Программа кружка "Альфа"
учебно-методический материал на тему

Каштанов Максим Геннадьевич

Программа кружка "Альфа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_alfa.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Лямбирский Дом детского творчества»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

                                                        

Дополнительная общеразвивающая программа

«Альфа»

Направленность программы –военно-                патриотическая                                

Возраст обучающихся –        14-15 лет        

Общее количество часов в неделю – 6        

Педагог дополнительного образования:

                Каштанов М.Г.                        

(указать ФИО педагога)

Пояснительная записка

        Программа военно-патриотического кружка «Альфа» МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» (далее программа), разработана в соответствии с требованиями законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании» и постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 года №261 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне» настоящая программа предназначена для подростков и молодежи, является примерной, с учетом Федеральной программы курса ОБЖ и сборника нормативных документов по физической подготовленности для допризывной молодежи для образовательных учреждений края.

Направленность программы. Курс предназначен для всесторонней подготовки молодежи к предстоящей службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Особое внимание уделяется физической подготовке. Программа ориентирована на военно-патриотическое воспитание, имеет целевую установку готовить к защите Отечества на боевых традициях, формировать морально-психологические качества, дисциплинированность. Основная цель военно-патриотического воспитания – готовить обучающихся к защите Родины, своего народа, родного края, воспитывать чувство уважения и гордости к Вооруженным Силам Российской Федерации.  

        Программа включает пять логически взаимосвязанных разделов. Разделы в совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени.

        В программе формируются понятия здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Новизна программы.  В программе расширена тематика занятий по основным военно- прикладным дисциплинам, что позволит более качественно подготовить юношей по основам военной службы.

Актуальность программы. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков большой интерес. Программа позволяет подросткам приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития юношей и девушек мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы

Цель программы:

- гражданское и патриотическое воспитание, морально- психологическая и физическая подготовка подростков. Первоначальная подготовка по основам военной службы

Задачи:

- Изучить стрелковое вооружение, средства защиты, приемы и способы действий на поле боя.

- Повысить уровень физической подготовки. Овладеть приемами рукопашного боя.

- Развивать волевые и морально- психологические качества

-Воспитывать и у подростков чувства патриотизма и гражданского долга, дисциплинированность и исполнительность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 192 часа.

Режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия по 30 мин. (младшие школьники); 2 занятия по 45 мин. (другие группы).

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 14 до 15 лет.

Количество обучающихся в группе: 15 человек

В результате обучения по дисциплине подростки должны:

ЗНАТЬ:

- Историю, традиции, организационную структуру ВС РФ.

- Порядок действий солдата в различных боевых ситуациях.

- Устройство стрелкового оружия.

- Инженерные и фортификационные сооружения и заграждения

- Правила оказания первой медицинской помощи.

УМЕТЬ:

- Применять теоретические знания в практической деятельности.

-  Ориентироваться на местности.


Содержание программы

военно-патриотического кружка «Альфа»

Занятия по основам военной службы

Для организованного проведения занятий и привития воспитанникам практических навыков в выполнении требований уставов каждая группа именуется взводом, а ребята кадетами. Из числа лучших кадетов назначаются командиры взводов и отделений.

Занятия начинаются с построения кадетов командиром взвода в двух шереножный  строй  и  доклада  о  готовности  к  занятиям. При построении они должны знать свое место в строю, быть внимательными к командам командира и его сигналам, быстро и точно их выполнять.

На занятиях постоянно поддерживается порядок и организованность. При обращении руководителя к кадету последний быстро встаёт, принимает положение «Смирно» и называет свою фамилию, а если руководитель обращается по фамилии, отвечает: «Я». Получив разрешение сесть, говорит: «Есть» - и быстро без шума садится. При обращении к руководителю кадет поднимает руку и, получив разрешение, встаёт, принимает положение «Смирно», называет свою фамилию и задаёт вопрос.

Руководитель на занятиях обращается к кадетам только на «вы».

I. Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники нашего Отечества

Занятия по данному разделу программы проводятся в форме рассказа и живой беседы с использованием плакатов, альбомов,  схем,  картин,  учебных  CD и DVD фильмов, видеофильмов, фрагментов из документальных фильмов и других наглядных пособий и технических средств обучения.

Цель.  Помочь кадетам уяснить необходимость создания вооруженных сил в Российском государстве. Рассказать о военных реформах в России. Раскрыть организационную  структуру  Вооруженных Сил  и  основные  задачи,  стоящие  перед  Вооруженными Силами в современных условиях. 

II. Боевые традиции Вооруженных Сил России

Цель.  Разъяснить  кадетам,  что  боевые  традиции  Вооруженных Сил – это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждающее их  образцово выполнять свой  воинский  долг,  честно  и  добросовестно  служить  своему  народу  и Отечеству. В процессе занятий пропагандировать героические подвиги по защите Родины, отзывы командиров воинских частей о безупречной службе солдат, сержантов и офицеров выпускников клуба.

 III. Символы воинской чести

Цель. Изучить с кадетами содержание военной присяги, помочь им осознать её значение и смысл в жизни и деятельности  воинов Вооруженных  Сил России. Воспитывать чувство глубокой ответственности за выполнение требований присяги, верности воинскому долгу, Боевому Знамени части  (Флагу корабля)  как символу воинской чести, доблести и славы.

IV. Уставы Вооруженных Сил РФ

На занятиях по этому разделу программы кадетам разъясняют, что  уставы Вооруженных Сил являются нормативно-правовыми актами, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность, а точное и беспрекословное выполнение их требований – священная обязанность каждого военнослужащего.

При изучении положений уставов, не связанных с практическими действиями, применяют преимущественно методы рассказа, беседы, а пояснения проводят с помощью плакатов, учебных видеофильмов. Обязанности дневального и часового юноши изучают на специально оборудованных  для  этого местах путём практических действий.

Чтобы развить у кадетов воинскую смекалку и помочь им сознательно усвоить уставы, целесообразно в процессе занятий широко применять самостоятельную работу и наблюдая за их действиями в специально  создаваемой обстановке, добиваться от них самостоятельного решения.

Цель. Изучить требования общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, воинские звания и знаки различия. Прививать сознательность в выполнении требований воинских уставов и соблюдения моральных принципов гражданина России.

V. Строевая подготовка

Строевая подготовка является одним из важнейших разделов военного обучения и воспитания. Она дисциплинирует кадетов, вырабатывает у них отличную  строевую выправку, образцовый внешний вид, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает им аккуратность, ловкость и выносливость.

Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый прием или действие отрабатывается многократным и правильным повторением.

При отработке каждого приема или действия необходимо придерживаться такой методической последовательности:

– назвать прием (действие) и подать команду, по которой он выполняется;

– показать образцовое выполнение приема (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;

– научить кадетов технике выполнения приема (действия) с начала по разделениям, затем в целом.

Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке.

Цель. Изучить общие положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ и научить юнармейцев выполнять обязанности солдата перед построением и в строю. Воспитывать дисциплинированность и ответственность  за  выполнение  команд и приказов.  Добиваться,  чтобы кадеты были подтянуты,  внешне опрятны,  умели четко докладывать, и были в постоянной готовности к действию.

VI. Огневая подготовка

На занятиях по огневой подготовке кадеты должны усвоить боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова (АК-74) и ручных осколочных гранат. Овладеть  навыками  в  действиях  при  выполнении  приёмов и правил стрельбы  из автомата и метании ручных гранат, ознакомиться с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия, получить практику в стрельбе из пневматического оружия.

Особое внимание на всех занятиях по огневой подготовке следует уделять мерам безопасности и требовать безоговорочного их соблюдения всеми кадетами. Занятия по огневой подготовке проводятся в стрелковом тире школы.

Цель.  Изучить назначение и устройство автомата, патронов к нему и ручных осколочных гранат. Совершенствовать знания и навыки юнармейцев по устройству, неполной разборке и сборке автомата. Научить меткой и кучной стрельбе, метанию ручных осколочных гранат на дальность и меткость. Воспитывать бережное отношение к стрелковому оружию. 

VII. Военная топография    

В условиях современного боя особенно важно уметь быстро и уверенно ориентироваться на незнакомой местности при ограниченной видимости, ночью и в движении на больших маршевых скоростях, правильно и своевременно использовать её защитные свойства в случае встречи с противником.                                                                                                                                                                                                                                          

Местность – это определённый участок земной поверхности, на котором выполняется боевая задача. Поэтому первостепенное значение имеет знание тактических свойств местности, к основным из которых относятся её проходимость, маскировочные и защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения и ведения огня из всех видов оружия, эффективного использования боевой техники.    

Цель. Дать понятие об ориентировании. Научить способам определения сторон горизонта по компасу, небесным светилам и местным предметам, при выполнении боевой задачи уметь быстро ознакомиться с местностью, правильно оценить её тактические свойства, ориентироваться и точно определять своё местонахождение. 

VIII. Военно-прикладная физическая подготовка

Физическая подготовка кадетов осуществляется в процессе учебных занятий, а также в процессе соревнований и военно-полевых сборов.

Основным видом учебных занятий по военно-прикладным видам спорта являются практические занятия.  В процессе занятий совершенствуются навыки,  полученные кадетами на занятиях по строевой, огневой и тактической подготовке.      

Цель. Воспитание спортсменов, занимающихся военно-прикладным многоборьем, включающим следующие виды:

– военизированный кросс;

– военно-прикладная полоса препятствий;    

– рукопашный бой.

Военизированный кросс

Военизированный кросс наиболее простой по проведению и организации вид военно-прикладного многоборья. Вместе с тем, чтобы выполнить требования нормативов спортивной классификации, нужно тщательно подготовить трассу, место для метания гранат и организовать стрельбу.

Военно-прикладная полоса препятствий

Занятия на полосе начинаются с овладения техникой преодоления отдельных препятствий: ров, лабиринт, забор, разрушенный мост, разрушенная лестница, подземные переходы.

Следующий этап – преодоление отдельных препятствий в более высоком темпе.

И после освоения этого материала используются различные варианты преодоления всей полосы на время.

Приёмы  рукопашного  боя

Изучить приёмы боевого самбо защита от захватов, защита от ударов руками и ногами, защита от ударов ножом, защита от нападающего с огнестрельным оружием, защита от ударов палкой.

IX. Особенности военной службы

Цель.  Помочь уяснить сущность военной службы. Разъяснить, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считается почетной обязанностью, священным долгом. Исполнение  обязанностей  военной  службы  в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, боевую повседневную подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной службы, соблюдения воинской дисциплины.

Прохождение службы по призыву

Рассказать кадетам о призыве на военную службу, о гражданах, которые освобождается от призыва и кто имеет право на получение отсрочки на военную службу. Ознакомить юношей с порядком прохождения военной службы. Изучить воинские звания и знаки различия.  

Прохождение службы по контракту

Разъяснить особенности военной службы по контракту. Объяснить, что военная служба по контракту – это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ, где обязуется проходить военную службу на определенных условиях.

Как стать офицером Российской Армии

Помочь уяснить роль военных кадров в строительстве и укреплении Вооруженных Сил. Прививать чувство уважения к офицерским кадрам, к профессии российского офицера. Развивать и поддерживать стремление их поступить в военно-учебное заведение, стать офицером.

X. Основы медицинских знаний

Цель.  Помочь кадетам в сложных и конфликтных ситуациях сохранять максимум хладнокровия, быстро оценивать сложившуюся обстановку, а при оказании первой медицинской помощи действовать решительно и разумно.

Тематическое планирование

военно-патриотического кружка «Альфа»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

теория

практ.

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

18

18

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Международное гуманитарное право

4

2

2

3

Школа безопасности

12

4

8

II

Основы подготовки к военной службе

102

102

4

Строевая подготовка

20

2

18

5

Огневая подготовка

22

6

16

6

Тактическая подготовка

8

4

4

7

РХБЗ

8

5

3

8

Военная топография

10

6

4

8

Следопытство

10

4

6

9

Инженерная подготовка

10

4

6

10

Основы военной службы

14

10

4

III

Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков

28

28

11

Медицинская подготовка

18

8

10

12

Основы здорового образа жизни

10

7

3

IV

Здоровьесберегающие технологии

40

40

13

Прикладная физическая подготовка

26

6

20

14

Туристская подготовка

14

4

10

V

Участие в военно- патриотических мероприятиях

6

6

15

Военно-исторические мероприятия

6

6

ВСЕГО

192

192

Календарно-тематический план

Разделы и темы

Кол-во

часов

Вид занятия

Дата

план

факт

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

18

1

Вводное занятие

2

Беседа

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, решаемые РСЧС, ее структура.

4

1)Беседа

2) Практикум

3

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

4

1)Беседа

2) Практикум

4

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС

4

1)Беседа

2) Практикум

5

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Экстремальные условия и их влияние на человека

4

1)Беседа

2) Практикум

Основы подготовки к военной службе

102

6

Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться»,               «Разойдись»

2

Объяснение

7

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение походным, строевым шагом. Воинское приветствие на месте и в движении

4

1)Беседа

2) Практикум

8

Строи отделения взвода. Повороты в движении. Выход из строя, подход к начальнику и  возвращение в строй

6

1)Беседа

2) Практикум

9

Строевые приемы и движение с оружием. Выполнение команд» «Автомат На- Грудь», «Автомат На- Ремень», «Оружие За Спину», «Положить Оружие», «В Ружье». Строевые приемы при смене почетного караула

4

1)Беседа

2) Практикум

10

Способы передвижения солдата в бою

4

1)Беседа

2) Практикум

11

Меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами

1

1)Беседа

2) Практикум

12

Выбор цели, прицела и точки прицеливания. Стрельба из ПВ

1

1)Беседа

2) Практикум

13

Назначение, боевые свойства, общие устройства АК. Неполная   разборка, сборка АК. Выполнение норматива по неполной разборке АК. Снаряжение магазина патронами. Стрельба  из ПВ

6

1)Беседа

2) Практикум

14

Назначение, боевые свойства, общие устройства РПК (ПК). Неполная   разборка, сборка РПК (ПК). Снаряжение магазина (ленты) патронами. Стрельба  из ПВ

2

1)Беседа

2) Практикум

15

Назначение, боевые свойства, общие устройства ПМ. Неполная   разборка, сборка ПМ. Снаряжение магазина патронами. Стрельба  из ПВ

2

1)Беседа

2) Практикум

16

Назначение, боевые свойства, общие устройства РГО, РГН, РГД-5, Ф-1

2

1)Беседа

2) Практикум

17

Условия выполнения начального упражнения стрельбы из АК. Стрельба из ПВ

2

1)Беседа

2) Практикум

18

Внутри кружковые соревнования по стрельбе из пневматического оружия

6

1)Беседа

2) Практикум

19

Основы общевойскового боя

1

1)Беседа

2) Практикум

20

Основы применения подразделений в общевойсковом бою

1

1)Беседа

2) Практикум

21

Организация мотострелкового отделения. Его вооружение

1

1)Беседа

2) Практикум

22

Понятие об огневой позиции в обороне. Порядок ее выбора, занятия, оборудования и маскировки

1

1)Беседа

2) Практикум

23

Отделение в обороне

1

1)Беседа

2) Практикум

24

Оборудование места для стрельбы лежа

1

1)Беседа

2) Практикум

25

Способы ведения разведки . Отделение в БРД

1

1)Беседа

2) Практикум

26

Отделение в наступлении

1

1)Беседа

2) Практикум

27

Оружие массового поражения. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва, Химическое оружие. Классификация.

4

1)Беседа

2) Практикум

28

Бактериологическое оружие.  Классификация. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Устройство противогаза, общевойскового защитного комплекта. Выполнение нормативов.

4

1)Беседа

2) Практикум

29

Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по компасу и местным предметам. Компас. Азимут. Ориентиры. Выбор ориентиров

4

1)Беседа

2) Практикум

30

Движение по азимуту

4

1)Беседа

2) Практикум

31

Трассология- наука о следах. Дорожка следов и ее элементы

4

1)Беседа

2) Практикум

32

Определение направления движения. Давность следа. Ухищрения. Получение данных о человеке по его отпечатку следа

3

1)Беседа

2) Практикум

33

Соревнования по следопыству

3

1)Беседа

2) Практикум

34

Фортификационные сооружения. Укрытия для личного состава и техники. Опорный пункт взвода и его элементы. Инженерные заграждения. Виды. Классификация

6

1)Беседа

2) Практикум

35

Взрывные вещества, средства взрывания и заряды. Средства разведки и разминирования

4

1)Беседа

2) Практикум

36

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. История создания

1

1)Беседа

2) Практикум

37

Боевые традиции Вооруженных Сил России

1

1)Беседа

2) Практикум

38

Память поколений – дни воинской славы России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России

2

1)Беседа

2) Практикум

39

Символы воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги. Основные государственные награды СССР и России

2

1)Беседа

2) Практикум

40

Традиции и воинские ритуалы

1

1)Беседа

2) Практикум

41

Воинские обязанности военнослужащих

2

1)Беседа

2) Практикум

42

Воинские звания и знаки различия

2

1)Беседа

2) Практикум

43

Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту

1

1)Беседа

2) Практикум

44

Права и ответственность военнослужащих

1

1)Беседа

2) Практикум

45

Требования воинской деятельности

1

1)Беседа

2) Практикум

Основы медицинских знаний и охрана здоровья подростков

28

46

Первая медицинская помощь

4

1)Беседа

2) Практикум

47

Медицинская аптечка

4

1)Беседа

2) Практикум

48

Природные лекарственные средства

1

1)Беседа

2) Практикум

49

Первая медицинская помощь при ранениях и травмах  

5

1)Беседа

2) Практикум

50

Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности

4

1)Беседа

2) Практикум

51

Здоровый образ жизни и его составляющие

10

1)Беседа

2) Практикум

Здоровьесберегающие технологии

40

52

Меры безопасности при занятиях прикладной физической подготовкой

2

1)Беседа

2) Практикум

53

Общефизическая подготовка. Выполнение общефизических упражнений для мышц рук, туловища и ног: упражнения в парах с набивным мячом, на перекладине (подтягивание, выход силой, подъем переворотом, поднос прямых ног), на гимнастической стенке (угол, прогибания), на брусьях (сгибание и разгибание рук в размахивании, угол). Челночный бег 10х10 м, бег на 100-400 м с высокого и низкого старта, на 1000, 2000 и 3000 м.

16

1)Беседа

2) Практикум

54

Ознакомление с единой полосой препятствий. Порядок выполнения упражнения.                  Ознакомление с преодолением отдельных препятствий и тренировка в их преодоление

4

1)Беседа

2) Практикум

55

Рукопашный бой

4

1)Беседа

2) Практикум

56

Правила поведения и меры безопасности на занятиях по туризму

1

1)Беседа

2) Практикум

57

Человек, природа, общество.

1

1)Беседа

2) Практикум

58

Устройство бивака. Выбор места для бивака. Организация бивачных работ

1

1)Беседа

2) Практикум

59

Костры и костровое хозяйство. Разведение костра, поддержание костра. Выбор и заготовка дров. Разведение костра под дождем. Приспособления для приготовления пищи. Меры предосторожности

2

1)Беседа

2) Практикум

60

Питание в походе. Составление рациона, закупка продуктов, упаковка и хранение, приготовление пищи. Снаряжение. Личное снаряжение. Групповое снаряжение

3

1)Беседа

2) Практикум

61

Использование средств связи и сигнализации. Международный код визуальных сигналов «Земля – Воздух»

1

1)Беседа

2) Практикум

62

Однодневные походы

6

1)Беседа

2) Практикум

Участие в военно- патриотических мероприятиях

63

Экскурсии и походы по местам боевой славы, посещение  краеведческих музеев, воинских частей, облагораживание памятников обелисков, участие в торжественных мероприятиях, посвященных знаменательным датам

1)Беседа

2) Практикум

Заключение.

Военно-патриотическое воспитание требует постоянной активности общественных организаций, коллектива преподавателей, тренеров и самих юнармейцев. Оно начинается с воспитательных целей и задач, которые вытекают из специфики подготовки молодежи к службе в армии.

В процессе руководства военно-патриотическим воспитанием молодежи важно целесообразно сочетать различные формы воспитания юнармейцев, исходя из особенностей ребят. При этом, особенно важно, своевременно подкреплять воспитательное воздействие учебных занятий различными мероприятиями и соревнованиями, привлекая для этого семьи ребят, шефствующие организации, базовые предприятия и общественность.

Действенным элементом в процессе военно-патриотического воспитания молодежи является развитие активности ребят, вовлечение их в работу по самовоспитанию. Процессу самовоспитания содействует соревнование, стремление отстоять честь школы, критика и самокритика, пример авторитетного человека.

Искусство руководителя заключается в том, чтобы использовать возрастные и индивидуальные особенности кадетов для развития у них чувства долга по защите Родины и стремления с честью выполнить его.