Дополнительная образовательная программа по оздоровительно-развивающей гимнастике «Радуга»
рабочая программа на тему

Щеголькова Людмила Викторовна

Дополнительная образовательная программа по оздоровительно-развивающей гимнастике "Радуга" направлена на детей младшего школьного возраста. Эта программма расчитана на 4 года обучения. Имеет интегрированный характер, в который объеденены несколько образовательных областей (спротивная, художественная, музыкальная). У данной программы ярко-выраженная оздоровительная направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raduga_shchegolkova.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации                                                       Павловского муниципального района                                                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                           дополнительного образования детей                                                                     Центр развития творчества детей и юношества

Дополнительная образовательная программа

по оздоровительно-развивающей гимнастике

«Радуга»

Возраст детей - с 6 лет

Срок реализации программы – 4 года.        

                                                                                          Составитель программы:

                                                                             Щеголькова Л.В.

                                                                                          педагог дополнительного

                                                                   образования

г. Павлово

2017 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  по оздоровительно-развивающей гимнастике «Радуга» разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 и  Постановления Главного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»

Программа спортивной направленности.

Актуальность

Современное общество предъявляет новые, все более высокие требования к человеку (в том числе к ребенку) – к его способностям и возможностям адаптации. Постоянно увеличивающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, снижению их физического и умственного потенциала. Так, статистика за последние 10 лет выявила неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей младшего школьного возраста.

Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза.

Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и учебные нагрузки, негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей.

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, помимо правильно подобранных одежды, обуви, мебели, своевременно организованного полноценного питания и отдыха, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Особенно необходимы такие занятия младшим школьникам, так как начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих спортивных упражнений.

Поэтому уже с ранних лет необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.

Программа по оздоровительно-развивающей гимнастике предполагает в качестве корригирующих спортивных упражнений использовать наиболее доступные детям младшего школьного возраста упражнения художественной гимнастики.  

Художественная гимнастика – один из наиболее ярких и разносторонних видов спорта. Сочетая в себе несколько видов деятельности, она позволяет сформировать качества, необходимые для воспитания всесторонне развитой, творческой личности:

  • Упражнения художественной гимнастики имеют ярко выраженный оздоровительный эффект;
  • Техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей;
  • Для повышения эмоциональности занятия, создания яркого эмоционального фона используются психорегулирующие упражнения, приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния, освоение которых влияет на развитие функции внимания, которая позволяет эффективнее использовать саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.
  • Художественная гимнастика развивает в детях не только физические качества, но и внимание, память, быстроту реакции;
  • Благодаря выполнению гимнастических упражнений под музыку развивается понимание красоты и гармонии, эстетическое восприятие детей.

Разработка данной программы обусловлена возросшим интересом к оздоровительной гимнастики со стороны педагогов и родителей.

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение.

Отличительные особенности программы:

1.Интегрированный характер программы:  в ходе реализации программы в единое целое объединены несколько образовательных областей (спортивная, художественная, музыкальная) на основе взаимопроникновения, взаимосвязи, что дает возможность эффективно реализовать задачу   личностного развития, самореализации детей через занятия гимнастикой;

2.программа имеет ярко выраженную оздоровительную направленность. Основная педагогическая идея программы - организовать планомерную работу с детьми по формированию у них мотивации к здоровому образу жизни, ответственности за сохранение своего здоровья.    

3.В организации обучения используется личностно-ориентированный  подход, заключающийся в стремлении педагога содействовать развитию индивидуальности каждого учащегося, проявлению его субъективных качеств.  Дифференцированный подход позволяет дать каждому ребенку в группе нагрузку в соответствии с его возможностями и способностями.

4.Разнообразие решаемых оздоровительных задач, не допускаются монотонность, переутомление, одностороннее развитие того или иного качества, по ситуации применяются упражнения с различной физической нагрузкой.

Обучение по программе предполагает не только формирование знаний по повышению уровня физической подготовленности детей, но и обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий – как правильно ходить, бегать, чтобы не перегружать позвоночник и суставы, как снять излишнее мышечное и психическое  напряжение и т.д.

Каждое гимнастическое упражнение – это не только технические действия, а средство мобилизации внимания, координация действий с одноклассниками, средство выражения эмоций.  

5.Каждое занятие строится по сюжету («Путешествие в страну «ФИТБОЛЛ», «Мы ходим правильно!» и т.д.) Благодаря этому у детей появляется повышенный интерес и желание посещать зал гимнастики.

Составленные педагогом, а затем и обучающимися комплексы гимнастических упражнений по принципу доступности исполнения и простоты запоминания способствуют не только физическому оздоровлению детей, но и формированию эстетического вкуса и развитию творческих способностей детей, их коммуникабельности, психологической стабильности, снятию эмоционального напряжения.

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся начальных классов.

 Возраст детей - с 6 лет.

Срок  реализации программы - 4 учебных года. Включает в себя  теоретическую  и практическую работу.

Первый год обучения- 2 часа 1 раз в неделю, 72 часа в год

Второй год обучения- 2 часа 1 раз в неделю, 72 часа в год

Третий год обучения- 2 часа 1 раз в неделю, 72 часа в год

Четвертый год обучения- 2 часа 1 раз в неделю, 72 часа в год

Количество обучаемых в группе не менее 15 человек. В группах учащиеся одного возраста, состав группы постоянный.

Цель программы – создание основы для воспитания здорового человека, гармонично развитой личности, компенсации двигательной активности детей через расширение двигательных возможностей на занятиях оздоровительно-развивающей гимнастикой.

Задачи:

предметные: 

  • сформировать навыки правильной осанки, рационального дыхания;
  • сформировать навыки гимнастического стиля выполнения упражнений оздоровительной гимнастики;
  • разучить с детьми комплексы оздоровительно-развивающих упражнений с использованием предметов и без них;
  • развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
  • сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции;

метапредметные: 

  • развивать интерес к физической культуре и спорту;
  • формирование навыков здорового образа жизни;

личностные:

  • воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним;
  • воспитание морально-волевых качеств, настойчивости, трудолюбия, дисциплинированности, коммуникабельности, гуманного отношения в окружающим;
  • воспитание культуры здоровья, ответственности  за свое здоровье и потребности заботиться о нем;
  • помощь в освоении основных социальных норм.

Оздоровительные: 

  • повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
  • осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • профилактика и снижение заболеваемости через обучение традиционным и нетрадиционным методам закаливания и укрепления иммунитета.

Новизна данной программы заключается в том, что предусматривает:

- профилактику заболеваний и компенсацию имеющихся патологий (нарушение осанки, плоскостопие и т.д.);

- формирование оптимального двигательного стереотипа;

- адаптацию к школьной нагрузке;

- обязательное музыкальное сопровождение, так как именно оно помогает максимально заинтересовать детей.

Режим занятий

Общее количество часов в год по программе  - 72 для каждого года обучения. Начало учебного года  –  первого сентября. Учебный год заканчивается 31 мая.

Предполагаемые результаты обучения по программе

В результате реализации программы по оздоровительно-развивающей гимнастике происходит формирование у детей физических, духовно-нравственных, эстетических  и социально необходимых качеств.К концу реализации программы учащиеся будут иметь результаты:

предметные: 

  • сформируют навыки правильной осанки, рационального дыхания;
  • сформируют  навыки гимнастического стиля выполнения упражнений оздоровительной гимнастики;
  • научатся комплексам оздоровительно-развивающих упражнений с использованием предметов и без них;
  • разовьют и усовершенствуют основные физические качества, двигательные умения и навыки;
  • сформируют навыки самоконтроля и саморегуляции;

метапредметные: 

  • разовьют интерес к физической культуре и спорту;
  • сформируют навыки здорового образа жизни;

личностные:

  • будут сознательно относиться к занятиям и повысят мотивацию к ним;
  • воспитают в себе морально-волевые качества, настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, коммуникабельность, навыки гуманного отношения в окружающим;
  • воспитают в себе культуру здоровья, ответственности  за свое здоровье и потребность заботиться о нем;
  • получат помощь в освоении основных социальных норм.

Оздоровительные: 

  • повысят функциональный уровень органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
  • осуществят коррекцию имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • повысят физическую и умственную работоспособность;
  • получат навыки по профилактике и снижению заболеваемости  путем обучения традиционным и нетрадиционным методам закаливания и укрепления иммунитета.

Формы  аттестации.

Выявление недостатков, ошибок и успехов в ходе работы учащихся на каждом занятии и по окончании каждого раздела проходит в виде текущего контроля.

Контроль осуществляется систематически через опрос учащихся, наблюдение и контроль за выполнением упражнений.

Вопросы и задания для текущего контроля подбираются педагогом исходя из пройденного материала и норм физического развития.

 Выявление уровня освоения программы и  результативности деятельности педагога предполагает проведение промежуточной аттестации, которая  позволяет дать оценку эффективности применяемых методик и по необходимости внести коррективы.

    Промежуточная аттестация предназначена для контроля освоения учащимися разделов программы ежегодно в конце каждого года обучения (10-30 мая).

Если дата проведения занятия не совпадает  с обозначенной в локальном акте, то промежуточную аттестацию можно провести на занятии до обозначенной даты, поставив в известность заместителя директора по УМР.
Формы итоговой аттестации:

тестирование по вопросам

 выполнение контрольных физических упражнений

 открытое занятие

 участие в спортивных мероприятиях

Контрольные задания по физической подготовке

(система 5-ти баллов)

№ п/п

Упражнение

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

1

Наклон вперед

 (см. от пола до кончиков пальцев рук)

5 см

3 см

0 см

0см

2

Поднимание прямых ног и/п лежа

(кол-во )

3

4

5

7

3

Приседания

(кол-во)

10

10

15

20

4

«Лодочка»

(Удерживание в сек.)

3

5

5

5

5

Контрольные теоретические вопросы.

(система: 1 ответ – 1 балл)

1 год обучения

№ п/п

Контрольный вопрос

1

Гигиенические требования к занятию оздоровительной гимнастикой

2

Техника безопасности на занятии

3

Какие основные упражнения используются в разминке

4

Последовательность выполнения кувырка вперед

5

Как правильно нужно сидеть на мяче ФИТБОЛЛ

2 год обучения

№ п/п

Контрольный вопрос

1

Гигиенические требования к занятию оздоровительной гимнастикой

2

Техника безопасности на занятии

3

Как правильно выполняется  прыжок на ФИТБОЛЛе

4

Последовательность выполнения кувырка назад

5

Какие подвижные игры вы знаете

3 год обучения

№ п/п

Контрольный вопрос

1

Гигиенические требования к занятию оздоровительной гимнастикой

2

Техника безопасности на занятии

3

Какие основные упражнения используются в заключительной части занятия

4

Какие прыжки на ФИТБОЛЛе вы знаете

5

Расскажите правила любой игры, которая используется на занятиях

4 год обучения

№ п/п

Контрольный вопрос

1

Гигиенические требования к занятию оздоровительной гимнастикой

2

Техника безопасности на занятии

3

Какие упражнения, для профилактики нарушения осанки, вы знаете?

4

Правильность выполнения упражнений на ФИТБОЛЛе (любые 3)

5

Расскажите правила любой игры, которая используется на занятиях

Учебно-тематический план

Первый  год обучения.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Наблюдение, анализ

2.

Построение

1

3

4

«Слушай сигналы!»

Наблюдение, анализ

«Шторм и штиль»

Наблюдение, анализ

3.

Обучение упражнениям «Правильная осанка»

(В дальнейшем комплекс упражнений, направленных на формирование правильной осанки, повторяется на каждом занятии в разминке).

1

20

21

Наблюдение, анализ

4.

Общеразвивающие упражнения с мячами

1

3

4

«мой веселый мяч!» спортивная игра.

Наблюдение, анализ

Упражнения с мячом на вестибулярный аппарат

Наблюдение, анализ

«Удержи мяч!». Игра.

Наблюдение, анализ

5.

Общеразвивающая гимнастика перед зеркальной стеной.

1

3

4

«Вот какие мы большие!» гимнастические упражнения.

Наблюдение, анализ

Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки.

Наблюдение, анализ

«Покажи, чему научился!» (занятие – повторение)

Наблюдение, анализ

6.

Гимнастика на мелкую и крупную моторику рук.

1

2

3

«Здравствуй ежик!» упражнения с массажным ладонным мячиком.

Наблюдение, анализ

«Ходят пальчики по шишкам!». Пальчиковая гимнастика.

Наблюдение, анализ

7.

Гимнастические упражнения, направленные на профилактику плоскостопия. ( Комплекс упражнений, направленный на профилактику плоскостопия, проводиться на каждом занятии во время разминки).

1

14

15

Ходьба на носках и пятках по массажным коврикам.

Наблюдение, анализ

«Самый большой муравейник!». Перекладывание мелких предметов стопами.

Наблюдение, анализ

8.

«Учись веселее!»

1

6

7

Перекрестное ползание между предметами.

Наблюдение, анализ

«Болото». Прыжки из обруча в обруч.

Наблюдение, анализ

Полоса препятствий с применением изученных упражнений.

Наблюдение, анализ

9.

ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

1

5

6

«Удержись на мяче!». развитие равновесия на  гимнастическом мяче.

Наблюдение, анализ

«Веселая ФИТБОЛЛка». Упражнения для всех групп мышц на гимнастическом мяче.

Наблюдение, анализ

Занятие – повторение.

Наблюдение, анализ

«Веселый попрыгун» прыжки на гимнастическом мяче, удерживая равновессие.

Наблюдение, анализ

Занятие – закрепление.

Наблюдение, анализ

10.

Дыхательная гимнастика «Воздушные платочки»

1

1

Наблюдение, анализ

11.

Гимнастическая скамейка.

1

3

4

Наблюдение, анализ

Ходьба по гимнастической скамейке.

Наблюдение, анализ

ОРУ на гимнастической скамейке.

Наблюдение, анализ

Ползание по гимнастической скамейке.

Наблюдение, анализ

Занятие – повторение

Наблюдение, анализ

12.

«Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

1

1

Наблюдение, анализ

13.

Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «ГИМНАСТИКА».

1

1

Наблюдение, анализ

ИТОГО

72 часа

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие.

Определения уровня подготовленности (физической и психологической) детей к занятиям оздоровительной гимнастикой.

2. Построение.

«Слушай сигналы» - сюжетное занятие по построению в колонну по одному, в шеренгу, круг.

«Шторм и штиль» - сюжетное занятие на равнение по ориентирам; повороты; размыкание и смыкание.

3. Обучение упражнениям «Правильная осанка».

Ходьба и упражнения с правильной постановкой тела. Упражнения на мышцы живота, спины, а также на подвижность позвоночника.

Данный комплекс упражнений проводиться на каждом занятии в разминке.

4. Общеразвивающие упражнения с мячами.

«Мой веселый мяч!» спортивная игра с использованием упражнений на развитие всех мышечных групп.

Упражнения с мячом на вестибулярный аппарат (Наклоны, с удержанием мяча в руках, между коленями, стопами, в исходном положении стоя, сидя и лежа).  

«Удержи мяч!». Игра, направленная на развитие двигательной активности детей.

5. Общеразвивающая гимнастика перед зеркальной стеной.

«Вот какие мы большие!» гимнастические упражнения.

Дополнительные упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, которые выполняются перед зеркальной стеной.

«Покажи, чему научился!» (занятие – повторение).

6. Гимнастика на мелкую и крупную моторику рук.

Объяснение значения данной гимнастики.

«Здравствуй ежик!» упражнения с массажным ладонным мячиком.

«Ходят пальчики по шишкам!» (пальчиковая гимнастика, с использованием ярких шнурочков и веревочек с узелками разной величины).

7. Гимнастические упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.

Ходьба на носках и пятках по массажным коврикам. Детям объясняется для чего это необходимо. Данный комплекс гимнастических упражнений проводиться на каждом занятии.

«Самый большой муравейник!». Перекладывание мелких предметов пальцами ног.

8.  «Учись веселее!»

Перекрестное ползание между предметами.

«Болото». Прыжки из обруча в обруч.

Полоса препятствий с применением изученных упражнений.

9. ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

 «Удержись на мяче!». Развитие равновесия на гимнастическом мяче.

«Веселая ФИТБОЛЛка». Упражнения для всех групп мышц на ФИТБОЛЛе. Повторение, изученных упражнений. «Веселый попрыгун» прыжки на ФИТБОЛЛе, удерживая равновессие.

Обобщающее занятие по данной теме, комплекс по закреплению изученного.

10. Дыхательная гимнастика «Воздушные платочки».

Занятие на дыхание, с использованием легких платочков из шифона.

Рассказать: какое дыхание бывает и как правильно следует дышать при ходьбе, беге и при выполнении упражнений.

Дыхательная гимнастика выполняется на каждом занятии в заключительной части.

        11. Гимнастическая скамейка.

Ходьба по гимнастической скамейке. Повтори и запомни и покажи другому.

Ползание по гимнастической скамейке. ОРУ на гимнастической скамейке.

Комплексное занятие по данной теме.

       12. «Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

        Повторение изученного материала. Определение уровня физической подготовки детей.

        13. Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «ГИМНАСТИКА».

          Открытое комплексное занятие.

Учащиеся первого года обучения знают:

-  правила поведения в гимнастическом зале;

-  понятие – «Круг»;

-  назначение зеркальной стены;

- как пользоваться индивидуальным спортивным инвентарем (гимнастическая палка, мяч, гимнастический коврик и т.д.);

- в какой форме одежды нужно посещать занятия.

Учащиеся первого года обучения умеют:

- внимательно слушать команды педагога и выполнять их;

- выполнять элементарные гимнастические упражнения с помощью и без помощи педагога;

- правильно выполнять упражнения с предметами (гимнастической палкой, мячом, гимнастическим мячом и. д.)

- строиться в круг и перед зеркальной стеной.


Учебно-тематический план

Второй  год обучения.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Наблюдение, анализ

2.

Построение

1

3

4

Наблюдение, анализ

«Слушай сигналы!»

Наблюдение, анализ

«Шторм и штиль»

Наблюдение, анализ

3.

Обучение упражнениям «Правильная осанка» и упражнениям для профилактики плоскостопия. (В дальнейшем комплекс упражнений, направленный на формирование правильной осанки, повторяется на каждом занятии в разминке).

1

27

28

Наблюдение, анализ

4.

Обще-развивающие упражнения с мячами

1

4

5

«Непослушный мяч!» (определение ловкости)

Наблюдение, анализ

Упражнения с мячом на вестибулярный аппарат

Наблюдение, анализ

«Удержи мяч!». Игра.

Наблюдение, анализ

5.

Упражнения с гимнастической палкой

1

4

5

Упражнения с гимнастической палкой, развитие гибкости.

Наблюдение, анализ

Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки.

Наблюдение, анализ

«Покажи, чему научился!» (занятие – повторение)

Наблюдение, анализ

6.

Кувырок вперед

1

4

5

Техника кувырка вперед

Наблюдение, анализ

Продолжение развития технике кувырка вперед

Наблюдение, анализ

Занятие - закрепление

Наблюдение, анализ

«Научился – покажи!»

Наблюдение, анализ

7.

«Шведская стенка»

1

4

5

Перекрестный подъем и спуск.

Наблюдение, анализ

Висы на «шведской стенке» с подниманием ног.

Наблюдение, анализ

Занятие – закрепление.

Наблюдение, анализ

8.

ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

1

7

8

«Удержись на мяче!». Развитие равновесия на гимнастическом мяче.

Наблюдение, анализ

«Веселая ФИТБОЛЛка». Упражнения для всех групп мышц на гимнастическом мяче.

Наблюдение, анализ

Занятие – повторение.

Наблюдение, анализ

«Веселый попрыгун» прыжки на ФИТБОЛЛе, удерживая равновессие.

Наблюдение, анализ

«Мыльные пузыри». Командная эстафета в прыжках на ФИТБОЛЛах.

Наблюдение, анализ

Занятие – закрепление.

Наблюдение, анализ

9.

Гимнастический элемент «Мост».

1

7

8

Техника гимнастического элемента «Мост» из положения лежа с помощью педагога.

Наблюдение, анализ

Занятие - повторение

Наблюдение, анализ

«Я – сам!» самостоятельное выполнение.

Наблюдение, анализ

«Строители мостов». Занятие - закрепление

Наблюдение, анализ

10

«Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

1

1

Наблюдение, анализ

11

Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «СПАРТА».

2

2

Наблюдение, анализ

ИТОГО

72 часа

Содержание программы второго года обучения.

1. Вводное занятие.

Определение уровня физической и психологической подготовленности к нагрузке и занятиям гимнастикой.

2. Построение.

«Слушай сигналы!» Построение в колонну по одному; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

«Шторм и штиль». Бег в колонне и врассыпную.

3. Обучение упражнениям «Правильная осанка» и упражнениям для профилактики плоскостопия. 

Ходьба и упражнения с правильной постановкой тела. Упражнения на мышцы живота, спины, а также на подвижность позвоночника.

Упражнения на развитие силы мышц спины и живота, а также подвижности позвоночника.  

 В дальнейшем комплекс упражнений, направленный на формирование правильной осанки, повторяется на каждом занятии в разминке.

4. Общеразвивающие упражнения с мячами.

«Непослушный мяч!» Игра, направленная на развитие ловкости. Ловить мяч двумя руками и одной. Прокатывать друг другу мяч.

Упражнения с мячом на вестибулярный аппарат.

«Удержи мяч!» Игра, направленная на укрепление всех групп мышц.

5. Упражнения с гимнастической палкой, направленные на развитие гибкости.

Игры и перестроения с гимнастическими палками. Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки. «Покажи, чему научился!» - повторение изученного.

6. Кувырок вперед.

Техника кувырка вперед. Совершенствование техники с каждым занятием.

7. Шведская стенка.

Подъем  и спуск по стенке, а также висы с подниманием ног. Повторение изученного.

8. ОРУ с применением  ФИТБОЛЛа.

Как удержаться сидя на гимнастическом мяче. Упражнения для всех групп мышц на ФИТБОЛЛе. Прыжки на ФИТБОЛЛе, с удержанием равновесия. Эстафета на ФИТБОЛЛах.

9. Гимнастический элемент «Мост».

Техника гимнастического элемента. Самостоятельное выполнение. Совершенствование с каждым занятием.

10. «Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

Повторение изученного материала. Определение уровня физической подготовки детей.

11. Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «СПАРТА».

Открытое комплексное занятие.

Учащиеся второго года обучения знают:

- правила поведения в зале гимнастики;

- для чего необходимы занятия оздоровительной гимнастикой;

- правильность выполнения простых гимнастических упражнений;

- как пользоваться спортивным инвентарем.

- в какой форме одежды нужно посещать занятия;

Учащиеся второго года обучения умеют:

- внимательно слушать и выполнять задания педагога;

- выполнять знакомые упражнения самостоятельно;

- пользоваться общим и индивидуальным спортивным инвентарем;

-складывать индивидуальный спортивный инвентарь после использования на место;

- самостоятельно переобуваться (по необходимости).

Учебно-тематический план

Третий  год обучения.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Наблюдение, анализ

2.

 Построение. Повторение изученного раннее.

1

3

4

«Слушай сигналы!»

Наблюдение, анализ

«Шторм и штиль»

Наблюдение, анализ

3.

«Самая ровная спинка!» упражнения на правильную осанку. (В дальнейшем комплекс упражнений, направленный на формирование правильной осанки, повторяется на каждом занятии в разминке).

1

27

28

Наблюдение, анализ

4.

Обще-развивающее занятие с мячами и гимнастическими палками.

1

3

4

Упражнения с мячом на ловкость.

Наблюдение, анализ

«Посмотри, что я умею!». Повторение раннее изученных упражнений с мячами и гимнастическими палками.

Наблюдение, анализ

Сюжетное занятие «Самые спортивные».

Наблюдение, анализ

5.

Челночный бег

1

3

4

Техника челночного бега.

Наблюдение, анализ

Усложнение. Добавляется еще один предмет.

Наблюдение, анализ

Занятие – повторение.

Наблюдение, анализ

6.

Кувырок назад

1

4

5

Техника кувырка назад

Наблюдение, анализ

Продолжение обучения технике кувырка назад

Наблюдение, анализ

Занятие - закрепление

Наблюдение, анализ

«Научился – покажи!»

Наблюдение, анализ

7.

«Канат»

Подъем и спуск по канату.

Занятие – закрепление.

1

2

3

Наблюдение, анализ

Наблюдение, анализ

8.

ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

1

6

7

«Удержись на мяче!». Развитие равновесия на гимнастическом мяче, выполняя упражнения с малым мячом в руках.

Наблюдение, анализ

Занятие – повторение.

Наблюдение, анализ

«Веселая ФИТБОЛЛка». Упражнения для всех групп мышц на ФИТБОЛЛе.

Наблюдение, анализ

«Веселый попрыгун» эстафета по прыжкам на ФИТ-БОЛЛе «змейкой».

Наблюдение, анализ

«Мыльные пузыри». Командная эстафета в прыжках на ФИТБОЛЛах.

Наблюдение, анализ

Занятие – закрепление.

Наблюдение, анализ

9.

Дыхательная гимнастика

1

1

2

Наблюдение, анализ

10.

Полоса препятствий.

1

2

3

Наблюдение, анализ

«Полоса препятствий» с мячами, массажными ковриками и ФИТБОЛЛами.

Наблюдение, анализ

«Полоса препятствий» с применением каната, мячей, обручей, а так же выполнением кувырков вперед и назад.

Наблюдение, анализ

11.

Гимнастическая скамейка

Техника ходьбы и ползанию по гимнастической скамейке.

Занятие - закрепление

1

3

4

Наблюдение, анализ

Наблюдение, анализ

Наблюдение, анализ

12.

«Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

1

2

3

Наблюдение, анализ

13.

Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «СПАРТА».

1

3

4

Наблюдение, анализ

ИТОГО

72 часа

Наблюдение, анализ

Содержание программы третьего года обучения.

1. Вводное занятие.

Определение уровня физической и психологической подготовленности к нагрузке и занятиям гимнастикой.

2. Построение. Повторение ранее изученного материала.

«Слушай сигналы!» Построение (самостоятельно) в колонну по одному; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре, из одного круга в несколько; расчет на первый-второй. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

«Шторм и штиль». Бег в колонне и врассыпную по звуковому сигналу.

3. «Самая ровная спинка». Упражнения на правильную осанку.

Упражнения на развитие силы мышц спины и живота, а также подвижности позвоночника.  

Данный комплекс гимнастических упражнений повторяется на каждом занятии в разминке.

4. Общеразвивающее занятие с мячами и гимнастическими палками.

Повторение ранее изученных упражнений с мячами и гимнастическими палками. Развитие ловкости и гибкости. Выполнение упражнений в парах. Сюжетное занятие «Самые спортивные».

5. Челночный бег.

Техника челночного бега с различными вариантами (добавление предметов, увеличение дистанции и т.д.)

6. Кувырок назад.

Техника кувырка назад. Совершенствование на протяжении всех занятий.

7. Канат.

Подъем и спуск по канату. Техника безопасности. Закрепление на каждом занятии.

8. ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

Развитие равновесия на гимнастическом мяче, выполняя упражнения с малым мячом в руках. Упражнения для всех групп мышц на ФИТБОЛЛе. Эстафета по прыжкам на ФИТБОЛЛе «змейкой». Командная эстафета в прыжках на ФИТБОЛЛах.

9. Дыхательная гимнастика.

Занятие на дыхание, с использованием легких платочков из шифона.

Рассказать: какое дыхание бывает и как правильно следует дышать при ходьбе, беге и при выполнении упражнений. Дыхательная гимнастика проводиться на каждом занятии в заключительной части.

10. Полоса препятствий.

«Полоса препятствий» с мячами, массажными ковриками и ФИТБОЛЛами.

«Полоса препятствий» с применением каната, мячей, обручей, а так же выполнением кувырков вперед и назад.

11. Гимнастическая скамейка.

Техника ходьбы и ползания по скамейке. Закрепление и усложнение на каждом занятии.

12. «Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

Повторение изученного материала. Определение уровня физической подготовки детей.

13. Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «СПАРТА».

    Открытое комплексное занятие.

Учащиеся третьего года обучения знают:

- правила поведения в гимнастическом зале;

- назначение отдельных упражнений оздоровительной гимнастики для своего организма;

- какая осанка называется правильной;

- как придумать спортивную игру;

- правила эстафеты и полосы препятствий;

- какие упражнения входят в утреннюю гимнастику.

Учащиеся третьего года обучения умеют:

- перестраиваться из колонны в шеренги, круг и т.д.;

- ходить, держа, правильную осанку;

- самостоятельно придумывать подвижную игру;

- выполнять правильно все упражнения, заданные педагогом;

- соревноваться в эстафетах и полосах препятствий.


Учебно-тематический план

Четвертый год обучения.

 п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Наблюдение, анализ

2.

 Построение. Повторение изученного раннее.

«Слушай сигналы!»

1

1

2

Наблюдение, анализ

«Шторм и штиль»

Наблюдение, анализ

3.

«Самая ровная спинка!» Комплексы упражнений на правильную осанку.

1

23

24

Наблюдение, анализ

4.

Общеразвивающее занятие с мячами и гимнастическими палками.

Упражнения с мячом на ловкость.

1

6

7

«Посмотри, что я умею!». Повторение раннее изученных упражнений с мячами и гимнастическими палками.

Наблюдение, анализ

Сюжетное занятие «Самые спортивные».

Наблюдение, анализ

Техника челночного бега.

Наблюдение, анализ

Усложнение. Добавляется еще один предмет.

Наблюдение, анализ

Занятие – повторение.

Наблюдение, анализ

5.

Техника кувырка назад

1

2

3

Продолжение обучения технике кувырка назад

Наблюдение, анализ

Занятие - закрепление

Наблюдение, анализ

6.

«Научился – покажи!»

1

2

3

Подъем и спуск по канату.

Наблюдение, анализ

Занятие – закрепление.

Наблюдение, анализ

7.

ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

«Удержись на мяче!». Развитие равновесия на гимнастическом мяче, выполняя упражнения с малым мячом в руках.

1

8

9

Занятие – повторение.

Наблюдение, анализ

«Веселая ФИТБОЛЛка».Упражнения для всех групп мышц на ФИТБОЛЛе.

Наблюдение, анализ

«Веселый попрыгун» эстафета по прыжкам на ФИТБОЛЛе «змейкой».

Наблюдение, анализ

«Мыльные пузыри». Командная эстафета в прыжках на ФИТБОЛЛах.

Наблюдение, анализ

Занятие – закрепление.

Наблюдение, анализ

8.

Дыхательная гимнастика

1

2

3

Наблюдение, анализ

9.

«Полоса препятствий» с мячами, массажными ковриками и ФИТБОЛЛами.

1

2

3

Наблюдение, анализ

10.

«Полоса препятствий» с применением каната, мячей, обручей, а так же выполнением кувырков вперед и назад.

1

2

3

Наблюдение, анализ

11.

Техника ходьбы и ползания по гимнастической скамейке.

1

1

2

Наблюдение, анализ

12.

Занятие - закрепление

1

1

2

Наблюдение, анализ

13.

«Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

1

2

3

Наблюдение, анализ

14.

Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «СПАРТА».

1

3

4

Наблюдение, анализ

ИТОГО

72 часа

Содержание программы четвертого года обучения.

1. Вводное занятие.

Определение уровня физической и психологической подготовленности к нагрузке и занятиям гимнастикой.

2. Построение. Повторение ранее изученного материала.

«Слушай сигналы!» Построение (самостоятельно) в колонну по одному; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре, из одного круга в несколько; расчет на первый-второй. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

«Шторм и штиль». Бег в колонне и врассыпную по звуковому сигналу.

3. «Самая ровная спинка». Комплексы упражнений на правильную осанку.

Упражнения на развитие силы мышц спины и живота, а также подвижности позвоночника.  

Обучающиеся сами разрабатывают комплексы гимнастических упражнений на правильную осанку,  показывают их и отрабатывают с педагогом в малой группе на каждом занятии в разминке.

4. Общеразвивающее занятие с мячами и гимнастическими палками.

Повторение ранее изученных упражнений с мячами и гимнастическими палками. Развитие ловкости и гибкости. Выполнение упражнений в парах и алыми группами.  Сюжетное занятие «Самые спортивные».

5. Челночный бег.

Техника челночного бега с различными вариантами (добавление предметов, увеличение дистанции и т.д.)

6. Кувырок назад.

Техника кувырка назад. Совершенствование на протяжении всех занятий.

7. Канат.

Подъем и спуск по канату. Техника безопасности. Закрепление на каждом занятии.

8. ОРУ с применением ФИТБОЛЛА.

Развитие равновесия на гимнастическом мяче, выполняя упражнения с малым мячом в руках. Упражнения для всех групп мышц на ФИТБОЛЛе. Эстафета по прыжкам на ФИТБОЛЛе «змейкой». Командная эстафета в прыжках на ФИТБОЛЛах.

9. Дыхательная гимнастика.

Занятие на дыхание, с использованием легких платочков из шифона.

Рассказать: какое дыхание бывает и как правильно следует дышать при ходьбе, беге и при выполнении упражнений. Дыхательная гимнастика проводиться на каждом занятии в заключительной части.

10. Полоса препятствий.

«Полоса препятствий» с мячами, массажными ковриками и ФИТБОЛЛами.

«Полоса препятствий» с применением каната, мячей, обручей, а так же выполнением кувырков вперед и назад.

11. Гимнастическая скамейка.

Техника ходьбы и ползания по скамейке. Закрепление и усложнение на каждом занятии.

12. «Вспомни и покажи все, чему научился!» общий обзор всех тем.

Повторение изученного материала. Определение уровня физической подготовки детей.

13. Сюжетное занятие. «Путешествие в страну «СПАРТА».

    Открытое комплексное занятие.

Учащиеся четвертого года обучения знают:

- правила поведения в гимнастическом зале;

- назначение отдельных упражнений оздоровительной гимнастики для своего организма;

- какая осанка называется правильной;

- как придумать спортивную игру;

- правила эстафеты и полосы препятствий;

- какие упражнения входят в утреннюю гимнастику.

Учащиеся четвертого года обучения умеют:

- перестраиваться из колонны в шеренги, круг и т.д.;

- ходить, держа, правильную осанку;

- самостоятельно придумывать подвижную игру;

-самостоятельно придумывать комплексы упражнений;

- выполнять правильно все упражнения, заданные педагогом;

- соревноваться в эстафетах и полосах препятствий.


Список литературы.

Литература для учащихся:

  1. Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96 с.
  2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.
  3. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
  4. Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. – М.: Физкультура и спорт, 1976.

Литература для преподавателя:

  1. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 1976.
  2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
  3. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
  4. Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.
  5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. – 128 с.: ил.
  6. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С.Гарасева и др.; Под ред. С.Н.Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
  7. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. – М.:Знание, 1986. -64с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»;№3)
  8. Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С.Д.Соловей. – С.-Петербург: Ривьера, 1995,214с.
  9. Потапчук А.А, Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб: Речь, 2001. – 166 с.
  10. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
  11. Хрипкова О.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...

Методическое пособие "Коррекционная оздоровительно-развивающая гимнастика для детей дошкольного и начального общего образования"

Ранняя селекция и предварительный отбор детей по видам спорта через коррекционную оздоровительно - развивающую гимнастику....

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет ( кляксография-экспериментирование) «Какого цвета радуга» (1-ый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу)

Конспектоткрытого  занятия по нетрадиционному рисованиюв группе    дошкольников 5-6 лет( кляксография-экспериментирование)«Какого цвета радуга»      ...

Различные формы традиционной и современной гимнастики, элементы акробатики, йоги, боевых искусств, подвижные игры… - в формате комплексных оздоровительно-развивающих занятий

Статья рассматривает вопрос об организации содержательной стороны оздоровительно-развивающих (физкультурно-оздоровительных) занятий с использованием элементов различных систем и направлений в комплекс...