Программа "Школа познания"
рабочая программа на тему
В программе представлены возможности развития профессионализма педагога дополнительного образования в условиях УДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Настоящая программа направлена на углубление теоретической и методической подготовк | 64.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара
«ШКОЛА ПОЗНАНИЯ»
программа обучения педагогических работников
Автор-составитель:
методист Е.Е. Родионова
Самара, 2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность и целесообразность программы
Настоящая программа направлена на углубление теоретической и методической подготовки работников образования, так как профессиональная подготовка и повышение квалификации педагога – важнейшее условие повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения.
В проекте «Российское образование 2020» отмечается, что профессиональное образование заключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Профессия педагога предполагает непрерывное совершенствование, как в своей предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Педагог должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Непрерывное образование педагога становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
В компетентность педагога входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.
Профессиональные качества педагогического работника основываются на следующих умениях: модифицировать общеразвивающие дополнительные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний, грамотно оценивать образовательные результаты учащихся в условиях новых стандартов.
Важно уважать желание ребенка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребенка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимся, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.
Педагог должен заниматься научными или учебными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. Сотрудничество педагога и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность.
В этой связи необходимым становится обеспечение эффективности повышения квалификации педагогических работников, которая определяется возможностью педагога участвовать в управлении общеобразовательным учреждением, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнерства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранять профессиональное долголетие.
Переход к компетентностному образованию требует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как целостности. Изменения произошли:
- в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций современного специалиста);
- в содержании обучения (от предметной информации, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков);
- в педагогической деятельности педагога (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу педагога и учащегося);
- в деятельности обучающегося (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры);
- в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и учащихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности);
- в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения (внутренний контекст деятельности педагогического коллектива и администрации ЦВР «Поиск»);
- в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности);
- в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования.
От уровня профессиональных компетенций педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников центра является актуальным.
Изменение парадигмы - ориентации стандарта на состав требований к результату образования в условиях его вариативности - не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов, и, в первую очередь, вынуждает педагога отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого учащегося и способам деятельности.
В этих условиях программа внутрицентровского повышения квалификации представляет собой управленческо-педагогическую модель, включающую в себя различные виды сопровождения
Модель внутриучрежденческого повышения квалификации работников образования является эффективной, так как построена с учетом:
1. сочетания внутриучрежденческого повышения квалификации, курсовой подготовки, самообразования педагогов.
Внутриучрежденческое повышение квалификации строиться по принципу балльной системы (отражённой в Листе оценивания), позволяющей учесть инновационную активность педагогов через их участие в деятельностных формах: конкурсах, проектах, выступлениях на проблемных семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, проведении открытых уроков, мастер-классов, подготовке рефлексивных докладов, написании и опубликовании статей, отражающих опыт введения ФГОС в преподаваемый предмет или проведение воспитательного мероприятия и пр. и обеспечивающей создание внутри образовательного учреждения профессионально-развивающей среды для:
- осознания педагогами новых целей и ценностей образования;
- самоопределения относительно своей роли и функции при введении ФГОС на внутриучрежденческом уровне;
- выявления из своего управленческого и педагогического опыта образцов, обеспечивающих реализацию отдельных компонентов ФГОС.
2. Курсовая подготовка построена в деятельностной парадигме, позволяющей:
- а) организовать с опорой на личностный опыт педагогов ситуацию «проживания здесь и теперь», обеспечивающую укрепление и развитие опыта педагогов в достижении личностных и предметных результатов, формировании у учащихся УУД;
- б) организовать с опорой на личностный опыт администрации образовательного учреждения ситуации усиления опыта развития образовательного учреждения, проведения системных инноваций.
3. Самообразование педагогов направленное на их профессиональное развитие, обеспечивающее решение выявленных проблем личностного роста в области овладения новыми функциями, обеспечивающими реализацию новых ФГОС.
Сочетание внутриучрежденческого повышения квалификации, самообразования педагогов в области введения стандартов второго поколения может строиться с учетом:
- 1) внешних ресурсов: очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно - заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; проблемные курсы и семинары; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам; курсы и семинары на базе экспериментальных или стажировочных площадок муниципального, регионального, федерального уровня; стажировки на базе школ-лидеров; вебинары и т.п.
- 2) внутренних ресурсов: открытые уроки с обсуждением; мастер-классы; практические занятия; годичные проблемные семинары для педагогов; деловые игры; индивидуальные и групповые консультации специалистов; каникулярная тематическая учеба; краткосрочные курсы для педагогов проектно-исследовательских работ учащихся по основам учебно-исследовательской деятельности; тьюторская поддержка педагогов; взаимопосещения; самообразование с выступлениями на педагогических чтениях, методических объединениях, методических объединениях и т.п.
Самообразование тесно связано с индивидуальной формой обучения, построением индивидуального образовательного маршрута на основе накопительной системы повышения квалификации.
Таким образом, для повышения эффективности внутришкольного повышения квалификации по подготовке учителей к реализации ФГОС второго поколения нужно учитывать:
- а) сочетание внутриучрежденческого повышения квалификации, курсовой подготовки,
- б) организацию курсовой подготовки в деятельностной парадигме;
- в) самообразование педагогов в области введения стандартов второго поколения.
- Основные принципы построения программы
В основе программе заложены следующие принципы:
принцип согласованности – все разделы программы имеют существенные признаки совпадения. Отдельно взятые блоки программы дополняют друг друга;
принцип полноты – программа включает в себя существенные элементы работы методического объединения;
принцип целевого единства – все ведущие компоненты направлены на достижение цели и задач программы.
Основные принципы организации работы МО:
научность – рассмотрение вопросов, отвечающих требованиям науки (педагогики). Изучение тем, требующих глубокого и сложного научного обоснования.
гуманизация – обращение к человеческой личности. Человечность в отношении к людям.
системность – обеспечение соответствия между желаемым и возможным, т.е. планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
актуальность – ориентирование на решение наиболее значимых проблем.
востребованность – представление информации по требованию педагогов.
- Целеполагание
Цель программы: повышение профессионального мастерства педагогов в условиях многопрофильного учреждения дополнительного образования на основе обновления содержания воспитания и дополнительного образования детей с учетом основных положений Концепции модернизации российского образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи, стоящие перед педагогами:
- каждому педагогу знать требования новых ФГОС и планировать учебный процесс с позиции этих требований, заложенных в образовательной программе;
- разрабатывать и обновлять дополнительную общеразвивающую программу по предмету, в соответствии с требованиями ФГОС
- ориентироваться на личность учащегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;
- организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе проектно-исследовательскую, реализовывать проблемное обучение;
- осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации);
- непрерывно повышать свой профессиональный уровень через курсовую подготовку (в том числе дистанционную), самообразование, внутриучрежденческое повышение квалификации (участие в работе методических объединений, проблемных групп, творческих групп, мастер-классов, проблемных семинарах, фестивалях открытых уроков и др.), участвовать в вебинарах по проблемам новых ФГОС, в работе сетевых сообществ и городских ассоциаций и др.
- иметь достаточную сформированность необходимых профессиональных компетентностей, осуществлять тьюторство по формированию ИКТ – компетентности всех учителей.
Основные задачи программы:
- углубление знаний о нормативно-правовых основах образовательной деятельности педагогических работников;
- расширение знаний о психолого-педагогических основах образовательной и воспитательной деятельности педагога, об особенностях работы с различными группами учащихся;
- освоение современных педагогических методик и технологий организации жизнедеятельности обучающихся в условиях УДО;
- совершенствование навыков использования информационных технологий в сфере воспитания и дополнительного образования;
- обновление форм и методов воспитания в соответствии с направлениями и задачами Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственных и областных целевых программ и ЦВР «Поиск» г.о. Самара;
- освоение здоровьесберегающих технологий.
Программа ориентирует педагогических работников ЦВР «Поиск» на:
- работу в новых условиях реализации ФГОС.
- построение воспитательной системы, в основу которой должны быть положены основные принципы воспитания, системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов;
- гуманизацию личностных отношений; организацию воспитательной среды; культурологизацию, дифференциацию и целостность процесса воспитания.
- Этапы реализации программы
Реализация поставленной цели требует поэтапного разрешения ряда задач:
№ п.п. | Этап | Сроки реализации | Цель |
1 | Организационный | 2013-2014 уч. г. (1 полугодие) | 1. Изучение запросов педагогов по планированию работы МО. 2. Организация планирования работы МО педагогов дополнительного образования 3. Создание программы работы МО педагогов дополнительного образования 4. Создание банка данных педагогов МО. 5. Становление коллектива и рождение коллективных традиций. 6. Включение педагогического коллектива в работу МО. |
Практический | 2013- -2016 г. г. | 1. Создание системы взаимодействия всех участников программы. 2. Активизация работы педагогов через выступления на МО. 3. Активизация работы педагогов через организацию творческих отчетов. 4. Обобщение передового педагогического опыта педагогов. | |
Диагностический | 2017-1018 уч. г. (1 полугодие) | 1. Мониторинг профессионального роста педагогов (уровень квалификации, уровень профессиональной деятельности, уровень образования). 2. Определение степени участия педагогов в работе МО. 3. Определение степени удовлетворенности педагогов работой руководителя МО. 4. Определение степени эффективности программного подхода к работе МО. | |
Обобщающий | 2017-2018 уч. г. (2 полугодие) | 1. Анализ реализации программы. 2. Выработка методических рекомендаций по организации работы МО педагогов дополнительного образования. 3. Обобщение опыта работы по данной теме на педагогическом совете ОУ |
- Ожидаемые результаты
Главным результатом повышения квалификации педагогов считается не сумма единиц усвоенной информации, а профессиональные изменения, предполагающие:
- динамику личностного развития педагогов, осваивающего новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.;
- достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе внутришкольного повышения квалификации и самообразовании знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации;
- способность быть тьютором.
Прогнозируемый результат по реализации программы
1. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.
2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Проект модели профессионального развития педагога
Объект развития | Личность педагога, которая обусловливает его профессиональное развитие | 1 этап |
Профессиональная компетентность | ||
Основное условие | Переход на более высокий уровень профессионального развития | 2 этап |
Движущая сила | Собственная деятельность по разрешению собственной профессиональной проблемы | 3 этап |
Психологический механизм | Переход внешней мотивации во внутреннюю, создание ощущения внутренней необходимости саморазвития | 4 этап |
Результат | Осознание педагогами необходимости самосовершенствования, саморазвития, самореализации. | 5 этап |
- Мониторинг реализации программы
Педагоги | Становление коллектива, рождение коллективных традиций; | Степень развития коллектива; Отзывы о поведенных мероприятиях; рефлексия | Анкетирование |
Удовлетворение познавательных потребностей педагогов | Уровень квалификации, уровень профессиональной деятельности, уровень образования | ||
Уровень профессионального роста педагогов | Степень участия педагогов в работе МО | Статистические данные | |
Удовлетворенность педагогов работой МО | Степень удовлетворенности работой руководителя МО | Анализ деятельности МО Анкетирование |
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п.п. | Мероприятие | сроки | ответственные |
I. | Организационные мероприятия | ||
Заседание МС | август | Обмок Е.В. Родионова Е.Е. | |
1.2. | Разработка планов работы МС на новый учебный год | август | Обмок Е.В. Родионова Е.Е. |
1.3. | Заседание МО | сентябрь | Обмок Е.В.. Родионова Е.Е. |
1.4. | Разработка планов работы МО на новый учебный год | сентябрь | Зав. МО Родионова Е.Е. |
II. | Обобщение и распространение передового опыта педагогических работников ЦВР «Поиск» | ||
2.1. | Проведение семинаров, творческих мастерских и мастер-классов различного уровня | В теч. г. | Обмок Е.В. Родионова Е.Е. Зав. МО |
2.2. | Проведение конференции | февраль | Родионова Е.Е., Гавриш Н.А. |
2.3. | Участие педагогических работников в конференциях различного уровня | В теч.г. | Родионова Е.Е. |
2.4. | Организация и участие в мастер-классах и семинарах | ||
III. | Конкурсы педагогического мастерства | ||
3.1. | Участие в очных конкурсах педагогического мастерства | В теч.г. | Родионова Е.Е. |
3.2. | Участие в заочных конкурсах педагогического мастерства | В теч.г. | Родионова Е.Е. |
3.3. | Разработка печатной продукции с освещение передового педагогического опыта | В теч.г. | Родионова Е.Е. |
IV. | Разработка УМК | ||
4.1. | Разработка и модернизация ДОП. Утверждение программ | Август, сентябрь | Родионова Е.Е. Обмок Е.В. |
4.2. | Пополнение методического фонда | В теч.г. | Родионова Е.Е. |
V. | Курсовая подготовка | ||
5.1. | Обучение педагогических работников на курсах повышени я квалификации | Обмок Е.В. | |
VI. | Диагностика | ||
6.1. | Посещение занятий и мероприятий | В теч.г. | Обмок Е.В.. Родионова Е.Е. |
6.2. | Консультирование | Каждый вторник | Родионова Е.Е. |
6.3. | Статический анализ | Декабрь, май | Родионова Е.Е. |
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2016-2017 уч.г.
№ п.п. | Мероприятие | сроки | Содержание |
I. | Организационные мероприятия | ||
Заседание МС | август | Выборы членов МС. Определение графика работы | |
1.2. | Разработка планов работы МС на новый учебный год | август | Разработка планов работы |
1.3. | Заседание МО | сентябрь | |
1.4. | Разработка планов работы МО на новый учебный год | сентябрь | |
1.5. | Утверждение МС дополнительных общеразвивающих программ | сентябрь | Обмок Е.Е. |
II. | Обобщение и распространение передового опыта педагогических работников ЦВР «Поиск» | ||
2.1. | Проведение семинаров, творческих мастерских и мастер-классов различного уровня
(Духонина Ж.Г., Грабовская В.Р., Ерофеева М.В.)
(Гавриш Н.А., Родионова Е.Е.,) | 21 февраля МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара 4 апреля 2017 ГБОУ ДОД ЦРТДЮ Центр социализации молодежи) МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о.Самара | |
2.2. | Проведение региональной конференции «Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве» Издание сборника материалов конференции | Февраль Март | Родионова Е.Е |
2.3. | Участие педагогических работников в конференциях различного уровня:
Доклады: педагогов Дмитриевой М.Б., Минаевой И.Г., Кожевниковой Н.А., Гавриш Н.А.
Доклады: Гваджая, Иванова О.Г., Родионова Е.Е.
Доклады: Самаркин В.В., Гваджая Х.А., Кожевникова Н.А., Гавриш Н.А., Ефимова А.Д.
Доклады: Ходасевич Е.Е., Родионова Е.Е., Гавриш Н.А., Иванова О.Г.
Доклад Самаркина В.В.
Доклад Ерофеевой М.В.
Доклад Родионовой Е.Е. | В теч.г. 30 марта Б.-Черниговка Апрель 01 ноября 2016 года С. Кошки 4 февраля, Самара 11 января ЦСМ Самара Март, Ялта | Родионова Е.Е |
Участие в качестве члена жюри
| Апрель Педагогический институт | ||
Участие в качестве члена жюри и организатора:
| |||
III. | Конкурсы педагогического мастерства | ||
3.1. | Участие в очных и заочных конкурсах педагогического мастерства:
Проект «Космическое поколение»
Проект «Формирование гражданской идентичности учащихся через изучение народной грузинской культуры»
| Ноябрь Декабрь Январь Июнь 1 апреля | Родионова Е.Е. |
3.2. | Организация и участие в семинарах, мастер-классах:
(Грабовская В.Р., Духонина Ж.Г., Ерофеева М.В.) | В теч.г. | |
3.3. | Разработка печатной продукции с освещение передового педагогического опыта:
| В теч.г. | |
IV. | Разработка ОП и УМК, Положений | ||
4.1. | Разработка и модернизация ДОП. Утверждение программ | Август, сентябрь | |
4.2. | Пополнение методического фонда | В теч.г. | |
V. | Курсовая подготовка | ||
5.1. | Направить на курсы повышения квалификации: Самаркина В.В. Назарову Е.В. Гваждую Х.А., Прокофьеву С.В. Минаеву И.Г. | июнь | Родионова Е.е. |
VI. | Диагностика | ||
6.1. | Посещение занятий и мероприятий | В теч.г. | |
6.2. | Консультирование | Каждый вторник | |
6.3. | Анализ дополнительных образовательных программ | Август-сентябрь | Родионова Е.Е. |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
4.1. Формы повышения квалификации
К деятельностным компетенциям педагога, необходимым для успешного введения ФГОС, относят: проектировочные, коммуникативные, рефлексивные. Все эти компетенции, без наличия которых трудно говорить о неформальном введении ФГОС, могут развиваться в системе внутучрежденческого повышения квалификации с использованием различных форм активности педагогов:
- проблемный педсовет или семинар;
- исследовательский проектный практикум;
- фестиваль методических находок;
- творческая мастерская по обмену опытом;
- мастер-класс;
- научно-практическая конференция;
- практические занятия по разработке;
- Разработка и реализация педагогических проектов;
- аттестационные процессы;
- конкурсы педагогического мастерства;
- круглый стол;
- педагогические чтения;
- др. формы.
Разнообразие форм работы с педагога в сочетании с содержанием программы его профессионального роста, технологическим аспектом внутриучрежденческого повышения квалификации педагога создают среду продуктивного профессионального общения, которая дает возможность раскрыться потенциалу педагогического работника, продемонстрировать его реальные достижения.
- ЛИТЕРАТУРА
- Боровиков Л. И. Кривова Е. Б. Мандыч Л. И Роль методической службы в развитии профессионализма педагогических кадров Методическая служба 2012 №1 январь - март http://www.sibvido.ru/node/287
- Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: моногр. – Волгоград: Перемена, 2001.
- Горелова Г.Г. Профессионально-личностная реадаптация в условиях кризиса. автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – М., 2002.
- Загрекова Л.В., Теория и технология обучения: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004.
- Митина А.М. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика. – 2003. – № 5.
- Методические аспекты развития профессионализма педагогов https://rosfgos.ru/fgos-shkola/metodicheskie-aspektyi-razvitiya-professionalizma-pedagogov.html
- Нино А.В. Специфика обучения взрослых в зарубежных педагогических исследованиях // Размышления о постдипломном образовании / под ред. И.С. Батраковой, Т.В. Щербовой. – СПб., 2006.
- Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / предисл. Н.А. Лобанова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
- Тряпицын А.В. Тенденции развития постдипомного педагогического образования в современной социокультурной ситуации // Размышления о постдипломном образовании / под ред. И.С. Батраковой, Т.В. Щербовой. – СПб., 2006. – С. 10–18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""
Курс предлагается учащимся 7 кл. Программа явилась поиском новых путей эстетического воспитания средствами музыки, искусным владением слова....
грамота познание и творчество
мой ученик занял 3 место...
Методы научного познания.
1 урок в 10 классе. Содержание урока посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики....
Научные методы познания: теоретический и экспериментальный.
Элективный курс "Научные методы познания: теоретический и экспериментальный". Содержание курса посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики. Курс интегрирован с матема...
Ненаучное познание. Социальное познание.
Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля....
Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".
Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....
Познание как процесс получения истины. Познание и практика
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...
- Мне нравится (1)