. При разучивании с детьми произведений a cappella  также требуется гармоническая поддержка.Такая работа с фактурой требует от концертмейстера не только пианистических умений ,но и музыкально-теоретических знаний ,воображения,представления об особенности разных жанров , широкого кругозора.

б) Чтение нот с листа и транспонирование музыкальных произведений

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло « читать с листа» нотный текст. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте ,внимание к фразировке ,умение сразу охватить характер и настроение произведения. Прежде чем начать аккомпанировать с листа, пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, на динамические градации ,указанные автором. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания и аналитических способностей.

Концертмейстеру, помимо   чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Для того, чтобы успешно аккомпанировать в транспорте, пианист должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. Транспорт до двух-трёх полутонов вверх и вниз часто применяется на занятиях хора для поиска более удобной тесситуры. В случае транспонирования на полутон (например из до минора в до диез минор)        

,достаточно мысленно проставить другие ключевые знаки и произвести по ходу исполнения подмену случайных знаков.

в) Особенности исполнения хоровой партитуры

Важная особенность исполнительской работы концертмейстера хора - объём исполняемой партитуры, её многосоставность и многовариантность , связанная с куплетной структурой и повторами. У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии фортепианного сопровождения , партитура хора и строчка словесного текста. На разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных сочетаниях. При показе произведения концертмейстер играет сводную партитуру, показывая общее звучание хора с сопровождением. Ему следует точно передавать авторский музыкальный текст, создавать целостный художественный образ , при этом важно взять нужный темп , верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. На этапе разучивания произведения, от концертмейстера часто требуется играть одну из партий хора с сопровождением. Этот приём дублирования голоса на фортепиано помогает учащимся, у которых ещё не отработан навык чистого унисона. подстроить голоса к чистой мелодической линии. При этом фразировка, цезуры у фортепиано должны точно соответствовать произнесению текста. Здесь для концертмейстера важны понимание специфики хорового звучания, знание системы дирижёрских жестов ,умение охватить партитуру , импровизационно –композиторские навыки.

Педагогические свойства концертмейстера

Концертмейстер помимо аккомпанирования выполняет и педагогические функции. Он может по поручению преподавателя проводить занятия с группой, распевания , разучивать  и проверять партии. Концертмейстер при работе с хором постоянно вникает в основы преподавания хорового пения – без этого не получится полноценного взаимодействия с коллективом. Также  ,концертмейстер как и любой другой преподаватель ,участник педагогического процесса ,должен владеть общепедагогическими знаниями. Найти  «контакт» с группой ,увлечь творческой работой – эту задачу решает творческий тандем : дирижёр и концертмейстер.    

Организаторская работа.

Работа с хоровым коллективом требует от концертмейстера  определённых организаторских способностей и умений. Концертмейстер отвечает за наличие музыкального сопровождения ( наличие нот , инструмента ). На репетициях концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок. Помимо творческо-исполнительских задач, в концертной работе ,нужно решать вопросы размещения на сцене ,выхода-ухода ,переодевания детей в концертные костюмы.

Психологические качества концертмейстера

Для успешной деятельности концертмейстеру необходимо обладать определёнными психологическими качествами :

Память – важный аспект при запоминании музыкального текста, темпов , подробностях трактовки музыкального материала.

Внимание – у концертмейстера оно должно охватывать множество объектов :

Клавиатура и ноты , контроль за собственным исполнением, взаимодействие с дирижёром, звучание хора ,общая звуковая картина.

Мобильность ,быстрота реакции – необходимы в процессе аккомпанирования и при освоении больших объёмов репертуара.

Стрессоустойчивость, воображение ,увлечённость творческим процессом, ответственность , готовность сотрудничать с руководителем хора и с детьми, заинтересованность в конечном результате.

4.Заключение

Для успешной работы в хоровом коллективе концертмейстеру необходим  не только большой спектр  знаний ,умений ,навыков, педагогических качеств и психологических свойств ,что ,безусловно , является основополагающим, но и налаженный творческий контакт с руководителем хора . Концертмейстер возлагает на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижёра и вносит большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

5.Список использованной литературы

1.Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. –М. Музыка ,1988

2.Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста. – Науч .ред. В.К.Терентьева – Спб РГПУ им. А.И. Герцена 1999

3.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство -музыкально-творческая деятельность..-Музыка в школе. -2001

4.Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л. Музыка 1972

5.Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. М. Музыка 1974.

6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе : Размышления педагога. М.Музыка 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о...

Методическое сообщение "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе"

Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необх...

"Особенности работы концертмейстера в хоровом и вокальном классах."

Практическое значение методической работы состоит в том, что начинающие концермейстеры найдут в ней много полезной информации и прктических рекомендаций для применения их в своей профессиональной деят...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с хоровыми коллективами»

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет свои специфические особенности....