Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»
статья на тему

Крупина Марина Михайловна

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования». Данная тема привлекательна и актуальна для меня как педагога дополнительного образования. Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому, перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_krupinoy_m.m.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения

дополнительного образования»

«Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К. И. Чуковский

Проблематика.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

Знания можно получать разными способами: в учебных заведениях - заочное и дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары-практикумы, заседания МО и т. д. Но не всегда полученные таким способом теоретические знания можно применить в практической деятельности.

Не менее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Вначале работы по самообразованию педагогу, необходимо:

• определить тему, цель и задачи;

• составить план работы;

• этапы реализации плана;

• проводить анализ результативности своей работы.

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования». Данная тема привлекательна и актуальна для меня как педагога дополнительного образования. Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому, перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в настоящее время. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.

                  Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей», где сказано, что  «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении».  Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Цель: выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных, а также способных детей, профориентация.

Задачи:

  1. выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении журналистики;
  2. создать условия для развития природных задатков обучающихся, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии);
  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в научных конференциях, мероприятиях, различных конкурсах.

 

Ожидаемый результат:

— личностное развитие детей;

— адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

— повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

— повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;

 —  удовлетворенность детей своей деятельностью;

— совершенствование исследовательских навыков детей;

— интеллектуальное и творческое обогащение детей;

—  опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;

— умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета.

План работы по теме:

1.Изучение литературы по данной теме;

2.Изучение имеющегося опыта в сети интернет;  

3.Освоение и внедрение в процесс обучения новых технологий;

4.Обобщение данного опыта.

Этапы работы по теме самообразования.

1.Подготовительный (2013-2014 годы):

        - выбор темы самообразования;

        - целеполагание;

        - изучение литературы.

2.Основной (2015- 2017 годы):

        - освоение и внедрение технологий в учебный процесс;

- внедрение проектного метода обучения;

- участие в конференциях, конкурсах, чтениях и др.

3.Заключительный (2018 год):

- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.

Теоретическая часть.

Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Группа отечественных ученых разработала рабочую концепцию одаренности. Представление об одаренности, изложенное в концепции, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность концепции, уделяющей особое внимание бережному отношению к одаренному ребенку, которое предполагает понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

Понятие одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одним из постоянно дискутирующихся вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Виды одаренности

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
  • степень сформированности;
  • форма проявлений;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • особенности возрастного развития.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Признаки, отличающие одаренных учеников

—у одаренного ребенка отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт;

— имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
— имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

— обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна;
— испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
—  умеют пользоваться накопленными знаниями;

— имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению;

— проблемность, она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности;

— оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
— как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к занятию;
— настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
— благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
— умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
— некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
 
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
—  Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
—  Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
— Не могут четко развести реальность и фантазию.
— Хорошо развито чувство юмора.

— Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».

— Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
— Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

— Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

Деятельность педагога должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в младшем школьном возрасте. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех образовательных учреждениях имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию   «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  1. Применение междисциплинарного подхода;
  2. Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  3. Насыщенность материала заданиями;
  4. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  5. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  6. Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
  7. Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
  8. Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
  9. Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
  10. Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Формы работы с одаренными учащимися:
·          индивидуальные  занятия с одаренными учащимися;
·         участие в конкурсах, конференциях;
·          работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Способы реализации научно-методической разработки:

1) Разработать для каждого учащегося или группы учащихся план работы по развитию способностей.

2) Расширить работу в форме индивидуального или коллективного исследования (научно-практические работы или проекты).

3) Участие в различных конкурсах, конференциях.

4) Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми.

     

                 В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" учащегося, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учащихся несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребёнок должен иметь право выбора того, какой деятельностью ему заниматься.

3.Разработка личностно - ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей.

4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

5.Необходимо применять следующие технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;         

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

-  исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- участие в конкурсах, конференциях;

- индивидуальная работа.

  1. Исследовательская деятельность учащихся.

            Исследовательская деятельность помогает развить у обучающихся следующие ключевые компетентности:

·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·коммуникативную - умение вступить в общение;

·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

            Основы исследовательской деятельности закладываются на индивидуальных занятиях. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:  (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, и т.д.).

            Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

        Итак, данные формы работы с учащимися позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение воспитанника и педагога позволяет ему лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.

2. Проектная деятельность учащихся.

                   Проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

    В работе над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка.

Это определение темы и целей проекта.  Педагог знакомит воспитанников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Учащиеся обсуждают проект с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

  1. Планирование.

Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) форма отчёта;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между членами команды.  

  1. Исследование.

Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)

  1. Результаты и выводы.

Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

  1. Представление результатов.

Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Педагог, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.

  1. Оценка результата и процесса.

Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Педагог помогает оценивать деятельность детей, качество информационных источников, качество отчёта.

Проведение подобных диагностик помогает выявить одарённых детей.

Первичная диагностика детей педагогом.

Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать,  насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.  Пожалуйста,  внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;

2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 -  если вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.

Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.

1.Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; Использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью. 1 2 3 4

2.Обладает обширным запасом информации по разным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста). 1 2 3 4

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию. 1 2 3 4

4. Легко «схватывает» причинно – следственные связи; пытается понять «как» и «почему», задаёт много вопросов, направленных на получение фактов), хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей 1 2 3 4

5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит» больше, или извлекает больше, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит. 1 2 3 4

Подсчитайте число обведённых цифр по каждой колонке -

Умножьте на соответствующий коэффициент -

Сложите полученные числа -

Общий показатель -

Анкета «Как распознать одарённость» Л.Г.Кузнецова, Л.П.Сверч

Цель анкеты: выявить область одарённости, степень выраженности у ребёнка тех или иных способностей.

Ход анкеты: данная анкета заполняется отдельно педагогом, работающим с обучающимся, родителем воспитанника, и самим обучающимся. За каждое совпадение с утверждением ставится 1 балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребёнка, из которого можно увидеть, в какой области ребёнок более одарён.

Литературное дарование

Если…

- рассказывая о чём – либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

- любит фантазировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

- выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о своей собственной жизни.

Система работы с одарёнными детьми в объединении

«Юный журналист».

Первое направление деятельности  – это выявление одарённых детей. Она включает в себя  наблюдение за детьми; мониторинг одаренности - диагностика детей на предмет одаренности;

Как только ребёнок поступает в объединение, начинаю наблюдать за ним, присматриваться. Анализирую его достижения, на что он способен. Провожу диагностики детей на предмет одарённости под названием «Графический профиль способностей и интересов ребёнка». Эта диагностика помогает определить, имеет ребёнок литературное дарование или нет. Предлагается 8 характеристик, которые нужно отметить по пятибальной шкале. В диагностике есть 2 характеристики, которых, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, есть ли у ребёнка литературные способности (любит писать рассказы и стихи; может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта и т.д.).

Второе направление деятельности, если есть одарённые дети, это значит, что, нужно оказывать им помощь в реализации их творческих способностей. В этом состоит вторая задача.

Для работы с одаренными детьми использую следующие формы работы:

- создание для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуализацию в обучении и воспитании, и использование технологий личностно-ориентированного обучения;

-  создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе работы над проектами, внедрение информационно-коммуникационных технологий. С 2006 года занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью с обучающимися. Практически все обучающиеся участвуют в конференциях по 2-3 раза. Свидетельством эффективного влияния проектного обучения на творческое развитие воспитанников является участие и результативность учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах;

- участие обучающихся в районных семинарах и мастер-классах с приглашением профессиональных журналистов из информационно-издательского центра «Евра», сотрудничество с газетами «Молодёжный проспект», «Междуреченский сегодня», «Кондинский вестник». На протяжении пяти лет  в центре «Подросток»  для начинающих журналистов проводятся районные семинары и мастер-классы с приглашением профессиональных журналистов из информационно-издательского центра «Евра», где профессионалы передают свои умения, знания, опыт начинающим журналистам,  проводят мастер-классы. Иногда приглашаю  в объединение и устраиваю встречи. В прошлом учебном году появилась уникальная возможность посетить II Рождественские литературные чтения, которые проходили в рамках II районной творческой лаборатории «Таланты Конды», где воспитанники читали стихи собственного сочинения;

- участие обучающихся в районных творческих лабораториях для одарённых  детей «Таланты Конды» (2012 год – участвовало  3 воспитанника из объединения, 2013 год – 1 воспитанник, 2014 год – 2 воспитанника);

- участие обучающихся в конкурсах различного уровня (воспитанники на протяжении многих лет являются победителями и призёрами конкурсов различных уровней);

- работа с детьми индивидуально, по индивидуальным образовательным маршрутам, напрямую это касается тех детей, кто работает внештатным корреспондентом в редакции газеты, планирует поступать на факультет журналистики;

Третье направление деятельности – контроль над развитием познавательной деятельности одаренных детей:

- контроль за знаниями в рамках образовательной деятельности;

- мониторинг эффективности и результативности способных и талантливых детей,  - учет индивидуальных достижений через карту роста и результативности;

- контроль за участием в конкурсных мероприятиях разного уровня

- анализ особых успехов и достижений детей (создание портфолио);

4 направление деятельности – поощрение воспитанников:

- доска почета МКОУ ДО «ЦДО»;

- чествование лучших детей на итоговом мероприятии, посвященному окончанию учебного года;

- система поддержки способных детей на уровне муниципалитета (грантовая поддержка за победы в конференции «Шаг в будущее».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Данная работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предмета «Журналистика».

2. Используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии), создаются условия для развития природных задатков учащихся, интеллектуального потенциала и самореализации личности.

3. Обучающиеся реализуют познавательные возможности при работе над проектами, учатся отстаивать свою точку зрения при их защите, делать выводы из полученных результатов работы.

4. С помощью данной работы учащиеся сами выбирают свою образовательную траекторию.

5. Так, результатом своей работы считаю работу своих воспитанников внештатными корреспондентами в редакции газеты и выбор воспитанниками по окончании школы специальностей, связанных с журналистикой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157  

2.Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106

3.Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. // Химия в школе. - №6. – 2007. – с. 15

4.Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64

Интернет-ресурсы:

1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"  04 февраля 2010 г. Пр-271   http://www.mon.gov.ru/

2. Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc

3. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей    http://www.effecton.ru/762.html

4. «Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc

В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но, никакой современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечит педагогу самое главное — это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие одарённых детей в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Коррекционная школа-это особенная школа. Само название  - «коррекционная» - вызывает разную реакцию: одним, кажется оскорбительным, другим, лучик надежды, где смогут понять, и принят ребёнка таки...

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Материал поможет коллегам при подготовки к семинару "Работа с одарёнными детьми"...

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...