Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
план-конспект по теме

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы журналистики», через включение участников семинара в активную творческую деятельность. В приложениях приводятся задания, использованные автором на мастер-классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Основы журналистики»

Конспект Мастер-класса

Автор: методист,

педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ г.Донецка

З.А.Космодемьянская

Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы журналистики», через включение участников семинара в активную творческую деятельность.

Используемое оборудование:

  • Проектор,
  • 2 ноутбука для работы над выполнением заданий,
  • Аудиоаппаратура,
  • Микрофон,
  • 2 стола, 4 стула.

Мастер-класс был проведен 13 марта 2018 года на  ежегодном городском семинаре «Диссеминация передового педагогического опыта лучших педагогов муниципального образования «Город Донецк» после проведения педагогами дополнительного образования открытых занятий.  С этим связаны задания, предлагаемые участникам.

Что?

Как?

Что нужно?

Организационный этап

1 СЛАЙД

  • Приветствие.
  • Устный тест с раздачей заданий.

- Я работаю с начинающими журналистами, и поэтому все, что будет происходить, будет касаться журналистики. У каждого журналиста есть свои жанровые предпочтения. Давайте проведем небольшой тест. 

- Кто сегодня делал фотографии? Кто успел выложить фото в инстаграм? – поднимите руки, пожалуйста.

-В редакции вы бы наверняка работали бы фоторепортерами. Я приглашаю вас для выполнения творческого задания  «Фоторепортаж».  

- Кто делал записи во время открытого занятия? поднимите руки, пожалуйста. Готовы поработать в отделе новостной журналистики? У вас сегодня будет такая возможность.

- Кто хотел бы задать вопросы автору открытого занятия? – наверняка, ваш любимый журналистский жанр – интервью. У вас у всех сегодня будет возможность задать вопросы.

- А кто запомнил имя кого-нибудь из участников занятия или обратил внимание на самую интересную прическу, одежду, обувь у детей? – Вы были бы мастерами репортажа. В репортаже важно уделять внимание мелочам.

- Кто во время открытого занятия про себя подумал: отличная идея! но я бы сделал по-другому? Вы явные редакторы.  У вас тоже сегодня будет возможность поработать.

- Кто считает, что у него есть чувство ритма? А может, кто-то сочиняет стихи? Наверное, вы бы вели в издании поэтическую рубрику, а сегодня  я приглашаю  вас принять участие в поэтическом  флешмобе.

Выбрать

2 ЧЕЛОВЕК

Задание «Фоторепортаж» (приложение 1)

2 человека

4 человека,

раздать

задания «Деталь»

приложение 2

Не менее 8 человек,

Раздать задание «Буриме»

Приложение 3

Основной этап.

Информационный блок

2 СЛАЙД

3 СЛАЙД

4 СЛАЙД

Презентация. Краткая информация о программе.

Введение в тему.

Особенности обучающихся:

  • Возраст  от 13-18 лет
  • проявляют способности в области гуманитарных дисциплин;
  •  желают проявить себя в практической журналистской, творческой и социально-значимой деятельности.

Особенности программы:

  • Социально-педагогическая направленность.
  • Использование практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.
  • Предоставление широких возможностей самовыражения и самоактуализации. Поощрение индивидуальности.
  • Решение задач общеразвивающего характера.
  • Формирование гражданской позиции и развитие организаторских навыков подростков через участие практической социально-значимой деятельности.

Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно

  • искать,
  • анализировать,
  • отбирать,
  • обрабатывать
  • и передавать необходимую информацию.

Презентация

5 СЛАЙД

6 СЛАЙД

7 СЛАЙД

8 СЛАЙД

Проблема в том, что современные дети при работе с информацией:

  • Смешивают факты и оценки
  • Не умеют видеть и описывать детали

поскольку:

  • Имеют небольшой словарный запас, оперируя устойчивыми словесными конструкциями
  • Мало критичны по отношению к получаемой информации
  • Предпочитают визуальные способы передачи информации.

Предпочтительные методы обучения:

  • активные методы, 
  • интерактивные методы, 
  • проблемно-исследовательский метод, 
  • метод проектов,
  • эвристические методы,
  • игровые методы.

Примеры использования методов в целях развития информационной компетенции

  • Проект «Один день из жизни донецких школ»
  • Игра-вертушка «Инфо-поиск»
  • Участие в сетевом проекте «Дежурный по городу» на Портале школьной прессы portal.lgo.ru
  • Игра-дискуссия «Свое мнение»
  • Публикация новостей на публичной странице в социальной сети Вконтакте Школяр.net

Сегодня я представлю вам достаточно традиционные, но вполне эффективные интерактивные эвристические методы и приемы, основанные на индивидуальном подходе.

Основной этап.

Блок Интерактивное общение

Задание «Новость»

-Итак, будущие авторы новости, вам нужно будет написать короткую новостную заметку об открытом занятии, на котором вы присутствовали. А мы вам поможем.

(приглашаются к столу, знакомятся с заданием) 

Задание «Хэдлайн»

- Приглашаю включиться в работу редакторов.         

«Хэдлайн» - заголовок, содержащий главную новостную информацию материала.

Хедлайн может быть адресован разным категориям читателей.

Варианты хэдлайна к новостной заметке о строительстве детской площадки, например, могут быть такими:

  • Ожидается реконструкция детской площадки.
  • Обновленная детская площадка подарит детям новые развлечения.
  • Жителям 12 квартала предстоит пережить реконструкцию детской площадки.

- Как вы думаете, какие категории читателей заинтересует каждый из хэдлайнов?

- Давайте поможем нашим корреспондентам – придумаем варианты хэдлайна к их будущим заметкам. Редакторы предлагают.

«Пресс-конференция».

Пригласить автора  открытого занятия

- Важное умение журналиста – умение задавать вопросы. Итак, мастера интервью, вам слово. Какой вопрос вы бы хотели задать автору открытого занятия? Педагог выберет самый интересный  из вопросов и даст на него ответ. А авторы новости смогут использовать эту информацию в своем материале.

- Пока авторы работают над заданиями, предлагаю вам небольшую ролевую игру, демонстрирующую, насколько разной может быть информация об одном и том же событии.

Упражнение «Орел».

- Как вы поняли, подобные игры побуждают обучающихся более критично относиться к получаемой информации и обращаться к нескольким источникам

Ручки, блокноты, стол, 2 стула, ноутбук,

Задание «Новость»

Приложение 4

Приложение 5

9 СЛАЙД

Презентация выполненных заданий

Пока журналисты работают, приглашаю мастеров репортажа. Они должны были выполнить небольшое творческое задание.  

Представление задания «Деталь».

 Презентация фоторепортажа (с использованием проектора)

Презентация новости (зачитывают). На слайде – структура заметки-новости.

Подведение итогов

Флешмоб.

- Думаю, что ярким завершением нашего семинара будет поэтический флешмоб. Приглашаю наших поэтов.

-Мы сейчас исполним с вами рэп. Я читаю первую строчку, вы свою, я снова первую, следующий автор – свою.

Читаем рэп.

-Аплодисменты начинающим реперам. Спасибо за позитивную оценку мастер-класса и семинара в целом!

Фонограмма

Подходящего бита

Приложение 1.

Задание «Фоторепортаж».

На рабочем столе в ноутбуке собраны фотографии с сегодняшнего открытого занятия. Отберите 3-4 фотографии, в наибольшей степени отражающие то, что происходило на открытом занятии. Придумайте общее название вашему фоторепортажу и подписи под каждым снимком

Информация к заданию

Фоторепортаж – это РАССКАЗ-ИСТОРИЯ о событии.

 Главная задача – передать информацию о событии максимально объективно, чтобы зритель, не имеющий возможности присутствовать лично, мог оценить, что он пропустил.

Приложение 2.

Упражнение «Деталь»

  1. Выделите одну деталь, характеризующую гостеприимную  атмосферу  гимназии № 12. Опишите ее 2-5 максимально точными предложениями.

Не используйте оценочные прилагательные!

  1. Выделите одну деталь, характеризующую интерес детей к тому, что происходило на занятии. Опишите ее 2-5 максимально точными предложениями.

Не используйте оценочные прилагательные!

  1. Выделите одну деталь, характеризующую звуковую атмосферу отрытого занятия, на котором вы присутствовали. Опишите ее 2-5 максимально точными предложениями.

Не используйте оценочные прилагательные!

Приложение 3.

Задание «Рэп».

Допишите вторую строчку, приготовьтесь принять участие в поэтическом флешмобе, зачитать написанную вами строчку под рэп бит.

Приложение к приложению 3.

Варианты:

Хотим напоследок сегодня сказать…

____________________________________________ ПОНЯТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

__________________________________________РАЗВИВАТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

_______________________________________ ДОПОЛНЯТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

__________________________________________ ПЕРЕНЯТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

__________________________________________НАПИСАТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

____________________________________________ТЕТРАДЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

__________________________________________ ДОКАЗАТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

____________________________________________ ПЕЧАТЬ

Хотим напоследок сегодня сказать…

____________________________________________ ПЯТЬ

Приложение 4

Задание «Новость».

Вы должны написать короткую новость об одном из открытых занятий. Это значит лаконично рассказать о важном, ярком, интересном событии.

Ваша короткая новость строится таким образом:

  • Хэдлайн - короткое предложение, содержащее суть новости – 1 предложение. Оно же часто заголовок.
  • Уточнение, разъяснение, описание факта, события, происшествия - 1-2 предложения.
  • Комментарий ваш или значимого лица, отношение участников – 1-2 предложения (возможна цитата).
  • Финал: возможные последствия, вывод, дополнительная забавная или заставляющая задуматься информация. – 1 предложение.

Итак, всего 5 предложений и не более 50 слов!

Не используйте оценочные прилагательные, типа «замечательный», «восхитительный» !

Пример заметки-новости

Завершился конкурс художественного искусства и декоративно-прикладного творчества «Юные дарования». - хэдлайн

 По итогам работы жюри 16 участников были награждены дипломами первой степени, 15 - дипломами второй степени и 29 работ - третьей. Всего на выставке было представленно чуть больше ста работ. -   факты, описание события

Это значит, что больше 50% авторов работ - дипломанты!  - вывод, комментарий  автора. 
А приз зрительских симпатий мог бы получить Копатыч! Он сделан учениками школы № 13 из папье-маше и он большой - поэтому с ним все фотографируются. – финал


Лизунова Лидия, школа №20. – подпись

https://vk.com/public60840410?w=wall-60840410_1084 

Приложение 5

Упражнение «Орёл».

Участвуют  человек.

Ведущий: Представьте ситуацию. Из вольера в зоопарке улетел орёл. Поблизости оказался корреспондент, решивший написать об этом заметку. Он обратился к очевидцам, среди которых: (далее ведущий сразу раздает роли и делает необходимые пояснения)

Смотритель. Он оставил дверцу вольера открытой, но не хочет в этом признаваться.

Девочка 7 лет. Рада, что орел оказался на свободе.

Мама девочки. Она переживает, что орел мог бы угрожать здоровью ее ребёнка.

Парень и девушка. Они находились поблизости, но были заняты своими делами.

Директор зоопарка. Не видела, как улетел орёл, но имеет по этому поводу свое мнение.

Корреспондент  (он же ведущий) каждому задает один и тот же вопрос: Как случилось, что орёл улетел?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Педагог дополнительного образования З.А. Космодемьянская Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк» Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»

Слайд 2

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида «Основы журналистики » Особенности обучающихся: Возраст от 13-18 лет; проявляют способности в области гуманитарных дисциплин; желают проявить себя в практической журналистской, творческой и социально-значимой деятельности.

Слайд 3

Особенности программы Социально-педагогическая направленность. Использование практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов. Предоставление широких возможност ей самовыражения и самоактуализации. П оощрение индивидуальности . Решение задач общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы. Ф ормирование гражданской позиции и развитие организаторских навыков подростков через участие практической социально-значимой деятельности. ,

Слайд 4

Информационная компетенция способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Слайд 5

Проблема Обучающиеся при работе с информацией: Смешивают факты и оценки, Не умеют видеть детали, Имеют небольшой словарный запас, оперируя устойчивыми словесными конструкциями, Мало критичны по отношению к получаемой информации, Предпочитают визуальные способы передачи информации.

Слайд 6

Предподчтительные методы обучения: активные методы, интерактивные методы, проблемно-исследовательский метод, метод проектов , эвристические методы, игровые методы. .

Слайд 7

Примеры использования методов в целях развития информационной компетенции Проект «Один день из жизни донецких школ », Игра-вертушка « Инфо-поиск », Участие в сетевом проекте «Дежурный по городу» на Портале школьной прессы portal.lgo.ru , Игра-дискуссия «Свое мнение», Подготовка материалов для школьной страницы «Мое поколение» в городской газете «Донецкий рабочий», Публикация новостей на публичной странице в социальной сети Вконтакте «Школяр. net ». http://donetsk-dr.ru / https :// vk.com/public60840410 https :// nsportal.ru/zoya-kosmodemyanskaya

Слайд 9

Новостная заметка Структура: Хэдлайн - короткое предложение, содержащее суть новости – 1 предложение. Оно же заголовок. Уточнение, разъяснение, описание факта, события, происшествия - 1-2 предложения Комментарий ваш или значимого лица, отношение участников – 1-2 предложения Финал: возможные последствия, вывод, дополнительная забавная или заставляющая задуматься информация – 1 предложение. Итак, всего 5 предложений и не более 50 слов!

Слайд 10

Детство делаем счастливым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»

Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»

Парикмахерское  искусство существует  давным-давно. Во  все  времена люди хотели выглядеть  красиво и привлекательно и прилагали  для этого немало усилий, изобретали спец...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных техноло...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы журналистики»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школажурналистики» направлена на развитие личности обучающегося какначинающего журналиста – публициста, его социализацию...