Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"
элективный курс по экологии (9 класс) по теме

Залялова Алсу Икрамовна

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, и проблема в экологическом образовании .Экологическое образование призвано формировать у человека, и в первую очередь у школьника, правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. И если об отношении к окружающей среде мы говорим давно, то отношение к здоровью начинает приобретать всё большее социальное значение только в последнее время. Исследования показывают, что здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от состояния окружающей среды и на столько же от наследственности человека и системы здравоохранения. Образ жизни должен отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам. В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании убеждённости в его необходимости. Базовый уровень биологического образования даёт учащимся минимум знаний и представлений об окружающем мире. Профильное школьное биологическое образование предназначено не столько углубить этот уровень, сколько систематизировать полученную информацию и сформулировать у учащихся целостные представления о мире живой природы.

Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, экологии, химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyykurs.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Помоги сам себе, или  твое  здоровье зависит от тебя»

Пояснительная записка.

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, и проблема в экологическом образовании .Экологическое образование призвано формировать у человека, и в первую очередь у школьника, правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. И если об отношении к окружающей среде мы говорим давно, то отношение к здоровью начинает приобретать всё большее социальное значение только в последнее время. Исследования показывают, что здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от состояния окружающей среды и на столько же от наследственности человека и системы здравоохранения. Образ жизни должен отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам. В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании убеждённости в его необходимости. Базовый уровень биологического образования даёт учащимся минимум знаний и представлений об окружающем мире. Профильное школьное биологическое образование предназначено не столько углубить этот уровень, сколько систематизировать полученную информацию и сформулировать у учащихся целостные представления о мире живой природы.

Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, экологии, химии.

Основная цель курса

Знания в области экологии необходимы каждому человеку как умение писать, читать, считать.

Данный курс поможет почувствовать уязвимость природы и человека в ней и найти ответ, как сделать в своей практической жизни все возможное для того, чтобы шире распространялось бережное отношение к природе и человек жил в гармонии с окружающим миром. Данный курс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приёмами исследования окружающей среды, самонаблюдением и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы. Цели курса: 

-развивать способности учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной здоровья человека и чистотой воздуха;

-формировать умения работать с дополнительной литературой, таблицами;

-рассмотреть вопросы экологии в современных квартирах;

-показать взаимосвязь химии, экологии, физики, биологии и литературы.

Для реализации данных целей необходимо решение следующих задач: 

  1. Углубление и систематизация знаний учащихся полученные при изучении основного курса.
  2. Развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся к биологии и экологии.
  3. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе.
  4. Раскрыть основные источники загрязнения окружающей среды.
  5. Развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.
  6. сформировать умения работать с дополнительной литературой, таблицами;
  7. рассмотреть приемы разумного ведения домашнего хозяйства,
  8. научить пользоваться химическими средствами, применяемыми в быту.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения программы данного курса учащиеся должны знать:

Экологические понятия – экология, ноосфера, окружающая среда, экологические факторы, здоровье, виды загрязнений, экологические проблемы. Как загрязнение биосферы влияет на здоровье человека.

После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь: 

  1. работать в группах;
  2. проводить микроисследование, обрабатывать полученную информацию;
  3. писать рефераты, придерживаясь определенной структуры;
  4. решать задачи с экологическим содержанием;
  5. оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья. наблюдать и изучать явления;
  6. описывать результаты наблюдения;
  7. выполнять измерения;
  8. представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  9. делать выводы;
  10. обсуждать результаты экспериментов;
  11. уметь применять химические средства в быту.

Лучшему усвоению материала способствует использование краеведческого материала как иллюстрации к конкретным примерам. В качестве активных методов обучения необходимо использовать:

методы поискового и исследовательского характера;

  1. задания по оценке экологической ситуации в городе, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы;
  2. проведение экологической экспертизы;
  3. работа с картографическими материалами;
  4. написание рефератов и выступление с ними перед учащимися других классов, на научно-практических конференциях.

Содержание курса:

Введение 1ч.

Экология как наука, изучающая взаимопонимание организмов друг с другом и окружающей их средой. Взаимосвязь биологии и экологии и их роль в познании окружающего мира.

Тема I

Экология и здоровье человека 3 ч.

Понятие здоровья личного и общественного. Факторы влияющие на здоровье людей. Гармоничность физического развития.

Тема II

Окружающая среда и здоровье 16 ч.

Влияние ландшафта, звуков, погоды, питания на здоровье человека. Понятие о биологическом загрязнении и болезнях человека. Природно-очаговые заболевания.

Тема III. Антропогенная среда и здоровье человека 5 ч.

Тема IV Пища и здоровье человека 6ч. Влияние пищи на здоровье человека.

Тема V.Экология жилища человека"3ч

Итого 35 ч.

Методические рекомендации

В настоящее время экологическая грамотность недостаточна, а это в свою очередь порождает угрозу безопасности человека. Поэтому необходимо вооружить учащихся основами экологических знаний, необходимых для повседневной жизни. Наиболее удачными формами изучения теоретического материала курса будут лекции, практические работы, семинары. На основе практических работ возможно выполнение учебно-исследовательских работ. Занятия элективного курса с одной стороны дают учащимся теоретические знания, формирующие экологическое мировозрение, с другой – практические навки, умение оценивать ситуацию. Формируется умение работать в группе анализировать и изучать дополнительный материал. Развивает логическое мышление.

Тематическое планирование программного материала

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Введение 1 час

1.

Экология как наука ее связь с другими науками.

1ч.

Лекция с элементами беседы

I Экология и здоровье человека 3 часа

1.

Здоровье человека общественное и личное достояние. Факторы здоровья.

1ч.

Лекция с элементами тестирования.

2.

Влияние экологических факторов на здоровье населения.

1ч.

Беседа

3.

Определение гармоничности физического развития.

1ч.

Практическая работа

II Окружающая среда и здоровье человека 13ч

1.

Ландшафт как фактор здоровья.

1ч.

Лекция

2.

 Загрязнение атмосферы и человек.

1ч.

3.

Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение.

1ч.

Семинар. Пользуясь справочными табличными данными о шумовом загрязнении различных источников определяем шумовое загрязнение территории (1-определить число источников загрязнения,2- оценить по шкале шумового загрязнения, 3- рассшитать среднее значение шумового загрязнения и сравнение с допустимой нормой в жилой зоне).  

4.

Питание и здоровье человека. Болезни связанные с нерациональным питанием.

1ч.

Комбинированное занятие

5.

Погода и самочувствие человека.

1ч.

Лекция

6.

Биологические загрязнения и болезни человека.

1ч.

Лекция

7

Влияние факторов на здоровье человека.

1ч.

Защита рефератов

8

Изучение запылённости воздуха
летом и зимой.

Зимой работа с пробой снега из исследуемой территории села (топка снега, фильтрование сухого остатка, взвешивание, математический расчет), Летом работа с растительностью (сбор верхней части растений, взвешивание, перевод пыли в раствор, фильтрование раствора, взвешивание сухой массы).

9

Изучение загрязнения окружающей
среды резиновой пылью.

Подсчет прохождения автотранспорта (легковой транспорт, грузовой транспорт) в час, в день и сутки. Математический расчет загрязнения резиновой пылью.

10

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

1

Лекция с элементами беседы

11

Урок – Конференция

Защита исследовательских работ

III Антропогенная среда и здоровье человека 6ч

1.

Экологические проблемы причины их возникновения, связь со здоровьем и пути их решения.

1ч.

Лекция

2.

Влияние различных видов загрязнения на здоровье человека.

1ч.

Семинар.

3

Болезни органов дыхания Вред табакокурения

2

Семинар. Опыт

4

Влияние спиртных напитков на организм человека, на окружающих людей.

1

Лекция с элементами беседы

5

Красивая осанка и высокий каблук

1

                                                 IV.  Пища и здоровье человека 6ч

1

Что мы едим ?

1

Семинар. Опыт

2

Болезни органов пищеварения. Влияние чистки зубов на эмаль зубов. Вред чипсов, кириешек на здоровье человека.

3

3

Пиво и здоровье человека

1

Лекция с элементами беседы

4

Колбаса - так ли вкусно?

1

V.Экология жилища человека"6ч

1

Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами и структурой курса. Квартира – как экосистема

1

2

Всегда ли дом крепость? Практическая работа “Определение полезной площади квартиры”

1

3

Цветы в вашем доме. Практическая работа “Уход за комнатными цветами”

1

4

Комнатные растения - очистители воздуха жилищ

1

5

Влияние комнатных растений на здоровье человека

1

6

Урок – Конференция

1

Защита исследовательских работ

Всего 35 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 6 классе по теме"Твое здоровье зависит от тебя?"

Урок английского языка в 6 классе по УМК Кузовлев В.П. Урок формирования лексических и грамматических навыков говорения,закрепление модальных глаголов.Урок с презентацией....

Урок английского языка в 6 классе по теме «Твое здоровье зависит от тебя?»

Аннотация урока.Цель урока: развивать коммуникативную компетенцию учащихся. Данный урок является промежуточным и имеет своей целью совершенствовать навыки в устной  речи через диалог, практиковат...

Урок английского языка в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» (Твоё здоровье зависит от тебя?)

побробная разработка урока  в 6 классе по теме «Does your health depend on you?» (Твоё здоровье зависит от тебя?)...

Твоя будущая пенсия зависит от тебя. Эссе

"Сейчас всё по-другому. Чтобы не получилось так, как у вас, государство позаботилось о будущем поколении". ...

календарно-тематическое планирование элективного курса "Помоги себе сам"

планирование элективного курса "Помоги себе сам"...

урок по теме "Твое здоровье зависит от тебя"

Конспект урока по теме "Does your health depend on you?" к учебнику Кузовлева В.П. 6 класс....

Познавательное занятие "Все в этой жизни зависит от тебя!"

Занятие проводится в рамках программы социализации и самореализации подростков "Твой выбор"...