Программа элективного курса предпрофильного обучения «Я в мире профессий»
элективный курс (9 класс) по теме

Николаева Галина Николаевна

Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profor.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации

Урмарского района МБОУ «Кудеснерская ООШ»

Программа элективного курса предпрофильного обучения

 «Я в мире профессий»

Пояснительная записка

Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.

Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи курса:

  • Способствовать  профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
  • Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
  • Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
  • Ознакомление со специальной профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и  конкуренции на рынке труда.

   Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий  различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Примерный перечень формируемых знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
  • Правила выбора профессии;
  • Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических  и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
  • Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  • Значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • О современных формах и методах организации труда;
  • О предпринимательстве;
  • О рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
  • Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
  • Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Основное содержание

Раздел I. Образ «Я» и выбор профессии – 13 часов.

  1. Внутренний мир человека и система представлений о себе – 3 часа.

          Понятие о личности «Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.

  1. Секреты выбора профессии – 6 ч.

Правила выбора профессии «хочу» -  «могу» - «надо».  Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности  и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.

1.3   Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности                -2ч.

        Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства их  функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.

  1.    Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 2ч.

         Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.

Раздел II. Мир профессий и труда – 21час.

  1. Профессиональная пригодность – 2ч.

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда.

2.2  Здоровье и выбор профессии – 2 ч.

        Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

  1.   Многообразие мира профессий – 4ч.

Труд как потребность человеческой жизни «Разнообразие профессий». Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность – качество современного работника.

2.4  Анализ профессий – 6ч.

Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы.  Формула профессии.

2.5  Рынок труда и его требования к профессионалу – 2ч.

       Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.

2.6  Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений -3ч.

        Пути получения профессии. Система профессионально – технического образования. ПЛ. и ПУ условия приёма и обучения в них.

        Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов.  Понятие о профессиональной карьере.

  1. Профессиональная проба -2ч.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).

п/п

Название темы

Кол-во

часов

I

Образ «Я» и выбор профессии

13

1

Смысл и цель жизни человека

1

2

Внутренний мир человека

1

3

Система представлений о себе

1

4

Правила выбора профессии

1

5

Ошибки при выборе профессии

1

6

Профессиональные интересы

1

7

Профессиональные склонности, способности

1

8

Профессиональные намерения

1

9

Самовоспитание и выбор профессии

1

10

Св-ва нервной системы в проф. деятельности

1

11

Значение темперамента в проф. самоопределении

1

12

Психические процессы и их роль в проф. самоопр.

1

13

Роль внимания и мышления в проф. самоопредел.

1

II

Мир профессий и труда

21

14

Профессиональный план

1

15

Профессиональная пригодность

1

16

Здоровье и профессия

1

17

Характеристики здоровья  человека

1

18

Труд как потребность человеческой жизни

1

19

Социальные проблемы труда

1

20

Знакомство с профессиями района

1

21

Сознательность и самостоятельность выбора проф.

1

22

Общий обзор классификации

1

23

Типы профессий

1

24

Классы профессий

1

25

Отделы и группы профессий

1

26

Профессиограмма профессий.

1

27

Формула профессии

1

28

Понятия  «менеджмент» и «маркетинг»

1

29

Рынок труда и безработица

1

30

Пути получения профессии

1

31

Знакомство с учебными  завед. Усть-Лабинска

1

32

Навыки самопрезентации

1

33

Профессиональная проба

1

34

Уточнение профессиональных интересов

1

                                                                              Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»

Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....

Элективный курс предпрофильного обучения ""

Ребята знакомятся с правами ребенка уже на младшей ступени,и кажется целесообразным предложитьдля изучения в 8 классе курс "Дети и молодёжь в англоязычных странахж : жизнь, проблемы, права и обязаннос...

Элективный курс предпрофильного обучения ""

Ребята знакомятся с правами ребенка уже на младшей ступени,и кажется целесообразным предложитьдля изучения в 8 классе курс "Дети и молодёжь в англоязычных странахж : жизнь, проблемы, права и обязаннос...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...