Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"
рабочая программа (9 класс) на тему

Шишкова Елена Анатольевна

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников

                                                    « Дорога к себе».                  

Пояснительная записка.

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Целью профильной ориентации, как компонента предпрофильной подготовки, является подготовка к совершению ответственного выбора -предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности (“Концепция профильного обучения”), то есть преодоление затруднений учащимися при выборе профиля обучения в школе 3ступени, определении пути дальнейшего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников

         « Дорога к себе».         

Пояснительная записка.

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Целью профильной ориентации, как компонента предпрофильной подготовки, является подготовка к совершению ответственного выбора -предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности (“Концепция профильного обучения”), то есть преодоление затруднений учащимися при выборе профиля обучения в школе 3ступени, определении пути дальнейшего образования.

Цель элективного курса “Технология профессионального успеха” состоит в оказании информационной, научно-методической,психолого-педагогической поддержки учащимся 9классов общеобразовательного   в выборе профиля обучения,определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития.

Преподавание данного курса проводится по выбору учащихся 9 классов с начала учебного года, предваряя заполнение учащимися и их родителями рейтинговых карт профессионального самоопределения, являющихся основой в дальнейшей работе по формированию профильных классов (групп), выбору их направленности,разработке учебного плана.

Учебно-тематическое планирование элективного курса

Познай себя

12

1. Ваши интересы и склонности.

1

-

2. Внимательны ли Вы.

1

-

3. Проверьте Вашу память.

1

-

4. Что помогает нам познать мир.

1

-

5. Каковы Ваш характер и темперамент.

1

-

6-7. Зачем нужно уметь контролировать свое поведение.

2

-

8. Ваши ценности в жизни.

1

-

9. Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь.

1

-

10-11. Общительны ли Вы.

1

-

12. Итоговое занятие

1

Содержание тем курса.

Профессиональные пробы.

Важной составляющей курса является выполнение школьниками творческих практических заданий –профессиональных проб. Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия, задания, отвечая на вопросы,проверить себя в правильности сделанного выбора.Пробы являются диагностическими и развивающими.В ходе их выполнения школьник приобретает опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Важнейшие педагогические требования к выполнению проб: они должны носить характер завершенных действий,иметь творческий потенциал, быть непродолжительными.  При изучении элективного курса учащиеся выполняют пробы по пяти профессиональным сферам:человек – человек, человек – техника, человек –природа, человек – художественный образ, человек– знаковая система. Суть любой профессиональной пробы – обучение школьников основам деятельности: выбору цели и подтверждению его правильности, планированию, последовательности действий, предвидению, анализу, оценке результатов, рефлексии. .  Каждая профессиональная проба представляет собой самостоятельный логически завершенный структурный модуль учебно-трудовой деятельности. В процессе выполнения пробы,моделирующей элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учащиеся:

  • осознают себя субъектами трудовой деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение;
  • соотносят знания о себе и об избираемой профессиональной сфере;
  • получают опыт соответствующей профессиональной деятельности;
  • уточняют свои профессиональные намерения.

Если же старшеклассник желает выбрать естественно-научный профиль (человек – природа),то профессиональная проба может заключаться,например, в составлении плана озеленения своего двора, аргументации преимуществ составленного плана и т. п.  Для школьников, выбравших художественный профиль (человек – художественный образ)профессиональная проба может заключаться в выполнении пробы по составлению композиции“икебана” или подготовке выступления по результатам изучения искусства художников-передвижников.  При организации и проведении проб возникают затруднения с привлечением специалистов различных направлений. Можно использовать специалистов системы дополнительного образования, родителей, учителей школы, ресурсы ближайшего социального окружения.  Например, школьник планирует обучаться на социально-экономическом профиле. В поселке, где он учится, имеется юридическая консультация.Необходимо договориться, чтобы этот школьник поработал у юриста в качестве ученика, походил у него в “подмастерьях” и выполнил ряд несложных поручений. Такая проба наиболее продуктивна, так как она осуществляется на конкретном рабочем месте, в реальных условиях.  Более того, ученик может сам проявить инициативу, составить и впоследствии, выполнить пробу самостоятельно и предоставить подготовленный им отчет. Выполнение проб, их итоги следует обсуждать коллективно, так как,проговаривая свои действия вслух, школьники убеждаются в правильности сделанного выбора.  В ходе выполнения подростками профессиональных проб учителю необходимо обратить внимание на развитие у них личностных характеристик, способствующих социально-профессиональной адаптации по окончании основной и полной (средней) школы:рефлексии, активности, мобильности,креативности, последовательности и самостоятельности в принятии решения о профессиональном самоопределении с учетом собственных интересов, склонностей и возможностей.  Предлагается учащимся выполнение профессиональных проб, ориентированных на потребности местного рынка труда. Это дает педагогам и учащимся простор для фантазии,проявления собственной познавательной активности, повышает заинтересованность подростков к проблеме профессионального самоопределения

Эвристическая контрольная.

При проведении эвристической контрольной проводятся практико-ориентированные опросы, разные по содержанию и сложности. Учащимся предлагается ответить на вопросы, заинтересовавшие их. Эти вопросы ориентированы на проверку образовательного потенциала школьников и их творческих способностей.  Завершается изучение четвертого раздела элективного курса подготовкой учащимися проектной работы по уточнению профессиональных намерений. В работе обосновываются дальние и ближние цели профессионального продвижения,согласованность их с общественными и личными ценностями.  При подготовке проекта старшеклассникам целесообразно использовать результаты изучения всех четырех разделов курса, а также рекомендовать им обратиться к дополнительной литературе. Основными смысловыми и содержательными линиями, отраженными в проекте,должны быть ответы на следующие вопросы:

  • Какие ценности, связанные с продолжением моего образования, для меня актуальны, приоритетны?
  • Готов ли я отказаться от желаемого выбора ради какой-то другой цели? Или для меня приоритетно исключительно продолжение образования?
  • Имеется ли у меня только один вариант выбора или я уже сейчас могу назвать несколько вариантов продолжения образования?
  • Могу ли я сейчас хотя бы примерно определить, какая сфера профессиональной деятельности меня интересует по окончании школы? Если не могу, но возможно ли обозначить эти сферы какими-либо условными, общими характеристиками-названиями?
  • Знаю ли я, какие профессии сейчас наиболее востребованы на местном, региональном, общероссийском, мировом рынке труда и какие образовательные усилия нужно приложить, чтобы приобрести эти профессии? Выпускники каких учебных заведений в моем регионе (ХМАО) более легко находят себе работу? Как можно начать делать карьеру прямо в стенах учебного заведения? Как я смогу выгодно презентовать себя на рынке труда?
  • Знаю ли я, кем работают мои родители, и где они получали профессиональное образование? Окажет ли это влияние и на мой выбор? Собираюсь ли я в чем-либо повторить профессиональный путь своих родителей? В чем именно?
  •  
  • Требования к уровню подготовки учащихся

  • Основная идея отбора содержания по данной теме состоит в следующем: жизнь (точнее, наши отношения с окружающей действительностью)технологична.
  • Потому что каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее.
  • Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу, для решения которой надо найти свои, оптимальные способы, т. е. разработать продуктивную технологию, “ноу-хау” (что буквально переводится “знаю как”).
  • Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует постоянного развития, тренировки такого свойства (качества)ума, как “творческость”, т. е. способность не теряться в любой ситуации, преодолевать возникшие затруднения, а это значит анализировать обстоятельства, ставить правильные цели и находить нестандартные пути их достижения с помощью обоснованного проекта своих действий.
  • Процесс творчества и приемы развития творческих способностей рассматриваются при изучении элективного курса в основном на примере технического изобретательства, позволяющего по сравнению с другими видами творчества более конкретно (пооперационно) уяснить логику,процедуры и составляющие поисковой деятельности, а также конкретные показатели(характеристики) креативности (способности к творчеству).
  •  
  • Умелое их применение в жизненных и производственных ситуациях — это огромный капитал личности, реальный путь обретения собственного имиджа, благополучия и условие конкурентоспособности на рынке труда.
  • Эти методы, широко применяемые в изобретательстве, помогут учащимся осознать основные процедуры своей умственной поисковой деятельности, ее саморегуляции и самооценки.Отдельные принципы и элементы этих методов можно использовать при создании собственных творческих проектов разного уровня сложности. Система практических заданий, проводимых в конце каждого занятия, поможет испытать учащимся свои личностные творческие возможности и получить определенный опыт выбора методов решения соответствующей задачи.

Перечень  использованной и рекомендуемой литературы.

        

  1. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М. : “Просвещение”, 1999.
  2. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ: Технология: 10-11 кл. М. : “Просвещение”, 1999.
  3. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Под. ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. \ М. : “Просвещение”, 2003.
  4. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. М. : “Просвещение”, 2003.
  5. Технология: Учебник для 11 кл. \ Под редакцией В. Д. Симоненко / М. “Вентана – Граф”, 2003.
  6. Методические рекомендации к учебнику “Технология профессионального успеха”:А. В. Гапоненко, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская и др. М. “Просвещение”,2004.
  7. Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды. М. : “Экономика”, 1987.
  8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
  9. Климов Е. А. Психология профессионализма. М. : “Флинта”, 2003.

Приложение.

Темы сообщений:

  1. Характер и темперамент- как они влияют на человека.
  2. Чувства и жизнью
  3. Как проверить память.
  4. Я воспитываю память.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....

Программа элективного курса "Найди себя"

Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...

Программа элективного курса «Познай себя»

Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе кон­цепцией модернизации российского образования предлагаю программу элек­тивного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...

Программа элективного курса "Проверь себя"

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с с...

Методическая разработка. Программа элективного курса "Изучаем себя" для 9 класса (17 часов)

Программа  данного  элективного  курса  предназначена  для  учащихся 9 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. Занятия лучше проводить...

Рабочая программа элективного курса "Познай себя"

Программа курса направлена на повышение социально-психологической компетенции учащихся 9 классов и предоставляет им поиощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении....