Главные вкладки

    Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""
    элективный курс по музыке (7 класс) по теме

    Косьяненко Ирина Ибрагимовна

    Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

    ПО ИНТЕГРАТИВНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕАТР»

    в  7 кл

    «Искусство – способ познания себя и мира»

    Автор программы: Косьяненко Ирина Ибрагимовна

    учитель предмета «Театр»    

    МОУ «Гимназия №5»

    г. Тырныауза

    2008

         

          Курс «Искусство – способ познания себя и мира»  предлагается учащимся  7 классов  и рассчитан на  34 часа. Задача улучшения художественного и эстетического воспитания учащихся является приоритетной. Это и поиски новых путей эстетического воспитания средствами музыки, и искусное владение словом.

         Всестороннее и многогранное введение искусства в учебный процесс дает возможность развивать эмоциональную память, воссоздающее воображение, образное видение, творческие способности, художественный вкус в быту, труде, при восприятии природы и искусства, получать значительный объем знаний по основам эстетической культуры в целом.

        По силе непосредственного эмоционального воздействия театр находится на первом месте среди других видов искусства. Чрезвычайно высока и воспитательная значимость театра. На уроках литературы, истории и обществоведения он конкретизирует знания об исторических эпохах, образно раскрывает общественные конфликты. Помогает соединить знание фактического материала с его эмоциональным восприятием и тем самым формирует убеждения, возникающие  через образно-поэтическое обобщение картин мира. Сочетание мысли и чувства обогащает личность, обуславливает ее всестороннее и гармоническое развитие.

        Введение  в курс основ риторики позволяет учащимся овладеть искусством устной речи, что является важнейшим условием для успешной коммуникации. Это сложная многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания.

    Дидактические цели курса:

    Обеспечить возможные условия для:  

    • развития критического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний с учетом собственных интересов;
    • формирования навыков  работы в команде, небольшой группе и индивидуально.

    Задачи  курса:

       - создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных

         и  практических умений и навыков;

       - формирование навыков  самостоятельного поиска материала, «добывания    

         знаний»,  умения анализировать, обобщать, формулировать выводы,

         обосновывать их.

       - содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности,  

         способной к сотрудничеству; 

    Планируемые результаты обучения:

    В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

    - выбирать из общего главное;

    - владеть специфическими приемами;

    - вступать в контакт, определять целевую установку общения;

    - управлять вниманием и поведением в процессе речевого общения;

    - повысить уровень общих и специальных знаний об искусстве.

    Оценка знаний.

       Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

    1.Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе.

    2.Участие в круглых столах и дискуссионных клубах, конференциях

    3.Защита проектов.

    Материально-техническое оснащение программы:

    - кабинет музыки, инструмент, магнитофон;

    - проектор, экран;

    - аудио и видеокассеты;

    - раздаточный материал (упражнения, задания);

    - фото, иллюстрации, репродукции;

    - словари, энциклопедии.

    1. Вводное занятие. Лекция с элементами беседы (1ч)

        Цели курса, план, введение в курс. Речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность. Необходимость владения словом представителям разных профессий.

    Определение говорящим цели речи. Риторика как наука. Оратор. Ораторское искусство и его жанры (области применения риторики)

    2. «Из истории риторики» (1ч)

         Античная риторика. Основные законы и правила красноречия. Платон, Аристотель, Демосфен. Выступление учащихся по названным вопросам и обсуждение (самооценка и рецензия) «первого» опыта докладчиков.

    Д.з: Выскажитесь о том, почему вам нужно изучать ораторское искусство.

    3. «Секреты речевого мастерства» (4ч)

         Содержательность речи. Логическая организация речи. Этапы работы оратора над речью (формулировка темы речи, составление плана речи, оформление композиции в соответствии с целевыми установками каждой ее части). Работа с вопросами и заданиями, выводы по ним, композиционный анализ одной из предложенных речей, восстановление порядка частей текста, исправление логических ошибок.

    Д.з: Составление вступления к речи с использованием советов Д.Карнеги на одну из тем: «Что есть зависть?», «Берегись!», «О пользе и вреде рекламы».

    4. «Звучащее слово». Практикум (4ч)

        Техника речи. Речевое дыхание, постановка голоса, дикция и орфоэпия, звучность голоса и темп, тембр и четкость.

    Д.з:  1)Написать текст для проведения заочной экскурсии (описание, комментирование фотографий)

            2) Подготовить стихотворение для конкурса чтецов

    5. Конкурс чтецов (1ч)

       Выступления учащихся, анализ выступлений.

    6. Из истории театра (3ч)

       Игровая природа театра. Театр Диониса. Средневековые мистерии.  Театр «Но». Площадные театры Европы. Виды и жанры театрального искусства (балет, опера, кукольный, драматический театры).

    7. Искусство – отражение жизни (2ч)

    Взаимосвязь искусства и игровой деятельности.  Выступления учащихся по названным вопросам.  Сопоставление учащимися различных видов искусства.

    8. Единство реальности и искусства, ее отражающего (1ч)

    Природа искусства, художественная культура. Взаимодействие искусства и реальности. Изобразительное искусство: мера условности.

    9. Единство различных видов искусства. (2ч)

    10. Содержание и форма художественного образа (4ч)

    Образы времени. Время в театре и театр во времени. Столкновение зрительного (изобразительное искусство, скульптура и т.д.) и музыкального образа.

    11. Язык, материалы и инструменты различных видов искусств (4ч)

    12.  «Искусство – способ познания себя и мира».  Практикум (6ч)

    13.  Защита проекта (1ч)

    Наименование тем курса

    Всего часов

    лекция

    практика

    семинар

    Формы контроля

    1.

    Вводное занятие

    1

    1

    2.

    Из истории риторики

    1

    1

    Сообщение на заданную тему

    3.

    Секреты речевого мастерства

    4

    1

    3

    4

    «Звучащее слово». Техника речи

    4

    1

    3

    Проведение заочной экскурсии

    5

    Конкурс чтецов

    1

    6

    Из истории театра

    3

    1

    Сообщение на заданную тему

    7

    Искусство – отражение жизни  

    2

    1

    1

    Подготовка рефератов

    8

    Единство реальности и искусства ее отражающего

    1

    1

    Урок-конференция

    9

    Единство различных видов искусства

    2

    1

    2

    Подготовка рефератов

    10

    Содержание и форма художественного образа

    4

    1

    3

    Сообщение на заданную тему

    11

    Языки, материалы и инструменты различных видов искусств.

    4

    1

    3

    Сообщение на заданную тему

    12

    Работа над проектом «Искусство – способ познания себя и мира»

    6

    6

    13

    Защита проекта

    1

    Выступления

    Всего:

    34

    Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Л. 1966.

    П.А. Марков О Театре. Из истории русского и советского театра. М. Искусство. 1974. C. 230.

    Ганелин Ш.И.  Дидактический принцип сознательности. М. 1961. С. 20-21

    Демидова А.С. Вторая реальность. М. 1980. С. 150.

    Асеев Б.Н. История русского драматического театра от истоков до конца 18 века. М., 1977.

    Берлянд И.Е. игра как феномен сознания. – Кемерово, 1992.

    Выготский Л. Психология искусства, - М., 1994.

    Гаспаров М.Л.Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. – М., 1998.

    Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту: о социгровой педагогике. – Красноярск, 1999.  

    История зарубежного театра. Театр Западной Европы: учебник для культурно-просветительных и театральных уч. Заведений. В 3 т. Ред. Г.Н. Бояджиева. – М., 1971.

    История русского драматического театра. В 7 т. Гл.ред. Е.Г. Холодов. – М., 1971.

    Калистов Д.П. Античный театр. – Л., 1970.

    Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развить художественное восприятие у школьников. – М., 1998.

    Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. – М., 1976.

    Мифы в искусстве старом и новом: историко-художественная монография (по Рене Менару). – СПб., 1993.

    Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

    Никитина А., Тюханова Е. Интегративный курс «Театр». История про театр. Кн.1. – М.,1995.

    Никитина А., Тюханова Е. Любите ли вы театр? Учебное пособие по интегративному предмету «Театр». – М., 1997.

    Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 1 -7 классы. – М., 1991-1998.

    Паушкин М. Средневековый театр. – М., 1914.

    Театральная энциклопедия. В 5 т. – М., 1961-1967.

    Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по английскому языку "В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"

    Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на ...

    Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"

    Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...

    Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"

    Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...

    Программа элективного курса предпрофильного обучения «Я в мире профессий»

    Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в вы...

    Программа элективного курса по правоведению."Мы в мире правил".

    Знакомство с  нормативно-правовыми актами ,освоение навыков и умений в области защиты своих прав....

    Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"

    Аннотация к рабочей программевнеурочной деятельности по химии для8 класса «В мире химических превращений». 1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.Програ...

    Программа элективного курса "Способы перекодирования информации"

    В содержании курса прослеживаются два равно значимых направления: преобразование символьной или образной информации в текст, и наоборот, текста в схему (в широком понимании) Обучение способам переос...